5.Разработка программно-методических продуктов
Методическая работа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.65 МБ | |
| 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. - Практические дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил учитель.
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами –формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
"функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией . Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями»,«функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».
Сегодня формирование обучающихся функциональной является грамотности актуальным на всех ступенях обучения. Это вызвано технологическими других изменениями в производственных и сферах деятельности человека. Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь. (Китайская пословица )
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона ж изненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .
🞂 Объяснительно-иллюстративный, 🞂 Репродуктивный, 🞂 Метод проблемного обучения, 🞂 Частично-поисковый, 🞂 Исследовательский метод, 🞂 Метод проектов.
В стихотворении «Она жила и по стеклу текла, Но вдруг её морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, И в мире поубавилось тепла» допущена ошибка в понимании процесса замерзания воды .
Знаете ли вы?! Электроэнергия практически всегда «просачивается» через те приборы, которые какое-то время не используются, но остаются подключенными к сети, чтобы: их было удобнее включать через пульт дистанционного управления.
Использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Это способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьников.
В заключение можно отметить, что методы и приемы, описанные выше, связаны друг с другом. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении, может быть осуществлена во всех аспектах содержания учебной деятельности. Мотивируя обучающихся на учебную проблему, мы способствуем стимулированию у детей работы критического и креативного мышлений, развитию читательской, математической и естественнонаучной грамотностей.
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЗИКИ
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания.
Зачастую мы обнаруживаем, что выпускники образовательных организаций, успешно овладевшие знаниями в различных предметных областях, не способны использовать эти знания в практической жизнедеятельности.
Обозначенное противоречие обусловило зарождение в педагогической науке новых направлений о полноценной самореализации подрастающего поколения. В их основу положены идеи о личности, способной критически и творчески мыслить, успешно взаимодействовать в коллективе, уметь адаптироваться к постоянно меняющимся аспектам сферы жизнедеятельности. Все эти идеи включает в себя концепция формирования функциональной грамотности обучающихся.
Вот и встаѐт перед учителем вопрос: как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приѐмах обучения.
Понятие «функциональная грамотность» впервые было предложено использовать на организованном под эгидой ЮНЕСКО Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации безграмотности в Тегеране в 1965 году. Однако, несмотря на достаточно продолжительное использование функциональной грамотности в решении проблемы ликвидации неграмотности в мире, в настоящее время данное понятие не только не потеряло своей значимости, но, наоборот, получило широкое распространение в образовательной среде.
Обусловлено это тем, что образование в современном мире переживает серьезную трансформацию, основу которой составляет идея обучения не только академическим знаниям, но и подготовки личности к постановке и достижению функциональных и операционных целей, связанных с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Отмеченное указывает на необходимость формирования у человека разных видов грамотности, как возможности осознания им собственных образовательных потребностей.
Для эффективного формирования всех компонентов функциональной грамотности сложно выбрать какую-то одну технологию.
Эффективной технологией формирования функциональной грамотности является технология развития критического мышления. Целью технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Использование технологии критического мышления развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Очень часто используемый прием – это кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации.
Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Одним из методов формирования функциональной грамотности является физический эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся.
Использование на уроках виртуальной физической лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий. А использование физического оборудования готовит учащихся к решению реальных жизненных задач.
Другой метод – метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать вразличных коллективах.
Среди методов так же важным является работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.
Итак, перед школой стоит задача формирования функциональной грамотности обучающихся. И задача каждого педагога – освоить технологии формирования и оценивания функциональной грамотности.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯГРАМОТНОСТЬ
«Толстые» и«тонкие»вопросы
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приѐмам, формирующим умение работать с вопросами: мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень вопросов определяет уровень нашего мышления.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любом этапе урока. Это могут быть вопросы, накоторые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Или вопросы как способ активной фиксации по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Подобный метод формирует у учащихся умение смыслового чтения.
По ходу работы с таблицей в левую колонку «Тонкие вопросы» записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку «Толстые вопросы» – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Пример задания по физике:
На этапе закрепления изученных способов действий по теме «Закон Всемирного тяготения» (9 класс) учащимся предлагается ответить на вопросы, воспользовавшись изученным ранее материалом:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
|
|
Результатом работы над таблицей с «тонкими» и «толстыми» вопросами будет являться таблица ответов, которой можно воспользоваться при подготовке к самостоятельной работе.
На этапе контроля изученных способов действий по теме «Тепловые двигатели» (8 класс) учащимся в командах предлагается выполнить следующее задание:
Воспользовавшись текстом параграфов по данной теме, каждый член команды должен ответить на следующий вопрос: «Тепловые двигатели известны человечеству уже очень давно, и они достаточно широко используются: в транспорте – для путешествия, в сельском хозяйстве, промышленности, для выработки электроэнергии и т.д. Двигатель Стирлинга, паровая машина, ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель – каким образом можно сгруппировать данные тепловые двигатели? Что взять за основу для классификации?»
После того, как участники команды ответят на вопрос и запишут ответ, они по очереди озвучивают ответы внутри команды и обсуждают их. После этого представитель каждой команды озвучивает ответ на поставленный вопрос для всего класса.
Данный приѐм помогает формировать умение смыслового чтения, умение находить и извлекать нужную информацию из текста.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯГРАМОТНОСТЬ
Корзина идей
Корзина идей – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по заданному вопросу. Это строго индивидуальная работа. Затем происходит обмен информацией в парах, группах или в классе. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (командная работа). Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации или коллективного ответа на вопрос.
Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы – что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.
Пример задания:
На уроке по теме «Равномерное прямолинейное движение» (9 класс) учащимся предлагается выбрать, каким способ можно решить задачу на совместное движение двух тел:
«Расстояние между двумя городами А и В составляет 250 км. Одновременно из обоих городов навстречу друг другу выезжают автомашины. Машина из города А движется со скоростью 60 км/ч, из города В – со скоростью40 км/ч. Определите, на каком расстоянии от города А произойдет встреча машин?»
Учащимся необходимо выбрать один из способов решения подобного вида задач: графический или аналитический. С помощью таких задач учащиеся научатся представлять информацию в другой форме: в виде графика или уравнения. А «корзина идей» систематизировать знания.
Экспериментальные исследовательские задачи
Основным признаком экспериментальной задачи является не просто наличие эксперимента, проделанного в связи с ее решением, а невозможность постановки задачи и осуществления ее решения без эксперимента.
В 7 классе при изучении темы «Давление твѐрдых тел» учащимся предлагается выполнить экспериментальное задание, в ходе которого они определяют какое давление они оказывают на пол стоя и при ходьбе, сравнивают и объясняют полученные результаты.
Инструкция:
- Измерьте массу своего тел. Измерения и вычисления производите в системе СИ.
- Рассчитайте силу, с которой вы давите на опору. Она численно равна весу вашего тела:
𝐹=𝑃=𝑚𝑔
- Определите площадь опоры вашей стопы. Для этого:
−поставьте ногу на лист клетчатой бумаги и обведите ее контур;
− рассчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура, это будет число всех квадратиков N− полученное число квадратиков N умножьте на площадь одного квадратика (0,25 см2)
− определите площадь опоры S одной ноги в см2, а в таблицу результат запишите в м2:
𝑆=0,25·𝑁
Площадь ноги можно определять в тапочках, в туфлях (тогда площадь будет состоять из площади каблука и носочной части туфли), можно босиком.
- Зная силу давления (равную весу) и площадь опоры, определите давление, которое вы создаете стоя на полу и при ходьбе:
𝐹
𝑝=
𝑆
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
Масса, кг | Сила давления, Н | Число квадратиков | Площадь опоры | Давление на пол стоя,Па | Давление наполпри ходьбе,Па |
- Сделайте вывод о проделанной работе. Отчѐт должен содержать оформленную по всем правилам работу, а также контур ноги, с подсчитанными клетками.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯГРАМОТНОСТЬ
Бортовой журнал
Приѐм «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления. Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.
Бортовые журналы могут отличаться количеством вопросов в таблицах или внешним видом этих таблиц, но суть приѐма всегда одна–мы рисуем таблицы для того, чтобы зафиксировать на бумаге свои мысли по изучаемой теме.
Пример задания:
Изучение темы «Законы Ньютона» в 9 классе можно сопровождать заполнением бортового журнала в виде таблицы:
Первыйзакон | Второйзакон | Третийзакон | |
Формулировка закона | |||
Формула закона (основные и дополнительные–если имеются) | |||
Рисунок | |||
Суть закона, какое явление описывается | |||
Примеры проявлений (опыты,в окружающем мире) | |||
Границы применимости Закона (общие для всех) |
В течение 10 минут учитель читает лекцию для всех. Учащиеся индивидуально заполняют свои бортовые журналы (ключевые слова, рисунки, схемы).
Затем они в парах (или командах) обсуждают содержание своих журналов, дополняют, при необходимости обращаются за консультацией к учителю. Учитель обсуждает бортовые журналы со всем классом.
Далее читает следующий фрагмент лекции и цикл повторяется.
Реставрация текста (текст с дырками)
Смысл приѐма «реставратор» заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искажѐнный учителем или выданный в неполном объеме, который предстоит восстановить.
Данный приѐм способствует актуализации и систематизации естественно - научных знаний, распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.
Пример задания:
- Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведѐнного списка. Текст и варианты слов (словосочетаний) приведены ниже.
Реактивным называется движение, которое происходит под действием
(А), действующей на движущееся тело со стороны струи вещества, выбрасываемого из двигателя. Пояснить принцип реактивного движения можно на примере движения ракеты.
Пусть в двигателе, установленном на ракете, происходит сгорание топлива и продукты горения (горячие газы) под высоким давлением выбрасываются из сопла двигателя. На каждую порцию газов, выброшенных из сопла, со стороны двигателя действует некоторая сила, которая приводит эту порцию газов в движение. В соответствии с (Б) законом Ньютона, на двигатель со стороны выбрасываемых газов действует сила, такая же по модулю и противоположная по направлению. Эта сила называется реактивной. Под еѐ действием ракета приобретает ускорение и разгоняется в направлении, (В) выбрасывания газов.
При реактивном движении ракеты еѐ масса непрерывно уменьшается из- за сгорания топлива и выбрасывания наружу продуктов сгорания. По этой причине модуль ускорения ракеты всѐ время (Г), а скорость ракеты нелинейно зависит от массы сгоревшего топлива. Впервые задача об отыскании модуля конечной скорости v ракеты, масса которой изменилась от значения m0 до величины m, была решена русским учѐным, пионером космонавтики К. Э. Циолковским.
Список слов и словосочетаний:
- Сила реакции
- сила тяжести
- первый
- второй
- третий
- противоположное направление
- совпадающий с направлением
- изменяется
- остаѐтся постоянным
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Цифры могут повторяться.
А | Б | В | Г |
20
ФИНАНСОВАЯГРАМОТНОСТЬ
Домашние мини – проекты и практические работы
Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е.практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе.
Проект назначается на определенный промежуток времени.
Цель проектного обучения–научить решать практические задачи, привязать полученные знания к реальной жизни. Данная технология позволяет формировать финансовую грамотность, а именно понимание расходов в семейном бюджете и его экономии.
Примеры заданий:
- В 8 классе при изучении темы «Работа и мощность электрического тока» учащимся предлагается выполнить домашнюю практическую работу
«Расчет стоимости электроэнергии»:
- Выбрать один день (лучше выходной), когда будут проводиться все измерения, утром отметить и записать в таблицу 1 показания электросчѐтчика.
- В течение дня записывать какими электроприборами и в течение какого времени вы пользуетесь. Данные внести в таблицу 2.
- Записать мощности всех электроприборов в таблицу2.
- В конце дня повторно записать показания электросчѐтчика в таблицу1.
- Провести необходимые вычисления и сравнить стоимость электроэнергии по счетчику и по электроприборам:
A=P·t
Cm=A·тapиф
- Сделатьвывод,какможносэкономитьэлектроэнергию.
Таблица1
Показания электросчѐтчика утром, кВт•ч | Показания электросчѐтчика вечером, кВт•ч | Тариф,руб/кВт•ч | Стоимостьэлектро- энергии, руб |
Таблица2
№ п/п | Электро- прибор | Мощность прибора, кВт | Время работы приборав течение суток, ч | Затраченная электро- энергия каждым прибором, кВт•ч | Тариф, руб/кВт•ч | Стоимость электро- энергии,руб |
Итог стоимости: | ||||||
- В 8 классе при изучении темы «Работа и мощность электрического тока» учащиеся выполняют домашнюю практическую работу «С крышкой или без?».
- Взять две одинаковые кастрюли, налить в них одинаковое количество воды (1 литр), поставить их на одинаковые конфорки.
- Одну кастрюлю закрыть крышкой, вторую оставить без крышки. Дождаться, когда вода в кастрюлях закипит и записать результат измерения в таблицу.
Кастрюля | Время закипания воды,ч | Мощность электроплиты, кВт | Затраченная электро- энергия, кВт•ч | Тариф, руб/кВт•ч | Стоимость электро- энергии, руб |
С крышкой | |||||
Без крышки |
- Вычислите затраченную электроэнергию и ее стоимость для каждой кастрюли:
A=P·t
Cm=A·тapиф
- Сравните стоимость электроэнергии, затраченной на закипание воды в каждой кастрюле. Сделайте вывод.
- Вместо электроплиты можно воспользоваться электрочайником.
ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КРЕАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
«Крестики-нолики»
– мыслительный приѐм на развитие критического и креативного мышления. Данный прием направлен на выявление и создание связей между изучаемыми понятиями, фразами, формулами и т.д. вместо бездумного заучивания определений и фактов. Также он способствует развитию навыков ведения диалогов и дебатов.
Команде учащихся выдаются пронумерованные карточки (от 1 до 9) со словами/терминами/формулами/рисунками и т.д. Карточки раскладываются 3 на3.Далее учащиеся составляют предложения с использованием любых трѐх слов, находящихся на одной линии по горизонтали, вертикали или диагонали. Каждый читает своѐ предложение.
Пример задания по физике:
В 7 классе на итоговом уроке изучения раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся выдаются карточки с терминами по данной теме:
1 | Газ | 2 | Жидкость | 3 | Твердое тело |
4 | Объем | 5 | Форма | 6 | Молекула |
7 Промежутки | 8 | Движение | 9 | Диффузия | |
Каждый участник команды выбирает одну линию и из полученных слов составляет предложение. На данную работу 30 секунд. Далее учащиеся озвучивают свои предложения внутри команды по часовой стрелке, начиная с номера 2.
Затем любой участник команды повторяет предложение, сказанное его соседом по плечу.
-Разделите лист тетради на 3 столбика:
- Напишите в своей тетради в столбик: что вы видите? (не менее 10 перечислений). Проговорите в команде свои наблюдения, не повторяясь (то есть отмечайте у себя). Начинает ученик 3. Время 2 минуты. Ученик 1 скажите, что говорил 3 ученик?
- Напишите в свой тетради во 2 столбик: что вы об этом думаете? Начинает ученик 1. Время 2 минуты. Ученик 2 скажите, что говорил ученик 4.
- Напишите в 3 столбик: о чем это заставляет вас задуматься? (в виде вопроса). Начинает ученик 3. Время 2 минуты. Ученик 4 скажите, что говорил 1 ученик.
Что вывидите? | Что вы обэтом думаете? | О чем это заставляет Вас задуматься? | ||||
Например: | я | вижу | Например: | я | думаю, | Например:во все ли |
Дерево с | зеленой | что время | года – | времена года листва | ||
листвой. | лето. | этого дерева – | ||||
зеленая?Вечнозеленое | ||||||
Это дерево или нет? | ||||||
- Какой вопрос, относящийся к физике, возник в вашей команде, и кто его сформулировал? Отвечает 3 ученик (записать на доске)
- Возникают вопросы: Как Фальконе обеспечил равновесие скульптуры, выполненной из бронзы? Какой выход нашел скульптор Фальконе, чтобы
удержать вздыбленную лошадь на пьедестале? (- скульптор увеличил площадь опоры, добавил третью точку опоры, поместив змею под задними копытами, в этом случае проще обеспечить попадание проекции центра тяжести тела на площадь опоры. Также скульптор понизил общий центр тяжести всего памятника. Каким образом? - установил пьедестал, который понижает общий центр тяжести; скульптор также произвел отливку таким образом, что передняя часть всадника оказалась облегченной, а задние ноги и хвост массивными).




