Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Донец Светлана Леонидовна

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников19.87 КБ
Файл Управление процессом развития творческой активности воспитанников, родителей и педагогов707.11 КБ
Файл Положение о проведении творческой выставки народно-прикладного искусства "Красота России"36.13 КБ
Файл Положение о фестивале экологических сказок ( творческая деятельность воспитанников, родителей, воспитателей)16.76 КБ
Файл Фестиваль театрализованных постановок "Путешествуем по России"18.17 КБ
Файл Положение о творческой выставке "Сказка к нам пришла"15.63 КБ
Файл Положение о конкурсе "Минута славы " (в ДОУ)20.5 КБ
Файл Положение о проведении литературной гостиной "По сказкам К.И.Чуковского"17.79 КБ
Файл Семинар – практикум: Использование дидактических пособий (Дьенеша, Кюизенера, Танграм, Геоконт, «мыслительные карты» Тони Бьюзе22.42 КБ
Файл «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе30.63 КБ
PDF icon Основная образовательная программа МБДОУ ЦРР - д/с "Теремок"2 МБ
PDF icon Модифицированная программа "Будь здоров!"950.14 КБ
PDF icon Проект: Создание интегрированной среды 210.57 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей воспитанников в ДОУ.

Сенситивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. У ребёнка дошкольного возраста развита яркость и конкретность представляемых образов, свобода в самовыражении, фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, проявляется эмоциональная отзывчивость на окружающее. 

Способности ребёнка в различных направлениях могут служить признаком проявления разнообразных типов одарённости:

1. Интеллектуальный тип одаренности. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:

- когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;

- высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.

2. Художественный тип одарённости – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Указанные выше типы одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.

3. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

4. Лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим.

5. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.

Специфические способности детей дошкольного возраста можно разделить на два вида:

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом. К ним относятся:

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают воспитанникам находить нестандартные решения, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи воспитанников в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии. Они подразделяются на несколько категорий:

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться   и влиять на других детей.

Для выявления и развития способностей воспитанников к творческой деятельности в каждом ДОУ создаются условия для развития и реализации индивидуальных способностей воспитанников в процессе их обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей. Дети осваивают приёмы и средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к разнообразной деятельности.

В МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок» для развития способностей воспитанников используется:

- система дополнительного образования: платные дополнительные услуги (хореография, театрализация, ручной труд), кружковую деятельность воспитателей в вторую половину дня;

- система взаимосвязанных мероприятий для развития разнообразных творческих способностей воспитанников (литературные гостиные, фестивали, проекты);

- участие в конкурсном движении разного уровня.

Большую роль играет предметно-развивающая среда. В нашем МБДОУ создан кабинет ИЗО, где работает кружок «В мире прекрасного» организована необходимая эстетически развивающая предметно-пространственная среда, что обеспечивает ребёнку условия индивидуального развития творчества, музыкальный и физкультурный зал, образовательная среда групп. Предметно-развивающая среда кабинета ИЗО и других помещений организована с учётом ФГОС, в соответствии с требованиями СанПиН, реализуемой программы и направлена на стимулирование развития творческих способностей, самостоятельности, инициативности воспитанников ДОУ разного возраста, способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода к детям.

       Ежедневная работа позволяет выделять наиболее способных и одарённых воспитанников и наметить пути их дальнейшего развития, через индивидуальные образовательные маршруты. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даётся возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети. Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление  детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней. Развитие тех или иных склонностей дошкольников и учащихся предполагает активное участие со стороны родителей. 

Используемая литература:

  1. http://tonusmozga.ru/sposobnosti/razvitiye-detskikh-sposobnostey/vyyavleniye-u-detey.html
  2. Программа "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста", автор: Родикова Людмила Волдемаровна, педагог-психолог.



Предварительный просмотр:

Донец Светлана Леонидовна,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР -д/с «Теремок»

Тема: Управление процессом развития творческой активности педагогов, воспитанников, родителей через организацию фестивального движения в ДОУ.

Фестиваль

Фестиваль – массовое мероприятие, празднество, показ достижений профессионального уровня педагогов и успешности детей в разных направлениях от художественного творчества до экологического проекта. Фестиваль – стимулирующее средство для организации и управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Считаю такую форму работы универсальной, т.к она решает ряд взаимосвязанных задач. Педагоги активизируются в творческом поиске решения поставленных задач (продумывают идею, подбирают участников проекта, координируют работу в группе). Для воспитанников создаются условий для самовыражения, самостоятельности и самореализации, они вносят свои предложения, участвуют в подготовке к спектаклю. Родители активно участвуют в педагогическом процессе и сотрудничают с педагогическим коллективом детского сада.

Такая форма организации образовательного процесса позволяет в полной мере использовать интеграцию разнообразных видов деятельности:

  • Продуктивной деятельности– изготовление костюмов и атрибутов, рисование декорации,
  • речевой деятельности- разучивание и исполнение ролей,
  • творческой деятельности –инсценировка, вживание в образ,
  • коммуникативной деятельности – общение с партнёрами.

Эта форма эффективна для проведения масштабного тематического проекта, а может стать итоговым мероприятие темы месяца. Это становиться образовательным  событием в учреждении, в подготовке к которому участвуют все: педагогический коллектив, родители, социальные партнёры, воспитанники. На проведении самого фестиваля в качестве зрителей приглашаются все группы, родители разных групп, воспитатели других детских садов, т.е это не событие ради события, а своего рода презентация продукта проекта, одновременно идёт диссеминация педагогического опыта.

Цели и задачи фестивалей:

• Создание среды творческого профессионального общения педагогов, родителей и детей.

• Выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей.

• Приобщение к театральному искусству  юных зрителей, воспитание  чувства прекрасного, пробуждение собственных творческих возможностей.

Основные задачи  подготовки фестиваля.

1. Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.

2. Определение целей и задач, темы и идеи.

3. Разработка положения о фестивале.

4. Написание сценария.

5. Подбор будущих участников и работа с ними.

6. Подбор ведущих.

7. Формирование жюри.

8. Покупка призов для награждения участников.

9. Оформление места проведения.

10. Репитиционно-постановочный процесс.

11. Подготовка и оформление зала,сцены.

12. Подбор и запись музыкального сопровождения.

Завершается вся подготовительная работа одной – двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Положение включает в себя:

1. Название (тема) фестиваля.

2. Цель и порядок его проведения.

3. Сроки и условия проведения.

4. Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.

5. Критерии оценки результатов.

  6. Состав жюри.

 7. Определяются предлагаемые награды победителям.

Тематика фестивалей  может быть разнообразной, в соответствии ФГОС ДО ребенок должен проживать  свою жизнь участвуя в событиях его окружающей действительности . 2017 год был годом экологии и  в нашем детском саду на ряду с разными мероприятиями экологической направленности как итог был  проведен фестиваль экологических сказок .

Фестиваль экологических сказок. Актуальная тема экологического воспитания требует особого внимания, сегодня как никогда Байкал в большой опасности и именно нашим  детям предстоит не легкая задача сохранения природных ресурсов как  основы могущества и экономической независимости страны.   Фестиваль проходил в течение недели, где каждый день выступали по две возрастные группы: с обязательным присутствием родительской общественности, других воспитанников и педагогов. Варианты представленных тем – экологических сказок  были разнообразны :

  • «Когда деревья умели ходить»,
  • «Нерадивые туристы»,
  • сказка «О старичке – лесовике, вреде плесени и жуков – короедов для деревьев»,
  • «Бабочки -красавицы»,
  • «Солнце, вода и земля»,
  • «На Байкале так бывает»,
  • «Доктор Айболит на новый лад»,
  • «Жадный царь».

Этапы работы:

Этап

Сроки

Мероприятия

Цель

1. Подготовительный

1- 2 недели

Ознакомление участников с темой и Положением Фестиваля

Осведомленность всех участников проекта о намеченном педагогическом событии

Совместная деятельность педагога и воспитанников по актуализации знаний:

- проведение организованной образовательной деятельности,

- проведение бесед, рассматривания демонстрационного материала, видеоматериала.

Появление заинтересованности темой

Поиск семей, родителей ( законных представителей), членов семей  –партнёров для реализации данного проекта

Создание команды родителей - партнёров, заинтересованной в реализации проекта.

Разработка плана совместного сотрудничества по реализации проекта

Наличие плана реализации проекта

2. Этап реализации

3-4 недели

Распределение обязанностей при взаимной договоренности и добровольности по реализации проекта:

- написание сценария;

- распределение ролей;

-изготовление костюмов, декораций;

-подборка атрибутов, оборудования.

Вовлечение в процесс творчества наибольшего количества участников

Создание инициативной группы среди родителей по оказанию помощи в реализации проекта:

-изготовление костюмов, декораций;

-подборка атрибутов, оборудования.

Выделение творческой группы родителей, активных помощников в пед.процессе.

Подготовка к участию в фестивале театральной постановки с обязательным участием родителей, воспитанников, педагогов:

- разучивание ролей;

- репетиции театральной постановки.

Развитие творческих способностей всех участников  проекта

Проведение Фестиваля согласно Положению конкурса для воспитанников, родителей и воспитателей

Показ результата совместного творчества, получение положительного эмоционального отклика от совместного творчества

3. Подведение итогов.

1 неделя

Награждение участников Фестиваля с вручением ценных подарков

Поощрение участников проекта

Освещение о результатах проведения Фестиваля в местных СМИ, телевизионных выпусках

Повышение осведомленности родительского сообщества о пед.процессах происходящих в ДОУ

Диссеминация опыта по проведению Фестиваля среди педагогического сообщества, через публикацию статей, участие в конкурсах профессионального мастерства

Обмен опытом среди педагогов

Приложение

Фестиваль экологических сказок

Фестиваль «Путешествуем по России»



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ЦРР –д/с «Теремок»

Е.Н.Лебедь

Положение

о смотре – конкурсе «Красота России»

1. Общие положения.

Настоящее Положение устанавливает порядок проведения смотра – конкурса «Красота России» (далее смотр-конкурс).

Организатором смотра - конкурса является МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок».

2. Цели и задачи.

2.1. Цели: воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, через сохранение преемственности культурных традиций  в сфере народного прикладного творчества и поддержки устойчивого интереса у подрастающего поколения к традиционной народной культуре.
2.2. Задачи:

- организация процесса погружения в изучение воспитанниками культуры родного края и традиционной народной культуры;

- развитие творческих способностей, творческой инициативы и эстетического вкуса

 детей через приобщение к традициям народной культуры;

- содействие в установлении доверительных отношений между детьми и родителями через  организацию процесса сотворчества.

3. Организаторы.

Смотр - конкурс проводится МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок».

4. Участники смотра  - конкурса.

В смотре - конкурсе принимают участие воспитанники МБДОУ ЦРР – д\с «Теремок» и их родители.

5.Сроки проведения смотра – конкурса.

Сроки проведения конкурса: 01.12.2016 по 11.01.017 г.

Подведение итогов смотра - конкурса будет проходить на итоговой выставке, которая будет оформлена в музыкальном зале учреждения 12.01.2017 г.

5. Условия смотра – конкурса.

5.1. На смотр - конкурс принимаются творческие работы прикладного искусства, выполненные по мотивам народных промыслов (народов населяющих Россию), традиций родного края.

На смотр - конкурс принимаются творческие работы, выполненные в любой технике исполнения,  все виды декоративно-прикладного искусства (аппликация, вышивка, выжигание, резьба по дереву, росписи по различным материалам, изделия из кожи, дерева, глины и т.п). 

5.2. Смотр-конкурс проводится по номинациям.

Примерный перечень номинаций:

- номинация «Художественная обработка камня» (аппликация из камня и каменной крошки)

- номинация «Художественная роспись» (роспись по металлу, керамики, дереву)

- номинация «Художественная керамика» (ручная лепка из глины)

- номинация «Художественная обработка дерева» (резьба, изделия из бересты) 

- номинация «Плетение из природных материалов»

- номинация «Бисероплетение и вышивка бисером»

- номинация «Ручное ткачество и вышивка»

- номинация «Кружевоплетение», макраме

- номинация «Художественная обработка кожи и меха».

Организаторы оставляют за собой право изменить номинации или ввести новые, в зависимости от поданных на конкурс поделок.

5.3.Поделки должны быть изготовленные собственными руками при совместном творчестве ребёнка и родителя (законных представителей).

5.4.Приобретённые в магазине (купленные) поделки не рассматриваются.

6.Критерии оценки:

- творческий подход к раскрытию темы смотра - конкурса;

- уровень художественного мастерства выполненной работы;

- культура оформления работы;

- соответствие содержания работы тематике смотра - конкурса и Положению.

7. Награждение участников смотра-конкурса.

По итогам смотра  - конкурса участники награждаются дипломами, грамотами. Жюри смотра - конкурса оставляет за собой право учредить специальные призы. Решение жюри пересмотру не подлежит.



Предварительный просмотр:

Положение о конкурсе для воспитанников, родителей и воспитателей

«Лучшая театрализация на экологическую тему»

I. Общие положения.

1.1. Конкурс для воспитанников, родителей и воспитателей  «Лучшая театрализация на экологическую тему» проводится МБДОУ ЦРР - д/с «Теремок» в рамках  года культуры и литературы, приоритетного направления работы учреждения «экологическое образование».

Конкурс проводится согласно годовому плану работы МБДОУ ЦРР д/с «Теремок».

Конкурс для воспитанников, родителей и воспитателей  «Лучшая театрализация на экологическую тему» - это форма художественно-эстетического соревнования.

1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок организации и проведения конкурса  для воспитанников, родителей и воспитателей «Лучшая театрализация на экологическую тему» (далее - «Конкурс») его организационное обеспечение, порядок участия в конкурсе и определения победителей и призёров.

1.3. Конкурс проводится с целью развития творческих способностей детей  дошкольного возраста средствами синтетического искусства — театра, при совместном сотрудничестве с родителями и педагогами.

1.4.Задачи конкурса: 

  • создание условий для максимального самовыражения, самостоятельности и самореализации детей;
  • развитие интереса у детей дошкольного возраста к различным видам театрального искусства;
  • содействие развитию театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;
  • повышение мотивации деятельности, педагогического мастерства и творчества специалистов МБДОУ по созданию условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
  • привлечение родителей к активному творческому сотрудничеству с педагогическим коллективом МБДОУ;
  • распространение передового педагогического опыта работы с одаренными детьми;
  • расширение диапазона профессионального общения педагогов ДОУ.

II. Организация и проведение конкурса:
1. В организации постановки принимают участие музыкальные руководители, воспитатели, родители, дети дошкольного возраста.
2. Для участия в конкурсе участники представляют постановку театрализованного представления. Театрализованное представление может быть авторской или на основе известного произведения (предназначенное для детей дошкольного возраста) с экологическим направлением в содержании.
3. На конкурс могут быть представлены театрализованные постановки разнообразных жанров. 
4. В представлении используются куклы, декорации, костюмы, изготовленные педагогами МБДОУ, родителями воспитанников детского учреждения или в мастерских. 

5. Обязательным условием является демонстрация спектакля для детской аудитории и жюри конкурса.

6. Конкурс является открытым, т.е. в качестве зрителей приглашаются воспитанники определенной возрастной категории, педагоги, родители.

7.Дата проведения конкурса:

1 категория - младшие и средние группы ( дата) в 16.00 часов

2 категория – старшие и подготовительные группы  (дата) в 16 часов
8. Продолжительность каждой театрализованной постановки  10 - 15 минут.

9.Количество театрализованных постановок от каждой возрастной группы ограничено - по 1 постановке.

10.Критерии оценивания театральных постановок:
- Развивающая и воспитательная направленность постановки.
- Соответствие возрасту аудитории детей .
- Креативность сюжета .
- Мастерство артистов. Исполнительская манера и уровень актерского мастерства.
- Привлечение воспитанников МБДОУ и родителей к участию в постановке.
- Технические характеристики (эстетика оформления спектакля, внешний вид актёров, кукол, музыкальное сопровождение.

11. По итогам конкурса жюри выявляет лучшие постановки по наибольшему количеству баллов.

12.Оценивание жюри производит по возрастным  категориям:

1 категория - младшие и средние группы,

2 категория – старшие и подготовительные группы

В случае совпадения количества баллов по решению жюри определятся победители в отдельных номинациях:

-   «лучший спектакль»;

-   «лучший дизайн спектакля и лучшие костюмы»;

-   «лучшее режиссерское решение»;

-   «лучшее музыкальное оформление спектакля»;

-   «лучшее исполнение роли».
13. Победители награждаются дипломами и памятными призами.







Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

Е.Н.Лебедь

Приказ №__________

от «________»____________ г.

Положение

о фестивале – конкурсе

театрализованных постановок

«Путешествуем по России».

Российская Федерация — многонациональная, многокультурная, многоязычная страна.  Национальный состав населения России отличается значительным культурным и языковым разнообразием: на территории страны проживают более 180 народов. Важнейшим направлением работы МБДОУ является духовное, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, укрепление интереса к отечественной истории, культуре, искусству; развитие толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России, расширение представления о людях разных национальностей, проживающих в России.

1.Общие положения.

Настоящее Положение устанавливает порядок проведения  фестиваля – конкурса

театрализованных постановок «Путешествуем по России (далее фестиваль-конкурс).

Организатором фестиваля- конкурса является МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок».

2. Цель: укрепление единства многонационального народа России, воспитание чувства патриотизма, чести и достоинства гражданина России, развитие у подрастающего поколения культуры взаимопонимания и толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны.

3.Задачи:

  • знакомство с этикой межнационального общения, воспитание уважения к культуре и обычаям других народностей, воспитание доброжелательного отношения к представителям разных национальностей;
  • развитие познавательного интереса, желания узнавать о жизни народов России (больших и малых народностей);
  • актуализация имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, быт и др.), расширение знаний о традициях, обычаях, праздниках, фольклорном творчестве народов России;
  • организация совместного творчества всех участников образовательного процесса: родители (законные представители), воспитанники, педагоги;
  • формирование навыков проектной деятельности через театрализованные постановки;
  • расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

4. Участники.

В фестивале – конкурсе принимают участие воспитанники, родители, педагоги МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок» младших, средних, старших, подготовительных групп.

5. Организация и проведение фестиваля-конкурса.

5.1. Для участия в конкурсе участники представляют постановку театрализованного представления, которая знакомит с культурой любого народа России.

5.2. В содержании театрализованного представления используются элементы быта, обычаев, обрядов любого народа России. В театрализованной постановке могут быть использованы элементы национальных игр, праздников, песни, танцы  (содержание должно соответствовать возрасту и предназначенное для детей дошкольного возраста).

5.3. В организации постановки принимают участие музыкальные руководители, воспитатели, родители, дети дошкольного возраста.

5.4.На фестиваль - конкурс могут быть представлены театрализованные постановки разнообразных жанры.
5.5.В представлении используются куклы, декорации, костюмы, изготовленные педагогами МБДОУ, родителями воспитанников детского учреждения. 

5.6. При проведении фестиваля-конкурса допускается присутствие групп поддержки, зрителей.
5.7. Обязательным условием является демонстрация театрализованной постановки для детской аудитории и жюри конкурса.

5.8. Фестиваль - конкурс является открытым, т.е. в качестве зрителей приглашаются воспитанники определенной возрастной категории, педагоги, родители.

5.9. Продолжительность каждой театрализованной постановки  10 - 15 минут.

5.10.Количество театрализованных постановок от каждой возрастной группы неограниченно.

6.Сроки проведения.

Фестиваль - конкурс проводится в три этапа:

I этап – Подготовительный этап. с 16.01.2017 по 15.03.2017г. подготовка театрализованных постановок (разработка сценария, костюмов, разучивание ролей, танцев, песен).

II этап – Представление конкурсных постановок. 15-16 марта 2017 года в 16.30 часов музыкальный зал:

1 категория - средняя группы и старшая группы 15.03.2017 в 16.00 часов,

2 категория – подготовительные группы 16.03.2017в 16 часов.

III этап – Финал. Подведение итогов. Награждение. 17.03.2017 г. в 17.00 часов в музыкальном зале.

7.Критерии оценивания театральных постановок:

  • соответствие возрасту аудитории детей;
  • привлечение воспитанников МБДОУ и родителей к участию в постановке.;
  • соответствие тематике;
  • артистизм и музыкально-художественный уровень выступления;
  • информационно-пропагандистская направленность сценария;
  • оригинальность и творческий подход;
  • внешний вид, костюмы, реквизит.

8. Награждение. 

Все группы - участники награждаются грамотами за участие.

Победители награждаются дипломами и памятными призами.



Предварительный просмотр:

                                                   Утверждаю:

Заведующая МБДОУ ЦРР д/с «Теремок»

Е.Н. Лебедь

Приказ №_____ от___________________

Положение

о проведении конкурса

«Сказка к нам пришла»

(совместное творчество родителей и детей)

1.ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

1.1. Конкурс проводится в целях развитие разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада в воспитании подрастающего поколения, укрепление культурных связей и взаимодействия между образовательным учреждением и родительской общественностью, укрепление детско-родительских отношений, развитие сотворчества родителей (законных представителей) и детей.

1.2. Задачи конкурса:

- создание праздничной атмосферы и вовлечение детей в творческий процесс по изготовлению авторской новогодней поделки, образа любимого сказочного (литературного) или мультипликационного героя.

2.УЧАСТНИКИ СМОТРА-КОНКУРСА

2.1. К участию в конкурсе приглашаются воспитанники МБДОУ ЦРР - д/с «Теремок» и их родители (законные представители). На конкурс принимаются индивидуальные или коллективные работы, выполненные дошкольниками и их родителями (законными представителями).

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА-КОНКУРСА.

3.1. Организатором Конкурса является МБДОУ ЦРР - д/с «Теремок».

3.2. Конкурс проводится с 01.12.2017 по 08.01.2018 года.

3.3. Выставка поделок оформляется в приемных групп в каждой возрастной группе.

3.4. После ознакомления с выставкой в группе, оформляется общая выставка в музыкальном зале 09.01.2018, которая действует до 15.01.2018.

3.5 Общую выставку посещают все возрастные группы, в сопровождении воспитателей, приглашаются родители.

3.5. Подведение итогов состоится 10.01.2018г.

 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К КОНКУРСНЫМ РАБОТАМ 
4.1. На конкурс представляются поделки, изготовленные собственными руками.

4.2. К работе должна быть приложена информация об участнике (ФИО родителя, ребёнка, возраст, группа, имя сказочного (литературного) или мультипликационного героя).

4.3. Представленные на Конкурс новогодние поделки должны соответствовать следующим критериям:

- соответствие тематике: мультипликационные или сказочные (литературные) герои;

- оригинальность художественного дизайна;

- качество изготовления,

- безопасность,

- эстетичность,

- использование экологически чистых материалов,

- не противоречащая морально – этическим нормам.

4.5. Новогодние поделки могут быть выполнены из любого безопасного материала, размеры поделки не ограничены.

4.6. На конкурс не принимаются работы, в которых присутствуют опасные (острые, режущие, колющие) предметы.

4.7. Количество работ от участников Конкурса не ограничено.

5. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И НАГРАЖДЕНИЕ

5.1. Победители конкурса определяются независимой комиссией из числа общественности, представителей других детских садов.

5.2. Победителям конкурса на лучшую новогоднюю поделку, занявшие 1-3 места, вручаются дипломы и грамоты.

5.3. Итоги конкурса будут освещены на сайте дошкольного учреждения. 



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

 Заведующий  МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

  _________________________Е.Н.Лебедь

Положение о проведении фестиваля-конкурса

в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок»

«Минута славы»

1. Общие положения.  

1.1.  Настоящее положение определяет цели, задачи конкурса, требования и порядок проведения конкурса.

1.2. Конкурс «Минута славы проводится МБДОУ ЦРР-д/с «Теремок» в соответствии с годовым планом работы.

1.3. Конкурс способствует проявлению талантов детей и родителей, раскрытию всего лучшего, заключенного в каждом ребенке.

2. Цель конкурса: Раскрытие и реализация творческих способностей детей, родителей, педагогов МБДОУ.

3. Задачи конкурса.
3.1. Создать условия для развития и  реализации творческого потенциала, способностей, воспитанников через публичное выступление и самопрезентацию.

3.2. Создание психологически комфортной атмосферы через процесс сотворчества детей, родителей и педагогов.

3.3. Воспитывать художественный и эстетический вкус средствами различных видов искусства.

3.4. Активизация взаимодействия с родителями воспитанников, приобщение детей к совместному творчеству с родителями через формы культурно - досугового общения.

4. Время и место.

4.1. Фестиваль-конкурс будет проводиться 21 марта по 25 марта 2016 г. в музыкальном зале детского сада.

4.2. График выступлений составляется в зависимости от количества поступивших заявок.

5. Участники конкурса.
5.1. Участниками конкурса могут быть:

  • семейный коллектив
  • ребенок (группа воспитанников) с родителем (законным представителем)
  • ребенок (группа воспитанников) с педагогом
  • ребёнок (группа воспитанников), педагог и родитель (группа родителей, законный представитель)
  • детский коллектив МБДОУ

5.2. Участники  конкурса не имеют возрастных ограничений.

6. Номинации:

  • вокал
  • хореография
  • оригинальный жанр: цирк, акробатика, гимнастика, силовые виды спорта, театр мод и другие виды.
  • музыкальные инструменты

7. Условия участия в конкурсе:

7.1.  В любой номинации представляется только одно произведение протяжённостью не более 3-4 мин.

7.2. Вокал  – только «живой» звук (фонограмма «минус»). Нужно заранее указать носитель музыки: СD, флеш-карта. Каждому исполнителю предоставляется право использовать аппаратуру организаторов фестиваля-конкурса.

7.3. Не допускается участие животных в номерах.

7.4. Содержание и исполнение номера не должно угрожать жизни и здоровью его исполнителей, зрителей.

7.5. Заявки на участие принимаются  не позднее 16.03.2016 года. Заявку необходимо  отдать воспитателям на группы.

 

8. Состав жюри.

Жюри формируется из представителей:

  • администрации МБДОУ
  • педагогического коллектива
  • родительского комитета МБДОУ
  • Управления образования

9. Критерии оценки.
При подведении итогов конкурса членами жюри будут учитываться:

  • артистизм;
  • уровень исполнительского мастерства;
  • оригинальность;
  • оформление номера, спецэффекты, декорации, костюм;
  • индивидуальность.

10.Награждение победителей:

Все участники награждаются грамотами участников фестиваля-конкурса.

Победители фестиваля-конкурса получают дипломы лауреата и призы.

Исполнители лучших номеров будут принимать участие в гала-концерте на общесадовском родительском собрании.

11. Финансирование.

Расходы на организацию и проведение фестиваля-конкурса, возлагаются на администрацию учреждения.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

Е.Н.Лебедь

Приказ №__________

от «________»____________ г.

Положение

о проведении литературной гостиной «По страницам книг К. Чуковского»

(к 135 лет- юбилей К. Чуковского)

1.Общие положения. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения литературной гостиной «По страницам книг К. Чуковского» (к 135 летнему юбилею К. Чуковского).

Организатором литературной гостиной является МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок».

2. Цель: литературная гостиная «По страницам книг К. Чуковского» проводится в МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок» (далее литературная гостиная) с целью воспитания интереса к творчеству  К.И.Чуковского и расширения представлений об его творчестве.

3.Задачи:

  • создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;
  • закрепление навыков рассказывания коротких произведений по ролям, с выразительной передачей эмоционального состояния героев;
  • формирование умения выступать перед аудиторией, произвольно контролировать мимику, силу голоса. жесты и другие средства выразительности речи;
  • предоставление возможности воспитанникам для самовыражения;
  • развитие театральных и художественных способностей детей и др.

4. Участники.

В литературной гостиной принимают участие воспитанники, родители, педагоги МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок» младших, средних, старшей, подготовительной групп.

5. Организация и проведение литературной гостиной.

5.1. Для участия в литературной гостиной участники представляют постановку театрализованного представления, которая создана на основе одного из произведений автора.

5.2. Театральная постановка создана по мотивам целого произведения или его части, законченной по смыслу.

5.3. Содержание должно соответствовать возрасту и предназначено для детей дошкольного возраста.

5.4. В организации постановки принимают участие музыкальные руководители, воспитатели, родители, дети дошкольного возраста.

5.5. В литературной гостиной могут быть представлены театрализованные постановки разнообразных жанров.

5.6. При проведении литературной гостиной допускается присутствие других возрастных групп, зрителей.

5.7. Продолжительность каждой театрализованной постановки не более 15 минут.

5.8. От каждой возрастной группы принимается одна театрализованная постановка.  В целях недопущения повторов необходимо подать предварительную заявку с указанием наименования произведения не менее чем за один месяц.

6.Сроки проведения.

Литературная гостиная проводится в три этапа:

I этап – Подготовительный этап. С 1.01.2018 по 12.02.2018г. подготовка театрализованных постановок (разработка сценария, костюмов, разучивание ролей, танцев, песен).

II этап – Представление постановок. 13-15 февраля 2018 года в 16.30 часов музыкальный зал согласно графику:

1 категория – младшие группы 13.02.2018 в 16.00 часов,

2 категория –средние группы 14.02.2018в 16.00 часов.

3 категория – старшие и подготовительные группы 15.02.2018 в 16.00 часов

III этап – Финал. Показ лучших постановок 16.03.2017 г.

7. Награждение. Все группы награждаются грамотами за участие. Возрастные группы представившие лучшие постановки, на усмотрение администрации могут быть отмечены поощрительными призами.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум:

Использование дидактических пособий (Дьенеша, Кюизенера, Танграм, Геоконт, «мыслительные карты» Тони Бьюзена и др.) для развития логических и творческих способностей воспитанников.

План проведения:

Презентация новой метод.литературы

  1. Вступительное слово – Донец С.Л.
  2. Интеллектуальные карты Тони Бьюзена -Донец С.Л.
  3. Танграм – Елефтериади Л.Х.
  4. Блоки Дьенеша, Геоконт -Щербакова Н.Н.
  5. Палочки Кюизенера - Красюкова М.А

Материал подготовила Донец С.Л. – ст.воспитатель МБДОУ ЦРР - д/с «Теремок»,

Сроки: октябрь 2018 г.

  1. Вступительное слово:

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности, которые должны быть непринужденными. Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. К развивающим средствам для дошкольников относится игра, дидактические пособия, игры. Поэтому в группе должны быть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

Цель семинара: познакомить (актуализировать знания) воспитателей с дидактическими пособиями, приемами развития логического мышления, речи, творческих способностей.

Интеллектуальные карты Тони Бьюзена

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

Что это такое - интеллектуальные карты?

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг. Интеллектуальные карты на сегодняшний день — это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

  • запоминания
  • упорядочивания и систематизации информации
  • планирования деятельности
  • подготовки к выступлениям
  • поиска решений в сложной ситуации
  • рассмотрению различных вариантов решения задач.

Как их строить. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Интеллект карта помогает детям выстраивать последовательность своих  действий,  запомнить  (вспомнить)  логические цепочки  событий,  доступна,  легка  в  работе,  не  требует  длительной  подготовки  к применению   в   работе   и   большого количества   материала.   Интеллект карты   дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты  (что,  как,  и где  нарисовать),  выбирают  способ  работы  (рисунок,  коллаж  и  т.п.),  формируется привычка    соблюдать    общепринятые    правила,    умение    работать    в    команде, договариваться.

У самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.

Этапы: 

Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету.

Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д.

Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов.

Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.

В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

Вариант:

Возьмите несколько листов чистой белой бумаги, так как часть их уйдет на черновики. В большинстве случаев сгодятся обычные листы писчей белой бумаги формата А-4. Если Ваш план очень насыщен, используйте листы формата А-3. Если же Вы работаете командой или готовите проект для демонстрации перед группой людей можно использовать листы ватмана. Располагать бумагу следует горизонтально, так в этом случае Вам будет удобнее писать и читать.

Все надписи и изображения делаются цветными фломастерами или карандашами. Рекомендуется использовать не менее 5, а лучше 7-9 цветов, хорошо отличающихся друг от друга.

!!!Некоторые советы по составлению «карт ума»

Ниже будут перечислены правила, которые выработаны создателями и приверженцами майндмэпинга или использования карт ума. Часть из них не имеет логического объяснения. Просто они работают. Когда Вы уже понатореете в этом искусстве, Вы сможете вносить любые усовершенствования в методику.

В центре листа напишите жирным шрифтом короткое (в 1-3 слова) название проблемы или проекта, над которым Вы собираетесь поработать. Сопроводите его цветной картинкой, которая ассоциируется у Вас с этой темой. Желательно использовать для нее не менее трех цветов.

От центральной картинки нарисуйте несколько радиально расходящихся стволов разного цвета, каждый из которых будет посвящен какому-то существенному аспекту рассматриваемой проблемы. Этих стволов должно быть нечетное количество (5, 7, 9, 11…).

Рисовать «карту ума» следует по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла. В дальнейшем, когда основной набросок уже сделан, можно произвольно переходить в работе с ветки на ветку, следуя за полетом собственных мыслей.

Названия стволов следует писать тем же цветом, каким окрашен сам ствол, жирными печатными буквами, стараясь найти для каждого одно единственное емкое ключевое слово.

Каждый из стволов может неограниченно ветвиться. Все ветви ствола должны совпадать по цвету с самим стволом. Надписи на каждой веточке должны быть однословными. Толщина ветвей и надписей должна соответствовать их важности.

Надписи следует размещать над веточкой, вдоль ее длины. Желательно, чтобы они соответствовали по протяженности длине ветви. Их не следует помещать внутрь пузырей, рамочек и т.д.

Сами ветви не должны быть прямолинейными, желательно, чтобы они имитировали естественное ветвление ветвей или корней дерева.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

а) объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

б) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллект-карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений (например, общепринятых аббревиатур), а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект-карт. И то, и другое, и третье помогает увеличить творческий запал при создании и дальнейшем использовании интеллект-карт, а равно лучше запомнить содержащуюся в них информацию.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе. Моделирование НОД (способы, приёмы создание образовательных, проблемных ситуаций)»

Дата проведения: 31.01.2019

План проведения:

  1. Образовательная ситуация - как форма организации образовательного процесса.
  2. Конструирование - вид деятельности развивающий инициативность и самостоятельность детей в ДОУ.

Ход:

  1. Образовательная ситуация - как форма организации образовательного процесса.

Теоретическая часть.

В Федеральном государственном образовательном стандарте описаны планируемые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров, где на первом месте стоят инициативность и самостоятельность. Возникает вопрос: Какие приёмы, методы и формы организации образовательного процесса следует использовать для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

В качестве одной из новых форм организации образовательного процесса, которая эффективна для поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе в детском саду  является  образовательная проблемная  ситуация.

Так что же такое проблема?  (Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности).

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

По определению Т.И.Бабаевой «образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка».

В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет:

имитационно-игровые

реально-практические

условно-вербальные

позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся представления, отработать различные навыки (например, запустим кораблики, выполненные из разных видов бумаги в воду)

в ситуациях дети практически разрешают различные жизненные проблемы, в том числе, в ситуации выбора (например, научим малышей делать куличики из песка)

описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации (например, найдем слова поддержки для огорчённого сверстника)

В младших группах предпочтение следует отдавать имитационно-игровому типу ситуаций.

В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с имитационно-игровыми целесообразно использовать реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, но игровые образовательные ситуации приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.

Образовательная ситуация встраивается в процесс:

  • непосредственно  образовательной деятельности,
  • совместной образовательной деятельности в режимных моментах,
  • самодеятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества, тем самым не противоречит заявленным во ФГОС ДО формам совместной деятельности.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1)  воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2)  воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3)  ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4)  ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

  • подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
  • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).

Практическая часть.

  1. (на каждом столе лежат варианты проблемных вопросов для детей старшего дошкольного возраста. Задача для педагогов: выбрать одну из ситуаций о предложить вариант размышления детей)

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей, формирование навыков осознанного безопасного поведения.

Ситуации на транспорте.

Ребенок - пассажир.

Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто из вас должен занять место, если оно одно?

Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги на проезд забыли дома?

Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажиры падают. Как себя вести в такой ситуации?

Ты с мамой едешь в электропоезде. В одном вагоне с вами едет компания людей, которые громко разговаривают, щелкают семечки. Что делать?

Ты и мама приехали в поезде с санатория в родной город. По дороге домой вы вспомнили, что забыли сумку с вещами в вагоне поезда. Что делать?

Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?

Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовал себя плохо. Что делать?

Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери на очередной остановке, водитель не увидел, как зажал ими другого пассажира. Как поступить?

Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Что делать?

Ты с папой едешь в троллейбусе. Один пассажир грубо разговаривает с кондуктором. Что будет дальше? Как нужно поступить в такой ситуации?

Ты с мамой в автобусе. Расплачиваясь за проезд, у мамы из рук выпал кошелек, мелочь рассыпалась в разные стороны. Что делать?

Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?

Весна. Вы с сестрой едете в автобусе, все окна которого открыты. Где занять место?

Ты едешь в трамвае, рядом с тобой занял место человек с неприятным запахом. Что делать?

Ты с мамой едешь в трамвае. С тобой захотел пообщаться рядом сидящий пассажир. Как нужно отреагировать?

Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?

Вы с мамой в другом городе, поехали в зоопарк. Зашли в нужный троллейбус, кондуктора не оказалось. Как быть? С кем расплатиться за проезд? У кого узнать где нужно выходить?

Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась банка с соком, которая стояла в сумке. Сок начал капать на пол. Что делать?

Вы с папой ходили в турпоход. Возвращаетесь домой на автобусе. За плечами - по полному рюкзаку вещей. Как без проблем доехать до дома? Куда деть рюкзаки?

Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям. Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватит свободного места?

Ты с папой едешь в троллейбусе. Папа купил билет, но куда-то его положил. На остановке заходят контролеры. Где взять билет? Что делать?

Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Двери закрылись. Автобус поехал. Что делать?

Ты с папой едешь в автобусе. Произошло возгорание детали автобуса, задымление. Что делать? Как эвакуироваться? А если двери заклинило?

Ребенок - пешеход.

Ты идешь домой из магазина через дорогу. На середине пути рвется сетка с апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Что делать?

Ты с мамой идешь по тротуару. Впереди ведутся ремонтные работы, вырыта канава. Где и как ее обойти?

Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации?

Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь?

Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулся с идущем тебе навстречу человеком. Что делать? С какой стороны "зебры" нужно идти вам обоим?

Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как перейти дорогу? По чему сориентироваться?

Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нет пешеходного перехода, а по краю дороги припаркованы автомобили. Где и как перейти дорогу?

Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть. Люди, стоящие рядом с вами не дождались нужного сигнала светофора и поспешили вперед. Может, и вам лучше перейти с ними дорогу? Как поступить?

Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей?

Ты подходишь к пешеходному переходу. Загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышали сирену пожарной машины. Что делать? Двигаться дальше или нет?

Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его просит остановиться регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать?

Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации.

Друг уговаривает тебя перебежать дорогу, когда автомобилей не видно ни на одном направлении движения. Что делать?

У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе проезжей части. Как поступить в такой ситуации?

При переходе проезжей части без пешеходного перехода вы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоих направлениях движения. Как быть?

Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходил рядом с мало освещенной дорогой. Что надо предпринять в целях своей безопасности?


Ребенок - водитель.

Ты катаешься на велосипеде во дворе своего дома. Нечаянно задел рулем и поцарапал припаркованный автомобиль. Что делать? Кто виноват: велосипедист или водитель оставленного без присмотра автомобиля?

Ты едешь на велосипеде во дворе дома и сбиваешь малыша. Что делать?

Незнакомый подросток просит у тебя велосипед покататься. Как поступить в этой ситуации?

Ты катаешься на велосипеде по городу. Необходимо перейти проезжую часть. Где и как это сделать?

Ты едешь на велосипеде и чувствуешь, что в глаз попала соринка. Что делать?

Ты катаешься по двору на велосипеде, проткнул колесо. Что делать? Как продолжить путь?

  1. Рассмотрим видео и определим: представленный видео ролик является ли проблемной ситуацией или нет.

https://youtu.be/9Y9itV-RazI 

3. Задание: раздать на столы листы примеров проблемных ситуаций. Необходимо разыграть и продемонстрировать одну из выбранных проблемных ситуаций с объяснением.

1.П.С.возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:

-  опыта,

- рассказа об опыте,

- различных наглядных средств, ТСО

-  практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий

 

1.    Научный факт «Все планеты вращаются вокруг солнца»

После полученного представления о солнечной системе у детей может возникнуть вопрос или специально создать ПС «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»

(решение: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)

 

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

 

2.    Сравнение хвойных и лиственных деревьев: дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

 

При чтении рассказа о лиственнице  дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.

Возникает ПС: «Все ли хвойные вечнозеленые?».

Предлагается сравнить два дерева из хвойных: ель и лиственница. Подводим к противоречию:

- Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?

 

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

 

3.    Чтобы сделать стекло, люди используют песок.

ПС: «Стекло прозрачное, а песок нет. Как такое возможно?»

 

Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103

4.    При обсуждении поговорки «Как с гуся вода» выясняется, что гусь в воде не мокнет – это факт.

ПС: «Почему гусь выходит сухим из воды?» (научный факт доказываем опытническим путем).

 

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

 

5.    Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

ПС: «Почему кактус без воды не вянет?»

 

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

 

6.    Наблюдение на прогулке: где сосульки быстрее тают, на южной или северной стороне?

Проводится опыт: ставим ведра под крышу с двух сторон здания. Возникает проблемный вопрос: Почему количество воды разное? Подводим детей к пониманию, что с южной стороны сосульки тают быстрее, потому что светит солнце.

 

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

7.    Факт: всем растениям нужен свет и солнце. Подводим к противоречию: Зимой света и солнца нет, а растения не погибают. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

 

8.        Факт: все растения поворачиваются на свет, к солнцу. Опыт: сравнить 2 растения: в темноте и на солнце.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

 

9.    Факт: Солнце зимой не греет, а летом греет. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

 

10.                  Факт: Снег холодный, но зимой он согревает деревья. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

 

11.                  Факт: вода может быть в разном состоянии: газообразном, твердом, жидком.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

 

12.    Воспитатель сообщает детям, что птица живет в норе, а дети отрицают этот факт и доказывают, что только на дереве. Находим ответ на проблемный вопрос «Живут ли птицы в норе?» в рассказах Бианки.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

 

2. ПС возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами

 

1.    Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.

- Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый)

- Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие)

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

 

2.    ПС: лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?».

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

 

3.    Ручка используется для письма (функция ручки). Предложить детям выполнить рисунок без краски, карандашей, фломастеров. Возникает вопрос: чем еще можно нарисовать рисунок? - Ручкой.

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

 

4.    Уход за комнатными растениями: Детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. ПС «Как очистить листья фиалки от пыли?»

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

 

5.    Рисование. На первом занятии дети рисовали дерево. На втором занятии детям предлагается нарисовать лес на общем ватмане.

– Как мы все вместе будем рисовать лес на одном листе? Будет ли всем удобно? Что можно сделать?

Подводим к выводу, что каждый может нарисовать дерево на отдельном листе, вырезать и наклеить на общий лист ватмана.

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

 

6.    Математика. Детская проблема: нужно козлику перебраться на другой берег реки, но не может. Необходимо подобрать мостик (полоска бумаги) и проложить через речку.

При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все мостики подходят.

- Что надо сделать, чтобы подобрать правильную полоску? (сравнить длину полоски и ширину реки).

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

 

3. ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых

- фактов, явлений

- мнений ученых, писателей, сказочных героев

- мнений самих дошкольников

- различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

1.       ПС: «Почему варежки мокрые?»

- Какое время года на улице? (зима)

- Мы видели на прогулке воду?

- Зимой мы можем увидеть на улице воду?

- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

Щербина С.А., Рычкова О.А., воспитатели МБДОУ № 42

Смирнова Е.А., воспитатель МБДОУ № 18

 

2.      ПС: «Почему сырник называется сырником, если он готовится из творога?»

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

 

3.ПС: «У всех птиц есть крылья, но почему не все летают?».

(Постановка гипотез, познавательно-исследовательская деятельность)

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

 

4.      После чтения сказки «Морозко» детям задается вопрос:

- Морозко под пуховой периной прячет зеленую траву, чтобы не замерзла. Так в сказке, а как в жизни? Мнения детей расходятся: да – нет. Объясняют почему.

ПС: «Трава под снегом замерзает или нет?»

На прогулке проводится опыт с термометрами. Один термометр закапывают глубже в снег, другой – вешают на ветку дерева. Сравнивают температуру и выясняют, что температура под снегом выше. Также раскапывают снег, чтобы выяснить: осталась трава под снегом или нет.

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

5.      Чтение стихов и загадок о морозных узорах на стекле.

ПС: «Откуда появляются на стекле узоры?»

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

 

6.      - Прочтите слово, написанное на доске «Поля» и, найдите этот предмет в нашей картинной галерее.

- Почему вы выбрали две разных картины, на которых изображена девочка Поля и ландшафт - поля? Почему так получилось? Ведь я написала на доске одно слово.

- Я покажу вам картину, а вы хором назовете тот предмет, который на нем изображен. Послушайте, как они звучат, определите, в чем разница в произношении.

- Дети приходят к выводу: ударение падает на разные слоги, и от того, на какой слог оно падает, зависит его смысл.

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

 

7.      ПС: «Почему весной, когда везде все растаяло, в Воркуте лежит снег?»

Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103

 

8.      ПС: «Все ли медведи спят зимой?»

Возникает при сравнении белого и бурого медведя, их образа жизни, приспособленности к условиям. Белый медведь в спячку не впадает.

Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103

 

9.      При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы:

- Откуда берутся сосульки?

- Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются?

- Откуда на крыше вода?

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

 

10.  ПС: «Что такое колокольчик?» (звонок – цветок).

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

 

4. ПС можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям

1.      При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды». Формулируем проблему: «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?». Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в  пустыне?»

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

 

2.      Из практики: дети представляют «бутончик» как «батон». Выясняем, ищем информацию, что такое «бутончик» и «батончик». 

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

5. П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

 

1.      ПС: «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?»

- Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?

Щербина С.А., Рычкова О.А., воспитатели МБДОУ № 42

Смирнова Е.А., воспитатель МБДОУ № 18

 

2.      ПС: «Что быстрее в тепле растает: снег или лед?»

Выводим гипотезы, проверяем опытническим путем.

Может возникнуть вопрос «Почему лед тает быстрее, чем снег?»

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

 

11.  При чтении сказки «12 месяцев». Побуждаем выдвигать гипотезы на проблемный вопрос: «Могут ли встретиться сразу 12 месяцев. Почему?»

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

3. Моделирование

Уважаемы коллеги! А теперь я предлагаю Вам придумать проблемные ситуации.

Тема: «Транспорт» (Например, животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться)

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

(Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.)

Тема: «Грибы»                                                                                               

(Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.)

Полезные видео:

Утренний сбор https://youtu.be/tujwfFd2POQ

Один день воспитателя https://youtu.be/1VhhrpWQI6E

  1. Конструирование в разных возрастных группах.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: