Cамообразование

АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 г. ХИМКИ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ « БИБИГОН»
План по самообразованию на
2019 -2020 учебный год
Выполнила муз.руководитель:
МБОУ СОШ №30 ДО «Бибигон»
Шишова Н.А
г. Химки 2019-2020 г.
Тема по самообразованию «Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам»
Цель:
Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать музыкальный слух, музыкальные способности
(чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений у детей дошкольного возраста;
- Развивать умение находить подходящие звуки, использовать их в обыгрывании небольших текстов сказок;
- Развивать выдержку, произвольное внимание;
- Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно-
эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
- Создать условия для формирования сказочных представлений и образов в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении;
- Расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности, умение взаимодействовать в коллективном музицировании;
- Воспитывать любовь к музыкальному искусству посредством игры на музыкальных инструментах.
- Воспитывать в детях чувство понимания прекрасного через музыкальное искусство.
Образовательные:
- Формировать навыки сотрудничества и сотворчества;
- Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
-Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
-Вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов;.
-Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.
месяц | Изученная методическая литература, статьи журналов, газет и т.д. | Работа с педагогами (семинары, практикумы, выступления, открытые занятия, мастер- классы) | Работа с детьми (занятия, игры, изготовление наглядностей и игр, пособий по теме и т.д.) | Работа с родителями (выступление по теме на родительском собрании, практикум и т.д.) | Способ демонстрации результата (конспект занятия, картотека игр, Сценарий праздника, открытый показ занятия, презентация и тд). |
Сентябрь | Уточнение формулировок цели и задач | Подбор методической литературы, |
|
| Создание презентаций |
| Разработка плана Подбор шумовых инструментов для изготовления. Создание необходимой базы для самообразования | изучение материалов интернет- ресурсов по теме |
|
|
|
С.И Мерзлякова «Учим петь детей 4-5» Песни и упражнения для развития голоса «Музыкальная палитра №5 2011г. (звучащие жесты) |
| Работа с детьми Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми. Инструменты: Бубен, колокольчики, маракасы, Игра: «Бегаем врассыпную и играем, садимся и молчим» (2ч форма) Игра: «Гуляем, находим пару и играем» Игра: «Играем и молчим» (2ч форма) Игра-импровизация: «Сыграй как я», «Сыграй сам» Речевое музицирование: Игра-приветствие «Здравствуйте» Пение: «Вот какие ладушки» (пение с движением) Игра с голосом: «Музыкальные узоры» Движение и активное слушание: Игра: « Танцуй и замирай» Игра: «Гномы и великаны» Игра: «Говорящий барабан» Игра –импровизация: «Танцуй как я» |
| Просмотр мультфильма «Теремок» |
Октябрь | Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование, импровизация: музыка, речь, движение» |
| Инструменты: Ложки, деревянные палочки, колокольчики, бубенцы, маракасы. Игра: «У бабушки Натальи» Игра: « Тюшки-Тютюшки» Звучащие жесты: Игра: «Сыграй как я» Игра-импровизация: «Сыграй сам» Игра: «Тихие и громкие ладошки» Игра-приветствие: «Малыши-розовые щёчки» Речевое музицирование: Игра «Тук, тук, деревянный это стук» Пение: Игра: «Звериный разговор» Игра с голосом: «Музыкальные узоры» Игра: «Катушка с нитками» Движение и активное слушание: Игра: «Медведь, зайчик и лисичка» |
| Выступление детей Озвучивание сказки: «Теремок» |
Ноябрь | Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно- методическое |
| Работа с детьми Музыкальная игра на развитие тембрового слуха «Угадай, что играет» | Фотоотчет Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми. | Создание презентации по сказке |
| пособие. – «Детство-Пресс», 2010; |
|
|
|
|
| Работа с педагогами Мастер – класс «Изготовлению музыкальных инструментов своими руками» |
| Фотоотчет Консультация на тему: «Сбор бросового материала для изготовления музыкальных инструментов» | Создание презентации | |
Декабрь | Гибсон Р., Тайлер Д.: Весёлые игры. «Росмен», 1994 год; Девятова Т. Н. Звук – волшебник: материалы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 |
| Работа с детьми Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь: «Можем ли мы сами воспроизводить звуки и как?» Прослушивание сказок в записи, беседа по содержанию; Работа с текстами сказок, расшифровка аудиоматериалов |
| Музыкальный досуг «Прощание с елочкой» |
|
|
| Работа с родитедями Конкурс по изготовлению инструментов среди родителей Консультация | Подведение итогов конкурса, оформление выставки |
|
|
|
| по теме «Шумовые инструменты, сделанные своими руками» |
|
Январь | Т. Э. Тютюнникова. Доноткино. Часть 2. Квадратный апельсин. М.: Педагогическое общество России, 2005 Ю. А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995 |
| Работа с детьми Вводное музыкальное занятие определению у детей знаний о музыкальных и шумовых звуках Инструменты: Работа над музыкальным оркестром. Звучащие жесты: Игра «Озвучь своё имя-простое и ласковое» Игра: «Тутти-Фрутти» Игра: «Марш-топ, вальс-шлеп, полька- хлоп» Пение: Приветствие: «Началось занятие» Игра с голосом: «Музыкальные узоры» |
| Презентанция «В мире шумовых инструментов» Фотоотчет |
Февраль | Ветлугина Н. А. Детский оркестр. — М., 1976. Ищук В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. — 1994. | Работа с педагогами Консультация на тему : «Творим музыкальное творчество» | Работа с детьми Рисунки детей на тему «Музыкальные инструменты» | Фотоотчет | Создание книжки – малышки «Музыкальные инструменты» |
Март | Музыкально- двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия. 2000. |
| Работа с детьми Чтение сказок о музыкальных инструментах. заучивание стихотворений, загадок Инструменты: Бубенцы, маракасы, бубны и деревянные палочки. Игра-импровизация: «Разговор двух инструментов»- Пуговиц и коробки Разучивание музыкального оркестра. Игра: «Повтори за сосоедом» Игра: « Солдаты и ребята» Игра: « Бабаочки и птички» Звучащие жесты: Игра: «Сыграй как я» Игра: «Сыграй сам» Речевое музицирование: Пение: Приветствие: «Началось занятие» Распевание: «Мы поём» Игра с голосом «Музыкальные узоры» Движение и активное слушание: Танец-импровизация: «Снежинки и снеговики» |
| Выступление родителей на утреннике посвящённому 8 марту(экспромт) «Весенняя история» |
Апрель | Л. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего | Работа с педагогами Конспект «Шумовые инструменты в мире сказок» |
| Фотоотчет | Мастер- класс «Шумовые музыкальные инструменты в мире сказок» Сказка –шумелка |
| дошкольного возраста, М., 1998. | Презентация по теме |
|
|
|
Май | Тютюнникова Т.Э. Музыкальные инструменты Карла Орфа // Дошк. воспитание. — 1998. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. – М., 1999. |
| Работа с детьми Подготовка к концерту Создание билетов на концерт. Сюжетно - ролевая игра | Фотоотчет | «Концерт самодеятельного творчества». «Бумажный оркестр» Оборудование: музыканты, выступление детей подготовительной группы для младшей, касса, билеты. |
Сентябрь
- Подбор методической литературы, изучение интернет ресурсов по теме для самообразования.
![]() | ![]() | ![]() | |||
- «Песни и упражнения для голоса» ( звучащие жесты)
Игры с инструментами
Игра: Бегаем врассыпную и играем, садимся и молчим
Задачи: Повышение скорости реакции, развитие ориентации в пространстве, научить различать лады в музыке (мажор и минор.)
Описание игры: Каждому ребёнку раздаются музыкальные инструменты.
Пока звучит весёлая музыка, дети бегают «маленькими ножками врассыпную» играя на инструментах. Как только услышали грустную музыку, дети садятся на корточки, а инструменты кладут на пол.
Игра повторяется несколько раз.
Игра: Гуляем, находим пару и играем
Задачи: Научить детей определять жанры (марш, полька), развитие чувства ритма, развитие ориентации в пространстве, развитие внимания, развитие коммуникативных навыков.
Описание игры: Детям раздаются музыкальные инструменты. У каждого ребёнка свой музыкальный инструмент (количество инструментов одной группы должно быть чётным).
Пока звучит марш, дети гуляют (маршевым шагом) врассыпную. Как только зазвучит полька, ребёнок должен найти себе пару с таким же музыкальным инструментом, взяться за руки и играть дуэтом.
Игра повторяется несколько раз.

![]() |
Игра: Играем и молчим
Задачи: Научить детей одновременно вступать и заканчивать игру на музыкальных инструментах.
Описание игры: Эту игру проводят сидя на стульчиках. Детям раздаются музыкальные инструменты. Пока звучит песня, которую поёт музыкальный руководитель, дети должны слушать. Как только зазвучит проигрыш, дети должны начать играть на своих инструментах и закончить игру с окончанием музыкальной фразы.
Игра повторяется несколько раз.
![]() | ![]() | ||
Игра-импровизация: Сыграй как я
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и внимание.
Описание: Вариант 1: Дети сидят на стульчиках и внимательно смотрят на музыкального руководителя. Тот с помощью звучащих жестов показывает комбинацию движений, которые дети должны повторить после показа. Принцип игры:
идти от простого сложному.
![]() |
Вариант 2: Дети стоят в кругу на против музыкального руководителя или воспитателя.Тот озвучивает любую простую песенку или пьеску «звучащими жестами». Задача детей повторять одновременно с педагогом внимательно следя за сменой движений.
Игра: Тихие и громкие ладошки
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение контролировать силу удара хлопка, активизацию внимания.
Описание: Музыкальный руководитель играет любой марш то громко, то тихо. Дети должны быстро перестраиваться и хлопать не только ритмично, но и соблюдать нужную динамику.

Движение и активное слушание Игра: Танцуй и замирай
Задачи: Учить детей импровизировать под разные художественные замыслы. Уметь быстро останавливаться на паузу. Описание: Дети стоят врассыпную. Звучит любая песня-дети импровизируют, на паузу должны остановиться. Могут танцевать как по одному, так и в парах.

Игра: Танцуй и замирай (2 вариант)
Задачи: Учить детей импровизировать под разные художественные замыслы. Уметь быстро останавливаться на паузу. Описание: Дети стоят врассыпную. Звучит любая песня-дети импровизируют, на паузу должны остановиться. Могут танцевать как по одному, так и в парах.

Игра: Гномы и великаны
Задачи: Научить детей слышать разноплановую музыку и умению двигаться в характере музыки. Быстро менять движения со сменой музыки. Держать дистанцию между друг другом.
Описание: Дети играют в кругу, двигаясь по часовой стрелке.
На музыку гнома (она лёгкая, звучит в высоком регистре, быстрая и т.д.)-дети идут топающим шагом, согнув ноги в колено и поставив руки на пояс.
На музыку великана (она грузная, в низком регистре, медленная и.т.д.)-дети идут медленно большими шагами, руки подняв на верх.
И так игра продолжается несколько раз.
![]() | ![]() | ||
Игра: Говорящий барабан (там-там)
Задачи: Научиться детей внимательно слушать смену ритмического рисунка, умению быстро менять движения и ориентироваться в пространстве.
Описание: Музыкальный руководитель играет на барабане (там-таме)
определённые ритмические рисунки. Дети с каждым новым ритмом должны менять движения. Маршировать на маршевый ритм.
Бежать на носочках руки держа на поясе на частые и лёгкие удары. Замирать с каждым разом меняя позу на одиночный удар.

Танец-импровизация: Танцуй как я
Задачи: Учить детей реализовывать собственный художественный замысел, основанный на музыкальном материале. Развивать творческую активность детей.
Описание: Звучит любая русско-народная или эстрадная песенка (по усмотрению музыкального руководителя). Выбирается один ребёнок, который стоит перед детьми и показывает не сложные танцевальные движения. Дети повторяют за ведущим-ребёнком.
(За одну игру может поменяться несколько ведущих).
Октябрь
- Элементарное музицирование, импровизация: музыка, речь, движение.
Игра: У бабушки Натальи
Задачи: Развитие чувства ритма, внимания, дикции и быстроты реакции. Умение играть на ложках различные приёмы. Описание игры: Детям раздаются ложки (в каждую руку по одной). Дети встают в круг. Под песню «У бабушки Натальи» дети идут по кругу опустив руки с ложками вниз, как только зазвучит припев (га га га га га или гав, гав, гав,
гав, гав и др.) дети должны остановиться и одновременно петь, и играть ритмический рисунок припева (та, та, ти, ти, та). Перед каждой игрой музыкальный руководитель задаёт один или несколько приёмов игры на ложках.
Когда дети будут легко справляться с заданием, можно игру усложнять: На I куплет-идти по часовой стороне,
На II куплет-идти против часовой стороны,
На III куплет-собираться в круг и расходиться и др.
![]() |
Игра: Тюшки-тютюшки
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и внимание. Описание: (Вариации могут быть любыми.)
Тюшки-тютюшки!
Сделаем хлопушки! (Хлоп, хлоп, хлоп. Хлоп. Хлоп, хлоп.) Тюшки-тютюшки!
Сделаем шлепушки! (Шлёп, шлёп, шлёп. Шлё, шлёп, шлёп.) Тюшки-тютюшки!
Сделаем топотушки! (Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.) Тюшки-тютюшки!
Сделаем щелкушки! (Щёлк, щёлк, щёлк. Щёлк, щёлк, щёлк.) Тюшки-тютюшки!
Хлопушки, топотушки (Хлоп, хлоп, хлоп. Топ, топ, топ.) Тюшки-тютюшки!
Шлепушки и хлопушки! (Шлёп, шлёп, шлёп. Хлоп, хлоп, хлоп.)
Игра-импровизация: Сыграй сам
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение импровизировать, реализовывать собственный художественный замысел.
Описание: Вариант1: Музыкальный руководитель играет на фортепиано не сложные пьески, а дети озвучивают их
«звучащими жестами».
Вариант 2: Дети могут сидеть в кругу, на стульчиках в ряд, могут стоять-это не важно. Дети озвучивают сами с помощью «звучащих жестов» любую русско-народную песенку или попевку.


Игра: Тихие и громкие ладошки
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение контролировать силу удара хлопка, активизацию внимания.
Описание: Музыкальный руководитель играет любой марш то громко, то тихо. Дети должны быстро перестраиваться и хлопать не только ритмично, но и соблюдать нужную динамику.
Игра приветствие: Малыши, розовые щёчки
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и концентрацию внимания.
Описание: Дети сидят на стульчиках на против музыкального руководителя. Тот играет и поёт песенку, дети выполняют движения на проигрыш.
- Малыши, малыши, Розовые щечки,
А у нас, а у нас Звонкие хлопочки!
На проигрыш дети ритмично хлопают.
- Малыши, малыши, Розовые щечки..
А у нас кулачки, Словно молоточки.
На проигрыш дети сжав ручки в кулачки стучат ими.
- Малыши, малыши, Розовые щечки!
А у нас , а у нас Звонкие щлепочки!
На проигрыш дети шлёпают по ножкам.
- Малыши, малыши, Розовые щечки!
А у нас, а у нас Весело в садочке.
Дети с помощью хлопков, кулачков и шлепков озвучивают проигрыш самостоятельно.
Пение с движениями: Вот какие ладушки
Задача: Научить детей петь и одновременно озвучивать песенку «звучащими жестами». Описание: Музыкальный руководитель поёт песню «Вот какие ладушки»
Дети выполняют движения под песню и вместе с педагогом поют припев. Песня
-Мыли мылом ручки (гладят ручки) Мылом мыли ножки (гладят ножки) Припев:
Вот какие ладушки (дети поют и хлопают) Ладушки ладошки!
-Наварили кашки (указательным пальцем правой руки водим по ладошке левой руки) Помешали ложкой
Припев:
-Пожалели птичку (гладят правой рукой левую) Погрозили кошке! (грозят правым указательным пальцем) Припев:
-Строили, ладошки (стучат кулачком об кулачок) Домик для матрёшки
Припев:
-Курочке Пеструшке (движение по тексту) Накрошили крошек
Припев:
-Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко (ладошки приложить к щёчкам) Припев: (покачать головой с ладошками на щёчках)
Игра: Звериный разговор
Задача: Научить детей концентрировать своё внимание. Способствовать укреплению артикуляционного аппарата и развитию дикции.
Описание: Звучит песня в записи «Звериный разговор» Дети должны вторить припев на языке зверей.
Игра с голосом: Музыкальные узоры
(для данных игр нужны карточки со схемами)
Задача: Научить детей петь в унисон, петь низким, средним и высоким голосом. Расширить певческий диапазон. Научить детей петь на legato (слитно) и stokatto (отрывисто), в различной динамике (на p, mp, f.).
Научить детей петь по схемам «музыкальным узорам».
Описание: Дети сидят на стульчиках. На против стоит мольберт с карточками для игр («музыкальными узорами»). Педагог пропевает детям каждую карточку ведя по ней указкой. Второй раз вместе с педагогом поют дети.
(По желанию любой ребёнок может выйти и про солировать «музыкальный узор» самостоятельно.)
Игра с голосом: Катушка с ниточкой
Задача: Научить детей петь в унисон. Настроить детей на ту тональность песни, которую дети собираются петь.
Описание: Музыкальный руководитель (делает вид что вытаскивает ниточку изо рта-поёт ноту определённой высоты, наматывая её на палец-катушку). Дети поют ту же ноту изображая катушку с ниткой.

Игра: Медведь, заяц и лисичка
Задачи: Научить детей двигаться в характере музыки.
Описание: Предварительно нужно прослушать всю музыку и поговорить о музыкальных образах с детьми, как можно в движениях изобразить того или иного животного. Например: на музыку «зайчика» дети прыгают, на музыку «лисички» дети идут изображая лисичку, а на музыку «медведя» дети идут большими косолапыми шагами.
Игра продолжается несколько раз.
2.Озвучивание сказки « Теремок»

![]() |

![]() |

Ноябрь
- Музыкальная игра на развитие тембрового слуха «Угадай, что играет»
![]() | ![]() | ||
- Работа с педагогами и детьми.
Мастер класс «Мастерим свистульку из трубочки из под сока»
Изготовить поделку из трубочек просто, если выбрать подходящий алгоритм и пример для работы. Соломинка для коктейля может стать основой для изготовления украшений, декоративных элементов, практичных вещей. Работа с таким материалом нравиться детям – делать игрушки смогут дети младшего дошкольного возраста и школьники.
Для работы нам понадобится:
Трубочки из под сока. Можно выбирать любую.
Ножницы для срезания и подготовки элементов нужных параметров.

![]() | ![]() |
3.Консультация для родителей «Изготовление музыкальных инструментов из бросового материла»
Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем прекрасный мир звуков способствующий развитию психических процессов дошкольника , развиваем стремление к сотворчеству, обогащая внутренний мир каждого ребенка.
Изготовление музыкальных инструментов.
Инструменты можно сделать из самых разных материалов: бумаги, целлофана, деревянных кубиков, из палочек, карандашей, баночек из-под йогурта, одноразовых стаканчиков, из проволоки, резинки, пуговиц, из
природных материалов – орехи, шишки, скорлупа от орехов, ракушки, камешки, крупы и другой бросовый ненужный материал, из которого можно извлечь звук.
Кастаньеты.
Берутся 2 большие пуговицы, через ножку продевается резинка, размеров на 1 палец и завязывается на узел. Маракасы.
Коробочки, баночки, наполненные любой крупой. Погремушка.
Бутылочки, коробочки наполненные камешками или бусинками. Барабаны.
Пустые пластиковые банки, коробки, ведро от майонеза, красиво украсить. Колотушка.
В пластиковую бутылочку подвешиваются на нитки деревянные пуговицы и закрепляются крышкой. Бубен.
В коробке из под конфет, друг на против друга шилом делаются отверстия, через которые продергиваются резинки с надетыми крышками от пластиковых бутылок, затем резинки закрепляются узлом.
Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию загадки о музыкальных инструментах, а также стихотворения про них. Загадки и стихи вы можете прочитать своим детям в группе.
Блестящая и медная, Так здорово дудит – Что наша кошка бедная
Под тумбочкой сидит. (труба) Смычок на ней пиликает,
Как воробей чирикает. (скрипка) Сам пустой, голос густой
Дробь отбивает,
Шагать помогает. (барабан)
«Бубен»
Перезвоны, переклики Перестук и перебряк! Бубен, бубен превеликий Ты шутник и весельчак!
«Погремушка»
Погремушка, погремушка Вот веселая игрушка.
Громко, громко так шумит, Всех ребят веселит.
Декабрь
- Тема «Сказка о музыкальных звуках»
Задачи: Образовательные:
Учить петь легким естественным звуком с интонационной выразительностью, Точно выполняя движения в соответствии с текстом,
Знакомить детей с нотной грамотой.
Активизация словаря: скрипичный ключ, композитор, ноты, звуки.
Развивающие:
Развивать устную речь, творческое мышление, воображение через включение в активную продуктивную деятельность, направленную на составление и придумывание сказки
Воспитательные:
Воспитывать музыкальную культуру, через умение слышать звуки окружающего мира, Позитивное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая , социально-коммуникативная, развитие речи.
Методы и приемы, используемые в занятии:
Наглядный (демонстрация картин, иллюстраций, показ героя сказки) Словесный (объяснение, рассказ музыкального руководителя)
Практические (исполнение песен, танцев, игры) Пересказывание (инсценировка сказки) Предварительная работа:
Закрепление понятия о музыкальных звуках , разучивание игры «Шепот и шорох», разучивание танца «Если нравится тебе» и распевки «Я здороваюсь везде».
Ход занятия:
Звучит марш, дети поют приветственную распевку «Я здороваюсь везде», подходят к МР
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Какое у вас настроение? Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатием. А как еще можно поделиться хорошим
настроением?(демонстрируют)
Ну теперь, когда мы получили заряд бодрости, вы наверняка ответите на один важный вопрос. В мире, который нас окружает мы слышим различные звуки. А какие звуки вы обычно слышите дома? (отвечают). Какие звуки можно услышать, выйдя из дома на улицу? (отвечают). Какие звуки мы слышим в природе? (отвечают).
Очень много звуков нам слышны и мы их узнаем. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Шепот и шорох»
Игра «Шепот и шорох» (В. Суслова)
Музыкальный руководитель: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь? Ребенок: Шебуршатся где-то мыши, под кореньями шуршат –
Дружно шишку шелушат (имитируют мышей)
Муз. руководитель: Тише, шорох, не дыши! Слышишь, стихли камыши? Слышишь?
Ребенок: Слышу, по болоту вышли цапли на охоту –
Цапли ужинать спешат, рыщут, ищут лягушат (имитируют цаплю, высоко поднимают колени) Муз. руководитель: Слышишь?
Ребенок: Слышу, две букашки спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят
Лепестками шелестят (ищут ромашку, укладываются спать)
Муз. руководитель: Звинь, звинь, звинь – а это шмель полетел и сел на ель (жужжат и садятся на стульчики)
Муз. руководитель: Отгадай загадку, маленький мой друг:
Где живет, по твоему, музыкальный звук?
Может в крике чайки, клекоте орла? Или в трубном зове доброго слона?
(дети высказывают предположения)
Муз. руководитель: Чтобы узнать, где живет музыкальный звук , я предлагаю отправится путешествовать в королевство Музыки. А отправимся мы на поезде.
Исполняется припев песни «Мы едим, едим»
(доезжают до музыкального руководителя, садятся на стулья)
Муз. руководитель: Вы ребята, не стесняйтесь – побыстрей располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Приготовьте ушки, глазки, расскажу сейчас вам… (сказку). В прекрасной волшебной стране, которой правит королева Музыка, жил был…господин Скрипичный ключ. А что умеет делать ключ? Правильно, открывать. Наш господин
Скрипичный ключ - волшебник. Он умеет открывать во всем, до чего от дотронется, талант звучания. От его прикосновения все сразу оживает и издает только ему присущие звуки.
Вот и сегодня, сразу после сна, он решил пройтись по окрестностям, прогуляться.
На его пути лежало что то очень странное: деревянное, с дырочкой посередине, и со множеством струн. Как вы думаете, ребята, что увидел Господин Скрипичный Ключ? (предположения детей)
Правильно, это музыкальный инструмент под названием «Гусли».
Одно легкое прикосновение Скрипичного ключа к гуслям заставило их заговорить. (играет на гуслях). Какой звук издают гусли? (дрень, дрень). (дети повторяют)
Весело стало Скрипичному ключу и он пошел дальше. Но путь ему перегородило что-то очень большое, тяжелое, с белыми и черными клавишами. Что же это было? (предположения детей). Правильно пианино или фортепиано. И его решил порадовать своим волшебством Скрипичный ключ. Дотронулся он до пианино и оно зазвучало… Какой звук
издает пианино (ля-ля). (дети повторяют)
Муз. руководитель: Мне очень интересно, а если бы волшебник к нам прикоснулся, что бы было? (предположения детей). А знаете ли вы, что наш организм – тоже музыкальный инструмент? Послушайте, как бьется ваше сердце, как
звонко звучат ладошки, как задорно щелкает язычок. Мы даже игровой танец знаем, он называется «Если нравится тебе»
Игровой танец «Если нравится тебе»
Муз. руководитель: Присаживайтесь ребята, сказка продолжается.
Очень радостно стало господину Скрипичному ключу и он вприпрыжку отправился дальше. У самого озера он заметил предмет, очень похожий на лебедя, красиво изогнута шея и хвост. Как вы думаете, что увидел наш волшебник?
(предположения детей) Да, это саксофон. Снова притронулся к нему господин Скрипичный ключ, и саксофон зазвучал. Какой звук издавал саксофон? (ду-ду). (дети повторяют)
Внезапно к нашему волшебнику подкатился круглый предмет, очень похожий на колесо, но почему-то обтянутый тканью. Что это может быть? (предположения детей)
Правильно бубен. Без лишних раздумий прикоснулся волшебник до бубна и он зазвучал. Какой звук издал бубен (бум- бум). (дети повторяют)
Муз. руководитель: Мне кажется, что мы только что сочинили сказку о музыкальных звуках. Ведь так? А какое название может быть у нашей сказки? (ответы детей).
Муз. руководитель: Как вы думаете, а есть ли конец у нашей сказки или его нужно сочинить? Я предлагаю вам пройти к Ольге Викторовне и рассказать свой вариант окончания придуманной нами сказки.
(дети предлагают свой вариант окончания сказки)
Муз. руководитель: Подскажите мне ребята, а какие еще звуки может издавать человек. Небольшая подсказка. Для этого он берет в руки микрофон и… Правильно поет. А что будет, если наш волшебник, Скрипичный ключ, прикоснется к нам. Давайте проверим, становитесь в круг.
Игра «Волшебник»
(СК по очереди касается детей, они начинают по очереди петь песню на выбор, один поет начало, второй продолжает и т.д.)
Муз. руководитель: Что нового мы с вами сегодня делали? Понравилось ли вам сочинять музыкальную сказку? Понравилась ли вам история, придуманная нами? Думаю, что вам обязательно захочется рассказать ее своим родным. Спасибо за работу! Давайте поблагодарим друг друга дружными аплодисментами.
Дети под музыку выходят из зала.
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по теме
«Сказка о музыкальных звуках»
В ходе подготовки НОД были поставлены следующие задачи:
Образовательные:, Учить петь легким естественным звуком с интонационной выразительностью, точно выполняя движения в соответствии с текстом, знакомить детей с азами нотной грамоты.
Активизация словаря: скрипичный ключ, гусли, саксофон, фортепиано, звуки.
Развивающие: Развивать устную речь, творческое мышление, воображение через включение в активную продуктивную деятельность, направленную на составление и придумывание сказки
Воспитательные: Воспитывать музыкальную культуру, через умение слышать звуки окружающего мира, позитивное отношение друг к другу.
В процессе проведения НОД решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей: Художественно –эстетическая
Социально -коммуникативная Развитие речи
Задачи и содержание НОД соответствуют теме, комплексно-тематическому планированию, сетки НОД, режиму дня. При подготовке к НОД была проведена следующая предварительная работа:
Беседы о композиторах, музыкальных инструментах. Рассматривание иллюстраций, портретов. Закрепление понятия
«скрипичный ключ», разучивание игры «Шепот и шорох», «Волшебник», разучивание танца «Если нравится тебе» и распевки «Я здороваюсь везде».
Организация НОД.
НОД проходила в знакомой обстановке. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: мебель соответствует росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствует нормам.
НОД построена в едином игровом сюжете. Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественное творчество) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей.
Формы организации – групповые (игры, пение, музыкальное творчество) и индивидуальные (ответы, показ). Структура НОД.
Представленная НОД построена таким образом, чтобы способствовать развитию речи детей.
Первая часть включила в себя организационный момент: поприветствовав друг друга, делятся хорошим настроением.
Вторая часть состоит из беседы о звуках в окружающем мире (дома, улицы, природы), игры, сочинительства сказки, танец-игра рассказа собственного окончания сказки, песни-распевки, беседы о композиторах и музыкальных
инструментах.
Третья часть – музыкальная игра, рефлексия.
Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами.
В ходе НОД использовались наглядные, словесные, практические игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.
Применяемые в ходе проведения НОД игры, песни-распевки, игра-танец, соответствуют возрасту детей.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность. Учитывались речевые возможности каждого ребенка.
Для активации мыслительной деятельности и речи, задавались вопросы, использовался повтор слов, фраз; показ героя.
В процессе НОД непрерывно велась работа над расширением, обогащением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.
Результативность .
На мой взгляд, поставленный мною ряд задач был реализован в полном объеме.
2.Музыкальный досуг «Прощание с елочкой»
Цель: Способствовать развитию творческого потенциала детей. Создать для детей праздничную атмосферу, благоприятный эмоциональный настрой, незабываемое впечатление от прощания с елочкой.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о нетрадиционном празднике, "Прощание с новогодней ёлкой
-активизировать двигательную активность и внимание детей через игровую ситуацию.
Развивающие
-развивать способность к эмоциональной отзывчивости;
-приобщать к исполнительской деятельности: пляске, пению; Воспитательные
-воспитывать желание участвовать в играх.
-воспитывать выдержку, умение радоваться самому и доставлять радость другим.
Ход мероприятия.
Ведущий: Вот и пролетели новогодние праздники и зимние каникулы, пришла пора отпускать нашу зеленую гостью - елочку в лес. Давайте сегодня еще раз поиграем возле елки и станцуем праздничные хороводы, чтобы новогодняя красавица запомнила вас веселыми, счастливыми, озорными и, обязательно, вернулась в детский сад в следующем году! Согласны? (Ответы детей). Заводите хоровод!
Ведущая: Я вам сейчас загадку загадаю, попробуйте её отгадать: С новым годом поздравляет,
ёлку пышную зажжет ребятишек забавляя, станет с ними в хоровод. Дружно мы его встречаем,
мы большие с ним друзья,
но поить горячим чаем гостя этого нельзя! Кто же этот гость?
Дети: Снегурочка.
Ведущая: Давайте, ребята, дружно позовём Снегурочка к нам на ёлку.
Дети зовут Снегурочку.
Ведущий: Никак не услышит вас ребятишки Снегурочка, давайте ещё громче его позовём. Дети снова зовут Снегурочка. В зал входит под музыку Снегурочка.
Снегурочка: Здравствуйте ребята. Что случилось? Неужели так быстро еще один год пролетел?!
Ведущий: Нет, Снегурочка. Мы позвали тебя к нам на праздник «Прощание с елочкой». И еще мы хотим сказать тебе спасибо за все подарки, которые ты нам с Дедом Морозом подарили к Новому году. А ребята теперь хотят сделать тебе подарок и почитать стихи.
(дети читаю стихи)
Снегурочка: Замечательные стихи! Молодцы! А давайте узнаем, понравились ли они елочке.
Ведущая: Стихи детишки прочитали. И рассказали все, что знали. Елочка, ты нам ответь. Понравилось тебе иль нет. Ёлочка, понравились тебе стихи?
На ёлочке загорается гирлянда.
Снегурочка: Смотрите, ребята, на ёлочке загорелись огоньки. Значит, стихи ёлочке очень понравились.
Но пришло время прощаться с нашей красавицей.
Но мы не будем горевать, а будем петь и плясать и с ёлочки игрушки снимать. А на следующий год елочка придет к нам в гости опять!
Дети поют хороводные песни
Снегурочка: Молодцы! А я, ребята, хоть и стар, но уж очень танцевать люблю. А вы любите? Ну-ка посмотрим, как вы умеете плясать.
Ножками потопать, ручками похлопать, повернулись вокруг себя, а теперь ручки на пояс и пошли вокруг елочки, высоко подпрыгивая.
Снегурочка: Вот молодцы!
Таких дружных ребят я очень люблю. Остановились.
Ручками похлопали, ножками потопали, вокруг повернулись, а теперь ручки на пояс и пошли под музыку вокруг елочки, только в другую сторону.
Снегурочка: Вот молодцы!
Танец «Мы хвостиком покрутим»
Ведущий: Посмотрите в окошко, ребята, на улице все еще правит королева Зима, хотя снега и нет. А давайте сделаем нашей елочке подарок и устроим для неё настоящий снегопад.
Снегурочка: Снегопад, снегопад Хлопья белые летят... Кружатся снежинки, Белые пушинки!
Танец «Снежинок».
Ведущий: Мы еще и играть очень любим!
Проводятся игры с Дедом Морозом «Рукавичка», «Погремушка».
Снегурочка: Поплясали и попели, И в игру сыграть сумели.
А попробуйте, ребятки, Отгадать мои загадки. Загадки.
Он приходит в зимний вечер Зажигать на ёлке свечи,
Он заводит хоровод,
Это праздник … (Новый год) Какой это мастер
На стекло нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная! (Новогодняя ёлка)
Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Покружились звездочки В воздухе немножко, Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки)
Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Все лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снегу не проваливаются. (Лыжи)
Черная, а не змея, Пушистая, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Рукавички) Тетушка крутая, Белая да седая,
В мешке стужу везет, На земле холод трясет, Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима) Ведущий: Ай да, Снегурочка, Много забав принесла.
Ведущий. Ребята, посмотрите, какая елочка у нас красивая!
Игра «Собери снежки »
На пол рассыпают снежки из ваты. По сигналу дети начинают собирать снежки в корзинки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков, пока звучит музыка.
Снегурочка: Ребята, а вы любите сказки, а хотите посмотреть сказку? Ребята: хотим!
Снегурочка: Тогда садитесь поудобнее на свои места, смотрите и слушайте внимательно.
«Как заяц и лиса елку украшали» (переделанная сказка к Новому году) Ведущая: Жили-были Лиса и Заяц. Наступила зима, стало очень холодно, выпал первый снег.
Заяц и Лиса призадумались и принялись за строительство своих домиков. Лиса построила себе ледяной домик, а Заяц лубяной.
(На ширме появляются два домика)
Вот они живут себе по соседству и горя не знают. Зима тоже идет своим чередом, и вскоре Зайчик с Лисичкой стали готовиться к встрече Нового года.
(На ширме появляется Зайчик с елочкой)
Зайчик: Какую я красивую елочку нашел в лесу!
Надо ее нарядить, украсить игрушками, гирляндами, снежком припорошить, и будет у меня такая красавица дома стоять!
Я буду Новый год встречать, Деда Мороза со Снегурочкой ждать и вместе с ними хоровод вокруг елки водить. Поставлю елочку пока здесь, а сам за игрушками на чердак поднимусь, приду и буду украшать елочку.
(Заяц уходит, появляется Лиса)
Лиса: Ах, какая красивая у Зайца елочка! А я себе не смогла в лесу елочку найти, все какие-то страшненькие, маленькие. А эта вон какая: и высокая, и ровненькая. И красивенькая. Утащу- ка я у Зайца елочку, пусть такая красота меня радует в праздник. А Зайчик еще себе найдет.
(Лиса уносит елку. Появляется Зайчик с елочными игрушками)
Заяц: Наконец-то все игрушки нашел. Ой. А где же моя елочка? И здесь ее нет и здесь тоже. Ребята, куда же она подевалась?
(Ответы детей)
Заяц: Вот Лисица, вот злодейка, опять она меня провела. Что же теперь делать, как же теперь быть.
Ведь если не будет у меня елочки, огоньки гореть на ней не будут, Дед Мороз и не отыщет тогда мой домик. (плачет) Что же мне теперь делать? Пойду, попрошу Лису вернуть мне елочку назад, ведь это моя елочка, я ее из лесу принес. (Подходит к домику Лисы)
Заяц: Ну-ка, Лиса, отдавай мою елочку обратно, это я ее нашел и из лесу принес, пойди найди себе сама елочку, а мою верни обратно!
Лиса (выглядывает в окошко домика):
Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
(Зайчик отбежал к своему домику, плачет.
Появляется Собака
Собака: Что ты плачешь, Зайчик, кто тебя обидел?
Заяц: Жили мы с Лисой по соседству, но она решила у меня елочку отобрать. И остался я теперь без елочки. А без елочки не придет ко мне Новый год
(плачет).
Собака: Не плачь, Зайчик, я тебе помогу.
Собака подходит к домику Лисы
Собака: Ну-ка, Лиса, отдавай Зайчику елочку обратно!
Лиса выглядывает в окошко домика
Лиса: Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась, завыла и убежала. Зайчик опять сидит и плачет.
Появляется Медведь
Медведь: Что ты плачешь, Зайчик, кто тебя обидел?
Заяц: Да вот, Медведушка, жили мы с Лисой по соседству, но она решила у меня елочку отобрать. И остался я теперь без елочки. А без елочки не придет ко мне Новый год (плачет).
Медведь: Не плачь, Зайчик, я тебе помогу.
(Медведь подходит к домику Лисы)
Медведь: Ну-ка, Лиса, отдавай Зайчику елочку обратно!
Лиса выглядывает в окошко домика
Лиса: Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался, заревел и убежал. Зайчик опять сидит и плачет.
Появляется Дед Мороз (Снегурочка)
Дед Мороз (Снегурочка) : Кто это здесь так горько плачет? Что случилось, Зайчик, может я тебе помогу?
Зайчик: Ой, здравствуй, Дедушка Мороз (Снегурочка)! Не сможешь ты мне помочь, вот у Собаки и у Медведя не получилось и у тебя не получится.
Дед Мороз (Снегурочка): А ты расскажи, Зайчик, вдруг получится.
Заяц: Жили мы с Лисой по соседству, но она решила у меня елочку отобрать. И остался я теперь без елочки. А без елочки не придет ко мне Новый год (плачет).
Дед Мороз (Снегурочка): Не плачь, Зайчик, я тебе помогу.
Дед Мороз (Снегурочка) подходит к домику Лисы
Дед Мороз (Снегурочка): Лисичка-сестричка, выгляни в окошко, это я Дед Мороз (Снегурочка) пришел(ла), хочу на твою елочку посмотреть.
Лиса: Ой, здравствуй, Дед Мороз(Снегурочка), проходи, посмотри какая у меня красивая елочка.
Дед Мороз(Снегурочка): И правда елочка очень красивая, а зачем же ты ее у Зайца украла? Не стыдно тебе?
Лиса: Прости меня, Дед Мороз(Снегурочка), прости меня, Зайчик, просто я так хотела. Что бы ко мне тоже пришел Новый год, что не удержалась и украла елочку. Зайчик, возьми свою елочку обратно.
Заяц: Дедушка Мороз(Снегурочка), а давай поставим елочку на улице между моим домиком и домиком Лисички. Так никому обидно не будет. И ко мне и к Лисичке придет Новый год.
На ширме между домиками ставится елочка
Ведущая: Вот так хорошо закончилась эта сказка.
Елочка осталась стоять на улице возле дома Зайчика и Лисички. Новый год они встречали вместе под елочкой.
И Дед Мороз со Снегурочкой к ним приходили, подарочки им подарили, вместе песни пели, хороводы водили. А Лисичка и Зайчик пообещали им, что будут жить дружно и ссориться никогда не будут!
(Снегурочка) : Ну как, ребята, понравилась вам сказка?
Дети: понравилась
(Снегурочка) : Ну, что, ребятишки, пора и мне с вами прощаться.
Ведущая: (Снегурочка) , ты, наверное, детишкам гостинцы приготовил?
(Снегурочка): Подарки я уже давно всем подарил, но гостинцы я для вас приготовил. Раздаёт гостинцы.
Ведущий: хороводы вокруг елочки мы водили и гостинцы получили.
Теперь нашей елочке пора возвращаться обратно в лес к своим подружкам ёлочкам, к зверушкам лесным, а в декабре она снова придет к нам в гости, встречать вместе следующий Новый год.
(Снегурочка): До свиданья, детвора. Уходить уж мне пора.
Через год приду опять с вами Новый год встречать!
Ведущая: Елка, елка зелена
И нарядна и стройна
Мы кружились возле елки Украшали все иголки,
Елка всех вас поздравляет И здоровья всем желает.
Чтобы вы росли большими, Чтоб не знали бед, забот.
Елка с праздником из леса К вам вернется через год!
Давайте скажем нашей елочке «До свидания»!
2.Консультация для родителей по теме «Шумовые инструменты, сделанные своими руками»
Изготовление музыкальных инструментов своими руками - занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких
правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте… Главное – делайте «музыку» вместе, тогда она и ребенку, и вам будет приносить отличное творческое настроение.
Маракас из бутылки
Всегда загадочно и желанно исследование внутренностей инструментов. Чтобы удовлетворить любопытство своего чада, предлагаем сделать распространенный в Южной Америке шумовой инструмент маракас.
Настоящий маракас – это пустая тыква, внутрь которой насыпают горох. Мы сделаем маракас из небольшой пластиковой бутылки или футляра от киндер-сюрприза.
Насыпьте в футляр или в пластиковую бутылку гречневую крупу или рис, или манку (от крупы зависит степень громкости инструмента), закройте крышку и… мини-маракас готов!
В бутылку побольше можно положить горох, бубенчики, бусинки, монетки и т.д. Можно поэкспериментировать и
насыпать разнообразные «звучащие» мелкие предметы в железные коробочки из-под конфет и леденцов. Тогда звук будет более звонким. Или в деревянные или картонные коробочки разного размера и объема.
Чтобы занятия стали еще увлекательнее, можно раскрасить маракасы или наклеить аппликации и дать каждому из них свое имя.
Обязательно обратите внимание малыша, что при разных движениях получается разный звук, поиграйте с ним в игру:
«Что шумит? Какой маракас играет? На что похож звук? Может быть, это кто-то идет? Или крадется? Или это дождь? Или звезды морозной ночью переговариваются?»
Трещотки
Замечательный инструмент трещотки можно соорудить из двух пластиковых бутылок.
Возьмите две бутылки. Отрежьте горлышко на обеих заготовках (около 15-20 см) и нарежьте бока бутылок
продольными полосками шириной 1-1,5 см и длиной около 10-15 см. Играть можно будет, удерживая инструменты за бывшие горлышки. Инструмент будет трещать, если тереть бутылки друг о друга или проводить по полоскам рукой или карандашом. Можно раскрасить трещотку маркером или наклеить аппликацию.
Конечно, для трещоток можно использовать любой другой подручный материал, например, деревянные расчески,
рифленые бока консервных банок, скорлупу грецких орехов, закрепленную на кончиках кусочков проволоки, собранных в букетик и т.п.
Струнные
Помните забавного медведя из старого детского мультфильма, который сидел на пне и дергал кору, прислушиваясь и радуясь издаваемому звуку?
Попробуем соорудить такой «однострунный» инструмент из пластикового стаканчика из-под йогурта и обыкновенной канцелярской резинки.
Все очень просто. Наденьте резинку вдоль стаканчика, чтобы ее часть оказалась сверху и посередине. Нужно, чтобы резинка плотно облегала края и не болталась. Тогда звук, когда вы дергаете за свободный отрезок резинки, получится звонкий и необычный. А если к наружной стороне дна стаканчика прикрепить шуршащую бумагу (бумагу нарежьте полосками) или подвесить колокольчик.
Колокольчик
Один из самых любимых инструментов детей – это колокольчик. Конечно, можно купить колокольчик в магазине (например, в зоомагазине продаются замечательные колокольчики для рыбалки). Но гораздо интереснее сделать его самому.
Возьмите пустую консервную банку (предварительно обезопасив края) или небольшой глиняный горшок для цветов, гвоздь, веревочку, молоток, гайку и бусинку. Гайка – это «язычок» нашего колокольчика. Привяжите к концу веревки
гайку, проденьте бусинку и завяжите на веревочке узел. Завязывать надо так, чтобы расстояние от узла до гайки было меньше высоты банки или горшка. С помощью гвоздя и молотка пробейте в банке дырочку сверху в дне (в глиняном горшочке такая дырочка уже есть). Проденьте веревку в дырку и завяжите узел.
Изготовление бубенчика потребует от вас чуть больше усердия. Вам понадобятся; кусочек жести (квадрат 4×4), ножницы, гвоздь, молоток, веревочка, бусинка или металлический шарик. Сначала нужно расчертить квадрат на четыре маленьких квадрата, а затем нарисовать и вырезать цветочек из четырех лепестков (вырезать нужно от края к центру). В середине сделайте дырочку гвоздем. Затем проденьте веревочку в отверстие и завяжите узелок на конце. Внутрь бубенчика (середина цветка) положите бусинку или шарик и загните лепестки вовнутрь, чтобы бусинка не выпадала.
Теперь можно звенеть и радовать окружающих своей музыкой.
Инструмент, на котором можно сыграть уже целую мелодию, мы сделаем из стеклянных бутылочек. Бутылочки можно взять из-под молока, кефира или воды. Назовем это «музыкально-воздушным» ксилофоном. Если под
определенным углом подуть в горлышко получится звук, который можно спеть нотой. Если собрать много разных по объему и, по размеру горлышка бутылочек, то можно выстроить звукоряд мажора или минора. В эти же бутылочки можно налить воду и играть, ударяя по ним палочкой.
Музыкальные бокалы были популярны в XVIII и XIX столетиях. Вы удивитесь, но для этого музыкального
инструмента писали музыку Моцарт, Гайдн, Франклин и др. Хрустальные бокалы или бокалы из простого тонкого стекла помещали один внутрь другого и извлекали звук путем простого прикосновения. Вы можете сделать свой набор
музыкальных бокалов. Нужно налить воду в фужеры (необходимо разное количество воды, чтобы выстроить звукоряд) и играть с помощью палочки или проводя мокрым пальцем вокруг ободка. Будет здорово, если вы добавите в каждый
бокал немного пищевого красителя разного цвета.
Музыка Ветра
Знаете ли вы, что некоторые музыкальные инструменты могут звучать без участия человека? Эта так называемая
«музыка природы» может быть исполнена на «эоловой арфе». Они были популярны в Центральной Европе в XIX веке.
Их название происходит от имени древнегреческого бога ветра Эола. Арфа состоит из струн одинаковой длины, но
разной по толщине, натянутых на деревянный корпус. Ветер, попадая в струны, заставляет их, рождая неповторимую и загадочную музыку
Можно звучать попробовать самому сделать «поющие» трубы. Такая разновидность музыкального инструмента популярна в странах Востока, в Китае и Японии. Трубы подвешивают на улице, и когда ветер задувает в них, раздается успокаивающий тихий звук. Возьмите небольшую полую трубу, морскую раковину, бутылку или обыкновенный ключик с отверстием, подвесьте их на улице и наслаждайтесь «музыкой ветра».
Шарик-пищалка – известный всем инструмент из детства. Предлагаем сделать его самим. Нужно взять картонную трубочку от катушки ниток, лопнувший воздушный шарик, нитку или скотч, ножницы и ПВА. Из шарика вырежьте небольшую полоску и приклейте ее сверху на конец трубочки так, чтобы остались небольшие промежутки по краям отверстия. Закрепите полоску ниткой или скотчем и подуйте в открытый конец катушки.


- Музыкальные игры.
Январь
Игра: Имя-простое, имя-ласковое
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение действовать по очереди.
Описание: Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его сначала в коротком варианте (например, «Лена»), а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). После, повторяют за ребёнком все дети и так до последнего игрока. Затем можно усложнить, дети играют своё имя уже озвучивая различными комбинациями «звучащих жестов».
Например, на «Лена»-шлёпать, на «Леночка»-топать и т д.
Игра: Тутти-фрутти
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение самостоятельно озвучивать слова с помощью «звучащих жестов». Обогащение словарного запаса.
Описание: Дети и педагог сидят в кругу, ноги подобрав под себя. Игру начинает музыкальный руководитель, он
выступает в роли ведущего. Он называет любые два фрукта и озвучивает их с помощью любых комбинаций «звучащих жестов».
Например: Ли-мон (два хлопка)
А-пель-син (Два шлепка и щелчок)
Дети повторяют следом, делая тоже самое-проговаривают название фруктов и озвучивают их. (Способные дети могут сами примерить на себя роль ведущего)
Игра: Марш-топ, вальс-шлёп, полька-хлоп
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение различать жанры музыки. Описание:Дети сидят на стульчиках на против педагога.
Музыкальный руководитель играет марш, вальс и польку в разнообразном порядке, и ставит перед детьми следующую задачу: «Как только вы услышите марш-топайте, вальс-шлёпайте, а польку-хлопайте.
Приветствие: Началось занятие Задача: Распеться. Настроить певческий аппарат детей на дальнейшую работу. Описание: Дети и музыкальный руководитель поют попевку:
Началось занятие, будем все внимательны. Будем все стараться, прилежно заниматься.
Игра с голосом: Музыкальные узоры
(для данных игр нужны карточки со схемами)
Задача: Научить детей петь в унисон, петь низким, средним и высоким голосом. Расширить певческий диапазон. Научить детей петь на legato (слитно) и stokatto (отрывисто), в различной динамике (на p, mp, f.).
Научить детей петь по схемам «музыкальным узорам».
Описание: Дети сидят на стульчиках. На против стоит мольберт с карточками для игр («музыкальными узорами»). Педагог пропевает детям каждую карточку ведя по ней указкой. Второй раз вместе с педагогом поют дети.
(По желанию любой ребёнок может выйти и про солировать «музыкальный узор» самостоятельно.)
Февраль.
- Консультация для педагогов.
«Развитие творческих способностей детей с использованием детских музыкальных инструментов»
Формирование личности ребёнка начинается в дошкольном детстве. Именно в этот период закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса.
Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь, совершенствовать и развивать науку, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня.
В современных условиях дошкольного образования педагоги должны знать и широко использовать разнообразные
средства обучения и воспитания ребёнка. Игра на детских музыкальных инструментах – интересный и увлекательный вид деятельности детей. Не редко воспитатели необоснованно мало уделяют внимания этому виду деятельности
ребёнка, недооценивая возможности детских музыкальных инструментов в формировании не только музыкального слуха и чувства ритма, но и развитии памяти, мелкой моторики пальцев, совершенствовании дыхания, творческих проявлений. Творческое проявление музыкальности позволяет активно развивать фантазию, воображение ребёнка. Кроме того, ребёнок включается в общее действо, что особенно важно для дошкольников.
Начинать обучать игре на детских музыкальных инструментах надо как можно раньше. В качестве первых музыкальных инструментов для детей используют звучащие игрушки. Дети постарше осваивают металлофон, ксилофон, триолу и т.д. Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход. Каждому надо создавать такие условия, чтобы было достаточно и в то же время
интересно выполнять то или иное задание.
Для развития творческих способностей детей с помощью музыкальных инструментов полезно:
- загадывать детям загадки, используя различные приёмы игры - глиссандо по пластинкам металлофона (ручеек, ливень, солнечные лучики); удары по пластинкам металлофона или по треугольнику (часы, капли дождя,
сверкание снежинок); встряхивания погремушки, маракаса (шум листвы, шум дождя, метель) и т.д. С приобретением нужного опыта звучащие загадки смогут загадывать и дети. Такие задания развивают воображение,
расширяют представление о мире.
- В процессе сюжетно – ролевой игры создавать ситуации сочинения детьми мелодии определенного жанра (марша, колыбельной) на металлофоне.
- Воспитатель вместе с детьми может озвучивать:
- сказочные истории («Как цыплёнок голос искал», «Кто сказал «мяу»?»);
- русские народные сказки («Курочка ряба», «Теремок») , рассказы о природе В.Бианки («Кто как поёт» ) и др.;
- стихи, рассказывающие о явлениях природы;
- картины художников и иллюстрации к книгам о природе.
- На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи поощрять детей к сочинению рассказов о текущем времени года с озвучиванием на
различных музыкальных инструментах.
- В свободное время играть с детьми в дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов («Угадай, на чем играю»,
«Музыкальное эхо», «Ритмическое лото»)
(Раздать воспитателям детские музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны, бубны. румбу, маракасы)
А.Фет «Вечер»
Прозвучало над ясной рекою, Колокольчик. Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою, Треугольник (тремоло)
Засветилось на том берегу. Треугольник (одиночный удар). Далеко, в полумраке, лугами Металлофон (глиссандо).
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами, Бубен или румба.
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро , то жарко, Маракас или погремушка. Вздохи дня есть в дыханье ночном,
Но зарница уж теплится ярко Треугольник (тремоло)
С Голубым и зелёным огнём. Нарастающим звучанием.
- Рисунки на тему музыкальные инструменты.

Март
- Игра-импровизация «Пуговицы на коробке»
Цель: Отрабатывание музыкального ритма в быстром и медленном темпах. Для игры нам понадобится:
Коробочка из под пуговиц
Пуговица и резиночка

Игра: Повтори за соседом
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и концентрацию внимания.
Описание: Дети и педагог сидят в кругу, ноги подобрав под себя. Игру начинает музыкальный руководитель. Он
показывает любое сочетание «звучащих жестов» своему соседу, сидящему справа, тот должен повторить и показать свою комбинацию движений следующему ребёнку. И так по цепочке играют все дети.
Игра: Солдаты и ребята
Задачи: Учить детей внимательно слушать смену музыки. Уметь различать жанры музыки (марш и польку). Описание: Музыкальный руководитель играет на фортепиано любой марш и польку. Дети стоят в кругу.
Дети на марш должны маршировать по кругу, под польку-дети двигаются подскоками руки держа на поясе.
Игра: Бабочки и птички
Задачи: Учить детей внимательно слушать смену музыки.
Описание: Дети прослушивают музыку. Говорят, с педагогом под какую музыку лучше летать бабочкам, а под какую птицам.
На музыку птиц- дети двигаются в рассыпную изображая птиц (руки широко расставлены в стороны).
На музыку бабочек- дети двигаются в рассыпную изображая бабочек (руки прижаты к себе, кисти смотрят в стороны).
Игра-импровизация: Сыграй сам
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение импровизировать, реализовывать собственный художественный замысел.
Описание: Вариант1: Музыкальный руководитель играет на фортепиано не сложные пьески, а дети озвучивают их
«звучащими жестами».
Вариант 2: Дети могут сидеть в кругу, на стульчиках в ряд, могут стоять-это не важно. Дети озвучивают сами с помощью «звучащих жестов» любую русско-народную песенку или попевку.
Игра: Маленькие и большие комары
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и умение прохлопывать длительности (половинные, четверти и восьмые).
Описание: Детям надо сказать, что прилетели большие, средние и маленькие комары. Мы их должны поймать с
помощью хлопка. Перед тем как хлопать, музыкальный руководитель говорит какие комары прилетели. (Хлопать можно в ладоши, а можно и по частям тела). Включаем любую русско-народную мелодию и начинаем играть в игру.
Приветствие: Началось занятие Задача: Распеться. Настроить певческий аппарат детей на дальнейшую работу. Описание: Дети и музыкальный руководитель поют попевку:
Началось занятие, будем все внимательны. Будем все стараться, прилежно заниматься.
Распевание: Мы поём
Задача: Расширить певческий диапазон, научить детей петь в ансамбле и сольно. Учить петь в различных ладах. Описание: Музыкальный руководитель и дети поют попевку:
«Мы поём, хорошо поём» -поднимаясь по мажорным или минорным тональностям вверх, а затем вниз. Или поют по очереди «Я пою, хорошо пою.»
Игра с голосом: Музыкальные узоры
(для данных игр нужны карточки со схемами)
Задача: Научить детей петь в унисон, петь низким, средним и высоким голосом. Расширить певческий диапазон. Научить детей петь на legato (слитно) и stokatto (отрывисто), в различной динамике (на p, mp, f.).
Научить детей петь по схемам «музыкальным узорам».
Описание: Дети сидят на стульчиках. На против стоит мольберт с карточками для игр («музыкальными узорами»). Педагог пропевает детям каждую карточку ведя по ней указкой. Второй раз вместе с педагогом поют дети.
(По желанию любой ребёнок может выйти и про солировать «музыкальный узор» самостоятельно.)
Игра-импровизация: Снежинки и снеговик
Задачи: Учить детей внимательно слушать смену музыки. Прививать коммуникативные качества.
Описание: Звучат две песни (про снеговиков и про снежинки.) На песню снеговиков-маршируют мальчики, со сменой музыки замирают. На песню снежинок –девочки кружатся и летают между снеговиками, со сменой музыки замирают. Игра продолжается несколько раз.
Сыграй как я
Задачи: Развивать у детей чувство ритма и внимание.
Описание: Вариант 1: Дети ( взрослые) сидят на стульчиках и внимательно смотрят на музыкального руководителя. Тот с помощью звучащих жестов показывает комбинацию движений, которые дети должны повторить после показа.
Принцип игры: идти от простого сложному.
Вариант 2: Дети сидят на стульчиках на против музыкального руководителя. Тот озвучивает любую простую песенку или пьеску «звучащими жестами». Задача детей повторять одновременно с педагогом внимательно следя за сменой движений.
2.Выступление педагогов на утреннике, посвященому 8 марта ( экспромт) «Сыпь Семен»

Апрель
- Конспект мастер-класса музыкального руководителя для родителей «Сказки-шумелки для педагогов»
Цель: Познакомить педагогов с основными приёмами игры на детских музыкальных инструментах. Образовательные:
- Пробуждать интерес к творческому музицированию и инструментальной деятельности.
- Реализация своих представлений, образов в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
Развивающие:
- Развивать слух детей, различать небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
- Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
- Формировать навыки общения и сотрудничества. Воспитательные:
- Воспитывать совместную игровую деятельность.
Материал: шумовые музыкальные инструменты, детские стихи, весёлая плясовая мелодия в записи. Участники мастер-класса: родители, воспитанники средней и старшей группы, педагоги ДОУ.
Предварительная работа: подбор несложной сказки, детских стихотворений, индивидуальная беседа с родителями, создание буклета.
Вед: - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям, главное – ритмичное исполнение, темп и дружное участие.
- Так что же такое шум? (ответы педагогв)…
- Шум — беспорядочные, непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
- Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
- К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука.
- Я попрошу вас вспомнить их название? (барабаны, тарелки, бубен, треугольник, бубенцы, звук льющейся воды, шлепки по коленям и. т. д.)
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать (родители описывают музыкальные
инструменты).
Спасибо, за активное участие! Но мне хотелось бы дополнить, что при помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игра под фонограмму (подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам)
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки-шумелки
Я предлагаю вам немного поиграть!
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка
является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Сказочка или стихотворение должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов стихотворение или сказочка становятся более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказочку.
Примеры литературных произведений. - Времена года.
Весна спешит, ручей журчит, -ксилофон
На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз
А поутру щебечут птички,
Как будто все на перекличке! - свистульки
А летом солнышко палит, Ребят на реченьку манит,
Им весело плескаться, - шлепки по воде руками
Водичкой обливаться!
Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана
Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,
Все разбегаются домой! - шлепки по коленкам руками
Осенью порой тоскливо,
Идет дождик проливной, -пальцами по барабану
А листья шуршат так красиво, -сминать руками бумагу
И в лес нас зовут за собой! Зимой злая вьюга кружится,
Снег под ногами хрустит, -сминать фольгу Мчатся стремительно кони, -деревянные ложки Слышится топот копыт!
Звон бубенцов раздаётся, - бубенцы
Песня весёлая льётся! -игра под весёлую плясовую музыку (Т. Яковлева)
Заяц – трусишка.
Жил-был в лесу заяц – трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит -шуршит пакет.
Испугался заяц и бежать - трещотка.
Бежал-бежал и присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит - стук ложек.
Бросился заяц бежать – трещотка, маракасы
Бежал-бежал, забежал в самую чащу, а там сова. Крыльями как захлопает - ткань.
Побежал заяц из леса к речке - трещотка.
На берегу речки лягушки сидели - кастаньеты: пальчики сжимаем и разжимаем, ква-ква. Увидели они зайца и прыг - в воду - глиссандо на металлофоне.
Заяц обрадовался и говорит: "А звери меня, зайца боятся" - сказал так и смело поскакал обратно в лес - трещотка и погремушки.
На этой веселой ноте я заканчиваю мастер-класс. Спасибо за внимание.


Май
Бумажный оркестр.
Цель: Продолжать знакомить детей с различными видами звукооизвлечения. Для игры нам понадобится бумага А4

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.6 МБ | |
| 2.2 МБ |
















