Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Шишова Наталья Александровна

Тема доклада на

ММО( Музыкальное методическое объединение)

«Нравственно- патриотическое воспитание через песенно- музыкальное творчество на образовательной и свободной  деятельности детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 г. ХИМКИ

Конспект   открытого интегрированного занятия

с элементами декоративного прикладного

творчества в стиле дымковской игрушки

Подготовили воспитатель  первой квалификационной категории:

Дубова Кристина Геннадьевна

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории:

Шишова Наталья Александровна

г. Химки,  2025 г.

Програмное содержание:

Цель: формировать умение расписывать дымковскую игрушку (свистульку) в традициях промысла. 

Межпредметные связи:  музыка, ИЗО.

Тип урока: интегрированный

Задачи:

Обучающие

  • изучить технологию изготовления и обрядовое значение дымковской игрушки на примере глиняной свистульки;
  • обогатить представления учащихся о мире игрушек, показать их значимость в жизни ребёнка;
  • познакомить с историей возникновения дымковской игрушки;

          Развивающие:

  • формировать эстетические чувства к окружающему миру;
  • развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов;
  • развивать творческие способности у учащихся.

Воспитательные

  • создать атмосферу совместного творчества;
  • воспитать чувство уважения к народным традициям, стремление приобщиться к ним.

         Оздоровительные:

  • развивать крупной и мелкой моторики;
  • развивать и укреплять дыхательные мышцы.
  • развитие двигательной активности.

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал:

Деревянные свистульки, баночки с  водой, кисти   для рисования  тонкие, салфетки бумажные, краски -гуашь желтого, зеленого и красного, синего  цветов, ватные палочки.

Демонстрационный материал:

  • Готовая свистулька в стиле дымковской росписи.
  • Игровая модель дыхательной гимнастики- «Веселая свистулька»
  • Свистульки для музея
  • Баян
  • 2 взрослых народных костюма
  • Магнитная  доска- 2 шт.
  • Узоры дымковской росписи
  • Костюмы для детей  в русском народном стиле – 10 штук
  • Костюмы для взрослых в русском народном стиле – 2 шт.
  • Поднос

Организационный момент

Вход  детей  под  звуки баяна русская народная песня  «Светит месяц» Выстраивание детей в полукруг.

Воспитатель: Ребята,какое время года на дворе?

Ответы детей: На дворе осень.

Воспитатель: В этот прекрасный день я вам предлагаю отправиться в Дымково.Но, прежде, поприветствуем наших гостей.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, мы к вам пришли не с пустыми руками. Я,  Кристина Геннадьевна принесла книжку – раскраску « Народные промыслы- дымковская игрушка».

Музыкальный руководитель: Я, Наталья Александровна, пришла к вам с музыкальным инструментом. Знаете как он называется?

Ответы детей: Гармошка, баян.

Музыкальный руководитель: Правильно, это баян.

Воспитатель:  Давайте посмотрим поближе книжку- раскраску. Ребята, в книжке- раскраске представлены разнообразные дымковские игрушки: лошадки, барышня,  мишки и т.д)

Вы знакомы с дымковской игрушкой?

Ответы детей: Мы знакомы с дымковской игрушкой.

Воспитатель:  Замечательно. Давайте пройдем к мольберту. 

Дети  с воспитателем под музыку проходят к мольберту.

 Воспитатель  обращает внимание детей на фотографии и задает вопросы.

  1. Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку?( глины)
  2. Что дальше происходит с игрушкой, как ее изготовят? ( обжигают в печи)
  3. Следующий этап игрушки? ( роспись)

Воспитатель: Ай,  да молодцы! Предлагаю вам отдохнуть  в селе Дымково. Все внимание на экран.

Дети садятся на ковер и смотрят видео сюжет.


После  просмотренного видео воспитатель задает вопросы детям.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чем мы будем с вами сегодня заниматься?

Ответы детей. Мы будем расписывать игрушку в стиле дымковской росписи.

Воспитатель: Все верно, ребята. Сегодня мы будем расписывать свистульку  по мотивам дымковской росписи. Но прежде, чем мы с вами приступим к росписи, отправимся с вами в Музей свистулек.

Под  песню « Тропинка – торопинка» в исполнении музыкального руководителя ( сопровождение баян),  дети отправляются маршем  в музей.

Музыкальный руководитель:

Добро пожаловать в наш музей. Идет   описание и рассказ педагога о  том, что находится в музее. Посмотрите на наши замечательные свистульки.  

 Ребята, может, вы мне поможете из какого же материала изготавливались Свистульки?

Ответы детей: Свистульки изготавливались из дерева, керамики, фарфора, глины.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Все верно.

Отгадайте  свистулька, это духовой инструмент или  ударный?

Ответы детей: Свистулька- это духовой  музыкальный инструмент.

Музыкальный руководитель:

Правильно, ребята. Чтобы играть на свистульке, нужно  умение правильно дышать. И сейчас мы с вами   научимся этому. Вот вам веселые озорные ветерочки (детям  раздают игровую модель  птичек для выполнения  дыхательной гимнастики)

Дыхательная гимнастика « Веселые ветерочки»

Озорной мой ветерочек

Поиграй со мной,  дружочек!
На раз вдохнем

На два  летать начнем!

Музыкальный руководитель:

Как хорошо поиграли с вами. А теперь, ребята, предлагаю вам перейти в мастерскую, где вы станете художниками, и будете творить.

Под музыку « Тропинка – торопинка» дети отправляются в мастерскую

Основная часть.

Воспитатель: Вы сегодня народные мастера из Дымково и будете расписывать  свистульку. 

Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

Воспитатель:  Присаживаемся.

Что вы видите на своих  рабочих местах?

Ответы детей:  Мы видим гуашь, кисточки, свистульку, ватные палочки, бумажные салфетки, баночку с водой.

Воспитатель:  Обратите внимание на свистульку. Она у нас однотонная. Давайте станем художниками и раскрасим ее, а именно, нанесем узоры.

Какие узоры мы будем с вами наносить?

Ответы детей:  Мы будем наносить круги, прямые и волнистые линии.

Педагог демонстрирует показ выполнения работы.

Рисовать будем как кистью, так и нетрадиционным способом- ватными палочками.

Практическая работа.

Роспись дымковской свистульки (под фон русской народной мелодии)

  • берем ватную палочку  и набираем на нее немного зеленой краской. наносим небольшие кружки по низу нашей свистульки, это будет наша трава.
  • положили ватные палочки;
  • берем  вторую ватную палочку  и набираем на нее немного  синюю краску.  Наносим небольшие кружки наверху нашей свистульки, это будет наше небо;
  • положили ватные палочки;
  • берем кисточку, опускаем ее  в баночку с водой, лишнюю воду убираем салфеткой;
  • набираем  кистой желтую краску и  аккуратно  рисуете круг в середине  игрушки;
  • хорошо промываем  кисточку и  убираем лишнюю воду салфеткой;
  • набираем небольшое количество  красной краски и наносим тонкие  прямые линии вокруг нашего  « солнца»
  • хорошо промываем  кисточку и  убираем лишнюю воду салфеткой;
  • хорошо промываем  кисточку и  убираем лишнюю воду салфеткой;
  • закрываем гуашь, наводим порядок на рабочем месте.

Воспитатель: Красивые свистульки у вас получились. Давайте поставим  их на поднос ( согласно именам детей)

Физкультминутка

Под  русскую народную плясовую « Барыня» дети  выполняют произвольные движения

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас посетить   ярмарку.

Под русскую народную песню « Коробочка» дети отправляются на ярмарку.

Музыкальный руководитель:

Ребята,  ярмарка -  это место, где торговцы и купцы продавали свой товар, а еще можно было увидеть музыкальные и театральные выступления. Но это еще не все….  На ярмарке  продавали расписанные игрушки.

А вы чем занимались сегодня?

Ответы детей:  Мы сегодня расписывали  свистульку.

Музыкальный руководитель: Где побывали сегодня?

Ответы детей:  Мы сегодня  побывали в селе Дымково, посетили   музей свистулек, были в мастерской.

Музыкальный руководитель: Что нового узнали?

Ответы детей:  Узнали  этапы изготовления глиняной свистульки.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?

Ответы детей:  Очень понравилось!

Воспитатель: Вы большие молодцы!

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней цвета дымного, что серости серей.

В ней  что- то есть от радуги, от капельки росы.

В ней  что-то есть от радости,  гремящей, как басы! 

В дар от нас примите книжки - раскраски народного творчества.

Творите и развивайтесь!

Дети прощаются с гостями и уходят под музыку из зала.