Методическая копилка

Наумова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Использование электронного учебника

Использование ЭФУ (электронной формы учебника)

на уроках биологии.

                                                           Наумова Татьяна Николаевна,

                                                         бюджетное общеобразовательное                

                                                        учреждение «Средняя общеобразовательная

                                                        школа №4», г. Калачинска

      В соответствии с требованиями ФГОС ООО одним из приоритетных направлений является развитие и формирование компетентности в области информационно – коммуникационных технологий. Электронные приложения, которые использовались в учебном процессе ранее
- технически устарели, так как не могут быть установлены на мобильных устройствах (планшеты и смартфоны), а воспроизводятся только на операционной системе Windows.        Материал их не обновляется и не расширяется по содержанию.         Именно использование ЭФУ на уроке позволит развивать и формировать информационно - коммуникационные компетентности. [1,3]

Ключевые слова: электронная форма учебника.

 

    Современное содержание образования, в рамках внедрения ФГОС  ориентируется на развитие общества, которое характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий являющиеся неотъемлемой частью всех сфер человеческой деятельности. Соответственно важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

     Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира.

       Биология – один из предметов для эффективного применения ЭФУ. Конечно, возможности электронного учебника то есть передача информации в электроном виде еще не значит знания, но это означает качественное сопровождение урока.          

      Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего его восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение.

     Современные технологии могут быть с успехом использованы на всех этапах урока, способствуя активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при усвоении нового материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений, а также оказывая влияние на контрольно-оценочные функции урока.

      При помощи ЭФУ стало возможным обогатить урок качественным иллюстративным материалом, показывать процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, моделировать биологические процессы, позволяет повысить эффективность организации учебно-воспитательного процесса, развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся.

    Современному ученику необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Из найденной информации отбирать и анализировать ту информацию, которая  эффективно поможет разобраться в теме урока её закрепить.

   ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширенный набор инструментов навигации, которые расширяют и дополняют содержание учебника. [1]

   Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя настольного или мобильного компьютера. Для работы с ЭФУ постоянный доступ к сети Интернет не требуется, нужен только для получения ЭФУ.

Наличие доступа в сеть Интернет во время работы с ЭФУ дополнительно расширяет возможности такой работы: переход по имеющимся гиперссылкам; 

обмен информацией с другими участниками образовательного процесса при помощи, создаваемых на полях закладок. [1]

  Электронный учебник даёт детям возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое.
    Организует самостоятельную деятельность учащихся независимо от формы учебника, безусловно, учитель. Задача учителя состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность учащихся с использованием электронного учебника, увлечь их, повысить мотивацию и интерес к учебному предмету. Будет ли эффект от использования такого вида учебника зависит от учителя. [1]

   Электронный учебник это инструмент, который учитель может использовать при выполнении практических и лабораторных работ, просмотра и чтения текста, писать на экране, выполнять тесты.
   Организация учебной деятельности с использованием ЭФУ предполагает индивидуальную работу учащихся. В этом случаи ребенок может выбрать свой темп работы, свой образовательный маршрут. Так же при помощи ЭФУ можно организовать и групповую работу. Если рассматривать учебник с точки зрения системно- деятельностного подхода, то увидим большой аспект действий в этом направлении: работа с ресурсами прикрепленными к параграфам, сравнение различных источников, наблюдение за мультимедийными учебными объектами, наблюдения за объектами в видеоматериалах и тд. [1]

   Для работы на уроке данные учебные материалы можно использовать  на разных этапах урока: слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением, на определенном этапе придают большую эмоциональность, выразительность, наглядность;

видеофрагменты – дают возможность не только просмотра, но и возможность использования паузы, увеличения отдельного фрагмента и т.д;

интерактивные модели и рисунки – анимация, при подведении к такому рисунку курсора или просто действие руки (на планшетах) отдельная часть объекта выделяется или всплывает его название, а также объект можно укрупнить, приблизить, точнее рассмотреть. ;

        на этап закрепления выполняются задания с выбором ответа - позволяют легко анализировать и обрабатывать задания, при проверке неверно выполненное задание выделяется определенным цветом, учебник предлагает обучающемуся вернуться еще раз и пройти тест. Помимо текста задания  могут содержать рисунки и анимационные фрагменты, которые например: нужно правильно подписать, распределить картинки по папкам, расположить слева направо изображения, иллюстрирующие последовательность (стадии) деления клетки при этом учебник сам проверяет работу и указывает на ошибку. Таким образом, ЭФУ осуществляет  быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата. [2]

Видеофрагменты и интерактивные рисунки можно использовать как наглядное пособие при проведении лабораторной работы. При этом ученики имеют возможность сравнивать реальные наблюдаемые объекты, микропрепараты и рисунки. Можно поэтапно разобрать особенности строения каждой зоны и провести сравнение с микропрепаратами.

Такие приемы оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что приводит к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу. [1]

Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.

В результате у обучающихся: повышается интерес к предмету; улучшается усвоение материала; возрастает самооценка и уверенность в своих силах;

развиваются творческие способности; параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи.  

В заключении хотелось бы сказать, что грамотное использование ЭФУ  на уроках, на мой взгляд, позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными.

                 

Наумова Т.НСтраница



Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках биологии

                                                                                                        Наумова Татьяна Николаевна,

                                                                                           учитель биологии

                                                                                            БОУ «СОШ №4»

                                                         Калачинского муниципального района

                                                                                                            Омской области

                              Смысловое чтение на уроках биологии.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Падает ранее высокий статус писателя, и статус чтения во многих социальных группах. Так, согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читает. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.

Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать». 

Наиболее  успешные способы организации познавательной деятельности учащихся на основе смыслового чтения.

Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов. Целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс  наделения смыслом.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение 

  • поисково-просмотровое,
  • ознакомительное
  • и изучающее (смысловое).

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия и обсуждение,
  • моделирование и рисунок.

Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.

Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемой книги. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Учитель обязан создать условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, часто переходит в дискуссию и выходит за рамки выдвинутых проблем.

Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.

Какие УУД развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности?

  1. Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
  2. Познавательные– извлекать информацию из текста
  3. Личностные – в случае если анализ текста порождает Личностные суждения
  4. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из текстов;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Работа с учебными текстами на уроках биологии

Умение работать с текстами помогает ученикам учиться значительно более самостоятельно, с большим пониманием того, что они читают. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие мышления, познавательной самостоятельности, активной учебной деятельности и других свойств и качеств личности.

Рассмотрим примеры:

1. текст: найди в тексте 8 несоответствий.

   В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы изучает наука экология. По характеру питания грибы относят к сапротрофам.  Грибы – сапротрофы питаются за счет живых организмов. Все грибы одноклеточные организмы. Оболочки их клеток содержат целлюлозу. Тело гриба состоит из из тонких белых нитей, образующих корневище. Размножаются грибы бесполым или половым путем. Бесполое размножение происходит за счет семян. Вегетативное размножение осуществляется за счет почкования. Грибы играют большую роль в природе: употребляются в пищу, используются человеком для получения продуктов питания, участвуют в круговороте веществ и тд.

     2. текст: найдите в тексте 10 несоответствий

Бактерии, ранее считавшиеся микроскопическими растениями, сейчас выделены в самостоятельное царство. Первые ядерные, т.е. эукариотические, клетки произошли от бактерий примерно 1,4 млрд. лет назад. Бактерии очень сложно устроены.

Бактерии гораздо мельче клеток многоклеточных растений и животных. На поверхности, соответствующей поставленной карандашом точке, уместится четверть миллиона средних по величине представителей этого царства. В зависимости от формы клетки бактерии различают: кокки и спириллы. Бактерии имеют плотную оболочку, которая придаёт им форму. По составу и строению она не отличается от растений. В центре бактерии располагается ядро. Бактерии не подвижны.

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество. Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с температурой выше 90° С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море. Густо заселен бактериями (обычно безвредными) пищеварительный тракт животных.

Бактерии питаются готовыми органическими веществами. Их называют паразитами.

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток бактерий происходит каждые два часа. Большинство бактерий гибнет под действием солнечного света, недостатке пищи, при нагревании до 20С .

При неблагоприятных условиях бактерия принимает форму споры. Споры способны сохраняться в течении суток. В благоприятных условиях она прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Спора у большинства бактерий – это приспособление к выживанию неблагоприятных условий.  

         3. текст:

1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок. 2. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из пяти лепестков. 3. В цветке пестиков или один или много. 4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков. 5. В цветке много тычинок. 6. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из пяти лепестков. 7. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков, иногда чашечка двойная, с подчашием. 8. Плоды розоцветных разнообразны.

9. Розоцветные, как и крестоцветные относятся к классу однодольных.

Задание. Прочитайте текст:

Выпиши номера признаков, которыми обладают представители семейства розоцветных. (3,5,6,8)

Напишите, что осталось неясным, нераскрытым в этом тексте. (8)

Укажите предложение с ошибкой (9)

Тема «Клеточное строение листа»

  • Изучите текст параграфа 7, ответь на вопросы:
  • Выбери один правильный ответ:

               Устьице состоит из:  

        А) из клеток кожицы листа

                       Б) из замыкающих клеток с устьичной щелью и зелеными хлоропластами

                       В) из замыкающих клеток

  • В какой части листа расположены устьица?
  • Из перечисленных сведений выберете те, которые соответствуют особенности строения мякоти листа:

 А) Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток механической ткани

 Б) За кожицей листа расположено два – три слоя  плотно прилегающих удлиненных по форме клеток

 В) Удлиненный слой клеток относится к столбчатой ткани

 Г) Лист состоит из мертвых клеток, которые заполнены воздухом          

             Д) Под столбчатой тканью лежат округлые неправильной формы клетки, с большим количеством межклетников – это губчатая ткань.

             Е) Межклетники в губчатой ткани заполнены воздухом.

        Изучите абзац параграфа «Строение жилок листа». Самостоятельно ответьте на вопросы представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика.

Что представляют собой жилки листа?

Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

Проводящие пучки листа – это ___________

Жилки состоят из сосудов, ___________ и _________. Волокна придают прочность. По сосудам передвигается вода с растворенными в ней ________ веществами. По ситовидным трубкам передвигается вода с растворенными в ней _______веществами.

Наумова Т.НСтраница



Предварительный просмотр:

Оценочная деятельность на уроках биологии

                                                                                   Наумова Татьяна Николаевна

                                                                                                       учитель биологии

                                                                                                        БОУ «СОШ №4»

                                                                     Калачинского муниципального района

                                                                                                          Омской области

Оценочная деятельность на уроках биологии в соответствии

с требованиями ФГОС

Важным условием высокой эффективности работы учащихся на уроке, проявление инициативы и активности является оценка их деятельности. Любая деятельность ученика по добыванию знаний и прежде всего успехов должна быть оценена. Оценка не должна носить в первую очередь на каждом уроке контролирующую функцию, она должна носить в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать желанию учиться. Контролирующую функцию оценка проявляет на итоговом уроке. Оценка не должна быть поводом для сравнения двух учащихся или наказанием со стороны учителя и самое главное оценку должен давать не только учитель, но и учащиеся друг другу.

Оценивание по предмету можно разделить на две основные группы:

  • систему опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях;
  • способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Вторая группа наиболее значимая, так как при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Оценивание является постоянным процессом. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении своих результатов. Очень важно выстроить систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Конечно же оценивание должно быть критериальным, показателями критерий являются планируемые результаты. Критерии оценки следует разрабатывать и доводить к сведению учащихся до начала выполнения задания, идеально было бы критерии выстроить совместно с учащимися. На основании критерий учащиеся могут самостоятельно объективно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. Параллельно развитию у учащегося умения оценивать развивается метапредмет, то есть способность к саморегуляции и самоорганизации.  

Таким образом оценочная деятельность позволяет нам получить информацию о познавательных возможностях учащегося, родители могут отследить успехи своего ребенка, а педагог успехи своей педагогической деятельности.

Изучая теоретический материал, а так же исходя из своей практики,  могу предложить несколько вариантов оценивания предметных результатов и достижение  личностных результатов в процессе освоения предметного содержания:

- принципы формирования у учащихся умений самооценки:

  • учащийся имеет четкое представление о цели учебной деятельности;
  • имеет четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
  • четко представляет, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;
  • учащийся понимает, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Взаимооценка  использоваться как в работе группы так и в парах:

Ф.И        ученика

самооценка

взаимооценка

Оценка учителя

Достаточно эффективна рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности учащихся, которая предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Оценочные карты        

Ф.И ученика

самооценка

Обоснование  оценки

Оценка учителя

Пример обучения самооценке при выполнении устного задания: развернутый ответ у доски по какому-либо вопросу. Ученик по желанию вызывается к доске, класс получает задание по окончании ответа дать рецензию ответа по следующему алгоритму: достоинства ответа, замечания, дополнения, исправления, ответ на доп. вопросы, общий вывод.

Затем слово предоставляется отвечавшему, который может согласиться с оценкой своего ответа или выразить несогласие. После этого выставляется окончательная оценка по привычной пятибалльной шкале. При этом дети, конечно, должны быть знакомы с основными требованиями, которые предъявляются к устному развернутому ответу на уроке.

Возможен другой вариант устного ответа: предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устного ответа, в колонке баллы класс оценивает ответ учащегося:

Критерии ответа

Баллы

  • умеет четко и логично излагать материал,

  • глубину содержания выступления,

  • манера изложения,

  • уверенный ответ

  • умение отвечать на вопросы.

Рецензия ответа у доски по алгоритму при решении генетических задач:

правильное решение; правильное оформление; достоинство ответа; замечания и исправления.

Корректируем урок:

Я сегодня:

Поставь знак + или -

Самооценка

Оценка учителя

Выполнил д/з

Решил задачу

Отвечал устно

Приготовил сообщение

Выполнил тест

Разноуровневые задание на выбор

Сложность

 Вопросы

«3»

Установите число аминокислот в полипептидной цепи, если этот полипептид синтезируется на и-РНК, состоящей из 840 нуклеотидов.

«4»

Участок гена состоит из следующих нуклеотидов: ГАЦ ЦАЦ ГЦЦ ГТЦ ТТГ ЦЦГ ТТЦ ЦГГ ААА. Выписать последовательность аминокислот в белковой молекуле, кодируемой этим геном.

«5»

Участок молекулы ДНК имеет следующий вид: ГТАЦЦГТАТЦТГАЦЦТГГАГЦ. С этой цепи транскрибируется и-РНК, причем матрицей служит комплементарная цепь. Определить последовательность нуклеотидов в и-РНК и количество аминокислот, закодированных в ДНК.

Оцени СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе

Задание. Внимательно прочитай приведенные утверждения. Отметь знаком ☺, насколько ты согласен с данным утверждением.

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

Если я не согласен с чем-то, то не спорю, а предлагаю другое решение

Я стараюсь услышать то, что кто-то хочет предложить, а не ищу ошибки в сказанном

Задание: Оцени себя по пятибалльной шкале

Выполнял  задания на уроке

Был активен на уроке

Сотрудничал с одноклассниками

Соблюдал дисциплину

Я доволен уроком

Я себя оцениваю на

Оценка учителя

  Оценивание процесс ответственный. Система оценивания с учетом требований ФГОС эффективна, так как учащиеся не только учатся оценивать себя и друг друга, но и сам урок проходит более красочно, эмоционально.  Детям нравится выслушивать мнения, исправлять ошибки, определять свой уровень подготовки к уроку и анализировать свои новые полученные знания в ходе урока.

Если систему оценивания использовать из урока в урок, то она поможет ребенку умению не только оценивать себя, но и умению ставить перед собой задачи: стать лучше!, больше знать! и тд. В свою очередь учитель сможет проследить возможности и желание каждого учащегося, помочь ему в развитии не только с точки зрения предмета, но и  с точки зрения познания самого себя. Оценка результативности, выявляет возможности совершенствования. Воспитательная функция реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Наумова Т.НСтраница



Предварительный просмотр:

Школьная проектная лаборатория

                                                                            Наумова Татьяна Николаевна,

                                                                                           учитель биологии

                                                                                            БОУ «СОШ №4»

                                                         Калачинского муниципального района

                                                                                              Омской области

Школьная проектная лаборатория: на примере курса

«Я-исследователь» /Школьная академия (5-9кл).

Исходя из требований основной образовательной программы основного общего образования одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая осуществляется в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

       В  нашей школе существуют такие формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях, как

  • научно-исследовательское общество «Поиск»– форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, интеллектуальных игр, публичных защит, а также включает сотрудничество с научно-исследовательскими обществами других школ;
  • школьная НПК «Ступень в Будущее», для учащихся 5-9 классов:

        В соответствии с требованиями ФГОС проектная деятельность учеников является обязательным, на протяжении трех лет по окончанию учебного года ученики защищают учебные проекты в рамках данной конференции.

Результаты данных работ фиксируются в зачетных книжках учеников. В 5-х классах учащиеся защищают групповые учебные проекты, в 6-х классах представляют индивидуальный проект «Электронное портфолио», в 7-х классах индивидуальные учебные проекты, в 8-х классах технологические проекты, ведущий предмет Технология.

     Школьный курс “Я - исследователь” – общеинтеллектуальной направленности. Он является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы.

Ценность курса в том, что в итоге виден продукт деятельности как материализованный результат, в  процессе образовательной деятельности осуществляется работа по выполнению проекта и защита проекта  иллюстрирует образовательные достижения учащихся, ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

       Цель программы – формирование и развитие у обучающихся интереса к учебно – исследовательской деятельности.

Данная программа предполагает  приобщение учащихся к началам исследовательской деятельности на основе исследовательского подхода в обучении.

       В процессе освоения программы происходит поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры обучающихся.

       Содержание учебного материала представлено двумя блоками: теоретическим и практическим. Первый охватывает теоретические вопросы исследовательской работы, второй – практические, направленные на знакомство с основами практических навыков организации  исследовательской деятельности.

        Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента

       Развивать умения исследовательской деятельности очень важно, так как это одна из ведущих деятельности в современном мире. Проектной и исследовательской деятельностью ребенок занимается еще в дошкольном возрасте, характеризует стремление ребенка стать школьником, дальше наступает период младшего школьного возраста, вовлекая учащихся в учебно – проектную деятельность, перерастающую в учебно - профориентационную деятельность. В средних и старших классах учащиеся предпочитают выполнять исследовательскую работу определенного направления, ориентированную на конкретный учебный предмет.

Так как я являюсь учителем биологии, то конечно  мой курс внеурочной деятельности посещают ребята любящие природу.  В результате работы ребят над различными видами исследований развиваются такие практические умения и навыки, как наблюдение за натуральными объектами, проведение  простейших экспериментов. Вовлекая в исследования связанные с природой, расширяются знания школьника экологической направленности. Формируются  такие  способности: действовать  самостоятельно, так и в команде, уверенность в себе как в познавательной, так и в коммуникативной деятельности все это в совокупности позволяет усилить мотивацию и активизировать эмоциональную сферу развития личности школьника.

Анализируя учебно-исследовательскую деятельность учащихся видно, что приобщение детей к научной работе сразу решает несколько важных педагогических проблем:

  • стимулирование интеллектуальной активности детей;
  • прослеживается рост успеваемости и активное участие этих детей во внеклассных мероприятиях;
  • приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие творческого потенциала личности;        
  • реализация потребности в самоутверждении личности.

Для работы с учащимися  составляется план работы, основанный на антропологическом подходе, реализация которого осуществляется с точки зрения стистемно-деятельностного, копметентностного подходов. Предоставляем учащимся поле для самопрезентации и самовыражения: оформляем персональные выставки достижений,  стенды по итогам мероприятий.

Ребята, которые занимаются исследовательской деятельностью, принимают активное участие в организации  праздников: «Посвящение в  ноушата» и «По следам НОУ». Праздник проходит в торжественной обстановке: это и театрализованное представление, участие в викторинах, делятся впечатлениями от проделанной работы, ребятам вручают благодарственные письма, памятные подарки , слова благодарности куратора школьного научного общества, заканчивается церемония концертом и приятным чаепитием.        

Результаты работы –это:

  • положительная динамика роста количества лауреатов, как на школьном так и на муниципальной научно-практической конференции;
  • призовые места в школьных, муниципальных, всероссийских олимпиадах;
  • лауреаты муниципальной и участники областной краеведческой конференции «Летопись сибирских деревень»;
  • призовые места межрегионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества «Белая береза»
  • работа  летней школы научного общества учащихся т.е участие ребят в сменах лагерей «Артек», «Океан», где одно из условий прибывания в этом лагере - это наличие грамот победителей, лауреатов олимпиад, научно-практических конференций, спортивных достижений регионального уровня. Каждый год от нашей школы дети посещают данные лагеря.

    Таким образом, наблюдается динамика роста развития не только предметных и метопредметных достижений учащихся, но и личностных так как чувство успеха у этой группы ребят  формирует такие важные качества, как стать еще лучше,! Еще больше знать!                        

    Считаю, что проектирование данной педагогической практики приводит к реальным результатам, к реализации целей программы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Наумова Т.НСтраница



Предварительный просмотр:

Система мониторинга достижений учащихся

Наумова Татьяна Николаевна,

                                                                                           учитель биологии

                                                                                            БОУ «СОШ №4»

                                                         Калачинского муниципального района

                                                                                              Омской области

Система мониторинга личностных, метапредметных и предметных, достижений учащихся класса, как классного руководителя, так и  учителя предметника

Согласно требованиям ФГОС ООО особенностями системы оценки является комплексный подход к оценки результатов образования т.е  нужно проследить результаты личностные, метапредметные и предметные.

Оценка успешности усвоения предметных и метапредметных результатов осуществляется на основе системно- деятельностного подхода, а именно умения выполнять учебно-практические и учебно – познавательные задачи.

Личностные результаты не подлежат оцениванию, но они могут фиксироваться в портфели достижений учащегося – портфолио. При помощи портфеля достижений мы можем проследить самооценку  ученика, его самоопределение и сформированности  мотивации к учебной деятельности. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащегося регулятивных , коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

- итоговые проверочные работы по предметам;

- при проведении комплексных диагностических работах на межпредметной основе по итогам 1,2,3 четверти;

- в ходе текущей, тематической, промежуточной оценки через решение учащимся специально сконструированных диагностических задач;

- в ходе выполнения практических работ, проектов с использованием средств и инструментов ИКТ и ИКТ – ресурсов оценивается достижение планируемых формирования ИКТ – компетентности обучающихся;

- в ходе выполнения комплексной работы на межпредметной основе осуществляется оценка достижения уровня планируемых результатов по программе «Формирование универсальных учебных действий» и ее подраздела «Чтение. Работа с текстом».

Формы фиксации результатов: по итогам выполнения проектных и практических работ учащимися заполняются карты сформированности ИКТ – компетентности на критериальной основе; аналитические и статистические результаты диагностик по классу, «Портфель достижений предметных и метапредметных УУД», личный дневник школьника, лист самооценки, портфолио ученика, сводный лист отслеживания динамики достижения метапредметных УУД в диагностической тетради учителя.

Я являюсь классным руководителем 7 го класса, на протяжении трех лет веду работу по формированию «Портфель достижений предметных и метапредметных УУД». Портфель состоит их двух разделов:

  • достижение предметных результатов учащегося ( в разделе накапливаются административные и проверочные работы учащегося по предметам учебного плана)
  • достижения метапредметных результатов ( в разделе накапливаются итоги выполнения комплексных работ на основе  единого текста) по итогам выполнения работ заполняется сводная таблица и выводится уровень развития каждого вида УУД и уровень выполнения работы в целом.

По итогам года предметные и метапредметные результаты вносятся в лист достижений, который заполняется на каждого ребенка.

В результате, как  классный руководитель  на основе мониторинга можно сделать выводы по каждому обучающемуся успешности освоения планируемых результатов. Данные «Портфеля достижений предметных и метапредметных результатов» знакомлю родителей на родительских собраниях. Каждый родитель имеет возможность посмотреть результаты достижения своего ребенка. При изучении своего классного коллектива эти данные мне помогли выделить группу ребят, которые требуют усиленного контроля со стороны педагогов так и со стороны родителей, а так же группу ребят, которые имеют желание развиваться не только с точки зрения предмета, но и с точки зрения самого себя. Оценка своей результативности у ребят выявляет возможности совершенствования, они стремятся к более сложной  интересной для них работы. Конечно, таких ребят я стараюсь поддерживать не только как классный руководитель, но и как учитель предметник вовлекая их в олимпиадную и исследовательскую работу. Результат весьма положительный: призер муниципальной олимпиады по экологии, победитель всероссийских олимпиад знаника, инфоурок, лауреаты «Летопись сибирских деревень» , лауреаты муниципального этапа НОУ, лауреаты межрегионального экологического фестиваля «Белая береза», а так же являются участниками многих других как международных  так и всероссийских олимпиад и конкурсов. Таким образом, в классе наблюдается динамика роста развития не только предметных и метопредметных достижений учащихся, но и личностных так как чувство успеха у этой группы ребят  формирует такие важные качества, как стать еще лучше,! Еще больше знать!         

        

 

Наумова Т.НСтраница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 3

Плюс Минус Интересно «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 4

1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Анкета. Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

Слайд 5

Оценочный лист. Рефлексия Выполнил ли я то, что задумал? __________________________________________________________________ Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта? __________________________________________________________________________________ Всё ли получилось так, как я задумывал? __________________________________________________________________________________ Что было сделано хорошо? __________________________________________________________________________________ Что было сделано плохо? __________________________________________________________________________________ Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? __________________________________________________________________________________ Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект? __________________________________________________________________________________ Попрошу взрослых оценить мою работу: ч т о с к а з а л а м а м а: __________________________________________________________________ ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а: __________________________________________________________________ к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я: __________________________________________________________________________________ В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м - н е т ? __________________________________________________________________

Слайд 6

Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Слайд 7

« Одним словом » . Закончите одним словом: Сегодняшний урок – это … Сегодня на уроке я … Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.