Портфель ученика

Наумова Татьяна Николаевна
              Добрый день ребята! 
На данной страницы сайта вы найдете дополнительный материал к урокам, ответы к заданиям, интересный факты о живой природе, ссылки на различные ресурсы, которые тебе помогут в изучении предмета биологии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализирующие скрещивание

  • В случаи полного доминирования по фенотипу определить генотип, если особь имеет доминантный признак возможно для этого используется анализирующие скрещивание.
  • Скрещивают особь с неизвестным генотипом и особью с рецессивным признаком.
  • Если в потомстве все особи оказались одинаковыми, то исследуемая особь была гомозиготной (АА)
  • Если в потомстве произошло расщепление, то исследуемая особь была гетерозиготной (Аа)

Задача №1  У крупно рогатого скота ген комолости (т.е. безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство можно получить от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами? Каким будет потомство от скрещивания комолого быка (одного из гибридов первого поколения) с такой же коровой?

А – комолость

а – рогатость

Р: ♀ АА  × ♂ аа

G:      А           а

F1:             Аа (комол)

По генотиу и фенотипу нет расщепления

Р: ♀ Аа  × ♂ Аа

G:    А,а         А,а

F2      АА,   Аа,   Аа,  аа

             ком.    ком.     ком.   рог.

По генотипу: 1:2:1

По фенотипу: 3:1

Задача №2 Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери карие (по данному признаку она гомозиготна). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа), она от него унаследовала рецессивный аллель, значит, ее генотип Аа. Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, т.е ее генотип  АА

     Мужчина имеет генотип аа, так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: ♀ Аа  × ♂ аа

G:   А,а            а

F1:    Аа,      аа

            кар,      гол

Кареглазый ребенок гетерозиготен - Аа



Предварительный просмотр:

Неполное доминирование

  • При неполном доминировании расщепление 1:2:1 по генотипу и по фенотипу, при полном доминировании – по генотипу 1:2:1, по фенотипу – 3:1.
  • При неполном доминировании наблюдается 3 фенотипических класса, а при полном доминировании – 2.
  • При промежуточном наследовании доминантный признак проявляется только в гомозиготном состоянии, а при полном доминировании доминантный ген подавляет рецессивный.

Задача:  При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, а при скрещивании белоплодной – белые. В результате скрещивания этих сортов между собой получаются розовые ягоды. Какое потомство получиться при скрещивании растений с розовыми плодами между собой? Составьте схему решения задачи. Какой генетический закон проявляется на этом примере?

Решение.

Здесь имеет место промежуточный характер наследования, значит, речь идет о неполном доминировании.

АА – красные плоды

аа – белые плоды

Р: ♀ Аа  × ♂ Аа

G:   А,а          А, а

F1      АА,   Аа,   Аа,  аа

             красн.    роз.     роз.   бел.

По генотипу: 1:2:1

По фенотипу: 1:2:1



Предварительный просмотр:

Дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание – скрещивание, при котором учитываются два признака. Например, у гороха: 1 признак – цвет семяни, 2 признак – форма семени.

Задача . У человека имеется две формы слепоты. Гены их находятся в разных хромосомах, и оба являются рецессивными. Оба супруга имеют нормальное зрение, но отец женщины страдал одним из видов слепоты, а мать мужчины – другим типом слепоты. Определите вероятность рождения в данной семье слепого ребенка.

Решение.  

А – норма

а – слепота

В – норма

b - слепота

Р: ♀ АаВВ  × ♂ ААВb

G:    АВ, аВ           АВ, Аb

F1:    ААВВ,   ААВb,   АаВВ,  АаВb

           норма.    норма.     норма.   норма.

Ответ: вероятность рождения здорового ребенка – 100%, слепых детей не будет.



Предварительный просмотр:

        Тема урока: Врождённые и приобретённые программы поведения

Таблица №4 «Врожденные и приобретенные формы поведения»

Формы

Характерные черты

Значение

Примеры

Безусловные рефлексы

Врожденные ответы на раздражения, поступающие от внешней и внутренней среды.

Приспособление к постоянно-действующим факторам среды, лежат в основе реализации физиологических потребностей

Глотание, кашель, чихание, ориентировочный рефлекс, сосательный, мигательный, поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при ее падении.

Инстинкт

Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями

Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и др.

Половые, материнские инстинкты, появление дыхания у новорожденного – расправление легких

Импринтинг (запечатление)

Запоминание обстановки, особей своего вида в определенный период своей жизни, следование за родителями у выводковых птиц

Препятствие для межвидовых скрещиваний, связь детеныша с родителями, приобщение к речи в раннем возрасте у человека

Следование утят за спичечным коробком и др.

Условные рефлексы

Образование временных связей в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем

Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала

Слюноотделение на свет лампочки, который является сигналом к подаче пищи, голодный хищник реагирует на возможное появление добычи.

Навыки

Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями

Использование уже имеющегося опыта для  решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека

Ходьба, бег, катание на лыжах и коньках, игра на гитаре, письмо, пользование при еде ложкой, вилкой и тд.

Динамический стереотип

Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может измениться или исчезнуть

Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей человека, формирование определенной последовательности в трудовых операциях. Могут быть как положительными, так и отрицательными

Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывание во время работы, курение, навык катания на коньках и др.

Рассудочная деятельность

Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями

Использование имеющегося опыта для решения новых задач; обход препятствий, решение двухфазных задач

Собака, выдрессированная служит за еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки.



Предварительный просмотр:

Наследование, сцепленное с полом

Задач №1 Ген, определяющий черную и рыжую окраску шерсти у кошек, находится в X- хромосоме, причем черная окраска имеет неполное доминирование над рыжей, гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. Скрестили черепаховую кошку и черного кота. В потомстве среди черных и черепаховых котят оказался один рыжий. Определите пол этого котенка.

Дано:

XА – черная окраска

Xа  – рыжая

XА Xа – черепаховая окраска

Решение.

Р: ♀  XАXа × ♂ XАY        

G:    XА , Xа       XА , Y

F1:    XАXА,           XА Xа,           XА Y,            Xа Y

        ♀, черн.      ♀, череп.       ♂, черн.       ♂, рыж.

Ответ: Рыжий котенок - мальчик

Задача №2 Объясните, почему черепаховыми бывают только кошки, а рыжими чаще бывают коты? Определите, в каком случае рождается рыжая кошка?

Дано:

XА – черная окраска

Xа  – рыжая

XА Xа – черепаховая окраска

Решение.

Рыжая кошка родится при скрещивании черепаховой или рыжей кошки с рыжим котом.

Р: ♀  XАXа × ♂ XаY        

G:    XА , Xа       Xа , Y

F1:    XАXа,           Xа Xа,             XА Y,            Xа Y

        ♀, череп.      ♀, рыж.       ♂, черн.       ♂, рыж.



Предварительный просмотр:

Круговорот веществ в природе

Таблица №1  «Участие живых организмов в круговорот веществ»

Вещество

Биологическая роль организмов

Продуценты

Консументы

Редуценты

Азот

Превращают нитратный азот в белковый (органические в-ва)

Превращают белковый азот в мочевину и аммиак

Разложение белкового азота до нитрата аммония

Углерод

Углекислый газ путем фотосинтеза превращается в органические в-ва

Путем дыхания углекислый газ возвращается в атмосферу

Разложение животных и растений до угля и торфа

Фосфор

Фосфат является необходимым элементом для протекания фотосинтеза

Необходим,  животным организмам для построения белковых молекул

При разложении трупов животных фосфаты возвращаются в почву

К чему может привести накопление углекислого газа в атмосфере? Как человек способствует этому накоплению?

Накопление углекислого газа в атмосфере может привести к парниковому эффекту, который вызовет потепление климата. Человек в этом принимает активное участие, например работа заводов, сгорание топлива от машин и т.д.

Таблица №2  «Составляющие наружной оболочки Земли»

Вещество

Характеристика

Примеры

Живое

Совокупность всех живых организмов

Бактерии, грибы, растения, животные

Биогенное

Продукт жизнедеятельности живых организмов

Торф, каменный уголь, нефть

Биокосное

Вещество созданное при участии живой и неживой природы

Почвенный покров

Косное

Вещества неживой природы

Изверженные горные породы, космическая пыль



Предварительный просмотр:

«Доказательства эволюции животного мира»

Таблица №1 Заполни пропуски в таблице используй для этого список примеров

Наука

Доказательства

Примеры

Палеонтология

- ископаемы переходные формы

- Филогенетические ряды

Эмбриология

- закон зародышевого сходства

Сравнительная анатомия, морфология

- гомологичные органы

- рудименты

- атавизмы

Примеры:

- ископаемые лошади;

- хвостовые позвонки у человека

- на ранних стадиях зародышей всех хордовых – жаберные складки;

- передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека;

- крылья у киви;

- задние конечности питона;

- многососковость у человека;

- зверозубые ящеры;

- археоптерикс.

Эталон ответа:

Наука

Доказательства

Примеры

Палеонтология

- ископаемы переходные формы

- зверозубые ящеры;

- археоптерикс.

- Филогенетические ряды

- ископаемые лошади;

Эмбриология

- закон зародышевого сходства

- на ранних стадиях зародышей всех хордовых – жаберные складки;

Сравнительная анатомия, морфология

- гомологичные органы

- передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека;

- рудименты

- крылья у киви;

- задние конечности питона;

- атавизмы

- хвостовые позвонки у человека

- многососковость у человека;