Эссэ "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Кашкарова Нина Анатольевна

«Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по дороге жизни после того, как её показали ему»

Конфуций

Каков главный вопрос философии? Конечно, быть или не быть? Ответ на этот вопрос был дан

 8 лет назад, когда я решила стать учителем английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия».

                                                                                     «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по дороге жизни после того, как её показали ему»

Конфуций

Каков главный вопрос философии? Конечно, быть или не быть? Ответ на этот вопрос был дан

 8 лет назад, когда я решила стать учителем английского языка.

        

Моя педагогическая философия…Как сложно размышлять о своей педагогической философии, имея такой небольшой опыт работы! Как сложно отделить педагогическую философию от философии жизни вообще! Размышляя над этим вопросом, я мысленно перелистываю страницы своей жизни. Кто я? Я – женщина, я – мама, я – учитель (эти понятия взаимосвязаны и вместо запятых хочется поставить знак равенства). Как много ролей исполняет человек в своей жизни. И порой трудно понять, кто ты сейчас, в данный момент. Ты играешь одну роль, а может, и все сразу? Все эти роли из своей жизни, я переношу в профессию, а возможно, в моей работе их ещё больше, чем в жизни. Ведь учитель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач…

Я вспоминаю своё желание помочь своему ребёнку сказать первые слова, сделать первые шаги,  прочитать первую книгу.   Я испытываю такое же желание, помогая своим ученикам сделать первые шаги в мире нового языка, в мире новой культуры. Эти шаги сначала маленькие и неуверенные. Дети вот-вот споткнутся и упадут. Но улыбка и одобрение - это словно поручень, словно опора. Дети хватаются за неё и идут дальше, но уже твёрже и увереннее.

Я - учитель, я веду за собой. Я – участник некого таинства, некого процесса познания самой себя и других. Этот процесс пока ещё немного «тёмный»  для меня. Но я отчётливо осознаю, какая ответственность лежит на мне, как на учителе, ведь мне доверили обучение и в каком-то смысле воспитание самого ценного, что есть в жизни  -детей. 

Я считаю, что учитель – это творец. Велика сила учителя. В этом смысле учителя можно сравнить разве только с врачом, чьи ошибки могут быть непоправимыми, с единственной разницей, что ошибки учителя можно сразу и не заметить. Ведь от учителя порой зависит, даже то, как сложится жизнь ученика,  каким человеком он вырастет, будет ли он добрым, открытым,  жизнерадостным или угрюмым, недоверчивым и неуверенным в себе.

Начиная работать в школе,  я задумывалась над вопросом, сумею ли я раскрыть, «зажечь»  детей, «заразить»  их английским языком, как когда-то «заразилась» сама. Осуществление  этого  и стало одной из главных целей моей жизни.

Переступая порог школы, я забываю о жизни вне её пределов и полностью отдаю себя  детям, учителем которых я являюсь. В этот миг я чувствую, как меня настигает волна положительных эмоций. Ведь дети  поворачиваются к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес,  как цветы поворачиваются к солнцу. Такие моменты являются очень ценными для меня. И  я понимаю и ощущаю значение слова «Призвание».

Преподавая в разных классах, я заметила, что у каждого класса есть свой характер, который складывается из характера каждого ученика  этого коллектива; царит какая-то особенная атмосфера, свойственная только ему. Я поняла, что нельзя написать один конспект урока, общий для всех.  Поэтому, готовясь к уроку в том или ином классе, я продумываю разные методы и приёмы работы на уроке. Стараюсь каждый урок сделать интересным и увлекательным, чтобы дети ушли с урока в хорошем расположении духа  и с «кусочком» английского, этого чудесного языка.

Самое интересное  для меня – это обдумать, как построить урок, решить, в какой последовательности, что и как,  делать на уроке, как организовать работу разных учащихся, какие виды работ провести на уроке.  А так как я активно использую игровые методы обучения, то я прежде всего обдумываю, как игровая ситуация  поможет мне раскрыть тему урока и прийти к намеченной цели. Так как миссия учителя иностранного языка – научить ребят общаться на изучаемом языке, то на уроках я создаю модель реальной ситуации, я запускаю процесс игры. Я пытаюсь выполнить свою миссию, развивая способности ребенка, обучая его общению, самым любимым его видом деятельности – игрой.  Ребенок, которому не позволяют играть, испытывает физические и психические страдания. Что ни говори, а 40 минут примерного поведения для многих непосед – серьезное испытание. 

Игра же на уроке, как глоток свежего воздуха для детей, как открытое пространство, на котором можно порезвиться. Умелый педагог стремится найти компромисс. Он использует игру, как форму развития ребёнка. Суть этого подхода состоит в том, чтобы вовлечь детей в игры, позволяющие и выплеснуть энегргию  и достичь определенную дидактическую цель. 

И как здорово играют дети не под руководством учителя, а вместе с ним. Им доставляет какое-то особое удовольствие, видеть, что учитель не чопорный недостижимый идеал, а просто человек, в каком-то смысле взрослый ребёнок. Оказывается,  и взрослые любят играть! Конечно же, и дети-подростки с удовольствием вступают в игру, видя живую заинтересованность учителя.

Я так горжусь и радуюсь, когда родители моих детей рассказывают мне, что только сейчас вместе с детьми, они начали учить английский язык.   Я так горжусь и радуюсь, когда весь класс с большим желанием участвует в работе, когда горит огонёк в глазах, когда вскакивают и не могут удержаться от того, что они знают и хотят ответить, причем, не единицы, а большинство. Порой бывает от этого шумно, но учитель, как умелый режиссёр знает, когда это допустимо и даже необходимо, а когда пора остановиться, и умело регулирует это. Я так горжусь и радуюсь, когда дети, узнав новые слова, нужные им здесь и сейчас, на последующих уроках поражают меня своими знаниями. Я так горжусь и радуюсь, когда дети перестают бояться говорить, выходить к доске, общаться со мной и одноклассниками, когда они становятся дружнее после моих уроков, когда, выходя из класса, они всё ещё бессознательно повторяют слова английской песенки (напевая «под нос»), строчки стихотворения, фразы или отдельные слова. Я так горжусь и радуюсь, когда слышу слова детей: « А что уже звонок? Как быстро пролетел урок!». Как хочется жить и творить после этих слов.

И я с восторгом наблюдаю, как один за другим «просыпаются» и «оживают мои ученики». Они уже привыкли к моим требованиям, к быстрому темпу работы, к тому, что каждая минута и каждое мгновение важны на уроке, они ведут к одной цели – уметь общаться на английском языке. И это уже не миф, не несбыточная мечта, а реальная цель, которую можно достичь. Ведь на каждом уроке ребята разыгрывают различные ситуации общения, уходит страх, а приходит понимание: «Как много я уже могу сказать, понять, написать, прочитать, а дальше я смогу сделать ещё больше и лучше».

Осмысливая свой опыт, я прихожу к выводу, что двигаюсь в правильном направлении. Тот свет знаний, который получают от меня мои ученики, они понесут дальше по жизни, даря его своим близким и всем нуждающимся. Даже если они не станут учителями или переводчиками, они обязательно будут настоящими людьми. Я верю.