Инновационная деятельность на базе республиканской инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРО РТ

Сырова Ольга Варсонофьевна

Инновационная деятельность на базе республиканской инновационной площадки (РИП) «Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания» по теме: "Опыт эффективного использования современных проектных технологий при обучении математике в интеграции с предметами естественнонаучного цикла".

Участник Всероссийской экспериментально - творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д.Ушинского «Новое образование» - тема «Деятельностный подход в преподавании отдельных предметов».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сергеева Елена Алексеевна – учитель биологии Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №94» Московского района города Казани Республики Татарстан

Сырова Ольга Варсонофьевна – учитель математики Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №94» Московского района города Казани Республики Татарстан

Развивающее обучение как основа работы

по новым образовательным стандартам.

Занятие – фрагмент урока геометрии 8 класса по теме

«Свойства многоугольников».

Пятнадцать лет назад учителя нашей гимназии начали работу в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Вместе с коллегами мы разрабатывали уроки по новой развивающей технологии согласно ее этапам – постановки учебной задачи, моделирования, преобразования модели, построения системы частных задач и контроля. Мы спорили, творили, овладевали новыми знаниями, осваивали новые  приемы.

В 2014- 2015 учебном году в нашей гимназии состоялся первый выпуск начальной школы в рамках нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Изучая материалы ФГОС, знакомясь с новой системой образования, мы обратили внимание на то, что многие положения современных стандартов  очень близки целям РО.

 В основе Стандарта, как известно, лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование  у обучающихся  готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, их активную учебно-познавательную деятельность.

Основное отличие развивающего обучения состоит именно в том, что оно основано на учебной деятельности. Учебная деятельность – деятельность по саморазвитию, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте.

Введение понятия «деятельность» в РО когда-то перевернуло всю проблему обучения, обратив ее на субъекта деятельности – ученика (не объект обучения, а субъект учебной деятельности). Учитель, осуществляя правильную организацию учебной деятельности, управляет действиями ученика, стимулируя их активность, благодаря чему ученик сам обучается и сам воспитывается, а учитель своим умелым управлением способствует этому и, тем самым, его развитию. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная работа самого ученика как человека, который учится, а не которого учат. И это достигается с помощью особой методики, позволяющей вовлечь учеников в исследовательскую деятельность, в  учебные дискуссии.

Использование методов и приемов развивающего обучения на уроках и во внеурочной деятельности дало возможность поставить ученика в такую ситуацию, когда он вынужден сам добывать знания. Задача учителя – организовать его учебную деятельность, его мыслительную и творческую работу, благодаря чему ученик сам обучается и сам воспитывается, у него формируется теоретическое мышление. В ходе совместной поисковой деятельности происходит развитие не только интеллектуальной составляющей, но и творческих, рефлексивных способностей ребенка, умение общаться, дискутировать, отстаивать свою позицию на научном уровне.

Особенностями данной системы являются коллективная мыслительная деятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. 

Развивающее обучение по системе Эльконина – Давыдова составляет цельное единство элементов:

- такое содержание обучения, которое может обеспечить развитие у школьников теоретического мышления и творческих способностей;

- собственные активные действия учащихся по решению учебных задач в составе учебной деятельности, имеющие важное значение для усвоения этого содержания и для их умственного развития, в особенности развития теоретического мышления;

- формирование у учащихся умения учиться, формирование у них учебной деятельности, умений и навыков рационального построения собственных действий, умения самостоятельно добывать знания и научиться ориентироваться в новой для них информации;

- использование новых методик, основанных на способе восхождения от абстрактного к конкретному.

Методика занятий кардинально отличается от традиционного школьного обучения по ряду параметров:

- учитель ничего не объясняет, а только ставит вопросы, побуждающие к размышлению;

- задает вопросы таким образом, чтобы ученики максимально опирались на ранее усвоенную теорию и тем самым учились практическому ее применению;

- вопросы обращены не только к отвечающему, но и к остальным, это способствует общей активности.

 Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым ответом, а с вопросом.

Таким образом, используя технологии развивающего обучения, учитель должен научить учиться, научить мыслить от абстрактного к конкретному, развить у учащихся основы теоретического мышления, способность к рефлексии, позволяющей им заниматься самоанализом, уверенно отделять известное от неизвестного, определять самостоятельно, каких знаний или какой информации им не хватает для решения новой учебной задачи.

Занятие по теме «Свойства многоугольников» разработано именно в рамках данной системы.

Мы ставили цель, чтобы решение задачи на уроке превратилось в настоящее  исследование, в результате которого ребята совершили бы пусть небольшое, но открытие. Важное место в исследовании отводится постановке проблемы. Интересно, что проблемная ситуация часто возникает в многочисленных краеведческих экскурсиях и туристических походах, в которых мы бываем вместе с детьми. Тема для представляемого урока была подсказана ребятами на экскурсии по Казанскому Кремлю. Именно они обратили внимание на то, что башни Кремля повторяют геометрические фигуры, ранее изучаемые нами на уроке.  Интересно, какая у них общая площадь?  Так родилась проблема урока.  Решая впоследствии математические задачи о нахождении наружного периметра Казанского Кремля, площадей и объемов его башен, вычисляя угол наклона башни Сююмбике, ребята не только оттачивали математические знания. Они вынуждены были искать в краеведческой литературе, энциклопедиях  и в интернет – ресурсах дополнительный материал, что  развивало познавательную активность,  способствовало расширению кругозора.

Интегрирование математики с краеведением, содержащим элементы национальной культуры, является с одной стороны итогом огромной внеклассной работы учителя и учащихся, с другой стороны - началом, зерном для дальнейшего размышления учащихся не только над математическими  головоломками, но и над историей края, проблемами родного города и людей, живущих в нем.

Занятие – фрагмент урока геометрии 8 класса по теме

«Свойства и площади многоугольников».

Цель

показ важности и практического применения знаний по геометрии для получения необходимых навыков прикладного математического исследования

Виды и формы работы

практикум, математический анализ фасада исторического памятника архитектуры башни Сююмбике

Оборудование, наглядные пособия

видео материалы «Экскурсия по Казанскому Кремлю», музыкальное сопровождение «Баллада о Сююмбике», макет башни Сююмбике, выполненный учащимися для творческой выставки, схема фасада башни для каждого учащегося, таблица аналогов башни в русском зодчестве и татарской архитектуре, шаблоны для нахождения золотого сечения для каждого учащегося, приборы

Ход занятия

Вступительное слово учителя

Казанский Кремль – сердце нашего города, памятник истории, окутанный легендами и тайнами. Жемчужиной Казанского Кремля является башня Сююмбике. Согласно легенде – минарет Ханской мечети, по определению архитекторов – 1 половина XVIII века.

При первом беглом обзоре башни Сююмбике обращает на себя внимание ее строгая, изящная простота, смелые контуры и гармоничное соотношение всех частей. Воображение рисует чарующий образ татарской княжны Сююмбике, чье имя связано народной молвой с безмолвным, окутанным таинственной неизвестностью, памятником казанской старины.

Башня Сююмбике – символ Казани. Казанцы привыкли считать башню красивой и изящной.

При анализе любого архитектурного произведения обычно обнаруживаются различные геометрические и математические закономерности в пропорциях отдельных его элементов, которые как бы пронизывают все сооружение.

Фридрих Шиллер: «Правильность есть первое условие красоты…»

Мы любуемся башней с эстетической точки зрения, но основа этого наверное глубже. Нас интересуют те геометрические пропорции, которые были заложены в древности. Попробуем дать математический анализ фасада исторического памятника архитектуры – башни Сююмбике.

Практикум

№№

Вопросы, побуждающие к размышлению

Виды деятельности

1

Обладает ли фасад башни осевой симметрией?

Проведите ось симметрии на схеме.

Какая фигура обладает осевой симметрией?

Какая фигура называется симметричной относительно прямой?

Докажите, что фасад башни обладает осевой симметрией?

У каждого учащегося схема – фасад башни.

Фронтальный опрос.

Практическая работа на схеме.

Вывод

Фасад башни обладает осевой симметрией.

2

Рассмотрите форму отдельных частей фасада башни.

Из каких фигур составлен фасад башни?

Использованы ли архитекторами известные вам многоугольники?

Дайте определения этих многоугольников.

Задание 1 (повышенный уровень).

Найдите фрагмент 6 яруса с окном. Перечертите фрагмент в тетрадь. Найдите площадь фрагмента без окна.

Задание 2 (базовый уровень).

Найдите фрагмент шатра. Перечертите фрагмент в тетрадь. Найдите площадь фрагмента.

Фронтальный опрос.

Групповая работа (дифференцированные задания).

Взаимопроверка у доски с использованием документ – камеры.

Вывод

Отдельные фрагменты фасада – это различные многоугольники. Чтобы найти площади этих фрагментов надо знать теоремы геометрии.

3

Геометрия имеет серьезное практическое применение и обладает внутренней красотой. Вопрос о математических предпосылках прекрасного, о роли геометрии в архитектуре волновал еще древних греков.

Проанализируем пропорциональные соотношения фасадных элементов башни. Найдем элементы, размеры которых находятся в отношении «золотого сечения».

«Золотое сечение» математики древности и средневековья называли также «божественной пропорцией.

Что такое «золотое сечение»?

Где еще можно встретить отношения «золотого сечения»?

Работа со схемой в парах с помощью  шаблона: учащиеся находят элементы фасада, размеры которых в отношении «золотого сечения», говорят о своих наблюдениях.

Демонстрация элементов у доски с помощью плаката или документ – камеры.

Вывод

Пропорции «золотого сечения» создают впечатление гармонии красоты.

Итак, исходя из математического анализа фасада исторического памятника архитектуры башни Сююмбике, можно сделать следующие выводы:

  1. 1. Фасад башни обладает осевой симметрией.
  2. 2. Отдельные части фасада имеют форму известных нам многоугольников: прямоугольник, квадрат, трапеция, треугольник.
  3. 3. При помощи теорем о площади многоугольников можно подсчитать площади отдельных фрагментов фасада.
  4. 4. Анализ пропорциональных отношений фасада показал, что размеры отдельных элементов фасада башни находятся в отношении «золотого сечения». Пропорции «золотого сечения» создают впечатление красоты.

Итоги занятия.

Башня Сююмбике, изящество и красота, гармония, отношения «золотого сечения», многоугольники, площади многоугольников, осевая симметрия, геометрия. Почему  же мы считаем башню красивой? Почему казанцы считают ее символом города?

Предполагаемый ответ учащихся - так как математический анализ показал различные геометрические закономерности, можно сделать вывод: благодаря геометрии – башня красивая.

Заключительное слово учителя

Вы говорите: геометрия – красивая башня. Но красиво – это то, что вызывает чувство прекрасного. Мы постоянно воспитываемся на определенных стереотипах, окружающих нас. Башня Сююмбике сочетает лучшие качества Восточной и Западной архитектур. Если провести сравнительный анализ, то можно найти аналоги башни – Боровицкая башня (город Москва), Адмиралтейство (город Санкт – Петербург). В башне Сююмбике гармонично слились башенное русское зодчество и татарская архитектура – татарские мечети, минареты.

Современное состояние дружбы народов предопределено в древности. Сегодня ценно сохранить эти отношения, перенять мудрость предков о необходимости мирного существования, интеграции культур. Гордитесь своим городом и предками построившими его, но без знаний по математике это было бы невозможно. Уважай этот предмет.

Результатом обучения по развивающим технологиям считается интеллектуальное развитие ученика, овладение умением научно мыслить при помощи знаний, полученных в активной мыслительной деятельности, и формирование способности самостоятельно и уверенно ориентироваться в научных и практических вопросах. Самостоятельно добытые знания понятны, осмыслены и превращены в умения оперировать ими при решении разнообразных жизненных задач, то есть стали своими, превратились в некую интеллектуальную способность, инструмент собственной мыслительной деятельности. 

Использование развивающего обучения на уроках математики и во внеурочной работе дает возможность ученику приобрести качества самостоятельно мыслящего субъекта учебной деятельности, максимально активизировать его мыслительные и познавательные процессы, благодаря чему и обучение, и развитие идут одновременно и интенсивно. Именно это является важнейшей задачей, поставленной ФГОС.

Список литературы

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. – М., Владос, 2000

Обмеры башни Сююмбике – архив ГОМРТ

Архитектор Трофимов А.А. Пропорции башни Сююмбике (статья)

Халитов Н.Х. Пропорциональные соотношения элементов мечети (глава докторской диссертации)

Халитов Н.Х. Очерки по архитектуре Ханской Казани. Гипотезы. Факты. Размышления. – Казань: Издательство «Мастер Лайн», 1999

Воронина В.Л. Соразмерность и форма в архитектуре. Журнал «Архитектурное наследство», №35 – М.,1988

Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. – Москва, Стройиздат, 1986

Атанасян Л.С. и другие. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2010



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ

О.В.Сырова

МБОУ «Гимназия №94», г. Казань, Российская Федерация

В математике есть своя поэзия. Что общего между математикой и биологией, математикой и краеведением? С одной стороны, математика – строгая, точная наука, оперирующая цифрами, формулами. Но использование межпредметных связей вносит особый колорит. Тогда язык цифр приобретает иную окраску, и возможности познания мира становятся более многообразными. Перспективно, на мой взгляд, следующее направление внеурочной деятельности: интеграция естественно-математических дисциплин с целью организации детских исследовательских экологических проектов по материалам, полученным в туристских экспедициях по Республике Татарстан и России, обеспечивающая развитие человека, формирование в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции.

Команда учащихся, участвующих в данном проекте, занимается активным туризмом с 5 класса, когда они совершили первый водный поход - сплав по реке Кокшага в Марийской республике. Именно там они начали ставить экологические проблемы, в решении которых стараются принять участие путем разработки и реализации социально-экологических и эколого – математических исследовательских проектов. Ребята сами ставят проблемы, разрабатывают и реализуют проекты, производят сбор необходимой информации. Научные знания, необходимые для проектной деятельности, учащиеся не получают в готовом виде, а под руководством учителя ведут их активный поиск. Необходимые для исследования измерительные приборы часто изготавливают также самостоятельно. По итогам каждого проекта оформляется фотовыставка, монтируются видеоролики, разрабатываются буклеты. Презентация проектов осуществляется на школьных, муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и конференциях, где наши ребята занимают призовые места.

Организационной особенностью модели проектов является развертывание проектов последовательно в течение учебного года. Время для реализации проектов, в том числе и каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов с учетом особенностей учебной мотивации школьников.

Содержание проекта может быть реализовано как в первый год обучения (8 класс или 9 класс), так и спланировано в целом на несколько лет с учетом достижения школьниками различных уровней результатов (8-9-10 классы). Такое проектирование деятельности предусматривает его реализацию, как для класса, так и для групп детей из разных классов.

Особенности организации образовательного процесса

Продукт деятельности по программе

Особенности проектного метода

Водный поход – сплав – Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июнь, 2014

(1 уровень обучения – «туризм для себя» - поход)

2011-2014 - учащиеся стали активными участниками туристских походов и экологических акций

2014-2015 - 1 год обучения 8 класс

Проблематика. Разработка проектного задания

Поход на Голубые озера, Казань, республика Татарстан. Экологическая проблема «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами»

направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся

Разработка проекта - планирование и организация деятельности

Социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера»

(1 уровень обучения – социальные проекты)

выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого

Технологическая стадия - осуществление деятельности

Работа по проекту (1 уровень обучения - Математика как средство обработки результатов исследования экологических проблем – статистические методы обработки информации)

формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость

Заключительная стадия -  оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия

Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио, заполнение диагностических карт

ориентация учащихся на достижение ситуации успеха результатов

 (1 уровень обучения – результаты на муниципальных этапах участия)

Заключительная стадия -  оценка и обсуждение, рефлексия

Водный поход – сплав - экологический десант в составе туристской группы - Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июль

Фотовыставка – отчет о походе «Туризм для меня это…»

(2 уровень обучения – социально-значимый туризм – экспедиция)

практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем

2015-2016 -  2 год обучения 9 класс

Проблематика. Разработка проектного задания

В туристских походах по реке Большая Кокшага учащиеся наблюдают сильные обрушения берегов реки - экологическая проблема эрозии почв

направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся

Поход на озеро Изумрудное, Казань, Республика Татарстан. Экологическая проблема «Эрозионные процессы восточного берега озера»

выездной практикум – практическая работа на местности по биологии и математике

Разработка проекта - планирование и организация деятельности

Исследовательский проект «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки»

выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого (2 уровень обучения – исследовательские проекты)

Технологическая стадия - осуществление деятельности

Работа по проекту

(2 уровень обучения – геодезические методы исследования экологических проблем)

формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость

Заключительная стадия - оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия

Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио, заполнение диагностических карт

ориентация учащихся на достижение ситуации успеха

 (2 уровень обучения – результаты на муниципальных, республиканских и федеральных этапах участия)

Заключительная стадия - оценка и обсуждение, рефлексия

Водная экспедиция - Южный Урал, Республика Башкортостан – река Юрюзань – июль

Фотовыставка – отчет о походе «Философия жизни»

Проблематика

(возможность для учащихся обсудить новый проект в 10 классе)

В туристском походе по реке Юрюзань учащиеся наблюдают карстовые отложения, участвуют в экскурсии по пещере – экологическая проблема «Карстовые отложения, образование пещер»

2016-2017 -  3 год обучения 10 класс

Проблематика. Разработка проектного задания

Поход - спелеологическая экспедиция в Юрьевскую пещеру, район Камское Устье, Республика Татарстан

направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся

Разработка проекта - планирование и организация деятельности

Исследовательский проект «Экологические проблемы Юрьевской пещеры»

учебно-исследовательская работа, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, а также влияния традиций на отношение к природе

Поиск активных форм обучения привел к интеграции туризма, математики, биологии, экологии. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся, их творческой активности, развитию рефлексии. Решая задачи по экологическим проблемам города Казани, выполняя проекты, ребята не только оттачивают экологические и математические знания, но и развивают мыслительную активность.

Данная работа представляет собой важное и интересное начало во включении регионального компонента в образовательный процесс изучения математики и биологии. Нам кажется, нет предела творчеству учителя, но, главное, сохранить дух малой Родины, ощущение сопричастности к родному краю.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №94» Московского района города Казани Республики Татарстан

Программа внеурочной деятельности учащихся 8-9 классов

Разработка и реализация эколого-туристских проектов

с использованием математических методов исследования

Направление программы -  научно-познавательное

Срок реализации программы

2 года (2014-2016)

Авторский коллектив

Сырова Ольга Варсонофьевна, учитель математики высшей квалификационной категории

Сергеева Елена Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Казань, 2016 год


Содержание

Пояснительная записка

3

Особенности организации образовательного процесса, логики формирования содержания курса

7

Планируемые результаты

11

Учебно-тематический план

13

Методическое обеспечение образовательного процесса

17

Список литературы

20

Приложения

1

Особенности организации образовательного процесса, логики формирования содержания курса

21

2

Подтверждение высоких результатов учащихся по программе внеурочной деятельности

24

3

Подтверждение достижений учителей – авторов программы внеурочной деятельности

28

4

Содержание программы

32

5

Условия реализации программы

35

6

Прогнозируемые воспитательные результаты

37

7

Формы аттестации

38

8

Оценочные материалы, общие требования к проекту как форме учебной деятельности и оценки компетенций

40

9

8 класс. Конференция «Загрязнение окружающей среды»

43

10

9 класс. Практикум на полигоне Старое Аракчино. Практическая работа – измерение высоты, расстояния до недоступной точки

45

11

9 класс. Практическая выездная работа - составление экологической карты берегов озера Изумрудное. Геодезическая съемка

50


Пояснительная записка

Программа «Разработка и реализация эколого-туристских проектов с использованием математических методов исследования» обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Актуальность данной программы определяется требованиями ФГОС. Известно, что стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик ученика как любовь к родному краю и Отечеству, активное и заинтересованное познание мира, социальная активность, уважение к людям, выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Программа внеурочной деятельности, основанная  на  разработке социальных и исследовательских проектов, которые реализуются в активной туристической деятельности,  наилучшим образом позволяет нам воспитать именно такого выпускника

Цель программы: развитие творческой и социальной активности учащихся через вовлечение их в разработку и реализацию эколого-туристических проектов.

Задачи: 

- Создать условия для формирования у учащихся интереса к туристической деятельности.

- Провести занятия для получения необходимых знаний на основе  развивающих  технологий.

- Оказать помощь учащимся в разработке и реализации проектов.

- Воспитывать социальную активность и неравнодушное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к своему здоровью.

- Организовать презентацию проектов учащихся на разных уровнях.

Данная  программа  разработана для внеурочной деятельности в   8-9 классах. Программа соответствует уровню предметной подготовки ребят данного возраста по математике и экологии, их опыту туристской деятельности, возрастным психологическим особенностям. Программа опирается на такие психологические особенности подростка как нацеленность его на масштабные перспективы, стремление к новому, неизведанному, желание приобщиться к разным сторонам  деятельности, приобрести новые качества и умения. Подростки хотят знать и уметь что-то по-настоящему, поэтому они часто выходят за рамки школьной программы. В то же время туристическая и проектная деятельность  на основе  межпредметных связей обеспечивает реализацию индивидуальных  стремлений учащихся, в т.ч. интеллектуальных и  лидерских. Как только подросток испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт попробовать перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает подростку чувство уверенности и чувство «нужности», так необходимое в подростковом возрасте. Так же любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.

Курс рассчитан на 68 часов, из них 34 часа – 8 класс, 34 часа – 9 класс. Программа была апробирована в 8-9 классах в МБОУ «Гимназия №94» Московского района города Казани в 2014-2016г.г. Апробация дала положительный результат.

 Основной акцент в нашей программе ставится на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Деятельность - основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Исследовательская деятельность - особый вид работы. Она включает в себя анализ получаемых результатов, оценку, прогнозирование, а также моделирование своих действий. Курс направлен на непосредственное овладение учащимися знаниями и умениями  в различных областях, что делает его оправданным и необходимым. Он включает в себя математическое моделирование  экологических проблем, геометрический метод их решения. Положительному отношению к исследованию способствует удовлетворение потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. В процессе активной творческой деятельности полученные знания, умения, эмоции преобразуются в продукт собственного творчества.

Главные идеи программы:

- вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

- самостоятельное определение учащимися объектов исследования, целей и задач будущих проектов, рождающихся в туристских походах; тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым, она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой;

- поэтапная подготовка учащихся к разработке, реализации и защите экологических проектов;

- интегрирование знаний из разных предметных областей, в том числе из экологии и математики;

- разнообразие форм внеурочной деятельности: походы, экспедиции, дискуссии, семинары, выставки, конференции, разработка и защита проектов, экологические акции, выездные практикумы и др.;

- разработка оригинальных методов исследовательской деятельности, обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;

- выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования;
– формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; они становятся партнёром и сотрудниками взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными – воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Курс представлен разработанной программой, методическими рекомендациями для учителей, учебно-тематическим планом, мониторинговой картой определения личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, учебным пособием на примере экспериментальной программы гимназии. Предлагаются различные формы занятий внеурочной деятельности по ФГОС ООО – конференция, дискуссии, мозговой штурм, фотовыставки, полевой практикум.

Основными методами интерактивного обучения являются учебные диалоги, коллективные дискуссии, учебно – ролевые игры, совместное решение творческих задач. Формы проведения занятий различны. Особой популярностью пользуются походы и экспедиции. Наша задача - пропагандировать туристскую деятельность как активную форму духовного и физического оздоровления.

Организационной особенностью модели проектов является развертывание проектов последовательно в течение учебного года.

Содержание проекта может быть, как реализовано в первый год обучения (8 класс или 9 класс), так и спланировано в целом на несколько лет с учетом достижения школьниками различных уровней результатов (8-9-10 классы). Такое проектирование деятельности предусматривает его реализацию, как для класса, так и для групп детей из разных классов.

Занятия в рамках данной программы по всем ее направлениям последовательно проходит по определенным уровням обучения. Например, в туристской деятельности – 1 уровень обучения – «туризм для себя», 2 уровень – «социально-значимый туризм», 3 уровень – поход - экспедиция; в проектной деятельности: 1 уровень обучения – социальные проекты, 2 уровень обучения – исследовательские проекты, 3 уровень – социально-значимые исследовательские проекты; в математике – 1 уровень – статистические методы обработки информации, 2 уровень – геодезические методы исследования, 3 уровень – математическое моделирование.

Особенности организации образовательного процесса,

логики формирования содержания курса

Продукт деятельности по программе

Особенности проектного метода

Водный поход – сплав – Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июнь, 2014

(1 уровень обучения – «туризм для себя» - поход)

2011-2014 - учащиеся стали активными участниками туристских походов и экологических акций

2014-2015 - 1 год обучения 8 класс

Проблематика. Разработка проектного задания

Поход на Голубые озера. Экологическая проблема «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами»

направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся

Разработка проекта - планирование и организация деятельности

Социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера»

(1 уровень обучения – социальные проекты)

выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого

Технологическая стадия - осуществление деятельности

Работа по проекту (1 уровень обучения - Математика как средство обработки результатов исследования экологических проблем – статистические методы обработки информации)

формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость

Заключительная стадия -  оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия

Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио, заполнение диагностических карт

ориентация учащихся на достижение ситуации успеха

результатов

Результаты деятельности 1 года обучения

(1 уровень обучения – результаты на муниципальных этапах участия)

II школьная конференция исследовательских работ и творческих проектов «Шаг в науку», победитель

Городской конкурс проектов по здоровому образу жизни «Планета молодых», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», призер, проект вошел в библиотеку лучшего опыта по формированию здорового образа жизни среди учреждений образования

Районный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», победитель

Муниципальный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», призер

Республиканский этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», участник

II Межрегиональный конкурс детских и юношеских творческих проектов «Хочу все знать», социально-экологический проект «Километры чистых дорог», победитель

Республиканский конкурс «Сохраним природу Татарстана!», победитель

Заключительная стадия -  оценка и обсуждение, рефлексия

Водный поход – сплав - экологический десант в составе туристской группы - Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июль

Фотовыставка – отчет о походе «Туризм для меня это…»

(2 уровень обучения – социально-значимый туризм)

практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем

2015-2016 -  2 год обучения 9 класс

Проблематика. Разработка проектного задания

В туристских походах по реке Большая Кокшага учащиеся наблюдают сильные обрушения берегов реки - экологическая проблема эрозии почв

направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся

Разработка проекта - планирование и организация деятельности

Исследовательский проект «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки»

выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого (2 уровень обучения – исследовательские проекты)

Технологическая стадия - осуществление деятельности

Работа по проекту

(2 уровень обучения – геодезические методы исследования экологических проблем)

формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость

Заключительная стадия - оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия

Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио

(3 уровень обучения – математическое моделирование)

ориентация учащихся на достижение ситуации успеха

Высокие результаты деятельности 2 года обучения

(2 уровень обучения – результаты на муниципальных, республиканских и федеральных этапах участия)

Открытая  городская научно-практическая конференция учащихся «Мир науки», исследовательская работа «Изучение эрозии почвы геометрическими методами геодезической съемки», победитель

Х Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация – реальность современного мира», исследовательская работа «Исследование интенсивности эрозийных процессов геометрическими методами геодезической съемки», призер

IX Конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ – 2016», научно – исследовательская работа «Геометрические методы в изучении экологических проблем берегов озера Изумрудное», победитель

Региональный этап  XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» исследовательский проект «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки», победитель

Федеральный  этап  XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», дипломы «Хранители Земли»

Заключительная стадия - оценка и обсуждение, рефлексия

Водная экспедиция - Южный Урал – река Юрюзань – июль

Фотовыставка – отчет о походе «Философия жизни» (3 уровень обучения – поход – экспедиция)

Проблематика

возможность для учащихся обсудить новый проект в 10 классе, а для учителей создать программу 3 года обучения (3 уровень обучения – социально-значимые исследовательские проекты)

В туристском походе по реке Юрюзань учащиеся наблюдают карстовые отложения, участвуют в экскурсии по пещере – экологическая проблема «Карстовые отложения, образование пещер»

Полный вариант в Приложении 1. Подтверждение высоких результатов учащихся по программе внеурочной деятельности в Приложении 2, подтверждение достижений учителей – авторов программы внеурочной деятельности в Приложении 3.

Планируемые результаты

Ученик научится:

• планировать и выполнять исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы по решению проблемы;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство;

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование;

• использовать некоторые методы получения знаний: постановка проблемы, опрос, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать научные методы и приёмы;

• использовать некоторые методы получения знаний: анкетирование, моделирование;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

У учеников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред.

Учебно-тематический план (v – вне программы)

Этапы обучения по ФГОС

Этапы проектной деятельности

Тема занятия

Направленность

Кол. часов

Формы организации деятельности учащихся

экология

математика

туризм

Теория

практика

1 год обучения - 8 класс, тема «Социально-экологический проект»

1 раздел - Этап мотивации, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – Проблематика, разработка проектного задания

Поход по реке Большая Кокшага (июль)

*

v

поход

Изучение актуальности проблемы. Конференция «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами». Определение путей решения экологической проблемы

*

1

1

конференция

Поиск знаний, необходимых учащимся для разработки социально-экологического проекта «Мир изменится. Голубые озера»

*

*

*

2

v

дискуссия

Математическое моделирование

*

2

лекция

2 раздел - Этап построения проекта выхода из затруднения,  выявления места и причины затруднения - Разработка проекта

Техника безопасности на практикумах и выездных мероприятиях. Инструктаж

*

1

лекция

Поход как средство воспитания, обучения, становления коллектива. Объект исследования – Голубые озера

*

6

поход

Статистические методы обработки информации

*

1

1

лекция

3 раздел - Этап самостоятельной работы и реализации построенного проекта - Технологическая стадия проекта

Разработка экологического проекта «Мир изменится. Голубые озера»

*

2

2

семинар

Экологическая акция «Сохраним чистоту Голубых озер».  Практическая выездная работа на местности

*

*

*

5

акция

Подведение итогов. Анализ результатов. Прогноз и программа действий

*

*

2

семинар

4 раздел - Этап включения в систему знаний и повторения - Заключительная стадия проекта

Оформление социально-экологического проекта

*

6

Презентация проекта. Школьная конференция исследовательских работ. Конкурсы социально-экологических проектов. Олимпиады (экологические вопросы)

*

*

v

портфолио

5 раздел - Этап мотивации и рефлексии учебной деятельности - Проблематика

Учебно-тренировочный поход – экологический десант в составе туристской группы - Республика Марий Эл – река Большая Кокшага. Цель: очистка туристических стоянок заповедника от бытового мусора. Рефлексия: определение причин обрушения берегов реки, постановка новой проблемы

*

*

*

v

экспедиция

Фотовыставка – отчет о походе – экологической экспедиции в Республике Марий Эл по реке Большая Кокшага «Туризм для меня это…»

*

2

выставка

2 год обучения - 9 класс, тема «Исследовательский проект»

1 раздел - Этап мотивации, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – Проблематика, разработка проектного задания

Эрозия почв и ее последствия для планеты - изучение актуальности проблемы

*

2

лекция

Поиск знаний, необходимых учащимся для решения проблемы, разработки экологического проекта «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки»

*

*

*

1

v

дискуссия

Математическое моделирование

*

1

поиск

Техника безопасности на практикумах и выездных мероприятиях. Инструктаж

*

1

лекция

2 раздел - Этап построения проекта выхода из затруднения,  выявления места и причины затруднения - Разработка проекта

Поход как средство воспитания, формирования исследовательских навыков учащихся. Объект исследования -  берег озера Изумрудное

*

*

4

поход

Методы исследования. Решение прикладных задач

*

1

1

семинар

Измерительные работы на местности (теория). Геодезия. Инструменты для съемки

*

1

1

лекция

Практикум на полигоне Старое Аракчино. Практическая работа – измерение высоты, расстояния до недоступной точки

*

*

5

практикум

3 раздел - Этап самостоятельной работы и реализации построенного проекта - Технологическая стадия проекта

Практическая выездная работа - составление экологической карты берегов озера Изумрудное. Геодезическая съемка оврага на берегах озера Изумрудное

*

*

*

4

практикум

Расчеты, чертежи, планы, компьютерное моделирование. Результаты исследования

*

*

2

v

лекция

Анализ результатов. Прогноз и программа действий

*

2

семинар

4 раздел - Этап включения в систему знаний и повторения - Заключительная стадия проекта

Оформление исследовательского проекта

*

6

Презентация проекта. Научно-практические конференции. Конкурсы исследовательских проектов. Олимпиады (экологические вопросы)

*

*

v

портфолио

5 раздел - Этап мотивации и рефлексии учебной деятельности - Проблематика

Учебно-тренировочный поход – Водная экспедиция - Южный Урал – река Юрюзань. Цель: измерение высоты горы, расстояний до уральских склонов, отработка методов исследования. Рефлексия: определение причин карстовых отложений, образования пещер,  постановка новой проблемы

*

*

*

v

экспедиция

Фотовыставка – отчет о походе – водной экспедиции на  Южный Урал по реке Юрюзань «Философия жизни»

*

2

выставка

Содержание программы в Приложении 4.

Программа внеурочной деятельности учащихся разрабатывалась по всем направлениям развития личности с учетом наличия условий для их реализации. Условия реализации программы представлены в Приложении 5.

При составлении программы курса внеурочной деятельности учителя должны быть ориентированы на результат реализации намеченной деятельности. В программе результаты и формы аттестации учащихся представлены в Приложениях 6, 7 оценочные материалы – в Приложении 8.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: лекции, поисковые занятия, дисскуссии; исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии; выездные практические занятия; занятия - семинары, предполагающие углублённое изучение предмета; выступления учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях; фотовыставки.

8 класс. Разработка проектного задания.

Цель: создать условия для вовлечения учащихся в разработку проектного задания. Форма: обсуждение с элементами дискуссии.

1. Определение учащимися целей и задач проекта.

2. Определение основных направлений практической деятельности.

3. Формирование групп, ответственных за определенное направление.

4. Сбор необходимой информации о проблемах Голубых озер.

5. Определение источников материальных ресурсов для проведения акции.

Основные направления экологической акции.

- Проведение десанта по очистке берегов Голубых озер и туристических стоянок от мусора.

- Изготовление информационных щитов, изготовление кормушек для птиц.

- Разработка вопросов экологической направленности для  проведения в рамках проекта акции «Зеленая Ленточка», направленной на распространение экологических знаний среди населения.

- Организация сбора макулатуры с целью получения средств для  проведения акции  «Сохраним Голубые озера».

8 класс. Конференция  (Разработка в  Приложении 9).

Цель: формирование экологического мировоззрения в ходе разработки, обсуждения и реализации экологических проектов.

1.        Исходя из актуальности проблемы, учащиеся в ходе обсуждения самостоятельно определяют тематику конференции и проектов. Темы проектов должны быть актуальны и интересны и для самих выступающих и для всех участников конференции.

2.        Проекты должны содержать не только теоретическую часть, но и практическую работу исследовательской направленности.

3.        Проекты могут выполняться индивидуально или в группах, в которые учащиеся объединяются по интересу.

Тема проекта

Исследование

1

Путь бытовых отходов        

Зависимость скорости разложения бумаги от ее качества и условий среды

2

Проблема утилизации мусора в Казани

Изучение состава мусорных пакетов семей одноклассников и возможности их раздельной утилизации

3

Проблема гибели лесов на реке Кокшага

Изучение возможности самовосстановления еловых и лиственных лесов

4

Проблемы Голубых озер

Изучение распространения свалок на берегах Голубых озер

5

Экология в жизни современного человека

Социологический опрос учащихся гимназии и их родителей о значимости экологических знаний

8 класс. Экологические акции и мероприятия,

проводимые в рамках проекта «Мир изменится. Голубые озера».

1.  Экологический десант по очистке берегов Голубых озер от мусора «Сохраним чистоту Голубых озер».

2. Экологическая акция «Зеленая Ленточка» проводится с туристами и посетителями Голубых озер, учащимися гимназии младшего и среднего звеньев, за ответ на каждый вопрос участник викторины получает зеленую ленточку.

3. Экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

4. Разработка и презентация экологических буклетов.

5. Создание и просмотр видеоролика об акции «Сохраним чистоту Голубых озер».

6. Презентация движения «Зеленая планета» по материалам экологических стендов и фотовыставки.

7. Участие в экологических форумах на портале администрации Казани.

Выездные практические занятия.

В соответствии с требованиями современных образовательных стандартов основной чертой современного обучения становится его практическая ориентированность и творческая направленность. Надлежит готовить не только и не столько «человека познающего», сколько «человека действующего». Выездные практические занятия как активная форма практических занятий позволяет реализовать учащемуся знания, полученные на лекционных занятиях.

9 класс. Практикум на полигоне Старое Аракчино.

Практическая работа – измерение высоты, расстояния

до недоступной точки (Фотоотчет о практикуме в Приложении 10).

Учебно-тренировочный поход. Деятельность участников похода: реальные измерения, математические подсчеты, методы и приемы измерений. Местность: Казань, Кировский район, Старое Аракчино, берег р.Волги, туристический центр, место проведения российских, республиканских, городских соревнований по туризму. Задание директора туристического центра: провести измерения склонов, выяснить крутизну, высоту, расстояния для утверждения уровня соревнований.

9 класс. Практическая выездная работа - составление

 экологической карты берегов озера Изумрудное.

Геодезическая съемка (Разработка в Приложении 11).

Изучение эрозии оврага на берегу озера Изумрудное проводилось весной (март 2015 года) и осенью (октябрь 2015года). В ходе исследования дважды была проведена геодезическая съемка. В работе представлены чертежи, планы, расчеты с учетом весенней и осенней съемок.

Этапы геодезической съемки оврага

Разбивка на местности прямого угла для глазомерной съемки; разбивка на местности прямого угла с помощью астролябии для инструментальной съемки; установка вешек, закрепление точек на местности; провешивание прямой на местности; измерение расстояний от точек на одном крае оврага до точек на другом крае оврага; измерение углов с помощью астролябии; вычисление  расстояний до недоступных точек геометрическими методами; выполнение чернового плана оврага – абриса – чертежа, нарисованного во время измерений, без масштаба; фотосъемка; выполнение графического рисунка оврага.

Список литературы        

- Алексеевский Н.И., Беркович К.М. Транспорт влекомых наносов и его связь с устойчивостью русла // Водные ресурсы, 1992, № 6

- Мингазова Н.М., Деревенская О.Ю., Палагушкина О.В. Инвентаризация и экологическая паспортизация водных объектов как способ сохранения и оптимизации их состояния  // Астраханский вестник экологического образования, 2014, № 2 (28)

- Егоров И.Е. Полевые методы изучения почвенной эрозии // Вестник Удмуртского университета, 2009, № 6-1

- Геометрия, 7-9: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2004

- Общий основной курс Топографии или Низшей Геодезии: издание 3-е, без изменений / С.Беликов – Москва: Типография Э.Лисснера и Ю.Романа, Арбат, д. Платонова, 1888

- Шигапов И.С. Особенности формирования и развития малых озер урбанизированных территорий, кандидатская диссертация, 2014

- Игнатьева А.С. , Кокарева З.А. Проектирование  уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. Учебно-методическое пособие. – Вологда, 2013. – С.120-125.

- www.agroekonomika.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: