Самообразование

Иванова Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

ПЛАН

по самообразованию педагога

Иванова Светлана Анатольевна

_______________________________________________________________________             

(Ф.И.О. педагога)

Тема:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Семья и семейные ценности»

__________________________________________________________________________________________________________

(тема)

2019-2020  

_____________________________________________

(учебный год)

Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сменилось и отношение людей к Родине.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, семейным ценностям.

Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, посещения открытых мероприятий педагогов ДОУ.

2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

4. Подобрать материалы и применить на практике:

      - диагностика детей на начало и конец учебного года;

     - разработать методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

     - консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»

     - перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников

     - оформление уголка «Патриотического воспитания» в группе (картотека дидактических игр для детей, художественная литература, пособия);

     - деловая игра для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

План работы по самообразованию на 2019 – 2020 год

Месяц

Формы работы

самообразование

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1. Изучение методической литературы: Комратова М.Г, Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. Работа в ДОУ: воинская слава России; русская матрешка; городская и сельская природа и др. Методическое пособие.

2. Продолжить кружковую работу, составить перспективно – тематический план  проектной деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

1. Диагностика ЗУН детей

2. Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 3.Краткосрочный проект «Моя семья»

Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании»

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников

Октябрь

1. Изучение методической литературы: Богачева В.И. и др. «Мое Отечество – Россия». Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.Пополнение РППС материалами по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 2.Краткосрочные проекты «Мы имеем право – мы дети»,

«Моя малая Родина»

Консультация «Воспитание чувства любви к своей родине»

Ноябрь

1. Изучение методической литературы:

Сухомлинский, В.А. «Родина в сердце».

2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочный проект «Богатыри земли русской. Былины»,

1.Торжественное посвящение в кадеты.

2.Консультация «Былины»

Декабрь

1. Изучение методической литературы: «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.

2. Пополнение картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

Консультация «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии»

Выставка работ родителей с детьми «Наша армия сильна».

2.Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Январь

1. Изучение методической литературы: «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников».

Под ред. Н.В. Микляевой.

2. Пополнение предметно-пространственной среды.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочный проект «Армия вчера, сегодня, завтра»

Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях  ФГОС ДО»

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии»

Февраль

1. Изучение методической литературы: Лазарев, М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учеб. – метод.

Пособие для педагогов.

2.Подготовить мероприятие с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать»

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

1.Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»

2.Спортивный досуг «Есть такая профессия – Родину защищать»

Март

1. Изучение методической литературы: Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников

через взаимодействие трех поколений. Материалы III Международной конференции (29

мая 2013 г.).

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

Подготовить (провести) круглый - стол для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ»

1.Консультация «Роль песни в жизни Армии»

2.Семейный досуг «Споемте друзья»

Апрель

1. Изучение методической литературы: Амбросимова Г.Н., Остапец А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочный проект «Города – герои»

1.Папка – передвижка «Памятники России», «Города – герои»

2.Создание макета «Памятники России»

Май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

3.«Диагностика ЗУН детей

Отчёт о проделанной работе за учебный год на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Выход темы:

- Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

- Сборник консультаций для родителей. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

 - Отчёт о проделанной работе за учебный год.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад

«Аленький цветочек»

        Самообразование

«Развитие математических представлений у детей с помощью палочек

Кюизенера и блоков Дьенеша»

на 2021-2022 учебный год

Вторая младшая «А» группа

«Затейники»

                                                                                  Воспитатель: Иванова С.А.  

        г. Пыть-Ях, 2021г.

Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера:

  1. Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
  2. Многие математические представления ребёнок получает играя.
  3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
  1. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
  2. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
  3. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
  4. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
  5. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
  6. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
  7. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

Цель: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи:

1.Познакомить детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша.

2. Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, желание действовать с ними.

3. Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

4. Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

6.Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Мониторинг развития ребёнка

Подбор материала для педагогов (выступления , консультации)

Разработка календарно-тематического плана по самообразованию, изучение литературы и т.д.

Подбор материала для родителей (консультации, папки – передвижки, изготовление брошюр)

Октябрь

Тема:

1. Игры с блоками Дьенеша (группирование по одному признаку – размеру): -«Помоги зайке собрать все маленькие фигуры, а мишке – все большие»; -«Дупло белочки»; -«Мостик через речку»; -«Ёжик»; -«Зайкин огород» (дети выкладывают из набора блоков все квадратные, круглые, треугольные и прямоугольные фигуры, чередуя большие и маленькие).

2. Игра с чудесным мешочком (на ощупь достать большие или маленькие фигуры). 3. Заучивание четверостишия о круге.

Цель:1.Познакомить детей с игрой «Блоки Дьенеша». 2.Развитие умения выделять и называть отдельные свойства блоков (цвет и размер).

3. Закрепить отличительные признаки круга.

Педагогический час «Волшебные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша»

Буклет«Развитие математических представлений у детей с помощью палочек

Кюизенера и блоков Дьенеша»

Ноябрь

Тема:

1. Знакомство с игрой.

2. «Строим дорожки для зверят» (из палочек определённого цвета). Определение, какая дорожка длиннее, короче?

3. «Коврик для кошечки» (раскладывание палочек определённого цвета рядом).

4. «Заборчик»

Цель:

1. Познакомить детей с палочками Кюизенера.

2. Закрепить знания о цвете и длине.

3. Учить группировать предметы по цвету и длине.

 4. Познакомить с розовым цветом.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Разноцветные палочки и блоки. Играем в детском саду и дома».

Подбор, изготовление пособий, наглядного материала по теме

Работа в блоге по теме

Декабрь

Тема:

1. Группирование фигур по толщине: «Помоги зайке собрать все тонкие фигуры, а мишке – все толстые».

 2. Игра с чудесным мешочком (достать на ощупь все толстые или тонкие фигуры)

3. Игра «Поезд».

4. Игра «Чудесный мешочек» (найти самую короткую или самую длинную палочку).

Цель:

1.Учить различать и сравнивать формы по толщине.

2. Закрепить отличительные признаки треугольника.

3.Закрепление умения различать и называть цвета и соотношение длины.

Консультация: «Применение палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Изучение передового педагогического опыта «Разноцветные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша»

Оформление папки-передвижки. Тема:

« Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»

Январь

Открытое занятие в рамках метод. недели.

Тема:« На поиски колобка».

Цель:Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, форма,  размер.

Подбор, изготовление пособий, наглядного материала по теме

Круглый стол «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством палочек и блоков

Февраль

Тема:

1. Игра «Третий лишний».

2. Игра «Найди фигуры не такие, как данная».

 3. Игра «Машинки» (из маленьких красных блоков выложить маленькую машинку, а из красных больших блоков – большую машинку);

4. Игра «Вверх – вниз».

5. Игра «Новоселье зайчика».

Цель:

1. Учить детей находить фигуры не такого цвета (размера, толщины), как данная, лишнюю фигуру. 2.Продолжать учить составлять изображения предметов по образцу. 3.Закрепить отличительные признаки квадрата.

4. Учить детей выкладывать палочки по нарастающей и убывающей.

5. Учить сравнивать палочки по высоте.

Консультация:«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Подборка игр для детей с применениемблоков Дьенеша и палочек Кюизенера ением

Консультация для родителей: «Развитие математических представлений у детей младшего возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Март

Тема:

1. Игра «Сложи цепочку для зверей» (выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по любому признаку). 2.Составление изображений предметов по образцу (на выбор детей)

3. Игра «Оживим сказочных героев».

4. Игра «Чаепитие для сказочных героев».

Цель:

1. Учить детей выкладывать фигуры по цепочке, не ставя рядом одинаковые (по любому признаку.

2. Закреплять умение составлять изображения предметов по образцу.

3.Учить выкладывать палочки на цветные изображения сказочных героев.

4. Закреплять названия основных цветов и их оттенков.

5. Развитие внимания, памяти, воображения.

6. Упражнять в ориентировке в пространстве.

Оформление папки – передвижки «Играем и развиваемся»

Изучение темы: «Осваиваем игровые технологии развития математических представлений дошкольников»

Памятка для родителей: «Давайте играть вместе»

Апрель

Открытое занятие Тема:

«Путешествие в сказочную страну»

Цель:

Развитие математических способностей.

Педагогический час «Разноцветная математика»

Самоанализ плана  самообразования

День открытых дверей: открытое занятие «Путешествие в сказочную страну»

Май

Мониторинг развития ребёнка

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

Игры на развитие логического мышления посредством палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Организовать работу на следующий учебный год, создать учебную программу.

Семейный практикум (с использованием элементов развивающего обучения)

Июль

Август



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка – д/с «Аленький цветочек»

                Самообразование на 2022-2023

«Влияние устного народного творчества

 на речевое развитие

детей 4-5 лет»

                                                                  Воспитатель:

Иванова С.А.

г. Пыть-Ях

2022 г.

Цель работы: 

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; 
  • объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

 

  • Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

  • Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.

  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

 

Актуальность выбранной темы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

                                        План работы

                          на 2022 – 2023 учебный год

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение

методической литературы

 

 

 

 

Составление картотеки загадок и потешек для детей.

Сентябрь - май

1. Инновационная программа "От рождения до школы"

 Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Работа с детьми,

 родителями

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Работа с родителями: 

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

Досуг «Вечер загадок».

«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Ноябрь

Театрализованная постановка с участием детей

Инсценирование русской народной сказки «Колобок».

Декабрь

Рассказывание сказки с показом театра «Би-Ба-Бо»

Сказка «Три медведя»

Январь

Работа с родителями 

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

1.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Март

  1. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

2.Консультация для воспитателей

Развлечение «Широкая Масленица»

«Влияние русского народного творчества на речевое развитие  детей 4-5 лет».

Апрель

1.Знакомство с закличками,  потешками о солнце.

2.Работа с родителями

Совместное творчество детей и родителей.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку -нарисуй отгадку»

Май

  1. Консультация для родителей.

  1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

«Влияние русского народного творчества на речевое развитие детей 4-5 лет».

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка – д/с «Аленький цветочек»

Консультация для родителей

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи

детей 4-5 лет»

В.А.Сухомлинский утверждает: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи»

Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие ее активизации со стороны родителей приводит к проблемам в развитии речи детей. Речь многих дошкольников отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Большинство детей употребляют нелитературных слова и выражения. У них отсутствуют навыки культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Связные высказывания детей короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, высказывания состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, уровень информативности высказывания очень низкий, активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам.

Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т. д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми, а также со сверстниками формируется потребность в речевом развитии. Особая потребность возникает во время игры. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития общения. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н. К. Крупская писала: «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего»

Среди различных средств развития словарного запаса и развития речи у дошкольников может выступать произведения детского фольклора. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывание и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности. При изучении происходит активное усвоение разговорного языка, становление развитие всех сторон речи: фонетической лексической и грамматической, а также изучение фольклора обеспечивает полноценное владение родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться.

Фольклор (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации, что способствует развитию речи детей.

Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений вызывает желание повторить, запомнить, звукосочетания, фразы, а звукоподражания, звучность, ритмичность, напевность устного народного творчества в свою очередь способствует развитию фонематического слуха. Изучение произведений народного творчества обогащает словаря дошкольника за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении и учит ребенка плавному произношению фраз и предложений. Вначале дошкольник копирует, а позже многие слова, фразы и предложения переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

В процессе изучения народного творчества происходит процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а также у ребенка возникает желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении народного фольклора, тем самым он стремится получить все новые и новые знания.

Эстетическое воспитание невозможно без народного поэтического фольклора. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, обогащают речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. Через народную мудрость происходит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству. Народное творчество способствует развитию воображения, художественно-творческих способностей, а также формирует основы эстетического вкуса.

Фольклор является источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» К. Д. Ушинский

Таким образом, народное творчество закладывает фундамент психического и нравственного здоровья дошкольника, что является необходимостью в период становления личности ребенка. В свою очередь психическое и нравственное здоровье обеспечивает развитие устное речи дошкольников в период становления его личности. Это происходит во время общения со сверстниками через игру, а инструментом развития является народное творчество, мудрость народа, накопленная веками.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребёнка – детский

«Аленький цветочек»

                               

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях

ФГОС и ФОП ДО.

                                                                                               

                             https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674005916_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-39.jpg                       

                                                                                                                           Воспитатели: Баран Ю.Я.

Иванова С.А.

                                                 2023-2024 г.

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС и ФОП ДО.

 Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

 Д. С. Лихачев

   Общий стаж работы: 19 лет.

   Стаж педагогической работы: 12 лет

   Стаж работы в данном учреждении: 12 лет.

   Образование: высшее.

    Курсы повышения квалификации по Теме: «Проектирование и реализация программ патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и современного образовательного пространства»

   Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

  Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 г.

 

Индивидуальная тема самообразования:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

в условиях ФГОС и ФОП ДО.

 Цель: формирование представления детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи для педагога:

- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- пополнить предметно-развивающую среду;

- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- создать картотеку игр по данной теме;

- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране. Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.

2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города, развивать бережное отношение к городу и к своему округу (достопримечательности, культура, природа).

3. Формировать представления о России как о родной стране.  Воспитывать патриотизм, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

5. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи для родителей:

 Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённые в детском саду.                                                                              

                                                                                                                                         

                         Выход темы:

 Оформление папки-передвижки темы: «Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников». 

 Оформление папки-передвижки для родителей тема: «Азбука патриотизма», «Это радость со слезами на глазах». 

 Консультации для родителей: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи». «Маленький гражданин России».

 Изготовление картотеки нравственно-патриотических игр.

 Подведение итогов самообразования.

 

                         Изображение выглядит как текст, человек, костюм, Человеческое лицо  Автоматически созданное описание                     

                                 Пояснительная записка.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

  • В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
  • Как дошкольник может эти чувства выразить?
  • К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален.

А именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом.

Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями города, работниками детского сада, при знакомстве с местными достопримечательностями.

     Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания».

 

Под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, такие как, доброта, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее, приобщение его к истокам национальной культуры, обычаям и традициям своего народа, природе родного края, воспитание правильных поступков, чувство сопричастности к и привязанности к своему народу, к своей родной земле.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город– это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний детей встала задача, сделать нравственно-патриотическое воспитание естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям на игровой основе.

 Тема по самообразованию интегрируется в областях ФОП:

 Духовно-нравственное воспитание-направлено на формирование способности к индивидуально-ответственному поведению, на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников.

Патриотизм - семейные и народные традиции, культура человеческого бытия.

 Социальное направление-формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия.

Эстетическое направление- любовь к прекрасному, искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир.

 Формы и виды с работы с детьми:

 совместная деятельность воспитателя с детьми:

-ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы.

-воспитывающая проблемная ситуация, составление рассказов из личного опыта, ситуативное моделирование.

-ЧХЛ с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов и историй, сказок, заучивание стихов наизусть.

-разучивание и исполнение песен, театрализация, инсценировки, драматизация.

-рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстрации, просмотр видеороликов, презентации, мультфильмов.

-организация выставок книг, детских поделок. иллюстрации, экскурсии.

-игровая роль, ситуация, действие.

-демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога. Приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, похвала, поощряющий взгляд)

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 

- индивидуальная работа с детьми.

-  свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей.

- консультации индивидуальные и групповые.

- беседы оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки).

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды

группы.

 - проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому

воспитанию детей.

 Предполагаемый результат.

Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:

Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: район, город, область; предприятия родного города и их значимость; символика ХМАО-Югры, достопримечательности нашего города и округа, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);

Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

Название планеты, на которой мы живем.

                                        Актуальность.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других.

Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.

В настоящее время, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает инородная культура, стираются понятия добра и зла, и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.

 Как сформировать у маленького человека основные жизненные и человеческие понятия не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны?

Воспитатель может повлиять на формирующуюся личность ребенка, чтобы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет возводить свой храм души, состоящей из кирпичиков нравственность, духовность, патриотизм.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Дошкольник должен сориентирован на:

- патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, района, села, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. 

Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России.

План работы на 2023–2024 учебный год.

Перспективный план воспитателя по самообразованию.

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Работа

с детьми

Месяц

Диагностика определения знаний и умений по данной теме.

сентябрь

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи».

Папка - передвижка для родителей: «Азбука патриотизма»

Пополнение центров патриотического воспитания

Беседы на тему: «Город, в котором мы живем».

Мероприятия:

 Рассмотрение иллюстраций родного города.

Экскурсии по родному городу.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Консультация «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания».

Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

Консультация для воспитателей на тему "Растим патриотов"

Расширить представление о родном крае, формировать интерес к «малой Родине», ее достопримечательностях.

Мероприятия:

1) Ознакомление с картой ХМАО-Югры.

2) Ознакомление с картой РФ.

3) Рассмотрение открыток с изображением города Пыть-Ях.

4) Чтение стихотворений о нашем городе и округе.

Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Экскурсия в библиотеку-музей.

октябрь

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников",

Стенгазета «День народного единства».

Обобщение опыта работы

по теме:

«Формирование патриотических

чувств дошкольников

 посредством проектной деятельности»

Расширить представление детей о своем городе (о достопримечательностях; вызвать чувство гордости, уважения.)

Мероприятия:

1) Экскурсия к достопримечательностям города.

2) Оформление стенгазеты «Мой любимый город».

3) Беседа тема: «День народного единства»

ноябрь

Консультация для родителей «Маленький гражданин России».

Экскурсия в краеведческий музей города.

Обобщение опыта по теме: "Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю".

Ознакомление с народами, живущими в нашем округе. Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Мероприятия:

1) Беседа «Знакомство с народами ХМАО».

2) Рассмотрение иллюстраций с традиционными костюмами народов Ханты и Манси.

декабрь

Оформление альбома «История нашего города».

Обобщение опыта "Духовно - нравственное воспитание дошкольников»

Расширять знания детей о родном крае; с обычаями и традициями русского народа. Государственная символика нашего округа ХМАО-Югры.

Мероприятия:

1)  Знакомство с Государственной символикой ХМАО-Югры.

3) Знакомство с Государственной символикой Пыть-Яха.

4) Выставка детских работ: «Флаг моего города, округа».

Развлечение «Русские святки».

январь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Показ открытого мероприятия.

Семинар-практикум «Нравственно-патриотические игры»

Закрепить знания о Государственной символике Родного края.

Мероприятия:

1) Игра «Узнай свой флаг».

2) Пазлы «Собери герб».

3) Прослушивание и разучивание гимна России.

Участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Наша армия сильна».

Чтение художественной литературы.

Развлечение «День защитника Отечества».

 Выставка детского творчества.

февраль

Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников».

 Обобщение опыта «Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию»

Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

«Развлечение «Мамин день».

март

Родительское собрание «Семья и родной дом»

Открытое занятие «Путешествие по родному краю»

День космонавтики.

Мероприятия:

1) Презентация для детей: «Великие космонавты страны».

2) Выставка рисунков «Необъятный космос».

апрель

Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания».

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Экскурсия к обелиску «Аллея славы», приуроченная ко Дню Победы.

май

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

В течение года

Диагностика определения уровня знаний и умений.

Самоанализ развития творческого потенциала.

июнь

 

Используемая литература

Автор

Название

Год изд-я

Издательство

1

Н.В. Алешина.

«Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2008

М.: Изд-во Цгл

2

Сухомлинский В. А

«Как воспитать настоящего человека»

1990

Москва «Педагогика»

3

Ушакова З. П.

«Истоки патриотизма в семье»

 

 

4

Арапова-Пискарева Н.

«Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2004

М.: Мозаика-Синтез

5

Г. Н. Жучкова

«Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

2012

Издательство: ГНОМ И Д

 6

 Статья Базарова О. Б

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

 

 

 7.

 С.М. Панина

 «Духовно нравственное становление дошкольников»

2020

 

                                                                                                       Приложение 1.

                         Анкетирование родителей:

- Считаете ли важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

 - Как считаете, нужно ли знакомить детей с родным краем, историей возникновения села?

 - Знаете ли вы что-то интересное о своем селе?

 - Какую тематику патриотического воспитания ваших детей Вы хотели бы узнать?

 - Есть ли у ребёнка желание пополнить свои знания о родном крае, его жителях и жизни села? - Выражает ли внешне ребенок своё желание и интерес узнать о своём селе?

- Отражает ли полученные знания в играх, беседах, рассказах?

- Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в селе?

 - Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к родному краю, стране?

- Считаете ли вы, что взаимодействие с воспитателями необходимо при воспитании основ гражданственности?

                             

Консультация для родителей

 «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Бурятские сказки несут в себе бережное отношение к природе, к Земле и людям. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  1. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  2. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С.Лихачёв 

   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.  

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач: 

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России; своем городе

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию? 

  1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.  
  2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.  

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Этнографический Музей. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.  

  1. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
  2.  Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
  1. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.  
  2. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на ней и дают хорошие урожаи.  

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Во всех группах детского сада организованны патриотические уголки, наполненные предметами быта бурят, изображением национальных русских и бурятских костюмов, ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и родителями воспитанников, художественной литературой народов Бурятии. Также представлены макеты юрт. Ребята с удовольствием изучают представленные предметы и играют в такие игры, как «Разрезные картинки».

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

 Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму, и папу.

 В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

 Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

 Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе, и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

 Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

 Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

 Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

 Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

 

Консультации для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации для родителей. 

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.