1. Взаимодействие с родителями

Самодин Анастасия Николаевна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект «круглого стола» для родителей старшей группы на тему «Воспитание культуры общения у дошкольников»

 

«От того, как прошло детство,

 кто вел ребенка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого зависит,

 каким человеком станет сегодняшний малыш»

(В. А. Сухомлинский)

Форма проведения: круглый стол.

Цель: помочь родителям в воспитании культуры общения у детей 5-6 лет, увидеть им свои недостатки в процессе воспитания, и найти пути их преодоления.

Структура:

  1. Подготовительный.
  • анкетирование родителей «Уроки вежливости» (анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе проведения)
  1. Вступительный.
  2. Основная часть.
  • актуальность.
  • Анализ результатов анкетирования родителей «Уроки вежливости
  • правила этикета для дошкольников
  • способы воспитания вежливости
  • памятка «Секреты воспитания вежливого ребенка» (с советами по теме собрания)
  • подведение итогов собрания, обмен мнениями
  1. Вступление. «Добрый вечер, уважаемые родители!» У детей 5-6лет огромная потребность в общении со взрослыми и детьми. Круг общения расширяется, самостоятельность выше во взаимоотношениях с окружающими. Это предъявляет детям более высокие требования к поведению, общению.

Тема нашего родительского собрания: «Воспитание культуры общения у детей». Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничего не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость». Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных  качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приеме гостей – словом во всем, с чем мы выходим в общество.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения? Об этом и пойдет сегодня наш разговор, в ходе которого найдем ответы на многие вопросы.

Обратимся к результатам анкетирования (зачитываются ответы на вопросы анкеты):

  1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
  2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
  3. Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры речи и хороших манер?

Вопрос: - С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дал автор книги «Азбука вежливости» Л. Смирнова-Гангнус. «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливого – живой сказки, которая должна войти в ваш дом».  Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании, ибо возраст от 3 до 7 лет назван психологами игровым.

Пусть иногда в комнате ребенка появится фея «Здрасте», в следующий раз ребенок увидит волшебный зонт, оставленный феей. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведениями.

Вопрос: - Нужно ли упражнять ребенка  в навыках культурного поведения? И каким образом? (выслушать ответы родителей)

Обобщение: «Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определенные нормы поведения».

Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла.

Вопрос: - А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой?

Не редко слышишь от родителей жалобы на то, что их ребенок не желает следовать элементарным правилам этикета: здороваться, прощаться, извиняться. Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить, но не знают, как правильно это сделать.

Вопрос к родителям: Дайте совет!

- Как поступили бы вы? (выслушать ответы родителей).

Рекомендация воспитателя.

«Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание». Молодые родители, не зная, как правильно воспитывать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания, и не задумываясь копируют воспитательную тактику последних. Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. А авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей. Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней общались вежливо. Часто можно услышать от родителей в приказном тоне: «Поздоровайся! Извинись!» маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама не  довольна. Вполне допустимо, что данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым, или ему просто лень, или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

- Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

- Так же он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваться с ним поутру, родители заставляют ребенка недоумевать: что правильно: и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

Рассмотрим такую ситуацию: «Мамочка вечером забирает ребенка из детского сада. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем!» Ребенок заглядывая в группу, говорит воспитателю: «До свидания!» Мама с ребенком уходят домой…»

Вопрос к родителям:

- Как вы думаете, все ли правильно было сделано со стороны привития ребенку правил культурного поведения?

Ситуация:

Две мамы разговаривают на улице, гуляя с детьми. Ребенок перебивая, дергает мать за рукав: «Мама, смотри, какой у мальчика шарик воздушный, купи мне такой!» Мать одергивая ребенка  «Не суйся, когда взрослые разговаривают. Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Что за ребенок! Минуту постоять не может, поговорить не дает!»

Вопросы: - Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

- Как вы поступаете, когда ребенок вмешивается в разговор? (высказывания родителей)

Обобщение: Если ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной); не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания.

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

Вопрос: - Что делать, если ребенок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (ответы родителей)

Обобщение: Не всегда надо заострять внимание, если ребенок маленький, он быстро забудет. Если постарше – надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок, выплюнуть).

Правила этикета для дошкольников

  1. Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увлечет болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия.
  2. Первые уроки основ этикета ребенок получает дома. Если в семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.
  3. Правила вежливости только ради правил не сформулируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные  нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека, или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам.
  4. Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. «Доброе утро!» для них – это действительно радость, улыбка, добро. И если мама с утра хмурая, недовольная, то ребенку очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Способы воспитания вежливости

  1. Личный пример. Каждый день все люди здороваются друг с другом легко, непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте дети копируют старших до мелочей. Самый простой способ – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Кроме того , помните, что если вам нравится говорить «Привет!», нельзя требовать от ребенка здороваться по-другому.
  2. Игра. Создавайте игровую ситуацию, в игре легче донести до ребенка слова приветствия.
  3. Чтение. Придумайте сказку «Что случится, если люди перестанут здороваться?». Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите ребенка стать соавтором сказки.
  4. Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно.
  5. Похвала. Она для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения ребенка восторженными словами.

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка».

Прочитайте их (прилагается памятка)

      Вопросы:

  • Каково ваше мнение?
  • Согласны ли вы с данными советами?
  • Если да, то какой из них считаете наиболее значимым?
  • Какие из этих «секретов» вы использовали на практике и имели положительные результаты?

Поделитесь опытом (заслушивают выступления родителей).

(Звучит музыка Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

«Быстро летит время, растут дети, и наступит час, когда они придут к вам за советами по воспитанию своих детей».

Что скажете Вы? Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность?

На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.

 Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями:

  1. Принять к исполнению правила для родителей по воспитанию культуры общения.
  2. Принять к сведению содержание памятки «Секреты воспитания вежливого ребенка».
  3. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремиться к выполнению главной задачи – актуализировать понятие «культура общения, определить основные аспекты воспитания культуры общения у детей 5-6 лет»

Памятка для родителей:

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

  1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам.
  2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если Вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о Вас.
  4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
  5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент Вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
  6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень хочется его проявлять, учтите благородству своего ребенка.

Помните , что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Анкета для родителей:

«Уроки вежливости»

  1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
  2. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
  3. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду» 

Наши дети – это наша радость.

Правильное воспитание – это, наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы.

Это наша вина перед другими людьми. 

В. А. Сухомлинский говорил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Россия, Родина, родной край. … До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше совпадает с данным вопросом. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. В современном мире сложилась такая ситуация, что молодёжь потеряла интерес к культуре и не интересуется своими истоками. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль дидактических игр в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

 

За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения, которые также коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей несколько искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежительное отношение к Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно оно является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Великий русский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Знание истории своей страны поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам (городам, сёлам, станицам, рекам, полям и лесам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство и красоту своей Родины. Процесс нравственно-патриотического воспитания у детей включает целый комплекс задач. К ним относятся:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу (селу, станице, хутору или аулу);

2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также понимания тех последствий, которые принесут эти действия;

4. Воспитание уважения к труду людей;

5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

6. Формирование элементарных знаний о правах человека;

7. Расширение представлений о России, ее столице;

8. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Карусель», «Угадай чей голосок» и т. д.).

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Не ошибись», «Кто знает, тот угадает!» (достопримечательности города, «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Цикл дидактических игр по нашей стране «Кем я буду в Армии служить?», «Отгадай военную профессию», «Найди флаг», «Узнай герб нашей страны», «Узнай по описанию» (предметы быта русской избы).

   

Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару, «Кто больше скажет?» (волшебных слов, «Поделись улыбкой», «Меняемся местами» (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д., «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи» и т. п.

Игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

 

Литература:

1. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой “Программа воспитания и обучения в детском саду”.

2. Виноградова А.М. “Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников”.

3. Виноградова Н.Ф. “Воспитателю о работе с семьей”.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

 

Чтобы вырасти настоящим гражданином своей Родины, надо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

          Мы хотим воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.  Родителям необходимо говорить об истории семьи, рассказывать о бабушках и дедушках. Где они родились, чем занимались, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Воспитать любовь и уважение к семье, родным и близким людям.  Познакомить детей с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам, интерес к своей родословной. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

         Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.  Рассказывайте о своем городе, ходите на экскурсии, в парки, детские городки. Любуйтесь родной природой, охраняйте ее.

Показывайте ребенку бережное отношение к природе и всему живому.   В Тольятти много красивых мест, куда можно пойти с ребенком. После экскурсии побеседуйте с малышом, что он увидел, услышал.  Поговорите о красоте и значимости для тольяттинцев данный объект. Расскажите историю о том, где вы были.  

       Пусть ребенок узнает, кем работают его родители, что они производят, где   и кем работают люди города. Какую продукцию они выпускает, чем знаменит город Тольятти.   В настоящее время очень легко познакомить ребенка с любым предприятием города, его продукцией. Надо лишь зайти в интернет, сделать видео презентацию и посмотреть ее вместе с семьей. Рассказываете о том, какую можно в будущем приобрести профессию (станьте военным, пожарным, милиционером и т.д.).  Развивайте интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине, о ее прошлом, настоящем и будущем, развивайте чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

               Предлагаем Вам игры на   закрепление знаний о Родном городе: «Назови, памятники города», «Что говорит герб города», «Животные и растения нашего края», «Где мы был, мы не скажем», «Составь план улицы, двора и т.д.», «Опиши памятное место в городе, а я отгадаю», «Ребята моего двора».

Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является.

            “Родина моя – бескрайняя Россия”. Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Быть гражданином- значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.  Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

 Будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами;  

-вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны;

- воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии;

 -развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, советским традициям;

-формировать чувство интернационализма,

-уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

 Знакомьте ребенка с общественными событиями (полеты космонавтов, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники -  4 Ноября, 1 Мая, День Победы, День Защитников Отечества и др.). События, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

 На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи - дедушек   и   бабушек, участников   Великой   Отечественной   войны, их фронтовых   и трудовых   подвигах   в  послевоенные   годы дети   с   помощью   взрослых  открывают   такие   важные   понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть». Детям нужно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и того, что им принадлежало по праву- счастливого детства. Для иллюстрации этого в распоряжении взрослых имеется немало материалов. Важно  подвести   ребенка  к   пониманию:   мы  победили  в  тяжелой битве за свою свободу,  потому   что   советские   люди   любят свою Отчизну, Родина чтит героев,   отдавших свою жизнь за счастье отмечены в названиях городов, улиц,  площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам родного города, носящим имена героев,— все это воспитывает чувство патриотизма в ребенке. Признательность к тем, кто отстоял счастливое настоящее, формируется у ребенка не только доходчивым и задушевным словом, но и всей жизнью дорогих и близких людей — отца и матери, дедушки и бабушки, их ответственным отношением к повседневному труду, памятью к погибшему бойцу-однополчанину, почитанием боевых наград и фотографий военного времени как семейных реликвий.

 Покажите детям имеющиеся в семье ордена, медали, фотографии военных лет, грамоты и знаки трудового отличия и рассказать, за что они получены. Ребенок должен гордиться тем, что близкие ему люди — дедушка, бабушка — были участниками великой исторической битвы, благодаря которой страна победила врага, дав ему, маленькому гражданину, право па счастливое детство.

 Рекомендуем родителям почитать детям старшего дошкольного возраста такие литературно-художественные произведения, как С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой», Александровой «Песня о Чапаеве», А. Барто «На заставе», отрывки из книг Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату» и др.

Родители! Не забывайте о том, что ваша жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становится, их отношение к событиям современности — все это подхватывается ребенком, становится его убеждением. 

 Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед страной, перед обществом. Это обязывает родителей всегда помнить о собственном примере: в ребенке зреет гражданин, если он постоянно убеждается, что его отец и мать — пример во всем: в отношении к труду, в готовности по первому зову Родины встать на ее защиту, в соблюдении норм социалистического общежития, дисциплинированности на производстве и в быту, в проявлении нетерпимости и активном противоборстве к тому, что противоречит нормам гражданской морали. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, сознании, поведении. Дети — наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: