6. Из практики работы

Самодин Анастасия Николаевна

Мои выступления из практики работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Реализация проекта «Добрые дела» (выступление из опыта работы)

Свое выступление о реализации проекта «Добрые дела», я бы хотела начать с просмотра социального ролика, в котором приняли участие дети и родители нашей группы.

1. Ролик

2 слайд

Мы живём  в большом и сложном мире, который  не всегда бывает добрым и справедливым. К сожалению, очень часто дети сталкиваются с безразличием и жестокостью к ним, к животным, к другим людям, чаще всего пожилым и беспомощным.

Большинство родителей находящихся в постоянной спешке из-за ритма своей жизни, очень мало уделяют внимания детям и их нравственному воспитанию. Вне стен дошкольного учреждения ребята часто смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные игры, провоцирующие насилие и жестокость, да и не всегда поведения окружающего их социума является примером действующих норм морали.

Поэтому, у современных детей существует проблема,  связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе, к окружающему миру и обществу, в котором он живет.

Когда ребенок начинает активную жизнь в СОЦИАЛЬНОМ обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не замечать проблемы и трудности окружающих ради сохранения материальных благ.

     Все это способствовало возникновению идеи создания практико-ориентированного проекта для детей дошкольного возраста «Добрые дела».

3 слайд

 Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию нравственно- гуманных чувств.

Реализация задач программы «Социокультурные истоки» для старшего дошкольного возраста в нашей группе проходила через проектную деятельность, что позволило охватить большой круг задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Проект «Добрые дела» 

Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: 

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Тип проекта: практико- ориентированный

Вид проекта: групповой

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: Дети  5 - 6 лет (группы №13), воспитатели, родители (законные представители), педагог-психолог

4 слайд

Ожидаемые результаты:

1. Сформируется у детей уважение к окружающим людям и миру в целом, через развитие эмоций и мотивов, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.

2.Сформируется гуманное эмоцианально- положительное отношение к природе и экологии.

3. Уважение к ветеранам войны и труда к историческим событиям, и истории родной страны, ее традициям.

4. Через социальное волонтерство дети приобретут знания  о волонтерских движениях, расширят круг общения со старшими, школьниками, взрослыми. Познакомятся с социальными объектами города.

Реализация проекта проходит по следующим направлениям:

- Экологическое направление

- Патриотическое воспитание

- Духовно – нравственному воспитание (Социальное волонтерство)

Социальное волонтерство — довольно широкое понятие, которое включает в себя различные виды добровольной помощи, будь то помощь инвалидам, пожилым людям, бездомным или просто посадка деревьев.

Реализация проекта включает в себя проведение мероприятий и режимных моментов в рамках образовательной программы «Социокультурные истоки» по девяти основным темам для старшего дошкольного возраста.

5 слайд

Во время всего проекта основной целью было воспитать в детях такие качества, как доброта, отзывчивость, активное отношения к действительности, уважение к людям, становление отношений ребёнка к Родине, обществу, к труду, своим обязанностям и самому себе, а также знакомство и взаимодействие с различными СОЦИАЛЬНЫМИ слоями общества (ветераны труда, ветераны войны, представители волонтерских и духовно и патриотических клубов и движений).

6 слайд

Экологическая направленность проекта заключалась в реализации двух мини проектов малой и средней продолжительности.

«Поможем птицам, друзья»-   основными мероприятиями этого проекта были: акция по сбору корма зимующим птицам , изготовление кормушек, (привлечением родителей процессу) развешивание их на территории дошкольного учреждения, чистка и пополнение содержимого кормушек на протяжении всей зимы.

7 слайд

Проект «Цветок для друга» был средней продолжительности, так как включал себя эксперименты с подбором грунта для цветов, посадку, уход за фиалками, обогащение знаний о растениях, их строении и жизнедеятельности.

8 слайд

Это направление в проекте поддерживалось на протяжении всей его продолжительности: дети принимали участие в экологических конкурсах творческого направлениях, викторинах, стали участниками экологических акций.

Реализовать другие направления поспособствовало взаимодействие с социальными партнерами: городской совет ветеранов войны и труда, православный духовно-патриотический клуб «Пересвет», реабилитационный центр «Радуга-надежда», СОШ №3, с которыми были проведены ряд мероприятий, а именно:

С членами совета ветеранов:

9 слайд

- мастер-класс " Весна на пороге"

10 слайд

-  ярмарка «встреча весны с зимой»

11 слайд

- мероприятие посвященное празднованию Дню пожилого человека

12 слайд

- беседа с ветераном войны

13 слайд

- мероприятия в честь празднования Дня Победы

14 слайд

К празднованию  дня защитника отечества были привлечены члены православного духовно-патриотического клуба «Пересвет».

15 слайд

Весной дети нашей группы посетили реабилитационный центр «Радуга-надежда» и его воспитанников с театрализацией сказки Ханса Кристиана Андерсена экологической направленности Дюймовочка,

16 слайд

по окончанию которого подарили детям этого центра фиалки, которые вырастили сами.

17 слайд

К реализации проекта были привлечены родители

Для них организовано мероприятие в предверии Дня Матери в русском -народном стиле, на котором дети играли на ложках, читали стихотворения и был проведен мастер-класс «Роспись медовых

пряников в стиле «Золотая хохлома».

18 слайд

-Родители стали участниками «Ярмарки мастеров» и участниками мастер-класса изготовление брошей «Белый цветок»в рамках второго молодежного благотворительного концерта белый цветок, организаторами которого являются управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Когалыма

19 слайд

-приняли участие в организации и проведения мастер-класса «Ангелочки в стиле оригами», в – развлекательном комплексе Галактика в рамках благотворительного концерта

20 слайд

- были участниками мастер-класса "подарок ветерану" в предверии празднования Дня Победы

-приняли участие в сьемках социального ролика «Воспитываем в детях доброту».

21 слайд

Хочется отметить, что на протяжении всего проекта родители и воспитанники не единожды стали участниками благотворительной акции добра почта, организованное средней образовательной школы номер 3, как на территории детского сада, так и за его пределами.

22 слайд

Помимо выставок рисунков и совместных работ родителей и детей в соответствии с перспективным планированием программы «Социокультурные истоки», воспитанники нашей группы занимались продуктивной деятельностью- расписывали пряники в подарок друг другу, а, так же гостям приглашенным на мероприятиях, изготавливали открытки, и помогали мастерить атрибуты к театрализованной деятельности.

23 слайд

К реализации данного проекта были привлечены не только родители, но и воспитатели нашего дошкольного учреждения. Педагоги приняли приняли участие в мастер-классе по изготовлению цветов-брошей  в рамках благотворительной акции «Поможем детям вместе», организаторами которого являются управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Когалыма

Результаты реализации проекта не единажды были освещены местным сми, социальными сетями и отмечены благодарственными письмами.

Наш проект «Добрые дела», долгосрочный рассчитан на весь учебный год. Предлагаем вашему вниманию фотоотчет с проведенных мероприятиях.

Название проекта

Время реализации

Мероприятия проекта

1

Проект «Добрые дела»

(Формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравстенным и социокультурным ценностям посредством совершения добрых постувков).

Октябрь 2018-

май 2019г.

  1. Октябрь

Праздник ко Дню пожилого человека совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма 

  1. Ноябрь

Выставка совместных работ родителей и детей «Дерево моей семьи» в рамках реализации программы «Социокультурные стоки»

Развлечение «День Матери» в стиле русских народных традиций

Экологическая акция «Покормите птиц, друзья»

Фотовыставка (организация тематической фотосьемки) «Мы живем в России»

Участие в благотворительной акции «Добропочта» в рамках молодежного фестиваля организованного Администрацией г.Когалыма 

  1. Декабрь

 Участие в благотворительной акции «Добропочта» совместно с родителями (на базе МАДОУ «Сказка»)

  1. Январь

Праздник «Рождество на дворе» совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма 

Выставка совместных работ родителей и детей «Рождественское чудо» в рамках реализации программы «Социокультурные стоки»

  1. Февраль

 Развлечение (экскурсия) совместно с православным военно-патриотическим клубом «Пересвет»

  1. Март

Инсцинировка сказки «Дюймовочка»  (экологическое воспитание в рамках мини-проекта «Цветок для мамы») 

Развлечение - праздники Руси «Масленица» совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма 

  1. Апрель

Мастер-класс «Цветик-семицветик» с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма

Посещение реабилитационного центра

 г.Когалыма с инсцинированием сказки «Дюймовочка»  

  1. Май

   

Мероприятие совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма ко Дню Победы

Содержание психолого-педагогической работы  по                                                                  

 ОО «Познавательное развитие»  

«Истоки», «Воспитание на социокультурном опыте»

Сентябрь

«Верность родной земле» (богатыри)

1.Первоначальное освоение духовно- нравственной категории «Вера».

2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.

3.Развитие мотивации на общение в группе.

4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Работа в ресурсном круге с делегированием «За что люди благодарны защитникам  Земли Русской?

Октябрь

«Верность родной земле» (защитники отечества)

1.Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».

2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

3.Продолжать формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего

4.Развитие представлений о верности родной земле.

Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин. Работа в паре «Защитник отечества»

Ноябрь

«Радость послушания»

1.Дальнейшее освоение духовно – нравственной  категории «Вера».

2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.

3.Развитие адекватной самооценки.

Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок. Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания»

Декабрь

«Светлая Надежда»

1.Освоение духовно- нравственной категории «Надежда».

2.Развитие умения слушать друг друга.

3.Развитие целостного восприятия.

Работа в круге. Беседа с детьми о празднике рождества на основе произведений И.С. Шмелева, Е. Ивановской, Ф.М. Достоевского. Ресурсный круг «Рождественское чудо»

Январь

«Доброе согласие»

1.Дальнейшее освоение духовно - нравственной категорией «Надежда»

2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.

3.Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.

Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведений И.С. Шмелева,

 А. Нечаева. Работа в паре «Построим дом»

Февраль

«Добрые друзья»

1.Первоначальное знакомство с духовно- нравственной категорией «Любовь».

2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.

3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?»

Март

«Добрые дела»

1.Дальнейшее наполнение духовно- нравственной категории «Любовь».

2.Формирование потребности в социальном соответствии.

3.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

4.Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек- горбунок», пословиц и личного опыта детей.Работа в паре «Добрые дела»

Апрель

«Мудрое слово»

1.Первоначальное знакомство с духовно - нравственной категорией «Мудрость».

2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

3.Формирование потребности в социальном соответствии.

4.Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Работа  круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок. Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?»

Май

«Мудрые люди»

1.Дальнейшее освоение духовно- нравственной  категории «Мудрость».

2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.

3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей)

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок. Работа в микрогруппах. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами»



Предварительный просмотр:

Тема: Создание авторских игр (игровой комплект «Большое путешествие по России») для развития интереса детей к культуре и традициям своей Родины

Актуальность: 

Игра-ходилка — одна из старейших настольных игр, имеющая не только развлекательное, но и образовательное значение. Эта настольная игра помогает осваивать и систематизировать свои знания в различных областях. Поэтому мы взяли модель этой игры для создания своей собственной, о которой сейчас расскажем.

Цель: использование игрового пособия с целью формирования чувства патриотизма, интереса к своему краю и стране у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: обобщить, систематизировать и расширить знания о Родине по темам: «Мой город», «Государственные праздники», «Россия», «Мой край», «Растительный и животный мир родного края», «Моя семья», «Детский сад», «Профессии».

Развивать мышление, внимание, зрительную память.

Отрабатывать навыки количественного и порядкового счета.

Способствовать развитию социальных навыков, умение принимать проигрыш и правильно относиться к выигрышу.

Развивать умение взаимодействовать и договариваться, соблюдать правила игры.

Развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.

Описание: Игра предназначена для детей 5-7 лет и может быть использована как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности со взрослыми.

Игровой комплект «Большое путешествие по России» включает в себя кубик для определения количества ходов, песочные часы, тематические карточки с вопросами, карточки с иллюстрациями, яркое игровое поле с дорожками, разработанное в соответствии с выбранными темами, карточки «Дуббль. Большое путешествие».

1 ВАРИАНТ ИГРЫ (с карточками)

Правила игры: В игре участвуют от 2 до 5 игроков. Педагог предлагает детям отправиться в далёкое путешествие по нашей стране и знакомит с правилами игры:

  • Игроки ставят фишки на старт. Очерёдность фишек игроки обговаривают заранее. Возможно, дети смогут договориться самостоятельно, в ином случае, можно предложить вытягивать карточки с цифрами для определения очерёдности, или сыграть в игру «Камень-ножницы-бумага» и т.д.
  • В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало на кубике. Фишка может проходить мимо точек, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
  • Во время «путешествия» по игровому полю игрок останавливается на точках разного цвета. Каждый цвет соответствует определенной теме. Чтобы его фишка заняла данное место, ему нужно ответить на вопрос карточки, которую игрок вытянет. Цвета карточек соответствуют цвету точек на игровом поле. Например, игрок перемещает свою фишку в соответствии с количеством ходов на кубике. Фишка останавливается на точке голубого цвета. Игроку предложено выбрать одну из голубых карточек. Ответив на вопрос на этой карточке, игрок продолжает игру, ошибся – возвращает фишку на предыдущее место.
  • Вопросы карточек, в зависимости от цвета, разделены по темам:

Красный – «Мой город»

Желтый – «Государственные праздники»

Голубой – «Россия»

Зеленый – «Мой край»

Фиолетовый – «Растения и животные родного края»

Розовый – «Моя семья»

Оранжевый – «Детский сад».

  • Если игрок отвечает неправильно на вопрос, то его фишка возвращается на предыдущее место. Следующий ход уже будет делать другой участник.
  • Если фишка останавливается на красном квадрате с цифрой «2», то игрок повторно бросает кубик и ходит.
  • Если фишка останавливается на желтом треугольнике, то игрок пропускает следующий свой ход.
  • Если фишка останавливается на точке с изображенной возле него стрелки, то игрок перемещает свою фишку по ней, занимая то место, на которое она указывает. Таким образом, ход переносится по стрелке на несколько шагов назад или вперед.
  • Побеждает игрок, который первый доберётся до финиша.

2 ВАРИАНТ ИГРЫ (самостоятельно)

Правила игры: В игре участвуют от 2 до 5 игроков.

  • Игроки ставят фишки на старт. Очерёдность фишек игроки обговаривают заранее. Возможно, дети смогут договориться самостоятельно, в ином случае, можно предложить вытягивать карточки с цифрами для определения очерёдности, или сыграть в игру «Камень-ножницы-бумага» и т.д.
  • В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало на кубике. Фишка может проходить мимо точек, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
  • Во время «путешествия» по игровому полю игрок останавливается на точках разного цвета. Каждый цвет соответствует определенной теме. Чтобы его фишка заняла данное место, ему нужно озвучить название предмета, который относится к той или иной категории в зависимости от цвета точки:

Красный – ягоды, грибы родного края;

Желтый – деревья, цветы родного края;

Голубой – домашние животные родного края;

Зеленый – рыбы родного края;

Фиолетовый – дикие животные родного края;

Розовый - птицы родного края;

Оранжевый – насекомые родного края.

  • Если же игрок не отвечает правильно, то его фишка возвращается на предыдущее место. Следующий ход будет делать другой участник.
  • Если фишка останавливается на красном квадрате с цифрой «2», то игрок повторно бросает кубик и ходит.
  • Если фишка останавливается на желтом треугольнике, то игрок пропускает следующий свой ход.
  • Если фишка останавливается на точке с изображенной возле него стрелки, то игрок перемещает свою фишку по ней, занимая то место, на которое она указывает. Таким образом, ход переносится по стрелке на несколько шагов назад или вперед.
  • Побеждает игрок, который первый доберётся до финиша.

Предварительная работа

Для знакомства с игрой и в качестве предварительной работы разработан комплект иллюстраций с изображением предметов по темам: «Мой город», «Государственные праздники», «Россия», «Мой край», «Растительный и животный мир родного края», «Моя семья», «Детский сад», «Профессии». Цель данного комплекта закрепить название изображенных предметов, активизировать словарный запас детей.

Правила игры:

1 ВАРИАНТ

Называть как можно больше иллюстрации по времени (с использованием песочных часов).

2 ВАРИАНТ (подобно словесной игре «Крокодил»)

Описать иллюстрацию, не используя ее название (возможно использование песочных часов).В качестве закрепления и обобщения пройденного материала используется игра «Дуббль. Большое путешествие» с целью расширения и активизации словарного запаса детей по темам, которые используются в для игре-ходилке: «Мой город», «Государственные праздники», «Россия», «Мой край», «Растительный и животный мир родного края», «Моя семья», «Детский сад», «Профессии».

Комплект включает конверт и 55 круглых карточек с разными изображениями (отражающими темы «Мой город», «Государственные праздники», «Россия», «Мой край», «Растительный и животный мир родного края», «Моя семья», «Детский сад», «Профессии»).

Правила игры: принимают участие от 2 до 8 человек. Но вот в альтернативных версиях игроков может быть сколь угодно много. Одна партия длится 10-15 минут.

Перед началом игры колоду тасуют. Для победы игрок должен быть внимательным и расторопным. Нужно первым найти на играющих карточках совпадающие символы, и громко назвать их, только тогда участник может забрать ее. Выигрывает тот, кто смог собрать больше карточек.

Варианты игры:

1 ВАРИАНТ «Кто быстрее»

Цель этого варианта игры — набрать как можно больше карточек.

  1. Перед каждым игроком кладут карточку рубашкой кверху, изображением вниз.
  2. Оставшуюся часть колоды размещают в центре стола изображением кверху.
  3. Игроки переворачивают полученную карточку.
  4. Сверяют изображения на своей карточке и верхней из колоды. Стараются сделать это как можно быстрее.
  5. Сразу называют совпадающую картинку и забирают себе верхнюю карточку.
  6. Снова сверяют изображение, и, если есть совпадения, забирают вторую карточку.
  7. Так повторяют до тех пор, пока колода не закончится.

Победителем становится обладатель самой высокой «башни» — тот, у кого на руках оказалась самая большая часть колоды.

2 ВАРИАНТ «Башня»

В этом варианте игры перед игроками стоит противоположная задача — сбросить карты.

  1. Между игроками делят поровну все карты, кроме последней — ее кладут перевернутой в центр стола.
  2. Участники переворачивают перед собой все розданные карты крапом вниз.
  3. Карточки переворачивают.
  4. Тот, кто первым находит совпадение, называет изображение, и кладет свою карточку на оставленную в центре стола.
  5. Повторяют до тех пор, пока предпоследний игрок не избавится от стопки.

3 ВАРИАНТ «Собери их все»

Этот вариант подразумевает несколько партий. Но цель снова меняется: победит тот, у кого в банке окажется больше всего карточек.

  1. Участникам выдают по одной карточке крапом кверху.
  2. Одну карточку кладут в центре стола.
  3. Тот, у кого совпадет хоть одно изображение с центральной карточкой и тем, что розданы игрокам, называет одинаковое изображение. Он забирает все карточки, кроме центральной (ее после раунда кладут под низ общей колоды).
  4. Играют до тех пор, пока основная стопка не закончится.

 



Предварительный просмотр:

Тема: Выступление из опыта работы «Знакомство детей дошкольного возраста с миром профессий».

1 слайд

Здравствуйте!

Сегодня мы представим проект, реализованный с детьми средней группы, «Когда я стану большим. Профессии моих родителей». 

2 слайд

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

3 слайд

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно с семьи и с людей ближайшего окружения. С этой целью и был реализован данный проект. Цель и задачи проекта вы можете увидеть на слайде.

Проект средней продолжительности – 3 месяца. Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности педагога, детей и их родителей в ходе режимных моментов.

На организационном этапе реализации проекта была изучена методическая литература, подготовлено необходимые оборудования и материалы для организации детской деятельности, разработан перспективно-тематический план работы с детьми и родителями, подобран наглядно-демонстрационный материал.

4 слайд

Практический этап - реализация перспективного планирования мероприятий с детьми и их родителями. В реализацию проекта был введен персонаж Незнайка, с которым дети знакомились с профессиями, помогая ему определиться с будущим направлением трудовой деятельности.

5 слайд

В процессе реализации проекта по ознакомлению с профессиями ближайшего окружения, а именно родителей и сотрудников детского сада,

6 слайд

были использованы различные методы и приемы: наблюдения за работой сотрудников детского сада, экскурсии,

7 слайд

составления рассказов, чтение художественной литературы, показ демонстрационного материала, просмотр видеороликов, дидактические и настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры.

8 слайд

Для закрепления пройденного материала в процессе реализации проекта были организованы так называемые итоговые мероприятия:

9 слайд

 квест-игры, викторины, спортивные мероприятие, выставка творческих работ воспитанников, вечер загадок, декламирования стихов.

10 слайд

В процессе реализации проекта мы также взаимодействовали с родителями. Были организованы «встречи с интересными людьми», «онлайн-встречи», «онлайн- экскурсии». С их помощью были созданы фотоальбомы и видео-подборка сюжетов о профессиях.

11 слайд

Обогащена также пространственная предметно-развивающая среда.

12 слайд

Созданы все необходимые условия для использования в игровой деятельности полученных знаний и умений,

13 слайд

изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

14 слайд

Тематическое планирование проекта было разбито на 3 части: знакомство с профессиями сотрудников детского сада, с профессиями родителей и заключительный этап, который мы назвали «путешествие в страну Взросляндию». Третий этап, «путешествие в страну Взросляндию», предполагал знакомство с профессией, которая в данный момент нравится ребенку.

15 слайд

Большинство выбранных детьми профессий были им уже известны, с остальными мы знакомились вместе, привлекая к этому процессу родителей. Дети рассказывали нам о выбранной профессии, используя различные литературные формы: сказки, стихи, загадки и приняли участие в мероприятии, посвященному профессиям.

Благодаря реализации данного проекта у детей сформировалось представлений о профессиях людей ближайшего окружения и их особенностях. Надеемся, что собранные и разработанные материалы (книга профессий детского сада, фото и видео материалы о профессиях родителей и карта страны Взросляндии) только укрепят результат данного проекта.

16 слайд

Сейчас мы хотим представить вам видео реализации данного проекта.



Предварительный просмотр:

Тема: «Экология рядом с нами» (выступление из опыта работы по взаимодействию с социумом в экологическом воспитании детей дошкольного возраста)

Немало важную роль в формирование экологических представлений детей дошкольного возраста играет взаимодействие с социальными партнерами.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО является наличие у детей установки положительного отношения к миру, начальных знаний о природном и социальном мире. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Так же ФГОС ДО ориентирует педагогов на активное включение в образовательный процесс не только родителей, но и социальных партнеров. Одной из форм взаимодействия с соц. партнерами, в рамках экологического воспитания, является акция.

Акция в рамках образовательного и воспитательного процесса – это многообразие форм и методов (проектная деятельность, рисунки, листовки и плакаты, выступления с драматизацией, организация и проведение конкурсов, освещение событий и фактов в средствах массовой информации, практическая деятельность). Главная отличительная черта экологической акции – ее социальная значимость, которая способствует формированию активной положительной позиции по отношению к природе.

Со своими воспитанниками мы часто принимаем участие в экологических и социально-значимых акциях. Одними из наших социальных партнеров является Центра развития добровольчества в городе Когалыме «Навигатор добра». Мы стали участниками различных их акций. Встречи с представителями этого центра имеют систематичный характер. Мы не только собираем крышечки, но и проводим вместе с ними мастер-классы, игры, беседы, знакомимся с художественными произведениями, которые посвящены бережному отношению к окружающей среде и экологическим праздникам.

Сбор макулатуры – является социально-значимой экологической акцией. Сотрудничая с обществом ограниченной ответственности «ЭКОСЕВЕРГРУПП», нашим садом было собрано 720 килограмм макулатуры, что помогло сохранить 24 дерева (из расчета 30 кг. на одно дерево).

Актуальной темой в последнее время является помощь бездомным животным. Мы с ребятами взаимодействуем с ветеринарной клиникой «Айболит», молодежным комплексным центром «Феникс», а также, с фондом помощи бездомным животным «Дорога домой». Приняли участие в сборе корма в рамках социально-значимых акциях «Миска добра», «Снежный пес», «Веснушка». За все время участия в этих акциях, только нашей группой было собрано 47 кг. корма.

Воспитывать у малышей бережное отношения и желание помочь «братьям нашим меньшим» помогает сотрудничество с автономной некоммерческой организацией «Центр экологических инициатив «Наш Когалым». Совместно с Красиловым Дмитрием Витальевичем, который является генеральным директором этого центра, было проведено ряд мероприятий, одним из которых мы и хотим с вами поделиться.

ВИДЕО

Огород на подоконнике в детском саду — это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, благодаря которому происходит развитие любознательности и наблюдательности у детей дошкольного возраста. Он способствует формированию представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Включение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивает интерес к познавательно-исследовательской работе, способствует воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней.

Помимо почвы, основой для огорода на окне может являться и гидропоника, которую мы с ребятами использовали в наших космогрядках. С масштабным применением гидропонного материала в процессе выращивания растений, ребят познакомили участники проекта Городской Фермы «Зеленка».

ВИДЕО

Как вы видели на видео, ребята, с помощью виртуальной экскурсии побывали на ферме, получили ответы на интересующие вопросы и стали настоящими сити-фермерами, вырастив свой урожай микро-зелени.

Опыт работы с социальными партнерами ребята применяют в различных видах игровой и творческой деятельности. Только на прошлой неделя воспитанники нашей группы приняли участие, заняв призовые места, в городском конкурсе по легоконструированию и робототехнике «Собирай-ка». Ребята представили несколько работ экологической направленности – лаборатория для выведения новых сортов растений, адаптированных к условиям Севера, и машиностроительный завод с использованием переработанного вторсырья для изготовления деталей.

Подводя итог своего выступления, могу с уверенностью сказать, что взаимодействие с социальными партнерами, с использованием различных форм работы, способствует формированию у детей положительного отношения к окружающей среде, стремлению ее беречь и охранять, а также, понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих поступков.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, а началом этого пути является дошкольное детство.



Предварительный просмотр:

Тема: «Конструирование воспитывающей среды дошкольной образовательной организации»

1 слайд

Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его развитие как личности, и которые помогают ему приобщиться к современной культуре.

2 слайд

Конструирование воспитывающей среды дошкольной образовательной организации строится на основе следующих элементов, указанных на экране. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка.

С одной стороны, воспитывающая среда определяется, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структура.

3 слайд

Воспитывающая среда строится по трем линиям  «от взрослого», «от совместности ребенка и взрослого»: «от ребенка»: каждая из которых выполняет определенные задачи

В процессе реализации программы в дошкольной организации формируется социокультурная воспитывающая среда, которая опирается на следующие принципы:

4 слайд

Которые позволяют программе реализовать идею активного воспитания и развития личности ребенка, и направлены на формирование устойчивой мотивации и способности к самосовершенствованию, саморазвитию,

Обучение детей объединяется в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения и ориентирован на традиционные культурные ценности России и учитывает этнокультурные, региональные, климатические условия.

Воспитание осуществляется с учетом индивидуальных, личностных, гендерных и возрастных различий и особенностей детей и с помощью всех образовательных областей и в сотрудничества с семьей

5 слайд

Одним из элементов конструирования воспитательной среды является общность. Сам термин представляет собой единство, наличие неразрывных связей.

В рамках программы воспитания мы с вами представляем профессиональную общность, ее термин указан на экране.

Для  такого вида общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение. Участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Стоит учитывать, что все сотрудники ДОУ должны:

- быть примером норм общения и поведения;

- мотивировать, поощрять стремления детей к общению и взаимодействию друг с другом, приобретая этот опыт на основе чувства доброжелательности;

- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, чуткость и внимания к сверстникам;

- воспитывать качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников, а также, чувство ответственности перед группой за свое поведение

- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые объединяли ребят;

В рамках программы воспитания мы будем рассматривать понятие общность, которое основывается на социальной ситуации развития ребенка.

Именно она представляет собой исходный момент для всех изменений и полностью определяет формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды в которой находится, как из основного источника своего развития, благодаря которому социальное становится индивидуальным.

6 слайд

Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных видов общностей (детских, детско-взрослых, профессионально-родительских, профессиональных).

Профессионально-родительская общность – 

Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО, поэтому необходимо совместно с родителями создать условия для полноценного развития ребенка.

Находясь в детско-взрослая общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. 

Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми

7 слайд

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности, что в рамках программы воспитания подразумевает обеспечение возможности взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

8 слайд

Культура поведения воспитателя в общностях является значимой составляющей уклада, и должна быть направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения, и не только с детьми, но и с взрослыми:

- педагог всегда выходит навстречу и приветствует родителей и детей первым с улыбкой на лице , ведь это обязательная часть приветствия;

- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.



Предварительный просмотр:

Тема: Формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста

1 слайд

Сегодня мы поговорим с вами о формировании читательской грамотности, а именно, об одной из ее особенностей- формировании читательского интереса у детей дошкольного возраста.

В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге.

2 Слайд

В результате этого выявляются такие проблемы как падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня. Поэтому сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуально это еще и потому что, чтение играет важную роль в формировании личности, нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, является одним из факторов развития познавательной активности.

          Слайд 3

Для формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста недостаточно просто дать ребенку книгу, важно и необходимо соблюдать определенный условия.

При выборе литературы мы ориентируемся на возрастные особенности детей, помним, что в соответствии с возрастом дети при длительном, однообразном занятии, дети быстро утомляются, имеют слабую концентрацию внимания.

Восприятие текста художественного произведения дошкольники лучше воспринимают с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга.

Содержание произведения будет доступно ребенку тогда, когда прежде всего доступными будут язык произведения.

 Слайд 4

Наглядность обусловлена необходимостью углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст, так как иллюстрации помогают им понять происходящее в тексте. 

Справится с неспособностью долго концентрировать свое внимание на чем-либо, поможет динамичность сюжета и быстрая смена событий.

Важным условием является также воспитательная ценность произведений представляющая собой позитивное воздействие на ребенка при формировании его нравственных качеств личности.

Слайд 5

Во время непрерывной образовательной деятельности в работе с книгой мы используем методы и приемы, указанные на слайде.

Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения. Отвечая на вопросы, ребенок вдумывается в текст, запоминает его содержание, использует язык писателя в своей речевой практике.

Слайд 6

Не стоит забывать, что важным фактором развития интереса к литературному произведению является выразительное чтение воспитателя.  Ведь, все мы понимаем, что монотонно прочитанный текс не вызовет интереса не только у детей, но и у взрослых.

Слайд 7

Среди приемов, которые мы используем следует назвать рассказывание, словесное рисование и «Письмо от автора» или литературного героя, заучивание стихотворений, которые вы видите на слайде.

Слайд 8

Небольшие стихотворения легче запомнить детям,  а для более содержательных и длинных произведений мы используем прием «рассказывание стихов руками» и мнемотаблицы. Можно использовать готовую мнемотаблицу, но могу сказать, что один из приемов эйдетики- составление зарисовки стихотворения более интересен.

Слайд 9

В процессе составления зарисовки вы не только будете способствовать запоминанию стихотворения детьми, но и глубже погрузитесь в его содержание, а поиски подходящих графических символов, способствует в свою очередь развитию внимания, воображения ребенка.

Вот так после прочитанного стихотворения, совместно с детьми мы записываем его содержание на доску с помощью рисунков. Изначально, это форма работы кажется достаточно трудоемкой, но это только поначалу.

Слайд 10

Мы начинали работу с небольшого четверостишия, прорисовывая каждую строку произведения. Составленное графическое изображение позволяет детям читать стихотворение самостоятельно.

Слайд 11

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она связанна с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Слайд 12

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Слайд 13

В нашей группе имеются различные виды театров, которые помогают детям воспроизвести сюжет их любимой сказки: мягкий театр, настольный, пальчиковый, театр на ложках, теневой театр, би-ба-бо, а также элементы костюмов и маски, ширмы.

Слайд 14

Помимо знакомства с детской литературой, театрализованные игры помогают формировать правильную модель поведения в современном мире, повышают общую культуру ребёнка, знакомят его с правилами этикета, обрядами, традициями.

Слайд 15

В соответствии с возрастом, дети не только обыгрывают сюжеты литературных произведений, но и дополняют и вносят изменения в содержание, придумываю свои сказки.

Мы со своими воспитанниками придумали продолжение сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» и показали ее ребятам из реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга надежды».

         Слайд 16

Для формирования читательского интереса в нашей групповой комнате имеется книжный уголок. Он располагается так, чтобы ребенок смог взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи и именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.

Содержание уголка сменяемо, чтобы поддерживать постоянный интерес детей к произведениям художественной литературы. Сменяемость зависит от темы недели, месяца, а также может соответствовать времени года, праздникам; состоять из произведений определенного автора. Для того, чтобы обеспечить книжный уголок разнообразной тематической литературой, мы сотрудничаем с городской детской библиотекой.

Слайд 17

Для поддержания интереса к книге в нашей группе имеются: раскраски, игры-путешествия по сказкам; лото, домино, дидактические игры, пазлы и разрезные картинки по сюжетам литературных произведений; альбомы с иллюстрациями к сказкам в соответствии с возрастом.

Слайд 18

 Мы устраиваем тематические вечера сказок и загадок, квест- игры по сюжетам литературных произведений,

Слайд 19

Викторины, литературные развлечения с кроссвордами,

Слайд 20

экскурсии в детскую библиотеку,

Слайд 21

выставки рисунков, книжек- малышек со сказками, придуманными и оформленными детьми совместно с родителями и многое другое.

Слайд 22

В своей работе мы используем также игры-путешествия. Одно из них, это путешествие в «Страну Загадок», составленное по методике Аллы Александровны Нестеренко по ознакомлению детей с малым фольклорным жанром- загадкой. Используя эту методику, мы с детьми путешествовали по стране Загадок, посещая города, указанные на карте.

Слайд 23

Мы не только отгадывали загадки, но и учились их составлять. Каждый город, это знакомство с его героями и с новым алгоритмом составления загадки.

Слайд 24

Например, город Простых Загадок научит составлять загадки используя свойства предметов,

Слайд 25

а город 5 чувств познакомил нас с загадками, составленными опираясь на свои слух, вкус, зрение, обоняние и осязание. Путешествуя, мы познакомились с множеством интересных фактов и обрели новые навыки.

Слайд 26

 Данный вид деятельности привлек внимание не только детей, но и родителей. В рамках этого путешествия были организованы мастер-класс и соревнования.

Слайд 27

С помощью приобретенных умений во время путешествия по стране Загадок мы создали книгу, в которой записаны и оформлены все загадки, составленные детьми.

Слайд 28

Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, так как дети в соответствии с возрастом, еще не овладели самостоятельными навыками чтения и являются пока только слушателями. Именно поэтому в развитии читательского интереса у дошкольников важная роль отведена взрослому, в особенности родителям.

Именно родители, читая ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов, а систематическое чтение формирует у детей привычку ежедневного общения с книгой.

Слайд 29

Поэтому, в раздевалке нашей группы мы организовали библиотеку. Содержание этой библиотеки формируют сами родители и дети. Для этого каждый из ребят приносит с дома одну любимую книгу. На протяжении двух недель дети имеют возможность таким образом обмениваться книгами и каждый раз знакомиться с новыми произведениям.

У каждого юного читателя есть формуляр с картинкой, соответствующей изображению на его шкафу и кровати. В него мы записываем название книги, взятой домой. Это позволяет не только контролировать передвижение книг, но, и анализировать проявленный интерес к их чтению, стимулировать его.

Слайд

Развитие читательского интереса и приобщение к художественным книгам необходимо начинать в период дошкольного образования. Сегодня мы поделились опытом работы в данном направлении и надеемся, что он был для вас полезен.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста с помощью методики Аллы Александровны Нестеренко «Страна Загадок».

1 слайд

Здравствуйте. Сегодня вашему вниманию я хочу представить опыт работы по составлению загадок, с помощью методики Аллы Александровны Нестеренко «Страна Загадок».

В одной китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я пойму». Эти слова будут девизом сегодняшнего мастер-класса, так как, мы хотим не просто рассказать об этой методике, но и дать возможность практически опробовать алгоритмы составления загадок, которые были использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста, что позволит закрепить полученную информацию.

Уважаемые коллеги будьте активными, так как наш мастер-класс практический и необходимо живое общение, обратная связь. Поэтому, приготовитесь к тому, что придется часто включать ваши микрофоны.

Предлагаю начать наше путешествие, а поможет нам в этом карта страны, ее городов и улиц, которая была разработана нами в рамках работы по этой методике.

2 слайд

Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее — загадочные горы, загадочные города ... В процессе ознакомления с этой страной дети путешествовали по ее просторам, предлагаю сделать это и нам.

3 слайд

Путешествие начинается с Города Самых Простых Загадок. Здесь четыре улицы: "Форма", "Цвет", "Размер", "Вещество". И наша первая цель — научиться систематизировать предметы по этим признакам, то есть, чтобы загадать предмет необходимо описать его.

4 слайд

Как именно это происходит знакомство детей с этим городом. Одна за одной, путешествуя по его улицам, заглядываем в каждый дом. Например: «Предметы, что живут в этом домике на улице, что называется Форма, встречаются в нашей группе, в их форме есть прямоугольник». Можно немного усложнить задание и предложить детям вспомнить эти предметы с закрытыми глазами.

5 слайд

Улица "Размер", на которой живут гномы и великаны, способствует закреплению понятий "длина", "ширина", "высота", где у детей формируется навык описывать размеры в сравнении (например, шире пенала, но уже спинки стула), БОЛЬШЕ БОТИНКА, НО МЕНЬШЕ СТУЛА

6 слайд

Если с улицей Цвет все понятно, так основным критерием при составлении загадки здесь является окрас предмета.

7 слайд

то вот улица вещества требует большего внимания. Мы с детьми познакомились с методом маленьких человечков. Для тех, кто не знаком с этим методом, обратите внимание, что человечки, которые держаться за руки обозначают твердый предмет, человечки, которые просто близко стоят- жидкий, а те, человечки что далеко стоят друг от друга- газообразный.

8 слайд

После внимательного исследования всех улиц города выходим на Центральную площадь, где улицы пересекаются. Здесь живут загадки, требующие полное описания предмета по форме, цвету, размеру и веществу вместе. Начинается составление более сложных загадок.

Чтобы было проще, мы представили площадь в виде схемы, в которую записывали составленную загадку. Пример. Сейчас я прочитаю загадку, а вы с помощью схемы проследите в каком порядке называются признаки предмета. В помощь вам на схеме есть нумерация и указано передвижение с помощью стрелочек.

 "Прямоугольная, состоит из твердых человечков, разноцветная, меньше стола, но больше телефона» - это книга. Ответ находится в центре схемы .

9 слайд

Сейчас, я предлагаю вам прочитать загадку, а после найти ответ на нее.

Практика

10 слайд

ОТВЕТ

11 слайд

Правильно, мы с вами угадали о каком предмете идет речь. Теперь же обратная ситуация. У нас есть изображение предмета, необходимо составить загадку о нем, используя все улицы данного города.

ОТВЕТ

С детьми мы составляли загадки постепенно. Сначала предлагали одному ребенку выйти, так как ему предложено отгадать, о чем будет идти речь, а у нас была возможность обсудить и придумать загадку всем вместе. Следующим шагом было составление загадок в уме.

12 слайд

Если вы были внимательны, то заметили, что на улицах нашего города стоят электронно-вычислительные машины. А это значит, что мы переходим к игре "Диалог с ЭВМ", или "Да-нетка".

Так вот, электронно-вычислительные машины (ЭВМ), это компьютер, который тоже умеет задавать загадки и даже может ответить на ваши вопросы. Но, в отличие от человека, машина умеет пока говорить только два слова: "да" и "нет". Если задать машине вопрос, на который нельзя ответить ни "да", ни "нет", в ней происходит сбой, она делает так: "Ц-ц-ц..." .

Первое время дети плохо следят за ответами других, поэтому желательно, чтобы компьютер иногда останавливался и легким жужжанием просил повторить то, что уже известно о загаданном предмете. Компьютером может стать любой из детей, после они меняются. Когда игра освоена, можно ее усложнить используя не предмет, а, например одного из героев сказки или мультфильма. Чем сейчас мы с вами и займемся.

13 слайд

Я- компьютер, а перед вами герои сказок. Необходимо отгадать, какого героя загадал ЭВМ. Напоминаю, что вопрос нужно формировать так, чтобы ответ звучал или «да», или «нет».

Практика

14 слайд

ОТВЕТ снегурочка

15 слайд

Обратите внимание на этих персонажей, с помощью вопросов, угадайте, кого из них загадал компьютер.

16 слайд

Ответ МОЙДОДЫР

Можно усложнить игру, загадав персонажа в уме, без возможности выбора, как было у нас в данной ситуации.

17 слайд

Город 5 Чувств

Наша очередная цель — формировать умение детей использовать свои 5 чувств как ресурсы для решения различных задач.

Чтобы попасть в Город Пяти Чувств, надо пройти через Ворота Завязанных Глаз. Выбираем ребенка-проводника, завязываем ему глаза. Предлагаем звуку, слуху, запаху и на ощупь, определить, что за предметы ему предлагаются и объяснить, какое чувство, какой орган помогли им определить предмет. В самом городе используются пять улиц, которые и помогают в дальнейшем составлять загадки по такому же принципу.

18 слайд

Вам предложен предмет, составьте пожалуйста загадку, используя улицы этого города.

Практика. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО

19 слайд

Следующий город, это ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, учить сравнивать предметы и явления.

В Городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет — каждому найдется место. Что бы попасть в город, требуется пропуск, упражнение которое поможет найти сходства предметов. На практике вам предоставляется возможность выбрать любой предмет и предложить детям сказать, на что он похож. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: "С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? И т.д."

20 слайд

Когда каждый получил свой пропуск, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, как в предыдущих городах, они свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.

21 слайд

В этом городе три основных модели составления загадок, вы их видите на экране.

Модель 1

«Слова – связки» - «а, не».

Какой?

Кто (что) бывает таким же?

Модель 2

«Слова – связки» - «но, не».

Что делает?

Кто (что) делает так же?

Модель 3

«Слова – связки» - «как, но».

На что похоже?

Чем отличается?

Эти модели основываются на подборе слов, обозначающих: первая- признаков предмета, вторая – действий, а третья модель- на подборе ассоциативных образов, их сходств и отличий. Чтобы понять, как именно это делается, мы с вами составим загадки, под каждую из этих моделей.

22 слайд

ПРАКТИКА

23 слайд

Практика

Какой? (Что делает?)

Что такое же?

Светит

Лампа

Тает

Снег

Капает

Дождь

24 слайд

Практика

На что похоже?

Чем отличается?

шар

мяч

колобок

не катается

не кинешь

не съешь

Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые. 

25 слайд

Вот пришло время познакомиться с последним городом на нашей карте

ГОРОД загадочных частей.

В этом городе много улиц, но мы успеем посетить лишь несколько.

Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят разбираться на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков.

26 слайд

Улица Неоконченных Картин

Эта улица, творение ленивого художника. Он хотел заполнить рисунками  пустые дома, построенные специально для еще не придуманных загадок. Художник начинал рисовать, но довести дело да конца ему не удавалось. Поэтому улица и носит такое название.

На практике мы предлагали детям на альбомных листках эти неоконченные загадки.

27 слайд

Например: «Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что он хотел нарисовать, и докончите его рисунки.».

Ответы

28 слайд

Практика

Замечательно, обратите внимание на варианты картинок, придуманные детьми.

Интересно выглядит это задание, когда всем детям предлагается одинаковый фрагмент рисунка. У одного ученика он превращается в ослиный хвост, у другого — в дудочку, у третьего — в лепесток цветка.

29 слайд

Улица Разобранных Предметов

Для того, чтобы составить загадку необходимо указать составные части этого предмета и их количество.

30 слайд

Например: 4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины).

Что же это, коллеги?

    Практика

Ответы

31 слайд

Конечно же, это машина.

Вот, такие загадки живут на Улице Разобранных Предметов.

    Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнить, например, состав     схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т.п.).

     32 слайд

Как говорилась ранее, в прошлом году с детьми подготовительной группы мы познакомились со страной загадок и полученный опыт представили в краткосрочном проекте. С вои практические умения дети продемонстрировали на открытом занятии по речевому развитию в рамках работы городской школы педагогического мастерства.

33 слайд

Для реализации проекта нами были разработаны и изготовлены карта страны загадок, продуманы города, их визуальный вид и содержание; материалы для практической деятельности детей: билеты, схемы, алгоритмы работы и т.д., все то, что вы увидели сегодня во время мастер-класса.

Изучая каждый города Страны Загадок, мы работали все вместе, а чтобы закрепить пройденный материал использовали викторины, соревнования, как между детьми, так и с родителями.  Именно эта форма работы сделала составление загадок еще интереснее.

34 слайд

По завершению проекта была создана книга, в которую мы поместили загадки, составленные детьми.

Хочется отметить, что с помощью методики А.А. Нестеренко:

-у детей улучшилось речевое общение;

-улучшилось речевое общение;

-активизировался и обогатился словарь благодаря подбору слов предметов, признаков, действий, антонимов, синонимов;

-сформировался грамматический строй речи в соответствии с возрастом старших дошкольников;

-загадывание загадок способствовало развитию ассоциативных связей, логики, образного мышления, воображения;

-речь детей стала более образной, выразительной.

А еще, детям очень нравится такой вид творческой работы. Они с удовольствием придумывают загадки.  

Спасибо за внимание. Спасибо, что были активными слушателями нашего мастер-класса. Надеемся, что сегодняшняя информация была полезна и вы будете использовать ее в своей работе.

Я готова ответить на ваши вопросы.