2. Взаимодействие с коллегами
Уважаемые коллеги! Рада поделиться с вами материалами для работы в рамках реализации непосредственной образовательной деятельности по воспитанию духовно-нравственных ценностей и чувства патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»
Проект «Добрые дела»
Автор:
Воспитатели
Самодин Анастасия Николаевна
Новикова Елена Анатольевна
г. Когалым
2018 г.
Содержание
Актуальность, цель и задачи проекта……………………………………………….3
Паспорт проекта, ожидаемые результаты…………………………………………..4
Перспективное планирование на 2018-2019 учебный год………………………....5
Экологическое воспитание дошкольников………………………………………….9
Содержание проекта малой продолжительности
«Поможем птицам, друзья»………………………………………………………….9
Содержание проекта средней продолжительности
«Цветок для друга»……………………………………………………..…………….10
Фотоматериалы реализации проекта………………………………………………..11
Конспект проведенного мероприятия……………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………………...22
«Образование без духовно-нравственного воспитания не должно быть»
К.Д. Ушинский
Мы живём в большом и сложном мире, который не всегда бывает добрым и справедливым.
К сожалению, очень часто дети сталкиваются с безразличием и жестокостью к ним, к животным, к другим людям, чаще всего пожилым и беспомощным. Большинство родителей находящихся в постоянной спешке из-за ритма своей жизни, очень мало уделяют внимания детям и их нравственному воспитанию. Вне стен дошкольного учреждения ребята часто смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные игры, провоцирующие насилие и жестокость, да и не всегда поведения окружающего их социума является примером действующих норм морали.
Поэтому, у современных детей существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе, к окружающему миру и обществу, в котором он живет.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. В наше не простое время отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не замечать проблемы и трудности окружающих ради сохранения материальных благ.
Все это способствовало возникновению идеи создания практико-ориентированного проекта для детей дошкольного возраста «Добрые дела». Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию нравственно- гуманных чувств.
Цель проекта: Формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям посредством совершения добрых поступков.
Задачи:
1. Воспитывать у детей культуру общения, внимательное и почтительное отношение к окружающим людям посредством общения с социальными партнерами.
2. Формировать нравственные понятия у детей, чувства уважения и благодарности через общение с членами Совета ветеранов.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
4. Развивать интерес к русской культуре, истории, национальным традициям и праздникам посредством проведения мероприятия и бесед с социальными партнерами.
5. Воспитывать толерантное отношение, чуткость, сострадание, отзывчивость, внимание и другие положительные эмоции.
6. Развивать в детях дружеское отношение друг к другу, умение делиться и быть благодарными, учить правильно оценивать хорошие и плохие поступки.
7. Воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд в процессе взаимодействия с социальными партнерами.
8. Развивать наглядно-образное мышление: дать представления о последствиях того или иного поступка.
Паспорт проекта
Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: практико- ориентированный
Вид проекта: групповой
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: Дети 5 - 6 лет (группы №13), воспитатели, родители (законные представители), педагог-психолог
Ожидаемые результаты:
1. Сформируется у детей уважение к окружающим людям и миру в целом, через развитие эмоций и мотивов, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.
2.Сформируется гуманное эмоцианально- положительное отношение к природе и экологии.
3. Уважение к ветеранам войны и труда к историческим событиям, и истории родной страны, ее традициям.
4. Через социальное волонтерство дети приобретут знания о волонтерских движениях, расширят круг общения со старшими, школьниками, взрослыми. Познакомятся с социальными объектами города.
5. Привлечение родителей к духовно–нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Реализация проекта проходит по следующим направлениям:
- Экологическое направление
- Патриотическое воспитание
- Духовно – нравственному воспитание (Социальное волонтерство)
Социальное волонтерство — довольно широкое понятие, которое включает в себя различные виды добровольной помощи, будь то помощь инвалидам, пожилым людям, бездомным или просто посадка деревьев.
Реализация проекта проходила в режимных моментах, во второй половине дня.
В проект так же включена реализация задач программы «Социокультурные истоки» для старшего дошкольного возраста, что позволило охватить большой круг задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Перспективное планирование на 2018-2019 учебный год
«Истоки», «Воспитание на социокультурном опыте» | Перспективный план мероприятий | |
Сентябрь | «Верность родной земле» (богатыри) 1.Первоначальное освоение духовно- нравственной категории «Вера». 2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3.Развитие мотивации на общение в группе. 4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Работа в ресурсном круге с делегированием «За что люди благодарны защитникам Земли Русской? | с детьми: знакомство с историей Родной страны; мастер- класс по изготовлению объемной открытки «Российский флаг». и экскурсия в детскую библиотеку» беседа с детьми «Кто такие богатыри?»; рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря»; чтение художественной литературы: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом»; сюжетно-ролевая игра «Богатыри»; с родителями: «День добрых дел»- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Богатыри» (с родителями). |
Октябрь | «Верность родной земле» (защитники отечества) 1.Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Продолжать формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего 4.Развитие представлений о верности родной земле. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин. Работа в паре «Защитник отечества» | с детьми: беседа с детьми «Верность родной земле», «Защитники отечества в наше время»; знакомство с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма; праздник ко Дню пожилого человека совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма; знакомство с понятием «былина», с пословицами и поговорками по данной теме; чтение художественной литературы: «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Славный могучий богатырь»; фотовыставка (организация тематической фотосьемки) «Мы живем в России»; с родителями: участие в «Ярмарке мастеров» и мастер-класс по изготовлению брошей «Белый цветок» в рамках второго молодежного благотворительного концерта белый цветок, организаторами которого являются управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Когалыма; проведения мастер-класса «Ангелочки в стиле оригами», в – развлекательном комплексе Галактика в рамках благотворительного концерта «Белый цветок». |
Ноябрь | «Радость послушания» 1.Дальнейшее освоение духовно – нравственной категории «Вера». 2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3.Развитие адекватной самооценки. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок. | с детьми: Беседа с детьми, знакомство с новыми понятиями «Радость послушания». Чтение художественной литературы: «Гуси – лебеди», «Аленький цветочек»; Развлечение «День Матери» в стиле русских народных традиций. мастер-класс «Роспись медовых пряников в стиле «Золотая хохлома». с родителями: выставка совместных работ родителей и детей «Дерево моей семьи»; изготовление фотоальбома для детей «Русскажу немного о себе»; консультация для родителей «Воспитание послушания у детей». Участие в благотворительной акции «Добропочта» в рамках молодежного фестиваля организованного Администрацией г.Когалыма |
Декабрь | «Светлая Надежда» 1.Освоение духовно- нравственной категории «Надежда». 2.Развитие умения слушать друг друга. 3.Развитие целостного восприятия. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике рождества на основе произведений И.С. Шмелева, Е. Ивановской, Ф.М. Достоевского. Ресурсный круг «Рождественское чудо» | с детьми: реализация кратковременного проекта «Поможем птицам, друзья»; чтение художественной литературы: «Рождество», «Предание о первой рождественской елке», «Рождественское чудо»; заучивание стихотворения «Божий дар»; с родителями: участие родителей и детей в благотворительной акции «Добропочта» (письмо ветерану), организаторы СОШ №3 с педагогами: участие в мастер-классе по изготовлению цветов-брошей в рамках благотворительной акции «Поможем детям вместе», организаторами которого являются управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Когалыма |
Январь | «Доброе согласие» 1.Дальнейшее освоение духовно - нравственной категорией «Надежда» 2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3.Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведений И.С. Шмелева, А. Нечаева. Работа в паре «Построим дом» | с детьми: праздник «Рождество на дворе» совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма чтение художественной литературы: «Счастье миндальное», «Саночки», «Четыре желания»; с родителями: выставка совместных работ родителей и детей «Рождественское чудо»; День «Добрых дел» (оказание помощи родителями в изготовлении дидактических игр в соответствии с программой «Социокультурные истоки»)), |
Февраль | «Добрые друзья» 1.Первоначальное знакомство с духовно- нравственной категорией «Любовь». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?» | с детьми: знакомство с военно-патриотическим клубом «Пересвет»; развлечение совместно с православным военно-патриотическим клубом «Пересвет»» чтение художественной литературы: «Сивка-бурка», «Зимовье зверей»; «День добрых дел» в группах раннего возраста (воспитывать желание помогать маленьким детям, развивать умение свободно общаться, выражать свои мысли, находить общий язык с малышами», способствовать развитию дружеских отношений между детьми) с родителями: развлечение «День защитников Отечества с папами», |
Март | «Добрые дела» 1.Дальнейшее наполнение духовно- нравственной категории «Любовь». 2.Формирование потребности в социальном соответствии. 3.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 4.Формирование мотивации на совершение добрых поступков. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек- горбунок», пословиц и личного опыта детей. Работа в паре «Добрые дела» | с детьми: реализация экологическое проекта средней продолжительности «Цветок для друга»; развлечение - праздники Руси «Ярмарка на масленицу» совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма Чтение художественной литературы: «Конек- горбунок» с родителями: организация фотовыставки «Что такое доброта»; изготовление календаря наблюдений за ростом растений; мастер-класс «Чудесные горшочки». |
Апрель | «Мудрое слово» 1.Первоначальное знакомство с духовно - нравственной категорией «Мудрость». 2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3.Формирование потребности в социальном соответствии. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. Работа круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок. Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?» | с детьми: реализация экологическое проекта средней продолжительности «Цветок для друга»; чтение художественной литературы: «Никита Кожемяка», «Белая уточка»; с родителями: мастер-класс " Весна на пороге" с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма; выставка работ из бросового материала в рамках акции «Моя Югра – моя планета»; «День добрых дел»- подготовка к театрализованной деятельности (изготовление атрибутов листиков-пожеланий). |
Май | «Мудрые люди» 1.Дальнейшее освоение духовно- нравственной категории «Мудрость». 2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. 3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей) Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок. Работа в микрогруппах. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами» | с детьми: реализация экологическое проекта средней продолжительности «Цветок для друга»; мастер- класс по изготовлению открыток к 9 мая; посещение реабилитационного центра г.Когалыма «Радуга надежды» с инсцинированием сказки «Дюймовочка»; мероприятие совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма ко Дню Победы «Мы хотим сказать вам спасибо»; Чтение художественной литературы: «Пастушья дудочка», « Названный отец»; беседа с ветераном войны; с родителями: мастер- класс «Подарим гвоздику ветерану» к мероприятию совместно с советом ветеранов войны и труда г. Когалыма ко Дню Победы; участие в сьемках социального ролика «Воспитываем в детях доброту». |
Экологическое воспитание дошкольников
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни, а впереди — взросление и самостоятельная жизнь. Мы, воспитатели, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками. Для этого в своей работе применяем различные виды деятельности: игра, наблюдение, экспериментирование и т. д.
Одним из видов деятельности является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т. е. экологическое воспитание. Дошкольникам прививаем такие ценности как: родная земля, заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Проблема экологического состояния природы в настоящее время очень актуальна. Эта проблема обострилась вследствие экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе. Главной задачей в дошкольном экологическом воспитании зародить семя правильного, бережного отношения к окружающему миру. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в любой экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек — сам часть природы. Сущность экологического воспитания состоит не только в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, но и формирование мотивов, ориентирующих действия о природе и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Поэтому в реализацию проекта были включены проекты малой и средней продолжительности «Поможем птицам, друзья», «Цветок для друга».
Свалова Е. В., Талужина О. Н. Роль экологического воспитания в дошкольном детстве [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 222-223.
Содержание кратковременного проекта «Поможем птицам, друзья» Цель проекта: формирование ответственности и бережного отношения к птицам. | ||
Декабрь | Экологическая акция «Покормите птиц, друзья» по сбору корма зимующим птицам. Изготовление кормушек (привлечением родителей процессу) развешивание их на территории дошкольного учреждения; чистка и пополнение содержимого кормушек на протяжении всей зимы. Выпуск экологического буклета «Берегите птиц». Выставка детских рисунков «Мой маленький пернатый друг». Оформление картотеки загадок, стихов о птицах. Беседа «Трудно птицам зимовать», «Зимующие птицы, и почему они не улетели в тёплые края?» Просмотр презентации «Зимующие птицы Сибири» Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей» Т. Евдошенко «Берегите птиц» Ю. Никонова «Зимние гости» О. Воронкова «Птичьи кормушки» В. Сухомлинский «Как синичка меня будит» А. Яшин «Покормите птиц зимой». Рисование «Снегири на ветке рябины» Наблюдение «Кто прилетает на участок и на кормушку», «Птичьи следы» | Познакомить воспитанников детского сада с проблемой «Недостаточного количества корма для зимующих птиц». Привлечь их к сбору корма зимующим птицам. Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Привлечь детей и их родителей к данной проблеме, воспитывать бережное отношение к птицам. Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц, формировать бережное отношение к ним. Формировать представления о жизни птиц, их разновидностях; о строении разных птиц; об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года. Подвести детей к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения. Развивать познавательный интерес, умение определять на снегу следы птиц. Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них. Расширять представление о том, как описывают птиц поэты и писатели. |
Содержание кратковременного проекта «Цветок для друга» Цель проекта: Обогащение знаний детей о комнатных растениях и их роли в жизни человека. | ||
Март | Беседы на темы: «Комнатные растения-друзья или враги?», «Уход за комнатными растениями», «Что необходимо растениям для жизни?», «Роль растений в жизни человека». Рассматривание иллюстраций «Комнатные цветы» Проведения экспериментов: «Подбор грунта для цветов», «Солнечные лучи». Наблюдения: «Листок в воде-проращивание», «Черенкование. Приёмы правильной посадки черенков». Посадка фиалок. Уход за растениями. Рисование «На окне моем фиалка», лепка «Цветок для мамы», аппликация «Какие разные фиалки». Чтение художественной литературы: «Сказка о волшебной арфе и принцессе фиалке», «Фиалка» Сергей Белов, «Фиалка» Е. Серова, «Неизвестный цветок» А. Платонов, Виктории Батиевой «Сказка об увядшем цветке», «Сказки комнатных растений» Л. В. Скребцова, «Авторские экологические сказки для старших дошкольников,стихи о фиалках разных авторов. | Формировать представление детей о комнатных растениях-фиалках; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к растениям. учить определять потребность фиалок в условиях, необходимых для роста; обогащение знаний о растениях, их строении и жизнедеятельности Учить приемам правильной посадки черенков. Развивать познавательный интерес к наблюдению за жизнью растений. Обратить внимание дошкольников на особенности строения и характерные признаки фиалок; учить изображать цветы с использованием нетрадиционной техники рисования. Формировать умение выращивать фиалки (черенкование) Закреплять умение сравнивать растения, выделять существенные признаки, классифицировать комнатные растения. Расширять знания детей о цветах, познакомить с литературными произведениями, дать понять как изображают писатели фиалку в стихах и сказках. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово к родителям Истоки наших представлений о верности родной земле восходят к Святой Руси, к подвигам воинов-богатырей. О них благодарный народ сложил былины, которые в старину пелись и рассказывались. Были они наполнены исторической правдой . Русские богатыри – главные герои былин. Читая былины, мы узнаём, как жили богатыри, как велика была их сила и храбрость. До наших дней сохранилось мудрое изречение той поры: «Где вера, там и сила, а где неверие, там и немощь».
Герой – за Родину горой. Где смелость – там и победа. Русский богатырь миролюбив
Родной очаг, Дружная семья, Праведный труд, Верность своему слову, Храбрость, Святая вера, Любовь к Отечеству, Старание и терпение, Сила.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации и освоению программы
«Социокультурные истоки» 2 младшая группа (3 – 4 года)
№ | Месяц | Тема | Содержание | Форма обучения | Название тренинга | Вид тренинга | Итоговые занятия совместно с родителями | |
Задачи | План | |||||||
| ||||||||
1. | Сентябрь | Любимое имя | Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Именины. Ангел-хранитель | Ресурсный круг | «Ласковое имя» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». 2. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем | 1. Игровое упражнение «Назови свое имя». 2. Работа в круге: чтение потешек с именами детей (стр.18). 3. Хороводная игра «Ходит Ваня» или «Именины» (стр.17). 4. Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?». 5. Оформление страницы Альбома «Любимое имя» (стр. 19) |
2. | Октябрь | Доброе слово | Выражение любви кблизким людям. Радость встречи | Ресурсный круг | «Доброе слово» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям | Работа в круге. Разговор с детьми о добром слове на основе задания к русской народной сказке «теремок» (стр. 15) и личного опыта детей. Пересказ рассказа «Жила-была Маша» (стр.21) по ролям. Чтение детьми наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече…» (стр.21) |
3. | Ноябрь | Ласковая песня | Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня. Нежность. Надежда. Праздничная песня | Ресурсный круг | «Колыбель- ная песня» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной Категорией «Песня». 2. Развитие умения слушать друг друга | 1. Разговор с детьми о колыбельных песнях и ходе сюжетно- дидактической игры «Уложи свою куклу спать». 2. Пение воспитателем (музыкальным работником) колыбельной Г. Ладонщикова «Кукольная колыбельная» (стр.25). 3. Ресурсный круг «Колыбельная песня» с использованием колыбельных песен |
4. | Декабрь | Праздничная песня | Рождество. Новый год, нарядная елка. Общая радость, забота о родных и близких | Ресурсный круг | «Рождественская елочка» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Песня» 2. Развитие мотивации на Взаимодействие детей и взрослых. 3.Приобщение к традиции Празднования Рождества. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество» (стр. 28), рассказа Л. Лукшевич «Елка», выполнение задания (стр. 29) из личного опыта детей. 2. Новогодний хоровод «Елочка» или «нарядили елочку» с участием родителей. 3. Ресурсный круг «Рождественская елочка». 4. Оформление страницы Альбома «Праздничная песня» (стр. 31) |
II. Образ | ||||||||
5. | Январь | Любимый образ | Мама. Любовь. Доброта. Забота | Ресурсный круг | «Мамочка моя» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». 2. Формирование Способности понимать чувства других людей. 3. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Моя мама» и на основе стихотворений (стр. 12), пословицы (стр. 14) и личного опыта детей. 2.Игра «Помощники» (стр. 13). 3. Ресурсный круг «Мамочка моя». 4. Оформление страницы Альбома «Солнышко для мамы» (стр. 15 |
6. | Февраль | Образ света | Солнышко. Свет. Тепло. Радость | Ресур-сный круг | «Позови солнышко» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Образ». 2. Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3. Развитие эмоциональной сферы ребенка | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о солнышке на основе потешек (стр.16.18), русской народной песни «Солнышко» (стр.18) и личного опыта детей. 2. Игры «Солнышко и дождик» и «Есть у солнышка дружок». (стр.17). 3. Ресурсный круг «Позови солнышко» с использованием потешек о солнышке (стр. 16,18). 4. Оформление страницы Альбома «Образ света» (стр. 19) |
7. | Март | Добрый мир | Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие. | Ресурсный круг | «Добрый мир» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Образ». 2. Развитие мотивации на общение со взрослыми. 3. Развитие положительного восприятия мира. | 1. Работа в круге. Разговор с детьми о добром мире на основе задания к сказке К.Д. Ушинского «Золотое яичко» (стр.10), стихотворения Е. Королевой «Наш дом» (стр.20) и рассказа Э. Михайленко «Самый лучший в мире дом» (стр.22). 2. Игра «Вышла курочка гулять» (стр11). 3. Ресурсный круг «Добрый мир». 4. Оформление страницы Альбома «Добрый мир» (стр.23) предлагается выполнить дома вместе с родителями. |
III. Книга | ||||||||
8. | Апрель | Добрая книга | Книга – связь слов и образа. Первая книга. Живое слово | Ресурсный круг | «Добрая книга» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга». 2. Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. 3. Развитие умения слышать друг друга. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Чему учит добрая книга» на основе русской народной сказки «Репка» (стр. 5-10), потешек (стр. 12), рассказа Л. Нечаева «Самый вкусный пирожок» (сьр.13), стихотворений А. Плещеева, и Я Егорова (стр. 14) и личного опыта детей. 2. Хороводная игра «Репка» (стр. 11). Ресурсный круг «Добрая книга». Оформление страницы Альбома «Добрая книга» (стр.15) |
9. | Май | Любимая книга | Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой. | Ресурсный круг | «Моя любимая книга» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Книга». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Создание позитивного настроя на общение в группе | 1. Совместное чтение книг: родители читают книги детям. Выполнение задания «Загадайте детям загадки по сказкам» (стр.22). 2. Работа в круге. Беседа с детьми и родителями «о любимых книгах». 3. Игра из любимой книги. Варианты: хороводная игра «на лугу» (стр.4), игры- драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и сказке К.Д. Ушинского «Золотое яичко». 4. Ресурсный круг «Моя любимая книга». 5. Оформление страницы Альбома «Любимая книга моего ребенка» |
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации и освоению программы
«Социокультурные истоки». Средняя группа (4-5 лет)
№ | Месяц | Тема | Содержание | Форма обуче-ния | Название тренинга | Вид тренинга | Итоговые занятия совместно с родителями | |
Задачи | План | |||||||
| ||||||||
1. | Сентябрь | Дружная Семья | Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе – так и душа на месте | Работа в паре | «Дружная семья» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». 2. Формирование у детей и родителей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. 3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. 4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица «Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр.11), Э.Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е. Пермяка «первая рыбка» (стр.16), стихотворений (стр.12-13), потешек (стр.14), пословиц (стр.3) и личного опыта детей. 2. Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр.15). 3. Работа в паре «Дружная семья» (стр.19-20). 4. Оформление страницы Альбома «Дружная семья» (стр. 21) предлагается выполнить дома вместе с родителями. |
2. | Октябрь | Домашнее тепло | Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье | Ресурсный круг | «Домашнее тепло» | Развивающий | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья». 2. Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. Развитие умения слушать друг друга. | 1. Пальчиковая игра «Семья» (стр.14) 2. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов (стр. 24-25), пословиц (стр. 3) и личного опыта детей. 3. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» (стр. 25). 4. Ресурсный круг «Домашнее тепло». 5. Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло» (стр.27). |
3. | Ноябрь | Дороги добра | Родной дом – начало всех путей и дорог. Какие из них можно назвать добрым? Добрый пример и похвала – основа доброго опыта. | Работа в паре | «Дорогадобра» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего | 1.Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй?» На основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (стр. 5-7), потешек (стр. 8), рассказ К. Лукашевич «Добрая девочка» (стр.10), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. 2. Игра «Огород» (стр.9), хороводная игра «Ой, вставала я раненько» (стр.12). 3.Работа в паре «Дороги добра» (стр. 11), предлагается выполнить дома вместе с родителями. |
4. | Декабрь | Сказочный лес | Поле, лес, река –прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь, являясь частью этого мира? Сказочные образы | Работа в паре | «Сказочный лес» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Родные просторы». 2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 3. Развитие эмоциональной сферы ребенка | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок «Петушок- золотой гребешок» (стр.18-21), «Снегурушка и лиса» (стр. 23-25), стихотворения И. Токмаковой «Ели» (стр.25), пословиц (стр.16). 2. Хороводная игра «Хоровод в лесу» (стр.17). 3. Работа в паре «Сказочный лес» (стр.26-27). 4.Оформление страницы Альбома «Сказочный лес» (стр. 22) |
5. | Январь | Добрая забота | Братья наши меньшие, доброта. Забота | Работа в паре | «Добраязабота» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией Труд земной». 2. Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» (стр. 5-8), пословиц (стр. 4), русской народной песни «Буренушка» (стр.12), и личного опыта детей. 2. Хороводная игра «Кто пасется на лугу?» (стр.9) 3. Работа в паре «Добрая забота» (стр.13-14) 4. Оформление страницы Альбома «Добрая забота» (стр.11) |
6. | Февраль | Праведный труд | Труд – основа жизни семьи. На земле жить – людям пользу приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые? | Ресурсный круг | «Чему доброму научили тебя взрослые?» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Труд земной». 2. Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О.Абрамовой «Семейный праздник» (стр.17-20), П.Засодимского «Откуда взялся хлеб» (стр.24-25), стихотворений Т.Шорыгиной «Жатва» (стр.25), и В. Глущенко «Грядка» (стр.21). 2. Русская народная игра «Кто с нами?» 3. Ресурсный круг «Чему доброму научили вас взрослые?». 4. Оформление страницы Альбома «Праведный труд» (стр.27) |
7. | Март | Любимая сказка | Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети любят сказки?» | Ресурсный круг | «Моя любимая сказка» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3. Развитие умения работать в паре | 1. Викторина «Узнай сказку» (стр. 10) и «Отгадай сказочного героя» (стр.12). 2. Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из любой сказки». 3. Работа в круге: выполнение задания к русской народной сказке «Крошечка- Хаврошечка» (стр. 9). 4. Ресурсный круг «Моя любимая сказка». 5. Оформление страницы Альбома «Любимая сказка» (стр.11) предлагается выполнить дома вместе с родителями |
8. | Апрель | Благодарное слово | Идет от доброго любящего сердца. Родительская любовь. Душевное тепло. Любимая игрушка | Ресурсный круг | «Благодар- ное слово» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие взаимодействия» детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текстов произведений Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» (стр. 15-19), Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр. 20), пословиц (стр. 14) и личного опыта детей. 2. Выполнение творческого задания на стр.22. Инсценирование рассказа Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр. 20). 3. Ресурсный круг «Благодарное слово». 4.Оформление страницы Альбома «Благодарное слово» (стр.21) |
9. | Май | Светлый Празд-ник | Русская березка. Веселый хоровод. Святой храм. Святая троица | Ресурсный круг | «Доброе слово березке» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на Взаимодействие детей и взрослых. 2. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего | 1. Чтение детям фрагмента произведения И.С. Шмелева «Лето господне» («Троица»). Работа в круге. Беседа с детьми о русской березе на основе рассказов К.Д.Ушинского «Березка» (стр. 27), «Сказки про березоньку» (стр.30), стихотворения «Я березка кудрявая» (стр.28) и личных впечатлений детей. 2. Художественно-игровая деятельность детей. Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» (стр. 29). 3. Присоединение к празднику Светлой Троицы. Чтение воспитателем отрывка из «Слова к родителям» 9стр. 24) со слов «В Троицин день…» и до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим». 4. Ресурсный круг «Доброе слово березке» |
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации и освоению программы
«Социокультурные истоки». Старшая группа (5-6 лет)
№ | Месяц | Тема | Содержание | Форма обуче-ния | Название тренинга | Вид тренинга | Итоговые занятия совместно с родителями | |
Задачи | План | |||||||
| ||||||||
1. | Сентябрь | Верность родной земле | Родная земля – место, где родился и живет человек. Верность и вера | Работа в паре | «За что люди благодарны защитникам Земли русской?» | Развивающий | 1.Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2. Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3. Развитие мотивации на общение в группе. 4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец» (стр. 4-7), «Добрыня Никитич и Змей» (стр.8-11), «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр.12-13) и пословиц. 2. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр.21). 3. Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли русской?». 4. Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр.19) |
2. | Октябрь | Верность родной земле | Богатыри и воины – защитники Земли русской. Благодарная память. Верность и вера | Работа в паре | «Защитники Отечества» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Вера». 2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3. Развитие представления о верности родной земле | 1. Рассматривание картины В.М.Васнецова Три богатыря». 2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» 3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович» (стр. 16-18) и пословиц (стр.3). 4. Работа в паре «Защитник Отечества» |
3. | Ноябрь | Радость послушания | Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой | Работа в микрогруппах | «Радость послушания» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение Социокультурной категории «Вера». 2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3. Развитие адекватной Самооценки. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси- лебеди» (стр. 4-6), «Аленький цветочек» (стр. 7-22), «Царевна-лягущка» (стр. 24-25), пословиц (стр.3) и личного опыта детей. 2.Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания» (стр.26). 3. Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр.27) |
II. Надежда | ||||||||
4. | Декабрь | Светлая надежда | Рождество христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой? | Ресурсный круг | «Рождест- венское чудо» | Развивающий | 1.Освоение духовно- нравственной категории «Надежда». 2. Развитие умения слушать друг друга. 3. Развитие целостного Восприятия. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И.С.Шмелева «Лето Господне» («рождество») (стр. 5-8), Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр. 9-10) _ Ф.М.Достоевского «Божий дар» (стр. 12-14), пословиц (стр.4) и личного опыта детей. 2. Хоровод «Елочка» (стр. 28 книги «Доброе слово»). 3. Ресурсный круг «Рождественское чудо». 4. Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо». |
5. | Январь | Доброе согласие | Общая надежда. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать | Работа в паре | «Построим дом» | Развивающий | 1.Дальнейшее освоение духовно- нравственной Категории «Надежда». 2. Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведений И.С. Шмелева «Лето Господне» («Счастье мое миндальное») (стр.17-18), рассказа А. Нечаева «Саночки» (стр.20-21), пословиц (стр. 16) и личного опыта детей. 2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр. 15 и 25 книги «Дружная семья»). |
III. Любовь | ||||||||
6. | Февраль | Добрые друзья | Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопо-мощь | Работа в паре | «Добрые друзья» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с духовно- Нравственной категорией «Любовь». 2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка» (стр. 5- 10), «Зимовье зверей» (стр. 12-14), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. 2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос «Что необходимо добрым друзьям?» (стр.10). 3. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?» 4. Выполнение творческого задания. |
7. | Март | Добрые дела | Маленькие помощники. Радовать других – радоваться самому | Работа в паре | «Добрые дела» | Оценивающий | 1.Дальнейшее наполнение духовно- нравственной категории «Любовь». 2.Формирование потребности в социальном соответствии. 3.Дальнейшее развитие Коммуникативных навыков. Формирование мотивации на совершение Добрых поступков | 1.Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П.Ершова «Конек горбунок» (стр. 17-32), пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей. 2.Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23 книги «Добрая забота»). 3.Работа в паре «Добрые дела» (стр. 34-35). 4. Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр. 33) |
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации и освоению программы
«Социокультурные истоки». Подготовительная группа (6-7 лет)
№ | Месяц | Тема | Содержание | Форма обучения | Название тренинга | Вид тренинга | Итоговые занятия совместно с родителями | |
Задачи | План | |||||||
| ||||||||
1. | Сентябрь | Сказочное слово | Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие. Сказка – правда, в ней намек… | Работа в паре | «Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок» | Развивающий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова». 2. Развитие общения в паре. 3.Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. | 1.Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка, на основе русской народной сказки «Царевна-лягущка» (стр.4-10), сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (стр. 11-26), личного опыта детей. 2.Выполнение заданий (стр.27). 3. Игра-драматизация «Путешествие по сказкам», 4. работа в паре «Сказка тправда, в ней намек, добрым молодцам турок» (стр.30-31). 5. Оформление страницы альбома «Моя любимая сказка» (стр.29) |
2. | Октябрь | Напутственное слово | Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение | Работа в паре | «Напутственное слово» | Развивающий | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова». 2. Развитие умения общаться в паре. 3. Приобщение к традиции Напутственного слова | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д.Ушинского Ветер и солнце» (стр. 5), русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (стр. 6-14), пословиц (стр4) и личного опыта детей. 2. Выполнение задания на страницах 16. 3. Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать». 4.Работа в паре «Напутственное слово» (стр. 18). Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная» (стр.15) предлагается выполнить детям дома вместе с родителями |
3. | Ноябрь | Жизненный путь | Опыт старших поколений. Добрый человек в доброте проживает век. Праведная жизнь | Ресурсный круг | «Жизненный путь» | Развивающий | 1.Дальнейшее освоение Социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие мотивации на Взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола», притчи «Старик и яблоня» (стр.33), пословиц (стр.20) и личного опыта детей. 2. Выполнение задания «Этапы жизненного пути» (стр.34). 3.Игра «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение Имитационных действий, отражающих будущую профессию детей). 4.Ресурсный круг «Жизненный путь». 5.Оформление страницы альбома «Кем я хочу стать» (стр.35) |
II. Традиции образа | ||||||||
4. | Декабрь | Светлый образ | Благочестивые родители. Светлый отрок. Вера. Молитва. Защитник Земли русской | Ресурсный круг | «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского» | Развиваю-щий | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией Традиции образа». 2. Приобщение к Общественной традиции восприятия образа. 3. Создание позитивного настроя на общение в группе. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему о Преподобном Сергии Радонежском на основе Использования изображений Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, аудиозаписей колокольных звонов, произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение») (стр.5-8), Фрагментов «Жития преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия, «Чудо об источнике» (стр. 9-14). |
5. | Январь | Чудотворный образ | Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость. святость | Работа в паре | «Светлый образ» | Развиваю-щий | 1.Дальнейшее освоение Социокультурной категории «Традиции образа». 2.Формирование представления о Взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего». 3. Приобщение к Отечественной святыне | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва», фрагменту из «Жития Преподобного Сергия Радонежского». 2. Художественно-продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование). 3. Работа в паре «Светлый образ» (стр.26-27). |
III. Традиции дела | ||||||||
6. | Февраль | Мастера и рукодельницы | Золотые руки. Добрая молва. Благодарность мастеру | Работа в паре | «Мастера и Рукодельницы» | Развиваю-щий | 1.Первоначальное Освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3. Развитие умения договариваться, приходить к согласию. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» (стр. 5-12), пословиц (стр.4). 2. Выполнение задания. 3. Игра «Где мы были». 4. Работа в паре «Мастера и рукодельницы». 5. Оформление страницы альбома «Русские узоры» предлагается выполнить детям на занятии по изобразительной деятельности или дома |
7. | Март | Старание и терпение | Старание и терпение рождает умение. В каких делах необходимо терпение? | Работа в паре | «Старание и терпение» | Оценивающий | 1. Дальнейшее освоение Социокультурной категории «Традиции дела». 2. Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3. Развитие единого контекста в группе | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», и пословиц (стр. 20 2. Игра «куда иголочка, туда и ниточка». 3. Работа в паре «Старание и терпение» 4.Творческое задание «Иллюстрация к сказке» (стр.33) выполняется с детьми дома или на занятиях по изобразительной деятельности |
IV. Традиции праздника | ||||||||
8. | Апрель | Семейные традиции | Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство | Работа в паре | «Традиции нашей семьи» | Развиваю-щий | 1. Дальнейшее Освоение социокультурной Категории «Традиции праздника». 2. Развитие мотивации к Взаимодействию у детей и взрослых. 3. Развитие единого контекста в группе | Работа в круге. Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» («Благовещение») (стр.12-13), сказа П.П. Бажова Живинка в деле» (стр. 6-11), рассказа О.С. Абрамовой «Семейная радость» (стр.5), пословиц (стр.4) и личного опыта детей. Выполнение задания (стр.14). Весенний хоровод по усмотрению воспитателя. Работа в паре «Семейные традиции» (стр.16). Оформление страницы альбома «Традиции нашей семьи» (стр.15) Предлагается выполнить дома вместе с родителями |
9. | Май | Книга – праздник души | Праздник праздников. Весна и праздник. Путь книги. Благодарный читатель. Почему взрослые и дети любят читать книги | Работа в паре | «Книга – праздник души» | Развиваю-щий | 1. Дальнейшее освоение Социокультурной категории! Традиции праздника». 2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Подготовка детей к созданию Первой книги (начальная школа) | 1.Организация выставки «Книга – праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). 2. Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека. 3.выполнение задания (стр.51-52). 4.Игра из любимой Книги для развития детей. 5.Работа в паре «Книга – праздник души». 6. Оформление страницы Альбома «Традиции нашей семьи» (стр.15) предлагается выполнить дома вместе с родителями |
10 | Май | До свидания детский сад! Школа, Здравствуй! | Ресурсный круг с делегированием | «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми» | Итоговый | 1.Осмысление и Прочувствование результатов, достигнутых в ходе реализации программы. 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. | 1.Разговор в круге. Беседа с детьми о страницах Альбома «Мои истоки» (на основе книг для развития). 2.Ресурсный круг (с делегированием) «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми. 3. Художественная деятельность детей «До свидания, детский сад! Здравствуй школа!» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация мини-музея в ДОУ»
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи: Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Добрый день, уважаемые коллеги! Перед тем как приступить к докладу, я вам предлагаю вспомнить. Сталкивались ли вы в своей жизни с коллекционированием. Что коллекционировали, какие эмоции испытываете сейчас? Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, внимание, память, речь, творческое воображение, эмоции и чувства.
Сегодня мы с вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Обратимся к теории: заглянув в «Энциклопедический словарь», музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДОУ является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную развивающую пространственную среду. Музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Цель создания мини-музеев – обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
-Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
-Формирование у дошкольников представлений о музее;
-Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
-Обогащение развивающей пространственной среды ДОУ;
-Расширение кругозора дошкольников;
-Социализация ребёнка;
-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
-Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
-Развитие творческого мышления и воображения;
-Формирование активной жизненной позиции.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства, предметов окружающего мира и т. д.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
- небольшие размеры экспозиции;
- участие в их создании детей и родителей;
- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
- для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы организации детской деятельности в мини-музее :
-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
-Исследовательская деятельность
-Беседы, чтение художественной литературы
-Художественное творчество
- Музыкальная деятельность
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок.
В перспективе мы хотим начать подготовку юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа поможет решить следующие задачи:
-выявить творческие способности детей;
- расширить представление о содержании музейной культуры;
- развивать начальные навыки восприятия музейного языка;
- создать условия для творческого общения и сотрудничества.
И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности:- дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции -музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
Принцип деятельности и интерактивности- напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности —при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности -предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию центров для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.
Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Так же можно определить и правила поведения в мини-музее :
Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов.
3. Заключительный этап
Подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.
Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
Понимая всю важность развивающей пространственной среды для развития личности ребенка, для его социализации, в нашей группе организован мини-музей «Истоки культуры». Он был создан три года назад, в результате реализации проекта «Я живу в России». В организации музея принимали участие и педагоги, и дети с родителями. Темы экспозиций: «Неофициальные символы России», «Народные промыслы»,«Игрушки моих родителей».
В нашей группе есть мини-музей народных кукол и матрешек.
В этом году, мы разработали проекты по созданию мини-музея «Книжки-малышки». Дети принимают активное участие, каждый принёс свою книжку, с удовольствием рассказывают, как книжка появились в семье, чем интересна.
Исходя из определённых условий, хочется отметить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т. е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.