МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Бондарева Инна Владимировна
КОНСТРУКТОРЫ СВОИМИ РУКАМИ

Конструкторов много не бывает.  И, что интересно, конструировать можно из самых разных материалов.
Ловите, интересные идеи.  Дети будут в восторге. 

  • Конструктор из губок - кухонные губки нарезаем кубиками и скрепляем зубочистками. 
  • Конструктор из желейных конфет. Кроме конфет можно использовать маршмеллоу (его еще называют жевательный зефир) или кукурузные палочки. 
  • Конструктор из картона. Из картона вырезаем прямоугольники или разные геометрические фигурки, делаем в них прорези-пазы и с их помощью соединяем детальки между собой. То же самое можно сделать их картонных втулок. Чтобы конструкция из втулок получалось устойчивой, делайте прорези одинаковой глубины.
  •  Конструктор из пенопласта. Кубики пенопласта часто используют при упаковке посылок. Если вы получили посылку с такими кубиками - добавьте зубочистки и займитесь постройкой вместе с ребенком. Из них выходят отличные домики, иглу, крепости и другие "зимние" постройки.
  •  Конструктор из упаковки от яиц - подойдут, как целые пластины, так и вырезанные ячейки. Последние можно перекладывать плоскими палочками от мороженого и строить башенки.
     
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА "СОБЫТИЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ"

В январе мы с ребятами сделали наш первый событийный календарь, он оказался проще, интересней, доступнее, чем матричный.

Верхняя строка - цифры. Дети вместе со мной хором повторяют числа, число сегодняшнего дня помечаем.

Затем строка символы будничных и выходных дней. Будни символизирует мяч, выходной - дом.

Третья строка, в ней дети зарисовывают символом важное событие в жизни группы.

В феврале успешно продолжаем эту работу, дети активно проявляют интерес.

Такой календарь легко можно сделать и дома!  Он не только помогает формировать представление о времени, навыках счета, но и способствует планированию своего свободного времени, как провести выходные, посчитать, сколько дней осталось до интересного события.

 

РАЗВИВАЮЩАЯ  СТЕНА В ГРУППЕ

Что делать, если дети в группе буквально «лезут на стену», несмотря на большое количество игрушек и дидактических материалов? Не запрещайте им этого. Главное, чтобы стена была развивающей. Создать такое пространство для самостоятельных игр несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и подготовить педагогов к работе с ним.

Развивать самостоятельность у детей – задача педагогов

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения. К концу старшего дошкольного возраста у детей можно наблюдать проявление самостоятельности в разных видах деятельности: игре, труде, познании и общении.

Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду ДОО.

Оформить развивающую стену – по силам любому педагогу

Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия – хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям. Почти весь материал развивающей стены имеет магнитную основу, поэтому ее главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и т. д.

Педагог может изготовить магнитную доску самостоятельно. Для этого нужно обклеить лист металла самоклеящейся пленкой. На доску можно повесить панно с накладными элементами.

Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.

В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т. д.

Если педагог проводит работу по знакомой воспитанникам теме, используется материал из архива. Он есть в каждой группе.

Для изготовления игр и пособий можно использовать пленки для ламинирования и магнитную пленку. Большинство игр – на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.

Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны младшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.

Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Младшим дошкольникам понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца.

Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур, опираясь на образец и без него.

Многие пособия многофункциональны. Педагоги используют их для творческой деятельности и развития речи воспитанников.

  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "СИТУАЦИЯ МЕСЯЦА"  КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Ситуация месяца» - это инновационная технология Н. П. Гришаевой, направленная на эффективную социализацию дошкольников. Педагоги дошкольного отделения нашей школы внедряют технологию «Ситуация месяца» (далее – «Ситуация») как средство позитивной социализации дошкольников в условиях образовательной организации. 

Начиная работу по этой технологии, мы ставили перед собой следующие задачи:

- - освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом;

- - развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

- - развитие умения коллективно заниматься интересными делами и получать от этого удовольствие;

- - освоение детьми на начальном уровне социальных ролей, например: я – член коллектива, я – житель Земли – через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях;

- - развитие способности к принятию собственных решений.

Обычно каждую «Ситуацию» дети проживают в течение месяца. 

В структуру организации «Ситуации месяца» входят:

- - педагогическая диагностика знаний и поведения детей в начале «ситуации», определение социальных навыков;

- - подготовка наглядного материала (иллюстрации, репродукции) и ИКТ;

- - создание образовательных событий, разработка сценариев;

- - включение технологий: «Проблемная педагогическая ситуация», «Рефлексивный круг», «Клубный час» и др.;

- - интеграция занятий и практик «Ситуации» в образовательной деятельности всех специалистов дошкольной организации (в т.ч. проектная деятельность);

- - привлечение родителей к участию в реализацию «Ситуации»;

- - проведение праздника в конце «Ситуации». 

Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является «Проблемная педагогическая ситуация». Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям. 

Следует отметить, кто какие роли выполняет в реализации «Ситуации месяца»:

- воспитателю отводится роль Организатора. Воспитатель организует среду, побуждает детей действовать в ней. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно.

- Дети – непосредственные участники действия. Они учатся самостоятельно добывать знания. Благодаря этому формируется осознанная социально-нравственная позиция. 

- Родители дома с детьми проводят беседы, записывают их высказывания, занимаются рисованием, созданием костюмов, принимают участие в празднике. Родители выступают в роли активных участников, волонтеров.

Опыт проведения данной технологии показывает, что у родителей возрастает интерес к жизни ребенка, появляется поле совместной деятельности, раскрываются их собственные творческие возможности.

Хочется отметить, что технология Н.П.Гришаевой «Ситуация месяца» позволяет создать коллективные проекты, способствует возможностям проявлять инициативу и творчество детям и всему детско-взрослому коллективу. Мы желаем Вам творческих успехов в реализации технологий эффективной социализации!

 

ПОЛЕЗНЫЙ ДОСУГ

Сегодня разберём первую игру, в которую вы вместе с детьми можете играть в любом месте:дома, в детском саду, на улице.
Универсальная игра «Попробуй повтори», «Покажи ловкость» - ребята по всякому ее называют, вы тоже можете придумать своеdevil данная игра развивает ловкость, координацию движений, равновесие, происходит стимуляция мозжечкаsmiley

Итак, что нам понадобится: бумага,  предметы для рисования, мелки (если играем на улице)и ребёнокwink 

Можно распечатать готовые следы рук и ног с интернета, НО есть куда более увлекательный вариант: чтобы дети или обвели и раскрасили свои отпечатки рук и ног или вообще опустили ноги и руки в краску и поставили отпечатки - это добавит к вашему досугу элемент баловства, а дети так любят немного похулиганить. 

После того как следы готовы, то мы их раскладываем в хаотичном порядке, придумайте сами.
Ну а теперь пора приступать к игре!!!

Варианты игры:
enlightenedкто быстрее преодолеет
enlightenedкто правильнее (без ошибок) преодолеет
enlightenedкто не упадёт
и много много других вариантов.

Не знаете какое правило/условие игры установить? Спросите об этом вашего ребёнка! И вы удивитесь на сколько многогранна фантазия у него! Просто кладезь идей!!! 
Поиграйте с ним вместе, ведь спорт полезен абсолютно для всех.

            

МОТИВАЦИЯ


 От мотивации зависит половина успеха занятия с детьми. Если дети будут понимать зачем они это делают, то им и Вам гораздо интереснее будет "проживать" это мероприятие.

 Как я привлекаю  детей в мир знаний.

 Карта
Рисуется очень быстро, задания для детей подбираю исходя из задач занятия. Оставляю её на видном месте и просто жду. После того, как дети её нашли, начинаем обсуждение, что бы эта карта могла значить. Возможно нужно найти "сокровище" или добыть важное знание или просто отправиться в увлекательное "путешествие" в страну математики.

 Шифровки
Это занятие - праздник для моих ребят. Шифрую задание (главное слово, например игра, танграмм и т.д.) или место где находится следующее задание. Можно поделить детей на команды, какая быстрее справится с заданиями и найдёт что-то интересное (книгу или игру).

 Викторина
-"Внимание, внимание, приглашаю самых смышленых, самых весёлых, самых активных детей на математическую викторину. Вас ждут увлекательные задания и командная игра".
Использую обычную юлу, приклеиваю стрелку, задания по теме в виде карточек. Лучше всего проводить как итоговое занятие.

 Герой
Где только не побывал и о чём только не узнал от детей наш инопланетянин "Вася" за последние дни. Мы были и "помогаторами" и "всезнайками" с планеты Земля. Дети рассказывали ему, показывали и делали для него что-то интересное. Это своего рода игра, в которую очень охотно включаются все дети.

 Правильно заданный вопрос.
Но большинство моих занятий начинается с обычного вопроса детям. - "Интересно, а что было бы если бы не существовало часов"? Начинается обсуждение, детей становится всё больше и начинается занятие, в котором детям действительно интересно узнать, а как же люди раньше жили без часов. И как важно научиться определять время.

РЕФЛЕКСИИ В ДЕТСКОМ САДУ, ЗАЧЕМ, КАК, КОГДА?


ЗАЧЕМ? Рефлексия (смотрим словарь, чтобы правильно говорить ) - это осознанность своих действий, размышления о своём мышлении, которые помогают человеку понять, что он не понимает.
Если брать за основу такое определение рефлЕксии, то лишь к окончанию начальной школы начинает формироваться такое умение у детей. И тогда в детском саду мы можем говорить лишь о беседах по итогам занятия, игры, деятельности, дня, проекта и тп
КАК? Как бы мы ни определяли для себя подведение итогов оно точно не должно состоять только из вашего вопроса «Ребята, вам понравилось?» и их односложного ответа «Да!», «А что понравилось?» «Всё!»
Результат желательно оценить не как общий для всех «Молодцы», а как разный для каждого «Что ты узнал? Какие идеи были, все ли удалось реализовать? Что помогло/помешало? Что удалось сделать по-новому? И т.д.»
Формы для обсуждения могут быть разными (рисунки, общие и индивидуальные беседы, просмотр и обсуждение видео/фото)
Не перегружайте занятие большим количеством детских видов деятельности, тогда будет возможность качественно подвести итоги.
Если мало времени «на поговорить», то можно воспользоваться набором сигнальных карточек (смайлы, лучики, листочки и т.п.) для выбора каждым ребёнком (понравилось, было трудно, не понравилось) или умными палочками (см. видео в ленте)
КОГДА? Всегда педагогу важно понимать результат совместного взаимодействия не только у детей любого возраста, но и у себя (это уже про самоанализ и осознанность своей деятельности), поэтому полезно найти и опробовать для себя и детей интересные формы и приемы проведения рефлЕксии и уделять больше внимания этому заключительному этапу занятия

 

МАДБОРД

Технология пришла из мира графического дизайна, где она называется moodboard, что дословно переводится как "доска настроений". Это коллекция изображений с текстурами, цветовой палитрой и цитатами. Дети обсуждают с воспитателем ассоциации, идеи, связанные с темой обучения. Далее совместно с педагогом подбираются цвета, картинки, цитаты и оформляется сам "Мад борд". Так как дети сами участвуют в процессе создания "мад бордов", метод обеспечивает эффективное запоминание материала.


ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Инновационное пособие «Детский линейный календарь» - специальный дидактический материал, создается ежедневно (на месяц) систематически в совместной деятельности с детьми.
Материалы: Линейный календарь создается из доступных материалов (белая и цветная бумага, карандаши, восковые мелки, наклейки, скотч и т. д.)
СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительный этап:
1. Определение цвета времени года - зима: на настенном календаре «зима» белого цвета, поэтому для изготовления «Линейного календаря» решили использовать белую бумагу
2. Календарь на текущий месяц разместили так, чтобы он был виден всем детям во время «утреннего сбора» и чтобы ребенок мог самостоятельно изображать необходимые символы.
3. Так как дети подготовительной группы цифры в «Линейном календаре» прописали сами.
4. Определение обозначения выбрали символы:
- день посещения детского сада (дети выбрали «человечек»)
- выходной день (договорились обозначать, как «домик»)
Работа с «Линейным календарем»
1. Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующую клеточку и, дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц (называя дату используется ПОРЯДКОВОЕ числительное)
2. «Чья сегодня цифра?» - поиск «ответственного» за ведение календаря (дети находят соответствующую цифру на шкафчике. Если ребенок в этот день отсутствует, ведущего определяет Считалочка)
Дополнительные возможности работы с «Линейным календарем»
Отмечаем на л/с под цифрой:
Дни рождения и праздники, утренники («Сколько дней осталось до праздника?»).