Мои публикации в СМИ и в сборниках

Ольга Александровна Зыкова

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                  C:\Users\zykov\Desktop\55884748.png

Применение информационно-коммуникационных технологий, как средство повышения эффективности урока при реализации ФГОС»

Нижневартовск,  апреля 2017

Статья была опубликована в сборнике материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в науке и технике XXI века» с международным участием студентов, аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов-практиков филиала Тюменского индустриального университета в г. Нижневартовске.

Целью работы является, как организовать учебный процесс для повышения эффективности современного урока. Решением данной проблемы является применение современной ИКТ технологии (информационно - коммуникационной). Для повышения эффективности урока, а также и качества знаний обучающихся приводятся примеры решения дидактических задач при применении ИКТ технологии.



Предварительный просмотр:

УДК-004

О.А.Зыкова, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №40», г.Нижневартовск

O.A.Zykova, a teacher of initial classes, Municipal budget institution "secondary school No. 40, Nizhnevartovsk

Аннотация: Целью работы является, как  организовать  учебный процесс для повышения эффективности современного урока. Решением данной проблемы является применение современной ИКТ  технологии  (информационно - коммуникационной). Для повышения эффективности урока, а также и качества знаний обучающихся приводятся примеры решения дидактических задач при применении ИКТ технологии.

Abstract: The aim is how to organize the learning process to improve the efficiency of a modern lesson. The solution to this problem is the use of modern ICT technologies (Information - Communication). To improve the effectiveness of the lesson, as well as the quality of students' knowledge and examples of solving didactic problems in the application of ICT technologies

Ключевые слова: информационные технологии, познавательная активность, мотивация обучающихся, дифференцированный процесс, приемы.

Keywords: information technology, cognitive activity, motivation of the learners, differentiated process techniques.

Применение информационно- коммуникационных технологий, как средство повышения эффективности урока при реализации ФГОС»

За последнее время произошло коренное изменение роли и места персональных компьютера и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием новую проблему-подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Использование компьютерных технологий – это не дань моде, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Главная цель их внедрения – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности.  Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность.

Существует много способов развития познавательной активности обучающихся. И как один из способов –это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

- Создание презентаций к урокам.

- Работа с ресурсами Интернет.

- Использование готовых обучающих программ.

- Использование и разработка собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты - заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- создание текстовых работ;

- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Отсюда  следуют цели использования ИКТ:

• повысить мотивацию обучения;

• повысить эффективность процесса обучения;

• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

•совершенствовать методики проведения уроков;

• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

• планировать и систематизировать свою работу;

• использовать как средство самообразования;

• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

1. усвоить базовые знания по предмету

2. систематизировать усвоенные знания

3. сформировать навыки самоконтроля

4. сформировать мотивацию к учению

5. оказать учебно-методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.  При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоционального фона учащихся при восприятии учебного материала.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Организационном: демонстрация темы и целей урока;

2. Проверка домашнего задания: демонстрация правильного решения для заданий, вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний.

3. Актуализация опорных знаний и способов действий: вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу.

4. Формирование новых понятий и способов действий: основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала.

5. Применение знаний, формирование умений: вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении трудностей.

6. Контроль и учет знаний: задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.

При помощи ИКТ и интернет ресурсов можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением отметки, школьник испытывает положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения изучаемого материала. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Таким образом использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю информатизация представляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.

Труд и время, затраченные на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывают себя во всех отношениях:

• повышают качество знаний;

• продвигают ребенка в общем развитии;

• помогают преодолеть трудности в обучении;

• вносят радость в жизнь ребенка;

• позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

-повысить эффективность обучения;

-расширить объем предъявляемой учебной информации;

-улучшить организацию урока;

-повысить интерес к изучению предмета и к учению в целом.

Поэтому достоинства использования интернет-технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

 Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности обучающихся так, чтобы урок стал максимально информативным, продуктивным, а главное — незабываемым. ИКТ- это новое мощное средство в арсенале учителя, с помощью которого можно осуществлять педагогическую деятельность, и задача педагога – эффективно и творчески применять ИКТ в зависимости от поставленных целей и задач. Это трудная задача, которую предстоит решать современному учителю, но интересная, и решать её можно, используя уже известные педагогические подходы с наложением на них информационных технологий.

Библиографический список

1. Бурданова Л.Ю. Роль ИКТ в реализации требований ФГОС ООО. [Электронный ресурс] \\ URL: http://www.slideshare.net/Burdanova/ss-12982425 (дата обращения: 30.10.2012)

2Галузо И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе.- Витебск, 2003.

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.-  М.: Педагогика, 1987.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1988.

5. Минич О.А. Информационные технологии в образовании.- Красико-Принт, 2008.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Нижневартовске

«Инновационные процессы в науке и технике XXI века»

Материалы XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учёных, педагогических работников и специалистов-практиков

Нижневартовск, 21 апреля 2017 г.

Тюмень

ТИУ

2017

УДК 001.31 (063) + 6 (063)

ББК 72+30

И 665

Ответственный редактор

кандидат исторических наук, доцент О.Н. Дроконова

И 665

Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учёных, педагогических работников и специалистов-практиков (Нижневартовск, 21 апреля 2017 г.) / Ответственный редактор О.Н. Дроконова – Тюмень: ТИУ, 2017. – 701 с.

В сборник вошли тезисы докладов студентов, аспирантов, учёных, педагогических работников и специалистов-практиков из Российской Федерации, Белоруссии, Кыргызской Республики и Казахстана в области естественных, гуманиатрных и экономических наук.

Для студентов, преподавателей высших учебных заведений и всех интересующихся актуальными проблемами современной науки.

УДК 001.31 (063) + 6 (063)

ББК 72+30

©Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», 2017.


Предварительный просмотр: