Страница для родителей

Ольга Александровна Зыкова

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лекторий "Не хочу делать уроки"

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а “пальто”- это словарное слово и всегда пишется через “а”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта “Не могу, не знаю, не умею” в пункт “Могу, знаю и умею!” Причем главная роль принадлежит не вам – вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
  2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
  3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
  5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
  6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
  7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодец, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.



Предварительный просмотр:

Эмоциональная поддержка первоклассника.

  1. Ни в коем случае никогда не следует сравнивать его посредственные результаты с эталоном (требованием школьной программы), с достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство).
  1. Сравнивать ребёнка можно только с ним  самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Успех оценивайте искренне и без иронии.
  1. Найдите такой вид деятельности, где он будет успешен (спорт,  конструирование, рисование, домашние дела),  ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что – то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
  1. Родители должны терпеливо ждать  успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Показывайте ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему.

Обращение к родителям первоклассников

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

 
                 Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником.

     Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

   Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил? », спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В  какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?»  и др.

    Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

     Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

    Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

    Помните!

       Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим Вас только положительно оценивать учебу Вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны. Живите во имя своего ребенка,
проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит Вам самое сокровенное. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.



55  способов сказать ребенку "Я тебя люблю"

           Чтобы ребенок ощутил Вашу поддержку и  заботу, любовь и внимание, чтобы  он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхище-ния. Это поможет Вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить  в школу.

   Мы думаем, что в Вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные Вашему малышу, и Вы с удовольствием продолжите предложенный список.

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю.

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Сказано здорово - просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты - одаренный.

17. Ты сегодня много сделал.

1 8.Отлично!


19. Уже лучше.

20. Еще лучше, чем я мог подумать.

21. Потрясающе.

22. Замечательно.

23. Поразительно.

24. Неподражаемо.

25. Несравненно.

26. Красота!

27. Как в сказке.

28. Очень ясно.


29. Ярко, образно.

30. Очень эффектно.

31. Прекрасное начало.

32. Ты - просто чудо.

33. Ты на верном пути.

34.Здорово!

35. Ты в этом разобрался.

36. Ты ловко это делаешь.

37. Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

39. Поздравляю.

40. Я тобой горжусь.

41. Я просто счастлив.

42. Мне очень важна твоя помощь.

43. Работать с тобой - просто радость.

44. Ты мне необходим.

45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.

46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.

47. С каждым днем у тебя получается все лучше.

48. Для меня нет никого, красивее тебя.

49. Научи меня делать так же.

50. Тут мне без тебя не обойтись.

51. Я знал, что тебе это по силам.

52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

53. Никто мне не может заменить тебя.

54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

55. Я сам не смог бы сделать лучше...

Ваш малыш стал школьником!

        Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути.

        Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

        Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит соей жизни, найдут в себе мужество каждый день быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

        Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!

ЗАКОН 1.

         Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

ЗАКОН 2.

         Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

ЗАКОН 3.

       Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

ЗАКОН 4.

        Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

ЗАКОН 5.

       Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

ЗАКОН 6.

       Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру родительской ответственности.

ЗАКОН 7.

     Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой!  Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

ЗАКОН 8.

       Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

ЗАКОН 9.

     Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

                         Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

             Мы желаем вам успехов!

Как прививать ребёнку любовь к чтению?

  1. Разделите час вечернего чтения на две части. Сначала пусть ребёнок читает под контролем взрослых свою книгу или её часть. Продолжительность чтения должна постепенно увеличиваться до 20 минут. А потом взрослые должны начать читать ему другую, «толстую» книгу. Книгу эту надо читать из вечера в вечер, оставляя между страницами закладку. Прежде, чем продолжить чтение, помогите ребёнку вспомнить, на чём вы вчера остановились. Окончив чтение, задайте несколько вопросов для того, чтобы выяснить, как он понял прочитанное, как оценивает происходящие в книге события.
  2. Через один – два месяца измените методику работы. Взрослый и ребёнок читают одну и ту же книгу по очереди. Начинать лучше с чтения взрослого. Чередование двух видов деятельности даёт возможность избегать утомления при чтении более сложных текстов.
  3. Несколько позже, когда  заметнее, что ребёнок читает текст без особого напряжения, с интересом, можно  с ним договориться, о том, что он днём будет читать самостоятельно две – три страницы, а в час вечернего чтения начнёт с того, что
  4. перескажет  прочитанное.
  5. Работа по обучению самостоятельному чтению в семье должна продолжаться до тех пор, пока ребёнок не преодолеет трудности, связанные, со слабой техникой чтения. Порой этим приходится заниматься до самого конца обучения  ребёнка в начальной школе.
  6. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребёнок невольно подражает им.
  7. Родителям нужно учитывать, что собственные возможности читать не удовлетворяют читательских запросов ребёнка. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
  8. Время идёт. Шаг за шагом улучшается техника чтения у ребёнка. После первой самостоятельно прочитанной книги появляется вторая, третья. Но успокаиваться пока ещё преждевременно. До тех пор, пока процесс чтения требует от ребёнка значительных усилий, взрослые непременно должны выделять время для контроля чтения и организации работы над книгой.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

(игры в кругу семьи)

     Эти игры можно организовать дома, участниками их становятся члены семьи: родители, дети.

«Числа».

   Игра успешно может быть проведена в паре. Считая от 1 до 30, взрослый и ребенок называют числа поочередно. При этом оба должны быть внимательны, вместо чисел, содержащих 3 или делящихся на 3, следует хлопать в ладоши. Тот, кто ошибается, в этой игре проигрывает. Можно провести эту игру несколько раз. Можно несколько изменить задание: например, предложить считать от 1 до 40 и не называть числа, которые содержат 4 и делятся на 4, а вместо этого, например, подпрыгнуть и сказать: «Ай да я!» и т. д.

«Поем вместе».

     Игра будет организована несколько иначе. Петь будет или один ребенок, или с кем-то из родителей. Второй взрослый при этом будет выполнять роль ведущего. Ведущий объясняет, что после одного хлопка следует начинать петь, если будет два хлопка, следует продолжать петь, но уже мысленно. Один хлопок — снова надо петь вслух.

«Наоборот».

     Кто-то из родителей становится ведущим. Именно он будет показывать какие-либо движения, а ребенок должен делать наоборот.

«Запрещенные движения».

      При проведении этой игры дома взрослый должен выполнять роль ведущего, объяснить ребенку, что следует повторять все его движения, кроме одного. Следует предупредить ребенка, что он должен быть внимателен.

«Поиск предмета».

      Кто-либо из родителей младшего школьника заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечки и т. д. Ребенка попросите внимательно рассмотреть все в комнате, а затем он должен выйти из комнаты. В это время на видное место положите мелкий предмет. Ребенок, сделав один круг по комнате, должен назвать появившийся предмет.

«Пишущая машинка».

   Взрослый играет вместе с ребенком. Например, взрослый предлагает ребенку распечатать такую фразу: «Травка зеленеет, солнышко блестит». Взрослый и ребенок по очереди называют буквы, а когда надо поставить знак препинания, они должны вместе топнуть ногой, в конце строки — хлопнуть в ладоши (возможно выполнение этого задания — расставить знаки препинания — одним ребенком).

«Найди ошибки».

     При организации игры дома следует подготовить заранее какой-либо текст. Взрослый должен предупредить ребенка, чтобы тот слушал внимательно. После этого предлагают другой текст, уже с изменениями. Задача ребенка — найти и исправить все ошибочные суждения. Чем больше ошибок исправляет ребенок, тем внимательнее он слушал.

  «Передай смысл стихотворения».

     Дома роль ведущего и двух его помощников должны сыграть члены семьи (мама, папа, бабушка). Каждый из взрослых будет зачитывать строчки из своего четверостишия. Ребенку можно дать задание: сначала передать смысл четверостишия, которое читала мама, потом, которое читал папа, а при третьем прочтении — третьего четверостишия, которое читала бабушка.

      Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий

       Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей. Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит — родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию? Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.

  1. Выполнение распорядка дня 

     Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того, как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

     Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

  1. Распределение заданий по степени сложности 

     Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

    3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки

     Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать, и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

    Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

      4. Сначала проверить то, что выполнено правильно

      Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу, после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется, потом переделывать все задание целиком.

     5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет

    Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает, и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако, если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

           Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

• Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

• Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

• У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

 • Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

     6. Помощь при заучивании информации из учебника

     Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание. Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов. Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

     7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания

    Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

     Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» — все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Памятки и советы для родителей

«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните сколько раз Вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Был ли случай, когда Вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
  5. Следите, чтобы Ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членами семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станем частью Вашей жизни.
  10. В школе Ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Как научить ребенка правильно организовать свой день

  1. Самим родителям соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку (быть примером).
  2. Соблюдать правильное соотношение двигательной и умственной нагрузки.
  3. Игры, любая двигательная активность не менее 2-3-х часов в день.
  4. Сон 9-9,5 часов, соблюдая ритуал укладывания: перед сном спокойные игры, чтение, традиционная сказка.
  5. Не следует будить ребенка криком, ярким светом, настроение с утра не должно быть испорчено.
  6. Старайтесь, чтобы ключевые моменты дня (еда, сон, прогулки, выполнение домашнего задания) приходились на одно и то же время и шли в одной и той же последовательности. Это приучает к дисциплине.
  7. Приступать к выполнению домашнего задания надо после того, как ребенок пообедал и отдохнул.
  8. Время приготовления домашнего задания не более 1,5-2 часов.

Для хорошего самочувствия:

  1. Массаж шеи и затылочной части головы (ежедневно утром).
  2. Гимнастика под музыку, можно танцевать.
  3. Ежедневно контрастный душ.
  4. Чаще гулять на свежем воздухе, особенно во время снегопада. Свежий воздух и белый снег очень полезен.

Памятка

для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

  • Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас – этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
  • Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  • Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
  • Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы Вы при этом не торопились.
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
  • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
  • Привлекайте ребенка к участию в Ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
  • Выработайте вместе с ребенком безопасный маршрут передвижения от дома до школы и обратно. Именно выработанного маршрута необходимо придерживаться ежедневно.  Еще лучше будет, если Вы вместе с малышом нарисуете этот маршрут и нанесете на схему самые значимые объекты и ориентиры для ребенка.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Примерный план педагогического просвещения родителей

1-й КЛАСС

1. Родительское собрание. Образовательно-развивающие и воспитательные зада-чи обучения в 1-м классе. Организация режима дня младшего школьника. (Ав-густ.)

2. Лекция: «Мотивационная готовность ребенка к школе». Результаты психолого-педагогической диагностики. (Сентябрь.)

3. Лекция: «Психологическая поддержка младших школьников». (Сентябрь, школьный психолог.)

4. Практическое занятие: «Поможем детям учиться». Тесты, деловые игры. (Октябрь.)

5. Беседа: «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятель-ности младших школьников». (Октябрь.)

6. Открытое мероприятие с участием родителей: «Праздник прощальный с букварем». (Конец октября – начало ноября.)

7. Беседа: «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании млад-ших школьников». (Ноябрь, родители.)

8. Лекции: «Причины быстрой утомляемости младших школьников при интен-сивной умственной работе», «Как помочь первокласснику в подготовке домаш-них заданий». (Открытые уроки для родителей, январь.)

9. Лекция: «Воспитание у первоклассников интереса к общественной деятельно-сти». Обсуждение результатов тестирования учащихся. (Февраль.)

10. Педагогический практикум: «Поощрения и наказания в семье. Словесные воз-действия». (Февраль.)

11. Беседа: «Декларация прав ребенка». (Март.)

12. Беседа: «Возможность изучения и развитие внимания и памяти первоклассни-ков». Результаты тестирования учащихся. (Март.)

13. Беседа: «Развитие самостоятельности у детей». (Апрель.)

14. День открытых дверей. Посещение уроков и внеклассных мероприятий. (Ап-рель.)

15. Родительское собрание. Итоги учебного года. Концерт учащихся.

2-й КЛАСС

1. Родительское собрание. Образовательно-развивающие и воспитательные зада-чи обучения во 2-м классе. (Сентябрь.)

2. Беседы: «Роль семейного чтения», «Как совершенствовать технику и вырази-тельность чтения». (Сентябрь.)

3. Лекция: «Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками». (Октябрь.)

4. Беседа: «Развитие логического мышления второклассников на уроках естест-венно-математического цикла». Открытые уроки для родителей. (Октябрь.)

5. Беседа: «Трудовое воспитание в семье». (Ноябрь.)

6. Педагогический практикум. Интеллектуальные игры для детей и родителей. (Декабрь.)

7. Беседа: «Учимся общению». (Январь.)

8. Лекция: «Патриотическое воспитание в школе и семье». (Февраль)

9. Беседа: «Музыка и театр в жизни младших школьников». Организация и про-ведение музыкального лектория, посещение театров. (Март.)

10. Родительское собрание. Жизнь ребенка и его успехи в школе.

􀀹 Результаты тестирования.

􀀹 Выставки работ, поделок, газет и т.д.

􀀹 Концерт учащихся. (Апрель.)

11. Экскурсия учащихся совместно с родителями в парк, в лес, в горы и т.д. (Май.)

12. Родительское собрание. Итоги учебного года. (Май.)

3-й КЛАСС

1. Родительское собрание.

􀀹 Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 3-м классе.

􀀹 Организация учебного труда и режима дня для третьеклассников.

􀀹 Особенности возрастной психологии учащихся 3-х классов. (Сентябрь, психо-лог.)

2. Лекция: «За здоровый образ жизни». (Сентябрь, врач.)

3. Педагогический практикум. Нравственное воспитание в семье. (Октябрь.)

4. Педагогический практикум. Эстетическое воспитание в семье. Посещение му-зеев, картинных галерей, организация экскурсий на природу. (Октябрь.)

5. Лекция: «Развитие творческих способностей младших школьников». Результа-ты психолого-педагогической деятельности учащихся. (Ноябрь.)

6. Лекция: «Воспитание у младших школьников культуры поведения». (Декабрь.)

7. Лекция: «Изучение личности младшего школьника». Результаты психолого-педагогической деятельности. (Январь.)

8. Беседа: «Дифференцированное обучение детей с разными способностями». (Февраль.)

9. Педагогический практикум. Формирование интеллектуальной деятельности младших школьников. Результаты интеллектуальных игр по предметам. (Март.)

10. Родительское собрание. Преемственность в обучении учащихся начальной школы и среднего звена. (Апрель, завуч.)

11. Открытые уроки для родителей и учителей среднего звена. (апрель, май)

12. Праздник «Прощание с начальной школой». (Май.)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Родительское собрание.

Презентация слайды:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, пе-реданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С.Тургенев.

«Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла». А.И.Герцен.

На стенде выставка книг, рекомендуемых для внеклассного чтения.

Содержание:

1. Вступительная беседа.

Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ре-бенка от книг, предназначенных не для него.

Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием чи-тают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьни-кам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, сле-дят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержа-ние книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская опи-сание природы, характеристики героев, рассуждение автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положи-тельную роль играют незначительные на первый взгляд моменты.

Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книга-ми, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлин-ный интерес детей к книге.

2. Как пробудить интерес к чтению: приемы.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На са-мом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и же-ланием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что те-перь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше?

4 Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!»

3. Требования к чтению.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника-оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже чи-тал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки ху-дожника-иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5–6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители должны внимательно следить за тем, что-бы у детей не появилась эта вредная привычка.

Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события книги, чем она заканчивается.

4. Как развивать речь детей.

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью во-просов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сбли-жает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их инте-ресы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность чтения домашнего – не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обра-щения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Вспомним слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть сча-стливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

5. Игры по обогащению речи детей.

Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, кото-рые легко провести в кругу семьи. (Родители записывают игры, можно обыграть с ними).


Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река (бежит, течет, журчит, льет-ся)? 5  Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый)?

Узнавания предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?

Работа с антонимами. Карандаш длинный – короткий; пух легкий, а камень тяже-лый; река широкая, а ручей – …

Что бывает широким, узким, зеленым, хмурым, деревянным?

Например, (свежий – хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет).

Игра в увеличительные очки. «Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…».

Игра «Я – ласка». Все предметы называть только ласково: кошка–кошечка, ложка–ложечка.

Составление парных созвучных слов.

Мишка–шишка и т.д.

Развивать интонацию можно с помощью проговаривания поговорок. Например:

Во дворе трава,

На траве дрова.

И т.п.

6. Итог.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драго-ценные камни излучают таинственный блеск», – писал К.Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком – это задача взрослых.

Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?

Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возни-кают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.

Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям – одна из основных задач воспитания наших детей.

В конце родительского собрания родителям была предложена следующая анкета (к следующему родительскому собранию, чтобы выявить возможные изме-нения):

􀂃 Придаете вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами?

􀂃 Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?

􀂃 Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?

􀂃 Как вы считаете, говорит ли ваш ребенок бранные слова? Проводите ли профилактическую работу в этом направлении?

􀂃 На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?

􀂃 Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?

􀂃 Какие вопросы хотите узнать на собрании, кого предлагаете пригласить



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя  школа № 40»

ПАМЯДКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обеспечение безопасности детей при следовании их в образовательную организацию

Ребенок идет по дороге в школу - советы родителям

Дети - самая не защищенная часть населения, поскольку не наделены они, ни жизненным опытом, ни физической силой, поэтому дорога в школу для каждого ребенка таит множество опасностей. Какие они, и как с ними справиться, либо попытаться избежать? Итак, какие опасности ожидают ребенка на дороге и улице:

  1. Автомобили. Вне зависимости от возраста ребенка, переход дороги всегда сопряжен с массой опасностей, в связи с тем, что дети часто нарушают правила дорожного движения, невнимательны и намного меньше взрослого человека, поэтому при попытке перебежать дорогу могут быть незамеченные водителем.
  2. Посторонние люди, предлагающие угощение, или просящие оказать помощь.
  3. Мелкие воришки, желающие отнять у ребенка телефон и карманные деньги.
  4. Любые подозрительного вида личности.
  5. Животные.

Как же избежать вышеперечисленных опасностей? Родителям можно посоветовать сделать следующее:

  1.      За несколько дней до первого похода в школу выбрать совместно с ребенком наиболее короткую и людную дорогу от дома до школы, пройтись по ней несколько раз, внимательно изучив. По возможности, такая дорога должна исключать открытые перекрестки, не регулируемые светофором, быть разбитой пешеходной дорожкой, машины должны двигаться с умеренной скоростью, а вывески вокруг быть не притягательными для ребенка, чтобы не отвлекать его внимания от дороги. Рассмотрев безопасность ребенка с разных позиций можно отправлять его одного, незаметно следуя за ним, чтобы посмотреть, как он усвоил полученные уроки. Ребенку следует объяснить и не один раз, почему лично для него опасна дорога. Дети быстро забывают полученную информацию, потому напоминать нужно регулярно.

  1.      Необходимо научить ребенка ходить в школу и из нее в сопровождении компании друзей, и даже если он едет в общественном транспорте, делать он это должен не один. При попытке заговорить со стороны незнакомых людей, просящих указать дорогу, и для этого сесть в автомобиль, или же свернуть с выбранного родителями пути для похода в школу, ребенок должен уметь отказаться. Он должен усвоить, что такой отказ не есть признак невежливости, а предосторожность. Все взрослые, которые просят оказать помощь - потенциальная угроза, поскольку ребенок не может оказать ее лучше, чем это сделает другой взрослый, а значит, ребенок ему нужен не для этих целей. Это ребенок должен усвоить навсегда. Никаких близких контактов, расстояние не менее 1.5 метра, чтобы успеть убежать - самое максимальное расстояние на которое ребенок может позволить подойти себе к взрослому, либо подростку.

  1.     Если происходит попытка грабежа с угрозой применения оружия, сопротивляться не нужно, лучше отдать все преступнику, а затем с громкими криками побежать в сторону людного места. Объясните ребенку, что жизнь намного дороже телефона.

  1.     Опасными признаются все, кто пытается увести ребенка, прикрываясь разрешением родных, потому своему ребенку нужно дать строгий приказ звонить родственникам, от имени которых пришел этот человек, а если они не отвечают оставаться на месте, не поддаваясь ни на какие уговоры, особенно, если знакомый находиться в машине и остановил ребенка посреди улицы.

  1.     Дикие и домашние животные представляют большую опасность для маленького человека, потому следует объяснить ему, что приближаться к ним не стоит.

Таким образом, при походе в школу существует множество опасностей для ребенка, даже если школа, расположена в соседнем доме. Повторим кратко, как их избежать:

  1. Дорогу следует переходить в местах регулируемых пешеходом, либо светофором.
  2. Двигаться надо уверено, и не слишком быстро, чтобы успеть отскочить назад в случае близкой машины.
  3. Не разговаривать, и не подпускать к себе незнакомых. На просьбы отвечать отказом, особенно, когда просит человек, сидящей за рулем автомобиля.
  4. Идти из школы в сопровождении друзей.
  5. Не уходить из школы с незнакомцем, представившимся другом, пока не дозвонились до родителей.
  6. Очень внимательно следить за происходящим на дороге и улице.

И тогда можно быть спокойными и уверенными, что по дороге домой ничего не произойдет.



Предварительный просмотр:

Внимание! ПЕДИКУЛЁЗ

Иногда родители, заглянув в голову ребенку, обнаруживают там вши или гниды.

«Что это? Откуда? А главное что теперь делать?» - вот те три главных вопроса, которые возникают у родителей.
И так, что же делать, как избавиться от педикулеза?
А правила просты: 
1.Загляните в голову ребенку, особенно тщательно осмотрите затылочную и височные части головы.
2. Если вы сомневаетесь, что это гниды или живые вши – обратитесь в поликлинику по месту жительства к своему участковому врачу.
3. Приобретите в аптечной сети города любой противопедикулезный препарат (Ниттифор, Перметрин, Чистотел и др.) и проведите обработку волосистой части головы в соответствии с инструкцией к препарату. Мальчиков можно коротко остричь.
4. Удалите все гниды с волос с помощью очень густого гребешка или вручную, предварительно ополоснув волосы раствором 9-% пищевого уксуса (1-2 столовые ложки на 1 литр воды).
5. Поменяйте постельное белье ребенку, постирайте и прокипятите его.
6. Осмотрите головы всем членам семьи, при необходимости проведите обработку и им.
7. Периодически осматривайте своих детей на наличие у них педикулеза.
8. В случае если вам самостоятельно не удалось справиться с данной проблемой, обратитесь за помощью к медработникам вашей поликлиники.

Помните! Соблюдение правил личной гигиены и высокая санитарная культура – залог Вашего здоровья!



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТИ И ОКНА"

Основные правила:

1.                Ребенок не может находиться без присмотра в помещении, где открыто настежь окно, или есть хоть малейшая вероятность, что ребенок может его самостоятельно открыть.

2.                Фурнитура окон и сами рамы должны быть  исправны, дабы предупредить их самопроизвольное или слишком легкое открывание ребенком.

3.                Если оставляете ребенка одного даже на непродолжительное время в помещении (или предполагается, что ребенок может придти один в это помещение), а закрывать окно полностью не хотите, то поставьте раму в режим «фронтальное проветривание», так как из этого режима маленький ребенок самостоятельно вряд ли сможет открыть окно.

4.                Не надо надеяться на режим «микропроветривание» на металлопластиковых окнах – его очень легко может открыть ребенок, даже случайно, просто дернув за ручку.

5.                Не пренебрегайте средствами детской защиты на окнах: металлопластиковые окна в доме, где есть ребенок, должны быть оборудованы специальными гребенками, предотвращающими открывание этих окон детьми в виду особой сложности для детских рук; также такие окна можно и нужно оборудовать ручками с замками, блокирующими открывание окна ключом.

6.           Не привлекайте внимание ребенка к манипуляциям с окнами, лучше производите их так, чтоб ребенок их не  видел! Дети очень хорошо запоминают, и могут потом, когда вас не будет рядом, повторить некоторые действия взрослого по открыванию окна, которые были ими ранее увидены.

Как защитить ребенка от падения из окна?

1.     Не оставляйте маленьких детей одних даже на продолжительное время.

2.    Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребенок е мог залезть на подоконник.

3.  Никогда не  рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.

4.    Ставьте на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более чем на несколько сантиметров. Устанавливать фиксаторы и решетки должны только профессионалы. Не экономьте  на безопасности своих детей.

5.    Защитите окна, вставив оконные решетки. Решетки защитят детей от падения из открытых окон. Таких решеток несколько типов.

6.    Если вы что-то показываете ребенку из окна – всегда  крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, держите ладони сухими, не держите ребенка за одежду.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТИ И ОКНА"

Основные правила:

1.                Ребенок не может находиться без присмотра в помещении, где открыто настежь окно, или есть хоть малейшая вероятность, что ребенок может его самостоятельно открыть.

2.                Фурнитура окон и сами рамы должны быть  исправны, дабы предупредить их самопроизвольное или слишком легкое открывание ребенком.

3.                Если оставляете ребенка одного даже на непродолжительное время в помещении (или предполагается, что ребенок может придти один в это помещение), а закрывать окно полностью не хотите, то поставьте раму в режим «фронтальное проветривание», так как из этого режима маленький ребенок самостоятельно вряд ли сможет открыть окно.

4.                Не надо надеяться на режим «микропроветривание» на металлопластиковых окнах – его очень легко может открыть ребенок, даже случайно, просто дернув за ручку.

5.                Не пренебрегайте средствами детской защиты на окнах: металлопластиковые окна в доме, где есть ребенок, должны быть оборудованы специальными гребенками, предотвращающими открывание этих окон детьми в виду особой сложности для детских рук; также такие окна можно и нужно оборудовать ручками с замками, блокирующими открывание окна ключом.

6.           Не привлекайте внимание ребенка к манипуляциям с окнами, лучше производите их так, чтоб ребенок их не  видел! Дети очень хорошо запоминают, и могут потом, когда вас не будет рядом, повторить некоторые действия взрослого по открыванию окна, которые были ими ранее увидены.

Как защитить ребенка от падения из окна?

1.     Не оставляйте маленьких детей одних даже на продолжительное время.

2.    Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребенок е мог залезть на подоконник.

3.  Никогда не  рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.

4.    Ставьте на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более чем на несколько сантиметров. Устанавливать фиксаторы и решетки должны только профессионалы. Не экономьте  на безопасности своих детей.

5.    Защитите окна, вставив оконные решетки. Решетки защитят детей от падения из открытых окон. Таких решеток несколько типов.

6.    Если вы что-то показываете ребенку из окна – всегда  крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, держите ладони сухими, не держите ребенка за одежду.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

Родителям о физическом наказании 

  Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

  Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

  Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

  Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

  Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

  У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

  Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

  Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание? 

  Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

  Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

  Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

  Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

 Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.



Предварительный просмотр:

Памятка   

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

  1. Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.
  2. Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей,  покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.
  3. Литература. Один — два раза ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям. Задавайте вопросы по содержанию, по выявлению главной мысли читаемого. Рассуждайте вместе с ним.
  4. Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.
  5. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в следующих классах.

Памятка

контроля по выполнению домашних заданий

  1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
  3. Создайте условия (выключить радио, телевизор, компьютер; в комнате должно быть тихо ) для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
  8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
  9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
  11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
  12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

ПАМЯТКА

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

1. Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

 2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;

3. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробностей с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок в школе — грустное зрелище.

6. Отсутствие в портфеле хоть одного из школьных принадлежностей уже испортит настроение ребёнку.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора или компьютера;

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.

9.Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

10.Создавайте "ситуацию успеха" назавтра: ребёнок в школу должен идти с полностью выполненным заданием: и письменным, и устным.

11. Ребенок должен видеть, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, поделками, рисунками, которые он приносит из школы.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей:

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА

  • Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
  • Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
  • Выбирайте наказание, адекватное проступку.
  • Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
  • Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
  • Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
  • Научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
  • Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
  • Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и

кабинетов психолога. Объясните ребенку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ:

  • Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
  • Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;
  • Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
  • Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
  • Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
  • что необходимо делать, если возник пожар;
  • безопасность на дороге, в лесу, на воде;
  • общение с незнакомыми людьми;
  • нахождение дома без взрослых и т. п.
  • Сделать не смываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЕЙ В СЛУЧАЯХ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОПАЖИ ДЕТЕЙ:

1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

  • обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;
  • обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).

Рекомендации для родителей:

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА

  • Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
  • Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
  • Выбирайте наказание, адекватное проступку.
  • Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
  • Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
  • Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
  • Научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
  • Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
  • Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и

кабинетов психолога. Объясните ребенку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ:

  • Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
  • Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;
  • Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
  • Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
  • Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
  • что необходимо делать, если возник пожар;
  • безопасность на дороге, в лесу, на воде;
  • общение с незнакомыми людьми;
  • нахождение дома без взрослых и т. п.
  • Сделать не смываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЕЙ В СЛУЧАЯХ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОПАЖИ ДЕТЕЙ:

1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

  • обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;
  • обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).