Главные вкладки

    "Финансовая грамотность старших дошкольников"

    Качалова Екатерина Игоревна

    Здесь представлено начало опыта работы по финансовой деятельности 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    БДОУ МО Динской район «Детский сад № 14»

    Конспект ООД

    в старшей группе

    «Какие бывают деньги и для чего они нужны?»

    Образовательная область: «Познавательное развитие»

    Воспитатель:

    Качалова Е.И.

    ст. Новотитаровская

    Тема: «Какие бывают деньги и для чего они нужны?»

    Задачи приоритетной образовательной области:

    1. Развивающие задачи:

    - развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

    - развивать у детей умение подмечать простейшие  экономические явления.

    2) Воспитывающие задачи:

    - воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;

    -  формировать положительные взаимоотношения детей;

    - закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.

    3) Образовательные задачи:

    - раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»,  наличные и безналичные деньги;

    -  выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

    Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая, познавательно-исследовательская.

    Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

    Методологические приемы: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, изображение пластиковой карты, бумага и цветные карандаши  

    Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.

    Ход ООД:

    Вводная часть (мотивация)

                     – Ребята, я дома нашла  интересный предмет и принесла  его в группу. (Воспитатель демонстрирует копилку).

    - Что это такое?

    - Для чего же нужна эта копилка?

    - Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

     Игра «Для чего  нам нужны деньги ?»

    - «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю вам мяч и буду спрашивать, для чего нам нужны деньги, а вы  продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

    - для покупки продуктов питания;

    для оплаты бытовых услуг;

    для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

    для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

    для оплаты проезда на транспорте;

    для покупки подарков;

    для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью ) и т.д.

    - Здорово, сколько всего вы знаете!

    Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

    - Если мы едим на автобусе, мы платим?

    - Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

    Основная часть:

    Беседа о монетах.

    - А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

    Рассматриваем сначала монеты.

    - Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

    Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

    - Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

    - Какие монеты вы знаете?

    Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

    - Классно! Сколько признаков вы назвали!

    - Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

    Воспитатель достаёт банкноты.

    - Как можно назвать эти деньги?

    - Банкноты. А какие они?

    - Бумажные, прямоугольные, шуршат.

    Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

    - Какие банкноты вы знаете?

    Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

     – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

    «Дополни».  Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

    Монета круглая, а банкнота …

    Банкнота бумажная, а монета …

    Монета звенит, а банкнота …

    Монета металлическая, а банкнота…

    - Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них  (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

    -Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм  тётушки совы (Просмотр мультфильма).

    - Что удобнее носить с собой наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

     – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса,  в котором живут сказочные герои. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

      После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

    Что вы придумали: монету или банкноту?

    Какой она формы?

    Как она называется?

    Что и почему на ней изображено?

    - Мне очень понравились ваши работы! Это необычно!

    Заключительная часть (рефлексия)

    - О чем мы сегодня говорили?

    - Какие бывают деньги?

    - Чем отличается монета от банкноты?

    - Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом?

    ( Наличные деньги).

    - А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Знакомство детей старшей группы с историей денег»

    Слайд 3

    Давным – давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.

    Слайд 4

    Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры , ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. Племена заключали союз и стали меняться.

    Слайд 5

    Предметы для обмена.

    Слайд 6

    Больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками янтаря, перьями и прочими красивыми вещами. Так украшения постепенно стали деньгами

    Слайд 7

    Кузнецы чеканили монеты. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью.

    Слайд 8

    Древние монеты Руси.

    Слайд 9

    Санкт – Петербургжский и Московский монетные дворы .

    Слайд 10

    Вот так чеканят и печатают современные деньги.

    Слайд 11

    Монеты современной России.



    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей

    «Мой ребенок и финансовая грамота»

    (Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

    1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

    - Да

    - Нет.

    2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

    - Да.

    - Нет.

    3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

    - Положительно.

    - Отрицательно.

    4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

    - Да.

    - Нет.

    5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

    - Да.

    - Нет.

    6. Как ребенок относится к труду?

    - Охотно принимается за дело.

    -Неохотно принимается за дело.

    7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

    - Да.

    - Нет.

    8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

    покупок?

    - Да.

    - Нет.

    9. Знают ли дети профессии родителей?

    - Да.

    - Нет.

    10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

    -- Да.

    - Нет.

    11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

    - Да.

    - Нет.

    Спасибо!



    Предварительный просмотр:

    Игровые ситуации по финансовой  грамотности старших дошкольников.

    Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений

    Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

    Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

    Данные формы работы направлены на обучение азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

    Цели игровых ситуаций:

    - формирование у детей доступных экономических понятий;

    - воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;

    - воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них;

    - воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага.

    Некоторые игровые ситуации:

    Моя семья.

    Цель: Ознакомление детей с семейной экономикой.

    В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.

    Решаются педагогические задачи:

    - формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы);

    - даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда;

    - ребёнок умеет выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор;

    - поясняется причина существования ограниченности;

    - сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим - потребности и возможности семьи;

    Используются игры «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».

    Мир денег.

    Цель: Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы.

    В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми

    Решаются педагогические задачи:

    - формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;

    - воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

    - даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

    - Используются игры «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Универсам».

    Мой город (моя станица)

    Цель: Познакомить детей  с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей), производство товаров, основные и современные профессии. Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.

    Решаются педагогические задачи:

    - формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

    - учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

    - поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

    - стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

    Используются игры «Фермер», «Ателье», «Шофер».

    Мир товаров

    Цель: Познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам.

    Решаются педагогические задачи:

    - воспитывать разумные потребности.

    - развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

    - дать представление о рекламе, о ее назначении;

    - учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);

    Используются игры: «Рынок», «Ярмарка», «Реклама», «Агенство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».

     Игровые ситуации разработаны с помощью рабочей программы по курсу «Тропинка в экономику». Автор: А.Д. Шатова



    Предварительный просмотр:

    БДОУ МО Динской район «Детский сад № 14»

    Картотека игр

    по финансовой грамотности

    для детей 5-7 лет

    Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»

    Необходимо с помощью игр и практик донести до детей,

    что:

    1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

    Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким

    образом заработок зависит от вида деятельности.

    2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

    Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то,

    что в нее положили», – соответственно, чем больше

    зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь

    купить.

    3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и

    от того, насколько сложно его произвести.

    Объясняем, что цена – это количество денег, которые

    надо отдать, а товар в магазине – это результат труда

    других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы

    меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке

    деньги – это посредник.

    4. Деньги любят счет.

    Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

    считать деньги.

    5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет

    доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

    Договариваемся о ключевых правилах финансовой

    безопасности и о том, к кому нужно обращаться в

    экстренных случаях.

    7. Не все покупается.

    Прививаем понимание того, что главные ценности –

    жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

    не купишь.

    8. Финансы – это интересно и увлекательно!

    Игра «Груша-яблоко».

    Цель: научить считать деньги и ресурсы.

    Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

    Суть игры:

    Предложите ребенку нарисовать на одной стороне

    бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите

    нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

    Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки

    ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и

    яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,

    конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги

    один, и если мы изначально хотели вырезать два

    рисунка, необходимо было заранее спланировать

    место на бумаге.

    Так и с деньгами:

    их нужно планировать заранее.

    Игра « Кто кем работает?»

    Цель. На примере сказочных героев закрепить и

    расширить представление о профессии. Воспитывать

    желание познавать многообразный мир профессий,

    уважение к человеку-труженику.

    Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями

    людей разных профессий и сказочных героев.

    Суть игры

    Покажите детям картинки, на которых изображены люди

    разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,

    называют профессии родителей, своих близких, всех тех,

    с кем они встречаются.

    Получив из кассы картинки с изображениями сказочных

    героев, просит отгадать их профессии.

    Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных

    персонажей, а мальчикам - с изображениями людей

    разных профессий. По сигналу  девочки и

    мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся

    за столы, а затем по очереди доказывают правильность

    своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с

    помощью движений, имитаций и других образных

    действий они показали профессию своего героя.

    Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым

    игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как

    относится к своему труду герой, кто производит товары, а

    кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

    понятиями).

    Игра «Разложите товар»

    Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

    Ход игры

    Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

    Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

    Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

    ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

     Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

     Ход игры

    Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

    ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»

    Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

    Ход игры

    Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

    Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

    Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

    ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»

    Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

    Ход игры

    В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

    Задание 1.  Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

    Задание2  Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

    ИГРА «МЫ—ХУДОЖНИКИ»

    Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

    Ход игры

    Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

     Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

    Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

    Игра «Школа банкиров»

    Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

    В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

    Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.

    Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).

    Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).

    Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.

    Правильные ответы поощряются звездочками.

    Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.

    В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.

    Экономическая игра для детей «Магазин»

    Задачи:

    расширять представление детей о том, что такое магазин;

    дать новое понятие «товар»,

    продовольственные и промышленные товары,

    цена;

    разновидности магазинов;

    закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

    воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

    Ход экономической игры

    В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

    Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

    В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

    Отгадайте загадку:

    Угадай, как то зовется,

    Что за деньги продается.

    Это не чудесный дар,

    А просто-напросто… (Товар.)

    Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

    А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

    Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

    Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

    Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

    Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

    Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

    Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

    Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

    - одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

    - Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

    Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

    Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

    В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

    Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

    В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

    Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ ?

    Слайд 2

    Привет, ребята! Вы помните, как меня зовут? Верно! Я – динозаврик Юнфи ! И сегодня мы поговорим с вами о роли денег в нашей жизни.

    Слайд 3

    Откуда у нас в доме эти вещи и одежда?

    Слайд 4

    А где и как их купили …?

    Слайд 5

    Мы знаем, что все вещи попадают к нам домой из магазина и если есть денги !

    Слайд 6

    Может, деньги растут на дереве или падают с неба??!

    Слайд 7

    ДЕНЬГИ нужно ЗАРАБАТЫВАТЬ ! А ДЛЯ ЭТОГО нужно ходить на работу, где людям и платят ДЕНЬГИ

    Слайд 8

    А какую работу вы бы выбрали, чтобы заработать ДЕНЬГИ ?

    Слайд 9

    Профессий на свете великое множество!

    Слайд 10

    Если ты научишься делать очень ХОРОШО , то что ты ЛЮБИШЬ делать, то непременно достигнешь УСПЕХА ! УСПЕХ + ТРУДОЛЮБИЕ = ХОРОШАЯ ЗАРПЛАТА !

    Слайд 11

    ВЫВОД : чтобы иметь в будущем хорошую работу, нужно уже сейчас хорошо учиться! УДАЧИ, ДРУЗЬЯ!



    Предварительный просмотр:

    БДОУ МО Динской район «Детский сад № 14»

    Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

    Воспитатель:

    Качалова Е.И.

    ст. Новотитаровская

    Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

    Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

    Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

    Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

    Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

    Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

    Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

    Ход занятия:

    Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.

    - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

    - Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

    Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. - У каждого члена семьи есть свои обязанности.

    - Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

    - Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

    -  Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

    - Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

    -  Что делает дедушка? (Ответы детей.)

    В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

    Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

    Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

    В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

    То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

    Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

    Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

    Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

    Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

    Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

    Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

    Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

    Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

    Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)

    А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

    На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

    За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

    Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

    В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

    Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

    Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.

    Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

    Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

    Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

    А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)

    Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

    а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);

    б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

    В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

    Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

    Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»