Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия с детьми с задержкой психического развития с использованием игрового оборудования «Пертра»
Вы все прекрасно знаете, что в настоящее время увеличилось количество учащихся с задержкой психического развития. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития разнообразны по своим проявлениям, механизмам и уровню. Логопедическое исследование речи у младших школьников, с задержкой психического развития показало, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями и может иметь несколько причин. Они могут быть обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата и др.
В задачи коррекционно-логопедического обучения младших школьников с задержкой психического развития входит: (Слайд)
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
- развитие слухового восприятия, внимания;
- развитие зрительного восприятия, памяти;
- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
- развитие лексических и грамматических средств языка;
- развитие навыков связной речи.
Для достижения этих задач, на своих занятиях с детьми задержкой психического развития, использую разнообразный дидактический материал. Но особое предпочтение отдаю игровому оборудованию «Пертра». Оборудование «Пертра» разработала Марианна Фростиг. Оно состоит из 7 наборов игровых средств в чемоданах, двух досок – основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены. Это игровое оборудование дает ощутимый результат. Комплекс предназначен для психомоторного развития и коррекции учащихся. Осуществляется развитие восприятия, внимания, зрительной, тактильной, кинестетический памяти, мышления, графо-моторных навыков, развитие речи, ориентации в пространстве, воображения.
Я хочу поделиться опытом своей работы. На занятиях я использую следующее игровое оборудование «Пертра»:
1. Набор игровых средств Кonstruction ( Пространство на плоскости). Занятия с набором способствуют развитию: одновременному движению глаз и руки, правой и левой руки; силы и координации движений пальцев; пространственной ориентации.
Варианты индивидуальных игровых упражнений: Игра «Построим дорогу»:
Из элементов набора на доске – основе можно построить дорогу и организовать по ней движение с использованием человечков, машин, бусин; прохождение пути с закрытыми глазами; рисование маршрута по памяти; по образцу. Дети с удовольствием работают.
2. Набор игровых средств Klassifikation( Упорядочение элементов). Игры направлены на развитие представлений о геометрических формах, цвете, размере, формируют понимание пространственных отношений («влево-вправо», вверх-вниз»). Занятия с набором способствуют развитию: навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же»); умения различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру; пространственной ориентации; расширение и активизация словаря.
Варианты индивидуальных игровых упражнений: «Узнай фигуры на ощупь», «Выложи фигуру в рамке», «Составь узор по образцу».
3. Набор игровых средств Grafomotorik ( От каракуль к каллиграфии). Занятия с набором способствуют развитию: ориентировки в пространстве, зрительно – моторной координации. Способствуют формированию: навыка владения карандашом; навыков письма.
Варианты индивидуальных игровых упражнений: выкладывают букву, затем проводят по ней с использованием машинок, бусин, магнитного штифта.
4.Набор игровых средств Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию). Занятия с набором способствуют развитию: сенсорных способностей, развитию мелкой моторики, умение классифицировать по различным признакам. Способствуют формированию: навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма; развитие навыков счета и классификации.
Варианты индивидуальных игровых упражнений: растягивание резинки пальцами; перемещение шайбы между кеглями.
Сейчас покажу видео фрагмент одного из занятий с ученицей 1 класса. Эта девочка второй год обучается в 1 классе у нее задержка психического развития. На начало года у ученицы наблюдалось недостаточное развитие общей и мелкой моторики рук, недостаточная переключаемость с одного вида деятельности на другой. Была плохо развита ориентация в пространстве. Плохо развито слуховое и зрительное восприятие, память. Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи. (Видео)
При системном использование игрового оборудования «Пертра» у ученицы произошла положительная динамика в развитии. Улучшилась общая и мелкая моторика, быстрее переключается с одного вида деятельности на другой, лучше ориентируется в пространстве, внимательно слушает учителя. Улучшилось чтение и письмо.
Уважаемые коллеги! В заключение хочу вам сказать.
Работа с использованием игрового оборудования «Пертра» дает положительные результаты.
Наблюдается динамика развития речи у учащихся с задержкой психического развития. Дети с удовольствием посещают занятия, с большим интересом работают и развиваются.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: развитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций; развитие коммуникативных умений; развитие графических действий; активизация познавательной деятельности и речи. Цель: создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность
1. Общие сведения о ребёнке. 2. Характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; 3. Индивидуальный учебный план. 4. Содержание образования в условиях организации и семьи; 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре; 6. Внеурочная деятельность. 7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; 8. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. 10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Структура СИПР
Технологии, используемые в обучении ребенка: индивидуализация обучения; игровые технологии; создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка; «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала; Условия реализации программы
устанавливается контакт с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; - ориентируется в учебной среде (пространство школы, материалы, расписание); частично сформировано учебное поведение; частично сформировано умение выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками; вовлечение во внеурочную деятельность; Результаты:
- методическая база (нет учебников, методических пособий); посещаемость занятий; психолого – педагогическая безграмотность родителей; Трудности:
- разработка методической базы; - инклюзивное обучение детей; - сетевое сопровождение родителей и детей всеми специалистами; Перспективы:
Предварительный просмотр:
Тема: употребление имён существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами по теме «Зима».
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- активизировать словарь по теме «Зима»;
- развивать диалогическую речь;
- учить подбирать слова антонимы;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Коррекционно - развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать оптико-пространственные представления;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать мелкую и общую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая;
- воспитывать активность и инициативность;
Ход занятия
I. Организационный момент
Л: Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. Сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.
Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Л: Меня зовут, Лилия Владимировна, я сегодня проведу у вас занятие.
II. Основная часть
Сообщение темы занятия
Л: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какое время года сейчас? (ответы детей).
Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Л: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего занятия.
Д: Тема нашего занятия «Зима»
Л: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о зиме.
Ответьте на вопросы:
- когда наступает зима? (после осени)
- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)
- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)
- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)
- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)
- назовите зимние месяцы.
Л: Сегодня утром, когда я шла на работу, на своём пути я встретила…
А кого я встретила, вы узнаете, разгадав слово,
Упражнение «Зашифрованное слово»
Л: Разложите цыфры по порядку от 1 до 8. Переверните их, какое слово у вас получилось? (Снеговик).
Д: Снеговик.
Л: Назовите его ласково.
Д: Снеговичок
Л: Снеговичок передал вот такую красивую коробку. Что в этой коробке, а в этой коробке находятся коробочка с заданиями и сюрпризы, но сюрпризы вы получите, после того, как выполните все задания. За каждый правильный ответ я буду давать снежинку, а в конце занятия, каждый из вас получит сюрприз от снеговика.
Л: Сейчас мы посмотрим какие задания в этой коробочке
1. «Составь слова из слогов»
Зима, вьюга, сани, пурга, метель, снегирь
2. «Подбирай, называй, запоминай»
К существительному нужно подобрать прилагательное.
-зима (снежная)
-снег (белый)
- снежинки (легкие)
- лёд (скользкий)
К существительному нужно подобрать глагол.
-снежинки (падают)
-лёд (леденеет)
-мороз (морозит)
-снег (хрустит)
К прилагательному нужно подобрать существительное.
- морозный (вечер)
-зимний (месяц)
-зимнее (утро)
- зимние (дни)
(раздаются снежинки)
Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела. затем левую руку в сторону.)
Все снежинки закружила
И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)
3. «Из чего - какой?»
- горка из снега (снежная)
-дорожка изо льда (ледяная)
-погода с морозом (морозная)
-погода с ветром (ветреная)
(раздаются снежинки)
4. «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
Летом день длинный, а зимой - (короткий)
Весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
Одни сосульки длинные, а другие – (короткие)
Снег мягкий, а лёд - (твердый)
Весной снег грязный, а зимой… (чистый).
Весной небо голубое, светлое, а зимой … (серое).
(раздаются снежинки)
5. «Зимние забавы»
Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.
6. « Назови ласково» (игра с мячом)
Надо образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
-снег – снежок
- снежинка – снежиночка
- ветер – ветерок
- санки - саночки
-лёд – ледок
-зима – зимушка
III. Итог занятия
Л: Коробочка пуста, все задания закончились.
О чем мы сегодня говорили? Назовите тему сегодняшнего занятия.
Какие задания были для вас интересными?
Какие задания сложные для вас?
Соберите из снежинчек, снежинку.
Вы молодцы, хорошо поработали,
Л: Пришло время прощаться! Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Участие в мероприятиях:
Год | Уровень | Мероприятие, форма представления опыта | Результат |
2021 | Муниципальный | Базовая площадка «Специальное образование», выступление «Творческое развитие детей с ОВЗ, как средство социализации в условиях общеобразовательной школы» | Отмечен положительный опыт в протоколе БП |
2022 | Муниципальный | Базовая площадка «Специальное образование», открытое инклюзивное логопедическое занятие по теме «Умножение числа 3» | Отмечен положительный опыт в протоколе БП |
2023 | Межмуниципальный | Фестиваль педагогических идей «Инновации. Мастерство. Творчество», открытое логопедическое занятие в направлении «Реализации адаптированных образовательных программ» | Благодарность за участие |
2024 | Муниципальный | Конкурс профессионального педагогического мастерства «Учитель года 2024», описание занятия, проведение занятия, участие в брифинге | Благодарность за участие |