Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства

Ликина Лилия Владимировна

Предварительный просмотр:

Логопедические занятия с детьми с задержкой психического развития с использованием игрового оборудования «Пертра»

      Вы все прекрасно знаете, что в настоящее время увеличилось количество учащихся с задержкой психического развития. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития разнообразны по своим проявлениям, механизмам и уровню. Логопедическое исследование речи у младших школьников,  с задержкой психического развития показало, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями и может иметь несколько причин. Они могут быть обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата и др.

    В задачи коррекционно-логопедического обучения младших школьников с задержкой психического развития входит: (Слайд)

-    развитие  общей моторики;

-    развитие мелкой моторики рук;

- развитие артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);

-   развитие слухового восприятия, внимания;

-   развитие зрительного восприятия, памяти;

- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков  в слогах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;

-  развитие  лексических и грамматических средств языка;

-  развитие навыков связной речи.

      Для достижения этих задач, на своих занятиях  с детьми задержкой психического развития, использую разнообразный дидактический материал. Но особое предпочтение отдаю игровому оборудованию «Пертра». Оборудование «Пертра» разработала Марианна Фростиг.  Оно состоит из 7 наборов игровых средств в чемоданах, двух досок – основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены.  Это игровое оборудование дает ощутимый результат. Комплекс предназначен для психомоторного развития и коррекции учащихся. Осуществляется  развитие восприятия, внимания, зрительной, тактильной, кинестетический памяти, мышления, графо-моторных навыков, развитие речи, ориентации в пространстве, воображения.

      Я хочу поделиться опытом своей работы. На занятиях я использую следующее игровое оборудование «Пертра»:  

1. Набор игровых средств Кonstruction ( Пространство на плоскости). Занятия с набором способствуют развитию: одновременному движению глаз и руки, правой и левой руки; силы и координации движений пальцев; пространственной ориентации.

Варианты индивидуальных игровых упражнений: Игра «Построим дорогу»:

Из элементов набора на доске – основе можно построить дорогу и организовать по ней движение с использованием человечков, машин, бусин; прохождение пути с закрытыми глазами; рисование маршрута по памяти;  по образцу. Дети с удовольствием работают.

2. Набор игровых средств Klassifikation( Упорядочение элементов). Игры направлены на развитие представлений о геометрических формах, цвете, размере, формируют понимание пространственных отношений («влево-вправо», вверх-вниз»). Занятия с набором способствуют развитию: навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же»); умения различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру; пространственной ориентации; расширение и активизация словаря.

Варианты индивидуальных игровых упражнений: «Узнай фигуры на ощупь», «Выложи фигуру в рамке», «Составь узор по образцу».

3. Набор игровых средств Grafomotorik ( От каракуль к каллиграфии). Занятия с набором способствуют развитию: ориентировки в пространстве, зрительно – моторной координации. Способствуют формированию: навыка владения карандашом; навыков письма.

Варианты индивидуальных игровых упражнений: выкладывают букву, затем проводят по ней с использованием машинок, бусин, магнитного штифта.

4.Набор игровых средств Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию). Занятия с набором способствуют развитию: сенсорных способностей, развитию мелкой моторики, умение классифицировать по различным признакам.  Способствуют формированию: навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма; развитие навыков счета и классификации.

Варианты индивидуальных игровых упражнений: растягивание резинки пальцами;  перемещение шайбы между кеглями.

    Сейчас покажу видео фрагмент одного из занятий с ученицей 1 класса. Эта девочка второй год обучается в 1 классе у нее задержка психического развития. На начало года у ученицы наблюдалось недостаточное развитие общей и мелкой моторики рук, недостаточная переключаемость с одного вида деятельности на другой. Была плохо развита ориентация в пространстве. Плохо развито слуховое и зрительное восприятие, память. Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи. (Видео)

      При системном  использование игрового оборудования «Пертра»  у ученицы произошла положительная динамика в развитии. Улучшилась общая и мелкая моторика, быстрее переключается с одного вида деятельности на другой, лучше ориентируется в пространстве, внимательно слушает учителя. Улучшилось чтение и письмо.

       Уважаемые коллеги! В заключение хочу вам сказать.

   Работа с использованием игрового оборудования «Пертра» дает положительные результаты.

   Наблюдается динамика развития речи  у учащихся с задержкой психического развития. Дети с удовольствием посещают занятия, с большим интересом работают и развиваются.

      Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Абанская ООШ №1 Учитель- логопед: Ликина Л.В.

Слайд 2

Задачи: развитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций; развитие коммуникативных умений; развитие графических действий; активизация познавательной деятельности и речи. Цель: создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность

Слайд 3

1. Общие сведения о ребёнке. 2. Характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; 3. Индивидуальный учебный план. 4. Содержание образования в условиях организации и семьи; 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре; 6. Внеурочная деятельность. 7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; 8. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. 10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Структура СИПР

Слайд 4

Технологии, используемые в обучении ребенка: индивидуализация обучения; игровые технологии; создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка; «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала; Условия реализации программы

Слайд 5

устанавливается контакт с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; - ориентируется в учебной среде (пространство школы, материалы, расписание); частично сформировано учебное поведение; частично сформировано умение выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками; вовлечение во внеурочную деятельность; Результаты:

Слайд 6

- методическая база (нет учебников, методических пособий); посещаемость занятий; психолого – педагогическая безграмотность родителей; Трудности:

Слайд 7

- разработка методической базы; - инклюзивное обучение детей; - сетевое сопровождение родителей и детей всеми специалистами; Перспективы:



Предварительный просмотр:

Тема: употребление имён существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами  по теме «Зима».

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- активизировать словарь по теме «Зима»;

- развивать диалогическую речь;

    - учить подбирать слова антонимы;

-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Коррекционно - развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать оптико-пространственные представления;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать тактильное восприятие;  

- развивать мелкую и общую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая;

- воспитывать активность и инициативность;

Ход занятия

I. Организационный момент

Л: Здравствуйте ребята,  посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. Сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.
 Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 

Л: Меня зовут, Лилия Владимировна, я сегодня проведу у вас занятие.

II. Основная часть

 Сообщение темы занятия

Л: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какое время года сейчас? (ответы детей).

Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Л: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего занятия.

Д: Тема нашего занятия «Зима»

Л: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о зиме.

Ответьте на вопросы:

- когда наступает зима? (после осени)

- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)

- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)

- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

- назовите зимние месяцы.

Л: Сегодня утром, когда я шла на работу, на своём пути я встретила…

А кого я встретила, вы узнаете, разгадав слово,

Упражнение «Зашифрованное слово»

Л: Разложите цыфры по порядку от 1 до 8. Переверните их, какое слово у вас получилось?  (Снеговик).

Д: Снеговик.

Л: Назовите его ласково.

Д: Снеговичок

Л: Снеговичок передал вот такую красивую коробку. Что в этой коробке, а в этой коробке находятся коробочка с заданиями и сюрпризы, но сюрпризы вы получите, после того, как выполните все задания.  За каждый правильный ответ я буду давать снежинку, а в конце занятия, каждый из вас получит сюрприз от снеговика.

Л: Сейчас мы посмотрим какие задания в этой коробочке 

1. «Составь слова из слогов»

Зима, вьюга, сани, пурга, метель, снегирь

2. «Подбирай, называй, запоминай»

К существительному нужно подобрать прилагательное.

-зима (снежная)

-снег (белый)

- снежинки (легкие)

- лёд (скользкий)

 К существительному нужно подобрать глагол.

-снежинки (падают)

-лёд (леденеет)

-мороз (морозит)

-снег (хрустит)

К прилагательному нужно подобрать существительное.

- морозный (вечер)

-зимний (месяц)

-зимнее (утро)

- зимние (дни)

(раздаются снежинки)

Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                
затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        
(Покружиться и присесть.)

3. «Из чего - какой?» 

- горка из снега (снежная)

-дорожка изо льда (ледяная)

-погода с морозом (морозная)

-погода с ветром (ветреная)

(раздаются снежинки)

4. «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

Летом день длинный, а зимой - (короткий)

Весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

Одни сосульки длинные, а другие – (короткие)

Снег мягкий, а лёд - (твердый)

Весной снег грязный, а зимой… (чистый).

Весной небо голубое, светлое, а зимой … (серое).

 (раздаются снежинки)

5. «Зимние забавы»

Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

6. « Назови ласково»  (игра с мячом)

Надо образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

-снег – снежок

- снежинка – снежиночка

- ветер – ветерок

- санки - саночки

-лёд – ледок

-зима – зимушка

III. Итог занятия

Л: Коробочка пуста, все задания закончились.

О чем мы сегодня говорили? Назовите тему сегодняшнего занятия.

Какие задания были для вас интересными?

Какие задания сложные для вас?  

Соберите из снежинчек,  снежинку.

Вы молодцы, хорошо поработали,

Л: Пришло время прощаться! Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Участие в мероприятиях:

Год

Уровень

Мероприятие, форма представления опыта

Результат

2021

Муниципальный

Базовая площадка «Специальное образование», выступление «Творческое развитие детей с ОВЗ, как средство социализации в условиях общеобразовательной школы»

Отмечен положительный опыт в протоколе БП

2022

Муниципальный

Базовая площадка «Специальное образование», открытое инклюзивное логопедическое занятие по теме «Умножение числа 3»

Отмечен положительный опыт в протоколе БП

2023

Межмуниципальный

Фестиваль педагогических идей «Инновации. Мастерство. Творчество», открытое логопедическое занятие в направлении «Реализации адаптированных образовательных программ»

Благодарность за участие

2024

Муниципальный

Конкурс профессионального педагогического мастерства «Учитель года 2024», описание занятия, проведение занятия, участие в брифинге

Благодарность за участие