Здоровьесбережение

Ликина Лилия Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика «Звуковая карусель» (для постановки свистящих звуков [ с ,сь ][ з,зь ][ ц ] )

Слайд 2

«УЛЫБКА» Кваква любит улыбаться, рот у кваквы до ушей, хоть завязочки пришей. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. Доброе утро и солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

Слайд 3

«Качели» На качелях я качаюсь: Вверх-вниз , вверх-вниз, Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз .

Слайд 4

«МАЯТНИК-часы» Влево-вправо, влево-вправо Мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов, покачаться он готов .

Слайд 5

«Почистим зубы» Чищу зубы, чищу зубы и снаружи и снутри . Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

Слайд 6

«Вкусное варенье» Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу .

Слайд 7

«Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы.

Слайд 8

«Горка» Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока к верху устремляются.

Слайд 9

«ЛОПАТА» Язык лопатой положи и спокойно подержи Язык надо расслаблять И под счет его держать Раз, два ,три, четыре, пять Язык можно убирать.

Слайд 10

«Иголочка» Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну. До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать!

Слайд 11

«Чашечка» Язычок наш поумнел - чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить и с конфетами попить.

Слайд 12

«Киска сердится» Выгляни в окошко, там увидишь кошку. Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула. Рассердилась киска – на подходите близко!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Окошко Широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

Слайд 3

Чистим, зубки Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Слайд 4

Дудочка С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Слайд 5

Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Слайд 6

Маляр Губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Слайд 7

Поймаем мышку Губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

Слайд 8

Киска Губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

Слайд 9

Лошадка Вытянуть губы приоткрыть рот процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Слайд 10

Слоник пьёт Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Слайд 11

Индюки болтают Языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

Слайд 12

Орешки Рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Слайд 13

Качели улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы

Слайд 14

Часики улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Слайд 15

Месим тесто Улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Слайд 16

Блинчик Улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

Слайд 17

Вкусное варенье Улыбнуться открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Слайд 18

Чашечка Улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Слайд 19

Шарики Надуть щёки, сдуть щёки

Слайд 20

Грибочек Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу

Слайд 21

Пароход гудит Губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слайд 22

Гармошка Улыбнуться сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Слайд 23

Барабанщик Улыбнуться открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Слайд 24

Парашютик На кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Слайд 25

Загнать мяч в ворота «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лошадка» Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энер­гично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.

Слайд 2

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. опубликовано на www.logolife.ru

Слайд 3

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. опубликовано на www.logolife.ru

Слайд 4

«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». опубликовано на www.logolife.ru

Слайд 5

«Комарик» Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 се­кунд, очень сильно при этом упираясь кон­чиком языка в бугорки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимнастика для язычка (звуки [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ] )

Слайд 2

Упражнения «Дудочка» и «Заборчик» помогают научиться выполнять любое движение языка без одновременных движений губ Упражнение «Чашечка» поможет научиться удерживать язык в позе необходимой для произнесения шипящих звуков

Слайд 3

Каждое упражнение выполняется определенное время. Следи за желтым кружком рядом с картинкой к упражнению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 4

1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Дудочка» С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты) «Заборчик» Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы «Чашечка» Улыбнуться Широко открыть рот Высунуть широкий язык и слегка приподнять его кончик

Слайд 5

Упражнение «Вкусное варенье» и «Гармошка» помогают научиться переключать движения языка с верхнего положения в нижнее Упражнение «Маляр» поможет укрепить мышцы языка и облегчит постановку сонорных звуков

Слайд 6

Каждое упражнение выполняется в медленном темпе, четко. На каждый счет выполняется 1 цикл упражнения

Слайд 7

1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Вкусное варенье» Улыбнуться Открыть рот Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз «Гармошка» Улыбнуться Широко открыть рот «Присосать» язык к верхнему небу Не отрывая языка открывать и закрывать рот «Маляр» Улыбнуться Приоткрыть рот Кончиком языка «покрасить» небо вперед - назад

Слайд 8

Молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимнастика для язычка (звук и [ С ] , [ З ] )

Слайд 2

Упражнения «Дудочка» и «Заборчик» помогают научиться выполнять любое движение языка без одновременных движений губ Упражнение «Блинчик» поможет научиться удерживать язык широким и расслабленным

Слайд 3

Каждое упражнение выполняется определенное время. Следи за зеленым кружком рядом с картинкой к упражнению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 4

1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Дудочка» С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты) «Заборчик» Улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы «Блинчик» Улыбнуться Приоткрыть рот Положить широкий язык на нижнюю губу

Слайд 5

Упражнение «Месим тесто» помогает научиться удерживать язык широким и расслабленным Упражнение «Чистим зубы» поможет научиться удерживать кончик языка за верхними или/и за нижними зубами Упражнение «Киска» помогает сформировать подъем спинки языка

Слайд 6

Каждое упражнение выполняется в медленном темпе, четко. На каждый счет выполняется 1 цикл упражнения

Слайд 7

1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 « Месим Тесто» Улыбнись Расположи язык между губами Пошлепай его – «пя – пя –пя» «Чистим зубки» Улыбнись, открой рот Кончиком языка «почисти» нижние зубы с внутренней стороны (вправо – влево) «Киска сердится» Губы в улыбке, рот открыт Кончик зыка упирается в нижние зубы Язык выгибаем горкой, затем расслабляем

Слайд 8

Молодец !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика Свистящие звуки

Слайд 2

Квака улыбается

Слайд 3

Заборчик

Слайд 4

Бублик

Слайд 5

Забей мяч в ворота

Слайд 6

Лопаточка

Слайд 7

Подуй на снежинку Держи снежинку перед губами. Сделай из языка «лопаточку». Выдыхай плавно на снежинку с

Слайд 8

Иголочка

Слайд 9

Часики

Слайд 10

Чищу зубы

Слайд 11

Горка

Слайд 12

Низкая горка

Слайд 13

Качели

Слайд 14

Качели Вверх язык поднимай, Потом за зубы опускай. Так качаться продолжай...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000

Слайд 2

ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево , направо . Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Слайд 3

ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

Слайд 4

МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить !» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

Слайд 5

ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки . Сказал «Спасибо».

Слайд 6

ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

Слайд 7

ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор . Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

Слайд 8

Маляр Веселый маляр красил забор.

Слайд 9

ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок .

Слайд 10

Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

Слайд 11

Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

Слайд 12

ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке . Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

Слайд 13

ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход : «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

Слайд 14

ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Справшивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

Слайд 15

СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

Слайд 16

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк . Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

Слайд 17

ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками .

Слайд 18

КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях . Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

Слайд 19

ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

Слайд 20

БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики .

Слайд 21

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья .

Слайд 22

ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик ? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

Слайд 23

ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку

Слайд 24

БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Слайд 25

ПАРАШЮТИК

Слайд 26

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Слайд 27

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

http://cs302811.vk.me/v302811431/cb8/MNeiOBAjVi4.jpg


Фотография 2

http://cs302811.vk.me/v302811431/cc0/QrknDcCUFbI.jpg


Фотография 3

http://cs302811.vk.me/v302811431/cc8/_gshEct2Ga0.jpg


Фотография 4

http://cs302811.vk.me/v302811431/cd0/QcBS5sUUG04.jpg



Предварительный просмотр:

     Современным детям предоставлен широкий спектр всевозможных, качественных, развивающих игр. Малышей трудно чем-либо удивить, а тем более удивить их родителей. Ведь порой в комнате ребёнка можно открывать логопункт, родители считают, что дорогостоящие пособия привлекут внимание малыша, поспособствуют развитию речи, внимания, памяти и т.д. А ведь для того, чтобы что-то получилось необходимо уделить время, возможно, совместно придумать игру, сделать игрушку. Тем более материал для творчества всегда имеется под рукой. Самостоятельно сделанные игры положительно сказываются на эмоциональном состоянии детей, позволяют активизировать способность к общению, обучению и развитию: развитию моторики артикуляционного аппарата; формированию правильного звукопроизношения; развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза;  развитию произвольной моторики пальцев рук, высших психических функций.

1 Игра «Аэропорт» (крышки, журналы) Цель: развитие функции фонематического слуха и навыка слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается посадить самолёт на соответствующую площадку. Один слог — одна крышка, два слога — две крышки, три слога – три крышки и т.д.

2 Игра «Жёлуди» (бусинки, снежинки, ёмкости из-под бахил) Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько жёлудей, сколько слогов в слове, обозначить ударный слог, положив снежинку или бусинку в соответствующий жёлудь. Взять столько жёлудей, сколько звуков в слове, обозначить звук бусинкой соответствующего цвета.

3 Игра «Гараж» (крышечки из-под киндер-сюрпризов, пустые коробочки) Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается поместить автомобиль в гараж, этажность соответствует количеству слогов.

4 Игра «Чудо звук» (крышечки из-под коробок) Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа. Ход игры: разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко — слогового состава. (Синяя крышка-согласный, красная — гласный, зелёная — мягкий звук, открутить крышку — обозначить ударный звук).

5  Игра «Пароход» (крышечки от бутылочек) Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько пароходиков, сколько слогов в слове, гудком обозначить ударный слог (поднять пробку).

6 Игра «Червячки» (зажимы для пакетов) Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается развернуть столько червячков, сколько слогов в слове, звуков в слове.

7  Игра «Грибная поляна» (ложечки из-под киндер-сюрпризов, подложки) Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается посадить столько грибов, сколько слогов, звуков в слове.

8  Игра «Капелька» (бутылочки с пипеткой) Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: написать цветными капельками слово (Синяя капля-согласный, красная – гласный).

9  Игра «Погремушки» (ёмкости из-под киндер-сюрпризов, бусинки)   Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: предложить ребёнку выбрать столько звучащих яичек, сколько слогов, звуков в слове. Хотелось бы отметить, что стоит включить мышление, воображение и совсем бесполезный материал, становится полезным, увлекательным, всесторонне развивающим пособием, а совместная деятельность родителя и ребёнка принесёт не только удовольствие, но и пользу

    Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

1. «Отгадай предмет по названию его частей» Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка. - «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. - «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

                                                     
Игры для обогащения словарного запаса

«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!» Игра для упражнения способности  к синтезу и свободы речи Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором было бы это  слово. Как приглашение к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством. Например, ведущий называет слово «луна» и передает камешек ребенку. Тот отвечает: «Взошла луна на небосклон», — и называет свое слово: «ночь», одновременно передавая камешек по кругу. Следующий игрок продолжает: «Ночь холодная настала» и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.

«ЖИВОПИСЕЦ» Игра для развития памяти, внимания и свободы речи В игре участвуют непосредственно 2 ребенка, остальные остаются зрителями. Один из выбранных назначается живописцем, художником, а другой «заказывает» ему свой портрет. Заказчик подробно описывает свою внешность, а художник, повернувшись ко всем спиной, рисует по подробному словесному описанию.

«КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?» Игра для изучения и обогащения словарного запаса ребенка Ребенку показывают два женских портрета (например, из журнала) и спрашивают: «Покажи, кто красивее?» Затем спрашивают: «Почему?» Фиксируют признаки, которые ребенок перечисляет в подтверждение своего выбора. После этого предъявляют два мужских портрета и просят оценить их таким же образом. Ответы удовлетворительны, если ребенок назвал не менее 5 признаков, описывающих изображение с эстетической стороны.

«СОЧИНИ ИСТОРИЮ!» Игра-упражнение для развития речи и причинно-следственных связей Покажите ребенку три картинки польского художника Ленгрена, повествующие о жизни профессора Филютека и его любимого песика. Вы-то, конечно, поняли, что там изображено:  встретив важного прохожего с собачкой на поводке, Филютек захотел поддержать достоинство собственного семейства,  для чего — по рассеянности или из чувства юмора? — зашел в спортивный магазин, купил скакалку и дал ее конец в зубы песику. Теперь тоже можно гулять с важным видом! Попросите ребенка расставить карточки по порядку и сочинить рассказ о том, что происходит. Если задание будет выполнено неправильно, обратите внимание ребенка на несуразицы.  

«РАСКРАСЬ РАССКАЗ!» Упражнение для развития свободы устной речи Обратитесь к ребенку: «Сейчас я прочту тебе рассказ. Все самое главное в нем написано, но рассказано скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопрос, а ты своим ответом добавлять разные важные слова, которые сделают рассказ красочнее и  интереснее. Сначала просто послушай, а когда я буду читать второй раз, ты будешь мне помогать» Курица и лисица (Какая?) курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лисицу. Она (как?) кинулась на нее и (как?) отбила (какого?) цыпленка. Чем разнообразнее слова подберет малыш, тем интереснее. Вы можете изменить и вопросы, а содержание рассказа при помощи определений свести к противоположному.

«СЛОВО ЗА СЛОВО…» Игра для развития воображения и речевой реакции Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций», заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой, вдвоем. Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка». Следующий участник произносит: «Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово: «Молоко». Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: «На табуретке было разлито молоко» и т. д. Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако если Ваш ребенок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!



Предварительный просмотр:

• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

  • Мозаика (мелкую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камушков…
  • Цветные клубочки ниток для перематывания
  • Пособия для застегивания пуговиц различной величины, кнопок, крючков
  • Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков
  • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камушков
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу

   

  Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в   «театр пальчиков». Пальчиковые игры не должны быть продолжительными 5-10мин. в день достаточно для того, что бы стимулировать речевую функцию ребенка.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет более понятным не только маме.

                   


МКОУ Абанская ООШ №1

Развиваем руку — развиваем речь.

Советы логопеда  по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Подготовила

учитель – логопед

Ликина Лилия Владимировна

2022г

Учителя - логопеды, работающие со школьниками, давно подметили, что  уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.  Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.  
  Большую помощь в развитии мелкой моторики рук учеников начальной школы  могут оказать родители. Важно понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру. Следует не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для игр возможно использование бытовых предметов, что привлекает ребенка, превращает занятие в интересную игру.

Развиваем пальчики – улучшаем

 речь

Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, причем  возможна лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

«Резиночка». 

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос
диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

«Перекати».

Перекатывание поочередно каждой рукой карандаша между пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно.

«Повтори движение» 

(вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).
        

Также это упражнение делается и на повтор движений руки. Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Игры с рисованием. 

Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. Каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Кораблик»

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясняем, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком:

Ветер, ветерок!

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги – реки.

«Задуй свечу»

Предложить ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения следить за плавностью выдоха и вместе с тем за его достаточной интенсивностью.

«Гуси»

Руки на поясе, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г – а – а – а».

«Жук жужжит»

Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз.

«Ручки поднимаем – звуки распеваем»

После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно пропевая звук а, а затем опускают руки вниз, произнося звук у.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку делать движения руками и одновременно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: с-з; ш-ж;

л-р.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе

звук: а-а-а-а. А ребенок тихо

отзывается: а-а-а-а. Можно играть

употребляя гласные звуки, а также

сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и

отдельные слова: «Ау, Оля! Ау

Петя!».

МКОУ Абанская ООШ №1

Развиваем речевое

дыхание

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи.

Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 – 10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

«Снегопад»

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На березовой ветке!

Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».

«Дудочка»

Предложить ребенку как можно громче подуть в дудочку. Педагог показывает, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Шторм в стакане»

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила.

Примечание: Следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Живые предметы»

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например: поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. «Оживший» предмет покатится по направлению воздушной струи.

«Вертушка»

Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).