ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Школьный краеведческий музей РУСИЧ

Объекты культуры и искусства Липецкой области

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

Слайд 3

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.

Слайд 4

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

Слайд 5

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Слайд 6

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Слайд 7

Романовская игрушка многим отличается от каргопольской , абашевской , дымковской, филимоновской и других. Для них характерен интерес к жанровым композициям . Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой, сани с запряжкой в один конь . Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.

Слайд 8

Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус.

Слайд 9

Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.

Слайд 10

Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух- и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.

Слайд 11

Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.

Слайд 12

В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 1

  1. Какой губернии когда-то принадлежала Липецкая  область и наше село?
  2. Год  образования Липецкой области.
  3. Перечислите составные части народного костюма Липецкой области.
  4. Что такое «запан»?
  5. Перечислите народные промыслы Липецкой области.
  6. Что такое «красный угол»?
  7.  Только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку. Назовите его.
  8. Дайте название  орудиям труда крестьян.http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRRX_YV68G6e3J6hJZALmOMNCTDaQP9NuPbUH_5Dk2IZQ9rPgSR

  1. Что делали с помощью валька и рубели?
  2. Для чего нужен ткацкий стан и что вы о нём знаете?

Практическое задание

Нарисуйте Романовскую игрушку в цвете.

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 2

  1. «Матушка, кормилица, поилица, лечебница…» О чём идёт речь и почему это так?
  2. Рукоделие,  техника изготовления  из обрезков ткани разной формы, одеял, салфеток, прихваток, одежды и т. д. – это …
  3. Составные части народного костюма Липецкой области.
  4. Какие города и сёла Липецкой области можно считать Крупнейшими центрами производства изделий из керамики?
  5. Что такое «Гагаринская стоянка» и где это находится?
  6. Что изображено на рисунке? Дайте название.http://pandia.ru/text/80/053/images/image009_11.jpg

  1. Плосковыемчатая, рельефная, сквозная, скульптурная… О каком ремесле идёт речь?
  2. Кто такой гончар? Какую роль сыграло появление гончарного дела в развитии древних племен?
  3. Его  старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. О каком месте идёт речь?
  4. Где «родилась» романовская игрушка?

Практическое задание

Нарисуйте составные части крестьянского  народного костюма с. Нижний Студенец.

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 3

  1. К какой эпохе (периоду) по времени бытования относится Гагаринская стоянка?
  2. Нарисуйте гончарный круг и укажите его составные части.
  3. Почему на территории Липецкого края разнообразие видов народного костюма? От чего зависело?
  4. Почему в конце XIX в. в селе Романово зародился гончарный промысел?
  5.  Что входило в интерьер русской избы Липецкого края? Перечислите.
  6. Что такое «кичка»?
  7. Что являлось главным занятием первобытного человека на территории Липецкой области?
  8. Самый распространенный, промысел (вид рукоделия) Липецкой области, получивший  мировую известность. Назовите центр  его развития.
  9. С именем какого народного мастера связано возрождение романовской игрушки?
  10. Какие функции выполняла русская печь в избе?

Практическое задание

Нарисуйте «красный угол» в избе. Что там находилось.

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 4

  1. Что обнаружил в 1925 году крестьянин И. В. Антонов при сооружении погреба?
  2. Как такое могло  быть, что в двух соседних деревнях Липецкого края были совсем разные костюмы, но за 20 верст от одной и за 40 от другой можно было встретить опять такие же?
  3. Основные образы романовской игрушки.
  4. Особо распространен гончарный промысел был в с. Измалково, что объясняется наличием больших залежей высококачественной глины в этих местах . Измалковские гончары изготавливали простую глиняную посуду, необходимую для крестьянского обихода, а также довольно большое количество… (чего?)
  5. В каких русских обрядах применяли полотенце – «рушник»?
  6. Дайте название  орудиям труда крестьян

  1. Что использовали в качестве ниток первобытные люди на территории Липецкой области.
  2. Составные элементы русской избы.
  3. Где в избе хранились вещи крестьян и с чем девушку выдавали замуж?
  4. Название юбки в крестьянском костюме.

Практическое задание

Нарисуйте Романовскую игрушку в цвете.

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 5

  1. Год  образования Липецкой области.
  2. «Матушка, кормилица, поилица, лечебница…» О чём идёт речь и почему это так?
  3. Его  старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. О каком месте идёт речь?
  4. Для чего нужен ткацкий стан и что вы о нём знаете?
  5. Основные образы романовской игрушки.
  6. Что делал всякий, входивший в избу гость первым делом?
  7. Почему в конце XIX в. в селе Романово зародился гончарный промысел?
  8. В каких русских обрядах применяли полотенце – «рушник»?
  9. Почему на территории Липецкого края разнообразие видов народного костюма? От чего зависело?
  10. Плосковыемчатая, рельефная, сквозная, скульптурная… О каком ремесле идёт речь?

Практическое задание

Нарисуйте составные части крестьянского  народного костюма с. Патриаршее

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 6

  1. Какой губернии когда-то принадлежала Липецкая  область и наше село?
  2. Год  образования Липецкой области.
  3. Перечислите составные части народного костюма Липецкой области.
  4. Что такое «запан»?
  5. Перечислите народные промыслы Липецкой области.
  6. Что такое «красный угол»?
  7.  Только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку. Назовите его.
  8. Дайте название  орудиям труда крестьян.http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRRX_YV68G6e3J6hJZALmOMNCTDaQP9NuPbUH_5Dk2IZQ9rPgSR

  1. Что делали с помощью валька и рубели?
  2. Для чего нужен ткацкий стан и что вы о нём знаете?

Практическое задание

Нарисуйте Романовскую игрушку в цвете.

        

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 7

  1. «Матушка, кормилица, поилица, лечебница…» О чём идёт речь и почему это так?
  2. Рукоделие,  техника изготовления  из обрезков ткани разной формы, одеял, салфеток, прихваток, одежды и т. д. – это …
  3. Составные части народного костюма Липецкой области.
  4. Какие города и сёла Липецкой области можно считать Крупнейшими центрами производства изделий из керамики?
  5. Что такое «Гагаринская стоянка» и где это находится?
  6. Что изображено на рисунке? Дайте название.http://pandia.ru/text/80/053/images/image009_11.jpg

  1. Плосковыемчатая, рельефная, сквозная, скульптурная… О каком ремесле идёт речь?
  2. Кто такой гончар? Какую роль сыграло появление гончарного дела в развитии древних племен?
  3. Его  старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. О каком месте идёт речь?
  4. Где «родилась» романовская игрушка?

Практическое задание

Нарисуйте составные части крестьянского  народного костюма с. Нижний Студенец.

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 8

  1. К какой эпохе (периоду) по времени бытования относится Гагаринская стоянка?
  2. Нарисуйте гончарный круг и укажите его составные части.
  3. Почему на территории Липецкого края разнообразие видов народного костюма? От чего зависело?
  4. Почему в конце XIX в. в селе Романово зародился гончарный промысел?
  5.  Что входило в интерьер русской избы Липецкого края? Перечислите.
  6. Что такое «кичка»?
  7. Что являлось главным занятием первобытного человека на территории Липецкой области?
  8. Самый распространенный, промысел (вид рукоделия) Липецкой области, получивший  мировую известность. Назовите центр  его развития.
  9. С именем какого народного мастера связано возрождение романовской игрушки?
  10. Какие функции выполняла русская печь в избе?

Практическое задание

Нарисуйте «красный угол» в избе. Что там находилось.

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 9

  1. Что обнаружил в 1925 году крестьянин И. В. Антонов при сооружении погреба?
  2. Как такое могло  быть, что в двух соседних деревнях Липецкого края были совсем разные костюмы, но за 20 верст от одной и за 40 от другой можно было встретить опять такие же?
  3. Основные образы романовской игрушки.
  4. Особо распространен гончарный промысел был в с. Измалково, что объясняется наличием больших залежей высококачественной глины в этих местах . Измалковские гончары изготавливали простую глиняную посуду, необходимую для крестьянского обихода, а также довольно большое количество… (чего?)
  5. В каких русских обрядах применяли полотенце – «рушник»?
  6. Дайте название  орудиям труда крестьян

  1. Что использовали в качестве ниток первобытные люди на территории Липецкой области.
  2. Составные элементы русской избы.
  3. Где в избе хранились вещи крестьян и с чем девушку выдавали замуж?
  4. Название юбки в крестьянском костюме.

Практическое задание

Нарисуйте Романовскую игрушку в цвете.

Проверочная работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

8 класс

Карточка 10

  1. Год  образования Липецкой области.
  2. «Матушка, кормилица, поилица, лечебница…» О чём идёт речь и почему это так?
  3. Его  старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. О каком месте идёт речь?
  4. Для чего нужен ткацкий стан и что вы о нём знаете?
  5. Основные образы романовской игрушки.
  6. Что делал всякий, входивший в избу гость первым делом?
  7. Почему в конце XIX в. в селе Романово зародился гончарный промысел?
  8. В каких русских обрядах применяли полотенце – «рушник»?
  9. Почему на территории Липецкого края разнообразие видов народного костюма? От чего зависело?
  10. Плосковыемчатая, рельефная, сквозная, скульптурная… О каком ремесле идёт речь?

Практическое задание

Нарисуйте составные части крестьянского  народного костюма с. Патриаршее

Ответы Картинки по запросу запан

Картинки по запросу запан



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ к теме «Откуда мы родом?»

  1. Наиболее ранее из известных поселений человека.

(Гагаринская стоянка)

  1. Сколько лет назад появилась Гагаринская стоянка?

(ок. 22 тыс. лет назад)

  1. В каком году обнаружено палеолитическое жилище человека? (1925)
  2. Кто нашёл стоянку древнего человека в с. Гагарино. При каких обстоятельствах?

(крестьянин Антонов при раскопке погреба)

  1. Кто сообщил о находке Гагаринской стоянки археологу. Назовите имя известного археолога.

(заведующий Липецким краеведческим музеем Михаил Павлович Трунов сообщил археологу Сергею Николаевичу Замятину).

  1. В каком году проходили раскопки в с.  Гагарино? (1926, 1927)
  2. Что представляла собой Гагаринская стоянка по мнению археологов?

(поселение с долговременным жилым комплексом и обжитой территории за его пределами)

  1. Какой формы и площади было гагаринское жилище? Что располагалось в средней части жилища?

(округлой формы ǿ5м площадью 20 м2  с очагом  ǿ1 м)

  1. Какой вид хозяйственной деятельности имел огромное значение для обитателей Гагаринской стоянки?

(охота)

  1. Какие животные обитали во времена палеолита в этой местности?

(шерстистый носорог, первобытный бык, мамонт, северный олень, песец, лиса, заяц, мелкие грызуны, кречет)

  1. На какое время приходится бурный расцвет искусства?

(поздний палеолит)

  1. Что было частью тайных сокровенных церемоний для наших далёких предков?

(гравировки и росписи на скалах)

  1. Основные изобразительные мотивы пещерной живописи и мелкой пластики?

(зверя и человека)

  1. Минеральные краски, которыми пользовались первобытные художники.

(мел, уголь, охра жёлтого, красного и тёмно-вишнёвого цвета)

  1. Что занимало особое место в духовной жизни обитателей Гагаринской стоянки? (скульптура человека)
  2. Кого изображали статуэтки, найденные на стоянке древнего человека в с. Гагарино? В чём их особенность?

(обнажённая женская фигура из бивня мамонта, с подчёркнуто полными естественными формами)

  1. Что представляет собой двойная статуэтка, найденная в с. Гагарино?

(две человеческие фигурки, примыкающие друг к другу головой, между собой они разделены глубокой прорезью)

  1. Когда началась эпоха мезолита в нашем регионе?

(позже, чем на востоке примерно на тысячелетие)

  1. Какой вид деятельности составлял основу хозяйства в мезолите?

(индивидуальная охота)

  1. Главное достижение эпохи мезолита. (изобретение лука)
  2. Где и почему стали располагаться стоянки людей в эпоху мезолита в нашем регионе?

(поблизости от водоёмов в связи с появлением рыбалки)

  1. Вид  особой обработки камня в мезолите.

(вкладышевая техника)

  1. Перечислите мезолитические памятники Центрального Черноземья.

(Каширка 1, Каширка 2, Дружба 2, Зимник, Сырское городище)