РАССКАЗЫ ИЗ СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА

Школьный краеведческий музей РУСИЧ

 

РАССКАЗЫ ИЗ СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА

***

Дошкольница.

С моим другом Димкой мы всегда были неразлучны, так как жили по соседству. Вместе ели, пили, гуляли, ходили в детский сад, а иногда, набегавшись и пригревшись,  засыпали на одном диване.

Разница в возрасте у нас была полгода, поэтому не удивительно, когда Димке пришла пора идти в первый класс, нам пришлось «разлучиться», так как мои  родители предпочли отправить меня в школу через год – в семь с половиной.

Когда весной Димка и его будущие одноклассники пошли на подготовку, наша группа в детском саду опустела (за исключением нескольких оставшихся ребят и меня). Я категорически не собиралась мириться с такой ситуацией и заявила родителям, что «в сад ходить не буду, а тоже пойду на подготовку!»

Поскольку папа мой работал учителем, то, в принципе, не был против. Мы жили тогда ещё у бабушки с дедушкой на улице Мира, а начальная школа располагалась в двух шагах, на Ленинской, и я вполне могла самостоятельно туда ходить, к тому же мама работала в больнице на этой же улице и могла меня сопровождать.  На том и сошлись.

В спешном порядке начали собирать принадлежности для завтрашнего похода в школу.

У дедушки на шифоньере всегда имелась целая стопка новых тетрадей, которые мы постоянно разрисовывали. Шариковая ручка тоже нашлась, а вот с цветными карандашами было проблематично. Собирали по всем ящикам всех имеющихся столов. Набралась неплохая разнокалиберная связка. Папа отточил карандаши со всем, присущим ему умением чертёжника и завязал резинкой из велосипедной камеры. Всё было готово.

Димка не знал о моём решении...

Я проснулась от яркого солнца. Испугалась, что опоздала на подготовку и быстро стала одеваться, пеняя на бабушку, что не разбудила. Взяла пакет с принадлежностями и побежала в школу.

Никто меня не провожал, так как все уже ушли на работу и надеялись, что я просплю и брошу свою затею. Но нет!

Боясь  и смущаясь в незнакомой обстановке, я зашла в школу. Урок уже начался, так как в коридоре было тихо. Трясясь от страха, я заглядывала  в замочные скважины в поисках знакомого лица. Димкин класс оказался за третьей дверью.

Не знаю, откуда в тот день у меня взялась смелость, но я открыла дверь. Наверно, папа на всякий случай предупредил учителя, потому что она с улыбкой пригласила меня сесть за парту.

Это была последняя парта и, почему-то, выше остальных, но я была счастлива!

До конца подготовки я проходила в школу. Почему-то про Димку в тот период я ничего не помню, наверно, само впечатление о школе затмило всё остальное.

Но пришла осень… Меня вернули в детский сад, в группу, где нет друзей, которые были раньше. Я рыдала от отчаяния…

Правда, на первое сентября я и мои одногруппники всё же попали. Нам дали стихи, и мы поздравляли первоклассников с началом школьного пути.

А дальше началось долгое привыкание к новым обстоятельствам…

         ***

Читать я научилась задолго до поступления в школу – в  четыре года.  В роли учителя, скорее всего, был мой папа. Ему часто приходилось брать меня с собой на работу по разным причинам, что свойственно всем учительским семьям (тем более, что мы жили через дорогу от школы).

Так вот когда  он научил меня читать, то с гордостью, как бы невзначай,  демонстрировал мои способности. Всем желающим в учительской предлагалось дать мне любую газету, чтобы я прочитала заголовки, что я с удовольствием делала. Все удивлялись и хвалили меня, а я была очень довольна собой...

 

***

Первоклассница.

Наконец, однажды пришло и моё время идти в первый класс.  Мама нагладила новую школьную форму: коричневую  в складочку,  с белыми фартучком  и пришитыми воротничками.

Рядом стоял портфель, подаренный в детском саду на выпускном утреннике.  Всё лето я то и дело  собирала и разбирала школьные  принадлежности в портфеле, находя любой повод делать это снова и снова. В школу я собралась нести всё сразу.

Новые сандалии с белыми гольфами я надела заранее и сидела у зеркала,  с нетерпением ждала, когда мама заплетёт мне косички, а главное, завяжет красивые банты, которые никак не хотели быть одинаковыми. Наконец, удалось.

В вазе уже стояли свежесрезанные гладиолусы, любимые цветы мамы и мои по совместительству, а папа подбирал к ним обёртку. Весь дом суетился ради меня.

Учиться мы должны были в здании начальной, а линейка проходила на площадке «большой» школы.

На праздник собиралось всё село. Помню, что рассказывала стихи, нам вручили букварь и подарки будущие выпускники, а мы им взамен дарили цветы. Моя подружка давала первый в нашей жизни звонок.

Так началась моя школьная жизнь.

В.В. Козлова