МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Школьный краеведческий музей РУСИЧ

Методическая литература для руководителя школьного музея

Багулина, Т.Н. О роли личности педагога в музейной педагогике / Т.Н. Багулина, О.Б. Карпова // Воспитание школьников. – 2011. – №6. – С. 43 – 48.

Белянкова, Н.М. Музейная педагогика и внутренний туризм как факторы укрепления межнациональных отношений в России / Н.М. Белянкова // Воспитание школьников. – 2015. – №6. – С. 55 – 60.

Брагина, Я.М. Организация музея в начальной школе / Я.М. Брагина // Управление начальной школой. – 2011. – №5. – С. 63 – 69.

Васильева, Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций / Т.Е. Васильева, О.Г. Панченко // Воспитание школьников. – 2011. – №4. – С. 37 – 41.

Исенко, С.П. Программа развития школьного музея русского народного искусства / С.П. Исенко // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №1. – С. 76 – 83.

Кибирева, И.В. Музейная деятельность в воспитании учащихся / И.В. Кибирева // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – №6. – С. 10 – 16.

Кораблёва, Е.Е. Музейная педагогика как средство формирования гражданского образования и патриотического воспитания дошкольников / Е.Е. Кораблёва // Методист. – 2016. – №3. – С. 64 – 67.

Кудешов, П.С. Программа развития музея истории школы и микрорайона / П.С. Кудешов // Практика административной работы в школе. – 2011. – №2. – С. 15 – 24.

Никулина, О.В. Организация работы школьного музея / О.В. Никулина, Т.Г. Чугунская // Справочник классного руководителя. – 2014. – №2. – С. 25 – 32.

Об организации деятельности школьных музеев. Письмо Минобрнауки России от 27.03.2015 № 09-795 // Администратор образования. – 2015. – №9. – 2-я стр. обл.

Обернихина, Г.А. Музеи как сохраненное и сохраняющее пространство культуры / Г.А. Обернихина // Воспитание школьников. – 2015. – №5. – С. 62 – 69.

Примерное положение о школьном музее // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2011. – №2. – С. 61 – 68.

Савина, Г.В. Музейно-педагогические технологии как средство эстетического воспитания (на примере изучения биологии) / Г.В. Савина // Воспитание школьников. – 2011. – №2. – С. 50 – 54.

Срданович, Е.В. Педсовет по теме: «Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта» / Е.В. Срданович // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2016. – №4. – С. 76 – 116.

Тулинова, О.В. Музейная педагогика в условиях малого города / О.В. Тулинова // Педагогика. – 2010. – №9. – С. 122 – 125.

Уварова, Ю.Н. Интеграция музейных лекционных программ в содержание учебного предмета и внеурочную деятельность / Ю.Н. Уварова // Справочник классного руководителя. – 2016. – №2. – С. 53 – 62.

Уварова, Ю.Н. Музейные культурно-образовательные программы как средство дополнительного образования обучающихся / Ю.Н. Уварова // Справочник классного руководителя. – 2014. – №10. – С. 50 – 55.

Урок в музее: что нужно знать педагогу // Управление начальной школой. – 2016. – №10. – С. 30 – 32.

Фокина, И.И. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания / И.И. Фокина, С.А. Григорян // Справочник классного руководителя. – 2015. – №7. – С. 35 – 40.

Фокина, И.И. Проект «Школьный музей – центр гражданско-патриотического воспитания школьников» / И.И. Фокина // Справочник классного руководителя. – 2015. – №2. – С. 26 – 35.

Хотеенков, В.Ф. Урок в музее как современная образовательная технология / В.Ф. Хотеенков // Управление начальной школой. – 2016. – №2. – С. 40 – 46.

Шапиро, В.З. Как организовать урок в музее? / В.З. Шапиро // Народное образование. – 2015. – №9. – С. 111 – 116.

Янковская, Л.В. Музейные технологии в учреждении дополнительного образования детей. Из опыта работы историко-краеведческого музея «Гордость моя – Ярославия»: методическое пособие / Л.В. Янковская. – М.: ИД «Методист», 2015. – 56 с. – (Приложение к журналу «Методист». – №2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _opisanie_muzeynogo_predmeta_1.doc98 КБ
PDF icon museum3.pdf103.48 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА:
ИНФОРМАЦИОННО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КРАТКОМУ ОПИСАНИЮ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА
В РОССИЙСКОЙ СЕТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ


ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР

Содержание:
Уникальный постоянный номер музейного предмета (данный ему при поступлении в музей, записанный в учетной документации и написанный на самом предмете).
Правила заполнения:
Номер записывается по правилам, принятым в музее.
Примеры:
       
идентификационный номер = ГИМ 72289 И1-2087

ТИПОЛОГИЯ

Содержание:
Понятие, определяющее специфику описываемого предмета в соответствии с одной из следующих классификаций:
  Область знания (археология, геология, палеонтология…).
  Большие разделы, связанные с особенностями техники создания предмета (живопись, скульптура, рисунок, гравюра, мозаика...).
  Назначение предмета (мебель, утварь, карта, костюм, монета, медаль, часы…).
  Материал (изделия из керамики, изделия из стекла, изделия из золота и серебра, ткани…).
  Жанр изображения (пейзаж, портрет, архитектурный вид, натюрморт…).
Правила заполнения:
Нормативный алфавитный список.
2
Примеры:
       
типология = палеонтология
        название предмета = staurikosaurus pricei (ставрикозавр, лат.)
       
типология = скульптура
        название предмета = На охоте
       
типология = костюм
        название предмета = мужской головной убор
       
типология = изделия из керамики
        название предмета = ваза
       
типология = портрет
        название предмета = Наполеон

АВТОРЫ

Содержание:
Имя или имена, с которыми связано создание (или находка) данного предмета.
Правила заполнения:
  Нормативный словарь, открытый список имен.
  Фамилия всегда записывается первой, перед именем или инициалами. В скобках за именем указывается авторская специализация - название ‘деятеля' или ‘результат’его деятельности: художник, скульптор (или скульптура), медальер (или медаль), изобретатель, автор макета, мастер (резчик, гончар), гравер (или гравюра), фондообразователь, находчик, фотограф (или фотография) и т. п.
  Первым приводится имя автора описываемого произведения или делается запись об отсутствии сведений, касающихся его имени (неизвестный художник, неизвестный автор).
  В сомнительных случаях, касающихся авторства произведения, в скобках записываются вопросительный знак ? или приписывается.
  Если существует сходство манеры неизвестного автора с манерой известного, то в скобках указывается характер этой близости:мастерская, подражание, школа.
  Для иностранного автора записывается его имя в русской транскрипции, через тире дается имя на языке оригинала.
  Если автор известен под псевдонимом /прозвищем, то в квадратных скобках [ ] сразу после псевдонима /прозвища записывается настоящая фамилия автора; если настоящая фамилия неизветна, то в квадратных скобках ставится прочерк: [ - ].
  Если авторов несколько и они названы одним именем, то записывается их общее имя, а через тире приводятся фамилия и инициалы каждого автора.
Примеры:
        автор = Зеелиер К. (гравюра), Аргунов Н. (оригинал)
        автор = Рублев А. (школа)
        автор = Левицкий Д.Г. (?)
        автор = Тончи Сальватор - Tonci Salvator
        автор = Бакст Л.С [Розенберг]
        автор = Горбун ([-], гончар)
        автор = Кукрыниксы - Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.

МЕСТО СОЗДАНИЯ/ ПРОИЗВОДСТВА

Содержание:
  Географическое место создания, производства, находки.
  Организация-изготовитель (мануфактура, завод, фирма, артель, типография, издательство).
Правила заполнения:
  Нормативный словарь географических названий, открытый список; нормативный словарь организаций, открытый список.
  Указывается страна, регион и т.д. (от большего к меньшему).
  Принято записывать географическое название на момент создания или обнаружения памятника; однако, возможна запись двух географических названий - старого и нового - с соответствующими пометами в скобках.
  В случае, когда принадлежность художника оспаривается несколькими странами, через тире указываются художественные (= географические) школы этих стран.
  Для а р х е о л о г и ч е с к и х памятников, созданных до классового общества и государственности, укажите регион распространения (или соответствующую культуру в поле “Культурный период”).
Примеры:
        место создания… = Россия, Санкт-Петербург
        место создания… = СССР, Московская обл., пос. Вербилки
        место создания… = Россия, Тульский завод “Штамп”
        место создания… = Италия, Флоренция - Фландрия - Франция
        место создания… = верховье реки Ангары

НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА

Содержание:
Предметное имя; название произведения (авторское или данное в музее); сюжет, послуживший названием; местное название.
З а м е ч а н и я:
1. Возможна одновременная запись предметного имени и названия произведения.
2. В рамках предлагаемой системы описания данное поле несет большую информационную нагрузку и в нем могут присутствовать разнообразные дополнительные сведения (указывающиеся в скобках):
    а) стадия создания произведения:
модель, макет, картон…,
    б) подлинность предмета:
копия, фальшивка, новодел, муляж …,
    в) разъяснительная информация, относящаяся к местному названию,
    г) сведения об описываемой части / частях предмета или комплекта,
    д) перечень предметов, входящих в комплект,
    е) количество имеющихся в музее аналогичных экспонатов.
Правила заполнения:
  Если произведение двустороннее (икона, монета), то между двумя названиями введите разделитель параграфов, например, диез (#). В случае наличия компьютерного изображения первым приводится название той стороны, которая представлена на этом изображении.
  Если произведение не имеет названия, то поле не заполняется. Слова без названия используются только в том случае, когда автор закрепил их в качестве названия.
  Если у произведения есть старое и новое название, то указываются оба названия с соответствующими пометами в скобках.
  Если у произведения двуязычное название (на русском и иностранном языках), то перепишите его только по-русски, а в скобках уточните языки оригинального текста и шрифт.
  Если название только на иностранном языке, то перепишите его (если позволяют буквы). В скобках предложите свой перевод. Уточните, на каком языке дается название и какой шрифт используется.
  Если название существует в виде надписи, перепишите его и в скобках уточните, что это название есть надпись.
  Если название на нескольких строчках (например, в виде стихотворной строфы), то отмечайте переход на другую строчку наклонной чертой “/”.
  Если слишком длинное название, то запишите первые и последние слова названия, разделяя их тремя точками, заключенными в квадратные скобки.
  Для сохранившихся образцов, относящихся к  е с т е с т в е н н ы м  н а у к а м, указывается общепринятое имя, соответствующее его научному имени, по возможности, записанному в сопроводительных скобках. Если для естественных наук принято употребление названия на латинском языке, то его так и записывают, а в скобках дают русскую транскрипцию. Современные названия образцов (минералов, горных пород, ископаемых и пр.) - научные и общепринятые - даются на основе опубликованных нормативных словарей.
Примеры:
        название = пряник “Козуля”
        название = лестовки (старообрядческие четки)
        название = Апостол Матфей (Царские врата, правая створка)
        название = чайный сервиз (6чашек, 6 блюдец, 1 чайник, 1сахарница)
        название = акулий зуб (1000 экземпляров)
        название = Бог Саваоф (лицевая сторона) #
                          Сошествие во ад (оборотная сторона)
        название = Портрет женщины (старое название);
                          Портрет герцогини де Морни (новое название)
        название = Портрет Жозефины (русск, франц., готический шрифт)
        название = Гельветическая республика (надпись)
        название = Паспорт, выданный графуНарбону […] 16мая 1812 г
        название = дикая африканская кошка (felis lybica)
        название = staurikosaurus (ставрикозавр, лат.).

ДАТИРОВКА

Содержание:
Точная дата или вилка лет
3, когда создавался описываемый предмет.
Правила заполнения:
  Арабскими цифрами записывается год создания, а также время начала создания или нижняя граница вилки лет и время окончания создания или верхняя граница вилки лет.
  В скобках после даты или вилки лет возможна запись о той части предмета, к которой эта датировка относится.
Примеры:         типология = скульптура
        автор = Коломбо Р.
        название = Наполеон
       
датировка = 1885
        типология = костюм
        название = мундир маршала Франции
       
датировка = 1810 - 1814

КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРИОД

Содержание:
  Временной (культурный) период: эпоха, век, половина века, четверть века.
  Геохронологический период.
  Период творчества автора.
Правила заполнения:
  Нормативный словарь.
  При записи века используются римские цифры.
  Период типа десятые годы XIX века может записываться или в этом поле словами: 10-ые годы XIX века, - или в поле “датировка”: 1810 - 1819.
  Если предмет или предметы (составляющие целое) датируются несколькими периодами, то в данном поле перечисляются последовательно через запятую все периоды и даты, относящиеся к данному памятнику.
  Для  а р х е о л о г и ч е с к и х  н а х о д о к  указывается геологический период.
  Для  а р х е о л о г и ч е с к и х  п а м я т н и к о в, созданных до классового общества и государственности, указывается соответствующая культура (или в поле “Место создания” регион распространения).
  Для  г е о л о г и ч е с к и х  н а у к  поле заполняется по словарю геохронологической шкалы, в него записывается информация двух типов:
    а) геологический возраст образца - относительный и абсолютный,
    б) время включения в первую коллекцию.
Примеры:
        культурный период = XIX век
        культурный период = середина XIX века
        культурный период = первая четверть XVIII века
        культурный период = конец XVIII - начало XIX века
        культурный период = XV век, XVII век
        культурный период = эпоха Петра I
        культурный период = Средневековье
        культурный период = эпоха Возрождения
        культурный период = палеолит
        культурный период = Андроновская культура
        культурный период = кайнозой, 200 млн лет
        автор = Пикассо Пабло
       
культурный период = розовый период

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА

Содержание:
  Материал основы или составных частей описываемого предмета.
  Средства или способ, использованные при создании предмета.
  Сведения об оригинальных составляющих произведения. 4
Правила заполнения:
Нормативный словарь по материалам; нормативный словарь по технике ; в скобках после ключевых слов даются пояснения относительно части (или оригинальных составляющих) описываемого предмета.
Примеры:
        название = стул
       
материалы и техника = дуб (рама), кожа (сидение), латунь (гвозди)
        название = Мария-Луиза, вторая жена Наполеона
       
материалы и техника = бумага, гравюра пунктиром, офорт

РАЗМЕРЫ, ВЕС

Содержание:
Максимальные значения размеров (высота, ширина, длина, толщина, внешний диаметр) и общего веса описываемого предмета, полученные по правилам музейного обмера.
Для двумерных (картина, рисунок) или трехмерных (скульптура, ваза) предметов, располагаемых
по вертикали, используются термины высота, ширина, толщина. Для двумерных (кусок ткани) или трехмерных (саркофаг) предметов, располагаемых по горизонтали, используются термины длина - для самого большого размера, ширина - для меньшего и толщина - в случае необходимости.
NB: в данном поле не указываются:
    а) масса драгоценных металлов, измеряемая в каратах;
    б) мера содержания золота в сплавах, измеряемая в каратах;
    в) проба драгоценных металлов.
Правила заполнения:
  Для записи размеров и веса используются следующие сокращения: в. - высота, ш. - ширина, дл. - длина, тол. - толщина, д. - диаметр, вес - вес.
  Линейными единицами измерения являются сантиметры, весовыми единицами измерения - килограммы. Исключение составляют изделия из золота и серебра, а также предметы нумизматики, для которых вес измеряется в граммах. Согласно практике, сокращения, принятые для единиц измерения, не имеют на конце точки и не изменяются во множественном числе.
  В скобках после сокращения размера или веса могут даваться пояснения относительно той части предмета, значение размера которой приводится.
  Для произведений живописи основа измеряется без рамы.
Примеры:
        типология = скульптура
        название = Св. Иосиф и младенец Иисус
       
размеры, вес = в. 51; ш. 57.5; тол. 12; д. (основание) 26.6
        типология = украшение
        название = кольцо
       
размеры, вес = д. 2 ; вес 4

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Содержание:
Ключевые слова передают информацию, позволяющую идентифицировать описываемый предмет среди аналогичных или подобных ему предметов. В основном ключевые слова передают информацию, не вошедшую в предыдущие поля описания и относящиеся к иконографии предмета:
5
- жанр (
портрет, пейзаж, натюрморт, сцена …),
- форма,
- орнамент,
- тема изображения (
природа, человек, общество, социальная жизнь, политика, административная жизнь, военная жизнь, земледелие, охота, рыбная ловля, промышленность, торговля, транспорт, наука, искусство, театр, религия…),
- сюжет (
географический, библейский, мифологический),
- изображенные персонажи,
- исторические лица, связанные с описываемым предметом,
- этническая принадлежность,
- известное общество (
религиозное, междунорлдное, политическое, тайное…),
- изображенная эпоха (
золотой век, античность, средневековье, ренессанс…),
- стиль (
Викторианская эпоха…),
- идентификационные знаки на изображении: пометы, клейма, надписи, подписи и т.п.,
- письменные источники изображения,
- ….
Правила заполнения:
  Нормативный словарь.
  Ключевые слова записываются через запятую.
  Порядок следования ключевых слов определяется логической последовательностью: расположением объектов изображения (если ключевые слова относятся непосредственно к иконографии предмета), хронологией, убыванием значимости…
Примеры:
        типология = государственная награда
        название = большой крест ордена Почетного легиона
       
ключевые слова 6 = нагрудный наградной знак,
                      орден Почетного легиона, в форме креста,
                      портрет, Наполеон, в профиль, в медальоне, надпись,
                      атрибут королевской власти, корона

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Содержание:
Лаконичное (по возможности, ограниченного размера) описание основных отличительных признаков предмета, позволяющих идентифицировать этот предмет среди аналогичных или подобных ему предметов:
- форма,
- цвет,
- художественный стиль,
- жанр,
- сюжет,
- функциональное назначение предмета,
- место расположения клейм, штампов, надписей, подписей и др. знаков,
- изображение, орнамент
- ...
Правила заполнения:
Свободный текст.
NB:Под текстом краткого описания может указываться фамилия, имя, отчество автора описания.
Примеры:
        музей = Государственный исторический музей
        типология = живопись
        название = Портрет В.И. Ленина
        автор = Визель Э.О.
       
краткое описание = за Лениным слева направо изображены:
                      Зиновьев Г.Е., Урицкий М.С., Луначарский А.В.,
                      Молотов В.М., неизвестный (фигура закрашена),
                      Троцкий Л.Д.

КОММЕНТАРИЙ

Содержание:
  Уточнения к информации, имеющейся в предыдущих полях..
  Сведения, не вошедшие в предыдущие поля описания:
- варианты названия произведения,
- текст надписи или пометы,
- связь предмета с историческими лицами и событиями,
- сведения о поступлении,
- сведения о времени и месте бытования предмета,
- годы жизни лиц, связанных с созданием описываемого предмета,
- возраст находки,
- дата и место находки,
- …
Правила заполнения:
Свободный текст.
NB: Под текстом комментария может указываться фамилия, имя, отчество автора (авторов) комментария.
Примеры:
        музей = Государственный исторический музей
        типология = живопись
        название = В.И. Ленин. II Конгресс Коминтерна
                      (этюд к портрету с натуры)
        автор = Пастернак Л.О.
       
комментарий = произведения художника находились в фонде
                      спецхранения Музея в связи с тем, что с 1921 года
                      он жил за границей - сначала в Германии, а затем
                      в Англии, где умер в 1945 году
        типология = государственная награда
        название = большой крест ордена Почетного легиона
       
комментарий = надпись:”Napoleon Emp. Des Francais”
                      (Наполеон император французов, франц)

С сайта: http://www.museum.ru/future/part03/03020202.htm 


Предварительный просмотр: