Эш тәҗрибәсе - Опыт работы

Галиева Эндже Раисовна

Формирование коммуникативных компетенций

на уроках татарского языка и литературы

            Я работаю учителем татарского языка и литературы в гимназии № 93 Советского района первый год. Это инновационное учебное  заведение, где я впервые на практике столкнулась с блочно-модульной системой обучения и мне пришлось осваивать эту новую для меня технологию. В гимназии также применяется двенадцатибальная система оценивания знаний учащихся.

            Татарский язык, который я преподаю в начальных классах, является вторым государственным языком в нашей республике. Я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, живущий в РТ, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на татарском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

            Введение ФГОС в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы предполагает коренное совершенствование всей системы учебных средств и методов обучения. На ступени начального образования важно научить детей осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, формировать позитивное эмоциональное ценностное отношение к татарскому языку, стремление его к грамотному использованию.

Цели моей педагогической деятельности:

-Практическое освоение  фонетических, лексических, грамматических единиц и повышение речевых навыков у учащихся;

-Активизировать умственную активность у учеников;

-Пополнение духовного мира у учащихся, воспитание толерантности.

В процессе изучения татарского языка обучающиеся получают возможности реализовать в устном и письменном общении (в том числе c использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. На моих уроках ученики получают начальные представления о  нормах татарского языка (орфоэпических, лексических и грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. Вследствие этого у обучающихся будет сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позицию умение задавать вопросы.

            На своих уроках я несу не готовые знания, а ставлю проблему, имеющую значимую ценность. Стараюсь, чтобы каждое учебное занятие было направлено на развитие логического мышления, коммуникативных действий, стремления  к изучению татарского языка. С этой целью я применяю в своей педагогической деятельности следующие методы обучения, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят:

-        объяснительно-иллюстративный;

-        репродуктивный;

-        проблемное изложение знаний;

-        частично-поисковый;

-        исследовательский.

            Моя основная работа на уроках помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над правильностью – сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность. Глубже раскрыть творческий потенциал учащихся помогают уроки-диспуты и групповые работы, уроки, начинающиеся с постановки проблем и другие.

После напряженной работы на уроке, для повышения тонуса я стала проводить

минутки для релаксации, чтобы снять усталость и поднять настроение. Психологи убедительно доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечивать естественную психологическую разрядку. Поэтому игру, игровые ситуации применяю часто. И вижу: дети преодолевают страх, скованность. Игра – способ активации мыслительной деятельности, она будит дух соперничества, соревнования, создает ситуацию успеха.

            При разработке уроков учитываю основные прогрессивные технологии обучения:

-        личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;

-        технология развивающего обучения;

-        технология проблемно-диалогического обучения;

-        информационно-коммуникационные технологии,

-        здоровьесберегающе технологии.

Следуя старой, но верной истине «Учитель жив, пока учится», я стала осваивать современные информационные-коммуникативные технологии. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, имеющему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными ИКТ технологиями, в результате применения которых на уроках повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.

            Работа с обучающимися построена с учетом коммуникативной направленности, с соблюдением основных дидактических, лингвистических и методических принципов обучения татарскому языку как неродному, обогащена дополнительным содержанием с учетом специфики татарского языка и предполагает обучение через общение в ходе овладения аудированием, говорением, чтением и письмом. Каждая лексическая единица повторяется из урока в урок до полного самостоятельного свободного употребления. На уроках татарского языка мы не только вводим новые слова и грамматические структуры пошаговым методом, но и разбираем, а после этого записываем в тетрадь для правил все сложности и правила, которые могут возникнуть в результате их освоения.

            При изучении новой лексики, особенно глаголов, применяю метод жестов. Ученикам легче запоминать слова таким образом, нежели простым заучиванием. Они сами активно участвуют в этом процессе, тем самым повышается интерес к предмету. В первых классах, как правило, знания учеников оценивается только словами «отлично», «хорошо», «старайся». Я же в своей деятельности применяю иной подход: в качестве положительных оценок выдаю вырезанные из цветной бумаги фигурки, когда число фигурок достигнет количества 15 штук – выдаю красочные дипломы. У учеников повышается мотивация, начинает формироваться соревновательный дух.

            Особое место в педагогической деятельности занимает национально-культурный компонент, который подразумевает включение страноведческого материала, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа, а также материалов, обеспечивающих коммуникативную компетенцию учащихся начальной школы. Произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки), стихотворения поэтов-классиков и современников водятся с учетом изученного ранее материала (лексики и грамматических конструкций), также исходя из возрастных особенностей учащихся с учетом всех принципов обучения.

            Для того, что урок получился, нужно сделать его интересным для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. В каждом уроке должны быть свои изюминки, не бывает неинтересных тем, бывает недостаточная подготовка учителя по данной теме.

            Совместное творчество ученика и учителя – это главное условие успешности педагогической работы.

            В гимназии начальная школа обучается по развивающей системе Л.В. Занкова. Система Л.В. Занкова предполагает воспитывать гармонично развитую, потенциально богатую, творческую и конкурентноспособную личность через развивающую систему обучения. Мои уроки татарского языка и литературного чтения также  основаны на этих принципах.

            Блочно-лабораторная система обучения в нашей гимназии позволяет проводить с учениками лабораторные занятия. Один лабораторный урок я уделяю работе с одаренными детьми. Ученики с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, оптимистично и с энтузиазмом выполняют творческие задания. Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Главной целью исследовательского обучения я вижу формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуре. Чем больше умений и навыков обретает ребенок на начальных этапах своей познавательной деятельности, тем более успешным он становится на дальнейших этапах своего развития. Мои ученики принимают активное участие в различных конференциях для младших школьников и занимают призовые места, что дает им мотивацию на достижение более творческих результатов в дальнейшем.

            Мои педагогические аксиомы просты:

-        Если я хочу, чтобы ребенок стал умным и образованным, необходимо прежде сего заботиться о его духовном и телесном здоровье;

-        Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, надо сделать учение веселым и радостным;

-        Если я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.

            Уильям Артур Уорд говорил: «Средний учитель говорит. Хороший учитель объясняет. Высший учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

            Я очень люблю свое дело, не представляю жизни без любимых учеников и стремлюсь к тому, чтоб спустя годы обо мне могли сказать «Она совершенный учитель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty._galieva_e.r.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций

на уроках татарского языка и литературы

        Я работаю учителем татарского языка и литературы в гимназии № 93 Советского района первый год. Это инновационное учебное  заведение, где я впервые на практике столкнулась с блочно-модульной системой обучения и мне пришлось осваивать эту новую для меня технологию. В гимназии также применяется двенадцатибальная система оценивания знаний учащихся.

        Татарский язык, который я преподаю в начальных классах, является вторым государственным языком в нашей республике. Я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, живущий в РТ, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на татарском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

        Введение ФГОС в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы предполагает коренное совершенствование всей системы учебных средств и методов обучения. На ступени начального образования важно научить детей осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, формировать позитивное эмоциональное ценностное отношение к татарскому языку, стремление его к грамотному использованию.

Цели моей педагогической деятельности:

-Практическое освоение  фонетических, лексических, грамматических единиц и повышение речевых навыков у учащихся;

-Активизировать умственную активность у учеников;

-Пополнение духовного мира у учащихся, воспитание толерантности.

В процессе изучения татарского языка обучающиеся получают возможности реализовать в устном и письменном общении (в том числе c использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. На моих уроках ученики получают начальные представления о  нормах татарского языка (орфоэпических, лексических и грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. Вследствие этого у обучающихся будет сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позицию умение задавать вопросы.

        На своих уроках я несу не готовые знания, а ставлю проблему, имеющую значимую ценность. Стараюсь, чтобы каждое учебное занятие было направлено на развитие логического мышления, коммуникативных действий, стремления  к изучению татарского языка. С этой целью я применяю в своей педагогической деятельности следующие методы обучения, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение знаний;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

        Моя основная работа на уроках помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над правильностью – сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность. Глубже раскрыть творческий потенциал учащихся помогают уроки-диспуты и групповые работы, уроки, начинающиеся с постановки проблем и другие.

После напряженной работы на уроке, для повышения тонуса я стала проводить

минутки для релаксации, чтобы снять усталость и поднять настроение. Психологи убедительно доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечивать естественную психологическую разрядку. Поэтому игру, игровые ситуации применяю часто. И вижу: дети преодолевают страх, скованность. Игра – способ активации мыслительной деятельности, она будит дух соперничества, соревнования, создает ситуацию успеха.

        При разработке уроков учитываю основные прогрессивные технологии обучения:

  • личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;
  • технология развивающего обучения;
  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • здоровьесберегающе технологии.

Следуя старой, но верной истине «Учитель жив, пока учится», я стала осваивать современные информационные-коммуникативные технологии. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, имеющему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными ИКТ технологиями, в результате применения которых на уроках повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.

        Работа с обучающимися построена с учетом коммуникативной направленности, с соблюдением основных дидактических, лингвистических и методических принципов обучения татарскому языку как неродному, обогащена дополнительным содержанием с учетом специфики татарского языка и предполагает обучение через общение в ходе овладения аудированием, говорением, чтением и письмом. Каждая лексическая единица повторяется из урока в урок до полного самостоятельного свободного употребления. На уроках татарского языка мы не только вводим новые слова и грамматические структуры пошаговым методом, но и разбираем, а после этого записываем в тетрадь для правил все сложности и правила, которые могут возникнуть в результате их освоения.

        При изучении новой лексики, особенно глаголов, применяю метод жестов. Ученикам легче запоминать слова таким образом, нежели простым заучиванием. Они сами активно участвуют в этом процессе, тем самым повышается интерес к предмету. В первых классах, как правило, знания учеников оценивается только словами «отлично», «хорошо», «старайся». Я же в своей деятельности применяю иной подход: в качестве положительных оценок выдаю вырезанные из цветной бумаги фигурки, когда число фигурок достигнет количества 15 штук – выдаю красочные дипломы. У учеников повышается мотивация, начинает формироваться соревновательный дух.

        Особое место в педагогической деятельности занимает национально-культурный компонент, который подразумевает включение страноведческого материала, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа, а также материалов, обеспечивающих коммуникативную компетенцию учащихся начальной школы. Произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки), стихотворения поэтов-классиков и современников водятся с учетом изученного ранее материала (лексики и грамматических конструкций), также исходя из возрастных особенностей учащихся с учетом всех принципов обучения.

        Для того, что урок получился, нужно сделать его интересным для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. В каждом уроке должны быть свои изюминки, не бывает неинтересных тем, бывает недостаточная подготовка учителя по данной теме.

        Совместное творчество ученика и учителя – это главное условие успешности педагогической работы.

        В гимназии начальная школа обучается по развивающей системе Л.В. Занкова. Система Л.В. Занкова предполагает воспитывать гармонично развитую, потенциально богатую, творческую и конкурентноспособную личность через развивающую систему обучения. Мои уроки татарского языка и литературного чтения также  основаны на этих принципах.

        Блочно-лабораторная система обучения в нашей гимназии позволяет проводить с учениками лабораторные занятия. Один лабораторный урок я уделяю работе с одаренными детьми. Ученики с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, оптимистично и с энтузиазмом выполняют творческие задания. Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Главной целью исследовательского обучения я вижу формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуре. Чем больше умений и навыков обретает ребенок на начальных этапах своей познавательной деятельности, тем более успешным он становится на дальнейших этапах своего развития. Мои ученики принимают активное участие в различных конференциях для младших школьников и занимают призовые места, что дает им мотивацию на достижение более творческих результатов в дальнейшем.

        Мои педагогические аксиомы просты:

  • Если я хочу, чтобы ребенок стал умным и образованным, необходимо прежде сего заботиться о его духовном и телесном здоровье;
  • Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, надо сделать учение веселым и радостным;
  • Если я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.

        Уильям Артур Уорд говорил: «Средний учитель говорит. Хороший учитель объясняет. Высший учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

        Я очень люблю свое дело, не представляю жизни без любимых учеников и стремлюсь к тому, чтоб спустя годы обо мне могли сказать «Она совершенный учитель».