ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ. Методики, используемые для диагностик (КАРТОТЕКА, ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИК, ОБРАЗЦЫ, ПРИМЕРЫ)

Методики, используемые для диагностик (КАРТОТЕКА, ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИК, ОБРАЗЦЫ, ПРИМЕРЫ). Образцы моих протоколов по запросу социального педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики, используемые для диагностики учащегося

7 «…» класса ………. , состоящего на учете в КДН и ВШУ

  1. ХОЛ

Методика экспресс-диагностики характерологических

особенностей личности Т. В. Матолина 

(цель: исследование темпераментальных характеристик: а) экстраверсия-интроверсия; б) нейротизм-эмоциональная стабильность. Определение типа характера).

  1. ИВС

Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана

(цель: определить уровень развития волевой саморегуляции и контроля).

  1. УКЛ

Определение уровня конфликтности личности» (Д.М. Рамендик)

(цель: определение степени конфликтности личности и стратегий выхода из конфликтных ситуаций).

  1. СЗ 13

Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Лозовая Г.В.)

(цель: тест на аддикцию определяет склонность человека к 13 видам зависимостей. Методика Лозовой Г.В. позволяет диагностировать общую склонность к зависимостям: алкогольную зависимость, интернет - и компьютерную зависимость, любовную зависимость, наркотическую зависимость, игровую зависимость, никотиновую зависимость, пищевую зависимость, зависимость от межполовых отношений, трудоголизм, телевизионную зависимость, религиозную зависимость, зависимость от здорового образа жизни, лекарственную зависимость и общую склонность к зависимостям).

  1. УТФ

Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной

тревожности Филлипса

(цель: позволяет не только установить уровень развития тревожности у ребенка, но и выявить характер переживаний).

  1. СДП

Склонность к девиантному поведению (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск)

(цель: для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП)).

  1. ПОР

Подростки о родителях

(автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном)

(цель: диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день, также мы можем понять, какая обстановка царит в семье и как это отражается на хрупкой личности ребенка).



Предварительный просмотр:

Протокол ……….. 2022-2023

………………. (9 «В»)

  • Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста. Направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.

Результат:

Шкала

Баллы

Познавательная активность

26

Мотивация достижения

28

Тревожность

18

Гнев

27

26+28+(-18)+(-27) = 9   IV уровень

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.

Степень выраженности каждого показателя:

  • Познавательная – средний
  • Тревожность – средний                         Диффузное эмоциональное отношение при

                                                                        фрустрированности значимых

                                                                                       потребностей

  • Гнев – высокий 

  • Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной

тревожности Филлипса

Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

                   ОБРАБОТКА ПО ФАКТОРАМ:                              

Факторы

Число совпадений

%

1. Общая тревожность в школе

22

100

2. Переживание социального стресса

8

88

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

9

70

4. Страх самовыражения

6

100

5. Страх ситуации проверки знаний

6

100

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

5

100

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

5

100

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

6

75

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

ИТОГ: По всем показателям состояние неблагополучное.

С данной учащейся проводилась консультационная и профилактическая беседа с целью изменения морально-нравственных и ценностных установок, формирования социально-ответственной личности.

В контакте была доступная и открытая, доброжелательна, стеснительная.

Обсуждались вопросы неуверенности в себе, проблемы самооценки, поиск места в жизни, понимание себя, управление стрессом, жизненные интересы, причины отсутствия мотивации к учению, поиск выхода из сложных жизненных ситуаций, «Я и класс»…

Изучался интерес и способности.

Оказана помощь в проектировании в проектировании своего поведения.



Предварительный просмотр:

Отчет о результатах диагностики Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса

Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Дата проведения: 23.01.2023 г.

Приняли участие: ………… Сергей (………… г.р.), учащийся 8 – А класса                   

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФАКТОРАМ:      

                         

Факторы

Число совпадений

%

совпадений

%

несовпадений

(проявление тревожности)

1. Общая тревожность в школе

21

95

5

2. Переживание социального стресса

9

81

9

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

9

69

31

4. Страх самовыражения

5

83

17

5. Страх ситуации проверки знаний

5

83

17

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3

60

40

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

5

100

0

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

5

62

38

 

Обработка результатов по факторам

Вывод:

По всем факторам показатели не превышают 50 %.

Это значит, что ТРЕВОЖНОСТЬ у ребенка, ВНУТРЕННЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКА НЕ ИМЕЮТ СЕРЬЕЗНЫХ ОПАСЕНИЙ.

НО…

Стоит обратить внимание на Страх не соответствовать ожиданиям окружающих ( ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок)

и

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).

Показатели этих факторов недалеки от срединных.

_______________                                                                            педагог-психолог:

                                                                                                                            Малекина Г.М.

                                                                                                                            ___________________



Предварительный просмотр:

Протокол ………… 2022-2023

……………  (9 «Г»)

  • Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной

тревожности Филлипса

Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

                   ОБРАБОТКА ПО ФАКТОРАМ:                              

Факторы

Число совпадений

%

1. Общая тревожность в школе

19

86

2. Переживание социального стресса

7

63

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

11

84

4. Страх самовыражения

3

50

5. Страх ситуации проверки знаний

5

83

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

4

80

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

5

100

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

8

100

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

ИТОГ:

Результаты показателей, а именно:

1. Общая тревожность в школе - высокая

2. Фрустрация потребности в достижении успеха – высокая

3. Страх ситуации проверки знаний – высокий

4. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – высокий

5. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – неблагополучие

6. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – неблагополучие

  • Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста. Направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.

Результат:

Шкала

Баллы

Познавательная активность

26

Мотивация достижения

29

Тревожность

23

Гнев

16

26+29+(-23)+(-16) = 16   III уровень

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

Степень выраженности каждого показателя:

  • Познавательная – средний
  • Тревожность – средний                        

                                                                        Диффузное эмоциональное отношение

                                                                                       

  • Гнев – средний 

(ведущими мотивами могут стать боязнь наказания со стороны школы, семьи и социального одобрения  родителями, педагогами, одноклассниками.  Для этих учащихся важным является одобрение, признание их успехов со стороны родителей, и они учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения при значимости наказания, порицания за учебные неудачи. Такие учащиеся учатся из-за страха быть наказанными, особенно со стороны семьи, где они боятся быть неуспешными и неспособными. Обучение таких учащихся, как правило, носит характер «дрессировки». Они могут хорошо справляться с типовыми заданиями, но затрудняются при выполнении заданий творческого характера, так как боятся ошибиться тем самым вызвать неудовольствие родителей или педагогов).

  • Анализ диагностики детско-родительских отношений

(автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном),

который помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день.

POZ (Шкала позитивного = 18) ПОКАЗАТЕЛЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ

DIR (Шкала директивности = 12) ПОКАЗАТЕЛЬ С ПОВЫШЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ

(Директивность матери по отношению к сыну подросток видит в ее декларации; мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом»)

HOS (Шкала враждебности = 6) ПОКАЗАТЕЛЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ

AUT (Шкала автономии = 12) ПОКАЗАТЕЛЬ СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ

NED (Шкала непоследовательности = 12) ПОКАЗАТЕЛЬ ОТЧЕТЛИВО ВЫРАЖЕННЫЙ

(Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность).

С данным учащимся проводилась консультационная и профилактическая беседа с целью изменения морально-нравственных и ценностных установок, формирования социально-ответственной личности.

В контакте был доступен и открыт, несколько скованный, но доброжелательный.

Обсуждались вопросы неуверенности в себе, проблемы самооценки, поиск места в жизни, понимание себя, управление стрессом, жизненные интересы, «Я и класс», а также отношения внутрисемейные.

Изучался интерес и способности.

Оказана помощь в проектировании своего поведения, в способах волевой саморегуляции.

  • Склонность к девиантному поведению (Э.В. Леус)

Блок

Вопросы с… до…

Показа

тель

Значения

баллов

Оценка степени социально-психологической дезадаптации

Степень дезадаптации

1

I шкала

социально обусловленное поведение

(СОП)

1 – 15

30

0-10

отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение, преобладает индивидуализация

Отсутствие

11-20

обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение – подростковая реакция группирования

Легкая

21-30

сформированная модель социально обусловленного поведения

Выраженная

2

II шкала

делинквентное поведение

(ДП)

16 – 30

4

0-10

отсутствие признаков делинквентного поведения

Отсутствие

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению

Легкая

21-30

сформированная модель делинквентного поведения

Выраженная

3

III шкала

зависимое (аддиктивное) поведение

(ЗП)

31 – 45

4

0-10

отсутствие признаков зависимого поведения

Отсутствие

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению

Легкая

21-30

сформированная модель зависимого поведения

Выраженная

4

IV шкала

агрессивное поведение

(АП)

46 – 60

4

0-10

отсутствие признаков агрессивного поведения

Отсутствие

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению

Легкая

21-30

сформированная модель агрессивное поведения

Выраженная

5

V шкала

суицидальное (аутоагрессивное, самоповреждающее) поведение

(СП)

61 - 75

12

0-10

отсутствие признаков аутоагрессивного поведения

Отсутствие

11-20

обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению

Легкая

21-30

сформированная модель аутоагрессивное поведения

Выраженная

ВЫВОД:

Показатели  I шкалы - социально обусловленное поведение (СОП) имеют выраженный характер и максимальное значение, что говорит о:

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения. Возможно имеются антисоциальные или девиантные в разных вариантах направленности, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.

Показатели V шкалы - суицидальное (аутоагрессивное) поведение (СП) имеют легкий характер.

Высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса. Поведение может быть направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью.



Предварительный просмотр:

Результаты СПТ 2021-2022

………… (7 «Г»)

показателя

Индивидуальные показатели

%

Факторы риска

1

Потребность в одобрении

48,33

2

Подверженность влиянию группы

33,33

3

Принятие аддиктивных установок социума

70

4

Склонность к риску

36,67

5

Импульсивность

            30

6

Тревожность

      16,67

Факторы защиты

7

Принятие родителями

70

8

Принятие одноклассниками

56,67

9

Социальная активность

40

10

Самоконтроль поведения

           30

СКЗ (Методика 1)

11

Благоприятное

КШ (Методика 2)

12

Незначительная

Вероятность вовлечения

13

Незначительная

Выводы:

  1. Из «факторов риска» крайне повышенный результат «принятие аддиктивных установок социума», что означает согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества.

Способен оправдывать свои социально неодобряемые поступки идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.

  1. При определенных социально-психологических условиях повышенная угроза вовлечения в зависимое поведение. Способен изменить свои установки и поведение, не подчиняясь группе. Его действия не связаны с желанием получать позитивный отклик в ответ на свое поведение, что может говорить об отсутствии гипертрофированного мнения с целью быть принятым (понравиться).
  2. Устойчивой склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций нет.
  3. Тревожность и беспокойство, плохое настроение и мрачное предчувствие имеют низкий показатель.
  4. Из «факторов защиты» настораживающие показатели по категориям «социальная активность» и «самоконтроль поведения».

Социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия (результат: очень низкая).

А то, что самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами, имеют тоже очень низкий показатель и в результатах, выданных на школу, и выделены особой краской в графе, говорит о том, что «фактор защиты» не срабатывает при высоком показателе «фактора риска» (принятие аддиктивных установок социума)

Если в жизни человека факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он/она будет подвержен развитию поведенческих расстройств.