Инновационная/экспериментальная деятельность

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.  И современные образовательные технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

"Ателье света и тени"

Игры со светом и тенью очень полезны для детского развития:

  • Во-первых, они развивают любознательность, внимание, усидчивость, воображение и фантазию детей.
  • Во-вторых, они здорово обогащают сенсорную систему (через зрительный канал).
  • В-третьих, сами по себе такие игры сопровождаются загадочностью, отчего дети воспринимают их как сказку. А естественный интерес к развивающим занятиям, согласитесь, дорогого стоит!

Ателье –это пространство в котором располагаются световые столы, проекторы, фонарики, различные цветные небьющиеся стеклышки. Играют с зеркалами и солнечными зайчиками. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

Перед тем как погрузиться в тему света.Предлагаю дать некоторые понятия.

Что такое свет?

Свет - это лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.Также свет - это тот или иной источник осаещения.

Какие есть свойства света?

  1. 1. Интенсивность (тусклый, яркий, мерцающий и т.д.)
  2. 2. Цвет (тёплый, холодный, нейтральный и конечно оттенки цветового спектра)
  3. 3.Направленность (снизу, сверху, сбоку)

Зная свойства света, Вы можете один и тот же предмет видеть и воспринимать по-разному.

Иатериалы которые вам понадобятся для организации «Ателье света и тени»:

  1. 1. Естественный свет
  2. 2. Световой стол
  3. 3. Кодоскоп (оверхед-проектор)
  4. 3. Зеркало
  5. 4.Вода
  6. 5.Прожектор, фонарь, фонарик (разного размера)
  7. 6. Неоновая лампа
  8. 7. Проектор
  9. 8. Линза, лупа
  10. 9.Цифровой микроскоп
  11. 10.Настольная лампа
  12. 11. Кольцевая лампа
  13. 12. Лампочка RBG
  14. 13. Фоточувствитнльная бумага
  15. 14.Окна

Материалы могут быть:

  • прозрачные
  • полупрозрачные
  • не пропускающие свет
  • перфорированные
  • блестящие
  • светоотражающие

Статья для электронного сборника "Рождественские чтения 2022"

Презентация выступления "Ателье света и тени" на XII Региональных Рождественских образовательных чтениях.

БАБАШКИ

Что такое бабашки? Интересное название, немного смешное.Это конструктор. Один из немногих, который может решать важные образовательные задачи:игра, общение, движение, моделирование, пространственная ориентация. Именно при работе с этим конструктором у детей формируется самостоятельность и инициатива, такие функции как планирование, создание собственных схем, воплощение собственных идей. И здесь же - воля, произвольность.Есть два вида Бабашек : Ростовой конструктор ( деревянный набор) и уличный конструктор

Методический материал по теме 

Ссылка на сообщество

Тико -моделирование

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском

Материал по теме посмотреть

МАТЕ +

Математическая коробка «Мате: плюс» - это комплексное решение для детского сада, разработанное ведущими специалистами в области раннего математического развития. Материалы предназначены для детей двух возрастных групп – до 5 лет и после 5 лет. В комплект входят:

  • -методические материалы для педагога (включая материалы для ведения наблюдений);
  • - рабочие и диагностические материалы для ребёнка;

-игровые материалы и система карточек с описанием игр.Преимущества комплекта заключается в том, что все задания представлены в игровой форме, которые гарантируют позитивные эмоции детей. В комплекте представлен большой выбор игр и игрушек и их вариантов. Разработчики тщательно продумали систему игровых, рабочих и диагностических материалов. Игры и отличные материалы доставляют немало радости как детям, так и взрослым и вдохновляют на педагогическое творчество.

Существуют разные варианты использования комплекта. Мы использовали различные формы организации детей: организованные образовательные ситуации со всеми детьми, с подгруппой и индивидуально и в самостоятельной деятельности. Педагогическое руководство состоит в создании условий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.  Основной математический опыт относится не только к количеству и числам, но и к другим разделам математики, таким как геометрия, пространство, закономерности, измерения и вероятность.

Опыт показывает, что детям нравится играть за столом с фишками, кубиками, где ребята придумывают разнообразные постройки, успешно пользуются схемами, и карточками для детей. Помимо игр и заданий, предложенных системой «Мате: плюс» Математика в детском саду», дети самостоятельно придумывают игры, экспериментируют с основными геометрическими фигурами, придумывают друг другу задания. Так незаметно, в процессе игры, дети совершают различные математические действия, пополняют свой активный словарь математическими терминами. Для повышения качества образования в детском саду огромное значение имеет возможность заинтересовать ребёнка, которую как раз и может предоставить «Мате: плюс», чем увлекательнее будут занятия, тем быстрее сформируется у детей интерес к обучению математике, значительнее будут их успехи.

С помощью материалов «Мате: плюс». Математика в детском саду» закладываются основы широкого понятия о числе. Но арифметические умения – не единственное, что развивают материалы комплекта. Скорее с их помощью можно помочь развитию у детей умения решать проблемы в процессе размышления. Ведение ребёнка в мир математики происходит достаточно осторожно, как бы между делом в обычной жизни, в игре.

Игры, входящие в набор «Мате+»  способствуют реализации таких задач в развитии математических знаний как.1. Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

2. Формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.

3. Формирование  приёмов логического мышления (сравнение, обобщения, классификации).

4. Развитие самостоятельности познания, поощрение проявления творческой инициативы.

5. Развитие  мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

Для повышения качества образования, воспитания и развития, ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание развивающей предметно-пространственной среды.С помощью компактности набора «Мате: плюс» среда группы формируется с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. При организации развивающей среды учитывается возраст детей, особенности развития.

Методические материалы посмотреть.