Для родителей

Косарева Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Советы родителям юных упрямцев

Способность мыслить самостоятельно и отстаивать свое мнение, безусловно, важные черты характера. Но что делать, если ребенок начинает ими злоупотреблять? Например, спорит с вами по любому случаю и упрямствует по поводу и без.

1. Прежде всего, важен позитивный настрой.

2. Обязательно обсуждайте с ребенком его поведение. Он должен понять, что главное в общении с собственными родителями – не настоять на своем любой ценой, а достичь разумного компромисса на основе взаимной любви и уважения.

3. Заведите правила игры, которые обязательны к выполнению обеими сторонами. В первую очередь, право на апелляцию – ребенок должен всегда иметь возможность чуть позже донести до вас свои аргументы в полном объеме, даже если вы все-таки настояли на своем. Честная игра восстановит гармонию в семье и поможет ребенку смириться с положением вещей. 

4. Дети должны знать, что такое поведение имеет ряд не слишком приятных последствий, которые неотвратимо последуют, если продолжать в том же духе.

5. Послушание должно быть достойно вознаграждено. Совсем не обязательно-материально. Если ребенок почувствует, насколько приятнее жить, когда в доме царит мир, покой и взаимоуважение, а не война по любому поводу, он сам в итоге захочет стать «белым и пушистым».



Предварительный просмотр:

Проблемы  первоклашки

Проблема 1. Режим дня ужесточился

Даже если  малыш посещал детский сад, и знает, что такое жизнь по расписанию, за лето режим успеет сбиться. Многие родители откладывают приучение к школьному графику на потом. Мало кто из новоиспеченных школьников может без подготовки включиться в новый распорядок дня. В результате снижаются внимание и острота восприятия, а значит, и успеваемость не будет блестящей, даже если ребенок хорошо подготовлен к школе.  

Чтобы этого не случилось, позаботьтесь о том, чтобы организм будущего школьника плавно вошел в новый ритм, в идеале – еще за три недели до начала занятий. Особое внимание стоит уделить малышам, которые не ходили в сад и привыкли полуночничать, подолгу спать по утрам, садиться за стол по собственной прихоти. Педиатры настоятельно советуют родителям хотя бы за год до школы взять себя в руки и оптимизировать распорядок дня, причем не только детский, но и свой собственный.

Проблема 2. Отрыв от семьи

Теперь рядом нет ни заботливой мамы или бабушки, ни даже воспитательницы, готовой по первому зову вытереть нос или завязать шнурки. Множество совершенно посторонних людей, с которыми новоиспеченный первоклассник знакомится в школе, вынуждают его жить по новым законам и правилам. От этого ребенок чувствует себя еще более растерянным и заброшенным.

Чтобы этого не случилось, необходимо терпеливо объяснять малышу, как это здорово, что он уже настолько подрос и может учиться в школе. Объясняйте малышу, что школьные уроки требуют особых норм поведения и будьте снисходительны: никто не рождается с готовыми знаниями. В то же время постарайтесь уделять чаду побольше времени после занятий и в выходные. Чувствуя неослабевающую заботу и поддержку, он быстрее привыкнет к новым реалиям.

Проблема 3. Трудности в общении

С одной стороны, все дети мечтают приобрести в школе новых друзей, а с другой – совершенно не умеют налаживать отношения самостоятельно. К этому может прибавиться и страх перед первой  учительницей.

Чтобы этого не случилось, с раннего детства приучайте ребенка контактировать с самыми разными людьми. Очень важно дать ребенку понять, что мир не ограничивается его семьей или даже группой детского сада. Столь же важны и правила хорошего тона: быть приветливым и дружелюбным, не драться, не жадничать и не дразниться.

Проблема 4. Не хватает усидчивости

Вчерашний дошколенок должен непрерывно сидеть за партой  по 35– 45 минут, ежедневно запоминать что-то новое, выполнять домашние задания, каждый вечер собирать портфель. Не каждому это дается легко. Кто-то становится нервной егозой, а кто-то, наоборот, «затормаживается», словно нарочно выводя вас из себя. Не спешите пить успокоительные и примерять к ребенку разные диагнозы: просто первоклашка  испытывает стресс от возросших обязанностей, и его организм, как может, защищает себя. 

Чтобы этого не случилось, учите ребенка самостоятельно отслеживать и распределять свое время. Если сборы в школу идут тяжело, дайте ребенку временной люфт: разбудите его пораньше и поставьте часы на видное место. Тренируйте внутренние часы малыша: обращайте его внимание на то, во сколько он должен быть умыт, одет и так далее. После школы обязательно выделяйте время для прогулки.

Проблема 5. Страх перед уроками

Еще вчера ваш ребенок вприпрыжку бежал в класс, а теперь вдруг заявляет, что больше никогда не пойдет в школу. Откуда такой негатив? Причин может быть несколько, но самая распространенная – это страх. Ребенок испуган новым объемом знаний, он боится, что не справится, пугается критики или неодобрения. 

Чтобы это исправить, нужно донести до ребенка, сколько положительных моментов есть в школьной жизни. Например, чтобы мотивировать малыша на учебу, акцентируйте внимание на предметах и темах, которые ему интересны. Если ваш ребенок обожает компьютерные игры и мечтает когда-нибудь придумать свою собственную, объясните ему, что для начала ему надо научиться считать, вычитать и складывать, потом изучить разные математические дисциплины. Не заостряйте внимание на оценках и не сравнивайте его с более сильными одноклассниками.



Предварительный просмотр:

От одной мысли о работе – руки опускаются.
От двух – ноги подкашиваются…

Михаил Мамчич

Психологи говорят, что лень – это универсальное средство защиты человека от бесполезного труда. Другими словами, ленивый человек – это не тот, кто не хочет ничего делать, а тот, кто не видит смысла что-либо предпринимать.

С ленью надо не бороться, а разбираться. Если нам что-то делать лень, значит, тут что-то не так. Чтобы разобраться в своей лени, надо понять её суть.

Первый вариант: нам лень выполнять определённую работу. Это говорит о том, что эта работа нам не нравится. Ведь если человек любит какое-нибудь занятие, то ему никогда не лень им заниматься. От любимого дела, конечно, тоже можно устать – тогда надо просто отдохнуть. Лень тут не при чем.

Из этой ситуации есть два выхода: отказаться от работы или сделать её приятной.

Однако чаще бывает, что работа нам не нравится, но делать её необходимо. Тогда надо постараться сделать её приятной. Для этого можно:

• придумать себе систему поощрений (например, «Вот решу эту задачу — и съем дольку шоколада, или позвоню подруге, или послушаю любимую мелодию»);

• устроить соревнование с самим собой или с другими людьми (даже если они об этом не знают);

• однообразную часть работы довести до автоматизма (например, мытьё посуды, если вы это дело не любите), тогда она «проскакивает» мимо психики;

• психологически отстраниться (например, представить, что вы сыщик или актер, вживающийся в образ);

• держать в памяти конечные цели — заработок, профессиональный рост, чье-то признание, в конце концов, окончание неприятной работы – и удовлетворение от достижения результата перенесётся на сам процесс.

Второй вариант: лень по причинам чисто физическим. Не делайте зарядку, не гуляйте на свежем воздухе, не занимайтесь спортом, ешьте меньше овощей и фруктов, ложитесь спать после 12 часов ночи,– и вот вы уже чудовищно ленивы… Способ спасения от такой лени очевиден.

Третий вариант: отсутствие цели или её нечеткость, неопределённость.(Больше подойдёт взрослым)
Попробуйте ответить письменно (в течение двух минут на каждый) на такие вопросы: «Каковы мои жизненные цели?», «Как бы я хотел провести следующие три года?», «Если бы я знал, что меня через 6 месяцев поразит молния, как бы я тогда жил?» Еще по две минуты на каждый вопрос — на добавления.

Теперь в каждом из трёх списков выделите три самые главные цели, а затем из оставшихся девяти – три самые главные. Когда вы их, наконец, сформулируете, то с удивлением обнаружите, что они и близко не подходят к тому, чем вы занимаетесь весь день. Это и есть доказанный диагноз вашей лени и одновременно рецепт от неё.

Четвёртый вариант: цель есть, но работа по её достижению представляется такой огромной, что не знаешь, за что взяться. Кажется, что бесполезно даже и начинать. Человек в этом случае находит всякие другие дела, оттягивая начало работы, у него даже может что-нибудь заболеть – так организм помогает найти повод для оправдания бездействия.

В этом случае надо просто сесть за стол, взять листок бумаги, ручку и составить список, в котором разбить всю работу на большие блоки. Потом каждый блок разбить на еще более мелкие части и так до тех пор, пока не обнаружится, что выполнение каждого маленького пункта потребует всего от получаса до часа времени. После этого приступить к последовательному выполнению составленного таким образом плана.

Очень помогает, если повесить этот список над столом и зачеркивать красным фломастером выполненные пункты.

Пятый вариант: у вашей лени есть определенный режим. Например, вы обнаруживаете, что в какие-то часы у вас всегда пониженная работоспособность, не хочется ничего делать.

Выход: на тяжелые, ленивые часы перенесите самые простые дела. А трудные выполняйте тогда, когда, как правило, у вас наблюдается прилив энергии и энтузиазма.

В году тоже бывают тяжелые времена. Может, у вас «весенняя усталость»? Тогда обратите внимание на витамины, побольше бывайте на воздухе и на солнце. Лично я в такое время еще просто успокаиваю себя и терплю, следуя мудрости «Всё проходит, пройдёт и это».

Главное – поймите причины своей лени, сформулируйте проблему и пути выхода из неё. А потом сразу же начинайте действовать Если вы научитесь делать это для себя, то вам легче будет понять ваших учеников и помочь им преодолевать их лень.



Предварительный просмотр:

 «Чтобы ученье было в радость»

Уважаемые родители! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности - учебе.

Почему вообще занимается ученик? Почему ежедневно он прилагает для этого весьма существенные усилия? Если понаблюдать за поведением некоторых родителей,  можно прийти к выводу, что ребенка часто заставляет учиться только страх перед наказанием. Конечно, иногда и следует проявить строгость, но принуждение к хорошей успеваемости как постоянно действующее средство нельзя считать сколько-нибудь надежным и эффективным способом ее достижения. Оно только усиливает. отвращение к школе, учебе или отдельным предметам. Убеждением, яркой эмоциональной речью можно направить детские помыслы на успешную деятельность. В том числе и на учёбу, выполнение д.з.

Детям изначально вовсе не присуще нежелание учиться. У них имеется большое число потребностей, которые вполне способны побуждать к настойчивой и прилежной учебе. На формирование желаний влияет окружение. Если родители настроены, на то, что кому сейчас хочется учиться или не проверяют итоговые отметки в конце четверти…у ребёнка не будет желания.  

Совет № 1

Поможет график.

Вместе с ребенком подсчитайте сумму 10  последних полученных отметок по всем предметам.

Например, ребёнок получил подряд 3, 4, 2, 5, 5, 4, 3, 4, 5, 3. Сумма этих оценок составит 38 баллов.

Объясняем ребенку, что это  начальные его успехи.

Далее открываем блокнот и чертим систему координат. По оси Х откладываем произвольной величины отрезки, которые будут означать номер подсчета. По оси У обозначаем деления от 10 до 50, соответствующие количеству набранной суммы баллов.

Обязательно проговариваем ребенку все наши действия, объясняем ему, что после каждых 10 оценок мы будем повторять эту процедуру для того, чтобы посмотреть, как ребенок растет и кто победит в этом соревновании: или он, немного выросший - новый, или он - бывший.

Предположим, что новая порция отметок выше всего на 1 или 2 балла. Ваш ребенок стал учить лучше на балл или даже два ! Это очень важно ! Проведите линию ведущих вверх в вашем графике, и пожелайте ребёнку в следующий раз поставить точку ещё выше!

Эта простая процедура очень нравится детям. И первоклашкам и старшеклассникам. Это помогает стремиться превзойти самих себя.

Совет №2

Закрепление нового навыка требует 50-200 повторений, с обязательными промежутками между ними для закрепления. Поэтому не требуйте от ребёнка невозможного! Пусть прочитает, сделает что-нибудь другое, затем вернётся к прочитанному и т.д.

Совет № 3

Трудно то, что непонятно. Поэтому объясните ребенку каждое непонятное слово. Учите его пользоваться словарями, энциклопедиями, которые соответствуют его возрасту.

Совет № 4

Надо думать с ребенком вместе, планировать, обсуждать. Решать жизненные ситуации.

Научить собственного ребёнка, думать - главная обязанность родителя!

 



Предварительный просмотр:

Зачем нужны родительские собрания

Многие родители не видят смысла в родительских собраниях. И действительно, в некоторых из них совершенно нет никакого толка: слушать, как учитель ругает или хвалит детей, рассказывает об их оценках или про предстоящий ремонт класса, можно и дома по телефону. И все же родительские собрания нужны и в первую очередь - самим родителям!

1. Родительские собрания являются очень важной частью процесса воспитания школьников. Прежде всего, такие мероприятия должны быть диалогом родителей с учителями, а не просто монологом учителя с монотонным рассказом о том, как учится каждый из учеников. Ведь сейчас в школах есть системы электронных дневников, оценки выставляются регулярно. Зачем же собирать родителей вместе, чтобы донести до них очевидные вещи? Учитель должен рассказывать о каких-то важных и полезных для родителей вещах, а не сообщать им то, о чем им и так известно. Большинство родителей имеют представление о том, как учится их ребенок, но, например, не все знают, какие особенности есть у определенного школьного возраста, как разрешать конфликты в семье, как помочь ученику в учебе.

2. Но и сами родители могут многое рассказать учителю о своих детях, помочь ему лучше узнать их, а значит, лучше понять и воспитывать во время их нахождения в школе. В начале знакомства с родителями учитель может раздать им анкеты с вопросами об ученике, его привычках, сложностях, предпочтениях, о том, какие предметы ему даются лучше. После такие небольшие анкеты собираются у родителей, и делается их анализ. Эти анкеты могут быстрее помочь новому классному руководителю узнать класс, проблемы отдельных детей и подход к ним.

3 .Родительские собрания призваны обсуждать и решать насущные проблемы класса. На родительские собрания педагог может приглашать и других учителей, а также психолога, работающего в школе. Эти специалисты, так же как и классный руководитель, видят детей в школе каждый день, знают особенности их возраста, имеют представление и о том, какие затруднения возникают у ребят в изучении предметов или в общении со сверстниками, взрослыми. И потому могут поделиться своим опытом с родителями, дать им совет, как правильно относиться к неприятностям ребенка в школе, как ему помочь и поощрить его успехи. Родители могут задать вопросы учителям-предметникам и психологу, поделиться с ними своими переживаниями или опасениями.

4. Родительские собрания призваны сплотить коллектив родителей, сделать их ближе друг другу, а также к учителям и школе. Родители, активно участвующие в подобных собраниях и жизни школы, способны лучше понимать потребности своих детей, лучше разбираются в их интересах и проблемах. В некоторых собраниях могут принимать участие не только родители, но и сами ученики, если у класса есть вопросы, которые нужно обсудить всем вместе.

5. Родительские собрания могут стать и местом творчества, когда ученики делают представления для всех родителей или рассказывают о своих впечатлениях, об очередном походе или вылазке всем классом на природу, на культурное мероприятие. Многие коллективы родителей даже могут сдружиться настолько, что проводят вместе свободное время, куда-то ездят всем классом, вместе с детьми и классным руководителем.

 

Если вы ответственный родитель, и хотите, чтобы ваш ребенок хорошо развивался, учился и ладил с коллективом, то посещение родительских собраний, просто необходимо.
Прочный, системный союз школы и родителей – залог успешности наших детей.

Уважаемые родители, активнее участвуйте в школьной жизни своих детей и время, проведенное вашими детьми в школе, будет более содержательным и интересным, а родительские собрания из разряда рутины, перейдут в разряд приятных и важных родительских обязанностей!

http://nra-russia.ru/



Предварительный просмотр:

 Техника чтения в начальной школе

Классы Входной контроль 1 полугодие 2 полугодие

1 - -                                                                30 (40)

2           30 (40)                    40(50)               50(60)

3           50(60)                    60(70)                70(80)

4           70(80)                   80(90)                 90-100 (100-110)

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более двух);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.



Предварительный просмотр:

                                         Гиперактивный ребенок в школе

        Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте.Гиперактивность у детей давно известна.

Однако, если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные», «шустрики», «энерджайзер», «вечный двигатель», «живчик», «вулканчик».

 Часть авторов  используют и такие словосочетания, как  «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью».По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя...

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве, более отчётливо наблюдаются с 3-4-х летнего возраста.

                                      Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной  деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

                        Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

            У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди мальчиков - 22%, среди девочек - около 10%.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

                                  Гиперактивные дети и проблемы их обучения.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

 Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети. Помощь гиперактивному ребенку-  это очень сложный процесс и существует достаточно много подводных камней на пути к полному восстановлению.

Коррекция в семье

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны  избегать двух крайностей:

- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; 
-  с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями). Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия.

В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

                  Рекомендации родителям, воспитывающим гиперактивного ребёнка:

Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

             Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

1.Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

2.Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати»- лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

3.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. 

               Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

1.Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

2.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

3.Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. 

        Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

1.И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие. 

2.Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту».

3.Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках. 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание.  2 класс

Первые уроки школьной отметки

Измени своё мнение о вещах,

которые тебя огорчают,

и ты будешь в полной безопасности от них.

Марк Аврелий.

Задачи:

  1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
  2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

Форма проведения:

Родительский педагогический тренинг.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей по проблеме собрания

Анкета для родителей № 1

  1. Я знаю, что школьная отметка – это…
  2. Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…
  3. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его…
  4. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него…
  5. Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему…
  6. Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…
  7. Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…

           Анкета для родителей № 2

Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение.

  • Что ты сегодня получил?
  • Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.
  • Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
  • Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
  • Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.
  • Сколько можно тебе это объяснять?
  • Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно?
  • Кто – нибудь получил отметку лучше, чем ты?
  • Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!
  • Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
  • Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.
  • Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет.
  • Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.
  • Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!
  • Посмотри, как я учился!  А ты?

  1. Анкетирование учащихся по проблеме собрания

Анкета для учащихся

  • Если я получаю хорошую отметку, то…
  • Если я получаю плохую отметку, то…
  • Мои родители говорят, что я могу учиться…
  • Мои родители говорят, что я не могу…
  • Если я получаю «пять», то родители мне…
  • Если я что – то не понимаю в домашнем задании,то родители говорят…
  • Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…
  • Родители хотят, чтобы я был…

  1. Анализ учащимися картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

План ответа на вопросы по картине

  • Понравилась тебе картина или нет?
  • Что чувствует мальчик, изображённый на картине?
  • Как ему живётся в родном доме?
  • Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
  • Хотелось бы тебе ему помочь?
  • Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображённую на картине?
  • Как, по твоему мнению, закончится эта история?

  1. Подготовка памяток для родителей по проблеме собрания

Памятка для родителей

Как относиться к отметкам ребёнка

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий  результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.
  • Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.
  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

Ход собрания

  1. Выступление классного руководителя

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами и семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками  закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.

Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым  в  становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

Во втором классе  у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее,  у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их  возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов  своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод  из сказанного,  называет заслуженную отметку.

Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни  на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить  или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

К сожалению,  родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».

Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятёрка»,  обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.

  1. Педагогический тренинг

Упражнение первое

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребёнка?»

На доске записываются мнения родителей, которые чаще всего повторяются, затем эти мнения обсуждаются.

Упражнение второе

Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

Упражнение третье

Посмотрите внимательно на картину Ф. Решетникова «Опять двойка» Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века.

Упражнение четвёртое

Послушайте описание этой картины детьми и подумайте и сравните своё восприятие картины с восприятием ребёнка.

«В квартиру из школы зашёл мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась к нему, пытаясь развеселить хозяина. Но мальчик не смотрел на собаку, он только думал: «За что, за что мне двойка».

Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: Что – то с отметками не так». Мальчик, с поникшей головой всё продолжал думать об ужасной отметке. Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими отметками.

Старшая сестра отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим лаем сможет осушить слёзы, которые пробивались сквозь пушистые ресницы.

Не снимая пальто, несчастный ребёнок стоял перед всеми в обиде и горе.

Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг.

Скоро всё встало на свои места: ученик перестал вспоминать о своей двойке, сестра стала снова делать уроки, и зимний вечер продолжал длиться как всегда».

Обмен мнениями.

Упражнение пятое

Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье.

  • Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
  • Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение задания плохой отметкой.
  • Во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца.
  • Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.
  • Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.
  • Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную.  Это повторяется довольно часто.
  • Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний.

Упражнение шестое

Анализ анкет родителей в виде диаграмм.

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.

Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделён на две половинки. На первой половине плаката – положительное мнение учащихся об отношении родителей к отметке, на второй – отрицательное.

По каждому отрицательному мнению они должны высказать своё суждение.

Суждение должно начинаться со слов : «Я считаю, что ребёнок…»

  1. Заключительное слово классного руководителя

Уважаемые родители!  Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания.

И «двоечникам», и  «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

Правило первое: не бейте лежачего.  Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от  которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком,  начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.  

Правило четвёртое и центральное:  хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное:  оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком,  не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться  - главного средства преодоления учебных трудностей.

  1. Итог собрания

В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания:  что они узнали нового, в чём смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют  «Отзыв о собрании».

  • Я узнал, что…
  • Новым для меня стало то, …
  • Я убедился, что…
  • Меня не смогли убедить в том, что…
  • Я категорически против того, что…

В конце собрания классный руководитель раздаёт памятки для родителей.

По материалам Егоровой И. М.

Литература:

  1. Бескоровайная Л.С. настольная книга учителя начальных классов.

Ростов-на- Дону: Феникс, 2002.

  1. Данилова Елена, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, г. Москва, статья в ИНТЕРНЕТЕ.
  2. Фопель К. Создание команды. М.:  Генезис, 2002.
  3. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.

 



Предварительный просмотр:

                                     Причины и последствия детской агрессии

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.Возраст проявления агрессии  помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.

С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии?

Агрессия – это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничение, запреты или неожиданные трудности. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем т.д.Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.                                                          

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители в нём.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств, то они в первую очередь связаны с семьёй.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к своему ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «лёгкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо.

Через пару лет он сам напишет записку и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, что даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:

а) преодолевать трудности;

б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с разными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

 Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за поступком;

б) объяснено ребёнку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.



Предварительный просмотр:

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Третьеклассники

Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: "Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим".

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Педагог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, "перепутанные линии", поиск скрытых фигур и многие другие.

Для успешности в учебе необходимо также развивать память младших школьников.

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью".

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

Направляя усилия на развитие мышления детей, родителям необходимо учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

Теперь обратимся к такой важной проблеме, как развитие у школьников интереса к чтению. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Д.Дидро.

Как же помочь ребенку стать читателем?

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.

Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому в случае явных затруднений следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Советы родителям

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В.Уильямса. Вот некоторые из них.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все что угодно!
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

Рекомендуемая литература

1. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М., 1994.
2.
Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.
3.
Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.
4.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
5.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995.
6.
Уильямс В. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению // Начальная школа: плюс-минус. № 10, 1999, с. 72–75.

 

По материалам Даниловой Е., канд. психологических наук,
ведущего научного сотрудника Психологического института РАО г. Москвы



Предварительный просмотр:

Нужны ли домашние задания?

Вызов

Нужно ли домашнее задание ребёнку?

                                                                  Корзины идей

Нет                                                                                                           Да

Причины                                                                                                  Причины

Облегчение родителям                                                        Отработка навыка

Больше свободного времени у ребёнка                             Закрепление изученного

Время на посещение различных секций                             Формирование ответственности

                                                                                                 Есть задания, которые на уроке

                                                                                              не выполнить(выучить стихотворение)

"Какие все-таки вредные люди эти учителя, - думают некоторые ребята, - мало того, что в школе заставляют работать, так еще и дома покоя нет. Замучили домашними заданиями!"

Вероятно, некоторые всерьез полагают, что домашние задания придуманы преподавателями - изуверами, чтобы мучить "несчастных детей" и держать их "в черном теле".

Самостоятельная работа - это не прихоть учителя, а КЛЮЧЕВОЙ элемент в учебе.

И касается это не только математики, биологии или химии. В любом процессе обучения главное - это не объяснения преподавателя (каким бы талантливым он не был!), а САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа ученика.

Можно годами объяснять человеку, как правильно кататься на велосипеде, но результат будет нулевым. Пока человек сам не сядет на велосипед, пока не упадет несколько раз с него и не набьет шишек, все объяснения будут бессмысленны!

Можно годами рассказывать внимательному слушателю, как прекрасно уметь играть на скрипке. Можно объяснять ему, как правильно держать смычок. Можно даже пригласить лучших скрипачей мира и каждый вечер проводить для него приватные концерты. Этот человек не научится играть, пока сам не возьмет скрипку в руки.

Все это, кстати, прекрасно "понимают" маленькие дети. Им не нужно давать "домашних заданий" по ходьбе - они просто ходят, когда им этого захочется. Они падают, встают, снова падают, но не прекращают попыток, пока не научатся ходить.

А теперь представьте себе следующую ситуацию: с маленьким ребенком 1 - 2 раза в неделю проводят "занятия по ходьбе". Приходит "преподаватель", побуждает ребенка ходить в течение, скажем, 40 минут. Затем ребенка связывают и оставляют без движения на неделю до следующего прихода "репетитора". Через неделю снова проходит "занятие" и т. д. Как вы думаете, будет ли толк от такой деятельности?

"Что за чушь! - воскликните вы. - Этот ребенок никогда не научится ходить. Хорошо еще, если он вообще останется в живых!"

Что произойдет, если вы неделю не будете двигать рукой? Правильно, мышцы руки атрофируются, и вам придется несколько дней восстанавливать двигательную активность.

Что случится, если переводчик - синхронист месяц не будет работать по специальности? Вы не поверите, но он просто утратит квалификацию и станет профнепригодным. Надо будет несколько месяцев "приходить в тонус".

Такая же судьба ждет школьника, который игнорирует просьбы учителя и не выполняет домашнюю работу.


Давайте рассмотрим два типичных примера.

Итак, Ваня и Петя, 1 Сентября начали занятия. Будем считать, что их начальные знания одинаковы и равны нулю. Петя идеально выполняет все домашние задания и не пропускает занятий. Ваня игнорирует ДЗ, но уроки посещает регулярно. Посмотрим, как изменились их знания в течение месяца.

Любому понятно, что на рисунке зеленым цветом отмечен прогресс Пети, а красным - "прогресс" Вани.


Чем больше времени проходит, тем разительнее становится контраст. Петя быстро идет вверх, Ваня - с трудом остается на плаву.



Основная ошибка противников домашних заданий заключается в следующем: они полагают, что невыполнение ДЗ означает просто отсутствие прогресса. Рассуждают примерно так: "Все равно, основную массу знаний ребенок получает на занятии с учителем. Не очень важно, добавится ли к этому еще немного при самостоятельной работе.

Отсутствие самостоятельной работы - это не просто отсутствие прогресса. Это заметный регресс!

Основные выводы:

  • домашние задания - это не прихоть учителя, а объективная необходимость;
  • вы вольны не выполнять ДЗ, но результаты в этом случае ухудшатся на порядок, а время, потраченное на подготовку , существенно возрастет;
  • невыполненное задание = шаг вниз, а не просто сохранение текущего уровня.
  • По закону «Об образовании» и семейному кодексу РФ: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей…Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Вопросы для диалога:

  • В законе «Об образовании» и семейном кодексе РФ: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей…Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка»?..
  • В своё время я плохо выполнял домашнее задание, но ничего выучился и имею хорошую работу. Разве, мой ребёнок не может так же поступить…
  • Я до поздна работаю, мне некогда проверять домашнее задание моего ребёнка. Кто тогда будет кормить семью?..
  • Как заставить выполнить домашнее задание, если ребёнок отказывается и истерит?..
  • Мы всегда старательно выполняем домашнее задание с ребёнком, но его успеваемость не улучшается…
  • Ребёнок устал после тренировки, и я за него сделал уроки…

Источник: www.repetitor2000.ru

Итог

Будьте последовательны сами и приучайте к последовательности ребенка. Это позволит облегчить учёбу, сделать её радостнее.

Приложение

Памятка для родителей
«Как помочь ребенку выполнить домашнее задание»

1. Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно.

2. Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания.

3. Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить.

4. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не следует ни торопиться, ни затягивать.

5. Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем.

6. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности.

7. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях.

8. Постепенно необходимо приучать ребенка к планирующей оценке своих действий на день, два, неделю, месяц, четверть.

Памятка
«Как выполнять письменное задание по русскому языку»

1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

2. Если нужно, найди и еще раз прочитай это правило, выучи его, приведи свои примеры.

3. Выполняя упражнение, все время сверяйся с правилом.

4. Внимательно проверь каждое написанное предложение. Используй образец в учебнике, таблицу, словарь.

5. Замеченные ошибки аккуратно исправь.

Памятка
«Как выполнять задание по чтению»

1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были допущены ошибки.

2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз).

3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома – у взрослых).

4. Прочитай текст еще раз. Найди «смысловые опоры», то есть слова и выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть прочитанного.

5. Перескажи текст, используя «смысловые опоры».

Памятка
по решению текстовых задач

1. Прочитай задачу, представь себе то, о чем говорится в ней.

2. Объясни, что показывает каждое число, и выдели вопрос задачи.

3. Составь вспомогательную краткую запись условия задачи или зарисуй условие.

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом?

5. Составь план решения задачи.

6. Запиши и выполни решение.

7. Проверь решение.

8. Запиши ответ.