Эссе на тему "Я учитель" 2017

Ходыка Алексей Иванович

Я учитель.

"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого".

Антуан де Сент-Экзюпери.

  

Почему я выбрал именно профессию преподавателя биологии и химии? Сложный вопрос… В моей школе я очень любил предметы естественного направления. Было интересно познавать живую природу: почему светит солнце, почему рождаются и умирают живые организмы, в чем смысл жизни… В моем окружении мало кого интересовали такие вопросы. Никто с таким же интересом не наблюдал за полетом птиц, за ростом растений и никто особо не задумывался почему пить или курить плохо, почему стоит выбрасывать мусор в урну, а не на землю и что такое поведение могло навредить природе и самому себе. Наверное, с этого момента я решил объяснять окружающим все процессы, протекающие в природе, ведь таким образом они смогли бы создать новый, удивительный мир, в котором не существовало бы болезней, загрязнений и бессмысленной жестокости, по отношению к друг другу и окружающему миру. Таким образом и сформировалось мое твердое намерение нести знания о устройстве мира.

И вот наконец пройдя долгий путь я могу с гордостью сказать – я стал учителем. В 2013 году окончил биологический факультет Южного Федерального Университета и получил специальность – биолог, преподаватель биологии и химии. Еще во время студенческих лет мне стало понятно, что профессия учителя - это не просто работа, а, прежде всего - это огромный труд, требующий нескончаемого терпения, кропотливости, самодисциплины, постоянного самосовершенствования и повышения своего уровня образования и культуры. В отрасли естественных наук это дополняется и желанием удовлетворить детскую любознательность и практически неисчерпаемую тягу к открытию для себя чего-либо нового.

Я верю, что не существует глупых людей, существуют только те, к кому применили неправильный подход. Множество детей испытывают огромный стресс приходя в школу – трудности в учебе, общение со сверстниками, страх публичных выступлений. И только учитель и его труд способны изменить это отношение и обеспечить активную вовлеченность в процесс обучения ребенка. Это мы, те кто творим особый детский мир познания, способны выработать у ребенка умение учиться на собственных ошибках и адекватно реагировать на различные огорчения в жизни.

Первые годы работы в школе были очень необычными. Как же странно было чувствовать себя по «ту сторону» учебного процесса! Но нужные слова как будто сами приходили мне в голову. И вот уже мы с детьми увлеченно обсуждаем каким образом можно разработать такой метод химического воздействия на различный пластиковый мусор, чтобы мгновенно превращать его в полезные человеку предметы. И таких уроков было множество.

Для меня современная школа – это то место, в котором учитель и ученик создают особый тандем, для достижения общих целей. Место, в котором возникают новые знания и новые стремления. А современной школе нужен современный учитель. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Новые учебники, новые технологии, новые виды работы с информацией – все это часть современной школы. Современный учитель – это тот мост между учеником и окружающим миром. Он тот профессионал и мудрец, который всегда поможет и объяснит, покажет и направит.   Он кузнец, от которого зависит как будет функционировать его творение – ученики.

Педагог это тот, кто профессионально ответственен за душевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А.А. Дубровский, недопустима. Его «Советы раздражительному учителю», несомненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической этики: - «не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку, - не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию, - не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику».

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя – мастера.

Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма – это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Хотя наш труд довольно сложен, но он так же и невероятно интересен, это та самая деятельность, которая дает возможности безграничного творчества. Периодически мы сталкиваемся с различными проблема в обучении, но, оказавшись в трудной ситуации, вспоминаем советы психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Всегда найдутся те, кто смогут в этом нам помочь, те, кто нас окружает: учителя – единомышленники и ученики. 

С первого января 2015 года начинает работать профессиональный Стандарт.    И там очень ярко дан образ педагога нынешнего поколения, современного учителя.  Некоторые положения Стандарта перекликаются с мыслями наших великих педагогов, таких как К. Ушинский. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал К. Ушинский, а в Стандарте говорится, что «педагог – ключевая фигура реформирования образования».  И далее: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу». Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех детей учитывая их склонности и способности, особенности развития и воспитания.

Почему же в сегодняшней школе, так тяжело осуществить эту интеграцию современного стандарта и современного учителя? Потому что в обществе до сих пор господствует негативная модель образа педагога – человек, который постоянно терпит, не любит свою работу, постоянно морально устает, с крайне низкой оплатой труда и очень высоким требованиям к выполняемым функциям. Но что же мы можем сделать чтобы изменить такое отношение в обществе? Множество вещей: быть не только проводником знаний, но и формировать у будущих членов социума правильные гражданские позиции равенства, преподносить информацию со стороны позитивного жизненного опыта, а не с негативных примеров, создавать такие условия для обучения детей, в которые бы они с радостью возвращались и после завершения обучения, быть образцом для подражания, а не образцом для насмешек.

Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убежден, что учитель должен верить, что все дети способны, талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Я думаю, вряд ли кто из учителей поспорит с этим.

Сейчас система образования в России находится на том уровне, когда полная интеграция зарубежных моделей получения знаний не только приводит к рассеиванию кругозора подрастающего поколения, снижению уровня творческого мышления, но и изменяет саму модель формирования - человека, который будет создавать новое и лучшее будущее для своих детей, который учится правильно потреблять ресурсы, доставшиеся нам от предыдущих поколений. Главными критериями развития в современном образовании        должны      стать:

·        Гуманизация образования. «Очеловечивание» образования; учет интересов, особенностей учащихся; создание оптимальных условий для всестороннего развития личности; формирование базовой культуры личности; субъект-субъектные отношения; приоритет развития над обучением, включение в процесс обучения рефлексии и самооценки.

·        Интеграция образования. Взаимопроникновение компонентов содержания образования (внутренняя интеграция); сближение систем образования различных стран и формирование общего образовательного пространства (внешняя интеграция), учитывая особенности российского менталитета.

·        Стандартизация образования. Введение системы основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Государственный стандарт нормирует обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

·        Демократизация образования. Предоставление больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в них с целью реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательным учреждениям самостоятельности и автономности.

·        Информатизация и компьютеризация образования. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения. Компьютер в образовании является объектом изучения, средством повышения эффективности педагогической деятельности и научно- исследовательской работы, компонентом системы управления образованием.

·        Фундаментализация образования. Углубление и обеспечение единства методологической, теоретической, технологической и практической подготовки обучающихся.

·        Технологизация образования. Овладение обучающимися технологической культурой современного общества и производства, развитие их как субъектов продуктивной и безопасной преобразовательной деятельности с использованием новейших технологий, формирование у молодежи технологической грамотности, компетенции, этики и эстетики.

·        Ориентация на опережающее и непрерывное образование. Опережение уровня образования уровней развития производства и общества, стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Лозунг «Образование на всю жизнь» должен заменяется установкой «Образование через всю жизнь». – Педагогика: В.Сластенин, И. Исаев, Е.Шиянов

Профессия учителя - это возможность для самореализации личности.

Чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Мои предметы биология и химия, благодатный материал для этого. Ничего не может быть интереснее, важнее, совершеннее, чем жизнь, в которой все взаимосвязано, подчинено общим законам.

       Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед: учить, общаясь, а не поучая».

       Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, опрятным, понимающим детей, быть всегда креативным и интересным, потому что учитель большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.

       Я считаю себя современным учителем. Я стремлюсь не отставать от моих учеников, не останавливаюсь на достигнутом, иду вперед вместе со своими воспитанниками. Мне очень близки слова С. Соловейчика: «Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни.»

       Закончить свое размышление мне хочется словами – призывом великого педагога Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»