Родителям

Елисеева Ольга Сергеевна

Наблюдение за природой в зимний период

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Как развивать речь ребёнка»

Вашему ребёнку пошёл пятый год. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок чище и внятнее произносит звуки, которые ещё совсем недавно не мог выговорить.

Но вслушайтесь в речь сына, дочери. И вы заметите, сколь скудны ещё познания ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями (он пошёл, потом она сказала, он упал), нарушает порядок слов в предложении («Что ли мы пойдём в магазин?»). Типичные затруднения детей и в употреблении склонений и спряжений, особенно в таких сложных случаях, как хотеть – хотят, ходить – ходят, цыплёнок – цыплята, котёнок – котята – котят (котёнков).

Уровень развития детей даже одного возраста различен. Как быть, если ребёнку с трудом даётся произношение таких трудных звуков, как [с], [ш], [ж], [р], [л]. Специалисты считают, что к 5 годам дети должны произносить чётко все звуки речи. А ваш ребёнок – исключение из этого правила? Как тут быть? Одними замечаниями «говори правильно», «говори вот так» дело не поправить. С таким ребёнком нужно специально заниматься, обратиться к логопеду, он даст рекомендации, проведёт цикл занятий. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок, имеющий недостатки в произношении звуков, будет делать ошибки при письме. Он может страдать и от осознания своего различия со сверстниками, ощущать свою неполноценность.

Четырёхлетних недаром называют «почемучками». Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее всё постичь, обо всём узнать. Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?» так и сыплются на родителей. Почему идёт дождь, гремит гром, почему не падает солнце, когда бывает завтра, откуда берутся реки и моря и т.д. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой или «вырастешь – узнаешь» - ответ требуется сегодня. Да, утомительно отвечать на вопросы детей, но отвечать надо, и отвечать терпеливо, серьёзно. Не удовлетворяя детских «почему», мы глушим любознательность, не даём поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие.

Хочется привести всего один, но много значащий пример. В одной семье сын – дошкольник без конца задавал отцу вопросы. Однажды на очередное «почему» сына, отец ответил: «Потому что перпендикуляр!». Ребёнку было не понятно значение брошенного отцом слова, но он уловил интонацию, с какой оно было сказано. Сын стал меньше задавать вопросов, но отец этого не заметил. Как - то ребёнок оставил игрушки неубранными. «Костик, ты почему не убрал игрушки?» - спросил отец. «Потому что перпендикуляр!» - чётко выговаривая новое слово, ответил сын. Этот урок, преподанный сыном, заставил отца пересмотреть своё отношение к общению с мальчиком.

В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить. Допустим, мать, разговаривая с дочерью, вдруг говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у неё светлые, глаза серые, одета в голубое платье. Кто же это?». Оля задумалась, но заметив мамин взгляд, поняла, что речь идёт о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку» - предложила мама. Оля попыталась загадать маме ответную загадку, но это у неё не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий на полу мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют». – «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавила мама.

Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовёт», « Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» - требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, тёмно – синее, чёрное).

Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребёнком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа.

Правомерен вопрос родителей: «Где найти время для занятий с ребёнком?». Проведение такого рода игр – загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания.

Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их количества, цвета, величины, вкуса. Можно в течение 7 – 10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек». Заранее позаботьтесь о том, чтобы игра получилась интересной, порадовала ребёнка. Возьмите или сшейте яркий мешочек, затягивающийся шнуром. Незаметно положите в него средней величины мытые свежие овощи или фрукты. Ребёнку скажите: «Посмотри, какой у меня красивый мешочек. Он – не простой, чудесный. В нём что – то есть, а что – узнай сам. Сначала пощупай мешочек снаружи, скажи, что нашёл, потом достань (так же на ощупь, не глядя в мешок). Доставай по одному. – Что ты достал? – Какого цвета? – Какой формы потрогай, скажи, гладкий или шероховатый, попробуй. – Какой на вкус?

Можно загадать ребёнку загадки.

- «Без окон, без дверей – полна горница людей». Почему так говорится, что это за люди, где они живут?

- «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? Произносите слова выделяя звук [р] (моррковь, огуррец, помидорр), попросите ребёнка повторить так же.

Подобные игры можно проводить и с кукольной посудой (положить в мешочек блюдце, чашку, ложку), с мелкими игрушками.

Во время прогулки познакомьте ребёнка с названием деревьев – сосна, ель, берёза… Предложите малышу: «Спрячься за сосну, а теперь за берёзу. Сравни сосну и берёзу: чем похожи, чем отличаются. Как, одним словом их назвать?».

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком, обогащайте его словарь, развивайте речь. Например, прогуливаясь вместе по лесу, загадайте ему несколько загадок: «Зимой и летом одним цветом», «белая скатерть всё поле покрыла». Обратите его внимание на то, что хотя в загадке много слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говориться.

Приведите примеры пословиц и поговорок. Например, «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Разучивайте с детьми потешки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребёнком.

Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина. Читайте русские народные сказки, сказки народов мира. Сказки К. Чуковского, С. Маршака, братьев Гримм, Перро, Андерсена. Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описание в нём природы, конкретную ситуацию, в которой действуют герои. Если вы впервые знакомите ребёнка с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышанное. Не следует и спрашивать, о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, вызванное прочтением. Затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.

Чтение книги не терпит спешки. 15 – 20 минут – читать детям 2 – 4 лет. 0,3 часа – старшим дошкольникам. Учите дошкольника бережному обращению с книгой. Установите правило: почитал – поставь на место; порвалась – подклей сам. Как ребёнка приучат с малых лет, так он и будет обращаться с книгой в будущем. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чём он читал, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идёт, что было потом и т.д. Если произведение небольшое, пусть ребёнок повторяет за вами или вместе свами отдельные слова, например: «Жила – была…коза. Сделала она в лесу… избушку».

Рассказывание одинаково трудно как для 4 – летнего, так и для 7 – летнего ребёнка. Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Кого встретил герой?», «Что с ним произошло?», «Что он сказал?». Пересказывание знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов.

Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра, которые ребёнок может освоить под руководством и с участием старших братьев, сестёр, родителей.

Развитию речи детей помогают картинки, рассказы по ним. Хорошо использовать наборы открыток, рисунки из журналов, детских книг. Если картинка сюжетная, то предложите план рассказа: «Сначала расскажи, как звери попали на полянку, потом о том, что есть на картинке. Посмотри, как звери весело танцуют. Подумай, чем могло закончится их веселье».

Можно сделать альбом, куда вы будете записывать детские рассказы. Разрешите ребёнку самому иллюстрировать его. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или прочитать их много лет спустя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей»

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, когда его водил туда отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно забытых животных. Сейчас человечество бреется за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный Зоологический музей; чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котёнка).

Интересный пример приведён в произведении Б. Рябинина «О любви к живому». Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его появлении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, - и вот тут – то, как говорится, корень и первопричина зла.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно – эстетическое чувство, предполагающее активную, действующую позицию ребёнка.

Педагоги работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыка ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные модели общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики ей завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома.

Большое значение имеют просмотры телепередач, например, «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребёнку, продумывают допустимые комментарии и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.

Во время прогулки интересно показать ребёнку растения, занесённые в «Красную книгу», познакомить с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать – и – мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.

Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что – то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действий любви в природе.