Главные вкладки

    "Учитель года-2018" Конкурсное задание "Методический семинар"

    Пресняков Алексей Евгеньевич

    Методический семинар на тему «Современные образовательные технологии в учебном процессе» (ссылка)

    Объяснительная записка к методическому семинару на тему «Современные образовательные технологии в учебном процессе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskogo_opyta_raboty2_presnyakov.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальный (заочный) этап конкурса «Учитель года-2018»

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

    Пресняков Алексей Евгеньевич, учитель технологии

    МОУ Курмышская СШ

    Методический семинар на тему:

    «Использование современных технологий в преподавании предмета технологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся»

     

    2009 год. Я получил аттестат о высшем педагогическом образовании, окончил ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» и получил квалификацию «Педагог профессионального обучения», специальность «Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование)». Я знал, что после окончания учебы в Нижнем Новгороде, я вернусь жить в свой родной Пильнинский район, но вот идти ли работать по профессии? Я понимал, что профессия учителя предполагает огромную ответственность. Справлюсь ли? И тогда я вспомнил о своем дедушке – Матвееве Викторе Григорьевиче,  учителе физкультуры и технологии Балеевской школы Пильнинского района, ветерану Великой Отечественной войны. Он считал, что учитель  закладывает фундамент для будущей жизни учеников.  Это стало и моей точкой зрения. И теперь  я стараюсь быть тем, кто помогает ребенку адаптироваться в мире, найти своё место в жизни.

    С 2009 года работаю учителем технологии, информатики, черчения и экономики в МОУ Курмышская СШ. Стаж работы – 8 лет. Квалификационная категория – первая. Убежден, что в основе работы учителя должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир, и в процессе работы стараюсь быть верным своим убеждениям.

    На формирование педагогического опыта оказали следующие факторы:

    • работа учителем технологии, информатики, черчения, экономики в МОУ Курмышская СШ;
    • самообразование;
    •  самоанализ деятельности;
    •  участие в работе ШМО и РМО учителей-предметников.

    Также для формирования личного опыта соблюдались научно-педагогические условия:

    1) Поиск и обработка информации в сети Интернет.

    2) Изучение научно – педагогической литературы.

    3) Изучение передового педагогического опыта коллег.

    Для повышения квалификация своевременно прохожу очные и дистанционные курсы на базе Нижегородского института развития образования (НИРО):

    • Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по информатике», НИРО, 2011
    • Методические особенности технолого-экономического образования и профориентация школьников в условиях введения ФГОС» НИРО, 2013
    • Воспитание и развитие обучающихся в ОУ», НИРО, 2011
    • «AvtoCad в работе учителя», НИРО, 2011
    • «Экономическая теория и методика преподавания экономики» НИРО, 2012
    • «Проектная деятельность в информационно – образовательной среде XXI века» НИРО, 2014 г
    • «Практические аспекты использования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером», НИРО, 2016
    • «Использование принципов устойчивого развития на уроках технологии», НИРО, 2016
    • «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС», НИРО, 2017
    • «Использование ЦОР в профессиональной деятельности учителя технологии и экономики», НИРО, 2017
    • «Современные подходы к коррекции нарушений развития обучающихся в свете требований ФГОС ОВЗ», НИРО, 2016

    И участвую  в вебинарах и он-лайн конференциях издательств  «Просвещение» и "Дрофа" - "Вентана-Граф".

    Актуальность педагогического опыта обусловлена требованиями направления стратегии развития РФ на период до 2020 г., требованиями ФГОС, требованиями образовательной программы школы и требованиями к организации деятельности обучающихся. 

    Передо мной, как перед учителем, встала проблема, которая заключалась в том, что новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям активизируется познавательная деятельность учащихся 

    Поэтому мною была поставлена цель:

     Применять современные образовательные технологии в учебном процессе, мотивируя учащихся  к познавательной деятельности.

    Исходя из цели, был сформулирован ряд задач:

    1. Создать систему работы, способствующую применению современных образовательных технологий.
    2. Адаптировать созданную систему работы к условиям своей практической деятельности.
    3. Используя данную систему работы, повысить качество преподаваемых предметов и количество высокомотивированных учащихся в школе.

    Свою ведущую педагогическую идею я сформулировал так: «Системная деятельность учителя, основанная на использовании современных образовательных технологий, способствует  созданию условий для познавательной деятельности, самореализации и развития обучающихся,  обеспечивая достижение планируемых результатов обучения на каждом этапе образовательной деятельности».

    В концепции модернизации и в новых стандартах приоритетной целью образования становится развитие личности каждого ученика. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на использование современных образовательных технологий для  того, чтобы реализовать познавательную и творческую активность учеников и  сформировать у  школьников универсальные учебные действия.  В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  В условиях реализации требований ФГОС  наиболее часто мною используются:

    1) Проектная  технология - В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.  В своей деятельности практикую:

    • Выполнение творческих проектов после каждого пройденного раздела программы;
    • Участие с творческими проектами во Всероссийской олимпиаде школьников;
    • Участие во Всероссийском конкурсе учебных проектов в образовательной области «Технология» им. М.И. Гуревича.  

    2) Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.

    • Проведение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству,
    • Организация познавательно – развлекательных мероприятий с детьми.

    Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. И учителю необходимо:

    1. Приобщить учащихся к творческой работе;
    2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
    3. Развивать навыки созидания, самореализации.

    3) Уроки с использование ИКТ имеют преимущества перед традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, поэтому усвоение знаний становится эффективнее. К тому же улучшается уровень наглядности на уроке. Поэтому я довольно часто провожу уроки и мероприятия с применением:

    • слайд-презентаций;
    • интерактивных тренажеров;
    • интерактивных тестов и викторин;
    • учебных фильмов и мультфильмов.

    4) Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога. Для меня такой программой стала Система трехмерного моделирования КОМПАС-3D, которую я применяю на  уроках черчения и технологии. КОМПАС-3D — система трехмерного проектирования, ставшая стандартом благодаря сочетанию простоты освоения и легкости работы с мощными функциональными возможностями. С помощью данной программы можно выбрать формат листа, оформление, выполнить чертеж в двухмерном и трехмерном изображении.

    5) Элементы конструирования, программирования и моделирования во внеурочной деятельности. В 2017-2018 учебном году я реализую программы дополнительного образования технической направленности в рамках внеурочной деятельности «Моделирование» в 5-7 классах и творческого объединения «Робототехника» в 8-10 классах. На моделировании ребята создают модели самолетов, автомобилей и судов из бумаги.

     На «Робототехнике»  на базе LEGO Mindstorms ev3 (45564) и TETRIX учащиеся занимаются сборкой и программированием роботов.  Данному объединению всего несколько месяцев, но за это время ребята сконструировали и запрограммировали роботов:

    • робот-гимнаст,
    • Робот – мойщик полов,
    • Робот – гоночная машина,
    • Робот -  сортировщик цветных элементов.

    Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым результатам. Я рассматриваю результативность своего педагогического опыта, исходя из поставленных мною задач.

    Об эффективности моей работы свидетельствуют следующие результаты моих учеников:

    • количество успевающих по моим предметам составляет 100%, качество обучаемости 80%.
    • с годовыми контрольными работами справляются все обучающиеся.  

    Достижения учеников:

    • Ученики являются победителями и призерами ВОШ школьного и  муниципального уровня.
    • Диплом победителя муниципального этапа ВОШ по технологии, 2011 г.,  2016 г., 2017 г.
    • Грамота призёра муниципального этапа ВОШ по технологии, 2015 г., 2017 г.
    • Участник X Юбилейного Всероссийского заочного конкурса учебных проектов в образовательной области "Технология" имени И.М. Гуревича, 2017 г.;
    • Победитель  муниципального конкурса "Авиамоделирование", 2016 г.;
    • Призер муниципального этапа областного конкурса "Творчество: традиции и современность", 2016 г.;
    • Призер  муниципального этапа областного фотоконкурса "Дети. Творчество. Родина", 2016 г.;
    • Участники муниципального этапа областного фотоконкурса "Дети. Творчество. Родина", 2016 г.

    Мои достижения:

    • Грамота Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального района, 2016 г., 2017 г.;
    • Диплом призёра муниципального конкурса "Фестиваль методических идей", 2017 г;
    • Почётная грамота Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального района, 2017 г.;
    • Сертификаты за участие в онлайн уроке по Финансовой грамотности, 2017 г.;
    • Благодарственные письма за участие в международном конкурсе "Безопасный интернет", 2016 г.;
    • Грамота администрации МОУ Курмышская СШ Пильнинского муниципального района, 2014 г., 2016 г.;
    • Благодарственное письмо Администрации и Земского собрания Пильнинского муниципального района, 2012 г.;
    • Почётная грамота Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального района, 2011 г., 2012 г.;

    По адресной направленности представленный опыт может быть интересен и полезен всем учителям, независимо от профиля класса и программы, по которой они работают. Транслируемость опыта осуществлялась выступлениями на школьном методическом объединении учителей, где  я поделился принципами своей педагогической деятельности, при проведении открытых уроков,  выступлениями на педагогических советах школы, разработками методического материала, а также при размещении  материалов  по темам опыта на странице персонального сайта и в сетевых педагогических сообществах.

    Являясь человеком с активной жизненной позицией, я стараюсь никогда не оставаться в стороне от общественно-полезной деятельности. Являлся членом Совета молодежи при УОМПС, председателем Молодежной палаты при Земском собрании Пильнинского района.

    Что для меня значит быть учителем? Это каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое. Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья и любимая профессия.