Выступления на РМО, ШМО и т.д.
В данном разделе представлены мои выступления на педсоветах, районных и школьных методических объединениях...
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дифференциация обучения на уроках информатики»
учитель информатики Преснякова Алексея Евгеньевича
Задачи:
- Выявить способности или интересы учащихся к изучению учебного материала и условно разбить на группы;
- Разработать или подобрать задания и программное обеспечение в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами и способностями учащихся;
- Разработать критерии отслеживания результатов и попытка прогнозирования.
- Пересмотреть программу, тематические планы;
- Изменить структуру урока.
Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения. В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
Индивидуализация обучения любому предмету предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого в отдельности.
Существует два вида дифференциации обучения:
- Уровневая, выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одним программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом, является уровень обязательной подготовки его, достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
- Профильная, дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по разным программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмом сведений и т.д. Разновидностью профильного обучения является углублённое изучение информатики.
Я в своей работе рассматриваю уровневую дифференциацию.
На уроках информатики я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики организовывается на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Что касается групповой формы организации учебного процесса, то эта форма используется на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а так же на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определённым образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведётся и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:
- кооперативная – разные группы выполняют отдельные части общего задания;
- индивидуализированная – каждый ученик выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
- дифференцированная – состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению учитываются следующие особенности учащихся:
- уровень усвоения необходимых знаний и умений;
- способности и интерес к изучению учебного предмета.
Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики используются соответствующее программное обеспечение, уровневые задания, тесты, анкетирование.
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся, класс условно разбивается на 3 группы:
- Учащиеся с низким темпом усвоения материала;
- Учащиеся со средним темпом усвоения материала;
- Учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:
- делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
- разработке и подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
- оценивании деятельности учащихся.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляется с учётом:
- обязательных результатов обучения;
- межпредметных связей;
- практической направленности.
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы учитываются уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий.
Виды дифференцированных знаний, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися содержатся в таблице:
№ | Индивидуальная форма работы | Групповая форма работы |
1 | Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения. | Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения. |
2 | Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче. | Взаимодополняющие задачи с различными условиями. |
3 | Уровневые взаимосвязанные задачи. | Уровневые взаимодополняющие задачи. |
4 | Индивидуальная самостоятельная работа. | - |
5 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | - |
ВЫВОД: Дифференцированная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким и целенаправленным, а так же способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся.
Дифференциация намного упрощает учителю проведение занятий, при использовании дифференциации значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учителя меняется.
Дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с одаренными детьми.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением).
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Часто в нашей школе проводятся недели физики и астрономии, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Между талантливыми ребятами, которые закончили школу и учатся в ВУЗах области и России существует братство, духовный союз. Этих ребят мы приглашаем на встречи, где они делятся свои впечатлениями об учебе, школьными воспоминаниями, дают советы.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Предварительный просмотр:
Использование индивидуально-групповых консультаций для работы со слабоуспевающими детьми на уроках черчения и технологии.
Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения. Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы, как со способными детьми, так и малоуспевающими учениками, так и по самообразованию ученика. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. На своих уроках широко практикую индивидуальную работу учащихся. Это и выполнение тестовых заданий, выполнение графических работ, работа с электронными учебниками и программами. Особенно это помогает при работе со слабоуспевающими учащимися и при подготовке к практической работе. А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, я развиваю способности и навыки обучения и самообучения. В настоящее время учащиеся активно, а главное, самостоятельно, используют ресурсы сети Интернет для выполнения домашних заданий: учащиеся самостоятельно посещают образовательные сайты. Это позволяет существенно активизировать преподавание на уроке, сделать его более наглядным. Посещение таких сайтов повышает как интерес к науке, так и информационную культуру учеников. Интернет для них становится не просто источником развлечений, а источником информации, средством развития и самообразования. |
Работа со слабоуспевающими учащимися ведется с помощью:
1. Учет пробелов ведется по результатам контрольных, проверочных работ, тестов.
2. Работа по предупреждению ошибок:
- определение наиболее сложных для восприятия учащимися понятий, тем и т. д., планирование работы с ним;
- составление опорных таблиц, схем, карточек – консультантов, памяток;
- включение сложных вопросов в текущее повторение учебного материала;
- проведение проверочных работ с целью выявления понимания учащимися изучаемых понятий, вопросов и т. д., умения оперировать ими;
- работа с материалом учебника, пособий;
- контроль усвоения учащимися базовых понятий;
- выполнение заданий с искаженным текстом;
- отработка ключевых понятий через систему упражнений, заданий;
- полный анализ результатов работ
3. Самостоятельная работа учащихся над ошибками:
- выполнение заданий типа «Найди ошибку и исправь её»;
- составление заданий с искаженным и правильным текстом;
- текущая работа над ошибками в рабочих тетрадях и в тетрадях для контрольных работ;
- взаимопроверка и самоконтроль;
- составление памяток, схем, опорных таблиц и др.;
- работа по представленным образцам.
Предварительный просмотр:
МОУ Курмышская СШ
Сообщение на тему:
«Использование элементов проектной деятельности на уроках технологии»
Выполнил:
Пресняков Алексей Евгеньевич
учитель технологии
с. Курмыш
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
( Л. Н. Толстой)
Эти слова Л. Н. Толстого относятся ко всем учителям. Учительство - это состояние души, это жизнь. Школа- это второй дом, приходя в него, каждый день стараешься отдать детям все то, чему тебя научила жизнь.
Для того чтобы стать хорошим учителем одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, учитывать особенности детей…
Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает ребятам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.
В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать ей свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
Бесталанных детей нет. Важно только во время научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя.
Метод проектирования на уроках технологии.
Основой обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.
Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношении к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.
Продуманное оформление мастерской (красивые стенды с работами, современно оборудованная мастерская), обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий и раздаточного материала - все это имеет большое значение в успехе обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в мастерской служит воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное вызывает желание учиться делать красивые вещи своими руками. Это очень важно в воспитании мотивации к учению.
Сам учитель должен тоже самообразовываться, все время искать что-то новое, посещать мастер классы, отслеживать новые тенденции в дизайне одежды, рукоделии, росписи и во многом другом - идти в ногу со временем.
Актуальность метода проекта в современной педагогике.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент продуктивного образования.
Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание. В результате, которого создается продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Меняется не только содержание, но и методы обучения. У учащихся вырабатываются качества личности, которые позволяют адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.
При организации работы учащихся возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и работа группой. Эта работа привлекает её участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме того, групповая работа:
-дает возможность учащимся объединиться по интересам;
-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения
-воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
-предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание. Но в тоже время терпимость к другой точке зрения;
-является одним из способов преодоления психологических барьеров ребенка, т. е саморазвитие личности;
-позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества, дух к победе.
Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.
Роль учителя в выполнении проекта.
Особенность проектной деятельности в том, что это совместная творческая работа учителя и ученика. Изменилась позиция самого педагога. Он из носителя основных готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной его деятельности учеников. В целом задача учителя при работе над проектом это:
- помощь ученикам в поиске нужных источников информации;
- самому помогать координировать весь процесс;
- являться источником информации для учащегося;
- всячески поощрять участников проекта;
- стараться поддерживать непрерывную обратную связь с учениками во время всей проектной деятельности;
Основной трудностью является большое количество времени, затрачиваемое на индивидуальную работу с учеником. Здесь в помощь идет групповая деятельность учащихся.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в тоже время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются.
Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы над проектом подростка. Направить в нужное русло инициативу и творчество учащегося.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания, самообразовываться, быть в поиске новых идей. Идти в ногу со временем, быть новатором нужных идей.
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход
как средство повышения качества обучения предмета информатика
Развитие человеческой цивилизации переступило невидимую черту, разделяющую тысячелетия. К концу ушедшего века стало ясно, что информационные технологии современного образования развиваются невиданными темпами. Подобная интеллектуальная революция требует гуманизации образовательных процессов, обращения к хрупкому внутреннему миру личности ребенка. Таким образом, главное стратегическое направление образования видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.
Технология личностно ориентированного обучения позволяет активно развивать опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности, совместного проектирования учебной деятельности.
Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.
Образование, ориентированное на личность, включает в себя: отказ от ориентировки на среднего; применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося; учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития.
Для достижения поставленной цели мы имеем возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. В своей работе я использую технологии, способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, данные компьютерной сети Internet)
Работая над данной проблемой, я использую технологии, которые предполагают: организацию совместной деятельности; взаимопонимание, общение; рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.
На своих уроках я использую технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.
Используя в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые помогают развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.
Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь.
Для достижения данной цели свою работу я строю следующим образом:
- выделяю узловые моменты программы;
- определяю минимальный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для участия в будущих проектах;
- организую совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцированный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”;
Свои основные направления работы я вижу в:
- формирование у учащихся практических навыков работы со стандартным программным обеспечением (текстовые, графические редакторы, инструментальные программные средства, поддерживающие использование мультимедиа и интернет-технологии);
- освоение учениками методов компьютерного моделирования, анализа компьютерных моделей;
- обучение навыкам самообразования через участие в проектах, интеграция знаний из разных областей человеческой деятельности.
В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю ученикам продвигаться в системе знаний.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, позволяет использовать множество дидактических подходов (обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, эвристическое и проблемное обучение). Способствует повышению мотивации учеников, что предопределяет возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда (выпуск стенгазет, буклетов, сайт).
В своей работе опираюсь на такие принципы:
Принцип научности. Стремлюсь, донести до учащихся новейшие достижения компьютерных и информационных технологий. Поощряю исследовательскую деятельность учащихся.
Принцип наглядности. Компьютер как универсальное средство обработки информации обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения.
Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи.
Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы. Организовать успешную работу надо целенаправленно учить учащихся навыкам групповой работы, формировать мотивы к систематическому использованию этих навыков.
Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Предварительный просмотр:
МОУ Курмышская СШ
Методическое объединение естественно-математических наук
Мастер – класс по информатике для учеников
«Автоматизация расчётов в Excel»
Подготовил:
Пресняков А.Е.
учитель информатики
с. Курмыш
Цели:
- Систематизировать и обобщить знания по теме обработка и автоматизация числовой информации при помощи электронных таблиц Excel.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать. Развивать логическое мышление учеников, стремление к расширению кругозора.
- Воспитывать добросовестность к учёбе, любознательность, умение работать в группе. Бережное отношение к своему здоровью, любовь к родине.
Средства обучения:
Программное обеспечение: PowerPoint (презентация), Excel, онлайн видеоурок, интернет. http://anna-pavlovna.ru/avtomatizaciya-statisticheskix-raschyotov-v-excel
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.
Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся (понял, запомнил, воспроизвёл).
План:
Орг. Момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 4 мин.
Работа в группах – 5 мин.
Практическая работа – 8 мин.
Итог – 2 мин.
Ход мастер-класса
Орг.момент. Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия. Разрешите представиться! Меня зовут Алексей Евгеньевич.
Ребята, сегодня у вас необычный урок и проведу его я. На этом уроке вы должны будете пройти по тропе знаний, умений и навыков.
Ваш багаж знаний поможет вам с лёгкостью преодолеть эту тропу и достичь цели, которую вы перед собой поставили при изучении интересного и на сегодняшний момент актуального предмета.
Настал момент ступить на тропу. Давайте преодолеем все пороги, которые встретятся на вашем пути.
Вам необходимо соблюдать следующие условия. Ученик, который готов отвечать поднимает сигнальную карточку. Первый, кто ответит на вопрос, получает бал.
На первом этапе вам необходимо вспомнить историю.
Смотрим первый вопрос.
1.У большинства народов первый эталон счёта – это….. (Ответ ученика: 3. Пальцы рук).
2. Родиной вычислительного устройства абак считается…. (Ответ ученика: 5. Греция).
3. Найти ошибки в картинках. Указать стрелками, кто какими средствами счёта должен пользоваться… (Ответ ученика: Первобытный человек считал с помощью пальцев, а не с помощью компьютера; Древний грек считал с помощью абака, а не при помощи арифмометра; Изобретатель самой первой лампы считал с помощью арифмометра, а не с помощью пальцев рук; Современный учёный считает с помощью компьютера, а не абака).
4. Раскодируйте средство, которое способствует осуществлять обработку числовой информации… (Ответ ученика: Программа).
5. Универсальная прикладная программа для обработки и хранения числовой информации – это…. (Ответ ученика: Электронная таблица Excel).
6. Скажите, с какими типами данных работает ЭТ Excel? (ученик подходит к доске и обводит 3 типа данных. Ответ ученика: числа текст и формула).
Ребята, вы молодцы, так как владеете теоретическими знаниями и можете приступить к обработке числовой информации.
Мы можем пройти следующий этап. Для этого вам нужно разделиться на две группы и решить карточки при помощи электронной таблицы Excel. У каждого компьютера лежит карточка с заданием. Учащиеся группы, которые решат задание карточки первыми, получат по 1 баллу. Открываем файл ЭТ. Оперативно приступаем к работе.
Ребята вы молодцы и на этом этапе преодоления препятствий на тропе знаний, умений и навыков вы быстро справились, а значит, мы можем двигаться дальше и преодолеть ещё один этап, который вам поможет приблизится в плотную к нашей цели, закрепить знания автоматизации числовой информации в ЭТ Excel.
На следующем этапе каждый учащийся садится за компьютер и на рабочем столе находит документ Excel под названием «Карточка».
Ваша задача перейти по ссылке, которая находится в ЭТ на сайт. Открыть видеоурок и поэтапно выполнить практическую работу, как показано в видеоуроке. Желаю вам удачи.
Вывод: Молодцы ребята! Выполнив практическую работу, вы показали, что владеете навыками автоматизации расчётов в Excel, которые вы сможете применить в дальнейшем в вашей жизнедеятельности.
А сейчас, ответьте, пожалуйста, что вы для себя полезного получили из этих практических заданий.
Исходя из анализа получившегося графика, что мы можем сказать, что численность населения идёт на убыль, а это может быть связано с множествами причин. Ребята я верю, что знания, которые вы получаете на уроках информатики, в дальнейшем смогут помочь в вашей дальнейшей профессиональной деятельности и внести весомый вклад в развитие нашей республики.
Предварительный просмотр:
МОУ Курмышская СШ
Методическое объединение естественно-математических наук
Мастер – класс по информатике для учителей
«Развитие логического мышления с помощью создания блок-схем»
Подготовил:
Пресняков А.Е.
учитель информатики
с. Курмыш
Цель:
- Формирование навыков записи алгоритмов с помощью блок-схем
- Развивать логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес к предмету, внимание
- Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование: доска, магниты, мел, проекционная система, карточки с пословицами
Ход мастер – класса.
Работа ведётся в группе по два человека (2-3 группы)
Я хочу поделиться с вами простым, но очень действенным приемом для усвоения любой темы, по любому предмету, который развивает логическое мышление так необходимое современному школьнику. Для этого я использую работу по блок-схемам. Блок-схема-это шаги алгоритма, представленные в графической форме.
Алгоритм – это задание, состоящее из команд.
Блок – схема состоит из геометрических фигур: овал - начало/конец; прямоугольник – действия; ромб - условие.
Стрелки, связывают эти фигуры и задают порядок выполнения соответствующих шагов.
Практическая работа
I Предлагается собрать блок-схемы, используя заготовки и прочитать их.
- Соберись в школу.
- Как безопасно перейти улицу.
На доске даны заготовки блок-схем. Нужно собрать блок-схему правильно. По своей структуре они отличаются. Приходим к выводу, что алгоритмы бывают линейные и условные.
Вопрос: Какие алгоритмы чаще всего встречаются в жизни?
Ответ: Условные. В зависимости от условия выбираем то или иное решение, но чтобы оно привело к положительному результату.
II Рассмотреть примеры блок-схем.
Предлагаю вам составить блок-схему и прочитать ее. (Прошу зал помочь мне)
Составляется блок-схема из элементов, дополняется словами и делается вывод (формулируют пословицу)
- Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
- Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
III Нужно самим составить блок-схему и прочитать ее, проявив свою фантазию.
Использовать условный алгоритм и определенное количество команд.
Например: Все вы помните русскую народную сказку «Колобок», составим блок-схему к этой сказке.
Защита работы у доски (пояснить и сделать вывод).
Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобка. Полежал колобок на окне и покатился…
Можно предложить одну сказку двум – трем группам или несколько сказок. Предложить составить блок-схему к любому понятию, например из биологии «мутация», если есть мутация, то появление новых видов, разнообразие растительного и животного мира, если нет, то нет новых видов.
Вывод: такие блок-схемы можно составлять по любому предмету, идет осмысление текста, наглядное представление информации, компактность материала, применение в дальнейшем (правила по русскому языку, математики).
Составляя блок-схемы учащиеся рассуждают логически и приходят к конечному результату. Они сами принимают решения и аргументируют свой выбор, не боятся делать ошибки и творчески подходят к выполнению задания.
Такой прием составляет реальную основу для формирования логического мышления и самостоятельности. Кто из вас знаком с блок-схемами повторили, ведь новое хорошо забытое старое, кто услышал это впервые я надеюсь, что вы это примените в своей педагогической деятельности и получите положительный результат.
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
МОУ Курмышская СШ
Выступление на м/о естественно-математических наук:
«Нетрадиционные уроки информатики как средство
активизации самостоятельной деятельности учащихся»
Подготовил:
Пресняков А.Е.
учитель информатики
с. Курмыш
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Помимо урока, различают и другие уже утвердившиеся в современной школе организационные формы работы: факультативные занятия, элективные курсы, внеклассные (внеурочные) занятия и т.п. В системе форм обучения урок доминирует и определяет её структуру, играя в ней ведущую роль, так как в его рамках реализуется учебная программа.
Что понимается под понятием «нетрадиционный урок»?
По определению Л.В. Жаровой «Нетрадиционные уроки - это... уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков».
И.П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру).
На мой взгляд, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения. Формы и виды нетрадиционных уроков:
1.Уроки в форме соревнования и игр (конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.)
2.Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж);
3.Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала (урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать»);
4.Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал.);
5.Уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект);
6.Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, следствие, трибунал, патентное бюро, конструкторское бюро, ученый Совет);
7.Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: (КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков»);
8.Интегрированные уроки (Информатика-математика, информатика-география, информатика-ИЗО, информатика-история и т.д.);
9.Трансформация традиционных способов организации урока: (лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок).
На мой взгляд, нетрадиционные уроки информатики являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Необходимо констатировать, что до сих пор нет единого мнения о том, что вкладывать в понятие «самостоятельная работа», а что - в понятие «самостоятельная деятельность». Иногда самостоятельная работа понимается как «учебное занятие», а иногда как «самостоятельная деятельность». Это смешение содержания задания и самого процесса деятельности затрудняет формирование единого понятия о самостоятельной работе и самостоятельной деятельности. В некоторых литературных источниках понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» отождествляются, что не совсем корректно. Необходимо отметить, что учение протекает только в процессе собственной познавательной деятельности, но это не означает, что оно совершается школьниками только в процессе самостоятельной работы.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Чтобы создать условия для активизации самостоятельной учебной деятельности на уроках информатики, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться на урок, где им хорошо, содержательно, интересно. Главным стимулом самостоятельной деятельности, творчества на наш взгляд являются нетрадиционные формы обучения. Но уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков и когда они правильно организованы. Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.
Рассмотрим этапы и особенности составления плана нетрадиционного урока информатики, ориентированного на самостоятельную деятельность учеников.
1. План урока — это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, их формы, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.
2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Анализируются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться нестандартный урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих подобных уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.
Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны как учителю, так и ученикам. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.
3. Определение смысла нестандартного урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.
Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность. Отбирается такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.
4. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги. Например, к уроку по составлению учениками собственных правил сложения в двоичной системе счисления учитель готовит аналогичные правила, составленные древними и современными учеными для других систем счисления.
5. Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения.
Приведем примеры трех уровней целей по отношению к ученикам:
«Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель, тема «Черный ящик»);
«Сформулировать понятие «закономерность» (межпредметная цель);
«Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (методологические цели).
6. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока. Одно из требований к уроку информатики — смена видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты. Например, в начале урока 10 минут происходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа); затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему (самостоятельная работа); далее ученики в течение 10 минут выступают перед друг другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность); в завершающие 5 минут происходит письменная рефлексия — каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» самостоятельная деятельность).
Один из эффективных способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. Но прежде чем разбирать, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное. В связи с этим требуется умение учителя «выделять основное». Это необходимо для того, чтобы все второстепенное подчинить главному, чтобы не распыляться по мелочам, расходуя на них драгоценное время. Понять главное в нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы:
1) Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2) Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3) Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5) Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7) Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока информатики от традиционного.
Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее направлениях. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.
Предварительный просмотр:
Доклад
«Здоровье сберегающие технологии на уроках
как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Учитель информатики Пресняков Алексей Евгеньевич
с.Курмыш
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климатав процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
· аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная:воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровьяподрастающего поколения.
Классификация здоровьесберегающнх технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Предварительный просмотр:
МОУ Курмышская СШ
Методическое объединение естественно-математических наук
Доклад
«Учебные компьютерные программы на уроках:
плюсы и минусы»
Подготовил:
Пресняков А.Е.
учитель информатики и технологии
с. Курмыш
Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения то, что традиционная система обучения не в состоянии изменить тип мышления школьников, развить у них творческие способности. Главная задача современной школы – развитие и формирование творческой личности. Классическая методика обучения требует преобразований, “новых вливаний”.
В числе причин того, что дети теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Сама практика подсказывает выход из такой ситуации, предложив альтернативу: творческий подход к построению урока, его неповторимость, многообразие.
Одним из основных средств повышения качества знаний и приоритетным направлением в образовании является применение новых информационных технологий. Использование компьютерных программных средств на уроках позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить интерес к предмету и познавательную активность школьников, облегчить контроль знаний учащихся, заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию. Компьютер помогает организовать процесс обучения по индивидуальной программе, то есть учащийся может выбрать приемлемую для себя скорость подачи и усвоения материала, а это способствует его эффективному психологическому развитию и возникновению профессиональных интересов, повышает уровень самообразования и расширяет возможности для творчества.
Основным назначением компьютерных обучающих программ является индивидуализация обучения, учитывающая творческие и психологические особенности личности. Это программный продукт, который может включать в себя: изложение теоретического материала с использованием особенностей компьютерного представления (то есть электронный учебник); практикум, включающий в себя предметные задачи и примеры их решений; справочную систему, содержащую основные определения и термины; систему оценки результатов усвоения материала, используемую, с одной стороны, преподавателем для промежуточного и итогового контроля и, с другой стороны, обучаемым для определения уровня своей подготовленности при самостоятельной работе.
Прежде чем прибегнуть к помощи той или иной программы, следует оценить все плюсы и минусы работы с ней. Существует ряд проблем как технических, так и методических, возникающих при реализации обучения с использованием компьютерных технологий. Не останавливаясь на минусах, отмечу положительные моменты.
Компьютер способен реализовать преимущества технических средств обучения. Программы содержат уроки различных уровней сложности, мультимедийные демонстрации, интерактивные задания, теоретический материал. Дополнительно в ней могут находятся:
- школьный калькулятор – это программный– калькулятор с графическим набором формул, позволяющий производить вычисления различной степени сложности самых разнообразных функций и выражений, использовать предыдущие расчеты в последующих, возможность вывода вычислений на печать, что не позволяет делать обычный калькулятор даже в инженерном режиме;
- школьный графопостроитель – программа для построения графиков функций с графическим набором формул. Построение и наблюдение за процессом изменения изучаемого объекта помогают выделить его характерные признаки, заметить закономерность, сделать некоторые обобщения, выводы и даже самостоятельное открытие. Работая в графопостроителе сильный учащийся отчетливо понимает структуру связей между элементами чертежа, а слабый догадывается, что произойдет с чертежом, если изменять его элементы, и делать это можно в одной системе координат, используя различную цветовую гамму;
- тренажер устного счета – содержит восемь разделов двух уровней сложности, в каждом из которых несколько заданий. Работает в двух режимах: тренировка и состязание, на которые отводятся от 1 до 15 минут. И учитель, и учащийся могут сразу же увидеть результат, притом учитель не тратит времени на проверку. Заниматься на тренажере особенно нравится слабоуспевающим учащимся, они могут проверить себя и без учителя.
Мультимедийные учебные программы для учащихся содержат основные разделы, примеры по всем изучаемым темам, задачи с подсказками и подробными решениями, контрольные работы по каждой теме, видео-уроки для проверки полученных знаний. Диалог с компьютером устроен таким образом, что заниматься учащиеся могут и с учителем, и самостоятельно. Он очень эффективен для работы с учащимися всех уровней – от “слабых” до “сильных”.
Конечно, сами по себе обучающие программы ничего не делают: все в них создается и исследуется пользователем, программа лишь предоставляет необходимые средства для такой работы. Зачастую достаточно “взять” мышку в руку и сделать любое движение. Согласитесь, что ощущения при этом совсем иные, чем те, что возникают при практической работе на бумаге.
Эффективно использовать при объяснении нового материала “уроки-презентации”, причем сами учащиеся охотно участвуют в разработке таких уроков. Методическое значение “презентации” в том, что она повышает уровень наглядности излагаемого материала, делает его запоминающимся.
Использование компьютерных образовательных программ в процессе обучения, возможность с их помощью обработки и анализа больших объемов материала, моделирование объектов, позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить усвоение знаний до эвристического и исследовательского уровней и делает эффективным средством для развития интеллектуальных способностей учащихся. Уроки с применением обучающих комплексов могут проходит в любом кабинете где есть проектор и экран, за компьютером, становясь интегрированными. Это, по-моему, большой плюс в совершенствовании процесса преподавания, повышающего его качество.
Кроме того, применение компьютерных технологий способствует созданию на уроке положительного эмоционального фона. Можно с уверенностью утверждать, что оно что-то дало ученику, когда он гордо показывает свои результаты товарищам или участвует в объяснениях учителя, когда его трудно отправить на перемену.
Для включения элементов перечисленных программных средств в структуру урока не требуется создание новой методики, а предполагается органичное сочетание привычных форм и приемов работы с инновационными подходами и способами, создавая среду для расширения методического инструментария преподавателя, а не коренного изменения. Открытость данных средств позволяет приспосабливать их к конкретным исследовательским и педагогическим задачам. Реализация идей, заложенных в методах и средствах повышения качества знаний на уроках, зависит от арсенала средств обучения, используемых в процессе обучения, уровня подготовки преподавателей и самих обучающихся.
Применение информационных технологий при изучении различных предметов, в первую очередь, требует высокой подготовки учителя, который знаком с этими программами и умеет с ними работать. Возможности программного обучения растут с каждым днем, компьютер все больше и больше внедряется во все сферы общества, Поэтому каждому учителю необходимо научиться использовать информационные технологии в образовании.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская средняя школа
Формы работы со слабоуспевающими учащимися
по ликвидации пробелов в знаниях
Пресняков Алексей Евгеньевич
учитель технологии и информатики
Говоря о качестве образования, мы часто отождествляем это понятие с результатом. Под качеством образования следует понимать потребности личности и общества, процесс обучения и, наконец, результат.
Одним из насущных вопросов, которые решает учитель, является вопрос предупреждения и устранения неуспеваемости учащихся. Неуспеваемость можно преодолеть при условии повышения качества обучения и воспитания учащихся. Работу по повышению успеваемости учащегося следует начинать с глубокого изучения причин, порождающих слабые знания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях» – К.Э.Циолковского.
Основными направлениями работы учителя в борьбе за полную успеваемость учащихся должны стать устранение выявленных проблем, предупреждение причин неуспеваемости, привитие навыков учебного труда и формирование положительного отношения к учебе.
Формы и содержание работы со слабоуспевающими учащимися.
Работа по устранению пробелов в знаниях учащихся тесно связана с предупреждением этих пробелов и имеет особую специфику по каждому предмету. Существуют 3 основные формы работы со слабоуспевающими учащимися: уроки, консультации, дополнительные занятия.
Большое значение приобретает умелое построение повторения. Одним из ведущих видов повторения является опрос учащихся. Время, отведенное на опрос, в зависимости от сложности темы может колебаться от 5 до 15 минут. Лучше его проводить в начале урока. Это могут быть устные упражнения, проверка домашнего задания у доски, фронтальный опрос, опрос учащихся по карточкам – заданиями. Применение карточек помогает вовлечь в работу всю группу. Можно предложить:
1) трех – вариантные задания по степени трудности – облегченной, средней и повышенной (выбор варианта предоставляется учащимся);
2) индивидуально – групповые задания с приложением карточек-инструкций с подробным описанием всех команд.
Кроме работы со всей группой учитель на уроке ведет индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися. В этих целях следует практиковать карточки-задания на дом. Когда учащийся плохо справляется с самостоятельными домашними заданиями, учитель должен заменить эту форму работы другой. Следует помнить, что эти задания должны быть умеренными по объему, не отнимающими много времени от текущей работы по другим предметам.
Немаловажную роль в устранении пробелов играют консультации. Их необходимо посещать не только слабоуспевающим, но и тем, кто испытывает затруднения по отдельным вопросам программы. На консультации учащиеся приходят с заранее подготовленными вопросами или с нерешенной задачей. В этом случае нет необходимости вместе с ними решать задачу до конца. Важно, чтобы учащиеся сами поняли ошибку, нашли верный ход решения. Иногда можно ограничиться советом, где посмотреть тот или иной теоретический материал для решения задачи или для ответа на поставленный вопрос. На консультациях не рекомендуется давать только готовые ответы.
В тех случаях, если отставание оказывается слишком большим, возникает необходимость в проведении доп. занятий во внеурочное время. Обычно они проводятся с учащимися, пропустившими занятия по болезни.
Групповые дополнительные занятия можно рекомендовать проводить после написания самостоятельных, контрольных, зачетных работ. На них разбираются и анализируются ошибки.
Дополнительные занятия носят временный характер Цель их как можно скорее ликвидировать пробелы и вселить в ученика веру в свои силы.
Однако, уделяя в работе основное внимание слабым учащимся, преподаватель не должен забывать и о более сильных, которым в процессе обучения следует подбирать индивидуальные задания повышенной трудности и вопросы на смекалку.
Предупреждение неуспеваемости.
Основной путь решения этой проблемы – это всестороннее совершенствование учебного процесса. Большое значение имеет осуществление взаимосвязи предметов. При разработке тематических планов надо продумывать методические приемы использования этих связей на уроках. Связь между предметами развивает у учащихся познавательный интерес, при этом активизируется восприятие, в результате происходит активное и прочное запоминание.
Основной формой организации учащихся работы является урок. Учителю важно продумать все методы и приемы активизации учащихся: мобилизующие начало урока, создание проблемных ситуаций, использование дидактического материала, ТСО и др.
Важным средством развития у учащихся познавательных способностей, логического мышления, творческой активности в получении и применении знаний служит самостоятельная работа. Учитель должен руководить самостоятельная работа учащихся, проверять ее результаты, направлять понимание самостоятельное получение знаний и их совершенствования. Проводя самостоятельные работы учитель имеет своевременную информацию о состоянии знаний учащихся всей группы. И именно самостоятельные работы дают основные показатели успеваемости учащихся и помогают педагогу определить пробелы в знаниях учащегося и вовремя оказать помощь для их устранения
Добиться предупреждения неуспеваемости можно, повышая общую культуру учащегося, приучая к организованному умственному труду, настойчивому преодолению трудностей учения, развивая самостоятельность учащихся в овладении знаниями. Для этого педагог обучать учащихся рациональным приемом труда: как слушать объяснение учителя, как работать с наглядными пособиями, литературными произведениями, как выполнять домашнее задание. Каждому преподавателю надо научить учиться работать с учебной литературой, находить ответы на поставленные вопросы, получать необходимую информацию из таблиц, графиков, выделять главное в тексте, готовить доклады, составлять конспекты.
На качество знаний, умений и навыков учащихся оказывает влияние правильно спланированная система домашнего задания, которое приучают ребят к самостоятельности, воспитывают чувства ответственности. Поэтому учитель должен хорошо продумывать домашнее задание, как по объему, так и по содержанию и обязательно их проверять. Таким образом, главное средство предупреждения неуспеваемости – это совершенствование процесса обучения, воспитания всех учащихся интереса к учебе.
Планировать контроль за работой со слабоуспевающими учащихся.
Одной из главных целей контроля является внедрение передового опыта; необходимо все лучшее в проведении уроков, консультаций, в индивидуальной работе учителей с учащимися делать достоянием всего коллектива. Осуществляя контроль за работой учителей при проверке качества знаний учащегося обращается внимание на следующее:
1). Соответствуют ли фактические знания учащегося по дисциплинам требования действующих государственных стандартов?
2). Какова степень овладения практическим навыком и умениям?
3). В чем источники причин слабых знаний у всей группы или отдельных учащихся?
4). Объективна ли оценка знаний учащихся учителем?
5) Какова эффективность методов и приемов, используемых учителем при поверке качества знаний учащегося?
6) Какая конкретная работа проводится учителем с отстающими и слабыми учащимися в целях обогащения их необходимым минимумом знании
Правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации, высокое качество уроков, применение всеми педагогами передовых методов труда, четко поставленный контроль за учебным процессом, помощь семьи - наиболее реальные пути, которыми следует идти педагогическому коллективу для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащегося.