Воспитатель года - 2022

Гладенькова Екатерина Викторовна

Предварительный просмотр:

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Обучение и творчество дополняют друг друга. На каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения.

Все дети любят рисовать, но во время работы мы столкнулись с проблемой, дети боятся рисовать, особенно то, что им задают, просят нарисовать. Им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Согласитесь, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Моей педагогической ноходкой в работе является использование нетрадиционных техник рисования.  Эту технологию применяю не только на занятиях по художественно-эстетическому развитию, но и в других образовательных областях, самостоятельной детельности, а так же использую продукты художественной деятельности детей в игре и в оформлении группы.

Простое занятие может превратиться в оригинальное, если применить эту технику, потому что в этих способах изображения нет жесткой заданности и строгого контроля. Они достаточно просты по технологии. Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Их применение сделает занятие более свободном, радостном, успешным

Для начала мы изучаем ту или иную технику на занятиях по изобразительной деятельности. Обучая рисованию, я использую не только краски, карандаши, фломастеры, но и подкрашенную мыльную пену, свечу, показываю, как использовать для рисования бросовый материал и т.д. Они рисуют ладошкой, пальцами, получают изображения с помощью подручных средств (мятой бумаги, ватных палочек, трубочек) и природного материала (листьев деревьев). У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

На экране вы видите техники разных возрастных групп

(Детей среднего дошкольного возраста использую: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + гуашь; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки; монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование солью, песком, манкой; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; кляксография обычная; пластилинография; граттаж, фроттаж)

Далее, полученные знания мы используем в других образовательных областях

Например. На занятиях по физическому развитию, часто используется дыхательная гимнастика. Мы ее можем провести увлекательно, интересно и очень полезно, если  используем нетрадиционную технику рисования "кляксография" (выдувание трубочкой). Шаблон и большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть.  Так, выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Позновательное развитие. Формирование элементарных математических представлний.

Например: Задание: нарисовать дом: с треугольной крышей, трапецевидной, определенного цвета. Техника рисования: Оттиск паралоном, геометрическими фигурками, картоном.  Таким образом, мы закрепляем пройденный материал: трапеция, треугольник, прямоугольник

Задание: Нарисовать лепестки на цветке  ватными палочками (с определённым количеством палочек)

Задание: Нарисовать определенное количество листочков (отпечаток листочка на пластилине)

Задание: на ориентировку в пространстве. Здесь мы  используем готовые работы детей в технике монотипия. Мы поместили их в фоторамки. И дети могут нарисовать, например в верхнем правом углу рыбку, в нижнем левом углу фиолетовую рыбку, и т.п.

Кроме этого, из выученных цифр дети пробую нарисовать изображение.

Математика и рисование нетрадиционными методами очевидна и несложна. Вместе с просьбой выполнить то или иное задание по рисованию делается акцент на либо форму изображаемых предметов, либо их количество, либо расположение.

Формирование целостной картины мира. Для закрепления материала, в основном в конце занятия, очень часто использую продуктивную деятельность.

Изучили животных  «Африки»- выполнили их в техники «рисование ладошками», вырезали и теперь используем в игровой деятельности.

Изучили «Насекомых» - выполнили их в техники «Предметная монотипия» - украсили природный уголок

Тема «Зима» - рисование пейзажа ПВА и солью, «Осень» - отпечаток листочками, Весна – цветы Серени мыльными пузырями, Лето – розы пакетом

По Финансовой грамотности  Тема «Денеги. Монета. Купюра» - выполнение денежного дерева в технике «Фроттаж»

Обучение грамоте. Изучая буквы, мы с детьми выполняем альбом «Интересные буковки», где каждая буква обозначает технику рисования «Г – граттаж, а – аварель, б – батик. Таким оброзом, дети лучше запоминают буквы и повторяют названия той или иной нетрадиционной техники.

Так же   была придумана игра, для развития речи детей и активазации в речи детей названия нетрадиционных техник рисования

Состоит она из 2 видов карточек. Первый-  Маленькие  фотография работ, выполненные разными техниками. Каждая имеет свою пару, т.е две  карточки выполненные в технике «пуантель», 2 в технике «граттаж» и т.п. 2 вид карточек – это символы или пиктограммы  инструментов, предметов, которые нужны для рисования в той или иной технике.

Существует несколько вариантов правил игры.

1.  Карточки (фото работ) выкладываются на стол картинками вниз. Игроки ходят по очереди. Каждый переворачивает любые 2 карточки, стараясь найти пару. Если игрок нашел изображения выполнины в одной и той же технике, игрок забирает пару себе. Теперь он имеет право делать ходы, пока ему не попадутся разные картинки. В этом случае ход переходит к следующему игроку.

В занимательной форме она помогает развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, фантазию, воспитывает самостоятельность, способность аргументировать свой выбор, умение анализировать  и сравнивать

2. «Найди пару». К фото работы нужно подобрать инструмент Например, этот рисунок нарисован ватными палочками – символ ватная палочка.

Цель игры: учить устанавливать связи между предметами, рассуждать и доказывать.

3. Составь рассказ «Как мы рисовали» по картинкам символам.

Детям предлагается таблица с символами, дети по ней должны составить рассказ – действия, как правильно выполнить технику рисования.

В художественном центре есть альбом - образец «Яблочко» - выполннный в разных техниках, с помощью него дети могут сравнить, вспомнить, как рисовать, и альбом лучших детских работ

В оформлении уголков группы  – это эмоциональный уголок (выполненый ладошками), кроме этого в этом уголке у нас часто лежит кефир. Для этой техники, главное не результат, а сама процесс работы. Рисуя, дети успокаиваются, начинают фантазировать во время работы, долго могут сидеть и рисовать, наблюдая, как краски начинают создавать красивые узоры.

Так как у нас разновозрастная группа, старшие дети помогают в свободное время тонировать листы для рисования или аппликации для детей среднего возраста.

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования  помогают повысить активность детей, привлечь их внимание, расширить словарный запас, кругозор, сохранить интерес к другим образовательным областям,  через изобразительную деятельность на долгие годы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Слайд 2

2 На каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения.

Слайд 3

3 Нетрадиционные техники рисования Художественно –эстетическое развитие Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие В самостоятельной деятельности В оформлении группы

Слайд 4

Рисование ладошкой и пальчиками Возраст: от двух лет. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 4

Слайд 5

Оттиск смятой бумагой Возраст: от четырех лет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую налита гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. 5

Слайд 6

Восковые мелки+акварель Возраст: от четырех лет. Материалы: восковые мелки (карандаши), акварель, вода в баночках, кисти Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. 6

Слайд 7

Точечный рисунок Возраст: от четырех лет. Материалы: ватные палочки, гуашь, тарелочки, листы бумаги Способ получения изображения: Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную ватную палочку. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. Палочку макаем в краску и делаем отпечаток. 7

Слайд 8

Рисование мыльными пузырями Возраст: от пяти лет. Материалы: гуашь, мыльный раствор, кисточки Способ получения изображения: Подмешайте акварели или гуаши в мыльный раствор для пузырей. Попросите ребенка выдувать пузыри - они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры. Либо прикладывать лист к стаканчику с пузырями. Детали потом можно дорисовать. 8

Слайд 9

Кляксография Возраст: от пяти лет. Материалы: гуашь, разведенная водой (тушь), трубочки, кисточки Способ получения изображения: Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее), а затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса? ", "Кого или что она тебе напоминает? " - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. 9

Слайд 10

ПВА и соль Возраст: от пяти лет. Материалы: акварель, соль, кисть, бумага, вода Способ получения изображения: Прорисовать клеем ПВА рисунок, а сверху на эти участки посыпать солью?.Тогда получатся удивительные снежные картины. 10

Слайд 11

Монотипия Возраст: от пяти лет. Материалы: гуашь , мыло, доска для лепки, бумага, вода, кисточки Способ получения изображения: Доску для лепки натирается мылом, сверху наносится гуашь, а затем плотно прижимаем лист бумаги. Получаем отпечаток, который дети могут дорисовать. 11

Слайд 12

Монотипия предметная Возраст: от пяти лет. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. 12

Слайд 13

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада Младшая группа (2-4 года) рисование жесткой полусухой кистью пальчиком рисование ладошкой рисование ватной палочкой печатками из картофеля оттиск пробкой Средняя группа (4-5 лет) оттиск поролоном оттиск печатками из ластика, листьев восковые мелки + акварель свеча +акварель рисование мятой бумагой монотипия предметная Старшая и подготовительная группа (5-7 лет) монотипия пейзажная рисование зубной щеткой расчесывание краски набрызг воздушные фломастеры кляксография с трубочкой фотокопия – рисование свечой граттаж черно- белый, цветной рисование нитками рисование солью, рисование песком 13

Слайд 14

14 Игра на физической культуре «Кляксография»

Слайд 15

15 ФЭМП

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 18

18 ФЦКМ Зоопарк из ладошек

Слайд 19

19 ФЦКМ «Бабочки

Слайд 20

20 ФЦКМ

Слайд 21

ФЦКМ

Слайд 22

22 «Цветные буковки»

Слайд 23

23 Игра «Волшебные картинки»

Слайд 24

24 Игра «Волшебные картинки»

Слайд 25

Игра «Волшебные картинки»

Слайд 26

Игра «Волшебные картинки»

Слайд 27

Альбом «Яблочко» 27

Слайд 28

28 Эмоциональный уголок

Слайд 29

Тонируем бумагу 29

Слайд 30

Искусству нет конца! 30

Слайд 31

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует: 31 Снятию детских страхов; Развивает уверенность в своих силах; Развивает пространственное мышление; Учит детей свободно выражать свой замысел; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразным материалом; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 32



Предварительный просмотр:

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционной технике рисования пеной для бритья и получения рисунка при её помощи.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с новыми эффективными приемами и методами работы;

- способствовать творческой самореализации педагогов.

Методы

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на нашем мастер-классе, который поднимет настроение, самооценку, снимет усталость и каждый из вас почувствует себя художником.

Как вы уже знаете, рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила. Какие способы нетрадиционного рисования вы знаете? (Набрызг, техника тычка жесткой полусухой кистью, рисование свечой, клеевая картина, кляксография, солевые рисунки, точечный рисунок, граттаж, рисование на мокрой бумаге, монотипия и др.)

Сегдня я предлагаю Вам порисовать пенной для бритья. Коллеги, вам приходилось использовать эту технику в вашей педагогической деятельности?

Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

СУЩЕСТВУЕТ ДВА ВАРИАНТА РИСОВАНИЯ:

- Рисование на пене для бритья

- Рисование пеной для бритья

Рисование пеной  для бритья.

Посмотрите внимательно, как вы думаете, как мы будем рисовать, попробуем рассказать по схеме.

Подготовка «Пенной краски»

Вам понадобится: 1 часть клея ПВА + тушь+2 части пены для бритья

1. Смешиваем клей ПВА и тушь

2. Добавляем пену для бритья

3. Тщательно всё перемешиваем

Краски готовы и вы можете наноситьна свой шаблон. Краску можно наносить кистью, ложкой, вилкой, палочкой от мороженного.

А можно «Пенную краску» поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик),отрезать ножницами кончик пакета, получается своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

Где можно использовать данные работы. Мы в магазин сделали вот такую полочку со сладостями

Сладкое у нас есть, не хватает цветов

Второй способ

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков

Для работы нам понадобится: тушь, кисточки, линейка, бумага, салфетка, дощечка для лепки и самое главное – это пена для бритья.

1. Нужно взять ёмкость с пеной, встряхнуть её и выдавить на дощечку, необходимое количество, примерно 1-1,5 см

2. линейкой равномерно распределить пену по доске так, Наш пенный «лист» для рисования готов.

3. Нанесите на пену кистью краски разных цветов.

4. Тонкой кисточкой, зубочисткой или спичкой водить по поверхности пены в хаотичном порядке (этот способ подходит для малышей) или создавая определенный узор (этот способ подходит для детей постарше).

5. Когда изображение будет готово, приложите к нему лист бумаги и слегка прижмите, чтобы изображение отпечаталось на листе.

6. Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, нужно снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска.

7. Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой

8. Оставить рисунок сохнуть.

Оставшуюся пену можно перемешать и рисовать на ней снова.

Участники мастер-класса выполняют работу

4. Заключительная часть

Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию, креативность, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, понимать друг друга и дарит массу положительных эмоций! В результате дети творят, общаются, они активны и доброжелательны.

5. Рефлексия.

Участники встают в круг, и ведущий каждому предлагает мысленно положить в левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж знаний, настроения, мыслей, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все улыбнулись и поаплодировали себе за прекрасную работу.