7.Педагогические разработки

Садова Галина Владимировна

1. Самообразование

2. Реферат "Педагогический мониторинг"

3. Проект "День матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx15.86 КБ
Файл referat_ped.monitoring.docx29.92 КБ
Файл proekt_den_materi.docx29.41 КБ
Файл proekt_dm.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности. Самообразование — неотъемлемая часть педагогической деятельности воспитателя детского сада. Педагог должен искать, исследовать, внедрять инновации, постоянно повышать свою профессиональную компетентность. Иначе детям, обучение и воспитание которых проходит на базе застоявшихся методик и форм, будет очень сложно адаптироваться в мире постоянно развивающихся технологий и ускоряющегося ритма жизни.
Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

  • информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;
  • знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;
  • осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;
  • изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
  • качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

  • работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;
  • плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;
  • обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;
  • сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Организационный этап  Определяемся с темой. Как уже отмечалось, критерием выбора являются трудности в том или ином методическом аспекте работы с детьми первой младшей группы. Например, довольно часто вновь прибывшие малыши не умеют мыть руки, кушать самостоятельно. И если в детском саду они, видя пример других ребят, копируют их действия, то дома мамы-папы-бабушки продолжать кормить ребёнка с ложки. В этом случае, чтобы не воевать с ветряными мельницами, воспитателю стоит подобрать подходящий материал по темам, связанным с воспитанием культуры здоровья или работой с родителями. Формулируем цели и задачи работы. Продумываем формы деятельности для общения в рамках темы с детьми, родителями и коллегами. Оформляем план к работе, то есть озаглавливаем этапы освоения теории, практики и подведения итогов деятельности
Теория и практика  Изучаем теоретическую базу вопроса и систематизируем существующий педагогический опыт в виде выдержек из разных исследований, примеров или картотеки приёмов, используемых для внедрения в практику той или иной методики. Разрабатываем систему практического воплощения теории (тематику занятий, методов и приёмов для реализации конкретных задач). Например, для иллюстрации одного из приёмов освещения темы: «Развитие мелкой моторики дошкольников первой младшей группы» можно предложить использование материалов пособий Монтессори (бизиборд, шнуровки и пр.)
Подведение итогов  Этот этап предполагает организацию и проведение мероприятий по результатам проделанной работы. Педагог презентует полученные практические результаты внедрения теории (в форме видеороликов, фотоотчётов, результатов диагностических исследований и т.д.) на практике
Формы представления результатов самообразования Для отчёта о проведённой работе по самообучению можно использовать следующие формы: педсовет (выступление перед коллегами с отчётом о проделанной работе в целом или же её части — неотъемлемая составляющая отчёта)
круглый стол (с родителями, коллегами или совместный, на котором можно показать несколько особенно успешных приёмов работы); открытые занятия (обычно 2 раза в год — в начале и в конце); мастер-класс (особенно если воспитатель работал над аспектом внедрения каких-то практических методик, например, «Возможности ИКТ для пересказа сюжета сказок»); развлекательно-познавательная деятельность (к примеру, организация ярмарки в рамках исследования темы «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»); творческая мастерская (это может быть создание или новый этап работы в рамках передачи опыта в «Школе молодого воспитателя»); публикации в периодических изданиях психолого-педагогического профиля




Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж»

Реферат на тему: «Педагогический мониторинг»

Выполнила: студентка группы Д-42

Садова Галина

Проверила:

Кормашова Н.А.

2018 год

План:

Введение………………………………………………………………………

Педагогический мониторинг…………………………………………………

Создание системы педагогического мониторинга…………………………

Сущность и методы педагогического мониторинга…………………………

Периоды педагогического мониторинга……………………………………..

Образовательный мониторинг……………………………………………….

Уровни образовательного мониторинга………………………………………

Состав и структура образовательного мониторинга………………………....

Принципы образовательного мониторинга……………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………...….


Введение

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

Цель данной работы – определить значение мониторинга в системе образования

Задачи:

  • Изучить подходы к пониманию сущности и структуры мониторинга;
  • Найти его место в образовательной системе.

Проанализировав подходы к пониманию сущности, структуры и результаты педагогического мониторинга, представленные в работах В.А. Болотова, В.С. Безруковой, Н.В. Борисовой, В.И. Гинецинского, А.Н. Дахина, В.М. Монахова, А.М. Новикова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Н.А. Шайденко, Н.О. Яковлевой, стало очевидным, что в современной педагогической науке и практике еще не сложилось системного подхода к мониторингу, что значительно снижает, с одной стороны, практическую направленность научно-исследовательской деятельности, а с другой — теоретическую обоснованность практической педагогической деятельности.


Педагогический мониторинг

  1. Создание системы педагогического мониторинга.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Появилась возможность определить рейтинг учебных заведений, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительные трудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу организовать такой мониторинг, который позволил бы объективно судить о состоянии дел.

На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса.

В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение и т.д.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:

• процесс освоения программы, предмета;

• интеграционные процессы в обучении;

• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

• качество образовательного процесса и т.д.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны предшествовать обсуждение и корректировка.

Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.

Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.

Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценки деятельности того или иного субъекта образовательного процесса открывает больше возможности для обобщения и инноваций. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагает активное участие учреждений среднего профессионального образования в этом процессе.

Несомненным достоинством предлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе среднего профессионального образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений — необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическое положение того или иного региона, требования, которые предъявляет к специалисту общество, будут основаниями для подготовки выпускника и определения политики учебного заведения в области качества образования.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданны избранные методы и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения. Современная система оценки качества образования — это еще один шаг на пути к вхождению России в общеевропейское и общемировое образовательное пространство.

  1. Сущность и методы педагогического мониторинга.

Основную значимость в мониторинге как педагогической технологии имеет его воспитательная сущность, оказывающая влияние или воздействие на субъекты образовательного процесса. В мониторинге как средстве на первый план выходят показатели, по которым отслеживается состояние определенной образовательной системы, их критерии, а также мониторинговый инструментарий и процесс получения результатов.

Мониторинг как педагогическая технология рассматривается в исследованиях, концептуальной основой которых являются теоретические подходы к пониманию мониторинга А.С. Белкина. В последнее время выполнен целый ряд таких работ (В.М. Гончаренко, В.Д. Жаворонков, Л.П. Качалова, А.И. Куприна, Л.Д. Назарова, А.И. Севрук, С.Н. Силина, С.Л. Фоменко и др.).

Вместе с тем значительно чаще мониторинг используется как средство получения информации для дальнейшей ее реализации в ходе инновационной, управленческой и экспертной деятельности в образовании. Э.Ф. Зеер и В.А. Веденников рассматривают мониторинг как одно из средств организации информационной среды.

Мониторинг как средство отслеживания показателей качества высшего образования развивается по следующим направлениям:

1. Мониторинг показателей качества, выработанных в ходе научно-исследовательской деятельности и направленных на решение конкретной образовательной проблемы или задачи. Как правило, такие показатели имеют локальный характер, и их значимость определяется количеством вузов, принимающих участие в исследовании.

2. Мониторинг показателей качества, дающих возможность определить социальный и профессиональный статус того или иного образовательного учреждения.

3. Мониторинг показателей качества при проведении государственного лицензирования и аккредитации высших учебных заведений.

В образовательной деятельности важнейшим фактором социального развития является педагогическая информация.

Под педагогической информацией понимается информация, оказывающая воспитательное влияние на субъекты на основе актуализации личностных, групповых или организационных смыслов их образовательной деятельности.

К числу основных методов, которые можно эффективно использовать в процессе разработки технологий педагогического мониторинга, относят следующие эмпирические и теоретические методы:

• наблюдение,

• опрос (интервью, анкетирование),

• беседа,

• естественный и диагностический эксперименты,

• моделирование.

При этом они должны использоваться в квалиметрическом контексте, обеспечивающем необходимый уровень валидности получаемых результатов.

Практика показывает, что в ходе педагогического мониторинга характера взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в вузе наиболее целесообразен метод анкетного опроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалы взаимоотношений, а получение результатов - в ходе обработки матрицы взаимоотношений [6]. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять, используя нормативно-поисковые модели деятельности обучаемых, профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого состава, курса и учебной группы.

  1. Периоды педагогического мониторинга.

Алгоритм педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов.

Первый период - опытно-поисковый. Основной его целью является теоретическое обоснование, практическая реализация и доказательство педагогической значимости или эффективности основных мониторинговых процедур. Опытно-поисковый компонент, как правило, включает следующие этапы: подготовительный, адаптационный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, итогово-диагностический.

Второй период - конструктивно-организационный. Цель этого периода обеспечить реализацию педагогически значимых и эффективных мониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Он состоит из следующих этапов:

• нормативного,

• организационного,

• научно-методического.

В ходе нормативного этапа разрабатываются положения и инструкции по реализации технологии педагогического мониторинга в образовательном процессе.

Критерии эффективности мониторинга

В основу определения уровня эффективности педагогического мониторинга мы положили результаты субъективно-рефлексивной оценки участниками мониторинга значимости получаемой информации.

В качестве показателей эффективности принимают следующие требования принципов педагогического мониторинга:

• информация этически выдержана и не нарушает личностных прав индивида;

• информация способствует конкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельности индивида;

• информация помогает лучше оценивать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;

• информация мотивирует индивида к повышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие;

• информация способствует конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности;

• информация создает условия для рационального разрешения проблем, возникающих в моей профессиональной группе;

• благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между участниками образовательной деятельности;

• информация носит не агрессивный характер и в достаточной степени доступна индивиду;

• информация способствует повышению культуры общения;

• информация помогает оценить качество реализации в образовательном процессе требований Государственного образовательного стандарта.

Таким образом, представленная методология педагогического мониторинга является теоретической основой разработки конкретных мониторинговых технологий. Уникальность каждой технологии будет определяться объектом и предметом педагогического мониторинга, формами, методами, приемами и средствами получения педагогической информации и субъектами, принимающими участие в педагогическом мониторинге.


Образовательный мониторинг

Образовательный мониторинг - это такая система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Образовательный мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода.

Образовательный мониторинг, как и любой сложный объект, должен формироваться с позиций системного подхода в единстве следующих аспектов:

социальной сущности;

педагогической принадлежности;

системно-деятельностного способа его рассмотрения.

Образовательный мониторинг - категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность образовательного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям.

Содержание образования передается учителями и усваивается учащимися в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Содержание образования, как педагогическая модель социального заказа, в разных школах разное, и это не отражается на построении образовательного мониторинга. Формирование образовательного мониторинга происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.

С помощью мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным цепям, которые фиксируются в планах и являются основой мониторинга.

Начало формы

То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым- ситуация обычная, но не всегда учитываемая. Задача в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения. Мониторинг подразумевает выявление и регулирование воздействий внешних факторов и внутренних факторов самой системы.

  1. Уровни образовательного мониторинга.

Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению представленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого, здесь вырабатывается соответствующая прогнозная информация в ее психолого-педагогической интерпретации.

Муниципальный уровень. Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента (лицеи, колледжи, гимназии, школы для детей с определенными отклонениями и т. п.). Вырабатывается прогноз о развитии системы образования на данной теории.

Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона.

Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

  1. Состав и структура образовательного мониторинга.

Состав образовательного мониторинга - педагогическая интерпретация информации о деятельности педагогической системы. Исходя из этого, переведем общие положения в педагогические категории:

Источники информации. Так как объектом наблюдения у нас является ребенок, то он и есть основной источник информации. На каждом уровне полученная от ребенка информация соответствующим образом обобщается, и тогда в роли источника выступает класс, школа, муниципальное образование, регион.

Обработка информации. Проводится на каждом уровне с учетом его специфики для получения соответствующего обобщения и анализа.

Хранение информации. На каждом уровне сохраняется необходимая информация для сравнительного анализа и прогнозирования.

Распространение информации. Приемниками информации являются практически все уровни управления процессом обучения: от учителя до Президента России, при этом для каждого из них выделен свой уровень обобщения и анализа исходных данных об ученике.

Существенные характеристики мониторинга могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием в школе. Мониторинг затрагивает все функции управления:

цели;

информацию;

прогнозы;

решения;

организацию;

исполнение педагогической деятельности;

коммуникацию;

коррекцию.

Структура образовательного мониторинга определяется функциями его элементов. Информация, которая поступает из источника, обрабатывается, хранится и распространяется на каждом уровне. Структура данных, например, об ученике состоит из двух частей:

психическое развитие;

усвоение содержания образования.

Следовательно, и характеристика образовательных систем всех уровней (школа, муниципальное региональное и федеральное образование) также должна включать обе эти части.

Прогнозирование строится по описанной структуре на каждом уровне - от ученика до федеральной системы образования.

Реализация основных целей образовательного мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах образовательного процесса. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе её отношений. К функциональным результатам относятся различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и её желаемые результаты.


Принципы образовательного мониторинга.

К мониторингу предъявляют определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.
Первый - объективность информации; сам процесс должен опираться на подлинные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и лично проверены. Информация, предоставляемая учебным заведением, также должна быть конкретной и полезной для руководства ОУ.
Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.
Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешний факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена на основе специально проведенных исследований.
Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущие системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Выделим 
основные принципы образовательного мониторинга.

  • Целенаправленность — соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
  • Научность — мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления.
  • Нормативность — опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
  • Целостность и непрерывность — рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов.
  • Оптимальность — объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии.
  • Эффективность и действенность — система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние.
  • Компетентность — эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
  • Дуальность — исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразия) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения.


Заключение

Итак, можно сказать, что в настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.

Подводя итог значению вышеперечисленных принципов, следует подчеркнуть, что они составляют специфическую основу мониторингового анализа, костяк его концептуального аппарата. Выступая руководящей идеей, основным правилом исследовательской деятельности, эти принципы задают общую ориентацию исследования, позволяя не только собирать, обрабатывать и анализировать интересующую информацию, но и оценивать ее, корректировать дальнейшую работу, что и составляет в конечном итоге сущность педагогического мониторинга.

Владение методом педагогического мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно-деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это в свою очередь является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, став носителем такой культуры, и стоя на такой платформе, преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки будущего учителя.

Данный мониторинг самостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что, используя компьютерные информационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можно осуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работы не только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную и более полную информацию, позволяющую увеличить степень объективности оценивания ЗУНов.


Список литературы

  1. Бардовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин.- СПб.- 2001.
  2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 387 с.
  3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. — № 5. — 33—37 с.
  4. Горб В.Г. Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 2. - 46-52 с.
  5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд. "Образование-Культура 2003. – 344 с.
  6. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. — М.: Экономика.- 1999. —251 с.
  7. Моисеев Н.Н. Элементы теории оптимальных систем. — М.: Наука.-1974. —528 с.
  8. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвест.- 2002. —320 с.
  9. Шишов С.Е., В.А. Кальней "Школа: мониторинг качества образования в системе «учитель-ученик»". – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
  10. Якунин В.А. Педагогическая психология. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус».- 1998.
  11. Ясвин В.А. Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе. М., 2009



Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж»

Проект «День Матери»

Выполнили:

студентки группы Д-42

Садова Галина, Вдовина Светлана

2018 г

Проект «День Матери»

По продолжительности: краткосрочный

По количеству участников: групповой

По характеру доминирующей в проекте деятельности: информационно-практический

По предметно-содержательной области: интегрированный

Участники:

дети старшей группы №7 «Почемучки»

студентки, проходящие педагогическую практику: Вдовина С. и Садова Г. Сроки реализации проекта: 22.11.18-23.11.18

Актуальность.

   Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме. Реализация данного проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей.

  Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее.   Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание  между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.

У детей преобладает потребительское отношение к матери.

Поэтому  детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, воспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Цель проекта: формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка, семьи;

Расширять знания о празднике «День Матери»

Задачи проекта: 

-обобщать знания детей дошкольного возраста о празднике «День матери»;

-воспитать чувства любви и уважения к маме;

-способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей;

-углубить знания детей о профессиях мам;

-способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;

-побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию);

Оборудование: материал для аппликации, произведение «Самые ласковые руки» Василия Сухомлинского, предметы для игр и бесед.

Пути реализации проекта:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, аппликация.

Предполагаемый результат:        

Аппликация «Цветы в вазе» в подарок для мам

Этапы реализации проекта (по Пахомовой Н.Ю.)

I  Погружение в проект

Постановка целей и задач воспитателем, погружение детей в проект.

II Организация деятельности

Беседа с детьми старшей группы на тему «Моя семья»

Цель: Формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких.

Задачи:

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

- систематизировать и уточнить знания детей о семье;

-закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;

- развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;

- способствовать развитию логического мышления.

Материалы: на листочке зашифрованное слово «семья»

Ход беседы:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель показывает листочек, где зашифровано слово «семья».

 В: Говорить мы будем об очень важном, для каждого человека.

 В: Посмотрите на этот лист, как вы думаете что это?

Д:  Это ребус

В: Правильно. Здесь написана цифра и буква, то есть зашифровано слово. Попробуете расшифровать?

Д: Да

В:  Какая это цифра?

Д: цифра 7.

В: А какая буква?

Д: Это буква Я.

В: Попробуем соединить это. Что ж за слово получилось?

Д: Семья.

В: Правильно, семья. Сегодня разговор наш будет о семье

 В:Семья- это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.

В: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

Д: Домой.

В: Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, —

Семья это твой дом

В:  Дети, что же такое семья? Как вы это понимаете? Ваня, как ты думаешь?

Д: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

В: Настя, что ты скажешь?

В: Для чего она нужна человеку?

Д: Чтобы его любили. заботились защищали.

Не случайно слово семья можно зашифровать, как 7-Я.

Раньше, в старину на Руси говорили: семья -это семь Я т. е семь и более человек живущих в одном доме одной большой,дружной и крепкой семьёй, старшие дети заботились о младших братьях и сёстрах.

Физкультминутка Семья

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

 В: Садитесь, ребята, на места. У вас у всех есть семья. А можете вы рассказать нам о своих родных? Дети по одному рассказывают о каком-либо члене семьи, характеризуя его.

В: А вот в игре «Кто кем приходится» мы и узнаем? Согласны?

Объясню правила игры.

- Я буду по очереди каждому из вас задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы должны поймать мяч, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.

(Дети встают со стульев, воспитатель стоит напротив).

1.- Девочка для мамы и папы кто? (дочка).

2.- Мальчик для папы и мамы кто? (сын).

3. - Мальчик для дедушки и бабушки кто? (внук).

4. -Папа для дедушки и для бабушки кто (сын).

5. - Мама для бабушки и дедушки кто? (дочь).

6.- Кто папа для мамы? (муж)

7.- Кто мама для папы? (жена)

8. -Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

9.- Девочка для мальчика в семье кто (сестра).

10.-Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)

 В: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики.

 Русский народ сложил ещё с древних времён много пословиц и поговорок о семье. Хотите послушать?

- Родители трудолюбивы – дети не ленивы. 

 -Человек без семьи, что дерево без плодов. 

- В семье дружат, живут не тужат. 

 Добрая семья прибавит ума. 

 - В хорошей семье хорошие дети растут 

В: Ой, какие вы умницы!

В: Дети, как вы выражаете свою любовь к близким?

Дети дают различные ответы.

В:   А теперь решите такую задачку:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Я вам хочу пожелать:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб о вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

  Цель: формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

  Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

  Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.

  Задачи: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

  Оборудование: посудка, детская одежда, тазик.

Ход игры:

Организационный момент

Беседа с детьми: Дети, что такое семья? Это мама, папа и вы.

Распределение ролей

- Я хочу предложить вам поиграть в семью. Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой и кто будет ребёнком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа? (ходить на работу, помогать во всём маме) А кто будет мамой? Что будет делать мама? (стирать, убирать, готовить кушать) А кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать? (играть, рисовать, помогать маме и папе).

Обыгрывание ролей

Дети выполняют свои роли, воспитатель поправляет и направляет их на определённые действия.

В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребёнок вытирает её, одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу). Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.

Итоги игры: Воспитатель говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место.

Чтение художественной литературы:

«Самые ласковые руки» Василий Сухомлинский

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– Оля.

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Вопросы к рассказу:

-Ребята, а что случилось в этом рассказе?

-Как повела себя девочка, когда поняла что потерялась?

-Как девочка описывала свою маму?

-Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ребята, чтобы такого не произошло и вы не потерялись, нужно всегда слушать маму, и держать ее за руку, не отвлекаться и не убегать никуда, всегда быть рядом с мамой, а если вы чего то захотели, спросите это у мамы. Я уверена, она вам не откажет.

Беседа с детьми старшей группы «Мамочка любимая моя!»

Цель: Способствовать формированию внимательного и чуткого отношения к мамам, бабушкам, сестрам и всем женщинам, посредством приобщения к государственному празднику «Дню матери

Задачи:

-познакомить детей с праздником «День матери», формировать нравственные качества дошкольников;

-воспитывать чуткость, отзывчивое, доброе отношение к женщине-маме.

Ход беседы:

Дети сидят на стульчиках

В: Дети, сегодня у нас с вами будет интересный разговор.

А на какую тему мы с вами будем беседовать, догадайтесь сами.

Поможет вам в этом моя загадка. Слушайте внимательно.

Кто любовью согревает?

Все на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет и причешет,

В щечку поцелует - чмок?

Вот она всегда, какая

Моя (Д: мамочка) родная.

В: Конечно, ребята, вы догадались. Мама для всех нас главный человек в жизни. Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. Это первое слово, которое звучит на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.

- Так что же означает слов «мама»? Как вы понимаете? (Д: мама – это любимый, добрый, родной, ласковый человек.)

-Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого и единственного человека! Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Для любого человека слово мама - дорогое! Мы очень любим своих матерей и эту любовь выражаем в обращении к ней, в том, как мы ее называем.

-Ребята, а как ласково можно назвать свою маму? (Д: мамочка, мамуля, мамулечка, мамусечка)

В: Как зовут твою маму, какие у нее глаза, цвет волос, улыбка? (ответы детей)

-Чем увлекается? (ответы детей)

-Как мама выражает свою любовь к тебе? (Д: целует, ласкает, заплетает косички, варит обед).

-Какая у тебя мама? (Д: веселая, смешная, трудолюбивая, аккуратная, красивая, добрая, нежная, ласковая, заботливая)

-Какие чувства ты испытываешь к маме? (Д: любовь, нежность, уважение)

-Почему каждому человеку нужна мама? (Д: чтобы любить, заботится, защищать)

В: А вот какие ласковые слова вы говорите маме, мы узнаем из игры «Самый ласковый» (дети передают из рук в руки мяч, у кого мяч в руках тот говорит ласковое слово о маме).

- Замечательно ребята! Вот сколько ласковых слов вы знаете, чаще говорите своим мамам ласковые слова и как сильно вы их любите.

В: 

-На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрей, важней одно:

Из двух слогов, простое слово «мама»

И нет на свете слов дороже, чем оно.

В: В ноябре, в России отмечается праздник – «День матери»! В этот день принято поздравлять мам, бабушек. Смысл праздника - отдать должное женщинам, благодаря которым все мы живем. В России отмечать «День матери» стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу.

- А когда ещё мы поздравляем наших мам? (Д: «8 марта»)

- Праздник «8 марта» - это международный женский день.

- Новый праздник – «День Матери» - постепенно приживается в России. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве.

- Скажите, как называется праздник, когда мы поздравляем наших мам и бабушек?

(Д: «День матери»)

- А сейчас ребята предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мамочка». Я буду задавать вопрос, а вы хором отвечайте «Мамочка!». Только отвечать надо дружно и громко!

Кто пришёл ко мне с утра? – мамочка

Кто сказал: «Вставать пора!» - мамочка

Кашу кто успел сварить? – мамочка

Чаю в чашечку налить? – мамочка

Кто цветов в саду нарвал? – мамочка

Кто меня поцеловал? – мамочка

Кто ребячий любит смех? – мамочка

Кто на свете лучше всех? – мамочка

- Было очень интересно, вы были внимательными и активными.

В: Ваши мамы хозяйки дома. Дом держится на маме. Они ухаживают за детьми и мужем, готовят, убираются и очень многое умеют делать.

- А скажите, вы помогаете своей маме? А как вы ей помогаете? (ответы детей)

В: Ребята ваши мамы трудятся на фабриках, заводах в учреждениях и еще справляются со множеством домашних дел. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме,когда сын или дочь интересуются как она себя чувствует. не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках сумка. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно всегда помогать маме в домашних делах.

- Вы хотите сделать своим мамам приятно? (Д: Да). Давайте, изготовим подарок для мамы.

III  Осуществление деятельности

Аппликация «Цветы в вазе»

Цель: Изготовление аппликации из ватных дисков.
Задачи: 
1. Расширять представления детей о празднике «День Матери»
3. Продолжать формировать умения детей работать с клеем.
4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать у детей желание дарить радость окружающим.
Материал: Цветная бумага, картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, салфетки.

Ход деятельности: 
Воспитатель читает ребятам стихотворение «Вазочка с цветами» Татьяна Шорыгина
Нарисую я в альбоме
Полевых цветов букет,
Станет праздничнее в доме,
Будто вспыхнет солнца свет.
Аккуратно я раскрашу
Венчик, стебель, лепесток,
Чтобы ярче стал и краше
Каждый маленький цветок.
Эту вазочку с цветами
Подарю любимой маме!

(на столе лежат заготовки для аппликации:  картон, цветная бумага с нарисованной вазой, ватные диски, ватные палочки, вырезанные из бумаги листочки)
В: На столе у вас лежит картон-это будет фон для нашей аппликации. Также у вас на столе есть цветная бумага с нарисованной вазой, ее надо вырезать ножницами. Из ватных дисков сделаем цветочки, склеив их снизу, а в серединку вставим ватную палочку. И к цветочку приклеим листочки. Итак, начнем. Сначала вырезаем вазочку и приклеиваем ее на картон снизу. (Дети вырезают и приклеивают вазу) Затем откладываем картон в сторону и будем с вами делать цветы. Берем ватный диск, мажем клеем снизу и склеиваем пополам и так из всех ватных дисков, что есть у вас на столе.(Дети делают цветы из ватных дисков)

Затем берем ватные палочки и вставляем в середину цветка. Потом приклеиваем цветы, будто они стоят в вазе. (Дети приклеивают цветы) ,а затем дополняем нашу аппликацию  листочками. (Дети приклеивают листочки).

- Здорово у вас всех получилось это очень красиво. И вашим мамам будет, конечно же, очень приятно, потому что вы это делаете своими руками. И этот подарок, вы можете подарить маме в это воскресенье. Поздравить её с праздником и сказать, как сильно вы её любите.

IV Презентация результата

Выставка работ в приемной комнате и вручение детьми своей маме на праздник «День Матери».

 

Выводы:

    У детей расширились и обогатились знания о мамах и праздниках, которые существуют для чествования женщин.

    Дети часто и много говорят о мамах (характеризуют, описывают, говорят о профессиях своих мам, о том, как дети взаимодействуют с мамами и т.д.)

   У детей появилось желание чаще радовать и благодарить свою маму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «День Матери» Выполнили: Студентки группы Д-42 Садова Галина, Вдовина Светлана

Слайд 2

Проект «День Матери»: По продолжительности : краткосрочный По количеству участников: групповой По характеру доминирующей в проекте деятельности: информационно-практический По предметно-содержательной области : интегрированный Участники: дети старшей группы №7 « Почемучки» студентки , проходящие педагогическую практику: Вдовина С. и Садова Г. Сроки реализации проекта : 22.11.18-23.11.18

Слайд 3

Актуальность: Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе. У детей преобладает потребительское отношение к матери. Поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, воспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Слайд 4

Цель: Формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни ребенка, семьи; Расширение знаний о празднике «День Матери »

Слайд 5

Задачи: обобщать знания детей дошкольного возраста о празднике «День матери»; воспитать чувства любви и уважения к маме; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей; углубить знания детей о профессиях мам; способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье; побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию);

Слайд 6

Оборудование : материал для аппликации произведение «Самые ласковые руки» Василия Сухомлинского материалы для игр и бесед.

Слайд 7

Пути реализации проекта: ч тение художественной литературы тематические беседы сюжетно-ролевые дидактические игры аппликация.

Слайд 8

Предполагаемый результат: Аппликация «Цветы в вазе» в подарок для мам в честь праздника «День Матери»

Слайд 9

Дети в деятельности:

Слайд 10

Аппликация «Цветы в вазе»