Консультации для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию

Консультации для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности 25.07 КБ
Файл Консультация для воспитателей "Комнатные растения в детском саду"22.76 КБ
Файл Консультация для воспитателей "Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"19.78 КБ
Файл Консультация для родителей "Зелёный мир на окне"16.21 КБ
Файл Консультация для родителей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"24.05 КБ
Файл Консультация для родителей "Кормушка на окне"17.78 КБ
Файл Консультация "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"24.05 КБ
Файл Консультация для родителей «Использование окружающей природы в формировании положительных черт характера».17.84 КБ
Файл Консультация для родителей "Жизнь дана на добрые дела"17.19 КБ
Файл Консультация для родителей на тему«Природа и её поэтический образ в воспитании нравственно – эстетических чувств».18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

Салацкая Т.Г.

В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом.

   Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в игровой комнате.

   Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают определённый материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержаться в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также на огороде и в цветниках.

   Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщённых требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности творческой доминанты, как указывают исследования А.С. Самборенко, Ш.А.Амонашвили, Б.Т. Лихачёва и других, является одним из актуальнейших вопросов современной педагогики.

   Творческое начало в педагогической деятельности воспитателя ДОУ определяется самой спецификой учебно-воспитательного процесса, условиями его протекания, возникновением множества незапланированных ситуаций, требующих немедленного разрешения. Педагог должен творчески освоить и осуществить образовательную систему, основанную на гуманно-личностной педагогике. Он должен искренне любить и быть преданным каждому ребёнку, чувствовать ответственность перед его судьбой, стремиться к пониманию каждого ребёнка.

   Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания, призван педагог.

   Воспитатель – это всегда активная творческая личность. Его задача состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом образовании. Три аспекта его личности определяют конечный результат его деятельности – формирования экологической культуры. Понимание экологических проблем и причин их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить её.

   Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в её совершенствовании.

   Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы пребывания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно- ориентированных методов воспитания.

   От воспитателя, его целенаправленной и систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно – эстетических чувств, предопределяющих активную действенную позицию к природным объектам.

   При формировании экологической культуры необходим комплекс таких методических средств и приёмов, которые при изучении природы и любом общении с ней оставили бы в памяти ребёнка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.

   Среди разнообразных методов обучения и воспитания, которых насчитывается огромное количество, для формирования экологической культуры дошкольников наиболее эффективными считаются следующие методы: как наблюдение. Видный отечественный психолог С.Л. Рубиншнейн рассматривает наблюдение, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

   Наблюдения – особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. В период дошкольного детства ребёнок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.  И ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:

 . Формируется основное содержание дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира;

 .Метод отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста;

. Выступает как самостоятельный метод. Он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приёма, предваряет многие продуктивные виды деятельности и т.д. в зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида;

. Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет и т.д.), а также о связях наблюдаемого объекта с другими;

. За изменением и преобразованием объектов. Этот вид наблюдения даёт знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

   Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.

   Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

   В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника.

   Опыты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность, именно этим обусловлена педагогическая ценность опытов.

   Работа с природоведческой литературой, художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

   Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний (таблицы, схемы, моделирование). Общим для всех этих методов является высокий уровень абстракции, что учитывая психологические особенности мышления дошкольников, существенно ограничивает возможности их использования в ДОУ, но вместе с тем формирование зачатков логического мышления входит в число актуальнейших задач воспитателя.

   В познавательную деятельность детей целесообразно включать работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы и демонстрировать существенные экологические связи в ней. На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.

   Работа с наглядно-образными средствами. Формирование разнообразных реалистических представлений о природе будет происходить успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Наглядно-образные средства подразделяются на статические (картина) и динамические (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы). Следует отметить воспитательное значение картин. Рассматривая хорошо написанную картину, дети  испытывают эстетическое наслаждение, появляется положительный эмоциональный настой. Динамические средства позволяют расширить объем научных знаний о природе, сформировать сложные, многоаспектные естественнонаучные понятия.

   Словесные методы (рассказ, беседа).  Устное слово и словесные методы неизменно используются при работе с дошкольниками. Применяя их  в сочетании с прочими методами обучения можно научить ребёнка переводить конкретные образы в вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний. Словесные методы имеют и самостоятельную роль. Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом развивается мышление дошкольников. Беседа открывает большие возможности для реализации индивидуального подхода к ребёнку, это позволяет педагогу привлекать к активному участию в работе слабых и пассивных детей.

   Игра. Игровая деятельность – естественная потребность ребёнка дошкольного возраста. На включении игр в педагогический процесс настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач. Игра – это эмоциональная деятельность. Эффективность формирования экологической культуры в большой степени зависит от эмоционального отношения ребёнка к природе. Задача педагога – «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия природного содержания. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к этому содержанию. Для формирования экологической культуры наиболее часто используются имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию, а также игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и дидактические игры.

Таким  образом, работа педагога будет эффективной, если он в комплексе использует эти методы, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это сочетание является ещё одним условием формирования экологической культуры дошкольников. Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности, дополняло и обогащало её. Чётко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.

   Обращая внимание на методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает гораздо более широкими возможностями в создании экологической развивающей среды.

   Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.

   В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду, как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства можно определить,  как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс.

   Уголок природы. Главная его особенность и преимущество – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.

   Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Всё это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.

   Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.

Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.

   Библиотека юного натуралиста. В неё входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.

   Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«КОМНАТНЫЕ  РАСТЕНИЯ  В  ДЕТСКОМ  САДУ».

Подготовила:

Салацкая Т.Г.

   Когда за окном льёт дождь и холодный ветер качает голые, беззащитные ветки деревьев, буйство зелени и цвета в комнате порождает особенно острое ощущение праздника: «ведь наше северное лето – карикатура южных зим – мелькнёт, и нет…»

   Как ничто другое, комнатные растения вносят в убранство группы детского сада весенние мотивы, смягчая стандарты. Прямо-таки преображая любой интерьер.

Комнатные растения не только радуют своей красотой, но и очищают воздух в группе от пыли и грязи, обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, благоприятно влияющими на жизнедеятельность и психику ребёнка.

   Ведь человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой. Поэтому вполне понятна его тяга к ней и в настоящее время. При желании у каждого воспитателя есть возможность создать чудесный райский сад в группе, который постоянно, в любую минуту, будет очаровывать своей неповторимой красотой. Комнатные растения в группе – зелёная лаборатория, в которой наши дети, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и навыков.

   Когда-то один наш предок догадался положить семя не на поле, а в горшок с землёй. Другой сообразил проделать отверствие в дне посуды. С той неведомой поры комнатные растения буквально корнями вросли в человеческую цивилизацию.

   Символом жизненной устойчивости, домовитости, основательности считались комнатные растения в российскихгородах и поселениях. В середине прошлого столетия исключительно популярными были яркие герани, фуксии, роскошные бархатистые глоксинии, гирлянды колокольчиков, статные кусты китайских розанов, душистого жасмина. Тогда же всеобщими любимицами стали лиственные бегонии.

   А в наше время и в детском саду уже никого не удивишь обильно цветущими зигокактусами даже зимой, вьющим по стенам плющом, даже иной раз можно встретить зреющие зёрна на кофейном деревце.

   И всё же воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения должны быть неприхотливыми в уходе, не ядовитыми не очень громоздкими, чтобы детям было легче за ними ухаживать.

В младшей группе желательно иметь два растения одного вида, различающихся по величине или окраске цветов (например, бегония высокая и низкая). Бальзамин султанский или огонёк. Это растение неприхотливое, легко размножается черенками. Нуждается в хорошем освещении.

Бегония всегда цветущая. Родина – тропические леса острова Ява. Тоже нуждается в хорошем освещении.

Фикус, или каучуковое дерево. Родина – Индия. Этому растению нужен свет, а зимой прохладная температура (9-12 градусов).

Колеус, или крапивка. Чем ярче свет, тем пестрее окраска листьев. Следует опрыскивать ежедневно и зимой и летом. Особенно,влаголюбивые, такие, как традесканция, циперус.

 Амариллис – зимой хранят в тёмном, но прохладном месте. В конце января вносят в комнату. Цветёт в феврале-марте.

Пеларгония зональная или герань цветущая. Цветёт в солнечной комнате круглый год. Зимой нуждается в прохладной температуре и хорошем освещении.

   Детей младшей группы можно привлекать к играм, закрепляющим представление о растениях. Например, такие как покажи мишке, какие растения у нас расцвели; найди растение с душистыми листьями, с длинными, как лента, и т.д.. В результате, ребёнок учится отличать части растения: цветы, листья, замечать их величину и форму, окраску, запах листьев и цветов.

Средняя группа.

1.Традесканциязелёная, или свисающая являются отличными декоративными растениями. Их часто можно использовать для украшения группы, аквариума, сервировки стола.

2.Зефирантес (выскочка) – луковичное растение. Цветёт в зависимости от того, когда высажена луковичка.

  Дети средней группы могут ежедневно выполнять индивидуальные поручения. Воспитатель учит их на ощупь отличать нужную температуру воды для поливки растений, сухую и влажную землю, а также аккуратно убирать рабочее место.

Старшая группа.

В старшей группе уход за комнатными растениями усложняется. Дети узнают новые качества растений, их связь с окружающей средой, например, влияние света и подкормки на рост и цветение растения. Это хорошо видно на традесканции, колеусе, кислицекомнатной, циперусе.

   Наблюдая и помогая взрослым в пересадке комнатных растений, дети знакомятся с их корневой системой, узнают, что корни бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, расположены близко к поверхности или глубоко уходящие в землю. Так,  стержневой корень имеют пальма, драцена, фикус; мочковые корни у амариллиса, выскочки, кринума. Отсюда дети делают вывод, на какую глубину можно рыхлить почву у того или иного растения и как часто поливать.

   При коллективном и индивидуальном наблюдении, при сравнении растений вопросы к детям усложняются:

1.Как изменяется окраска листьев колеуса, традесканции, цветов огонька и бегонии, постоянно цветущей при разном освещении?

2.Сравнить два-три разных вида бегонии и сказать, что у них общего (Рекс, древовидная, металлическая).

3.Проверьте, от какого из трёх растений традесканция, хлорофитум, огонёк черенок, скорее всего, приживётся, т.е. даёт корни.

4.Посмотрите на цветущий огонёк: от какого лепестка отходит шпорца (хвостик) – от наружного или внутреннего?

   Кроме ухода за   растениями, дети могут вырастить из семян некоторые комнатные растения, такие как, лимон, апельсин, инжир,  пальму, хурму и даже овощное растение – комнатный перец. Поэтому нужно иметь в запасе эти растения, учить детей собирать их, хранить и наблюдать за всходами и зарисовывать свои наблюдения.

   В старшей группе к растениям подходит комнатныйклён и гемантус. Дети старшей группы должны знать основные этапы ухода за растениями; поливку, опрыскивание, подвязку, рыхление, а весной вместе с воспитателем уметь пересаживать растения.

Подготовительная группа.

Дети подготовительной группы проводят длительные наблюдения, ставят простейшие опыты по выращиванию растений. Например, воспитатель предлагает проследить за образованием бутонов, цветов  и плодов у амариллиса, бегонии; понаблюдать за ростом и развитием «деток» (выводковых почек) на листьях мозольного дерева – бриофиллюма, выяснить, каким способом поднимается вверх на споре плющ, аспарагус;  проследить, в котором часу засыпает и просыпается садовая кислица.

   К комнатным растениям прибавляются: аспарагус, который не выносит солнцепека и сухости почвы и воздуха (хорошо растёт на северных окнах). Растение нуждается в частом опрыскивании.

Комнатная кислица. Лучше растёт в прохладном помещении, но на высокой подставке и в светлой комнате.

Алое – лекарственное растение семейств лилейных.

Бриофиллюм оно же мозольное дерево семейства толстянковых.

Детям подготовительной группы можно предложить комнатные растения с различными способами размножения. Например, это сансевьера, узамбарскую фиалка, бегония, размножающихся листовыми черенками; каменеломку (саксифрагу), размножающуюся розетками на нитевидных побегах.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

Салацкая Т.Г.

В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от созданиянеобходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

   Основные из них, это учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о  взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.

   Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

   Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

   Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание педагогом возможностей и способностей каждого ребёнка. У каждого – свой темперамент, свои способности и возможности, а также интересы. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей помогает воспитателю подобрать посильное задание каждому ребёнку, включить его в деятельность, которая принесёт наибольший воспитательный эффект.

   Воспитателю необходимо знать особенности формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребёнка в коллективе, что поможет ему найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.

   Обобщая всё вышесказанное, очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый для ребёнка всегда является эталоном, образцом для подражания, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.

   В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и природных ландшафтов, прекрасных русских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия на природу, экологические трудности.

   В содержание экологического воспитания включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

   Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

   Главное в детском труде – радость ребёнка от участия в нём, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей.

   Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание надо уделять эстетическому и нравственному аспектам.

Прекрасное  и эстетически возвышенное в отношении к природе неразрывно. Эмоционально-эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги. Они подчёркивают, что без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

   Дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребёнка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо знакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

   Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребёнка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему:

«Зелёный мир на окне».

   

Подготовила воспитатель

Салацкая Т.Г.

 Зелёное  царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнёт вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

     Растения статичны и, на неопытный взгляд ребёнка, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет, и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума. Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений!

     Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка – он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.

     Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.

     На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно – эстетического становления человеческой личности. Одним из видов практической деятельности ребёнка  является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд – это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость.

     Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ. Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

 Салацкая Т.Г

Природа- это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

  В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.

  Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.

  Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.

  О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К.С.Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

   Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

   Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

   Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.

   Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать не отрывая взгляда. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

   Дошкольник, научившись наблюдать и прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту природы. А в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

   После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе. «Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день с любовью наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.

   Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

   В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

   Поэтому, наблюдая и анализируя дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

   Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«КОРМУШКА НА ОКНЕ».

Подготовила:

Салацкая Т.Г.

Приобщать ребёнка к природе надо в любом случае. В зимнее время – это подкормка птиц. Уже в конце сентября остающиеся на зимовку пернатые тянутся к жилью человека, выискивая места возможной кормёжки. Как хорошо вместе с ребёнком подумать об устройстве кормушки и подкормки птиц. Кормушку изготовить дело нехитрое. Любой папа сможет сделать её в виде домика, столика с бортиками или иначе. Важно, чтобы в этом деле участвовал ребёнок. Его помощь невелика, но зато он узнает, для кого и как изготовляется кормушка и что все последующие дела: кормление птиц, ожидание их и наблюдение за ними – касаются его, а не папы.

   И вот кормушка готова. Она устанавливается так, чтобы её хорошо было видно. К ней можно прикрепить одну или две ветки, на которых могли бы сидеть птицы, ожидая корма. Это только начало, подкормка птиц – впереди.

   Самое главное заинтересовать ребёнка и втянуть его в регулярный сбор корма и выкладывание его в кормушку. Первое время взрослый и ребёнок делают всё вместе, собирают в коробку или банку крошки хлеба, остатки сухой каши, добавляют немного «геркулеса», пшена, сала и высыпают всё в кормушку. Взрослый проявляет инициативу и в наблюдениях: время от времени он посматривает в кормушку (не  прилетели ли птицы?) и предлагает наблюдать за этим и ребёнку. Если кормушка установлена впервые, то птицы находят её не сразу. Поэтому не надо терять надежду, если она поначалу остаётся без посетителей.

   Но вот первые две птички начали кормиться. Теперь корм надо класть регулярно: птицы всё время будут прилетать к кормушке и с каждым днём их будет больше и больше. Для ребёнка это радостно и значимо: его труды увенчались успехом, он сознаёт, что помогает птицам в трудное для них время. Постепенно взрослый предоставляет ребёнку возможность самостоятельно собирать и выкладывать корм. Роль взрослого теперь – помочь дошкольнику научиться содержательно наблюдать за птицами. Для этого он ставит перед ним конкретные цели наблюдения.

- Ты заметил, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковы? Как они называются? – спрашивает взрослый и выслушивает ребёнка после его наблюдений.

- Понаблюдай за кормушкой до того, как положить в неё корм. Может, кто-нибудь из птиц уже сидит на веточках? Как ты думаешь, почему они сидят? – говорит взрослый далее.

- Посмотри, клюют ли птицы корм с кормушки или улетают с ним? Если улетают, то, с каким кормом и куда?

- Понаблюдай, как птицы относятся друг к другу: ссорятся или нет, клюют вместе или прогоняют друг друга?

Взрослый ставит перед ребёнком всё новые цели, предлагая ему понаблюдать, кто из птиц летает рядом, но к кормушке не приближается, что происходит под кормушкой, есть ли там следы, чьи они. Предлагает  понаблюдать, прилетают ли птицы одинаково в разную погоду. Время от времени поддерживает интерес ребёнка загадками о птицах, рисованием на «птичьи» темы, разучивает с ним стихотворения о птицах.

   Зимой, когда пернатые уже регулярно посещают кормушку, ребёнку 5-7 лет можно предложить в течение одной или двух недель вести календарь наблюдений. На его страницах ежедневно делать зарисовки, какие птицы ждали корма, кто кормился на кормушке, кто под ней, кто летал рядом. В календаре можно фиксировать результаты наблюдений условными значками (галочками), по которым затем можно рассказывать, что было в понедельник, во вторник и в другие дни недели. По календарю ребёнок сможет рассказывать о своих наблюдениях всем членам семьи и знакомым. Календарь остаётся надолго, как памятная работа ребёнку.

   В летнее время, готовясь к предстоящей зимней подкормке птиц, взрослый показывает ребёнку, как легко собрать впрок семена подорожника, пастушьей сумки, берёзовых серёжек с семенами. Всё это – хорошая подкормка для птиц.

   Осенью следует насушить рябины для снегирей (а вдруг они появятся на кормушке?) запастись подсолнухами для синицы. Если прошедшая подкормка птиц удалась следующую можно сделать разнообразней: можно приладить проволочную кормушку – булавку, на которой насаживают кусочки несолёного свиного сала – основная еда синицы и поползня. Для юрких синиц подходят разные кормушки: подвесные, раскачивающиеся, даже в виде каруселей. Для них можно наладить подкормку и так: в размягчённый маргарин добавить семечки подсолнуха и пока масса не застыла, слепить комочки и насадить их на веточки. На морозе они застынут, и синицы будут охотно их склёвывать.

   Разнообразие кормов и кормушек привлекает множество птиц, это создаёт новые возможности для наблюдения ребёнка за пернатыми друзьями.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

 Салацкая Т.Г

Природа- это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

  В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.

  Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.

  Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.

  О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К.С.Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

   Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

   Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

   Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.

   Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать не отрывая взгляда. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

   Дошкольник, научившись наблюдать и прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту природы. А в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

   После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе. «Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день с любовью наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.

   Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

   В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

   Поэтому, наблюдая и анализируя дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

   Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

 



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Использование окружающей природы в формировании положительных черт характера».

Подготовила воспитатель

Салацкая Т.Г.

     Особая роль в эстетическом воспитании отводится природе. Волнуя и радуя, она раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к переживанию развитию чувства красоты. Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллект и этическое развитие ребёнка.

     Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально – положительного отношения к ней, поэтому всё общение маленького ребёнка с природой должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы.

     Природа не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

     Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, во-вторых гуманизма, добросердечности, сочувствия.

     Поведение ребёнка в природе порою противоречиво, положительно  относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут цветы и тут же бросают их, мучают-ласкают котёнка и пр.) Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может зародиться глубокое осознанное чувство любви и гуманное отношение к ней.

     Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

     Есть и ещё одна важная задача для решения которой нужно всеми силами приблизить детей к живой природе (растениям и животным) – воспитание доброты, человечности. Если ваш сын схватил котёнка за хвост и смеётся, видя мучения животного, не ухмыляйтесь его веселью. Имейте ввиду: воспитание уже началось, плохое воспитание. Ребёнок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесённые в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить ребёнка любить и уважать всё живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их.

     Как же передать всё это детям? Прежде всего мы сами должны научиться любить животных. Видя, что ребёнок хочет потрогать котёнка, одна мама скажет: «котёнок плохой, не трогай его, оцарапает». А другая мама возьмёт котёнка на руки, погладит сама, а потом предложит и ребёнку погладить мягкую шерстку, нальёт молока кошке и скажет ласково: «Пей, киска, молочко, ещё нальём». Ребёнок внимательно следит за тем, как взрослые относятся к животным, и в дальнейшем будет поступать так же.

     «Не будешь кушать, прибежит собака и унесёт», - говорит бабушка. В результате 6-летний ребёнок нервно вздрагивает и прячется за взрослого, когда к нему приближается добродушный щенок. А бабушка машет руками: «Уберите собаку, ребёнок боится!"

     Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний – художественная литература, рисунки на которых изображены животные, телевизионные передачи, диафильмы, а самое главное – непосредственное общение с живыми существами. Хорошо если вы побеседуете с ребёнком о прочитанном. Ребёнок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. И умом и сердцем учится понимать ребёнок животных, общаясь с ними.

     Дорогие родители! Возьмите своих детей и пойдите с ними на природу, на прогулку. Сначала посетите двор, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в солнечные погожие дни обратите внимание на красивые снежинки. Поймайте одну из них, рассмотрите. Расскажите ребёнку, как они появляются. Спросите у него: «А куда девались стрекозы, которые стрекотали в траве у реки? Почему не видно божьих коровок?»

     Наблюдая отлёт птиц на юг, спросите, почему они улетают? Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те которые клюют зёрна и ягоды – позже. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их. Во время кормления птиц удобно наблюдать з их повадками. Прибейте кормушку под окном. Привлекайте ребёнка к посильной помощи, он привыкнет заботиться о тех, кто слабее его.

     Конечно, правильное общение ребёнка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания, но привлекая детей к общению с природой, мы воспитываем такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложены в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. И тогда, можно быть спокойным за природу и молодое поколение.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«ЖИЗНЬ   ДАНА  НА  ДОБРЫЕ  ДЕЛА».

Подготовила:

Салацкая Т.Г.

   Приобщать  ребёнка к природе надо в любом случае. Если домашние условия не позволяют разводить растения и содержать животных, то заняться этим делом можно возле дома или на приусадебном участке.

   В зимнее время – это подкормка птиц. Уже в конце октября остающиеся на зимовку пернатые тянутся к жилью человека, выискивая места возможной кормёжки. Как хорошо вместе с ребёнком подумать об устройстве кормушки и подкормке птиц. Кормушку изготовить – дело нехитрое. Самое главное заинтересовать ребёнка и втянуть его в регулярный сбор корма и выкладывание его в кормушку. Постепенно взрослый предоставляет ребёнку возможность самостоятельно собирать и выкладывать корм. Роль взрослого теперь – помочь дошкольнику научиться, содержательно наблюдать за птицами. Для этого он ставит перед ним конкретные цели наблюдения.

- Ты заметил, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковы? Как они называются? – спрашивает взрослый и выслушивает ребёнка после его наблюдения.

- Понаблюдай за кормушкой до того, как выложишь в неё корм. Может быть, кто-нибудь из птиц уже сидит на веточках? Как ты думаешь, почему они сидят? – говорит взрослый в следующий раз.

- Посмотри, клюют ли птицы корм из кормушки или улетают с ним? Если улетают, то, с каким кормом и куда?

- Понаблюдай, как птицы относятся друг к другу: ссорятся или нет, клюют вместе или прогоняют друг друга?

   Кроме подкормки птиц, возле дома вместе с ребёнком можно делать различные посадки деревьев, кустов, а на даче выращивать овощи. Весной или осенью, когда идёт посадка деревьев, ребёнку можно предложить посадить саженец. Ребёнок поможет выкопать яму, взрослый покажет, как надо поставить палку и возле неё установить деревце, расправить его корни, а потом вместе засыпать яму землей. Первое время ребёнок может самостоятельно поливать, следить, чтобы  деревце не накренилось. Дальнейшие наблюдения за посадкой хорошо соединить с чтением или разучиванием стихов.

   Дошкольнику вполне можно выделить на общем огороде грядку, на которой он будет выращивать разные овощи. Пусть на своём маленьком огороде ребёнок посадит лук, чеснок, салат, картошку…

То есть всего понемногу. Это поможет ему увидеть, как по-разному растут овощи. Так же, как и взрослые, ребёнок должен поливать свой огород, пропалывать и подкармливать растения.

   Ему надо объяснить, что всем растениям требуются специальные условия – ведь они живые. За огородными растениями необходим особенно тщательный уход, чтобы они росли быстро и давали вкусные и сочные плоды.

   Дошкольника важно научить, не только работать на своём огороде, но и наблюдать за растениями. Ведь на глазах у ребёнка в ряде случаев проходит их полный жизненный цикл – от семени до семени. В наблюдениях важны два момента: научить по ботве (вершкам) различать овощи и замечать изменения в развитии растений.

   Наблюдения за огородными растениями можно сделать занимательными, если их сочетать с загадками, стихами. Хорошо известны загадки про такие огородные растения, как лук и огурец. Их  тоже можно загадывать ребёнку, когда он трудится на грядке.

   В тёплое время года на приусадебных участках нередко содержат кроликов, кур, гусей. Дети могут принять участие в их выращивании: давать корм, рвать траву, ставить воду. Взрослые должны использовать эти моменты для наблюдения. Ребёнку всё будет интересно, если взрослый подскажет ему, на что обратить внимание. Дети сближаются с животными, привыкают к ним, их общение с ними бывает всегда эмоциональным. Взрослые же содержат животных с одной целью – получить продукты питания. В этой ситуации их поведение должно быть очень обдуманным и педагогически деликатным, чтоб ненароком не травмировать душу ребёнка, не нанести ему моральный ущерб на всю жизнь.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Природа и её поэтический образ в воспитании нравственно – эстетических чувств».

Подготовила воспитатель

Салацкая Т.Г.

Гармоническое развитие ребёнка – основа формирования будущей личности.

Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и     эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны. Действительно, нельзя

научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и в людях.

     Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится прежде всего сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.  

     Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому. Испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихотворения. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А.Сухомлинский писал:

«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

Прямое общение с природой и знакомство с её поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно – эстетическое чувство детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и  углубляет эти чувства.

     Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус. Способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

     Нравственно – эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на неё. А знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передаёт их в различных видах художественно – речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.

     Отбирая художественные произведения, воспитатель помнит, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по – разному воздействуют на детей. Русская народная сказка с изумительным богатством её красок, описаний, с яркой  характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости. Необходимости борьбы со злом.

     Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Мир природы показан в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы Михаила Пришвина открывают детям природу, как мир тончайшей и светлой поэзии. Природа наполнена у него настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Большой мастер короткого рассказа, страстно влюблённый в природу, Пришвин передаёт свои знания и любовь читателю.

     Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

     Большое значение в нравственно – эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе. Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в неё, приобрести навыки общения с ней помогает метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают её поэтические образы, запечатлённые в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др.

     Наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Этическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Например, рассматривая берёзу, дети вспоминают стихотворение А.Прокофьева «Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную», а вглядываясь в осину, - стихотворение И.Токмаковой «Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мёрзнет в жару…», наблюдая за цветами, можно загадать загадки. В результате у ребёнка возникает желание узнать больше об окружающем, выяснить непонятное, разобраться в нём; развивается чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всему живому.

     Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются и дополняются на художественно – речевых занятиях. Эмоциональное восприятие природы и её поэтического образа закрепляется и совершенствуется в деятельности детей. В обучении их практическим действиям – рассказывание, ответы на вопросы, чтение наизусть.

     Отношение детей к окружающему выражается в разных формах: через поэтические образы стихотворений, потешек, загадок, драматизаций, исполнение знакомых песен, танцевальных движений.

     Итак, интерес детей к природе, эмоционально – образное восприятие ими её отражение в художественных произведениях развивают нравственно -эстетические чувства.