Информация для родителей

Краснопёрова Ольга Анатольевна

ДОКЛАД

ТЕМА: «Об очень важном»

    Одним из важнейших познавательных процессов человека является  - речь.

 Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном воз-     росте по двум направлениям.

Во - первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения

ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во - вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и     превращается в орудие мышления.

    Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, а также развитие у детей коммуникативной способности, то есть способности общаться.

    Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие , которое он получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

    С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

    Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, например создают новые слова, ориенируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у ребёнка интерес к родному языку и

способствовать к творческому отношению к речи.

    Существует 6-ть факторов успешного речевого развития ребёнка.

 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента  рождения.

 2. Общение ребёнка с другими детьми.

 3. Речь взрослого - образец для подражания.

 4. Развитие мелкой моторики рук.

 5. Чтение детской художественной литературы.

 6. Игры с ребёнком взрослых.  

    Развитие речи прямо влияет на развитие мышления.

    По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, понять уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

    Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка. Язык представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

     Основные  задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Для дошкольника важны следующие направления развития речи.

     1. Воспитание звуковой культуры речи.

     2.  Словарная работа.

     3. Формирования грамматического строя речи.

     4. Обучение рассказыванию - связная речь.

     В возрасте шести лет у детей завершается этап овладения грамматическими формами речи, усвоение которых вызывает у них определённые трудности:  согласование прилагательных и существительных в среднем роде, понимание различных смысловых оттенков слова (книга - книжонка) и употребление их в различных типах высказываний. Дети изучают происхождение слов (например, почему гриб называют сыроежкой). Вся работа в этот период направлена на обогащение речи ребёнка разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Он учится правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть - надеть).

    Что нужно знать ребёнку в возрасте шести лет:

    - знать многозначные слова из разных частей речи и понимать их;

    - уметь образовывать притяжательные местоимения;

    - уметь подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетаниям;

    - правильно употреблять глаголы  «одеть» и « надеть».

    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе его знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений

за природой.

    Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано.

    Какое сейчас время года? В холодное время можно подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными приметами и пословицами. Можно прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ним в игру, например: « С какого дерева листок?», « Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.

    В первую очередь мы должны сами видеть окружающий мир и открывать его для ребёнка, учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например , здороваться утром с солнышком, сказать ему ласковые слова - признаки: золотистое ,лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

   Общаясь с ребёнком, надо учить его рассказывать о любимых игрушках, о членах

семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни  ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках на природу и т. д.

    Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем  и рассказываем, тем лучше для его развития.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_rech_rebenka_s_pomoshchyu_igr.docx18.19 КБ
Файл chto_nuzhno_znat_rebyonku_v.docx10.87 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ

детский сад общеразвивающего вида « Родничок»

Первомайского района

Краснопёрова Ольга Анатольевна

Учитель -  логопед

с. Первомайское

2015

Как развить речь ребенка с помощью игр

Принято считать, что развитие речи ребенка — задача логопедов и прочих педагогов по раннему развитию. На самом деле, именно родители учат малыша говорить: от первых звуков до сложносочиненных предложений и сказок собственного сочинения. Логопед необходим лишь в том случае, когда родители не вполне справляются с этой задачей.

Развитие речи ребенка происходит постоянно, даже когда вы не делаете на этом акцент. Вот почему так важно проговаривать все свои действия с малышом: «Сейчас мы с тобой оденемся и пойдем на прогулку. Где твоя шапочка?». Слушая вашу речь, он пополняет свой словарный запас и осваивает принцип построения предложений из отдельных слов.

Даже взрослого ребенка полезно периодически спрашивать о названиях и назначении тех или иных предметов, известны ли они ему. Вы удивитесь, но на практике оказывается, что и старшие дошкольники зачастую не могут назвать вещи, которые видят изо дня в день — «порог» или «оконную раму», например.

Пополнение словарного запаса и формирование речевого навыка происходит и тогда, когда мы читаем ребенку книжки и заучиваем стихи. Однако развитие речи словарным запасом и навыком построения фраз не ограничивается. Не менее важно правильное дыхание и артикуляция. Для их выработки и закрепления разработан целый комплекс разнообразных игр.

Игры для развития дыхания

Все слова мы произносим на выдохе, и, следовательно, чем более тренирована наша дыхательная система, тем больше слов умещается в один выдох. Самый простой способ тренировки — дуть во все, что для этого подходит: свистеть в свистульки, дудеть в дудочки, надувать воздушные шарики и мыльные пузыри.

Ветер 
Возьмите кусочки ваты или бумаги и положите их на стол. Ваша задача сдуть их как можно дальше. Кто дальше сдул, тот и выиграл.

Выстрел 
Ребенок берет губами «пулю» (предмет цилиндрической формы, не пропускающий воздух; идеально подойдут пробки от вина или пластиковые от шампанского) и на выдохе должен выстелить ею как можно дальше.

Коктейль 
Возьмите соломинку, опустите ее в жидкость и покажите ребенку, как, выдыхая, делать пузырьки. Играть можно как с напитками в чашке, так и в ванне, создавая вокруг себя «эффект джакузи».

Игры для развития артикуляции

Упражнения по артикуляции необходимы, чтобы произносить звуки правильно и говорить внятно. В этом процессе задействованы и лицевые мышцы, и речевые области коры головного мозга, и так называемые «произносительные органы речи», включающие в себя гортань, глотку, нёбо, губы и язык. Все они хорошо тренируются при произнесении скороговорок и считалочек. Есть и другие способы тренировки, например, артикуляционная гимнастика.

Хоботок 
Расскажите ребенку, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Чтобы сделать, как пчелка, нужно сложить из губ хоботок и через него втянуть воздух. Хороший результат, когда ребенок может делать это в течение 5-8 секунд. Полезная гимнастика для хоботка — пить воду через соломинку.

Веселая змейка 
Изобразите с малышом улыбающуюся змейку, которая играет язычком — то высунет его, то спрячет.

Лошадка 
Поцокайте язычком, изображая, как скачет лошадка. При этом нижняя челюсть остается неподвижной, а цокает только язык.

Дразнилка 
Ребенок открывает рот, высовывает язык и, произнося звук «э-э-э», болтает им в разные стороны — вверх, вниз, от одного угла рта к другому.

Язык животных 
Расскажите малышу, как «говорят» разные звери и птицы: собака гавкает — «гав-гав», воробей чирикает — «чирик-чирик», змея шипит «ш-ш-ш». Затем играйте в угадайку — называйте животное, издающее звуки, которые произносит ваш ребенок.

Маленький поэт 
Научите малыша сочинять стихи, повторяя последний слог фразы. Например: 
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра. 
Начинается игра — ра-ра-ра, ра-ра-ра. 
Все несутся, кто куда — да-да-да, да-да-да. 
И играют в чехарду — ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Игры для пополнения словарного запаса

Словесные цепочки 
Адаптированная для малышей версия игры «в города»: нужно называть слово, которое начинается с той же буквы, на которую закончилось слово, произнесенное предыдущим игроком. Например: ковёр — ракушка — апельсин — небо — облако и т.д.

Чемодан 
Пофантазируйте с ребенком, как будто вы отправляетесь в путешествие — в Африку, на необитаемый остров, на Северный полюс и т. п. Нужно собрать чемодан. Что малыш возьмет с собой?

«А у нас в квартире газ, а у вас?» 
Находясь не дома, попросите ребенка вспомнить, что есть в его комнате — все-все, до мельчайших подробностей. Используйте любые места, где малыш бывает: помещения в квартире, детскую площадку, цирк, магазин, детский сад.

Игры для формирования речевых навыков

Просите ребенка подробно рассказывать обо всем, что с ним произошло за день, пересказывать мультики и прочитанные сказки.

В гостях у сказки 
Предложите малышу придумать сказку или историю про какую-нибудь игрушку или прохожих на улице: «Представь, что вот эта девочка не просто девочка, а принцесса из далекой сказочной страны...». Ребенок может фантазировать и про себя самого: «Если бы я был волшебником...».

Экскурсия 
Возьмите какую-нибудь игрушку и попросите ребенка провести ей экскурсию по дому (магазину, детской площадке) — показать все помещения и вещи и объяснить, что и для чего нужно.

Угадай-ка 
Загадайте какой-нибудь предмет, а ребенок будет его отгадывать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет»: «Это можно есть?», «Это сделано из дерева?», «Это больше, чем дом?».

В ваших силах придумать еще больше разнообразных игр, которые помогут малышу научиться правильно говорить и не дадут ему заскучать в транспорте, на прогулке или в очереди к врачу.



Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЁНКУ В ВОЗРАСТЕ ШЕСТИ ЛЕТ:

  - знать многозначные слова из разных

    частей речи и понимать их;

  - уметь образовывать притяжательные

    местоимения;

  - знать происхождение слов;

  - уметь подбирать слова, близкие по  

    смыслу к словосочетаниям;

  - правильно употреблять глаголы

    «одеть» и «надеть».