Всеросийская олимпиада школьников

Перевезенцева Екатерина Сергеевна

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ 
школьной олимпиады по биологии 6 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов - 17 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Биология, в переводе с греческого, означает:                                                                                  

    а) учение о жизни           б) учение о растениях              в) учение о грибах      г) учение о животных

2. В почвенном питании растений главную роль играет зона корня, обозначенная на рисунке «Х», – это зона:
а) роста         б) деления           в) проведения                                                                                                    

                                                                                               г) всасывания  

3. Благодаря делению клеток происходит:

    а) рост организма           б) питание организма       в ) дыхание организма     г)  обмен веществ

4. В старых клетках, в отличие от молодых:

а) много вакуолей                          в) вакуоли мелкие, почти не заметны

б) вакуоли отсутствуют                г) вакуоль занимает практически все пространство

5. Горох и фасоль имеют корневую систему:

а) боковую          б) стержневую                в) мочковатую      г) придаточную

6. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:
    а) междоузлием        б) пазухой листа                в) узлом            г) листовым рубцом

   7. Испарение воды происходит:

       а) через жилки        б) через устьица     в) через всю поверхность листа        г) все утверждения верны

8. Зеленую окраску листьев определяют:

а) хлоропласты              б) хромопласты         в) лейкопласты        г) клеточный сок

 9. Существование клеток впервые обнаружил:

     а) Роберт Гук          б)  Томас Мор         в) Чарлз Дарвин           г) Антони ван Левенгук

10. Хромосомы находятся в:

    а) цитоплазме         б) хлоропластах          в) ядре       г) вакуолях

11. Световой лист, в отличие от теневого:

а) имеет более светлую окраску                               б) содержит меньше хлорофилла

в) имеет несколько слоев столбчатых клеток          г) все утверждения верны

12. Годичные кольца – это:

     а) основная часть стебля               в) клетки механической ткани

     б) защитный слой стебля              г) все слои древесины, образовавшиеся весной, летом,  осенью                                    

13. Чечевички – это:

    а) название растения                     в) клетки, придающие прочность стеблю

     б) название вещества                    г) группа клеток, через которые происходит газообмен

14. К органическим веществам не относят:

    а) воду                  б) белки            в) жиры         г) углеводы

15. Систематика – это наука, изучающая:

    а) строение живых организмов      

б) происхождение растительного мира

в) приспособление особей к окружающей среде

г) общие признаки родственных групп растений и групп животных

16. Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

а) любит тень                                 в) влаголюбивая

б) любит свет                                 г) устойчива к засухе

17. Изображённый на рисунке организм относится к:

    а) грибам

    б) животным

    в) бактериям

    г) растениям

Часть 2.  Выбери три ответа из шести 

Грибы, как и растения:

А) неподвижны

Б) имеют ограниченный рост

В) содержат хитин в оболочке клеток

Г) имеют прочную клеточную стенку

Д) постоянно растут верхушечной частью                           

Е) имеют запасной углевод гликоген

Часть 3.     Соотнесите название элементов строения микроскопа  с их цифровыми обозначениями на рисунке. За каждый правильный ответ - 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 3. 

 Внимание: указаны не все элементы!

Элементы строения микроскопа:

А. Подставка

Б. Винты

В. Штатив

Г. Предметный столик

Д. Окуляр

Е. Объектив

Ж. Тубус


        

Обозначение

1

2

3

4

5

6

Элемент строения микроскопа

Часть 4.   Дайте развёрнутый ответ. За каждый правильный ключевой компонент развернутого ответа по вопросу дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов – 4 балла.

Какую роль в жизни растений играют устьица и чечевички? Где они расположены?

     

           Набранное  количество  баллов 

 

         Фамилия  ________________________________________________________

         Имя  ____________________________________________________________

         Класс _________________________________________________________

Бланк  ответов

на задания школьного этапа олимпиады по биологии

6 класс

(максимальное  число баллов - 27)

      Часть 1. [мах.14 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

      Часть 2. [мах. 10 баллов]

      Часть 3. [мах. 3 балла, за каждый правильный ответ - 0,5 балла]

Обозначение

1

2

3

4

5

6

Элемент строения микроскопа

     Часть 4. [мах. 4 балла, за каждый правильный ключевой компонент ответа по  вопросу дается по 1 баллу]



Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по биологии

для 7 класса

Задание 1. Выберите один правильный ответ. Внесите его в матрицу ответов.

1. Что может стать предметом изучения учёного-миколога?

           1)строение передней конечности ящерицы              2)систематика беспозвоночных животных

           3) строение венчика цветка гороха                               4) жизненный цикл гриба подосиновика

2. Какое увеличение даёт линза объектива, если увеличение микроскопа составляет ×280, а увеличение линзы окуляра ×7?    

           1) ×10             2) ×20                  3) ×30                   4) ×40

3. Влияние полива на рост растения изучают с помощью метода:

   1) измерения      2)наблюдения     3)описания        4) эксперимента

4. Старая растительная клетка отличается от молодой тем, что она

           1) содержит большую вакуоль                        2) заполнена цитоплазмой

           3)включает много хлоропластов                       4) имеет большую сеть канальцев

5. Проводящей тканью  НЕ является

   1) луб      2) камбий        3) флоэма       3) ксилема

6. Цианобактерии по способу питания являются

    1) фототрофами    2)сапротрофами      3) паразитами      4) симбионтами

 7. Хитин входит в состав

   1) клеточной стенки чумной бациллы           2) капсида вируса СПИДа

   3)оболочки дрожжевой клетки                       4) клеточной стенки хлореллы

8. Растения отличаются от грибов наличием в клетке

   1) ядра           2) хлоропластов           3)митохондрий           4) оболочки

9. Какова главная функция хлорофилла в растениях?

   1) превращение листьев растений в ядовитые для насекомых-вредителей

   2)защита растений от грибковых и вирусных болезней

   3)выделение углекислого газа

   4) поглощение энергии света

10.  На ночь из спальни рекомендуется выносить растения, так как они в темноте:

1) выделяют углекислый газ и поглощают кислород;     2) выделяют кислород и поглощают углекислый газ;

3) поглощают и выделяют кислород;                               4) поглощают и выделяют углекислый газ.

11. Тину в водоёмах образует

  1) хламидомонада       2) хлорелла       3) спирогира        4) нителла

12. Изображённое на рисунке растение

 

   1) имеет корневище и размножается спорами

   2) имеет ризоиды и размножается семенами

   3) имеет корни и размножается семенами

   4) не имеет корней и размножается спорами

undefined

13. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.

 Группа 1

Группа 2

Соя

Папоротник

Рябина

Мох

Сосна

Хвощ

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

           1)наличие семян      2) источник питания       3) наличие вегетативных органов           4) местообитание

14. При прорастании семени проросток гороха первое время получает питательные вещества из

   1) зародышевого корешка           2) почвы           3) семядолей           4)эндосперма

15. Стержневую корневую систему имеют

   1) ромашка и овёс     2) берёза и бамбук       3) картофель и горох       4) лилия и тюльпан

16. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 Целое

Часть

Семя

Корень

Боковой корень

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

           1)плод               2) соцветие             3) цветок               4) плодовое тело

17. У цветковых растений, в отличие от голосеменных,

           1) семена созревают внутри плода                 2) имеются вегетативные органы

           3) в семени формируется зародыш                  4) созревшая пыльца переносится ветром

18. Клевер и горох относятся к:

     1) одному семейству;                               2) разным семействам одного класса;

     3) разным классам одного отдела;         4) разным отделам.                  

19. Миксотрофное имеет

     1) амёба обыкновенная       2) эвглена зелёная        3) инфузория туфелька       4) малярийный плазмодий

20. К паразитам НЕ относится

       1) лямблия         2) трипаносома             3) вольвокс              4) трихомонада

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех  возможных, но требующих предварительного множественного выбора.

1. Примером видоизменения побега являются:

     1) клубни картофеля;   2) клубни георгина;   3) луковица лилии;    4) корнеплод моркови.

      а) 1, 2                б) 3, 4                в) 1, 2, 3                г) 2, 4                д) 1, 3

2. К сочным многосемянным плодам относятся

      1) ягода    2) боб             3) померанец      4) стручок           5) тыквина

     а) 1, 4                б) 1, 3, 4,                в) 1, 3, 5                г) 2, 4                д) 1, 3

3. К семейству паслёновых относят растения

      1) баклажан            2) картофель       3) табак        4) капуста        5) кукуруза

     а) 1, 2,  4                б) 1, 3, 4                в) 1, 3, 5                г) 2, 4                д) 1,2, 3

4. Спорами размножаются

      1) сфагнум            2) кипарис       3) щитовник мужской       4) саговник        5) пижма

     а) 1, 2,  4                б) 1, 3, 4                в) 1, 3                г) 2, 4, 3                д) 1,2,

5. К ветроопыляемым растениям относятся

    1) берёза            2) одуванчик       3) осина       4) тюльпан        5) рожь

     а) 1,2,  4                б) 1, 3, 4                в) 1, 3, 5                г) 2, 4, 3                д) 1, 5

Задание 3. Определите верность суждения. Поставьте знаки  «+»  или  «-» рядом с номером вопроса

  1. Холерный вибрион имеет форму палочки.
  2. Мицелий гриба состоит из тонких нитей – гиф.
  3. Спорынья паразитирует на злаковых растениях.
  4. Ягель – представитель отдела Моховидные.
  5. Микориза – плодовое тело гриба.
  6. Тело водорослей имеет ризоиды, стебель, листья.
  7. Маршанция – это листостебельный мох.
  8. Плауны – это водные растения.
  9. Корневой волосок образован одной клеткой.
  10. Капуста – это двулетнее растение.

Задание 4. Опишите растение по плану, используя рисунок и дополнительные знания.

  1. Жилкование листьев
  2. Наличие прилистников
  3. Формула цветка
  4. Тип соцветия
  5. Плод
  6. Число семядолей в семени
  7. Корневая система
  8. Относится к отделу
  9. Относится к классу
  10. Относится к семейству


Матрица ответов на задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по биологии для 7класса

Всего 60 баллов

Задание 1. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Максимум 20 баллов.

№№

вопросов

Ответы

1-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-20

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Задание 2. За каждый правильный ответ ученик получает 2 балла. Максимум 10 баллов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

ответ

Задание 3. 

За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. (Максимум 10 баллов.)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

Задание 4. . За каждый правильный ответ ученик получает 2 балла. Максимум 20 баллов.

Ответ

Ответ

1

6.

2.

7.

3.

8.

4.

9.

5.

10.




Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по биологии

для 8 класса

Задание 1. Выберите правильный ответ. Внесите его в матрицу ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

1. Родственные виды растений и животных объединяют в:

а) царства;        б) роды;        в) семейства;                г) классы.

2. В систематике растений отсутствует отдел:

а) моховидные;        б) двудольные;        в) цветковые;                г) голосеменные.

3. Растения объединяют в семейство на основе:

а) строения корневой системы;                б) жилкования листьев;

в) строения цветка и плода;                      г) строения стебля.

4. Одним из достоинств работы К. Линнея было:

а) соответствие его системы современным представлениям о систематике;

б) научное доказательство родства между многими видами;

в) признание эволюционного развития органического мира;

г) введение бинарной номенклатуры.

5. В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:

а) признаки родства и морфофизиологического сходства;   б) признаки внешнего сходства организмов;

в) только уровень организации;                                            г) только генетический анализ родственников.

6. Рожь и подсолнечник относят к разным классам покрытосеменных растений на основании различий в:

а) типах корневых систем;                 б) строении семени, цветка и корневой системы;

в) строении клеток и тканей;               г) строении цветка ржи.

7. Кишечник отсутствует у:                                                                                                                                                        а) печёночного сосальщика;          б) широкого лентеца                 в) острицы                г) аскариды                                                                                                                                                                                                                                                                                

8. В основе деления организмов на надцарства лежит:

а) наличие или отсутствие ядра в клетках;

б) способность к размножению спорами или семенами;

в) принадлежность организма к растениям, грибам или животным;

г) принадлежность организмов к вирусам или бактериям.

9. Растения от животных отличаются, прежде всего:

а) клеточным строением организма;

б) способом питания;

в) различиями в химическом составе клеток;

г) наличием вакуолей

   10. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:

а) пищеварительная система                        в)кровеноснаясистема
б) выделительная система;                        г) нервная система.

 11. Физиология – это наука, изучающая

 а) жизнедеятельность организма, органов и их систем;                 в) условия сохранения здоровья

  б) строение тканей;                                                           г) химический состав клеток                                              

 12. Основной хозяин малярийного плазмодия:

а) человек;                                б) личинка малярийного комара;

в) малярийный комар;           г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.

13. К насекомым с неполным превращением относятся:

а) двукрылые;         б) жесткокрылые;        в) чешуекрылые;                  г) прямокрылые.

14. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;                   б) акула – лягушка – крокодил – кролик; 
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;               г) крокодил – акула – жаба – собака.

15. Кровеносная система кольчатых червей:

а) незамкнутая;

б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;

в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;

г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.

16. Хрящевые рыбы отличаются от костных рыб:

а) отсутствием чешуи; 

б) отсутствием плавательного пузыря; 

в) наличием жаберных крышек; 

г) двухкамерным сердцем.

17. Раздел зоологии, изучающий поведение животных:

а) морфология;        б) этология;        в) герпетология;         г) арахнология.

18.   Человек в отличие от других млекопитающих:

а) не имеет когтей,                                       б) имеет более развитые легкие,

в) способен к трудовой деятельности,       г) не имеет волосяного покрова.     

19.  Мантией у моллюсков называется:                                                             

а) наружная часть раковины;

б) кожная складка, покрывающая тело;

в) часть системы органов размножения;

г) часть пищеварительной системы.

20. Центральная нервная система хордовых имеет форму:

а) лестницы;          б) струны;         в) жгута;         г) трубки.

21. Орган, расположенный под диафрагмой с правой стороны:

а) сердце,              б) поджелудочная железа,               в) желудок,                    г) печень.

22. К предшественникам людей большинство антропологов относят

 а) шимпанзе                        в) австралопитеков

 б) орангутангов                г) горилл

  23. Какое явление нельзя объяснить с помощью рефлекторной теории поведения?

 а) покидание улья старой маткой с частью рабочих пчёл

 б) заучивание понравившегося стихотворения

 в) чихание в пыльном помещении

 г) движение эвглены зелёной на свет

24. Рабочие пчелы являются:

а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

б) самками, у которых не развиты половые железы;

в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

25. Основным гуморальным регулятором дыхания является:

а) адреналин;

б) кислород;

в) норадреналин;

г) углекислый газ.

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех  возможных, но требующих предварительного множественного выбора.                                                                                  1. Пример видоизменений стебля:

1) клубни картофеля;   2) клубни георгина;   3) луковица лилии;    4) корнеплод моркови.

а) 1, 2                б) 3, 4                в) 1, 2, 3                г) 2, 4                д) 1, 3

2. Класс млекопитающие характеризуется наличием:

1) четырехкамерного сердца; 2) вибрисс; 3) диафрагмы; 4) грудной клетки; 5) головного мозга.

а) 2, 3;                б) 1, 2;                в) 1, 4;                г) 4, 5;                д) 2, 5.

3. Птенцовыми птицами являются :

1) тетерев, 2) рябчик, 3) орел беркут, 4) волнистый попугай, 5) фазан:                                                                                          а) 1, 2;         б) 2, 4;         в) 2, 5;          г) 3, 4;            д) 3, 5.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    4. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов :                                                                                              1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5) млекопитающие.                                                а) 1, 2;                б) 1, 2, 3;        в) 2, 3;     г) 2, 3, 4;          д) 3, 4, 5.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          5. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающие:

1) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым; 2) объемное и цветовое зрение; 3) позвоночник образует четыре плавных изгиба; 4) грудная клетка сжата с боков; 5) кости таза более массивные.

а) 1, 2, 3;                б) 1, 3, 5;                в) 2, 3, 4;                г) 1, 3, 4;        д) 1, 4, 5.

Задание 3.

1. Установите соответствие между названием костей и отделами скелета, к которым принадлежат. [6 баллов] 

НАЗВАНИЕ КОСТЕЙ:

  ОТДЕЛ СКЕЛЕТА:

А) лучевая кость;

Б) плечевая кость;

В) лопатка;

Г) локтевая кость;

Д) ключица;

 Е)  кости запястья.

1. пояс верхних конечностей;

2. скелет свободных конечностей.

А

Б

В

Г

Д

Е

2. [6 баллов]

1. Установите соответствие между признаками животных и классом, к которому они относятся

Признак                                                                                                Класс

1. оплодотворение внутреннее                                                          А. Земноводные.

2. оплодотворение у большинства видов наружное                           Б. Пресмыкающиеся

3. непрямое развитие

4.  размножение и развитие происходит на суше у большинства видов

5 тонкая кожа покрыта слизью

6. яйца с большим запасом питательных веществ

Задание 4. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (7 суждений).

1.    В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.

2.    Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

3.    Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.

4.    Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента - хлорофилла.

5.    У простейших каждая клетка - самостоятельный организм.

6.   Зрение   у   медоносной   пчелы   такое   же   цветное   и   объемное,   как   и   у млекопитающих.

7.    Жуки скарабеи, питающиеся навозом, обладают длинным кишечником.

Задание 5. Задание со свободным ответом.
Объясните, почему срезанный вами гриб – подберезовик или подосиновик – представляет собой только часть организма.


Матрица ответов на задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по биологии 2016 года

для 8 класса

Всего 53 балла

Задание 1. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Максимум 20 баллов.

№№

вопросов

Ответы

1-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-20

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21-25

21

22

23

24

25

Задание 2. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Максимум 5 баллов.

1

2

3

4

5

Ответ

Задание 3. (макс 12 баллов)

  1. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. (Максимум 6 баллов.)

Названия костей

А

Б

В

Г

Д

Е

Отдел скелета

  1. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.( Максимум 6 баллов)

Признак

1

2

3

4

5

6

Класс

Задание 4. [максимум 8 баллов]:

Правильные суждения –

Задание 5. (максимум 3 балла).



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

 9 класс

Часть 1.Вам предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа. 15 баллов (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.  Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
   а) Владимир Николаевич Сукачев          б) Владимир Иванович Вернадский
   в) Карл Линней                                         г) Николай Алексеевич Северцов

2. Анабена относится к организмам:
 а) многоклеточным;     б) прокариотическим;      в) колониальным;     г) симбиотическим.

3  Раздел ботаники, изучающий мхи:
  а) Бриология    б) Лихенология      в) Птеридология     г) Альгология

4 . Аминокислоты – это вещества, образующие:
   а) белки;   б) углеводы;    в) жиры;     г) нуклеиновые кислоты.

5  Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
    а) Бактерии    б) Растению    в) Грибу   г) Животному

6 Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
   а) Дыхания     б) Передвижения веществ   в) Фотосинтеза  г) Поглощения веществ из почвы.

7.  Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:
    а) наличие хлоропластов;      б) 46 хромосом в клетке;    

     в) химический состав;             г) наличие пластид.

8 . К абиотическим факторам относится

   а) влияние паразитов;   б) сбор ягод;     в) конкуренция за пищу;     г) состав почвы.

9.  В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
  а) Не имеют клеточного строения     б) Это одна клетка без ядра
  в) Это одна клетка с ядром                 г) Это спора

10  Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, — это:
   а) Животные     б) Грибы       в) Растения    г) Лишайники

11.  Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

    а) пасленовых;       б) злаковых;          в) лилейных;        г) мотыльковых (бобовых).

12.  Факторы неживой природы:
    а) Лишайники, мхи                б) Грибы, бактерии    

     в) Вода, воздух, свет             г) Одноклеточные растения и животные.

13.  О единстве органического мира свидетельствует:
а) Связь организмов со средой
б) Приспособленность организмов к среде обитания
в) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы
г) Взаимосвязь клеток в организме

14. Только для живых организмов характерно:
     а) Уменьшение веса      б) Изменение окраски     в) Дыхание                г) Взаимодействие со средой

15.  Грибы питаются:
    а) Образуя на свету органические вещества
    б) Готовыми органическими веществами
    в) Только органическими веществами живых организмов
    г) Поселяясь на продуктах питания

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

4. Плод стручок образуется у растений семейства бобовых

5. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.

6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у круглых червей.

7. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

8. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

9. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.

10. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.

11. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для

лазания по деревьям.

12. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

универсальными донорами.

13. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная система.

14. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.

Часть 3 .  [по 0,5 балла, макс.3 балла] Из предложенной информации выберите сведения об одуванчике.

Это:

  1. Однодольное растение.
  2. Двудольное растение.
  3. Жизненная форма - дерево.
  4. Жизненная форма - трава.
  5. Может иметь несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков, либо один ствол.
  6. Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.
  7. Многолетнее растение.
  8. Двулетнее растение.
  9. Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.
  10. Имеет соцветие головку.
  11. Цветки собраны в соцветие щиток.
  12. Теплолюбивое растение.
  13. Холодостойкое растение.
  14. Культурное растение.
  15. Дикорастущее растение.
  16. Имеет язычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

Открытые вопросы . 8 баллов (каждый вопрос 2 балла)

Вопрос 1.
В чем заключается механизм двойного дыхания птиц?

Вопрос 2.
Как называется железа внутренней секреции, гормоны которой регулируют другие эндокринные железы?

Вопрос 3.
У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.

Вопрос 4.
Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?

(Максимальное кол-во 40 баллов )



Предварительный просмотр:

Задания

 школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по биологии

10 класс

Часть 1.  Выберите один вариант ответа.

1. Кто из перечисленных учёных в своём труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека, основанную на собственном опыте вскрытия трупов:

   а) Аристотель;          б) А. Везалий;                  в) Авиценна;           г) У. Гарвей

2. Учёный орнитолог изучает:

   а) птиц;                   б) насекомых;           в) паразитических червей;            г) земноводных.

 3. К царству бактерий относят:

   а) хлореллу;        б) холерный вибрион;     в) малярийный плазмодий;          г) эвглену зелёную

4. Дрожжи по способу питания являются:

   а) автотрофами;             б) сапрофитами;                     в) симбионтами;        г) паразитами

5. Олений мох - это:

  а) растение;         б) гриб паразит;         в) плесневый гриб;      г) симбиоз гриба и водоросли

6.К отделу бурых водорослей относится:

 а) порфира;           б) фукус;                  в) ульва;               г) улотрикс

7. Кукушкин лён, в отличие от щитовника мужского:

  а) имеет антеридии и архегонии;          б) не имеет спорангиев;       в)не имеет корней;        г) имеет корневища

8. Хвойные и цветковые растения имеют:

  а) семена;               б) плоды;          в) цветки;      г) антеридии и архегонии

9.Томат и фасоль относят:

  а) к одному классу, но разным семействам;           б)к одному классу и одному семейству

  в) к разным классам и разным семействам;           г) к разным отделам

10.Пшеница имеет:

  а) мочковатую корневую систему;                     б) сетчатое жилкование листьев;          

  в) двойной околоцветник;                                    г) камбий

11. Миксотрофное питание имеет :

   а) эвглена зелёная;        б) амёба обыкновенная;        в) инфузория туфелька;         г) лямблия

12. Белая планария:

   а) имеет стрекательные клетки ;                         б) является паразитом;    

   в) не имеет пищеварительной системы;            г) ведёт свободный образ жизни

13. Дождевые черви выползают на асфальт после дождя, потому что в почве:

   а) накопилась двуокись углерода;    б) труднее передвигаться;      в) недостаточно пищи          г) не хватает воздуха

14. Наличие паутинных желез – признак, отсутствующий у:

    а)скорпионов        б)пауков                    в)клещей           г)клопов

15. Трахеи являются органами дыхания у:

     а)стрекозы                 б)острицы            в) речного рака             г) устрицы

16. Позвоночные животные с трёхкамерным сердцем, тесно связанные с водной средой, объединены в класс

     а)пресмыкающихся         б)млекопитающих            в)земноводных            г)хрящевых рыб

17. Теплокровными являются:

     а)скат и акула        б)кит и афалина   в) крокодил и игуана          г) шмель и пчела

18. Мозжечок лучше всего развит у:

    а)рыб         б)пресмыкающихся              в) птиц            г) земноводных

19. Человек как вид живых организмов относится к:

    а) типу Хордовые  классу Приматы                   б) типу Млекопитающие  классу Позвоночные

    в) типу Хордовые классу Млекопитающие      г) типу Позвоночные  классу Приматы  

20. Опорную функцию в организме выполняет ткань:

    а) эпителиальная;            б) нервная;              в) соединительная;         г) гладкая мышечная

21. При нарушении углеводного обмена возникает заболевание:

    а) цинга;       б) рахит;             в) сахарный диабет           г) базедова болезнь

22. Функцией печени НЕ является:

   а) образование жёлчи;      б) запасание гликогена    в) выработка ферментов   г) обезвреживание ядовитых веществ

23.В семье оба родителя имеют карие глаза, их сын голубоглазый.  Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребёнка?

     а) 25%              б) 50%;                     в) 75%;                   г) 0%.

24.ДНК человека отличается от ДНК осла:

  а) набором нуклеотидов;       б) функциями;    в) последовательностью нуклеотидов;   г) сложностью организации.

25. Основным источником энергии в организме являются

   а) витамины           б) ферменты              в) гормоны               г) углеводы

Часть 2. Выберите два верных варианта ответа из пяти предложенных.

1. Грибы получают энергию путём

    1) хемосинтеза     2) питания    3) дыхания   4) брожения(гликолиза)     5)фотосинтеза.

2. При вегетативном размножении-

   1) потомки отличаются от родителей             2) участвует только одна особь    3)   процесс идет с участием гамет  

   4) потомки идентичны исходным формам    5) в основе лежит мейоз          

3. К хрящевым рыбам относятся

   1) катран       2) стерлядь        3) окунь     4) скат манта          5)щука

4. Предостерегающую окраску имеют

    1) божья коровка           2) куропатка           3) оса          4) бабочка белянка          5) тигр

5. В процессе онтогенеза из мезодермы развиваются

   1) кожа           2) железы      3) кровь       4) мышцы           5) лёгкие

 Часть 3. Закончите предложение.

1.Клеточная стенка растения состоит из полисахарида - ….

2.Тело водорослей называется ….

3.Белки – это полимеры, мономерами которых служат …

4.Пластиды оранжевого цвета называются…

5.Совокупность всех признаков организма называют …

Часть 4. Установите соответствие. 

1.Установите соответствие между клетками крови и их характеристиками

ХАРАКТЕРИСТИКА                                         ГРУППА КЛЕТОК

A)не имеют постоянной формы                             1)эритроциты

Б) не содержат ядра                                                  2)лейкоциты

B)содержат гемоглобин

Г) имеют форму двояковогнутого диска

Д) способны к активному передвижению

Е) способны к фагоцитозу

2.Установите соответствие между органоидом и его характерным признаком

            ПРИЗНАК                                                                                        ОРГАНОИД

А) наличие двух мембран                                                                         1) лизосома

Б) расщепление органических веществ до СО2 и Н2О                           2) митохондрия

В) наличие гидролитических ферментов

Г) переваривание органоидов клетки

Д) аккумулирование энергии в АТФ

Е) образование пищеварительных вакуолей у простейших

                                                                               

Часть 5.                                                                  

Что изображено на рисунке? Какие функции выполняет этот орган?

                              

                                             

Бланк ответов 10 класс

ШИФР ________________________                        

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Часть 2

1

2

3

4

5

Часть 3

1

2

3

4

5

Часть 4  1.

А

Б

В

Г

Д

Е

                2.

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 5.

Бланк ответов 10 класс

ШИФР ________________________                        

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Часть 2

1

2

3

4

5

Часть 3

1

2

3

4

5

Часть 4  1.

А

Б

В

Г

Д

                2.

А

Б

В

Г

Д

Часть 5.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Школьный этап

 11 класс

Ответом к заданиям 1-5 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. На сокращение скелетных мышц влияют ионы

   1)железа    2) магния     3)натрия    4)кальция

2. Спорофит папоротника орляка представлен

   1) заростком    2)зиготой      3)спорангием      4) листостебельным растением

3. Гормон роста выделяется

   1) гипофизом    2) надпочечниками    3) щитовидной железой   4)половыми железами

4. Какое из перечисленных эволюционных событий является ароморфозом

   1) защита семян околоплодником         2) развитие хвоста у человека

   3) утра пятипалой конечности у змей    4) приспособление цветковых растений к опылителям

5. Учение о биосфере создал

   1) И. П. Павлов    2) А. И. Опарин    3)И. И. Шмальгаузен    4)В. И. Вернадский

В заданиях 6-8 выберите три верных ответа из шести.

6. Выберите участки кровеносной системы человека, которые входят в большой круг кровообращения.

1) левое предсердие

2) легочная артерия

3) верхняя полая вена

4) сонная артерия

5) правый желудочек

6) аорта

7. К сухим односемянным плодам относятся

1) зерновка

2) многокостянка

3) яблоко

4) семянка

5) орех

6) коробочка

8.  Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?

1) не делятся в течение жизни клетки          2) имеют собственный генетический материал

3) являются одномембранными                    4) содержат ферменты окислительного фосфорилирования

5) имеют двойную мембрану                        6) участвуют в синтезе АТФ

В заданиях 9,10 установите правильную последовательность.

9. Установите последовательность частей древесного стебля, в правильном порядке начиная с поверхности

1) камбий        2) пробка         3) древесина      4) сердцевина     5) луб

10. Установите правильную последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с зиготы.

1) циста      2) яйцо      3) ресничная личинка       4) хвостатая личинка   5) зигота      6) взрослый червь

В задании 11 установите соответствие между характеристикой и нуклеиновой кислотой, к которой эта характеристика относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) хранит и передаёт наследственную информацию

Б) включает нуклеотиды АТГЦ

В) триплет молекулы называется кодоном

Г) молекула состоит из двух цепей

Д) передаёт информацию на рибосомы

Е) триплет молекулы называется антикодоном

НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

1) ДНК

2) иРНК

3) тРНК

В задании 12 установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ, к которому она относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) синтезируются сложные органические вещества

Б) используется энергия АТФ

В) синтезируются в процессе клеточного дыхания 38 молекул АТФ

Г) происходит окислительное фосфорилирование в клетках

Д) первый этап происходит в лизосомах или пищеварительном тракте

Е) осуществляется на рибосомах или в хлоропластах

ВИД ОБМЕНА

1) пластический

2) энергетический

В задании 13 установите соответствие между процессом фотосинтеза и фазой, в которой он происходит.

ПРОЦЕСС

А) образование кислорода

Б) синтез АТФ

В) возбуждение молекул хлорофилла

Г) восстановление СО2

Д) синтез глюкозы

ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

1) световая

2) темновая

В задании 14 вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в бланк ответов

Отличие растительной клетки от животной

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ____ (А), которые у старых клеток __(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться _____ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из _____ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хлоропласт

2) вакуоль

3) пигмент

4) митохондрия

5) сливаются

6) распадаются

7) целлюлоза

8) глюкоза

15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

Задания 16, 17 требуют развернутого ответа на вопрос.

16.  Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

17. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

Бланк ответов 11 класс  2016-2017  учебный год

Задания 1-5 оцениваются в 1 балл.

1

2

3

4

5

Задания 6- 13 оцениваются в 2 балла, если все верно. Если допущена 1 ошибка -1 балл, 2 и более ошибок – 0 баллов.

6

7

8

9

10

Задание 11

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 12

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 13

А

Б

В

Г

Д

Задание 14 оценивается в 4 балла (за каждый верный ответ – 1 балл).

Задание 14

A

Б

В

Г



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ 10 класс

                

Часть 1 Мах 25 б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

б

б

г

б

в

а

а

а

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

г

г

г

а

в

б

в

в

в

21

22

23

24

25

в

в

в

в

г

Часть 2. Мах-10б   Два верных ответа -2 балла, один – 1 балл

1

2

3

4

5

3,4

2,4

1,4

1,3

3,4

Часть 3. Мах -10баллов 1 термин – 2 балла

1

2

3

4

5

целлюлозы

Таллом(слоевище)

аминокислоты

хромопласты

фенотип

Часть 4  1. Мах -4 балла. Все верные ответы -2балла,  одна или две ошибки -1балл, три ошибки и более -0 б

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

1

2

2

                2.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

2

1

Часть 5. Мах 3 балла

1. Эпидермис листа с устьицей.

2. Функции:

а) транспирация

б) газообмен

Всего баллов: 25+10+10+4+3=52



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии 8 класс.

Школьный этап.

2017-2018 учебный год.

Задание №1. (10 баллов)

Химический «алфавит».

Используя обозначения элементов из периодической системы химических

элементов Д.И. Менделеева, составьте слова на английском языке:

а) Moscow;

б) carbon;

в) water;

г) reaction.

(Пример: слово class можно составить двумя способами: class = C-La-S-S, то

есть углерод-лантан-сера-сера или Cl-As-S, то есть хлор-мышьяк-сера.)

Придумайте самостоятельно ещё одно слово-существительное на

иностранном языке (не меньше пяти букв), которое можно «разложить на

элементы» подобным образом.

Задание №2. (10 баллов)

Вещества молекулярного строения.

Многие вещества состоят из молекул. Приведите по одному примеру

веществ, молекулы которых состоят из:

а) 2 атомов,

б) 3 атомов,

в) 4 атомов,

г) 5 атомов,

д) больше 5 атомов.

Напишите формулы веществ. 

Задание № 3 (6 баллов)

Вам выдана смесь следующих веществ: железо, сажа, поваренная соль, медь.

Предложите план разделения этих веществ.

Какое лабораторное оборудование потребуется для разделения этой смеси?

Задание №4(10 баллов)

Как делают фарфор.

Изделия из фарфора прочно вошли в нашу жизнь. А ведь ещё триста лет

назад этот материал высоко ценился, ему приписывали магические свойства.

В Китае фарфор получали из фарфорового камня, представляющего собой

смесь минералов каолинита, слюды (иллита) и кварца. Фарфоровый камень

дробили, а затем размешивали его с водой до тестообразной массы, из

которой вытачивали на гончарном круге изделия.

Каолинит является важнейшей составной частью белой глины – каолина. Он

содержит в своём составе алюминий, кремний, кислород и ещё один элемент.

Какой? Ответить на этот вопрос нетрудно: ведь при нагревании каолинита

выделяется вода. Если нагревать фарфоровый камень при более низкой

температуре, получится другой материал с большей пористостью, известный

в Европе как фаянс.

  • Назовите этот элемент.
  • Запишите простейшую формулу каолинита, если известно, что в нём на 4 атома алюминия приходится 4 атома кремния, 18 атомов кислорода и

8 атомов неизвестного элемента.

  • Выпишите из текста отдельно названия (а) материалов, (б) индиви-

дуальных соединений, (в) смесей, (г) химических элементов.

  • Кратко опишите свойства фарфора.

Задание № 5 (6 баллов)

В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe3O4 ,  гематит Fe2O3  лимонит  2Fe2O3 2О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.