Адаптация детей к детскому саду

Попова Оксана Олеговна

В данном разделе представлены материалы по процессу адаптации детей, впервые пришедших в детский сад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о ходе адаптационного периода

в группе третьего года жизни №2 в 2017-2018 уч. году

воспитателей Тушнолобовой Н.Ю., Поповой О.О.

Адаптация (от лат. «приспособляю») - это процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к ее условиям.

Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям, чтобы не подвергать их физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику – стрессу.

Перед педагогами группы раннего возраста была поставлена цель: разработать комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Для достижения поставленной цели были намечены задачи:

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2. Создать условия для успешного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

3. Формирование эмоционального контакта и доверия детей на основе совместных игр и самостоятельных упражнений.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей нервной системы;

- возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома,и той, в которой находится в детском учреждении;

- от разницы методов воспитания и т.д.

Мы, как педагоги приложили все усилия для того, чтобы адаптационный процесс наших детей прошел благоприятно для каждого ребёнка.

Адаптационный период в нашей группе начался с 1 июня 2017 г. Списочный состав группы изначально – 20 детей (из которых двое позже выбыли по объективным причинам). В итоге для анализа представлены 18 детей. Прием детей проходил постепенно.

Для того чтобы адаптация прошла более успешно,необходимо объединить усилия всех участников процесса адаптации (воспитателей, специалистов, родителей).Поэтому работа велась в нескольких направлениях:

Работа с родителями:

  1. Общесадовское родительское собрание с презентацией детского сада и знакомство с воспитателями групп раннего возраста.
  2. Сбор информации о родителях и детях через оформление социального паспорта семьи;
  3. Проведено организационное  родительское собрание в группе «Давайте познакомимся!» (рассматривали вопросы адаптации детей 2-3 лет, необходимости соблюдения режима дня, познакомили с жизнью их детей в группе через презентацию, выбран состав Родительского комитета группы);
  4. Проведена диагностика возможного уровня адаптации детей через анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (исследование социальных, культурно-гигиенических, игровых навыков детей, индивидуальных психологических особенностей, выявление особенностей семейного воспитания);
  5. Проанализированы анкеты родителей о готовности ребенка к детскому саду и намечен прогноз вероятной степени адаптации детей;
  6. Розданы анкеты для родителей «Чем я могу помочь заинтересовать детей в группе», «Что мне интересно знать о воспитании ребенка?»;
  7. Представлены консультации в уголок для родителей по темам: «Я уже детсадовец», «Адаптация ребенка в детском саду», «Одежда для прогулок», памятка «Здравствуй, малыш!», «Что может делать ребенок в возрасте 2-3 лет»;
  8. Оказана практическая помощь семьям в овладении различными умениями и необходимыми навыками ухода за детьми (алгоритм умывания, одевания, метки на одежде);
  9. Создана группа в соцсети Ватсап, где обсуждаются интересующие родителей вопросы жизнедеятельности группы;
  10. Вовлечение родителей в пополнение предметно-развивающей среды группы (пошив прогулочной веревочки, костюма пожарного, приобретение игрового оборудования);
  11. Вовлечение родителей  к ремонтным работам на прогулочном участке.

Работа со специалистами:

  1. Приглашение специалистов на организационное собрание для взаимного знакомства с родителями;
  2. Приглашение специалистов для освещения вопросов об особенностях работы с детьми по их направлению;
  3. Согласование расписания по взаимодействию со специалистами в образовательной деятельности и режимных моментах;
  4. Проведение Осеннего праздника  совместно с музыкальным руководителем.

Работа с детьми:

  1. Для облегчения адаптации в первые дни пребывание ребенка в детском саду было укороченным с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша;
  2. Для организации успешной адаптации детей раннего возраста нами использовались разнообразные методы и приемы работы: игры-развлечения, сюжетные игры, дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества и фольклора, праздник Осени. Использовали  формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе;
  3. Проводилась работа по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в группе –ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход:

-) использование гибкого режима,

-) пение колыбельных при укладывании,

-) тактильные прикосновения – поглаживания, объятия, укачивание;

-) учет домашних привычек (пустышка во время сна, домашняя подушка));

-) использование игрушек-забав, сюрпризных моментовс использованием Чудесного мешочка и пр.

  1. Проводилась работа по формированию у ребенка чувства уверенности:

-) знакомство с помещениями группы (игра «Шли, шли, что-то нашли», «Угадай по описанию», «Назови предмет в группе нужного цвета» и др.), прогулочным участком (игра «Найди игрушку»);

-) знакомство и сближение детей между собой и с взрослыми через игры: подвижные, пальчиковые, с куклами и т.д. (минутка вхождения в день «Утреннее приветствие», «Кто у нас хороший», «Кто позвал», «Я бегу, бегу, бегу», «Назови ласково», игра-мирилка «Тому, кто справа улыбнись», «Собрались все дети в круг» и др.)

  1. Проводилась работа по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам:

-) обсуждение нравственных поступков героев знакомых сказок;

-) похвала за добрые поступки ребенка и сверстников или осуждение отрицательных в детском коллективе;

-) воспитание отрицательного отношения к грубости, жадности;

-) развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу, вместе радоваться успехам;

-) радостное обсуждение успехов ребенка с родителем при малыше,

-) привитие культурно-гигиенических навыков через игровые ситуации (умываться, одеваться, ходить на горшочек, держать ложку, пить из кружки, не разговаривать за столом, прибирать за собой игрушки и др.)

  1. Осуществлялась работа по укреплению здоровья детей:

-) хождение по массажным коврикам,

-) босохождение,

-) проведение гимнастики пробуждения,

-) прием лимонно-чесночного настоя,

-) самомассаж БАТ «Неболейка», с массажными мячами,

-) гимнастика для стоп с гимнастическими палками,

-) дыхательная гимнастика,

-) гимнастика для глаз.

Работа воспитателей:

  1. Ознакомление с информацией по вопросам адаптации детей в 1-й младшей группе, с Программой воспитания и обучения детей группы 3-го года жизни в период адаптации к условиям ДОУ;
  2. Выявлена проблема отсутствия в Программе адаптации пояснений единых критериев различия степеней адаптации детей (с.5- только указаны три степени адаптационного процесса - легкая, средняя и тяжелая, с.15- что свидетельствует об окончании адаптационного периода). Обратившись к интернет-источникам, мы увидели разные пояснения уровней адаптации детей.
  3. Реализация деятельности по Программе воспитания и обучения детей группы 3-го года жизни в период адаптации к условиям ДОУ;
  4. Создана картотека к Программе на весь период адаптации; картотека «Потешки в помощь воспитателю», «Формирование знанийо правилах дорожного движения у детей 2-3 лет», «Гимнастика пробуждения»;
  5. Преобразование ПРС, оформление игровых центров:

-) Центр конструирования (конструктор «Лего» крупный, разной величины деревянные и пластмассовые конструкторы,конструктор из крышек, «Полянка» и др. виды конструкторов);

-) Игровая жилая комната: собраны предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта;

-) Центр ряжения: набор необходимых предметов для формирования представления о себе и о людях некоторых профессий (косынки, фартуки, халаты, жилет для пожарного и инспектора ГИБДД, колпаки и т.д.)

-) Центр изобразительной деятельности (стол, мольберт; цветные карандаши, бумага, раскраски, гуашь, фломастеры, пластилин и соленое тесто (под присмотром взрослого, подкладные листы)

-) Центр «Книги» где располагается литература в соответствии с возрастом, на уровне роста ребенка (потешки, сказки, стихи и т.д.)

-) Сенсорный центр: расположены обучающие игры и материалы для сенсорного развития (пирамидки, мелкие кубики, различные шнуровки, различные вкладыши и т.д

-) Центр дидактических игр: игры на развитие внимания, памяти, мышления (пазлы, мозаика и др.)

-) Театральный центр «Знакомство со сказкой» (маски, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, театр картинок, театр резиновых игрушек, настольный деревянный театр, домики для декорации, фланелеграф и т.д.)

-) Центр «Музыка» (различные музыкальные инструменты)

-) Центр двигательной активности (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, мешочки и помпоны для метания, массажные коврики, шведская лестница, мат, игра «Поймай меня»)

-) Центр природы (игрушки «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Насекомые», календарь природы; имеются некоторые растения)

-) Центр патриотического воспитания (государственные символы России и города, портрет президента)

-) Центры безопасности.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям, адаптация детей в группе прошла относительно благополучно.

Итого по группе:

В таблице 1 представлен прогноз по адаптации -  списочный состав детей, распределенный по уровням адаптации (на основе анализа анкет родителей).

В таблице 2 представлен  списочный состав детей, полученный нами в результате наблюдений  за детьми в адаптационный период.

В таблице 3 видим сводные результаты уровня адаптации детей (прогнозируемые и реальные).

Сводные результаты наблюдений

(группа из 18 человек)

Прогноз по адаптации

Число детей

Течение адаптации

Число детей

18

18

Легкая степень адаптации

11 (61%)

Легкая степень адаптации

9 (50%)

Средняя степень адаптации

5 (28%)

Средняя степень адаптации

6 (33%)

Тяжелая степень адаптации

2 (11%)

Тяжелая степень адаптации

3 (17%)

            В гистограмме отмечены совпадения реальной степени адаптации с прогнозом - 10 детей (55%)

Таким образом:

9 детей адаптировались в легкой форме. Из них 4 ребенка ранее адаптированные (посещали детский сад).Часть детей из этой группы спокойно входили в группу, внимательно осматривались, увлекались рассматриванием игрушек, играми, могли попросить о помощи. А другие ребята в первые дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму, не отпускали воспитателя из своего поля зрения. По прошествии 2-3-х недель у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.У этих детей наблюдались незначительные нарушения сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось, они почти не болели. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

У 6 детей острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести. Настроение детей неустойчиво,у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не могли отпустить маму, плакали после ее ухода. От данных переживаний ребенка отвлекали, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключали внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Они переболели по 1- 2 раза.Снижалась речевая и общая активность. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Навыки самообслуживания были развиты недостаточно. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.Но по истечению 1-2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.

У 3-х детей группы  процесс адаптации тяжелый, это связано с частыми заболеваниями, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требований в воспитании ребенка, сильной привязанностью ребенка к близким. Эти дети часто плакали, устраивали истерики, не обращали внимания на сверстников, не шли на контакт со взрослыми, в руках постоянно держали игрушки принесенные из дома. У детей первое время отсутствовал аппетит, они не спали в сончас, отказывались ложиться в кроватку (был найден один из выходов в этой ситуации – мама принесла домашнюю подушку). Постоянно звали маму, спрашивали, где она, придет ли она, болезненно реагировали на приход других родителей. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Но к концу адаптационного периода эмоциональное состояние детей стабилизировалось.

На основании этих данных можно сделать ВЫВОД о том, что в целом адаптация к детскому саду у большинства детей прошла благополучно. Дети чувствуют себя свободно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Но мы запланировали для себя дальнейшую работу на учебный год:

  • продолжить работу по адаптации в режимных моментах с вновь прибывшими детьми;
  • уделить особое внимание оздоровительной работе с детьми (приобрести массажные мячи, изготовить «Дорожку здоровья» с разнообразным тактильным воздействием, проращивание лука на зелень для витаминизации пищи детей, использование и нарезанного чеснока и лука в виде амулетов и на блюдце для профилактики ОРЗ);
  • пополнение предметно-развивающей среды группы:

-) для Центра природы - найти информацию о растениях для группы по возрасту,  приобрести календарь природы, игрушки «Животные леса», книги и дидактические игры по экологии, оформить «Огород на подоконнике» для проращивания лука;

-) для Центра релаксации и уединения - приобрести палатку для уединения, цветовую лампу, сшить подушки-думки для лежания;

-) для Центра патриотического воспитания – создать альбом «Моя семья» для поддержания благоприятного состояния детей;

-) для Центра «Здравствуй, я пришел!» - создать  панно с детскими фотографиями;

  • продолжить пополнение картотек по возрасту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» Камышловского городского округа Отчет о ходе адаптационного периода в группе третьего года жизни №2 в 2017-2018 уч. году воспитателей Тушнолобовой Н.Ю., Поповой О.О. Камышлов, 2017

Слайд 2

Адаптация (от лат. «приспособляю») - это процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к ее условиям. Длительность периода адаптации зависит от многих причин : от особенностей нервной системы; возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы ; от состояния здоровья ; от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома, и той , в которой находится в детском учреждении; от разницы методов воспитания и т.д.

Слайд 3

Направления работы по адаптации: Работа с родителями Работа с детьми Работа со специалистами Работа воспитателей

Слайд 4

Работа с родителями Родительское собрание «Давайте познакомимся!»

Слайд 5

Работа со специалистами

Слайд 6

Работа с детьми

Слайд 7

Работа с детьми

Слайд 8

Работа с детьми

Слайд 9

Работа с детьми

Слайд 10

Прогноз по адаптации Число детей Течение адаптации Число детей 18 18 Легкая степень адаптации 11 (61%) Легкая степень адаптации 9 (50%) Средняя степень адаптации 5 (28%) Средняя степень адаптации 6 (33%) Тяжелая степень адаптации 2 (11%) Тяжелая степень адаптации 3 (17%) Прогноз по адаптации Число детей Течение адаптации Число детей 18 18 Легкая степень адаптации 11 (61%) Легкая степень адаптации 9 (50%) Средняя степень адаптации 5 (28%) Средняя степень адаптации 6 (33%) Тяжелая степень адаптации 2 (11%) Тяжелая степень адаптации 3 (17%) Прогноз по адаптации Число детей Течение адаптации Число детей 18 18 Легкая степень адаптации 11 (61%) Легкая степень адаптации 9 (50%) Средняя степень адаптации 5 (28%) Средняя степень адаптации 6 (33%) Тяжелая степень адаптации 2 (11%) Тяжелая степень адаптации 3 (17%) Результаты наблюдений (группа из 18 человек) Таблица 3

Слайд 11

Совпадение реальной степени адаптации с прогнозом - 10 детей (55%) Гистограмма



Предварительный просмотр:

В жизни Вашей семьи произошло важное событие: ваш малыш идёт в детский сад!

Поздравляем!
        

Отрыв от дома, родных, встреча с новыми взрослыми и детьми могут стать серьезным стрессовым фактором. Очень важно, чтобы этот переход был плавным,

мягким.
        

Продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого ребенка. Наша памятка Вам поможет облегчить ему этот период.

МАДОУ "Детский сад №13"КГО

Памятка для родителей при поступлении ребёнка в детский сад

Здравствуй, малыш!

http://solsad38.edusite.ru/images/93086951.png

Подготовила:

Попова О.О.

2017г.

ВНИМАНИЕ!
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребёнка на наличие опасных предметов (острые, режущие, стеклянные, мелкие предметы, таблетки, леденцы, жвачку…).
Ребёнок, не посещающий детский сад более пяти дней, должен иметь справку от врача.
К моменту посещения детского сада Ваш ребёнок должен быть отучен от груди, соски, бутылочки и памперса.

Для создания комфортных условий пребывания ребёнка в ДОУ необходимо:

• не менее трёх комплектов сменного белья (мальчикам – трусики, колготки, шортики; девочкам – трусики, колготки. В тёплое время – носочки или гольфики).
• достаточное количество носовых платков (носовой платок необходим ребёнку и на прогулке: пожалуйста, положите платок в карман верхней одежды).
• пакет для использованного белья.
• всю одежду необходимо промаркировать (написать имя полностью).
• опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
• умытое лицо;
• чистый нос, руки, подстриженные ногти;
• подстриженные и тщательно расчесанные волосы (если у девочек длинные волосы, то необходимо собрать их);
• чистое нижнее белье;
• одежда должна соответствовать размеру (не слишком велика и тем более маловата);
• завязки и застёжки на одежде должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог сам себя обслужить;
• нежелательно ношение комбинезонов (это мешает формированию самостоятельных культурно-гигиенических навыков);
• обувь должна быть легкой, соответствовать ноге ребёнка, легко сниматься и надеваться, имеет фиксированную пятку, невысокий каблучок, желательно на застёжке.

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социально- психологическом.


Чтобы первые недели пребывания в детском саду прошли по возможности без стрессовых ситуаций примите к сведению следующие рекомендации:
- рассказывайте ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети;
- постарайтесь наладить правильный распорядок дня (приблизите его к режиму детского сада).
- заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизите к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приёма пищи…)
- заранее прививайте ребёнку необходимые навыки самообслуживания;
- заблаговременно сделайте необходимые прививки;
- постарайтесь избавить ребёнка от вредных привычек (сосание пальцев и грызение ногтей, приём пищи из бутылочки, постоянное сосание пустышки, сон с обязательным укачиванием);
- в первые дни ребёнок остается в детском саду на 1-2 часа, затем его пребывание доводится до полного дня в течение 2-3-х недель;
- желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад;
- если ребёнку и маме очень тяжело расставаться, тогда отводить ребёнка в садик может отец или кто-то еще из близких;
- заранее познакомьтесь с воспитателями группы, расскажите об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка;
- никогда не пугайте ребёнка садиком;
- не затягивайте момент расставания с ребёнком в детском саду, но и не уходите тайком (заранее придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания: воздушный поцелуй, поглаживание по спинке…);
- поддерживайте дома спокойную обстановку;
- не перегружайте ребёнка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании;
- не проявляйте перед ребёнком своего волнения и беспокойства;
- будьте терпеливы;
- демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти условия, то Ваш малыш прекрасно справиться с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.