3.Учебно-исследовательская деятельность

Сальникова Елена Васильевна

Учебно-исследовательская деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                      Директор _____________

                                                 А.А.Зарипова

                                                                                                     

ТРЕБОВАНИЯ  К ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ГБОУ  СПО ВО

«Муромский педагогический колледж»

  1. Общие положения

Настоящие требования являются приложением к Положению  о выполнении  Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в части реализации объема времени, отведенного на обязательные учебные занятия по всем дисциплинам и модулям  учебного плана.

1.1. Настоящие требования  к портфолио студента ГБОУ СПО  ВО «Муромский педагогический колледж» (далее - колледж) разработаны в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании»,  ФГОС по специальностям СПО.

1.2. Портфолио студента - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту предъявить образовательные и профессиональные достижения,определить направления профессионально – личностного саморазвития.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, профессиональной, творчески-преобразующей и других.

1.4. Период накопления (сбора) портфолио – нормативный срок обучения.

1.5. Комплектование портфолио осуществляется студентом самостоятельно с учетом примерной структуры на основании рекомендаций  педагогов, классных руководителей,  представителей студенческого актива, методистов и руководителей по педагогической практике.

1.6. Предъявление и защита портфолио может выступать в качестве обязательной формы организации экзамена по ПМ Методическое обеспечение образовательного процесса, альтернативной формы  по отдельным МДК  профессиональных модулей.  В этом случае педагог (педагоги) конкретизируют требования к содержанию и структуре портфолио, определяют критерии  и показатели оценки портфолио, процедуры его предъявления и защиты, условия выбора студентами данной формы, которые утверждаются на педагогическом совете отделения и доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра.

1.7. Защита предъявления портфолио выпускником колледжа является условием  допуска к  государственной итоговой аттестации.

1.8. Общее руководство деятельностью педагогического и студенческого коллектива по формированию портфолио осуществляют заместитель директора по учебной  работе, заместитель директора по научно-методической   работе, зам.директора по воспитательной работе, зав.практикой,  зав. отделениями. Ответственность за информирование и организацию деятельности студентов по созданию портфолио на уровне студенческой группы возлагается на классного руководителя  и членов студенческого актива группы.

2. Цель, задачи и функции портфолио

2.1. Основная цель портфолио – оценивание профессиональных и общих компетенций студента.

2.2. Портфолио позволяет решать следующие задачи:

- отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;

- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.

2.3. Функции портфолио:

- функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;

- функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы;

- функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования,  мотивации и интереса.

  1. Примерная структура портфолио студента

3.1. Содержание портфолио определяется с учетом выбранного вида портфолио:

- портфолио документов;

- портфолио работ.

3.2. Примерная структура портфолио

3.2.1. Общая часть (фото; резюме (общие сведения о студенте); цель и задачи портфолио, содержание портфолио).

3.2.2.  Накопительная часть

- образовательные достижения – освоенные обучающимися в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС;

- профессиональные достижения – эффективный результат применения освоенных обучающимися компетенций в реальной профессиональной деятельности, который удостоверяет, что студент имеет достаточные компетенции, требуемые для выполнения основных видов профессиональной деятельности;  

- результаты творчески – преобразующей деятельности;

- спортивные достижения.

3.2.3. Рефлексивно – проективная часть (самооценка и анализ образовательных и профессиональных достижений, компетенций освоенных на отдельном этапе образовательной программы (ПМ, МДК), определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).

3.3. Портфолио документов может содержать:

- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;

- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;

- сертификаты, грамоты, свидетельства участия в организации студенческого самоуправления, культурно – досуговых мероприятий, локальных проектов, факультативов и студенческих объединения по интересам;

- грамоты,  похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ, города и т.п.

3.4. Портфолио работ может содержать методическую продукцию, самостоятельно разработанную студентом и получившую достаточно высокую оценку (педагогов колледжа или представителей педагогической общественности):

- конспекты уроков, внеурочных занятий, методические рекомендации, системы заданий, сборники, электронные презентации и т.п.;

- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;

- творческие, исследовательские, проектные работы студента,

- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы, работы школьников и т.п.)

  1. Презентация портфолио

4.1. Студент презентует портфолио на собрании студенческой группы в присутствии экспертной группы. В качестве экспертов на презентацию портфолио могут быть приглашены педагоги колледжа,  руководители структурных подразделений, представители общественности - потенциальные работодатели, родители обучающихся, референтные для студентов лица.

4.2. Презентация портфолио проводится не чаще одного раза в течение учебного года  может способствовать определению номинантов на конкурсы различной направленности.

4.3. Во время презентации студент представляет портфолио, комментирует его содержание. Определяет  наиболее яркие достижения и проблемы, цели, направления и механизмы самосовершенствования.

4.4 Презентация портфолио на выпускном курсе является допуском к государственной итоговой аттестации.  

  1. Организация экспертизы содержания и презентации портфолио студента

         5.1. Содержание портфолио и его презентацию оценивает экспертная группа численностью не менее трех человек, в состав которой могут входить внутренние и внешние эксперты.

5.2. При оценке содержания и презентации портфолио экспертная группа учитывает:

- полноту портфолио;

- обоснованность структуры и содержания портфолио;

- способность студента адекватно оценивать собственные достижения, компетенции;

- умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования.

6.Участники работы над Портфолио

и распределение обязанностей между ними

6.1. Участниками работы над портфолио являются студенты, преподаватели, классный  руководитель. Одним  из основных условий  составления Портфолио  является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и  четкое распределение обязанностей между ними.

6.2. Обязанности студента:

- оформляет Портфолио в соответствии с принятой в  колледже структурой;

- аккуратно  и самостоятельно подбирает материал для Портфолио;

- систематически   пополняет    соответствующие разделы  материалами, отражающими  успехи и достижения в учебной, производственной и внеучебной деятельности;

- отвечает за достоверность представленных материалов;

- при необходимости обращается за помощью к педагогическому коллективу.

6.3. Обязанности классного руководителя:

- направляет всю работу студента по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения Портфолио;

- выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: студентом, преподавателями, обеспечивает их постоянное сотрудничество и взаимодействие;

- осуществляет контроль  за заполнением соответствующих разделов Портфолио.

6.3. Обязанности преподавателей:

- преподаватели проводят экспертизу представленных работ по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю;

- готовят итоговые документы для поощрения студентов за участие в учебной и внеучебной  работе: грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.

- совместно со студентами  отслеживают и  оценивают   динамику их индивидуального  развития  и профессионального  роста, поддерживают их образовательную, профессиональную, творческую  активность  и самостоятельность.  

6.4. Обязанности администрации:

- заместители  директора по учебной, научно-методической, воспитательной работе, зав. производственной практикой осуществляют общий контроль за деятельностью студентов и педагогического коллектива по составлению  Портфолио и его представлению на защите.

-конец документа-



Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО

Советом колледжа

протокол №____от  ___________

                        

УТВЕРЖДЕНО  

приказом директора колледжа

 № _____ от ______________

                                 

Положение о курсовой работе (проекте)  обучающихся

ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж».

  1. Общие положения

1.1. Положение о  курсовой  работе (проекте) разработано в соответствии с требованиями  ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года,  Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06. 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования",Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.1.2. Курсовая работа (проект) – вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональному модулю. Она является одной из форм самостоятельной  научно-исследовательской работы обучающихся и формой контроля учебной работы.

1.3.Курсовая работа является предшествующим этапом выполнения выпускной квалификационной работы, связанной со сферой деятельности будущих специалистов.

1.4. Дидактическими целями курсовой  работы являются:

- систематизация  и совершенствование полученных студентом знаний, профессиональных умений и компетенций;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией решения проблем, разрабатываемых в курсовой работе;

- определение уровня теоретической и практической готовности студентов к разработке реальных профессиональных проблем, актуализация потребности в непрерывном образовании.

1.5. Курсовая работа  выполняется в сроки, определяемые учебным планом специальности.

2. Организация разработки тематики курсовых работ

2.1. Тематика курсовых работ (проектов) ежегодно разрабатывается преподавателями  и согласуется с работодателями.

2.2. Тематика курсовых работ (проектов) рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и  утверждается директором колледжа до 1 марта текущего года.

2.3. Круг разрабатываемых тем должен соответствовать требованиям, предъявляемым студенту ФГОС СПО по специальности

2.4. Тема курсовой работы (проекта)  может быть связана с программой производственной практики студентов.

2.5. Студент имеет право выбора темы курсовой работы (проекта).

2.6. Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

2.7. Темы курсовых работ (проектов) не  должны повторяться в течение 3 лет.

3. Организация выполнения курсовой работы (проекта)

3.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы, осуществляет преподаватель соответствующей учебной дисциплины (УД), междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля(ПМ).

3.2. Научный руководитель курсовой работы  (проекта)  выполняет следующие обязанности:

  • ознакомление студентов с настоящим положением и учебно-методической литературой по вопросам  содержания и оформления курсовой работы, её структурирования;
  • составление  циклограммы  работы над курсовой работой;
  • контроль всех этапов выполнения курсовой работы (проекта);
  • проведение консультаций по всем вопросам выполнения курсовой работы (проекта);
  • исправление ошибок и организация корректирующего дидактического процесса.

3.3. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.

3.4.Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и  в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком.

3.5. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение УД, МДК, ПМ.

3.6. График защиты курсовых работ (проектов) на отделениях утверждается распоряжением  директора колледжа.

3.7. Процедура защиты определяется  научным руководителем при участии заместителя директора по НМР, председателя ПЦК (возможна в форме научно-практической конференции, индивидуальных выступлений студентов на итоговом занятии УД, МДК,ПМ).

3.8. Курсовая работа  оценивается по пятибалльной системе.

3.9.Обоснование оценки научный руководитель оформляет в письменном отзыве, где отражается:

  • степень разработанности темы и соответствие содержания курсовой работы (проекта) целям и задачам;
  • уровень самостоятельности студента в работе над темой  исследования;
  • оценка умения студента работать с научной, справочной литературой, электронными образовательными ресурсами;
  • уровень владения теоретическими знаниями, профессионально-значимыми компетенциями;
  • оценка умения обосновывать ценность полученных и выводов;
  • качество оформления курсовой работы ( проекта).

3.10. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы, или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определение нового срока для её выполнения. Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты), считаются имеющими академическую задолженность.

3.11.Оценка по курсовой работе (проекту) выставляется в зачетную книжку студента, а также в экзаменационную ведомость и диплом.

4.Оформление курсовой работы

4.1. Курсовая работа (проект)  оформляется на стандартных листах специальной папки с соблюдением полей. Текст курсовой работы представляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм  на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.

4.2. Объем курсовой работы (проекта) должен составляет  не менее 15-20  страниц печатного текста. Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.

5. Хранение курсовых работ (проектов)

5.1. Выполненные студентами работы хранятся один год в учебно-методическом  кабинете.  

5.2. Лучшие курсовые работы (проекты) могут быть использованы в качестве учебных пособий.

5.3. Курсовые работы (проекты), не представляющие практической ценности, списываются по акту комиссией в составе: заместителя директора по НМР, заведующего отделением, лаборанта учебно-методического кабинета в сентябре следующего учебного года.

                                        - конец документа



Предварительный просмотр:

                                                                                              «Утверждаю»        

                                                                                               Директор колледжа _______                        

                      Зарипова А.А.

Порядок разработки и защиты

 выпускной

квалификационной работы в

 ГБОУ СПО ВО

«Муромский педагогический колледж»

  1. Общие положения.

Данный порядок разработки и защиты выпускной квалификационной работы является приложением к Положению о порядке проведения итоговой государственной итоговой аттестации по образовательным программам  среднего профессионального образования в ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж»

  1. Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, один из видов аттестационных испытаний выпускников колледжа, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального  образования и  проводится в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами СПО, приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.
  2. Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных учебно-исследовательских умений и компетенций.
  3. Защита ВКР является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования повышенного и базового уровня,  проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников  федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требованиям  регионального компонента  и компонента колледжа к профессиональной деятельности.
  4. ВКР выполняется в форме дипломной работы ( дипломного проекта).
  5. ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций, предприятий.

  1. Организация разработки тематики и выполнения ВКР.

  1. Программа итоговой государственной итоговой аттестации определяет тематику ВКР в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией.
  2. Тематика ВКР определяется содержанием образования,        обеспечивающим необходимую квалификацию в соответствии с учебным планом колледжа по специальностям .
  3. Темы ВКР разрабатываются преподавателями колледжа  по возможности совместно со специалистами образовательных учреждений, организаций или предприятий, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметно-цикловыми комиссиями. Тема ВКР может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности разработки.
  4. Темы ВКР должны отражать современный уровень развития науки, культуры, образования, производства, техники и соответствовать социальному заказу общества. В процессе исследования допускается корректировка формулировки темы.
  5. Закрепление направлений исследований ВКР (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора колледжа  не позднее 1 ноября последнего года обучения, а утверждение тем ВКР – не позднее 1 марта (окончательная формулировка).
  6. Руководителя ВКР  утверждаются приказом по колледжу.
  7. По утвержденной теме руководитель ВКР разрабатывает совместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения ВКР, заполняет задание на ВКР.
  8. Основными функциями руководителя ВКР являются:
  • руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР;
  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР);
  • оказание помощи студенту в подборе литературы;
  • контроль хода выполнения ВКР;
  • подготовка письменного отзыва на ВКР.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На все виды консультаций для каждого студента предусматривается не более 20 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

  1.  Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям                  (вопросам) ВКР, оплата работы которых по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана. Основными функциями консультанта ВКР являются:
  • руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;
  • оказание помощи студентам в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
  • контроль хода выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса.

2.10.Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет заместитель директора по НМР; контроль за сроками выполнения работ, распределением научных руководителей, консультантов, рецензентов работ, а также промежуточный контроль за соблюдением индивидуального плана работы осуществляют заведующие отделениями; утверждение тематики работ осуществляют председатели предметно-цикловых комиссий; руководство разработкой тематики и научное руководство осуществляют преподаватели колледжа.

2.11.На завершение ВКР отводится 4 недели календарного времени, согласно календарному учебному графику колледжа. Последняя неделя первого семестра – контроль готовности теоретической части работы. Подготовка и проведение предзащиты ВКР проводится согласно календарному учебному графику колледжа . 

    2.12.По завершении студентом ВКР руководитель подписывает ее и вместе с   письменным    отзывом передает на рецензирование внешнему эксперту.

       2.13.Заместитель  директора по НМР своевременно представляет ВКР     государственной  экзаменационной   комиссии .

  1. Требования к выпускной квалификационной работе.

3.1.Выпускная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта и оформляется на стандартных листах специальной папки для дипломного проектирования  (сброшюрованная), с соблюдением полей. Текст ВКР прдставляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм  на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.

3.2. Объем ВКР должен составляет  не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста (60-100 рукописных страниц). Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.

3.3.ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер.

3.4.ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, задачи работы, методы исследования и др;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;

- практическая часть,  направленная на решение выбранной проблемы и состоящая из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы ( не менее 20 источников);

- приложение (при необходимости).

3.5.ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:

     - введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются  компоненты методологического  аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;

- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- списка используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложение (при необходимости).

3.6. ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:

     - введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются  компоненты методологического  аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;

- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике,  посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

- списка используемой литературы (не менее 25 источников);

- приложение (при необходимости).

3.7. В случае выполнения ВКР проектного характера допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные планы разрабатываются руководителем с каждым студентом. Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре данная ВКР состоит из пояснительной записки, теоретической части (описание этапов проекта), практической части и списка литературы.

    Структура и содержание пояснительной записки, теоретической части определяются в зависимости от профиля специальности, темы дипломного проекта. Объем пояснительной записки и теоретической части должен составлять от 10 до 25 страниц печатного текста с критическим описанием процесса создания конечного продукта. В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности могут быть представлены в виде готовых изделий в соответствии с видами профессиональной деятельности и выбранной темой: демонстрации дизайн-проекта, слайд - фильма с копиями в виде комплекта раздаточного материала формата А 4 для каждого члена аттестационной комиссии, электронных пособий и видеофильма, художественных произведений в различных материалах (живопись, графика, создание наглядных пособий) и др.

 Продукты творческой деятельности представляются в виде серий наглядных пособий, компьютерных программ, в виде исполнения музыкальных  произведений, фильма об этапах работы над музыкальным произведением разных жанров, компьютерной программы для студентов и учителей по использованию новых технологий и др.

Данный тип ВКР позволяет реализовать творческий потенциал студента, проявить свои  исследовательские, информационные, организационные, коммуникативные,  интеллектуальные и проектировочные компетенции.

3.8.По содержанию ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой ) ВКР.

4.Рецензирование выпускной квалификационной работы.

     4.1.Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из   числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.

     4.2.Рецензенты ВКР назначаются приказом по колледжу не позднее одного месяца до защиты ВКР.

           4.3.Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии ВКР заявленной теме;

     - оценку качества выполнения каждого раздела  ВКР;

      - оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и                 практической значимости работы;

- оценку ВКР по пятибалльной системе.

 На рецензирование одной ВКР предусматривается не менее 5 часов сверх сетки часов учебного плана.

4.4.Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты ВКР.

4.5.Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

4.6.Заместитель директора по НМР при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает ВКР в Государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 5 дней до начала Государственной итоговой аттестации.

4.7.Отрицательная рецензия, если она при соблюдении всех указанных в разделах  два и три требований не затрагивает сущностную сторону дела, не лишает автора ВКР права быть допущенным к защите и отстаивать свои научные взгляды и убеждения перед экзаменационной комиссией.

5.Защита выпускных квалификационных работ.

  1.  Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной аттестационной

комиссии. На защиту ВКР отводится до 1 академического часа. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. В докладе студента должен быть дан практико-ориентированный анализ, четко представлен категориальный аппарат, описан педагогический эксперимент (при необходимости и возможности проиллюстрирован), отрефлексирована вся проделанная работа студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.

  1.   При определении итоговой оценки по защите ВКР учитывается доклад выпускника, ответы на вопросы, оценка рецензента и отзыв руководителя.
  2.  Решение об оценке ВКР принимает ГЭЖК простым большинством голосов на своем закрытом заседании после завершения всех защит, назначенных на данный день. В случае расхождения оценок и невозможности консенсуса решение принимается в пользу студента. Если ВКР включает содержание одного из итоговых экзаменов по дисциплине, то в приложении к диплому оценка по этой дисциплине проставляется по результатам защиты ВКР.
  3.  Заседание государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируется: итоговая оценка ВКР, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов заседаний ГЭК хранится в колледже  в течение 75 лет.
  4.   Студенты, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно»,  имеют право на повторную защиту не ранее чем через 6 месяцев.

  1. Хранение выпускных квалификационных работ.
  1. После защиты ВКР остаются в колледже в полном объеме для последующего использования в учебном процессе и передаются по акту в научно-методический центр.
  2. ВКР хранятся в научно-методическом центре колледжа не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении ВКР решается организуемой по приказу директора  комиссией, которая представляет предложения о списании ВКР. Списание оформляется соответствующим актом. Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах колледжа.
  3.  По запросу организации, учреждения, предприятия директор колледжа имеет право разрешить копирование ВКР студентов.
  4. Продукты творческой деятельности по решению ГЭК могут не подлежать хранению в течение трех лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.

                                        - конец документа-



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр……………………….5

1.1. Понятие и сущность декоративно-прикладного искусства………………..5

1.2. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие детей……….11

1.3. Условия и методы обучения декоративно-прикладному искусству дошкольников………………………………………………………………17

1.4. Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с   декоративно-прикладным искусством…………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

Введение

Актуальность проблемы использования дидактической игры как средства ознакомления декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста вызвано тем, что прикладное народное искусство в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения к действительности.

Существуют проблемы в ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством, которые обуславливают актуальность темы. Опыт педагогов по художественно-эстетическому образованию детей показали, что у дошкольников пропадает интерес к занятиям декоративно-прикладного искусства. Отсутствие интереса приводит к тому, что у детей отмечается достаточно низкий уровень овладения навыками создания декоративных композиций и отсутствие умения использовать средства выразительности для создания собственных художеств.

Основной причиной такого положения является то, что процесс обучения несколько не доработан, в декоративной композиции отсутствует содержательный смысл, который и обеспечил бы яркий эмоциональный фон деятельности. Решением данной проблемы может стать использование дидактической игры на занятиях по декоративному искусству. Это вытекает из того, что именно игра наиболее интересна для дошкольника.

У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей дошкольного  возраста  стоял  Ф. Фребель,  М. Монтессори.  Много внимания   дидактической   игре  уделяли  К.Д. Ушинский,  П.Ф. Лесгафт,  Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др. В ряде работ (Ю.В. Максимов, Г.Н. Пантелеев, Е.С. Рогалева) определены  принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста, намечены пути педагогического руководства.

Проблемам исследования народного декоративно-прикладного искусства и его значения в эстетическом воспитании и художественном образовании детей посвящены работы А.В. Бакушинского, Н.Я. Богуславской, М.М. Байрамбекова, В.М. Василенко, В.С. Воронова, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В основе обучения декоративному искусству, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время, особое внимание на занятиях, на которых дошкольники приобретают навыки создания декоративных композиций (Л.Д. Вавилова, Р.Н. Смирнова), уделяется народно-прикладному искусству.

Цель исследования – изучить роль дидактической игры в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Объект исследования – процесс ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

Предмет исследования –  дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1)  изучить понятие и сущность декоративно-прикладного искусства;

2) рассмотреть влияние декоративно-прикладного искусства на развитие дошкольников;

3) выявить условия и методы обучения декоративно-прикладному искусству дошкольников;

  1. раскрыть дидактическую игру как средство ознакомления дошкольников с   декоративно-прикладным искусством.
  2. Определить понятийный аппарат.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников по теме исследования, изучение опыта воспитателей.

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр

1.1. Понятие и сущность декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека [5, с.36].

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего [5, с.44].

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, характеризующиеся всеобщим признанием и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) – вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало. Декоративно-прикладное искусство - один из видов пластического искусства.

Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям:

1) обладают эстетическим качеством;

2) рассчитаны на художественный эффект;

3) служат для оформления быта и интерьера.

Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

1)  по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево);

2) по технике обработки материала (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.);

3) по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки) [10, с.50].

Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века - с художественным конструированием и дизайном.

Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного [10, с.53].

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Вот почему в отечественной педагогике с давних времён (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Б. Д. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живёт человек.

Д. С. Лихачев писал: «Если до конца понять народное искусство  и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности… Народное творчество учит понимать условность творчества» [9, с.48].

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства. Будучи выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям, декоративно-прикладное искусство хранит и передает традиции народной педагогики, которые направлены на развитие детского декоративного творчества.

В. Сухомлинский отметил: «Творчество детей – глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение, и самоутверждение, в котором раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка»  [17, с.55].

Н. М. Сокольникова, Л. В. Косогорова,  Л. В. Неретина, С. В. Погодина в своих работах раскрыли важность декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка. Они указывали на единство практической, обрядовой, эстетической и воспитательной функций декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства доступен и понятен детям.

С. В. Погодина и Н. М. Сокольникова считают, что народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.

В своей книге «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» С. В. Погодина пишет: «Декоративное творчество - процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразование их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами. Народное декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей» [14, с.61].

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий.

Декоративно-прикладное искусство является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность дошкольника. В результате происходят такие изменения в структуре личности детей, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер. Становится очевидным, что формирование у дошкольников потребности в художественно-творческой деятельности является существенным в гармоничном развитии и становлении личности.

 Декоративно-прикладное искусство – сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в то же время самое демократичное и доступное человеку с детства. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д. [5, с.48].

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. 

Л. В. Неретина выделила несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:

1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.

2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.

3.  Единство материала и технического приема.

4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.

5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.

6. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.

7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.

Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключена в том,  что  она  дает  возможность  применять  самые  разнообразные материалы [10, с.77].

З. А. Богатеева внесла большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства разных народов, выделение в нем содержания. В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому, оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство составляет часть предметной среды, окружающей человека и эстетически ее обогащают.

1.2. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие дошкольника

Декоративно-прикладное творчество -  необходимое звено воспитания  многогранной личности, ее образования, ее  ранней ориентации. Оно  создает ребенку условия для полноценной жизни в пору детства. Ведь если ребенок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений по мере его взросления.

Значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка [12, с.48].

Декоративно-прикладное творчество – является важнейшим средством эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность детей, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.

В процессе обучения дети не только знакомятся с изделиями декоративно-прикладного творчества, но и создают их самостоятельно. В процессе создания дети учатся видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание цветов и оттенков: ведь, вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.  

Творческие  способности  детей  в  процессе   занятий  развиваются  в разных направлениях: дети  создают эскизы, продумывают и создают предметы  декоративного творчества, учатся находить  способы изображения и оформления предмета, переносить задуманное на предмет или на изделие.

Занятия декоративно-прикладным творчеством создают благоприятные условия для формирования таких качеств личности как инициатива, пытливость, самостоятельность, способствует совершенствованию сенсорного восприятия. Также создаются благоприятные условия для развития эмоций [1, с.50].

Декоративно-прикладное творчество способствует развитию следующих психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь а так же развитие мелкой моторики у дошкольников.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся дошкольники, развивают у них интерес к познанию. Когда говорят об использовании произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, - это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм – особенность русского народного искусства. «Напевность  и  ритмичность русского орнамента срони  российским просторам и плавным ритмам народных песен», - отмечает Н. М. Сокольникова [16, с.50].

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт  многих  поколений  и  рассматривается  как  часть  материальной культуры.

Декоративно-прикладное искусство являясь частью процесса обучения и воспитания детей различных возрастных групп, имеют свою специфику, в частности эти занятия могут быть весьма разнообразны по форме и содержанию, что способствует более сильному эмоциональному отклику и развитию творческих способностей, фантазии.

В целом декоративное творчество способствует решению задачи поставленной педагогической наукой: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе любого занятия лежит организация познавательной деятельности дошкольника. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и умений, решение проблемных ситуаций и задач.

В. А. Сухомлинский писал: «Воспитатель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя. Он старается, чтобы занятие несло детям новые знания, вызывало у них эмоционально яркие ощущения, возбуждало мысли и чувства, интерес» [17, с.61].

Согласно взглядам А. В. Бакушинского, всякий воспитательно-образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Таким образом, задачи художественного образования в изучаемой области будут зависеть от возраста детей, уровня обучения и целей освоения программы.

Знакомство с национальной культурой имеет существенное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества. Особенно большое значение это имеет на современном этапе в связи с частой подменой определения «русский» коммерчески выгодными проектами и потерей национальной определенности.

Как же в современной ситуации воспитывать преданность Отечеству и гордость за него? Наверно, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Это тем более возможно в связи с поднятием национального самосознания народа, его интереса к национальной культуре.

Народное искусство в любой национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, честность, богатырскую силу, оптимизм [1, с.64].

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ним богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Народное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает всё дерево культуры общества. Народное декоративное искусство рассматривается сейчас, как важнейшее содержательное звено в системе приобщения детей к духовной культуре.

С давних пор русская, советская и российская педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного творчества, которое отвечает интересам дошкольного возраста, даёт пищу их познавательной и художественной деятельности, восприятию, содействует развитию эстетических и нравственных переживаний, суждений и представлений.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста подчёркивали педагоги Е. А. Флёрина, П. А. Ветлугина, З. А. Богатеева и другие. Они отмечали влияние ознакомления детей с этим видом искусства на всестороннее развитие личности ребёнка и особенно на его нравственное и эстетическое сознание, чувства и поведение.

А. П. Усова в своей книге «Русское народное творчество в детском саду» отмечала, что яркая народная игрушка является незаменимым средством любви к Родине, к окружающей природе. Ребёнок с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.

А. П. Усова считает, что трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. А. П. Усова писала: «Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого». А проблема толерантности, понимания и принятия традиций других народов в настоящее время в обществе стоит очень остро.

Почему народное творчество доступно детям? Дело в том, что ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество. Лепка, резьба, роспись, плетение и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которым владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Воспитательные начала заключены в содержании народного творчества. Через близкое, родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом – научаются чувствовать общее, человеческое. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому они так легко воспринимаются детьми.

Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она даёт возможность применять самые разнообразные материалы. Процесс подготовки и выбора материала развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера [10, с.49].

Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают выразительность детских работ.

Предметы декоративно-прикладного искусства в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приёмах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи, включают в себя цветы, ягоды, листья, птиц, зверей, которых ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, например, мастера гжельской росписи умело составляют орнаменты из травки. Злаков, птиц, полевых и садовых цветов [12, с.66].

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему опыту человечества, накопленному в области прикладного творчества, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка, формирует его отношение к действительности, а саморазвитие личности опирается на постижение художественной гармонии.    

1.3. Условия и методы обучения декоративно-прикладному

искусству дошкольников

Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства [1, с.27].

Ставя задачу заинтересовать дошкольников новым предметом деятельности на занятиях декоративно-прикладного искусства необходимо соблюдать следующие условия:

1) индивидуальный подход к детям при изучении, закреплении и контроле знаний;

2) эмоционально окрашенный фон занятий;

3) демонстрация эффектных образцов - поделок, выполненных руками детей;

4) знакомство с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны;

5) всемерное использование наглядных пособий развивающего типа.

Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются в образовательной деятельности. Для детей младшего дошкольного хорошо иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы хорошо иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, богородские точеные  деревянные игрушки. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

Народная игрушка своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к народным сказкам, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения. Но прежде всего он должен  понимать и любить народно-прикладное искусство, знать какому народному промыслу относится та или иная игрушка. Уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

С. В. Погодина выделяет три вида декоративного творчества:

1) декоративное рисование: направлено на создание с помощью красок декоративных образов в процессе усвоения детьми элементов и мотивов различных росписей;

2) декоративная аппликация: составление плоскостных и рельефных изображений из различных материалов, отражающих традиции декоративно-прикладного искусства;

3) декоративная лепка: создание пластических образов по мотивам различных видов декоративно-прикладного искусства [14, с.43].

С. В. Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях:

1) знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;

2) обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров;

3) развитие детского декоративного творчества [14, с.47].

Народное искусство в силу своей простоты и доступности играет важную роль в творческом становлении дошкольников, в развитии их воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, художественного вкуса.  Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:

1) народное искусство - своеобразный катализатор детского творчества;

2) в  народном искусстве собран традиционный художественный опыт поколений;

3) произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Всякое ознакомление включает в себя:

1)  двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);

2) аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;

3) субъективность  оценки  (каждый  ребенок  воспринимает  произведения народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей) [12, с.71].

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:

1) стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения;

2) стадия константности. Дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

3) стадия структурности. Дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;

4) стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;

5) стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования следующих методов:

 1) методов воспитания (показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого);

2) методы обучения (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций).

Использование различных методов и приемов обучения способствуют стимулированию активной деятельности учащихся.

Формы, используемые при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством также перекликаются с непосредственной образовательной деятельностью, экскурсиями и выставками, праздниками и развлечениями, играми [12, с.80].

Непосредственная образовательная деятельность, как и экскурсии, могут быть  отражение разных этапов ознакомления: общеознакомительными, на которых формируется общее представление дошкольников о народном искусстве или его отдельных видах, и обучающие, на которых формируется прочная основа знаний, умений. Во время  общеознакомительной экскурсии взрослый в основном отвечает на вопросы детей, обращает внимание на какие-то отдельные экспонаты, но глубоких знаний не дает. Его роль заключается в поддержании интереса. Вторая встреча сопровождается беседой-монологом с вопросами, примерами, сравнениями, которые дети сами пытаются привести. Основная задача педагога в этом случаи – вызвать интерес и сохранить его на протяжении всего процесса ознакомления.

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники, посвященные народным традициям, народного искусства, с исполнением фольклорных старинных песен, хороводов. Организуются ярмарки с самодельными товарами. В таких праздниках принимают активное участие все! Похожие праздники и развлечения организуются и в детских учреждениях.

С. В. Погодина выделяет беседу как форму ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостова) [12, с.81].

Если есть возможность, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их. При рассмотрении элементов узора можно вносить элемент игры: найти одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования. Если эстетическое восприятие предметов и изделий народных мастеров осуществляется с включением эстетических сценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребенком красивым, то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развернутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства.

Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а следовательно вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

Декоративно-прикладное искусство открывает большие возможности при работе с детьми благодаря возможности использования на уроках самых разнообразных методов и форм работы, что в свою очередь может служить благоприятным условием для развития познавательного интереса учащихся. Но, не менее важным является и выбор тематики работы, ведь в большей степени успех работы зависит от того, на сколько яркий эмоциональный отклик у учащихся вызывает выбранная для работы тематика. Для учащихся младшей возрастной группы наиболее яркими по эмоциональному отклику являются сказочные персонажи, позволяющие проявить фантазию в полной мере, чем скажем, герои классических произведений литературы.

При проведении занятий по декоративно-прикладному искусству советуют использовать музыкальное сопровождение, ведь прекрасная классическая музыка раскрепощает, даёт вдохновение, помогает раскрыться творческим способностям детей [12, с.81].

Применение на занятиях декоративно-прикладного творчества игровых ситуаций способствует наиболее яркому эмоциональному отклику со стороны детей, а игра в свою очередь не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство позволяет использование на занятиях самые разнообразные формы работы с детьми, это могут быть не только беседа или дидактическая игра, но и проведение различных экскурсий и выставок, они могут носить соревновательный или игровой характер, включать элементы проблемного обучения и экспериментирования с различными материалами.

Использование различных методов и приемов обучения детей декоративно-прикладному искусству способствует стимулированию активной деятельности учащихся.

1.4. Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с   декоративно-прикладным искусством

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности [4, с.12].

Педагог Фридрих Фребель в книге «Воспитание человека» говорил об игре ребенка: «Игра есть высокая ступень детского развития, развития человека этого периода». И о значении игры для всей последующей жизни человека: «Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека, и на этой ступени в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее». Никто не сомневался в том, что театр кукол может быть причислен именно к этому «хорошему». Тем более что многим нравилось в этом искусстве именно его наивное, естественное начало.

Опыт педагогов показывают, что у дошкольников пропадает интерес к занятиям декоративно-прикладного искусства. Это приводит к тому, что у детей отмечается достаточно низкий уровень овладения навыками создания декоративных композиций и отсутствие умения использовать средства выразительности для создания собственных художеств. Основной причиной такого положения является то, что процесс обучения несколько не доработан, в декоративной композиции отсутствует содержательный смысл, который и обеспечил бы яркий эмоциональный фон деятельности. Решением данной проблемы может стать использование дидактической игры на занятиях по декоративному искусству. Это вытекает из того, что именно игра наиболее интересна для дошкольника.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.

В процессе дидактических игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Дидактическая игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки [2, с.57].

Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Дидактическая игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна. Дидактическая игра повышает интерес дошкольников к деятельности и способствует более полному усвоению материала. Использование дидактических игр и пособий позволяет наиболее лучше обогатить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве.

Дидактическая игра на занятиях декоративно-прикладного искусства      учит детей:

1)  находить необходимые  предметы  определенного промысла среди  предложенных;

2)   развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство;

3)   развивать мышление, эстетическое восприятие;

4)   помогает воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Применение на занятиях декоративно-прикладного творчества дидактических игр способствует наиболее яркому эмоциональному отклику со стороны детей, а игра в свою очередь не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям. Важным в игровых формах обучения является то, что игровые ситуации позволяют успешно организовать психолого-педагогические условия свободы, неопределённости, проблемности задания учебных образцов деятельности, создавая условия для развития познавательного интереса к предмету и заставляя учащегося рефлексивно осваивать предложенный ему учебный материал.

Например: воспитатель ставит перед детьми пять предметов (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось. В ходе такой дидактической игры детям становится интересно на занятии.

При игровом обучении становится возможной организация межгруппового коллективного обсуждения вариантов решений проблемного задания, полученных в работе отдельных игровых групп.

Дидактическая игра создает атмосферу доверительности и сотрудничества, развивает творческую самостоятельность, сопереживание, отзывчивость [15, с.44].

Дидактическая игра ни в коем случае не должна быть навязана, т.е. должна исходить из интересов и возможностей детей.

Приведем пример дидактических игр для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству:

1. «Найди домик для игрушки»

Детям необходимо закрепить знание о трёх видах игрушки: дымковская, каргопольская, филимоновская.

Ребенку предлагаются карточки с изображением видов игрушек и предлагается найти «домик» для каждого вида игрушки. Домиком может служить коробочка с определенным видом росписи.

2.  «Подбери узор»

Детям необходимо находить соответствующий узор к городецкой росписи.

Детям предлагается бумажный силуэт городецкого изделия, вырезанные из бумаги готовые элементы городецкой росписи и другие, нехарактерные для данной росписи элементы. Ребенку нужно составить узор, исключив лишние элементы.

3. «Что перепутал художник»

Детям необходимо закреплять представление детей о характерных особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства, развивать наблюдательность.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть внимательно картинку с изображением народной росписи, в которую включены элементы другой народной росписи. Ребёнку предлагается найти несоответствие и объяснить, в чём оно выражается.

Как показывает опыт, систематическая работа в данном направлении расширяет кругозор детей. Они узнают о таланте родного народа, учатся составлять узоры по мотивам народного творчества, лепят, рисуют. Изделия детей используются для украшения интерьера группы, для подарков друзьям и близким. Они радуются, что их работы нравятся окружающим, у них развивается интерес к труду, повышается самооценка.

Я считаю, что педагогам дошкольных учреждений необходимо использовать предлагаемые игры на занятиях, досугах, викторинах, а также в индивидуальной работе.

Таким образом, дидактическая игра приобретает статус естественного средства развития познавательного интереса.

Вывод

Декоративно-прикладное творчество является важнейшим средством эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность детей, на развитие их творческого потенциала и эстетического восприятия.

Декоративно-прикладное искусство позволяет использование на занятиях самых разнообразных форм работы с детьми. Использование дидактических игр позволяет наиболее лучше обогатить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве. Использование различных методов и приемов обучения детей декоративно-прикладному искусству способствует стимулированию активной деятельности детей дошкольного возраста.

Заключение

В процессе курсовой работы были решены все поставленные задачи. Мною была подобрана и изучена литература по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления с декоративно-прикладным искусством дошкольников».

Декоративно-прикладное творчество является важнейшим средством эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность детей, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия. Декоративно-прикладное творчество способствует развитию следующих психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь а так же развитие мелкой моторики у дошкольников.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов воспитания (показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого); методов обучения (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций). Использование различных методов обучения способствуют стимулированию активной деятельности детей.

Опыт педагогов показывают, что у дошкольников пропадает интерес к занятиям декоративно-прикладного искусства. Это приводит к тому, что у детей отмечается достаточно низкий уровень овладения навыками создания декоративных композиций и отсутствие умения использовать средства выразительности для создания собственных художеств. Основной причиной такого положения является то, что процесс обучения несколько не доработан, в декоративной композиции отсутствует содержательный смысл, который и обеспечил бы яркий эмоциональный фон деятельности. Решением данной проблемы может стать использование дидактической игры на занятиях по декоративному искусству. Это вытекает из того, что именно игра наиболее интересна для дошкольника.

Дидактическая игра повышает интерес дошкольников к деятельности и способствует более полному усвоению материала. Использование дидактических игр и пособий позволяет наиболее лучше обогатить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве.

Дидактическая игра на занятиях декоративно-прикладного искусства      учит детей находить необходимые  предметы  определенного промысла среди  предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство; развивать мышление, эстетическое восприятие; помогает воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Дидактическая игра создает атмосферу доверительности и сотрудничества, развивает творческую самостоятельность, сопереживание, отзывчивость. Дидактическая игра ни в коем случае не должна быть навязана, т.е. должна исходить из интересов и возможностей детей.

Следует отметить, что применение на занятиях декоративно-прикладного творчества дидактических игр способствует наиболее яркому эмоциональному отклику со стороны детей, а игра в свою очередь не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям. Важным в игровых формах обучения является то, что игровые ситуации позволяют успешно организовать психолого-педагогические условия свободы, неопределённости, проблемности задания учебных образцов деятельности, создавая условия для развития познавательного интереса к предмету и заставляя учащегося рефлексивно осваивать предложенный ему учебный материал.

В результате педагогам дошкольных учреждений необходимо использовать дидактические игры на занятиях, викторинах, а также в индивидуальной работе.

Можно сделать заключение о том, что дидактическая игра приобретает статус естественного средства развития познавательного интереса.

Список литературы

  1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.К. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч, ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 347с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М. 1991. – 118с.
  3. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. - СПб., 2013. – 157с.
  4. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.- М., 2003. – 149с.
  5. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие] / Е.Г.Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. Просвещение, 1991. – 182с.
  7. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005. – 317с.
  8. История дошкольной педагогики, Москва «Просвещение». 2009. – 137с.
  9. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика - Москва, 2000. – 156с.
  10. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.
  11. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
  12. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством /А.А.Грибовская //Ребенок в детском саду. 2006. - №6. – 224 с.
  13. Ручной уголок: Педагогические комментарии к книге Евг. Шулешко «Понимание грамотности»: в 2 кн. / под ред. А. С. Русакова и М. В. Ганькиной. - СПб., 2011. – 125с.
  14. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В.Погодина. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352с.
  15. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры для детей, Москва: «Просвещение» 1987. – 144с.
  16. Сокольникова Н.М. Преподавание творчеством в детском саду - Москва. – 165с.
  17. Сухомлинский В. А. О воспитании  / В. А. Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 1982. – 270 с.
  18. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992. – 139 с.
  19. Фортунатова В. А. Культура и образование / В. А. Фортунатова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2010. – 411 с.