Главные вкладки

    Самообразование

    Самообразование

    В своем высказывании философ Д.Дидро сказал: "Люди перстают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового".

    Конечно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомленности об отчественных и зарубежных достиженияхс межных с логопедией наук, от ступенек развития самого педагога, от творческой активности и инициативы. Поэтому, чтобы быть компетентной в своей профессии, постоянно работаю над самообразованием, повышаю свой профессиональный уровень, совершенствую умения и знания, передаю их детям, родителям и педагогам.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план самообразования учителя – логопеда

    на 2016/17 – 2017/18 учебные года

    Тема самообразования: Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

    Цель: Создание системы работы по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

    Задачи:

    1. Изучение литературы и имеющегося опыта по данной теме.
    2. Изучение методических приемов по использованию информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях.
    3. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционно - развивающий процесс, с целью устранения речевых нарушений, а также повышения мотивации обучающихся.
    4. Разработка методических и дидактических материалов.
    5. Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно – развивающего логопедического процесса.

    Актуальность выбранной темы:

              Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) (тяжелыми нарушениями речи), посещающие логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедических занятиях должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационно – коммуникативных технологий.

              Использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение информационно – коммуникативных технологий направленно на включение в работу всех анализаторных систем.

              Тема внедрения информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающий логопедический процесс обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) стала актуальна в наши дни.

              В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление самообразования: использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), как условие формирования мотивации коррекции речевых нарушений.

    Этапы изучения темы самообразования:

    1. Аналитико – диагностический
    2. Прогностический
    3. Практический
    4. Обобщающий

               Срок работы над темой: 2016/17 – 2017/18 учебные года. (см. Приложение№1)

    Инновационно – профессиональная деятельность на перспективу (2018/19 – 2019/20 учебные года):

    1. Использование информационно – коммуникативных технологий в системе работы учителя – логопеда с родителями.

    Цель: Создание информационно – коммуникативной системы работы учителя – логопеда по просвещению педагогической культуры родителей, чьи дети посещают коррекционные школы.

    1. Диагностика речи учащихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) начальных классов с применением информационно – коммуникативных технологий.

    Цель: Разработка экспресс – диагностики устной и письменной речи учащихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) начальных классов с применением информационно – коммуникативных технологий.

    Личный сайт «Портфолио учителя – логопеда»

    https://nsportal.ru/workspace/991778/posts

    Личная страничка на образовательном портале https://proshkolu.ru/user/alkotova/folder/1143122/

    Творческая группа учителей - логопедов

    https://vk.com/logoped2007

    Проблема

    Пути решения

    Сроки выполнения

    Ожидаемые результаты

    У обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи снижена или отсутствует мотивация коррекции речевых нарушений

    Изучение:

    1.ФГОС для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

    2.Психолого – педагогических основ использования компьютерной техники на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

    3.Санитарно – гигиенических требований и медицинских аспектов применения новых информационных технологий.

    4.Технических и программных средств обеспечения педагогического процесса.

    Сентябрь – декабрь 2016г.

    Создание электронной картотеки литературных источников.

    Написание научной статьи «Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда».

    Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ (тяжелые нарушения речи).

    2016 – 2017 учебный год

    Пополнение копилки компьютерных коррекционно - развивающих логопедических программ и игр в логопедическом кабинете.

    Написание научной статьи «Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)».

    Доклад на тему: «Компьютер – как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи».

    Обсуждение и анализ результатов внедрения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр в логопедическую практику на заседании МО учреждения.

    Знакомство с программами iSpring Pro,  iSpring Quiz Make, iSpring Kinetics и создание флэш– презентаций, тестов и анкет, электронных книг.

    2017 – 2018 учебный год

    Написание научной статьи «Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций».

    Участие во Всероссийской конференции с докладом на тему: «Использование возможностей информационно – коммуникативных технологий в развивающем и коррекционно – направленном обучении детей с особыми образовательными потребностями».

    Обсуждение и анализ результатов внедрения информационно – коммуникативных технологий (мультимедийных продуктов, флэш – презентаций, тестов, анкет, электронных книг) в логопедическую практику на заседании МО учреждения.

    Создание и использование в практике логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) медийных продуктов.

    2016/17 – 2017/18 учебные года

    Создание электронного банка картинок и мультимедийных презентаций, содержащих задания и упражнения, направленные на:

    • Коррекцию нарушений звукопроизношения;
    • Формирование и развитие первоначальных навыков письма и чтения;
    • Предупреждение и преодоление различных форм дисграфии, дислексии и дизорфографии.

    Пополнение электронного банка медийных продуктов в логопедическом кабинете.

    Прохождение курсов повышения квалификации, связанных с темой самообразования. «Речевая IT – технология БОС».

    2017 – 2018 учебный год

    Участие в конкурсах, завершающих прохождение курсов повышения квалификации.

    Распространение опыта.

    Апрель – май 2018г.

    Размещение научных статей на личном сайте «Портфолио учителя – логопеда», на личной страничке образовательного портала.

    Размещение флэш – презентаций, тестов и анкет, электронных книг в сетях интернета: в творческой группе учителей – логопедов.

    Размещение методических материалов на информационном стенде образовательного учреждения.

    Организация мастер – классов для коллег (на уровне: ОУ, района, города).



    Предварительный просмотр:

    Отчет о самообразовании учителя – логопеда

    Котовой Алёны Викторовны

    за 2016/17 – 2017/18 учебные года

              Тема самообразования: Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

              Этапы изучения темы самообразования:

    1. Аналитико – диагностический
    2. Прогностический
    3. Практический
    4. Обобщающий

              На I – Аналитико – диагностическом этапе: была изучена и обобщена психологическая и педагогическая литература по проблеме: снижения или отсутствия мотивации коррекции речевых нарушений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) (тяжелыми нарушениями речи).

              Актуальность выбранной темы:

              Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Все обучающиеся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), посещающие логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедических занятиях должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационно – коммуникативных технологий.

              Использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение информационно – коммуникативных технологий направленно на включение в работу всех анализаторных систем.

              Тема внедрения информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающий логопедический процесс обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) стала актуальна в наши дни.

              В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление самообразования: использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), как условие формирования мотивации коррекции речевых нарушений.

    Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме

    № п/п

    Автор

    Название

    Издательство

    Год

    1

    Вильямс Р., Маклин К.

    «Компьютеры в школе»

    Просвещение

    1998

    2

    Выготский Л.С.

    «Принципы воспитания физически дефектных детей. Проблемы дефектологии»

    Просвещение

    1995

    3

    ГавриковаЛ.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л.

    «Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе»

    Научная книга

    2001

    4

    Князева Е.В.

    «Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе V вида. Коррекционная педагогика»

    Просвещение

    2009

    5

    Королевская Т. К.

    «Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски»

    Просвещение

    1998

    6

    Крючкова О. Г.

    «Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения»

    Издательский дом

    «Первое сентября»

    2003

    7

    Кукушкина О. И.

    «Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы»

    Просвещение

    1994

    8

    Кукушкина О. И.

    «Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов»

    Просвещение

    2001

    9

    Кукушкина О. И.

    «Применение информационных технологий в специальном образовании»

    Просвещение

    2003

    10

    Лизунова Л.Р.

    «Использование информационно - коммуникационных технологий в логопедической работе»

    Просвещение

    2005

    11

    Лынская М.И.

    «Информационные технологии с безречевыми детьми»

    Просвещение

    2001

    12

    Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л.

    «Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование»

    Просвещение

    1999

    13

    Машбиц Е. И.

    «Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения»

    Педагогика

    1988

    14

    Новикова О.В.

    «Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно - мотивационных компонентов интеллекта учащихся»

    Просвещение

    2002

    15

    Пузанов Б.П.

    «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития»

    Просвещение

    2001

    16

    Репина 3. А., Лизунова Л. Р.

    «Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для  Тигры» // Вопросы гуманитарных наук»

    Просвещение

    2004

    Интернет ресурсы

    № п/п

    Автор

    Название

    Режим доступа

    Год

    17

    Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И.

    «Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО»

    http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

    2002

    18

    Жукова Е.Л.

    «Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс]»

    http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html

    2006

    19

    Машбиц Е. И.

    «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения»

    www.microsoft.com/enable/education

    2002

    20

    Мохаммад Н.В.

     «ИКТ в образовательном процессе»

    http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

    2004

    21

    http://logoportal.ru/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda/.html

    22

    http://logoportal.ru/10252/.html

    23

    http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.

    24

    http://festival.1september.ru/articles/538607/

    25

    http://festival.1september.ru/subjects/15/?n=155/

    26

    http://festival.1september.ru/articles/513744/

    27

    http://www.osobyirebenok.ru/Article.php?articleid=75

    28

    http://www.osobyirebenok.ru/Article.php?articleid=281

    29

    http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm

    30

    http://www.rusedu.info/Article830.html

              На II – Прогностическом этапе: были сформулированы цель и задачи работы над темой, определены условия реализации поставленных задач, а также были спрогнозированы результаты.

             Цель: Создание системы работы по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

              Задачи:

    1. Изучение литературы и имеющегося опыта по данной теме.
    2. Изучение методических приемов по использованию информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях.
    3. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционно - развивающий процесс, с целью устранения речевых нарушений, а также повышения мотивации обучающихся.
    4. Разработка методических и дидактических материалов.
    5. Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно – развивающего логопедического процесса.

    Условия реализации поставленных задач:

    1. Использование новых моделей компьютера.
    2. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках:
    • Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения (10 минут).
    • Просмотр телепередач (15 минут).
    • Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения (15 минут).
    • Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой (15 минут).
    • Прослушивание аудиозаписи (20 минут).
    • Прослушивание аудиозаписи в наушниках (10 минут).
    1. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой. Необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.

    Предполагаемый результат:

    • Повышение интереса у обучающихся с ОВЗ (ТНР) к учебному материалу на логопедических занятиях.
    • Повышение у обучающихся с ОВЗ (ТНР) мотивации коррекции речевых нарушений.
    • Развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) навыков самоконтроля и самостоятельной работы.
    • Развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) восприятия, памяти, внимания, мыслительной деятельности, зрительно – моторной координации и познавательной активности.
    • Развитие произвольной регуляции деятельности учащихся с ОВЗ (ТНР) умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умение сдерживать эмоциональные порывы, умение планировать действия и предвидеть результат своих поступков.
    • Повышение эффективности логопедической работы в целом.

    На III – Практическом этапе: была проделана следующая работа по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

    1. Отобраны, установлены и апробированы в практике учителя – логопеда компьютерные коррекционно – развивающие логопедические программы и игры:
    • «Логопедические пазлы: прогрессивные технологии обучения»;
    • «Логопедические упражнения: выпуск №2»;
    • «Мерсибо: работа над ошибками»;
    • «Мерсибо: начинаю читать»;
    • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [й – к – г – х]»;
    • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [р – р']»;
    • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [л – л']»;
    • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [ж – ш – щ – ч]»;
    • Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина «Логопедия: звуки [с – ц – з]»;
    • Н.С. Четверушкина «Логопедические технологии. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений»;
    • «Учимся говорить правильно: трудные звуки».
    1. Созданы и использованы в практике логопедических занятий медийные продукты, содержащие презентации POWER POINT MICROSOFT.

              Медийные и презентационные материалы применялись для:

    • Коррекции нарушений звукопроизношения;
    • Формирования и развития первоначальных навыков письма и чтения;
    • Предупреждения и преодоления различных форм дисграфии, дислексии;
    • Преодоления дизорфографии.
    1. Создан электронный банк картинок и мультимедийных презентаций, содержащих задания и упражнения, направленные на:
    • Коррекцию нарушений звукопроизношения;
    • Формирование и развитие первоначальных навыков письма и чтения;
    • Предупреждение и преодоление различных форм дисграфии, дислексии;
    • Преодоления дизорфографии.
    1. Написаны научные статьи:
    • «Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда»;
    • «Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)»;
    • «Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций».
    1. Подготовлены доклады:
    • «Компьютер – как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи»;
    • «Использование возможностей информационно – коммуникативных технологий в развивающем и коррекционно – направленном обучении детей с особыми образовательными потребностями».
    1. Участие в блиц – олимпиадах:
    • «Интернет – технологии в образовании»
    • «Мультимедиа технологии в образовании»
    • «Методика использования ИКТ на уроках»

    На IV – Обобщающем этапе: была проделана следующая работа по использованию информационно – коммуникативных технологий в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

    1. Проанализированы и представлены на обсуждение на заседании МО учреждения результаты:
    • Внедрения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр в логопедическую практику;
    • Внедрения информационно – коммуникативных технологий (мультимедийных продуктов, флэш – презентаций, тестов, анкет, электронных книг) в логопедическую практику.
    1. Систематизированы по папкам в электронном виде картинки, медийные и презентационные материалы, флэш– презентации, тесты и анкеты, электронные книги.
    2. Пополнена копилка компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр в логопедическом кабинете.
    3. Пополнен электронный банк медийных продуктов в логопедическом кабинете.
    4. Подготовлены и размещены в сетях Интернета следующие материалы (см. Приложение№1)

    Подытоживая все выше сказанное и анализируя свой опыт работы по данному направлению, можно сделать вывод: информационно – коммуникативные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно повысить интерес обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) к учебному материалу на логопедических занятиях, и как следствие, к коррекции речевых недостатков, а также значительно обогатить коррекционно – развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов учащихся, расширить кругозор детей, воспитывать творческую личность, адаптированную в современном обществе.

    Приложение№1

    Личный сайт «Портфолио учителя – логопеда»

    https://nsportal.ru/kotovaalena

    Научные статьи

    «Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда»

    «Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)»

    «Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций»

    Доклад

    «Компьютер – как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи»

    Личная страничка на образовательном портале

    https://proshkolu.ru/user/alkotova/folder/1150390/

    Мультимедиа презентации

    «Звук [р]»

    «Звуки [м - м']»

    «Большой – маленький»

    «Грибы»

    «Грибы. Какие они?»

    «Деревья (в стихах)»

    «Детеныши домашних животных»

    «Детская одежда»

    «Дни недели»

    «Зима (в стихах)»

    «Зимние виды спорта»

    «Зимние месяцы»

    «Зимние стихи»

    «Инструменты»

    «Интересные профессии»

    «История овощей»

    «Как животных цвет защищает?»

    «Как ухаживать за зубами?»

    «Какая бывает зима?»

    «Какие бывают дома?»

    «Какие бывают животные?»

    «Кто живет в аквариуме?»

    «Кто живет в Африке?»

    «Кто как кричит?»

    «Кто что делает?»

    «Машины»

    «Мебель»

    «Мебель. Выпуск №2»

    «Морские жители»

    «Моя Родина – Россия»

    «Насекомые: вредные и полезные»

    «Насекомые и пауки»

    «Наши друзья – кошки»

    «Труд людей осенью»

    Электронный журнал «Конференц зал»

    http://www.konf-zal.ru/images/stories/konf-zal/stat-i/2017_2_konf/kotova_novokuzneck_fgos.pdf

    Доклад

    «Использование возможностей информационно – коммуникативных технологий в развивающем и коррекционно – направленном обучении детей с особыми образовательными потребностями»