Подготовка к аттестации

Пономарева Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Полный сборник аргументов по направлению «Отцы и дети» для итогового сочинения в 11 классе в 2018/2019 учебном году.

И.С. Тургенев. “Отцы и дети”

В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”

Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов. “Горе от ума”

Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”

Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин. “Станционный смотритель”

Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский. “Телеграмма”

Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

С. Есенин. «Письмо матери»

В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”

Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой. “Война и мир”

В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский. “Гроза”

В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

А. Алексин. “Раздел имущества”

Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.

М. Цветаева «Бабушке»

Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
Советы родителей очень много значат для детей
По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
Не заботиться о своих родителях – значит предать их
Не всегда родители несут добро своим детям
Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал


Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).



«Гроза», А.Н. Островский
«Война и мир», Л.Н. Толстой 
«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
«Тёмные аллеи», И.А. Бунин
«Обломов», И.А. Гончаров
«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
«Вишневый сад», А.П. Чехов
«В дурном обществе», В.Г. Короленко
«Детство», А.М. Горький
«Расплата», В. Тендряков
«Завтра была война», Б. Васильев
"Безумная Евдокия", "Шаги", А. Алексин
"Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", Б. Екимов
Полный сборник аргументов по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения в 11 классе в 2018/2019 учебном году.


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка» описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж. Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к исполнению желания: она стала супругой любимого человека.

Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой пример описывает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отчество. Тут-то он и решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты, лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.

Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.
О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.

А. П. Чехов. «Ионыч»

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена свои идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.

Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А. П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.

А. Н. Островский. «Гроза»

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери, которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться даже за пределами лома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт действительности и мечты может привести к трагедии.

Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не понимают простых истин, и А. Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза». Тихон любит жену и мечтает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, но мать героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать. Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до суицида. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но виноват только он один.

Список литературных произведений на тему «Мечта и реальность» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».

Полный сборник аргументов по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения в 11 классе в 2018/2019 учебном году.

1) Л. Н. Толстой "Война и мир". Умение вовремя простить сможет помочь сохранить дружеские отношения. Далеко не все могут побороть в себе чувство агрессии и злости; признать, что ошибались, были не правы. Князь Андрей Болконский все же не смог простить Наташу Ростову. Её выбор был ошибкой, он не мог справиться со своим эгоизмом. Узнав об измене Наташи, Болконский сказал Безухову, что падая женщина не может быть прощена. Но спустя время, пусть и не сразу, он однако простил свою возлюбленную. 

2) Проблема мести ярко отражена в романе французского писателя Александра Дюма "Граф Монте Кристо". Главный герой моряк Эдмон Дантес, в результате лживого доноса оказывается пожизненно заключен в замок Ив. Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником. Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он гениальный учёный, который открыл Дантесу причину его заточения и кто в этом виноват. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву. Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо. 

3) А. С. Пушкин "Капитанская дочка". Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.

Список литературных произведений на тему «Месть и великодушие» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).



В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
В.М. Гаршин, «Трус»;
А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Полный сборник аргументов по направлению «Искусство и ремесло» для итогового сочинения в 11 классе в 2018/2019 учебном году.

Что такое настоящее искусство?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
Почему люди путают искусство и ремесло?
Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
Что такое талант?
Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
Почему искусство называют вечным?
Можно ли научиться искусству?
Кого можно назвать истинным творцом?
Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?

Список литературных произведений на тему «Искусство и ремесло» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
М. Горький: «На дне»;
А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Полный сборник аргументов по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения в 11 классе в 2018/2019 учебном году.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым, но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно дерется на обоих фронтах, чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет скитаний по чужим дорогам и целям Григорий понял, что оступился тогда, когда взял в руки оружие. Его удел – пахать землю, сеять хлеб, разводить скотину и домашнюю птицу. Он – крестьянин, а не солдат. Но объясняющие господа запутали его своей агитацией, и вот он идет сеять зло ради того, чтобы когда-то взошло добро. В финале он осознает, что это неправильно, что нужно было возделывать свои земли, а не поливать их кровью, вот тогда был бы мир. Добра никогда нельзя добиться жестокостью, но этого никто из героев вовремя не осознал. В итоге семьи распались, а казачество утратило свои вековые традиции, и счастливое завтра так и не наступило.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.

Жестокость и доброту И. С. Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети» на примере двух братьев, Николая и Павла. Николай Кирсанов стал преданным и тихим семьянином, у него прекрасные дети и возлюбленная Фенечка. Его не остановили даже сословные преграды, ведь девушка не была дворянкой. А вот его родной брат, Павел, жестоко тиранил семью. Он не одобрял брак Николая и Фенечки, всячески игнорируя молодую женщину. Также холодно и грубо он принял гостя, который просто не понравился ему внешне. Потом старик и вовсе вызывает Базарова на поединок, не думая о последствиях своего решения. В то же время Николай пытается сгладить неловкость от конфликта Евгения и Павла Петровича. Он внимательно слушает и анализируют то, что говорит товарищ сына. У него нет ненависти против тех, кто от него отличается, герой относится ко всем по-доброму. Именно поэтому автор вознаградил его счастьем, а гордого и злого Павла он высылает в добровольное изгнание. Таким образом, добро, в конечном счете, всегда побеждает зло.

И. А. Гончаров. «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

И. А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и попросила Матрену выйти замуж за младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Но потом солдат вернулся и был ошарашен предательством. Никто не мог его урезонить, он во всем винил женщину и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Тогда Фаддей решил дать ей на воспитание племянницу и не помогал решительно ни в чем. Женщина кое-как вытянула ее содержание, Кира повзрослела, но тогда отец придумал новый способ разорить родственницу. Он настоял на передаче горницы Матрены дочери. Он наслаждался зрелищем, как старуха еле несет тяжелые доски. И в итоге даже на ее похоронах Фаддей не простил того замужества. Мужчина цинично делил скудное имущество погибшей. Но его жестокость не может быть оправдана, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

Список литературных произведений на тему «Доброта и жестокость» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).



Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
В.П. Астафьев, «Людочка»;
А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
А.П. Чехов, «Крыжовник»;
В.М. Шукшин, «Чудик»;
К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: