Творческие работы

Пономарева Татьяна Николаевна

содержатся творческие работы учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная научно- практическая конференция учащихся и педагогов

Предмет « Литература»

Номинация « Творческая работа»

«Зачем Чичиков скупал мертвые души?»

по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Выполнила работу:

Холматова Юлия Ильхамовна,

ученица 9 класса

МОБУ «Новосергиевская СОШ №4»

Научный руководитель:

Пономарева Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

МОБУ «Новосергиевская СОШ №4»

Новосергиевка

2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души»  …………….. 5
  2. Зачем Чичиков скупал мертвые души…………………………………11

2.1. С чего все  началось?............................……….....................................  11

          2.2.История рождения замысла Чичикова ……………………………….12

         2.3.Эффективность проекта ……………………………………………… 12

         2.4.В чем суть аферы Чичикова………………………………………….....13

          3. Практическая часть: сценарий мультфильма …………………………15

Заключение………………………………………………………………....17

         Список использованной литературы…………………………….............  18

Введение

В основе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана - получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян.

В целях осуществления своей задумки Чичиков ездит по всей России. Мы видим, как он посещает помещиков, к каждому из них находит подход и в результате добивается своей цели – получает мертвые души. 

Уроки этой истории просты. Предпринимателям нужно правильно выбирать клиентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заемщиков и тщательно оценивать и проверять залоги - кризис показал, что слишком многие из заложенных активов оказались сродни мертвым душам.

Изучение данной темы в настоящее время актуально, так как опросы среди учащихся показывают, что лишь немногие понимают, для чего герой  скупает мертвые души. Между тем проект Чичикова представляет значительный интерес  для нашего времени - времени экономического кризиса.

С учетом вышесказанного целью работы ставлю рассмотреть бизнес – план Чичикова, выяснить причины провала аферы.

Исходя из поставленной цели, мною были сформулированы  следующие задачи:

  1. Изучить подробно историю «рождения замысла покупки мертвых душ» Чичиковым в поэме «Мёртвые души»;
  2. Проследить путь героя по реализации своего замысла;
  3. Рассмотреть причины провала аферы Чичикова;
  4. Научиться применять ИКТ для представления своей работы.

Гипотеза. Если мы разберемся, зачем Чичиков скупал мертвые души, тогда творчество Гоголя будет понятным, интересным

Объект исследования: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Предмет исследования: афера Чичикова.

Практическая значимость: материал моей работы можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»  в качестве дополнительного материала, на факультативных занятиях  по литературе, истории, экономике.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов, студенты финансово - экономических учебных заведений.

  1. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души»

Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. В начале XIX века на юг России, в Бессарабию, бежали с разных концов страны тысячи крестьян, спасавшихся от жестоких хозяев-помещиков. Их ловили и водворяли на место. Но хитроумные мужики нашли выход: они меняли свои имена и фамилии на имена и фамилии умерших на юге крестьян и мещан. Например, обнаружилось, что город Бендеры населен «бессмертными» людьми: в течение многих лет там не было зарегистрировано ни одной смерти, потому что было принято умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать прибывшим сюда крестьянам: местным владельцам приток живой силы был выгоден. Сюжет поэмы состоял в том, как ловкий пройдоха нашел в русских условиях головокружительно смелый способ обогащения. При крепостном праве крестьяне приписывались к помещикам в качестве рабочей силы и подданных им личностей. Помещики платили государству налоги за каждого крестьянина, или, как тогда говорили, за каждую крестьянскую душу. Государственные ревизии этих душ проводились редко — один раз в 12—15 лет, и помещики годами вносили деньги за давно умерших крестьян. На бумаге они все еще существовали, а на деле были «мертвыми душами».

Герой поэмы Чичиков решается на такую аферу: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, в Херсонскую губернию, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. За одну тысячу «мертвых душ» он получает чистый доход в 100 тысяч рублей.

Работу над поэмой Гоголь начал осенью 1835 года, до того, как приступил к «Ревизору». В том же письме, в котором Гоголь просит у Пушкина сюжет для комедии, он сообщает: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя иная — показать лишь темные стороны жизни, собрав их, как и в «Ревизоре», «в одну кучу».

Перед отъездом за границу Гоголь познакомил Пушкина с началом своего произведения: «...Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачней, сумрачней и, наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!»

Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. Неудача с «Ревизором» еще более укрепила Гоголя в правоте своих сомнений. За границей писатель приступает к доработке уже написанных глав. В письме к Жуковскому в ноябре 1836 года он сообщает: «...Я принялся за «Мертвых душ», которых было начал в Петербурге. Все начатое переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет\ Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!»[7]

Теперь он знает, как опасна односторонность изображения, и ставит себе целью полноту. Вся Россия должна отразиться в поэме». Теперь он решает придать повествованию о путешествии Чичикова общенациональный масштаб.

Сюжет о плутнях пройдохи и авантюриста остается, но на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающие в себя явления всероссийской значимости («маниловщина», «ноздревщина», «чичиковщина»).

Первоначальный замысел показать Русь «с одного боку» уступает место более объемной и сложной задаче: наряду со всем дурным «выставить на всенародные очи» и все хорошее, дающее надежду на будущее национальное возрождение. Это возрождение Гоголь связывает не с социальными переменами, а с духовным преображением русской жизни. Социальные пороки он объясняет духовным омертвением людей. Название «Мертвые души» принимает у него символический смысл.[3]

В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.

Но на самом деле в названии заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома «Мертвых душ». Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по аналогии с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища», «Рая». Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни, во втором и третьем томах – духовный подъем России.

В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании «Мертвых душ» Н. В. Гоголь сам рисовал титульный лист. Он нарисовал коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг - черепа, которые символизируют мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.[8]

Мир «Мертвых душ» разделяется на два мира: мир реальный, где главное действующее лицо - Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой – сам Н.В.Гоголь.

Манилов, Собакевич, Ноздрев, прокурор - вот типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, «Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать». Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев. У Собакевича «совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности». У всех чиновников в городе такие же застывшие души без малейшего развития. Н. В. Гоголь описывает чиновников со злой иронией.

Сначала мы видим, что жизнь в городе кипит, но на самом деле это просто бессмысленная суета. В реальном мире поэмы мертвая душа - это обычное явление. Для этих людей душа - это лишь то, что отличает живого человека от мертвого. После смерти прокурора все догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело».

Название поэмы является символом жизни уездного города N. а уездный город К, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.

В идеальном же мире существует живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города. В одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении. Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Н. В. Гоголь противопоставляет реальным крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.

В реальном мире «Мертвых душ» есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это – Чичиков и Плюшкин.

Образ Плюшкина отличается от образов остальных жителей города. В поэме Гоголь выделяет главу с Плюшкиным, она расположена ровно посередине. Глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. Это и показывает, что глава действительно важна. Можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана. Когда Чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: Чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. Но глава с Плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. Только у одного жителя города, у Плюшкина, показана история его жизни, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. История Плюшкина - это трагедия его жизни. Постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. Но умерла ли его душа до конца? При упоминании имени его товарища на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Это значит, что в Плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. Живыми у Плюшкина были и глаза. В шестой главе содержится подробное описание сада Плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. Сад - это своеобразная метафора души Плюшкина. Только у Плюшкина в имении находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда Чичикова. Все это позволяет нам сделать вывод, что душа Плюшкина не совсем закаменела.

Вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является Чичиков. Его зовут Павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. Так и Чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. И уже в первом томе на это есть намек. Гоголь доверяет Чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян.[9]

Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности. Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте - «Ад».

С «мертвыми душами» связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает «души» умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму.

С понятием «мертвая душа» связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук». Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. «Никогда еще не случалось продавать... покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую», - говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно изменяется и содержание понятия «мертвая душа». АбакумДыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.

Но «мертвые души» - не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен - он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.[2]

  1. Зачем Чичиков скупал мертвые души

Ключевая интрига, на которой построена гоголевская поэма «Мертвые души», состояла в возможности получить ссуду – денежные средства, выплачиваемые опекунским советом. При этом залоговым имуществом выступали принадлежавшие помещику крепостные крестьяне. События, описываемые Гоголем, могли происходить без малого двести лет тому назад, поэтому будет уместно сообщить некоторые обстоятельства российской жизни той эпохи. А заодно упомянуть о положении главного героя в обществе. В конечном итоге мы намерены разобраться в вопросе о том, зачем Чичиков скупал мертвые души.

1.С чего всё началось

В конце 1718 года Петр I издал указ о переписи населения мужского пола. Поскольку оргтехника в те времена была примитивной, то времени, отведенного на исполнение царского указа, оказалось недостаточно. Вместо одного года было затрачено целых три, а потом еще три на то, чтобы провести «ревизию» – проверку точности составленных списков, называвшихся «сказками». До отмены крепостного права таких «ревизий» было проведено десять, годы их проведения известны. И здесь присутствует один любопытный момент – временной интервал, в котором могли происходить описываемые в поэме события. По косвенным признакам можно судить о том, что действие развивается в первой трети XVIII столетия. И уже отечественная война 1812 года не только прошла, но даже слегка позабылась.

Даже еще не разобравшись, зачем Чичиков скупал мертвые души, мы знаем, что скупал он только мужиков и только «на вывод», то есть имел намерение переселять их в другую губернию. Также известно, что в 1833 году вышел указ, согласно которому не разрешалось «разлучать семьи». Следовательно, похождения Павла Ивановича Чичикова приходятся на промежуток времени между «ревизиями» 1815 и 1833 годов. Итак, одним из обстоятельств русской жизни той эпохи является следующий казус: умершие крестьяне условно числились живыми, и за них с помещика взимался налог вплоть до ближайшей переписи населения – «ревизии».

Вместе с приобретенными крестьянами Павел Иванович брал на себя и налоговые обязательства, что выглядит как сплошной убыток. Казалось бы, никакого логического объяснения в таких действиях нет и поначалу непонятно, зачем Чичиков скупал мертвые души. Но были еще некоторые нюансы в тогдашнем законодательстве, позволявшие главному герою выстроить мошенническую схему для получения денег. В тот период государство осуществляло надзор за помещичьими хозяйствами с целью недопущения снижения их численности и предотвращения убыточности. Ведь государству нужно было получать налоги и рекрутов. Если владелец умирал, не оставив взрослых (дееспособных) наследников, либо хозяйствование велось ненадлежащим образом, над такими именьями могла быть назначена опека

2. История рождения замысла Чичикова

Русская классическая литература практически не интересовалась предпринимателями - внимание по преимуществу уделялось дворянам, лишним людям, нигилистам. Единственное исключение - Н. В. Гоголь. Всем известен сюжет его великой поэмы - Чичиков скупает мертвые души.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана - получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках - переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мертвых душ - процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян на вывод, с переселением. Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договора о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома - небанковском финансовом институте, осуществлявшем в числе прочего ломбардное кредитование.

3. Эффективность проекта

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге. Цена ревизской души - до 500 руб., залоговая стоимость - 200 руб. Издержки Чичикова точно оценить нельзя - нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ за 15 руб. всего, у Плюшкина - 198 по 32 коп.за штуку. Манилов ему души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена - 2,5 руб. за душу.

Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) - это дает 416 душ (из текста известно, что всего было более 400). Тогда средняя цена - 70 коп.за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль, как известно, связана с высоким риском.

Чичиков совершает крупную ошибку - его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки. Ноздрев просто ненадежен, а у Коробочки куплено 18 душ - всего 4,5% от общей суммы. Самый сильный переговорщик Собакевич, по-видимому, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену в 100 рублей, то есть половину залоговой стоимости. Однако, пользуясь монопольным положением покупателя, Чичиков жестко ведет переговоры с Собакевичем и сбивает цену до 2,5 рубля. Кстати, в последующих обсуждениях именно Собакевич высказал аргумент, которым защищался бы и Чичиков, - в момент покупки крестьяне были живы, но вполне могут умереть от болезней при переселении.

Вторая крупная ошибка - временны/е рамки проекта. Первый этап прошел хорошо - неделя в городе на предварительное изучение рынка, три дня поездок для переговоров с помещиками, завершение оформления документов на следующий день. Транспортные проблемы (пьяный кучер, поиск дороги) были несущественными. Однако Чичиков остается в городе еще на несколько недель и теряет контроль над рисками - о скупке мертвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки.

Проект вступил в кризисную фазу, но Чичикову повезло. Во-первых, провинциальные чиновники не были знакомы с банковскими операциями и не могли понять, зачем нужны мертвые души. Во-вторых, российская фемида была нерасторопна по отношению к предпринимателям. Более того, прокурор, вместо того чтобы быстро завести на Чичикова уголовное дело, думал, думал - да и помер от сомнений. Случай, бесспорно, уникальный в истории бизнеса. Чиновники, озабоченные изменениями в вертикали власти (в губернию ехал новый генерал-губернатор), вряд ли будут вспоминать об истории с мертвыми душами. В финале птица-тройка несется по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тысяч рублей на стандартных для того времени условиях - 6% годовых на 24 года.

4.В чем суть аферы Чичикова?

В общих чертах ясно - Чичиков хотел заложить умерших крестьян под видом живых, взять за них деньги и скрыться. Однако при этом не всем понятно, за счет кого хотел нажиться гоголевский герой и кто больше всего пострадал бы, если бы проделка удалась.


В "Мертвых душах" постоянно упоминается учреждение под названием "опекунский совет". Именно секретарь опекунского совета подсказывает Чичикову идею мертвых душ. Именно в опекунский совет собирается Чичиков заложить купленные души.

В России было два опекунских совета - в Москве и Петербурге. Ведали они опекой над несовершеннолетними сиротами и "незаконнорожденными", находившимися в московском и петербургском воспитательных домах, поддерживали нетрудоспособных инвалидов и престарелых.

Хотя оба воспитательных дома именовались императорскими, денег казна им не отпускала. Существовали они за счет частной благотворительности, отчислений от лотерей и театральных спектаклей, продажи игральных карт и т. п. Но главным источником дохода воспитательных домов были ссудно-залоговые операции.

Опекунские советы, управлявшие воспитательными домами, имели право брать в залог движимое и недвижимое имущество, дома и ценности, земли с находившимися на них крестьянами и крепостных крестьян отдельно.

На праве дворян закладывать собственных крестьян, то есть получать ссуду под залог крепостных душ, построена и вся афера Чичикова с покупкой мертвых душ.

Если ценные вещи (движимое имущество) закладывались в натуре, то, разумеется, земли и крестьяне закладывались по официально оформленным, подтвержденным местными властями документам, свидетельствующим, что заложенное действительно имеется.
Время от времени государство предпринимало ревизии - переписи крепостного населения страны, прежде всего с целью установить количество людей мужского пола, годных в рекруты. Поэтому "ревизской душой" назывался не всякий крепостной крестьянин, а только крестьянин-мужчина.

С 1719 по 1850 год было проведено десять ревизий. Сведения о крепостных крестьянах записывались в особые листы - ревизские сказки. Впредь до новой ревизии ревизские души юридически числились существующими; повседневный учет крепостного населения организовать было немыслимо. Таким образом, умершие или беглые крестьяне официально считались в наличии, за них помещики обязаны были платить налог - подушную подать.

Этим обстоятельством и воспользовался Чичиков, скупая у помещиков мертвые души как живые, с целью заложить их в опекунский совет и получить кругленькую сумму денег. Сделка была выгодна и для помещика-душевладельца - получив от Чичикова хоть малую сумму за несуществующего крестьянина, он избавлялся вместе с тем от необходимости вносить за него в казну подушную подать.

Подлость Чичикова состояла и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в опекунский совет. Ведь именно на содержание сирот шли деньги, вырученные от залоговых операций. Тем самым Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных детей, и без того полуголодных и плохо одетых. Это было понятно каждому современнику Гоголя. Это важно знать и нам, чтобы понять всю безнравственность аферы Чичикова.

  1. Сценарий мультфильма.

Приступая к практической части выполнения работы, по выбранной теме, мною были нарисованы необходимые персонажи, выбран фон и вырезаны детали рисунка. В качестве источников необходимого материала использовалапоэму Николая Васильевича Гоголя « Мертвые Души» и сценарий, собственного сочинения,аудио  файлы, которые приходилось редактировать, а также материалы сети Интернет, словари и специальную литературу по данному вопросу.

Я считаю эту работу разносторонней и интересной. Она помогает приобрести такие качества, как терпение и усидчивость. У меня есть мечта в будущем стать аниматором, чтобы профессионально создавать мультфильмы для детей. Я считаю, что эта работа трудоемкая, потому что необходимо создать идею, нарисовать и  снять персонажи,  озвучить и монтировать.

Автор: Чичиков вычитал в газете, что                 осваивается территория    Херсонской и Таврической  губерний. Земля выделяется бесплатно, опекунский совет дает на переселение по 200 рублей за одну душу.C:\Users\user\Desktop\IMG_0123.JPG

Рис.1  

Чичиков: Как же мне использовать и провернуть это дельце?C:\Users\user\Desktop\чичика\IMG_0189.JPG

Чичиков: Придумал! Ну да ведь дан человеку на что-нибудь ум.  Да накуплю я крестьян, которые вымерли, пока не подали ревизских сказок, опекунский совет даст по 200 рублей на душу, возьму землю под них, теперь земли даются

Рис.2                                                        даром, да всё это имущество вместе с

крестьянами заложу в банк при цене по500 рублей за крепостного. И не моя вина, что они к ревизии окажутся мертвыми.

Автор: Чичиков едет в повозке и мечтает о          том, как он получит деньги и приобретет имение.C:\Users\user\Desktop\чичика\IMG_0223.JPG

Рис.3

Чичиков: Деревню можно назвать Чичикова слободка или по имени, данному при крещении: сельцо Павловское.C:\Users\user\Desktop\чичика\IMG_0322.JPG

Рис.4

Автор: Поехал Чичиков в деревню к Манилову.C:\Users\user\Desktop\чичика\IMG_0370.JPG

Рис.5

C:\Users\user\Desktop\чичика\IMG_0380.JPG

Чичиков: Ну вот, 100 душ уже подарили.

Автор: Затем посетил других помещиков Плюшкина, Коробочку, Ноздрева, Собакевича.

Рис.6

Чичиков: В среднем получилось 416 душ при цене 70 копеек за душу при залоговой стоимости в 200 рублей. Блестящий результат.C:\Users\user\Desktop\чичика\IMG_0409.JPG

Рис.7

Чичиков: Болтуны! Завистники! Ни себе, ни людям! Не могут держать язык за зубами. Потерял только время. Хорошо, что я документы успел выправить, а прокурор умер. Но я своего не упущу. Уеду в другой банк и получу свои 80 тысяч.C:\Users\user\Desktop\чичика\IMG_0478.JPG

Рис.8

Вывод: Предпринимателям следует быть осмотрительными в выборе партнеров при сделках, а банкам - проверять залоги. Кризис показал, что многие заложенные активы оказались сродни мертвым душам.


Заключение

Таким образом, Чичиков хотел получить ссуду под залог крепостных душ, но, поскольку таковых не имел, то решил их купить. При этом он намеревался «по бумагам» купить задешево крестьян, которые умерли, но юридически числились живыми. Разумеется, Чичиков не собирался в дальнейшем платить подушную подать, проценты по ссуде и уж тем более возвращать заем. Провернуть свою аферу с получением залога было бы невозможно, если бы у Чичикова были только фиктивные крестьяне, но при этом не было земли. Купить землю в той же губернии, где и крестьян, было бы дорого. К тому же так было бы слишком заметно, что крепостных фактически нет. Поэтому мудрый Павел Иванович решил купить недорогую землю в необжитой Херсонской губернии, а к ней крестьян «на вывод». По бумагам все сходится, а проверять никто не станет, значит, ссуду дадут.

Исследовав произведение Н.В.Гоголя и критическую литературу, я пришла к следующим выводам:

  1. Цель Чичикова - получение стартового капитала, получение кредита под залог крепостных душ вместе с землей.
  2. Первая выгода при покупке «мертвых душ», но вполне живых и работоспособных по документам - Чичиков становится вполне зажиточным помещиком. А значит, возросший статус открывает дорогу к браку с любой, самой богатой невестой и еще большему увеличению его достатка, за счет приданного невесты.
  3. Вторая выгода-это более сложная многоходовая комбинация, включающая несколько этапов оригинального бизнес-плана. Следовательно, чтобы получить кредиты, Чичикову нужна была не только земля, но и крепостные души.

Следовательно, бизнесмены должны быть более осмотрительны в выборе партнеров при заключении торговых сделок, а банки- более внимательны припроверке предлагаемого залогового имущества.

 В ходе моего исследования я улучшила навыки работы с текстом художественного произведения,  с информационными ресурсами сети Интернет; изучила подробно историю «рождения замысла покупки мертвых душ» Чичиковым в поэме «Мёртвые души»; проследила путь героя по реализации своего замысла; рассмотрела причины провала аферы Чичикова.

Задачи, поставленные в моей работе, были решены и цель достигнута.

Список использованной литературы.

  1. Белинский, В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе.- М., 1983
  2. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» – Полн. собр. соч., т. VI. М., 1955, с. 209-222
  3. Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1934
  4. Гоголь Н.В. Мертвые души. – М.: Просвещение 1982
  5. Манн Ю.В. Творчество Гоголя.- М., 1977
  6. Манн Ю.В. «Смелость изобретения» – 2-е изд., дополн.- М.: Дет. лит., 1989. 142 с.
  7. Манн Ю. В. В поисках живой души. Мёртвые души: Изд. 2-е. М.,1987
  8. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.- Полн. Собр. соч., т.3. М.,1947, с. 5-22.

Электронные ресурсы

  1.  http://www.literaturus.ru/2015/06/zachem-chichikov-skupaet-mertvye-dushi.html



Предварительный просмотр:

          МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №4»

Выполнила: ученица 8  «А» класса Гартман Анастасия

Учитель – консультант: Пономарева Т.Н.

Библиотекарь: Пономарева Т.Н.

БИБЛИОТЕКА – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА

                     

     Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье, если только умеет "владеть тем драгоценным ключом, который отпирает таинственную дверь этой сокровищницы"

Леббок

Библиотека-это маленькая волшебная страна, где живут самые разнообразные книги и журналы. Мы с вами можем путешествовать по этой необыкновенной стране и, благодаря этому незабываемому путешествию, духовно обогащаясь, познаем мир, узнаем разные интереснейшие факты, повышаем свой интеллектуальный уровень. Важную роль в этой стране играет БИБЛИОТЕКАРЬ,  с его помощью мы можем пообщаться с жителями этой маленькой страны, которые могут нам помочь. С их помощью мы можем найти необходимую информацию и нужный материал для учебы и работы, также прочесть увлекательные истории, рассказы, сказки, которые помогают нам мечтать и на время забыть о реальности. Читая стихи, поэмы, романы мы можем узнать о настоящей любви, дружбе, о переживаниях и разных других чувствах, которые может испытывать человек. Благодаря патриотическим книгам и журналам, в которых собраны стихи, поэмы, рассказы и истории о родине, мы учимся восхищаться, беречь и любить свою страну.

Но, к сожалению, люди стали реже посещать страну Библиотеку в связи с появлением интернета, литературы на электронных носителях. Теи не менее книги и журналы не перестают надеяться, что люди когда-то начнут также часто посещать Библиотеку и навещать их. Ведь никакой интернет и современные электронные устройства не заменят того волшебного ощущения, когда человек уютно расположившись берет интересную книгу, не спеша перелистывает слыша тихий шорох страницы, погружается в мир незабываемых интересных историй, веселых народных сказок, стихов талантливых поэтов.

Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник! И обязательно посещайте библиотеку, потому что это величайшее сокровищница книг, в которых заложена память, а без памяти прожить нельзя!

                                                                               



Предварительный просмотр:

Холматова Юлия Ильхамовна

МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №4»

Ученица 10 класса

Эссе

Я-гражданин России!

Я горжусь своей Родиной!

Россия - самая большая и могучая страна на Земле!  Она богата не только  природными ресурсами: реками, морями, лесами, горами, но и инфраструктурой: городами, заводами, памятниками, музеями.

С раннего детства родители прививали мне любовь к Родине, читая русские народные сказки и рассказывая о подвигах, совершаемых людьми во имя родного Отечества в годы войны. Учась в школе, я сама увлеклась изучением истории своей страны, которая перенесла множество войн, бед, но смогла выстоять.

В России жили и живут выдающиеся ученые, поэты, писатели, космонавты- люди, которые вносят  большой вклад в развитие  и процветание страны.

Россия – великая страна. Благодаря нашим дедам и прадедам, победившим в Великой отечественной войне, мы живем и развиваемся в современном мире. Каждый гражданин должен знать и соблюдать законы своей страны, знать историю своего государства.

Я считаю, что неуважение к предкам - это первый признак дикости и безнравственности. В свою очередь, духовное познание – это важный показатель гражданской зрелости каждого человека.  По моему мнению, самое главное - любить свою Родину, участвовать в ее процветании, гордиться ею. Истинный гражданин должен иметь чувство ответственности перед обществом, своим домом, родителями, а также уважать национальную культуру.

Главная обязанностью любого Гражданина – не нарушать закон. Молодое поколение должно укреплять, развивать своё государство и быть продолжателями идей своих предков.За молодыми и энергичными людьми стоит будущее нашей страны.

Я люблю Россию, горжусь ею, люблю свою малую Родину, свой дом, школу, родных людей и насколько могу, пытаюсь это защищать и оберегать – значит, я - гражданин России!