Самообразование

Наталья Николаевна Смитюх

Самообразование это - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Смитюх Н.Н.

п. Малиновка, 2015-2016 гг.

Актуальность темы

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Цель: формировать уважительное отношение к истории страны, к государственным символам, к собственной национальной культуре и культуре других народов.

Задачи: 

- формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формировать представления о России как о родной стране;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики;

- стимулировать проявления познавательного интереса к явлениям истории и культуре России, продолжать знакомить с православными праздниками, традициями, символами крещения;

-  обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправие.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ.

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

  • личностно-ориентированного общения;
  • наглядности;
  • последовательности;
  • занимательности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
  • опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, посёлке, стране;
  • взаимодействие с семьями.

Этапы работы

Содержание работы

Cроки проведения

Формы работы

1

Организационно-ознакомительный этап

Цель: изучить литературу по нравственно-патриотическому воспитанию

- Анализ ситуации по выбранной проблеме

- Подбор методической литературы по теме «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

- Составление плана работы

- Изучение вопросов организации и проведения занятий в д/саду (методическое пособие Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева «Занятия для детей 6-7 лет», Н.Г.  Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Список методической литературы по теме:

1. Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2009.

2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт - Петербург, 1999 год.

4. Воспитательная система «Маленькие россияне» Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.

5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

6. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). -М.:УЦ «Перспектива»,2011.

7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы -составители: Антонов 3 Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

- Перспективный план работы

- Доклад по теме «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Конспекты занятий с детьми: «Моя семья, мой дом, мой д/сад»; «Наша Родина», «Символика России»; игра-интервью «Что я знаю о родных»; игра-упражнение «Наши имена»; игра «Кто кем кому приходится»; игра «Собери герб»

2

Основной этап

Цель: внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми занимательных дел непосредственно образовательной деятельности

- Изучение вопросов организации и проведения занятий по ознакомлению с малой Родиной (методическое пособие Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»)

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

- Проект «Родной дом»

- Конспект занятий : Профессии «мужские», «женские»

- Рассматривание фотоальбома «Мой поселок»

- Игра «Колесо истории»

- Знакомство с великими людьми России: «А.С. Пушкин-великий поэт», «Ю.А. Гагарин – первый космонавт»,  «Е. Чарушин – писатель, художник»

- Чтение сказки А.С. Пушкина «О старике и золотой рыбке»

- Чтение Е. Чарушина «Времена года»

- Рассматривание иллюстраций «Космос»

- Игра «Назови планету»

- Беседа «Слава великих городов России»

- Конспект занятия «Традиции России»

- Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Москвы»

- Лепка «Спасская башня»

- Игровое упражнение «Мой город»

- Беседа «Всемирные праздники»

- Чтение сказки «Дружные люди»

- Игра «Олимпиада»

- Игра «Узнай планету»

- Беседа «Культурное наследие»

- Экскурсия в музей «Русская изба»

- Беседа «Во что верили русские люди»

- Игра «Посуда русских  людей»

- Народная русская игра «Горшки»

- Рассматривание иллюстраций «Разные народы России»

- Подвижная игра «У дядюшки Трифона»

3

Заключительный этап (диагностика результатов работы, самоанализ деятельности)

-Разработать карты мониторинга

- Оформить практический материал (конспекты, консультации, доклады, анкеты и т.д.)

Май

- Проект «Великая победа»

-Обобщение работы по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста