Материалы моих выступлений на педсоветах

Хаустова Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Современный урок русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС ООО:

 теория, практика, проблемы.                      

  1. Вступление.

Процессы модернизации затрагивают и школу, они связаны с переходом от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентирующей на качественно иные цели образования школьников. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП (основной образовательной программы) предполагает не только обновление содержания, но и изменение подходов к организации образовательного процесса, направленного на реализацию требований ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта).

    Основная задача сегодня – перевести учащихся в режим саморазвития.

    Наша школа в 2014-2015 году начала реализацию ФГОС в основной школе, в 5 классе. Работаю по новым стандартам еще первый год. Опыт пока небольшой,  но есть некоторые наработки.  Работать по ФГОС сложно, но можно и интересно. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!  Наша проблема была в том, что пришедшие из начальной школы учащиеся уже были научены работать по ФГОС, а мы, учителя, оказались менее  готовы, чем дети.

  1. УМК Разумовкой М.М.

       Первое, что мы сделали, еще в прошлом учебном году – выбрали УМК (учебно-методический комплекс), по которому будем заниматься. Изучив всю базу  федерального перечня учебников, учителя- филологи остановились на УМК М.М. Разумовской (показать учебник).

     В учебно-методический комплекс  под ред. М. М. Разумовской входит учебник, рабочие тетради, рабочая программа, электронное приложение к учебнику, методическое пособие для учителей.  

      В УМК содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.      

      Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.

      5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному.

      Большое внимание авторами уделяется формированию лингвистической компетенции обучающихся. Именно в учебнике М.М.Разумовской впервые появилась рубрика-обращение «Учись читать и понимать лингвистический текст», а в темах, посвященных строению текста – «Учимся проводить смысловой анализ текста». Бесспорно, очень ценна и рубрика «ЗСП» (значение, строение, правописание), где часто прослеживается этимология слов. 

    Да, в этом учебнике нет четко сформулированных правил "в рамочке", требующих заучивания наизусть. В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''  Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, дается материал для расширения речеведческой и терминологической базы. Учебник содержит богатый справочный материал.

      Большое  внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями, которые расположены в конце учебника.  

    Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.

      Работать по этому учебнику интересно!

   

Еще нами была приобретена рабочая тетрадь по орфографии из этого же комплекса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Она является большим подспорьем работе учителя. Она включает в себя систему различных упражнений:

  • упражнения, при выполнении которых необходимо обратиться к параграфу учебника;
  • упражнения, связанные с рубрикой учебника «ЗСП»;
  • задания творческого характера;
  • игровые задания, направленные на выполнение их учащимися с одноклассниками, родителями;
  • упражнения на развитие матапредметных умений и навыков, помечены специальным значком «М»;
  • упражнения на развитие личностных качеств, помечены специальным значком «Л»;
  • тесты на 2 варианта после изучения каждой темы.

Т.о. тетрадь соответствует ФГОС ООО, она предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии и по совершенствованию их способностей понимать и осмыслять чужие высказывания, а также свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.

Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было просто, как можно нагляднее и доступнее  на  уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.  Поэтому мне пришлось переосмыслить свой  педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как развивать у детей умение и желание учиться, что такое универсальные учебные действия и как продолжить их формировать.

  1. Универсальные учебные действия.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В этой связи очень актуальными становятся те УУД, которые вводятся ФГОС.

а) Личностные:

  • формирование основ гражданской идентичности;
  • правосознание, межличностные отношения;
  • выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.

б) Регулятивные:

  • способность ставить цели и задачи,
  • уметь контролировать свои  действия,
  • планировать будущий результат.

в) Коммуникативные:

  • умение работать в группе,
  • согласовывать свои действия,
  • договариваться и поддерживать  контакты;
  • речевая деятельность.

г) Познавательные:

  • смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
  • проектно-исследовательская работа;
  • изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.

 «В основе развития  УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования –  знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе  познавательной деятельности».

  1. Системно-деятельностный подход.  Особенность ФГОС  ООО (федеральных государственных стандартов основного общего образования) – их деятельностный характер, главной задачей которого является развитие личности ученика. Он дает возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать ее на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведенного анализа. Ученик теперь - главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

    Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип вариативности;
  • принцип творчества.

Такой подход предполагает, что знания открываются самими учащимися, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников.

         1).   Особенности современного урока в рамках системно-деятельностного подхода.  В рамках изменения подходов к учебному процессу меняется и сама структура урока, хотя по сути, все те же этапы урока выделялись и ранее. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • Актуализация, мотивация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить  - узнать – научиться);
  • Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • Взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового узнал и чему научился на уроке).

           2) Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей);
  • умение демонстрировать   методическое искусство учителя;
  • урок должен быть добрым.

         3) Теперь рассмотрим поподробнее некоторые приемы работы в рамках ФГОС.

  • Этап мотивации.  Одним из важных этапов на уроке  считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока. Есть разные приемы мотивации.

   На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу.

Очень нравится и мне и детям приём  “Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Он  предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»),  придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию, как было на сегодняшнем уроке.

     Прием  «Театрализации»

        Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.

     Использование наглядности на уроке, тем более ИКТ облегчает  учителю задачу мотивации учащихся.

     Результат эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся.    

  • Этап целеполагания.

На этом этапе дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю по какому плану может пойти урок.

   (Назовите мне тему урока. Определите последовательность нашей работы.)

     Прием «Группировка»

        Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.        

  • Этап актуализации.

Прием «Интеллектуальная разминка». Этот прием был примен сегодня на уроке.

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

      Прием «Кроссворд»

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

  • Этап коммуникации. Или открытия нового знания.  Работа в паре, группе.

Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все мнения.  Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий или кластер (как на сегодняшнем уроке).

    Очень важным я считаю научить детей работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать свое, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных.

   Технология формирования групп такова. Чтобы организовать  группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но не надо забывать, что наиболее продуктивно работают пары, несильно отличающиеся по степени уровня (низкий, средний, высокий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Учителю необходимо  только регулировать уровень шума в классе при работе в группах. Я предупреждаю, что все должны говорить вполголоса.

          На проведенном уроке был применен прием «Ключевые термины»

Из темы выбирались ключевые слова. Перед выполнением задания учащимся, работающим парами, предлагалось дать общую трактовку этих терминов. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

  • Самоконтроль и взаимоконтроль.

Для проверки практической работы использую различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Здесь не возникло особых трудностей, потому что этому дети были уже научены в начальной школе. Они умеют оценивать работу, я лишь направляю, оказываю небольшую помощь.

Здесь я применила прием «Создай кластер», при составлении которого дети определяли, насколько хорошо они поняли новый материал.

На сегодняшнем уроке были организованы и самоконтроль и взаимоконтроль, оценки заносились в определенную таблицу, по которой учитель может судить, как тот или иной ребенок работал на всех этапах урока.    

  • Рефлексия.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся, что им было затруднительно, в чем испытали трудности, почему. Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни?

    Готовясь работать по новым стандартам, изучая инновационные технологии, методы и приемы, я поняла, что некоторые из них я уже применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называла так. Например, «Кластер». Это опорная схема – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным изучаемый материал.   Прием «Доскажи словечко…» использую в конце урока, как было на сегодняшнем уроке.

«Я понял, что…»

«Я научился…»

«Я думаю, что…» и др.

Приём "Синквейн"  нравится и мне и детям. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.  Пример синквейна:

Эпитет

Яркий, красочный

Выражает, привлекает, радует

Красота

  • На разных этапах я использую прием   “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Например, может быть использован для создания характеристик:  на литературном чтении – героев литературных произведений (составьте паспорт Герасима(«Му-му»);  на русском языке – частей речи (как это было на уроке), членов предложений, частей слова, лингвистических терминов..

    Приемов на самом деле очень много, обо всех невозможно рассказать. Советую вам книгу Т.Ю. Батурлакиной «Методическое  пособие  по созданию современного урока по ФГОС» (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО), г. Армавир, 2013 г.

Предметными результатами обучения по предметной области русского языка в данном  контексте становятся:

  1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,   предметами и  взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального  межличностного и межкультурного общения;
  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих  способностей личности, в процессе образования и самообразования;
  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  4. расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его  уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий  языка;
  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического  анализа словосочетания и предложения;
  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема  используемых в речиграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и  письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».

Метапредметые результаты - формирование мировоззренческих установок, ценностных культурологичеких позиций.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Т.о. Главной особенностью учебного процесса  в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

  1. Плюсы и минусы.

Работая по новым стандартам, могу отметить позитивные результаты своей деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся. Моя задача, как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. И это в условиях работы по новым стандартам удается. Необычность подачи  учебного материала пробуждает школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

    Позитивные изменения произошли и в деятельности учащихся. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным.

  Я как учитель призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность,   владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо совершенствовать педагогические технологии, методы, приемы и средства обучения, пользоваться инновациями в учебном процессе.

Вскрылись и определенные проблемы при апробации ФГОС ООО:

  • требуется совершенствование программно-методического потенциала;
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
  • реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
  • слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
  • работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.

          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.    

 



Предварительный просмотр:

Реализация интеллектуального направления

внеурочной деятельности

кружок по русскому языку «Веселая грамматика»

(СЛАЙД 1) Цель данного направления: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора.

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

    Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый или творческий.  

 (СЛАЙД 3) Программа кружка составлена на основе пособия «Занимательная грамматика русского языка» Арсирия А. Т., Дмитриевой Г. М., в соответствии с ФГОС. Сборник дает возможность обеспечить более или менее всесторонний характер работы, так как включает материал почти по всем основным темам, предусмотренным программой русского языка для средней школы.

(СЛАЙД 4)    Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. 

 Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

        Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

 

 (СЛАЙД 5)     Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку.

     

Принципы:

     Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются:

  • принцип научности,
  • последовательности и системности изложения материала,
  • преемственности и перспективности,
  • связи теории с практикой,
  • доступности,
  • наглядности.

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.    

  (СЛАЙД 6)    Существуют принципы, лежащие  в основе именно внеклассной работы по предмету:

  • принцип добровольного участия во внеклассных занятиях,
  • принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий,
  • принцип равноправного участия школьников,
  • принцип занимательности,
  • это принцип системности.

Руководствуясь  именно этими принципами, я  производила набор пятиклассников  в свою внеурочную группу.

    (СЛАЙД 7)  Методы:

     Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как

  • слово учителя,
  • беседа,
  • наблюдение,
  • конструирование и реконструирование,
  • составление планов,
  • исправление ошибок,
  • самостоятельная работа учащихся.

Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

   (СЛАЙД 8) Формы организации:

Мероприятия по данному направлению проводятся через такие формы как познавательные беседы, олимпиады, общественный смотр знаний, интеллектуальные клубы, детские исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и т.п.).

  (Слайд 9) 

    (СЛАЙД 10) Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. (СЛАЙД 11) 

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая

На занятиях данного кружка формируются

Личностные УУД   (СЛАЙД 12)

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес  к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес  к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес  к изучению языка;
  • осознание  ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:  (СЛАЙД 13)

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план  решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать  по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:  (СЛАЙД 14)

  • перерабатывать  и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться  словарями, справочниками;
  • осуществлять  анализ и синтез;
  • устанавливать  причинно-следственные связи;
  • строить  рассуждения;

       

 Коммуникативные УУД:  (СЛАЙД 15)

  • адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать  и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать  и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы .

 

 (СЛАЙД 16)  Основные требования к знаниям и умениям учащихся.  К концу 5-го класса учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;
  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • слова, словосочетания, предложения, текста;
  • основные орфографические   и пунктуационные правила;
  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

          учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;  
  • пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

     Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие   принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие   карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по русскому языку.

Если анализировать промежуточные результаты на данный момент, то могу сказать, что дети многому научились, у них  сформировались  многие универсальные учебные действия. В 4 четверти будем продолжать отрабатывать умения и навыки в соответствии с УУД.

В 6 классе мне хотелось бы продолжить внеурочную деятельность по данному направлению, но уже усложнить уровень работ, начав курс по проектной деятельности.



Предварительный просмотр:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

(Д. Дидро)

«Развитие  смыслового чтения  в основной школе»


    Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным.. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской.

  Существуют различные способы чтения. Рассмотрим основные из

них:

1. Аналитический или структурный. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения - понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить:

  • какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;
  • в чем основной смысл книги;

            на какие смысловые или структурные части она подразделяется;

  • какие основные проблемы автор стремиться решить.

2.        Синтетический или интерпретационный. Здесь читатель движется от
частного к целому. Цель этого способа - выявить, какие задачи поставил
автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого
необходимо:

  • обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
  • обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;
  • обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;
  • определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

3.        Критический или оценочный. Цель его - оценить авторский текст и
решить, согласен ли читатель с ним.

  1.Поэтому, первое, с чего необходимо начать работу с книгой, -определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу.

2.Затем нужно научиться определять основную мысль текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной   сути текста в одном предложении или  в нескольких.

4.Обучая учащихся умению постигать суть произведения, разумно
обращаться к предисловию и оглавлению, если таковые имеются.
Нельзя постичь целое, не видя его частей, не понимая, как они
между собой связаны.

5. Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор. Проблема -это вопрос. Текст содержит один (научная) или несколько (художественная) ответов. В научной книге и вопросы, и ответы озвучены автором, в художественной их нужно найти, выделить среди них главные и второстепенные.

Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте.

   Текст - это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автора нужно понимать дословно. Процесс понимания текста - это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию. Например, что имел в виду А.С.Пушкин, когда писал: «Татьяна - русская душою...»?

Одна из ошибок чтения - невнимание к словам. Зачастую ученики не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому учителю необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить.

    Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Это передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова - это не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если ученик владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания:

•Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?

•Можете ли привести пример по теме высказывания?

•Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание.

•Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его            основаниями из текста.

        Переформулируйте   определения,   правила,   выводы,   переведите прочитанное на «свой» язык.

        Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков.

        Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Для выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и диаграммы. Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия.

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

      Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень важно читать книги о самом авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы.

Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил.

            Остановимся на различии научной и художественной литературы.

1. Наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных книг - обучать читателей, предназначение художественных - дарить наслаждение, создавать настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить.

  1. Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественной - воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создает целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова.
  2. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а ученый ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания.

       Таким образом, именно смысловое чтение может стать основой развития  личностных качеств обучающегося, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.

Технологии обучения смысловому чтению

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология.

Учебное занятие, разработанное по данной технологии, строится на основе трех основных этапов, условно названных - «вызов», «осмысление», «рефлексия».

«Вызов» - стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новом знании.

«Осмысление» - Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

«Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. Включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?».

Особенности технологии:

Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Учит их способам самостоятельной работы с новой информацией.

Методические приемы развития смыслового чтения:

ИНСЕРТ -в переводе с английского означает: интерактивная система записи

для эффективного чтения и размышления с использованием условных

обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

Ассоциативный куст- Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

    Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Чтение с остановками и вопросами ромашка Блума- Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

В этой технологии выделяется: Антиципация- это предвосхищение,             предугадывание содержания.

  • Она является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
  • Это -один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
  • Разновидности показать.

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся по классам я раздам для самостоятельного изучения.

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте. «Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста,  определяет  основную  мысль текста,  может  озаглавить  текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо»  - учащийся  составляет  сложный  план  текста,  определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. «Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»       

    Уважаемые коллеги!Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара.( слайд)

Я учитель русского языка и литературы,  предметов особых в школе, так как именно на моих уроках дети могут  оценить свои мысли, поступки, цели, раскрыть свою душу и сердце.

Как же сделать так, чтобы мои уроки стали уроками встреч душ и сердец литературных героев и моих учеников, чтобы они рождали искренние и честные мысли вот сейчас, в эту минуту и ни в коем случае не были тусклым и однобоким изучением художественных произведений? (слайд)

Ни для кого не секрет, что сокращается доля  читающих детей, они засыпают над книгой, не видят и не чувствуют прекрасный мир художественных произведений. ( слайд)

  По результатам международных исследований PISA- 2018 г. школьники из России показали спад читательской грамотности. 15-летние подростки  спустились с 26 строчки на 31 .( слайд) Представьте, из самой читающей страны в СССР , по результатам исследований , оказались хуже Сингапура, Китая и многих других.

 Это подтолкнуло меня  провести своё анкетирование  среди  учащихся в тех классах, где я работаю. Результат показал, что меньше половины детей не читают ничего, кроме заданных произведений по программе, да и то это делают не все, а в основном читают краткое содержание. (слайд)

   А ФГОС от меня как учителя требует, чтобы дети не просто читали, а умели анализировать текст, соотносить его с своей жизнью, жизнью общества и другими видами искусства. Я должна подвигнуть детей к творчеству, научить «не мыслям, а мыслить, нацелить не на овладение готовыми знаниями, а на их применение», как требуют от нас стандарты, подготовить их к ОГЭ и ЕГЭ - задача не из лёгких?

 Как же мне  выйти из этой сложной ситуации? Для меня подсказкой стала книга Владимира Яковлевича Стоюнина «О преподавании русской литературы». Автор считает сравнительный метод одним из самых развивающих в педагогическом деле: "выгода ... сравнения обнаруживается уже в том, что вы имеете возможность заставить самого ученика наблюдать и работать". Опыт Стоюнина вдохновил меня на более подробное и глубокое изучение этого метода. Я вижу свой способ достижения цели, используя сравнение. Сравниваем мы для того, чтобы лучше понять мир, который нас окружает, и познать новое. Не зря говорит народная мудрость: «Всё познаётся в сравнении».( слайд)

Тема моего методического семинара: «Сравнение как способ развития критического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы».( слайд)

 Сравнение – это прием умственной деятельности учащихся,предполагающий установление сходства или различие между объектами изучения. В этом проявляются две  формы, в которых осуществляется сравнение: сопоставление и противопоставление.( слайд)

    В  «Методике  преподавания  литературы»  под  редакцией  В.Я. Рез  представлены  следующие основные приёмы  работы  над  художественным  произведением, развивающие критическое и творческое мышление учащихся.

Но сегодня я буду говорить только о тех приёмах сравнения, которые хорошо работают и развивают  на моих уроках, по моему мнению, аналитические способности учащихся, помогают им увидеть целостную картину литературного развития.

 В соответствии с возрастом и целями разбиваю обучение на несколько этапов. (слайд)

1-й этап : 5-6 классы.

Очень  нравится детям приём «Живые рисунки», при помощи которого  создаётся ситуацию заинтересованности, он побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя изображают эпизод произведения: позу, мимику лица, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о нем.(Слайд)

«Перепутанные цепочки» один из моих любимых приёмов. Он представляет собой работу  с текстом, в котором предлагается  ряд перепутанных   событий, действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность и сравнить с оригиналом. Этот  прием формирует умение работать с сюжетом текста.( слайд)

  Выявить смысловое противоречие между текстами позволяет сравнение народной и литературной сказки, отличие волшебной, бытовой и сказки о животных  уже в 5 классе. Именно этот приём я использовала сегодня на уроке, когда ученикам необходимо было определить как поэт изобразил картину зимы и картину весны.( слайд)

2-й этап:7-8 классы.

В данных классах очень важно мотивировать детей к решению задач, активизировать их познавательную деятельность и развивать творческие возможности.

Приём «Перевоплощение» даёт детям возможность не только сравнить личную и авторскую точку зрения, работать с художественным материалом, перевоплощаясь в героев произведения, но и понять, почему герой не смог поступить иначе.

Продуктами данного вида работы становятся мини-спектакли, которые дети показывают на уроке или внеклассном чтении.( слайд)

 Систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями , развивать монологическую речь позволяет приём «Сводная (сравнительная) таблица». Данные  таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. ( слайд)

3-й этап: 9-11 классы.

Мы учимся видеть единство противоположного как разных граней одного и того же, и в этом мне помогает приём « Найди двойника».

Например, комедия «Горе от ума» 9 класс, двойниками в которой являются Чацкий и Репетилов. При анализе дети приходят к выводу, что Репетилов нужен в произведении для того ,чтобы показать насколько Чацкий серьёзнее и выше , и на сколько он одинок.(слайд)

Тему «двойничества» легко отыскать почти во всех произведениях Достоевского. « Преступление и наказание»  не является исключением, которое изучается в 10 классе. В нем можно рассмотреть двух «двойников» Раскольникова: Свидригайлова и Лужина.

 При сопоставлении становится ясно, что  все они придерживаются одной теории. Только Раскольников всё же не смог жить по этой теории, А Лужин и Свидригайлов , напротив, пользуются властью , используют окружающих в своих целях. Сталкивая этих героев, автор тем самым опровергает теорию, раскрывая её бесчеловеческую  суть. Дети приходят к выводу, что  то человеческое ,что живёт в Родионе, и помогает ему «воскреснуть» , не потерять душу.

   Следует отметить, что данный приёма дает возможность проследить развитие сюжетных линий, позицию автора и эволюцию героев. У современных читателей появляется возможность раскрыть образ героя с разных сторон.(слайд)

    Для моих детей и подростков самым любимым и доступным видом искусства является кино. Использование художественного или документального фильма делает урок литературы более ярким, интересным, повышает мотивацию детей к изучению литературного произведения.

 Читая произведение, у каждого из нас создаются свои образы ,представления о героях и эпохе. Детям я предлагаю посмотреть отрывки на уроке из кинофильмов или дома полностью. Зачем мне это  надо? Чтобы дети  сравнили своё виденье произведения  с тем, как это видит режиссёр. Этот приём позволяет объяснить детям разницу между экранизацией произведения, где режиссёр не может отойти от идеи, заложенной автором, и фильмом по произведению, когда создатели фильма могут оставить только сюжет, а идею взять свою. Но ,самое главное,  это позволяет вернуть ребёнка к книге , которую он начинает видеть совершенно иначе. (слайд)

Круг «Вена»- это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. Он помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по теме. Этот способ я сегодня использовала на уроке,чтобы учащиеся увидели общие черты у таких разных деревьев как дуб и берёза.( слайд)

Приём гердерного сравнения заключается в сопоставлении «мужских» и «женских» текстов. Мы сравниваем их на психологическом ,философском и лингвистическом уровнях, делаем выводы о разности мужского и женского мировосприятия.

   Вот примерно так строятся мои уроки литературы, на которых анализ текстов позволяет и мне и моим ученикам мыслить нестандартно, критически, творчески, по-своему. ( слайд)

   Результатом данной работы считаю положительную мотивацию  при чтении художественного произведения. Отследить её мне позволил приём анкетирования. Это результаты за 2 года, а это общий результат всех классов, в которых я работаю. На мой взгляд ,он достаточно хорош.( слайд)

    Не только анкетирование мне позволяет отследить мотивацию учащихся, но и такая форма, как читательский дневник.

 Для современного ребёнка, за исключением некоторых, вести читательский дневник, где он записывает свои мысли о прочитанном произведении , скучно и неинтересно. Поэтому  я решила создать электронный. Это социальная группа в контакте  была создана мной в прошлом году. Очень долго думала как их привлечь, если мои рекомендации они сочтут навязыванием своего мнения, то к своим сверстникам они прислушаются.

Сначала в группе было 40 участников- мои читающие ученики, но на данный момент уже около 200, но самое главное есть дети и из других школ и бывшие выпускники. Дети делятся впечатлениями о прочитанных книгах, пишут рекомендации, делают социальные опросы, постеры, фото библиотек мира. Интересно то , что количество и уровень читающих детей растёт.(слайд)

    Кроме того, мы с детьми участвуем в региональном проекте РДШ « Время читать» , провели акции « Читаем вслух», пропагандируем чтение через группу в ВК.

    Повышение мотивации привело к тому , что все мои девятиклассники в прошлом учебном году успешно сдали устный экзамен по русскому языку,  одиннадцатиклассники все получили зачёт по сочинению , которое является допуском к итоговой аттестации. При сдаче ЕГЭ по русскому языку все учащиеся писали сочинение и получили средний балл-20, при возможных 24 самый низкий был- 17 .( слайд)

     

  Анализ с 2016 г. по 2019 г  показал, что мои дети не только участвуют , но и побеждают  в различных творческих конкурсах. Мои ученики –моя гордость!  

   Ежегодно есть победители и призёры  в школьном этапе,3  побеждали в районном конкурсе «Живая классика», были участниками регионального этапа.2 мая  в г. Сальске мои ученицы приняли участие в1 межрайонном патриотическом фестивале « Правнуки победы» в номинации « Художественное слово», где читали прозу наизусть.  Лауреатом стала Хворост Настя.

   Победители    ежегодной конференции школьного интеллектуального общества «Эрудит». Лауреаты районных и областных конкурсов сочинений « Край родной, навек любимый». Также ученики участвуют и в дистанционных  творческих конкурсах. Победители 1 степени всероссийского конкурса «Была война». Дипломы 3 степени в международном конкурсе по русскому языку « Кириллица», дипломы победителей  в международном дистанционном блиц-турнире по русскому языку и литературе «Русский слог», дипломы победителей во Всероссийском конкурсу « Творчество М.Ю. Лермонтова», победители Всероссийского конкурса научно- исследовательских  и творческих работ учащихся, не первый год мы – региональные победители в «Рос конкурсе».(слайд)

   Я активно участвую в распространении педагогического и творческого опыта через публикации в интернет - ресурсах , выступаю на заседаниях педагогического совета ,семинарах.  Накопленный опыт позволяет участвовать в методической деятельности-в работе жюри, экспертом по проверке   ОГЭ,  районных олимпиадных работ.( слайд)

  Активно пользуюсь интернет ресурсами: Публичной  электронной библиотекой, Федеральным институтом  педагогических измерений, газетой « Первое сентября» и т. д.

    Мне нравится, когда мои ученики не боятся садиться за сочинение и отвечать на вопросы.Вести за собой учеников и учиться у них- путь, достойный учителя. И помогает мне в этом два вечных глагола   -  «любить» и « творить»!