Работа с детьми ОВЗ

Хаустова Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с детьми ОВЗ

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе для детей  с ОВЗ.

 Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»

Тип урока: объяснение нового материала, анализ поэтического текста А.А. Фета.

Методы и приемы объяснения нового материала: слово учителя (устное изложение материала), беседа учителя с учениками.

Цели: 

  1. Образовательная: формировать навыки самостоятельной работы  с разными источниками информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи;
  2. Развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;
  3. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
  4. Коррекционная: правильно произносить звуки, обогащать словарный запас, формировать умение грамотного произношения слов.

Оборудование: учебник «Литература. 5 класс.» Коровина В.Я., доска

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие

 2.Фонетическая зарядка

        

 II. Проверка домашнего задания

Зарисовки к рассказу И.С.Тургенева «Муму»

 III. Объяснение нового материала

IV. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

V. Домашнее задание

Фонетическая зарядка

Дежурные звуки С – З

Чтение слогов

СА – ЗА СО – ЗО СИ – ЗИ СУ – ЗУ

Чтение стихотворения

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег
.

Это стихотворение написал А.Фет

  1. Знакомство с основными этапами биографии поэта.

2. Чтение и анализ стихотворения «Весенний дождь»

Комментарий: стихотворение читает учитель.

- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения?

(Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)

- Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? Глаголы (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит

- Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

- Как вы понимаете слово завеса?

Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.

Как вы видите, слово многозначное.

- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?

- Автор во 2-ой строке 2-го четверостишия применил художественно-изобразительное средство      Метафора

- Что такое метафора? (Слайд)  определение. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ

- Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности?

( «Будто в золотой пыли», сравнение) ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ

Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз 

Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения:

 «И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит».

- А что подошло к саду? (Дождь)

художественно-выразительное средство, которое использует автор для создания дождя называется олицетворением.

Олицетворение - придание неживому предмету свойств живого существа.

IV. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

«Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию выражать тончайшие, едва уловимые переживания, для которых словно бы не придумано слов, а есть лишь интонации, откуда-то ветром приносимые звуки, едва различимые очертания. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове».

V.Рефлексия    

 Оценка выполненных работ каждого ученика.

Ребята сами себе оценки

VI. Домашнее задание:

1. Выучить одно из стихотворений.

2. Прочитать рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого

        



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе. Тема: «О животных».

 

Цель урока:

  • обучение детей выразительному чтению;
  • обобщить и систематизировать знания о животных, полученные на предыдущих уроках;
  • расширить знания детей о видах помощи животных людям;
  • учить детей высказывать свои мысли, правильно строить свою речь;
  • развивать речь учащихся, память;
  • прививать чувство доброго отношения к животным;
  • воспитывать милосердие и доброе отношение друг к другу, к окружающим , стремление прийти на помощь.

 

Оформление урока:

презентация,  карточки для игры.

 

Ход урока:

 

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

-Сегодня мы заканчиваем чтение рассказов и стихотворений из темы «Рассказы о животных». Мы вспомним всех, о ком читали, кому сопереживали.

-Но сначала подготовимся к работе.

 Речевая разминка.

Прочитать предложение хором. Прочитать предложение по очереди.

Скоро наступит весна!

Скоро наступит весна?

Скоро наступит весна.

Основная часть урока.

Вспомните какие произведения мы с вами прочитали.

(Н. Гарин — Михайловский «Тёма и Жучка», А. Толстой «Желтухин», К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны», С. Михалков «Будь человеком».

Что объединяет все эти произведения?

Кто из героев вам понравился? Почему?

Какое произведение вам больше понравилось? Почему?

Игра «Посмотри, прочитай, назови»

Слайдовая презентация.

Цель игры: Дети должны прочитать отрывок, рассмотреть иллюстрацию, назвать произведение и автора.

Фронтальный опрос.

Вы вспомнили все рассказы и стихотворения о животных, которые мы с вами прочитали.

А теперь ответьте на вопросы:

1.Как звали собаку Тёмы?

2.Кто сообщил Тёме , что Жучку бросили в колодец?

3.Кто спас Жучку?

4.Кто такой Желтухин?

5.Как  Желтухин оказался на земле?

6.Почему Желтухин отказывался от еды?

7.С кем Желтухин поссорился?

8.Какое слово научился говорить Желтухин?

9.Кто сманил его на юг?

10.Кто главный герой рассказа К.Паустовского  «Кот-ворюга» ?

11.Кто такой Лёнька?

12.Какое наказание придумали коту?

13.Как звали обезьянку из рассказа Б.Житкова «Про обезьянку»?

14.У кого Яшка украл картошку с вилки?

15.Что случилось с животными , которых приручили дачники?

16.Чем приманивала Олёна Даниловна «пернатую мелочь»?

17.Почему Вовка называл её «доктор Айболит»??

18.Кто такие Марья – торопыга и Василиса Прекрасная?

19.Как вы думаете, кто главный в рассказе Олёна Даниловна, Вовка или природа (птицы, звери, растения)?

20.  С чем сравнивает С.Михалков муравейник?

Физминутка

 

Мы часто говорим, что животные — это наши друзья. А кто знает,  почему?

Сегодня вы узнаете много нового и интересного о знакомых вам животных. (слайдовая презентация).

Информация, которую рассказывает учитель:

Пчелы 

Считается, что именно пчелы были первыми созданиями, использовавшимися человеком в качестве оружия. В доисторических битвах за теплую пещеру, помимо палок с каменными наконечниками, наши предки использовали куда более действенное оружие — пчелиные ульи. Ульи заносились в пещеру, после чего покусанные хозяева быстро освобождали ее.

Игра «Собери слово». Цель составить пословицы из карточек.

1.                Мы в ответе за тех, кого приручили.

2.                Волка ноги кормят.

3.                Собака лучший друг человека.

 

Подведение итогов

1.                Какую работу мы выполняли на уроке сегодня?

2.                Что нового вы узнали сегодня?

3.                Чему вы научились на уроке?

4.                Как вы будете обращаться с животными?

5.                Выставление оценок.

 

Домашнее задание: подготовить рассказ и иллюстрацию о своём домашнем питомце.



Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в Литературную страну.

Цели: обобщить знания детей по разделам: "Устное народное творчество", "Произведения русских писателей XIX века";

развивать творческие способности, память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь ориентироваться в текстах, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать произведения и их авторов.

Оборудование: карточки (текст из произведений, задания);, портреты писателей.

Ход урока

Организационный момент (2 минуты)

Приветствие.

  1. -Ребята. с каким настроением вы пришли на урок? (карточки смайлики)
  1. Разминка
  1. Вступительное слово учителя (3 минуты)

Сегодня у нас необычный урок-урок путешествие. Мы с вами отправимся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какие именно уголки этой страны мы с вами отправимся. (Предложения детей.)

(Учитель, если это необходимо, может дать подсказку: какие уроки предшествовали этому путешествию.)

Да, мы с вами отправимся в путешествие по Литературной стране, придуманными писателями XIX века. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

- Но, чтобы попасть в эту страну, нужно приобрести билетики, для этого надо быстро ответить на разные вопросы связанные с устным народным творчеством. Вы готовы? (Да!)

 Тогда начинаем разминку.

2. Викторина (3 минут)

1) Дополните пословицу...."Уговор дороже .........(денег")

2) Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.)

3) Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели? (Щука.)

4) Угадай сказку: "_

- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать".

5) Назовите жанр русской народной песни:

Баю - баюшки баю,

Баю деточку мою... (колыбельная)

6) Кого спас Мартынка в сказке "Золотое кольцо"? (Собаку, кота, прекрасную королевну,)

7)Что делал орел с охотником в Сказке про Василису Премудрую (поднимал охотника над морем и бросал его)

8) Кем был Садко в былине с садко (гусляр. купец)

9) Что упало с балкона в повести Василия Андреевича Жуковского? (перчатка)

10) Какие сказки вы знаете?

Молодцы! Ответили на все вопросы.

Наш поезд в литературную страну отбывает, и первая остановка«Узнай поэта»

1. Остановка «Узнай поэта» (5 минут)

Перед вами портреты писателей XIX века. Назовите фамилии этих писателей.

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Иван Сергеевич Тургенев

(Молодцы вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно этих писателей вы назвали?)

Ответы детей.

Правильно. Именно на творчестве этих писателей мы сегодня подробнее с вами остановимся.

Итак. мы продолжаем путешествие и следующая остановка "Вареная полба

"

2. Остановка "Вареная полба" (5 минут)

Как вы думаете, из какого произведения взято это выражение? ("Сказка о попе и о работнике Балде").

Кто автор этого произведения? (А. С.Пушкин)

Что обозначает это выражение?

Ответы детей.

Верно. Полба - каша из пшеницы. Она была одним из условий заработка Балды. Вторым условием было три щелчка по лбу Попа.

Внимание, теперь главный вопрос:

Какое первое задание предложили черти Балде? ( Оббежать вокруг моря)

Ответы детей.

(Молодцы вы справились с заданием, пора отправляться в путь дальше.

Но для начала, давайте с вами отдохнем.

Физминутка (3 минуты)

Дети встают и закрывают глаза. По сигналу они выполняют следующие команды:

·        присесть

·        встать

·       наклониться влево

·        наклониться вправо

·        прогнуться назад

·        постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

·        постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

·        открыть глаза и тихо сесть. 

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. 
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо,

2 - и.п.,

3 - поворот головы налево,

4 - и.п.,

5 - плавно наклонить голову назад,

6 - и.п.,

7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 

Итак мы отдохнули пора отправляться в путь.

Следующая остановка "Мудрые басни"

3. Остановка "Мудрые басни" (5 минут)

Ребята, как вы думаете, с творчеством какого писателя связана эта станция?

Ответы детей.

Правильно. И так вам сейчас предстоит ответить на вопросы связанные с баснями И.А. Крылова. За правильный ответ команда получает жетон.

1. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? (квартет)

2. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? (ель)

3. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? (муравей)

4. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (тащить воз с поклажей)

5.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? ( Ударила об камень и разбила)

6. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня? (была ночь и он перепутал строения)

Итак ребята. вы справились с заданием. а у нас впереди последняя остановка и последние испытания.

4. Остановка "Герой того времени" (7 минут)

Ребята, как вы думаете, о ком мы с вами продолжим разговор?

Ответы детей.

Правильно. О произведении Ивана Сергеевича Тургенева "Муму".

Как вы считаете, кого можно назвать героем того времени, в произведении? И почему?

Ответы детей.

Правильно. Теперь приступаем к тексту из произведения Ивана Сергеевича Тургенева "Муму".

ТЕКСТ из произведения Ивана Сергеевича Тургенева "Муму".

Приложение 1

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни. Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

III Итог урока. (3 минуты)

Подведем итог урока.

1. С творчеством каких писателей мы сегодня работали на уроке?

2. С какими произведениями мы сегодня работали на уроке?

3. Какая пословица объединяет все произведения писателей 19 века?

Добро всегда побеждает зло.

Рефлексия.

- Какое у вас настроение после окончания урока? (смайлики)

- Мне было интересно на уроке (да; нет; карточки)

- Такие уроки нужно проводить чаще (да; нет; карточки)

Оценки за урок

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: "Герой нашего времени", зачитать на следующем уроке.