Уторова Екатерина Анатольевна

сайт учителя русского языка и литературы

Вижу цель и не замечаю препятствий!

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: составление лингвистических сказок

Увлечения: кулинария

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

Звание, ученая степень: кандидат филологических наук

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/utorova-ekaterina-anatolevna
Тот счастлив, кто прошел среди мучений, Среди тревог и страсти жизни шумной, Подобно розе, что цветет бездумно, И легче по водам бегущей тени.
А. А. Ахматова

 

Здравствуйте!

Я – учитель русского языка и литературы,

Уторова Екатерина Анатольевна.

Мой сайт, в первую очередь, для учителей русского языка и литературы, а также родителей и учеников.

Я хочу поделиться своими наработками, идеями и желаниями.  На сайте вы найдёте разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации, исследовательские и творческие работы моих учеников.

Я надеюсь на приятное полезное общение с коллегами- единомышленниками, родителями и учениками на страницах сайта.

С уважением, Екатерина Анатольевна.

О себе

 

Моя самопрезентация.

 

Его (учителя. – авт.) дело самое трудное…

Посмотри, один сильный человек перед

воспитанием одного ребенка показывает слабость.

А он целой группе детей дает знания

и воспитывает их, что можно с этим сравнить!

Алишер Навои.

 

Я люблю свою работу. С самого раннего детства кто-то выбирал профессию, а я просто хотела стать грамотным человеком. Огромную роль сыграли учителя русского языка и литературы, которые настолько смогли заинтересовать филологией, что и решать не пришлось, кем быть.

Вообще, я с детства мечтала стать педагогом. Самой всегда легко и интересно было учиться и хотелось свои знания передать кому-то еще.
На вопрос: «Почему именно русский язык и литературу выбрала?»  – отвечу: «А как же?! Как отчизну нельзя не любить, так и свой родной язык нельзя не любить! А в литературе можно увидеть абсолютно все стороны жизни: любовь и ненависть, правду и ложь, счастье и горе».

Я получаю удовольствие от  того,  что  могу поделиться теми знаниями, которые имею. Каждый день общения с ними приносит радость и душевное удовлетворение.

Я считаю, что быть учителем - это не только мое призвание, это моя жизнь!

Моя работа в школе, как педагога, началась в 2010 году, после окончания аспирантуры. Первые шаги были очень трудными. Но это наоборот сделало меня сильнее, прибавило уверенности. Каждая удача заставляет двигаться дальше и совершенствоваться. Видеть заинтересованность детей, их удивленные глаза такое счастье. Иногда ощущаешь себя дирижером, волшебником, а когда и «археологом». И все еще только впереди……

Свою презентацию хотелось бы закончить словами Д. И. Менделеева: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

      Одна из моих любимых книг - «Новая Земля»  Экхарт Толле. Именно она расскрыла и расставила все упущенные моменты из предыдущих книг по полочкам и нарисовала полную картину происходящего. Благодаря Толле я поняла, что нет жизни кроме как жизни здесь и сейчас. И то что этот момент - единственный путь к счастью. Я также отчетливо для себя прояснила, что такое эго и как оно мной управляет, отождествляя меня с прошлым и будущим. Благодаря этой книге, я начала меньше сопротивляться обстоятельствам, перестала судить людей и привязываться к вещам. Честно признаться, у меня не всегда это получается, но я стараюсь держать эти три аспекта «просветленной жизни» постоянно у себя в голове и применять их как можно чаще.

Мои достижения

14.10.2010

Конкурс среди молодых учителей «Неразлучные друзья – дети и учителя!»

Конкурс среди молодых учителей «Неразлучные друзья – дети и учителя!»

 

6 октября 2010 г. в актовом зале муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38» состоялся конкурс среди молодых учителей Пролетарского района городского округа Саранск «Неразлучные друзья, дети и учителя!».

Конкурс был посвящен Дню учителя и состоял из нескольких этапов:

1) «Рожденный быть учителем! – обоснование молодым учителем выбранной профессии;

2) «Мой любимый учитель!» - творческое представление учащимися своего учителя.

3) Веселые конкурсы для учителей и школьников.

В ходе упорной и бескомпромиссной борьбы победителем и призерами конкурса стали:

1 место – Уторова Екатерина Анатольевна (учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №38»);

2 место - Медова Ирина Владимировна (учитель математики и информатики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34»);

3 место – Додонова Александра Васильевна (учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №27»).

Победителем среди педагогов дополнительного образования стала Голованова Елена Михайловна – ведущий кружка «Психология общения» центра эстетического воспитания Пролетарского района городского округа Саранск». Все участники конкурса были награждены дипломами и ценными призами. 

Моё портфолио

 

I. Развитие творческих способностей школьников – одна из главных     образовательных задач современной школы.

         Одна из задач языкового образования в современной школе - речевое развитие учащихся. И это не веяние времени. Еще в1884 году В.П. Острогорский писал «Школа обязана давать государству, прежде всего, благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова». При этом развитие речи учащихся должно осуществляться в процессе работы с текстом художественного произведения, изучаемого на уроках. Так Ф.И.Буслаев отмечал «…классический писатель служит и материалом для собственных сочинений …Чтение писателя и для материала, или так называемого изобретения мыслей, и для расположения и для выражения приносят самые надежные плоды».

         Школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника как самостоятельную творческую личность. В процессе обучения на первый план выступает проблема включения всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.

         Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

         Психологи изучают творчество и как процесс создания нового, и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность и в этот процесс. Оно присуще человеку от рождения, но, тем не менее, требует от человека работы и развития творческих способностей.

          По мнению В. А. Сухомлинского, проблема творчества в рамках учебного процесса продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины».

          

 

I. Организация речевой деятельности учащихся.

         Развитие речи учащихся всегда было важнейшей дидактической задачей каждого урока русского языка и литературы, не говоря уже о специальных уроках и внеклассной работе. Однако успешность речевого развития зависит от решения ряда  проблем:

- эффективных форм и приемов развития речи;

- учета особенностей рода и жанра художественного произведения при организации    речевой деятельности учеников;

- структуры урока или занятия по развитию речи;

- интегрирования курсов литературы и русского языка в аспектах речевого развития школьников.

         Не менее значима и проблема, связанная с разработкой методики обучения школьников 5-11 классов построению высказываний разных жанров на основе текстов и художественных произведений. Опора на текст (в качестве исходного или образцового) дает возможность формировать у обучающихся чувство стиля, жанра, умение отбирать языковые средства с учетом намерений автора.

         Основой для построения высказываний может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках или входит в курс самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра. Во-первых, художественное произведение многомерно: в нем рассматривается довольно широкий круг тем и вопросов, которые могут быть выделены и могут стать предметом различной речевой деятельности учащихся. Во-вторых, высказывание создается учениками, как правило, уже после знакомства с произведением на уроках литературы и развития речи. Повторное же обращение к тексту и его анализ в процессе подготовки к творческой работе способствует к более глубокому осмыслению той или иной проблемы, того или иного образа персонажа. Это позволяет организовать творческую речевую деятельность школьников в нескольких направлениях:

- создание высказываний, представляющих собой характеристики литературных персонажей;

- создание речевых высказываний, связанных с идеей исходного текста;

- построение высказываний на основе трансформации опорного текста (сценка - в мелодраму, анекдот – в фельетон и т.д.);

- создание высказываний, представляющих собой распространение или продолжение какой-либо части, сюжетной линии опорного текста;

- создание высказываний на основе выделения в исходном тексте темы, связанной с психологическими или общественными явлениями, которые в нем раскрываются, и осмысление ее в речевом произведении заданного жанра;

- создание высказываний, представляющих собой подражание стилю писателя (стилизация, пародия).

           Итак, речь пойдет о формах и методах, которые позволяют  эффективно осуществлять развитие творческих языковых способностей учащихся в процессе работы над художественными произведениями разных родов и жанров на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе.

           Как сконструировать урок развития речи? Какие методы использовать? Как сформировать речевые умения? На эти вопросы каждый педагог-словесник ответил бы по- своему, но  пути развития речевых навыков учащихся в конечном итоге должны привести к решению одной из главных  задач литературного образования в современной школе – развитие творческих способностей детей.  

          Почему это так важно? А потому, что разбуженное творческое начало в какой–то области непременно послужит импульсом творческого подхода к любой работе. Конечно, задачи сделать учащихся поэтами, писателями нет. Просто дети учатся образному видению, логическому осмыслению виденного, учатся понимать себя и других, что самое главное осознавать свое «я» среди людей.

         В основе работы по развитию творческих способностей лежат два принципа.

 Первый - охватить этой работой как можно большее количество детей, признавая в каждом из них способность что-то творить. Так в нашей школе появилось творческое объединение юных дарований «Радуга». А начинали с того, что необходимо было подготовить детей к конкурсу поэтов. Стали искать способных детей, привлекая их к сочинению стихов. Конечно же, прежде всего это умение, а главное- желание должно быть у педагога- словесника. Попробовали с ребятами, кое-что получилось, отобрали лучшее и послали работы на конкурс. Первые успехи начинающих творить детей дали ребятам ощущение радости творчества, уверенности в значимости своего поэтического дара для окружающих и желание творить дальше. А для учителя это была находка ценнее самого дорогого клада. Ведь каждый учитель растворяется в своих учениках, а результаты его труда - это не всегда процент качества успеваемости и не количество медалистов и обучающихся в вузах выпускников. Это, на мой взгляд, заблуждение. Главный результат труда творческого педагога - это удивительные минуты в жизни школьника, который получает удовольствие в момент труда, в момент творчества и видит отражение своего успеха на лицах сверстников, а главное - своего учителя. Поэтому к такому «счастливому труду» надо привлекать как можно больше детей. Не зря же говорят, что все дети талантливые, и раскрыть дар дано не каждому учителю, но под силу такому, которому  захочется это сделать. Удивительно, как раскрываются в процессе работы те дети, которые чаще всего незаметны на уроках или, наоборот, очень заметны своим  «активным поведением», создающим много неудобств на уроках.

             Второй, основополагающий принцип, без которого нельзя работать по данной методике - это глубокое взаимодоверие между учителем и учениками, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу. Без доверия и уважения может произойти разрыв, который травмирует душу ребенка, навсегда отторгая желание раскрыть себя окружающим.

             Без понимания и доверия не может быть подлинного воспитания. Основная роль в установлении доверительных отношений принадлежит, конечно, учителю. Взаимодействие начинается тогда, когда учитель умеет уважать чужое мнение, как бы наивно, неправильно абсурдно оно не было. Ученик должен быть уверен, что его высказывания не будут опубликованы без его согласия, не будут прочитаны ни родителям, ни другим учителям. И еще одно важное предупреждение: мироощущение детей и взрослых неодинаково, порой мы пытаемся как-то подправить их мысли, т. к. они то слишком наивны, то неожиданны. Надо найти в себе такое важное свойство, а в учителях оно чаще всего утрачено, как уважение и терпеливое отношение, т.е. толерантность,  к чужим взглядам, мнениям, и, конечно же, к детскому взгляду на окружающее.

             Дальнейшими шагами в создании системы работы над развитием творческих способностей детей стало создание творческой группы учителей, которая способна была сознательно работать в этом направлении. Такой союз у нас сложился с библиотекарем школы. Его живое участие в работе помогло поднять ее на качественно новый, с точки зрения современных технологий, уровень - у нас появилась возможность публикации произведений, их компьютерная обработка, оформление, которое выгодно подчеркивает значимость детского творчества. Теперь у нас есть своя книга стихов, рассказов,  она здесь находится в школьной библиотеке -  хранилище величайшего дара человеку - СЛОВА.

          Так от стихийного, т.е. бессистемного подхода к работе по развитию творческих способностей детей мы пришли к целенаправленному решению проблем, возникших на этом пути.

          Первая проблема- это самообразование учителя. Не секрет, что учитель учится всю жизнь. Чтобы научить чему-то стоящему, сначала научись это делать сам. Читай! Перенимай опыт! Овладевай! Ищи свое! Это надо было сделать делать на первых порах. Нехватку знаний приходилось восполнять необходимой информацией из  печатных изданий, особенно по теории стихосложения, приемам и средствам выразительности  речи и т. п.         

         Вторая проблема, стоящая на пути создания системы работы по развитию творческих способностей детей - это организация занятий с детьми  в урочное и внеурочное время. Решается она, на первый взгляд, просто. Есть урок русского языка или литературы, есть занятия в кружке - творите! Но тут мы сталкиваемся с почти непреодолимым препятствием – «Программой». Как совместить программный материал с творчеством? Дилемма! Но “препятствие” в виде программы само подсказывает решение проблемы - создание системы развития творческих способностей на основе программных материалов. Необходимо было  разработать творческие задания (классные и домашние) так, чтобы дети не были перегружены трудными, мало интересными вопросами, а предложить им сочинить что-либо подобное или же пойти дальше - развить мысль, создать произведение  «по поводу» в различных жанрах, на которые способны дети. Конечно же, не следует обольщать себя, что все ученики “воспламенятся” идеей. Как подойти с предложением выполнить творческое задание? Не приведет ли это к перегрузке детей, ведь помимо творческих работ необходимо выполнить и другие задания? На этот случай есть такое понятие, как «индивидуальное задание». Подготовка к нему должна идти в особо отведенное время, а именно на внеклассных занятиях, которые решат проблему перегрузки детей.  Учитель поможет и подскажет, как подойти к решению творческого задания, а,  может быть, и вдохновит.

          Удивительное открытие сделано. В течение нескольких лет мне пришлось вести кружок «Русские народные традиции, обычаи и обряды». Очень интересен материал,  столько познавательного в содержании! Казалось бы, это должно было заинтересовать детей настолько, что на эти занятия они будут ходить с удовольствием. А вот научить детей сочинять что-то, тем более стихи, нереально. Современная молодежь несколько цинична. Для нее поэзия - пустой звук. Возникло некое недоверие к детям и к себе. Ничего не получится!  Вот традиции - это то, что нужно и важно. А оказалось не совсем так. Как-то незаметно нам не стало хватать одного занятия в творческом объединении, и поэтому с «Традициями …» пришлось пока отложить. Иногда по некоторым причинам занятия могут не состояться, детей это очень огорчает, но мы находим минуты для общения в другое время.

          Следуя вышесказанному логично перейти к следующей проблеме, а именно - разработке тех самых творческих заданий, которые будут способствовать развитию творческих способностей школьников. Работа эта трудная, но увлекательная. Строится она на подборе программного материала, который может быть интересен как исходный материал, как глина для ваятеля, создающего свое творение. Занятия творческого объединения посещают ребята 5, 7-х классов, но этой работой занимаются и другие дети, но чаще самостоятельно, т.к. не имеют возможности их посещать из-за отдаленности проживания. За основу разработки системы творческих заданий взято содержание программы уроков литературы и развития речи с 5-го по 11-е классы, начиная с устного народного творчества. Все жанровое многообразие литературы охватить творческими заданиями теоретически возможно, но педагог-практик знает, что именно могут сделать его дети, т.к. учитывает многие факторы, которые служат отправными точками в реализации задачи творческого языкового развития детей.

         Далее представлена система творческих заданий для учащихся 5-11-х классов на уроках литературы и развития речи, основанной на программе по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и программе по русскому языку для 5-9-ых классов под редакцией М.М.Разумовской.

Структура курса литературы

Ведущие аспекты курса литературы

Теоретическое оснащение

Виды творческих заданий

1

2

3

4

5 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Первое знакомство со структурой курса литературы.

Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет

Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры (эпитет, метафора, гипербола и др.), элементарные вопросы стихосложения (ритм, строфа, стопа и др.)

-составление словарика тропов в дневник читателя;

-детский фольклор (считалочки, анекдоты и т.д.);

-сочинение былины на современный лад;

-сочинение сказок различных видов с опорой на сюжет;

-собирание произведений малых жанров фольклора (частушки, песни…);

-сочинение загадок;

-пьеса-миниатюра на основе русской народной сказки;

-основы стихосложения (проба пера);

-ведение словарика старинных слов и понятий;

- отзыв о прочитанном произведении;

-написание сценария;

-создание волшебной сказки, сказки-фэнтэзи;

-творческая переработка народной сказки;

-рассказ по данному началу;

-юмореска;

-лирические зарисовки о природе;

-  “Мы …Мюнхгаузены!” (небылицы);

-детский детектив.

6 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Герой художественного произведения.

Часто герой – подросток – активный и равноправный участник событий на страницах художественных произведений.

В центре анализа - герой

Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др., связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.

-пейзажные зарисовки;

-дневник читателя;

-послания;

-эпиграммы;

-собирание народных поверий;

-приключенческий рассказ;

-моя Новогодняя или Рождественская история;

-патриотические стихи.

7 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр

Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике (роман, повесть, рассказ, жанры лирики, жанры драмы). Сведения об истории некоторых жанров.

-школьный фольклор;

-былина на современную тему;

-переработка сказки под пьесу;

-басни на школьные темы;

-толкование притчи (эссе);

-элегия, стансы (освоение жанра);

-водевиль;

-отзыв о поэтическом произведении;

-«новая» развязка комедии «Ревизор»;

-стихотворение в прозе (проба пера);

-портретные зарисовки;

-написание сценария эпизода;

-юмореска;

-сонет (проба пера);

-пишем как Маяковский (тонический стих);

-пародия, карикатура, шарж (проба пера);

-фельетон.

8 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

История в произведении искусства слова.

Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных  времен и народов. В центре анализа - связь жизни с искусством (авторская позиция)

Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы.

-подбор эпиграфа;

-сочинение о жанрах древнерусской литературы;

-исследование;

-анализ рассказа;

-патриотическая лирика (проба пера).

9 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах классики русской литературы.

Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни (литературный процесс, отражение жизни в произведениях искусства и др.)

-анализ любимого стихотворения                ( восприятие, истолкование, оценка);

-новаторство Пушкина - «онегинская строфа», попытка восстановить пропущенные главы;

-эссе;

-развернутый ответ;

-составление теста по прочитанному материалу;

-из анекдота в рассказ;

-публицистическая статья;

-сочинение стихов…

10 класс

Литературный процесс от древности до конца XIX века

Курс русской литературы XVIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе. В центре анализа - литературный процесс в XX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом; литературные направления, литературные школы, традиции, новаторство в литературе и др.

- сочинение- анализ эпизода;

-освоение жанра пародии;

- опорный конспект художественного произведения;

-сочинение- рассуждение;

-аннотация;

- доклад;

-реферат;

-путевой очерк;

-портретный очерк;

-проблемный очерк.

11 класс

Литературный процесс в XX веке

Курс русской литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе. В центре анализа - литературный процесс в XX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе

Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: новые направления в литературе, судьбы русской литературы в XX веке, пути воссоединения русской литературы.

- сочинение- анализ эпизода;

-освоение жанра пародии;

- опорный конспект художественного произведения;

-сочинение- рассуждение;

-аннотация;

- доклад;

-реферат;

-путевой очерк;

-портретный очерк;

-проблемный очерк.

 

 

 

 

 

 

III. Виды творческих заданий на уроках русского языка.

 

5 класс:

- деловая инструкция;

-объявления;

-изложение (подробное и сжатое);

-сочинение-описание;

-письменное высказывание.

6 класс:

-выборочное изложение текста художественного стиля;

-план к сочинению (простой и сложный);

-сочинение – описание;

-аннотация к любимой книге;

-отзыв о прочитанном произведении.

7 класс:

-заметка в газету;

-рекламное сообщение;

-портретный очерк.

8 класс:

- репортаж-описание;

- репортаж-повествование;

- портретный очерк;

-изложение с элементами сочинения.

9 класс:

- сочинение-рассуждение;

- сочинение-размышление;

- эссе;

- статья;

- рецензия;

- тезисы, конспект;

- изложение с элементами сочинения.

10-11 класс:

- реферат;

- статья;

- обзор;

- творческий пересказ;

-  язык таблиц и схем, язык рекламы;

- эссе;

- доклад;

- сочинение обобщающего и проблемно-дискуссионного характера;

- художественная зарисовка;

- рассказ;

- стихотворение;

- драматический фрагмент;

- небольшая пьеса из жизни сверстников;

- сценарий мини-фильма;

- воспоминания.

           Таково содержание рабочей программы по развитию творческих способностей на уроках литературы и развития речи.

           Внеклассная работа по развитию творческих способностей направлена на ознакомление с основными  теоретическими понятиями и приёмами работы над творческими заданиями. Далее представлено её тематическое содержание.

      1.Вводное занятие. Выражение прозаическое и стихотворное.

      2.Описание, повествование, рассуждение.

      3.Качества словесного выражения.

      4.Средства художественной  выразительности.

      5.Ритм и интонация в прозе.

      6.Основы стихосложения.

      7.Роды, виды и жанры словесности.

      8.Создание текста. Способы связи частей текста.

      9.Тема, идея и содержание текста.

     10.Возможнность различного словесного выражения одной темы.

     11.Композиция словесного произведения.

     12.Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении.

     13.Видоизменения авторского повествования.

     14.Образность произведений художественной литературы.

     15.Строение художественного текста.

 

 

 

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Классное руководство
Литература
Материалы методических объединений
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: