Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе
опыты и эксперименты по теме

Уторова Екатерина Анатольевна

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе

 

Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsionalno-regionalnyy_komponent_v_prepodavanii_literatury.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по литературе способствует приобщению учащихся к общекультурным нравственным ценностям.

Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком, литературой и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.

Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие народа.

Наличие литературы на трёх языках – мордовских (эрзянском и мокшанском) и русском – определяет основное своеобразие литературного процесса в Республике Мордовия. В нём наблюдается  взаимовлияние национальной и русской литератур. Это должно находить отражение в методике преподавания литературы в школе.

Неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, в частности, его регионального (национального) аспекта является включение в круг школьного изучения ярких произведений самобытных национальных авторов.

Исследование современных школьных программ показывает, что региональному (национальному) компоненту как одной из составляющих частей изучения литературы ни в одной из действующих на сегодняшний день программ по предмету не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем, программы для поступающих на гуманитарные факультеты в вузы Мордовии подразумевают владение определённым фактическим материалом, связанным с литературным процессом  региона. Именно поэтому, когда встал вопрос о выборе темы диссертационного исследования, я нисколько не сомневалась в том, что буду работать с литературой Мордовии, а именно с русскоязычной литературой.

Необходимо отметить, что основу изучения литературы родного края должны составлять только высокохудожественные образцы, направленные на становление и формирование внутренних потребностей личности в непрерывном самосовершенствовании.

Поэтому отбор художественных  и учебных текстов в нашей школе обусловлен разнообразием познавательной информации «россиеведческого характера» (термин Т. В. Уткиной, кфн, доцента кафедры методики преподавания литературы МГПИ). Основными критериями отбора литературных произведений для изучения литературы являются учет эстетических, познавательных ценностей, воспитательной значимости и гуманистического потенциала произведений, а также социально-психологических  и национальных особенностей школьников, их интересов, степени подготовленности к восприятию художественного текста и жанрово-видовых особенностей произведений.

Прежде всего, данный курс способствует формированию у учителей собственной концепции взаимосвязанного изучения  литератур, поиску оптимальной системы методов и приемов, обеспечивающих результативность обучения литературе, выявлению единства эстетического потенциала литературы, осмыслению национальной самобытности или иного литературного явления. Именно эти критерии находят прямое отражение в преподавании литературы.

 Как показывает практика,  введение регионального компонента способствует не только увеличению кругозора и знаний школьников, но и осмыслению аналитического и интерпретационного подхода к художественным произведениям, что особенно важно на современном этапе литературного образования.

Мы стали внедрять региональный компонент в уроки литературы. В каждый урок литературы была включена литературная страничка, в которой мы представляли биографию и произведения писателей и поэтов Мордовии.

В сводной таблице представлены произведения, включение которых помоет нам реализовывать национально-региональный компонент в изучении литературы в школе.

Национально-региональный компонент

в преподавании литературы в школе

класс

Произведения русских классиков

Произведения родной литературы

5класс

Русские народные сказки

Мордовские народные сказки

Сказки А. С. Пушкина

 Сказки С. Аникина

А. Фет пейзажная лирика

В. Юдина («Осень», «Нет за нашей деревней дубравы»), А.Терентьев («Ночная радуга», «Штормовой шар»).

7 класс

А. С. Пушкин «Медный всадник»

«Легенда о серебряном всаднике» В. Абрамов

9 класс

Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина

Оды А. Сульдиной

«Слово о полку Игореве»

«Сияжар»

Драмы А. П. Чехова

Драмы А. Пудина

10 класс

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Н.Тремасова «Нежности волчицы», Н. Эркай «Митяевы мечтания».

11 класс

Ф. Искандер «Кролики и удавы»

Ю. Самарин «Творец»

В. Дегтев «Псы войны», «Выбор»

Г. Петелин «Ему же холодно»

Если говорить обо всей образовательной системе нашей школы, то реализация национально-регионального компонента происходит через введение «финно-угорских языков» (мокшанский, эрзянский), «История и культура мордовского края», «География республики Мордовия».

Помимо этого культуроведческий подход находит свое отражение в научных работах школьников. Так на научно-практической конференции «Школьники ХХI века» в прошлом учебном году членами НОУ «Эрудит»  были подготовлены следующие доклады «Эпистолярный жанр и его трансформации  в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф. М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»), «Самосознание героини как воплощение эстетического идеала (на примере романа Н. Рузанкиной «Возвращение»)». В 8 классе проводился открытый урок «Нравственный выбор (на примере произведений В. Дегтева «Выбор» и Г. Петелина «Ему же холодно»)»

Основываясь на материале традиционной  мордовской культуры , национально-региональный компонент учитывает современную поликультурную ситуацию и является  важным шагом на пути не только возрождения национальной культуры, но и на пути социализации школьников к жизни в поликультурной среде.

Реализация регионального (национального) компонента в изучении литературы имеет огромное значение, поскольку позволяет привлечь внимание школьников к явлениям литературного процесса, развивающегося вблизи с учениками – читателями и учителями – практиками. Возможные встречи с авторами изучаемых произведений позволяют школьникам почувствовать сопричастность с развитием литературы, понять, что это живой, постоянно развивающийся процесс.

Чаще всего о творчестве писателей Мордовии говорится на уроках внеклассного чтения, на внеклассных мероприятиях по предмету, факультативных занятиях и т.п. В связи с профилизацией обучения появилась возможность изучения русскоязычной литературы Мордовии в процессе сопоставления с произведениями русских писателей в рамках элективных курсов. Это вызывает интерес учащихся не только к литературе Мордовии, но и к родному краю.

Включая школьников в разнообразные виды деятельности в контексте национально-регионального компонента: учебу, игру,  творческую деятельность, тем самым региональный компонент  содержания образования способствует формированию у школьников  социально-значимых качеств, нужных для жизни в поликультурном социуме, формированию у школьников толерантности, помогает их социализации в окружающем мире.

Таким образом, национально-региональный компонент содержания образования , помимо своей основной цели – сохранение культуры, языка, оказывает и непосредственное влияние на социализацию школьников в поликультурной среде.



Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент

в преподавании литературы в школе

класс

Произведения русских классиков

Произведения родной литературы

5класс

Русские народные сказки

Мордовские народные сказки

Сказки А. С. Пушкина

 Сказки С. Аникина

А. Фет пейзажная лирика

В. Юдина («Осень», «Нет за нашей деревней дубравы»), А.Терентьев («Ночная радуга», «Штормовой шар»).

7 класс

А. С. Пушкин «Медный всадник»

«Легенда о серебряном всаднике» В. Абрамов

9 класс

Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина

Оды А. Сульдиной

«Слово о полку Игореве»

«Сияжар»

Драмы А. П. Чехова

Драмы А. Пудина

10 класс

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Н.Тремасова «Нежности волчицы», Н. Эркай «Митяевы мечтания».

11 класс

Ф. Искандер «Кролики и удавы»

Ю. Самарин «Творец»

В. Дегтев «Псы войны», «Выбор»

Г. Петелин «Ему же холодно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход к преподаванию литературы в школе

Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно...

Культурологический аспект преподавания литературы в школе.

О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....

Статья "Инновационные педагогические технологии и их применение в практике преподавания литературы в школе"

Статья знакомит с использованием в практической деятельности современных педагогических технологий, которые помогают сделать привлекательным процесс познания литературы в школе....

Обоснование концепции преподавания литературы в школе

Литература не укладывается в рамки школьного предмета, а всё время выплёскивается за край: искусство с одной стороны, и жизнь - с другой.   Концепция педагогической деятельности...

Доклад на заседании ШМО "Этнокультурный компонент в преподавании литературы и русского языка"

По моему убеждению, приобщение каждого школьника к культурному наследию родного народа должно вырабатываться с раннего возраста в семье с помощью родного языка. Это даст положительные результаты в вос...

Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"

Материалы подготовлены для участия  в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой  преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....