Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"
статья

Зайцева Елена Сергеевна

Материалы подготовлены для участия  в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой  преподавателем Букиной Надеждой Владимировной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Публикация 121.68 КБ

Предварительный просмотр:

Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся

Букина Н.В., преподаватель

Зайцева Е.С., преподаватель

ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный

техникум» имени  В.И. Заузелкова (ГПОУ ККСТ)

«…память – это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без коего дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно, мужественно встретить будущее». [2]

Владимир Чивилихин

В соответствии с Федеральным законом № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в российских школах в дополнение к уже существующему предмету был введён новый - "Родная литература (русская)" [1]. Типовой программы по русской родной литературе в реестре программ нет, есть предметные результаты, представленные во ФГОС. Содержание учебного предмета выстраивает педагог, руководствуясь складывающейся практикой. С учетом регионального компонента в ГПОУ ККСТ составлена рабочая программа «Родная литература», в рамках которой изучается литература Кузбасса.

Цель нашей работы – определить связь программного преподавания родной литературы с уровнем осведомленности студентов ГПОУ ККСТ о литературном процессе Кузбасса.

Гипотеза: чем раньше дети начинают изучать литературу Кузбасса, тем важнее и интереснее поэтапно, ориентируясь на возрастные особенности, содействовать воспитанию эстетической культуры обучающихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей малой родины, развитию речи.

В ходе исследования базовым методом решения поставленных задач стал  метод опроса. Респондентами стали обучающиеся ККСТ с 1 по 4 курс (4 курс - 26 чел., 3 - 25чел., 2 – 32 чел., 1 -36 чел.).

Полагая, что знание родной литературы обязательно и для преподавательского состава, был проведён выборочный опрос 12 коллег (6 человек - общеобразовательных дисциплин, 6 – преподаватели дисциплин профессионального цикла). Дополнительно опросили членов своих тематических групп мессенджера «WhatsApp».

Основными результатами анкетирования стали:

1. 100%  опрошенных считают, что  важно знать родную литературу региона.

2. 38% (10 чел.) студентов 4 курса назвали фамилии, знакомы с творчеством поэтов и прозаиков Кузбасса, среди них М.Небогатов, В.Фёдоров, Б.Бурмистров, С.Донбай, А.Волошин. Похожие результаты были получены при опросе обучающихся 3 курса (36%). Неплохой результат, по нашему мнению, если считать, что у них родная литература вообще не преподавалась. Мы пришли к выводу, что немалая заслуга в этом принадлежит Людмиле Николаевне Виноградовой, преподавателю русского языка и литературы ККСТ, которая на протяжении ряда лет участвовала в организации и проведении фестиваля «Весна в Притомье», в ходе которого студенты и преподаватели техникума знакомились с поэзией и прозой Кузбасса.

3. 47% обучающихся 2 курса имеют представление о литературе Кузбасса. Ребята  пояснили, что источником знаний о ней стали уроки в курсе основной образовательной школы. Назвали Э.Гольцмана, В.Чивилихина, В. Баянова. Были те, кто называл произведение, но не помнили фамилию автора. «Клиническая жизнь» (Д.Мурзин), «Стихи о Наташе Ростовой» (И.Киселёв).

Более информированы по рассматриваемой теме студенты 1 курса (100%) и преподаватели (100%). Так, недавние школьники, первокурсники уже имеют представление о литераторах Кузбасса. Однако в ряде образовательных организаций предпочтение отдавалось изучению родного языка. Положительное значение оказал тот факт, что со второго семестра в ГПОУ ККСТ преподается дисциплина «Родная литература».

Все без исключения друзья из нашего окружения (около 60 человек) назвали Е. Гришковца, Д.Фёдорова. Известно многим из них творчество С. Донбая, Л. Герджидовича, Е. Буравлева, В. Чивилихина, Л. Никоновой, С. Самойленко, З. Чигаревой, Ю.Лавряшиной, Б. Бурмистрова. На скриншотах представлены результаты опроса:

Кроме того, ряд респондентов знают и любят произведения писателей своих городов, поселков. Так, жители г. Мыски помимо Б. Бурмистрова, В. Чивилихина, В.Д.Фёдорова знают своих авторов: С. Берестова, В. Копысова, Ю. Панова.

Таким образом, анкетирование показало, что читательская аудитория от 40 до 65 лет знает и любит кузбасскую литературу, интересуется новинками, отслеживает публикации молодых поэтов. Бабушки читают внукам шорские сказки, записанные Сафроном Тотышем. Студенты ГПОУ ККСТ имеют в той или иной степени представление о литературном процессе Кузбасса, часть из них с увлечением читает произведения кузбасских авторов.

Заключение

Все мы знаем, что патриотизм складывается из многого, в том числе и из знания особенностей своей малой родины. Как сказал академик Д.С. Лихачев, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». [3]

Учитывая, что каждое образовательное учреждение делает выбор самостоятельно в пользу изучения дисциплин «Родная литература»  либо «Родной язык», полагаем, что уже с цикла начальной школы, там, где сделан выбор в пользу изучения «родного языка», необходимо в качестве базисных использовать кроме произведений классической русской литературы тексты региональных авторов, что уже активно применяется при подготовке к ЕГЭ рядом преподавателей, использующих тексты Е. Гришковца. [4]

 Список литературы:

1. Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] – Режим доступа.- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304090/

2. Чивилихин, В.А. Память [Электронный ресурс] – Режим доступа.- https://www.litmir.me/br/?b=6308&p=1

3. Лихачев Д.С. Земля Родная [Электронный ресурс] – Режим доступа.- https://www.litmir.me/br/?b=97333&p=33

4. Интернет-ресурсы:

https://rustutors.ru/vsetekstiege/professia/2523-tekst-egje-ev-grishkovca-o-vybore-professii.html

https://www.капканы-егэ.рф/index.php/chto-takoe-vybor/2511-chto-takoe-vybor-po-tekstu-e-grishkovtsa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.

Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"

НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или ...

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных ...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Использование национально-регионального компонента в преподавании математики

Материал направлен на ознакомление с особенностями использования национального-регионального компонента на уроках математики, что является важным составляющим содержания современного школьного образов...

Развитие личностных УУД обучающихся на уроках русского языка посредством использования регионального компонента

Хорошо известно, что наш регион является уникальным по своим природным и этническим особенностям. Несомненно, знание истории, культуры, традиций, литературы сможет духовно объединить несколько национа...