Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"
статья на тему

НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или иного народа, способствующих формированию у учащихся устойчивых учебных и жизненных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_natsionalno-regionalnogo.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или иного народа, способствующих формированию у учащихся устойчивых учебных и жизненных умений и навыков.

В государственной программе по сохранению, изучению и развитию языков народов республики Татарстан намечены конкретные способы совершенствования путей овладения русскоязычными представителями татарского языка.

Основная задача обучения русскоязычных учащихся татарскому языку – научить их практически пользоваться татарским языком как средством общения.

На уроках татарского языка русскоязычные учащиеся должны научиться правильно воспринимать речь на этом языке, участвовать в разговоре, рассказывать об увиденном и услышанном, читать и понимать татарские тексты, а также приобретать грамотного письма на татарском языке.

Учебный процесс по обучению татарскому языку в русской школе строится на коммуникативной основе с учетом принципов: практической направленности обучения; активной речевой деятельности; учета возрастных особенностей учащихся; учета специфика родного (русского) языка; устной основы обучения чтению и письму, а также общих дидактических принципов: сознательности, наглядности, проблемности и др. – интерпретированных к условиям обучения татарскому языку как народному. Предмет – татарский язык – это предмет, где национальная культура является содержательным ядром знаний. Цель уроков татарского языка – это приобщение русскоязычных учащихся к татарской национальной культуре, к духовным традициям. Введение элементов национальной культуры в содержание уроков усиливает их потенциал и способствует формированию интеллектуальной культуры, духовности.

Программа по татарскому языку для русскоязычных учащихся построена так, что изучение татарского языка включает в себя и ознакомление учащихся с родным краем Татарстаном, его городами, районами, с культурой, литературой, историей и современностью татарского народа, географией его проживания, природой, животным миром.

Так, уже в 1 классе основной задачей и целью учителя татарского языка является развитие языковой особенности, ознакомление с татарским языком как средством приобщении к культуре татарского народа. Учащиеся знакомятся с ритуальными коммуникативными формулами приветствия, прощания, поздравления, усваивают лексику татарского языка, сгруппированную по тематическому и ситуативному признакам, учатся принимать участие в татарских народных играх, знакомятся с песнями и стихотворениями на татарском языке (например, игры «Ак колоч», «Жилек жиям, как коям», «Кария Закария», стихотворения Г.Тукая и М.Джалиля).

        В программу 2 класса включена тема «Татарстан – минем Ватаным Казан».

        3 класс – Национальная одежда. Сказки татарских писателей.

        5 класс – Праздники и игры народов Татарстана. Природа родного края. Республика Татарстан. Столица и города. Книги татарских детских писателей. В музеях и театрах.

        6 класс – Выдающиеся представители татарского народа Республики Татарстан.

        7 класс – Экономическая жизнь Татарстана. Природа Татарстана, животный мир. Отрывки из произведений татарских писателей.

        8 класс – Татарский фольклор.

        9 класс – Национальное искусство татар.

Формы и методы реализации национально-регионального компонента в преподавании татарского языка различны:

  1. проведение вводных уроков в каждом классе (в начале года) татар деле – дэулэт теле;
  2. сбор краеведческого, фольклорного материала;
  3. изучение особенностей быта родного края, района;
  4. экскурсии в государственные музеи Татарстана;
  5. экскурсии в музеи Ш. Камала, С. Сайдашева, Г. Тукая, М. Джалиля;
  6. экскурсии в НКЦ как основа для творческих работ (по развитию речи);

В НКЦ для русскоязычных учащихся особо интересны такие отделы музея, как «Татарская национальная одежда и обувь», «Татарские национальные украшения».

  1. подготовка рефератов, сообщений;
  2. сбор материалов по истории личных имен, названия рек, озер, местности.

Работая несколько лет с русскоязычными учащимися, учителя сталкиваются с тем, что ребята почти ничего не знают о районах республики. В начале урока в 8, 9, 10 классах учащиеся делают сообщения об одном из районов Республики Татарстан (задание они получают заранее). Сообщения готовят на русском языке по такому плану:

  1. где расположен район,
  2. его население,
  3. основная отрасль народного хозяйства,
  4. какие известные люди: татарские писатели, артисты, художники, деятели науки вышли из этого района.

Уже подготовлены сообщения об Актанышском, Чистопольском, Буинском, Зеленодольском, Арском районах. Учащиеся узнали о том, что, например, в Зеленодольском районе родился К. Насыри, А. Шамов, М. Хосэн, артисты Р. Сабиров, У. Альмиев, композитор Рашит Калимуллин, актриса Резеда Тухватуллина, профессор Гумар Саттаров, первая татарская артистка Сахибджамал Волжская. Арский район – Г. Тукай, С. Хаким, Т. Ахунов, Г. Баширов и др.

В учебниках по татарскому языку даны небольшие тексты о всемирно известных личностях татарского народа. Чтобы расширить знания учащихся в 8, 9, 10 классах учащиеся готовят рефераты о них. Например, «Всемирно известный шахматист Тата Камский», «Всемирно известный артист балета Рудольф Нуриев», «Скульптор, художник Баки Урманчы» и д.р.

Введение элементов национальной культуры, в частности, татарской музыки, в содержание уроков усиливает их потенциал. Такие уроки нравятся русскоязычным учащимся, они с удовольствием разучивают татарские песни.

Например, в 6 классе мы работаем над текстом «Каз омэсе». В начале урока я рассказываю ребятам об этом празднике, потом работаем над текстом и разучиваем песню «Каз канаты». В 7 классе работаем над текстом о Саре Садыковой. Учащиеся уже имеют представление не только о татарском композиторе, но и знают ее песни. В 8 классе – песню «Ай Былбылым».

Изучение татарского, русского, иностранного языков придает учащимся собственную личную уверенность при наличии определенных знаний, умений и  навыков общения, перевода, работы с книгой, печатью, другими источниками информации, без него и настоящего профессионализма быть не может. Знание татарского языка, истории, культуры, традиций татарского народа становятся неотъемлемой потребностью нашей жизни.

Хайруллина Г. К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он делае...

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Успешное обучение возможно только в том случае, если преподавателю  удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с эт...

Статья."Приоритетные направления в преподавании татарского языка и литературы"

Статья "Приоритетные направления в преподавании татарского языка и литературы" . Обозначены основные цели работы.Приведен пример из авторской разработки....

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение  понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...

Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"

Материалы подготовлены для участия  в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой  преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....

Концепция преподавания татарского языка и татарской литературы

Концепция преподавания татарского языка и татарской литературы...

Реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей по английскому языку для 5-11 классов Южный Урал

В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культур...