Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .
методическая разработка по литературе на тему

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Из опыта работы.  

Использованию регионального (Кубанского) компонента.

В течение 2008-2009 г.г. на уроках литературы было проведено немало разнообразных по форме и содержанию уроков, которые ввели учащихся в мир кубанской литературы.

В работе использовалась Программа «Региональный компонент про граммы по литературе в школах Краснодарского края; хрестоматия «Литера тура Кубани» (для учащихся 5-6 классов, Краснодар, 2000), «Литература Ку бани» (для 7-8 классов, Краснодар, 2002), «Литература Кубани» (в трех час тях - для 5-11 классов, Краснодар, 1990 г.)

Уроки были спланированы как внеклассное чтение в каждом классе в соответствии с разделами основной программы таким образом, чтобы уча щиеся поняли, что литература Кубани - составная часть Великой Русской литературы. Ведь именно Кубань подарила России плеяду прекраснейших писателей, таких, например, как, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский, а также замечательных поэтов, наших земляков - И. И. Варавву, В. Бакалдина, В. Неподобу,   удивительный поэт В. Комолев, который живет рядом с нами, в Белореченске.

Ребята очень охотно вовлекались в творческую поисковую работу. Например, в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети читали Ку банские щедровки :, «святочный обряд «Мыланка» в станицах края» (в опи сании П. Ткаченко), в 6 классе - «Детские колядки и щедров:ки », в 7 классе - с большим интересом знакомились с пословицами и поговорками, которые, будучи близкими к общерусским, произносились на свой лад, на кубанском диалекте (Собака гавка - витэр носэ, Свэня калюжу найде и др.). Ребята представили себя даже в роли собирателей фольклора, подобрали пословицы, которые употребляли в речи их прабабушки.

После изучения раздела «Русские народные сказки» узнали кубанскую сказку «Казак Чигий» (5 кл.); в 6 классе после темы «Мифы», - почему в ми-

фологической истории Кубани первое место отведено сказанию о Прометее по исследованию Щербины Ф.А. (1849-1936) - выдающегося кубанского ис торика.

В 7 классе прикоснулись к «Делам давно минувших дней» - сказу По пова В.А. «Кочеты генерала Суворова». Ребята читали о деятельности А.В. Суворова на Кубани, об истории названий хуторов и речек в память ночного суворовского похода. Для девятиклассников откровением стала «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков», об их беспримерном мужестве, героизме, славе и верности Богу и Отечеству.

Из раздела «Современная литература» хрестоматия «Литература Куба ни» (5-6 кл.) для урока в 6 классе по развитию речи был использован рассказ «Ущелье желобного» Пальмана В.И. (из романа «Песни черного дрозда»)

Рассказ был прочитан самостоятельно, потом обменялись мнением о прочитанном, прониклись глубокой симпатией к «материнскому делу» медведицы - силе ее материнской любви, с горечью перечитывали сцену ее гибели, осудили браконьерство, а затем написали выборочное изложение «Дети взрослеют» о медвежатах. Данный рассказ интересен и в познаватель ном отношении, т.к., читая, дети встретились с необычными названиями ме сяцев: «март - месяц Теплых Ветров, апрель - месяц Светлой Ночи». Вопрос № 10 в хрестоматии к рассказу очень понравился: ведь надо было опреде лить, какие месяцы скрываются за названиями: «Освежающий», «Время Ма тери и Дитяти», «Обильные Корма», «Месяц Сухого Листа», «Месяц Па дающих Листьев» и др.

В связи с изучением по основной программе произведений о великой Отечественной войне провожу следующие уроки по региональному компоненту под девизом «Идет война народная»:

в 5 классе - «Не о море». Рассказ Иваненко В.Т.;

в 6 классе - «Вечная юность». Поэма Белякова И.В.;

в 7 классе - главы из повести «Притча о коне» Краснова Н.С.;

в 8 классе - «Прометей № 319» Знаменского А.Д.;

в 9 классе - «Мальчишки сорок первого» Василенко Г.И.

«Мария - дочь Хрисана» Дроздова И.Л.

«На приречной рыжей полосе» Бакалдина В.Б.

Все уроки строятся по обычной схеме: слово о писателе, его участии в Великой Отечественной войне, чтение и анализ произведений. Неоценимую помощь каждый учитель получает в хрестоматиях, т.к. тексты произведения сопровождаются примечаниями для словарной и лексической работы, систе мой вопросов и заданий, которые составляют основу анализа. Конечно, каж дый учитель внесет и элементы собственного творчества. Например, мы подбирали эпиграфы к урокам, читали стихотворения поэтов-фронтовиков, защищали иллюстрации к произведениям, вводились элементы развития ре чи, чтобы ученики смогли выразить свое отношение к поднятой проблеме. Например, после анализа рассказа Дроздова И.Л. «Мария - дочь Хрисана» ребята писали сочинение-миниатюру на тему «Имела ли Мария право зая вить воину-освободителю; «Я больше русская, чем вы»? Какой смысл при обрело это утверждение сегодня на Родине Ивана, в обновленной России?»

Вот фрагменты некоторых работ учеников:

1. Мне кажется, что Мария не имела права заявить воину-освободителю, что «она больше русская, чем он». Ведь он защищал родную землю, рисковал своей жизнью за Родину. А что Мария? В душе она русская, но что она сделала для своей Родины, больше ли, чем Иван и его сослужив цы. Многие положили жизни за родной край, они остались верны своей земле и при перемене власти. А если Мария так сильно хотела в Россию, то почему она не согласилась с предложением. Не потому, что она гордая, а потому, что она не принимает такой «совдеповской» Родины.

Сейчас все меньше русского в обновленной России, значит и утвер ждение Марии правильно. Она, сохранив в своем доме ту Россию, которую она любила, не решилась изменить свои взгляды, а с такими взглядами ее могли сослать не на Родину, а в Сибирь. Значит, сейчас она «больше русская, чем мы».

                           

2.        Героиня родилась на Кубани, нацисты убили всю ее семью. Мария -
настоящая казачка, но живет в Болгарии, где «создала» свою маленькую
Русь.

Нет, не имеет, так как и воин-освободитель и Мария - граждане Рос сии, они родились на одной земле, в России. Среди русских людей не может быть различий, в душе у них всегда присутствует русский дух, даже если они в другой стране. В памяти у них вся русская природа, природа, среди которой они родились.

В новой России становится все меньше русского. Многие стороны рус ской жизни приобретают западный характер, и исчезает Русь Марии.

3.        Заявить воину-освободителю: «Я больше русская, чем вы!» - Мария
права не имела. Потому, что он воевал за свободу России.

Сегодня в обновленной России это утверждение приобрело иной смысл. Мария останется русской до конца жизни, чтобы ни случилось. А в наше время есть люди, которые лучше где-нибудь за границей, а не на Роди не. Это утверждение приобрело верный смысл. Есть те, которые не то чтобы защищать ее, они не хотят идти в армию.

После анализа стихотворения В. Бакалдина «На приречной рыжей по лосе» описывали памятник, который должен увековечить память юных геро ев-краснодарцев .

Такие уроки воспитывают патриотические чувства учащихся, высокие нравственные качества личности, повышают уровень читательского воспри ятия, способствуют овладению рядом умений литературно-творческого ха рактера.

Кроме того, во многих темах регионального компонента заложены ин-тегративные возможности (элементы истории, географии, русского языка). Например, анализируя стихотворение В. Бакалдина «На приречной рыжей

полосе», задаю вопрос: «Понятно ли вам значение слов «поклассно и по-школьно»? Как образованы эти слова? Какое лексическое значение они при обретают?»

В коллективной работе выясняем, что такие наречия обычно образуют ся от относительных прилагательных: классный —» поклассно, школьный —> пошкольно. Сравниваем и другие слова, образованные таким же способом: повзводно, поквартально, поочередно, что означает число, порядок, очеред ность. Отсюда слова поклассно, пошкольно употреблены в значении «мно го». Ученики убеждаются в этом, читая следующие строки стихотворения:

А они легли под Краснодаром,

На приречной рыжей полосе.

Так же в этом стихотворении работаем и с другими словами. Напри мер, «исполин». Подбираются синонимы - богатырь, великан... Выясняем значение слова «шлях». В этимологическом словаре отмечено, что слово «шлях» заимствовано через украинский и белорусский языки из польского, в котором «шлях» употреблялось в значении «удар, след, дорога».

Ученикам предлагается задуматься, в каком значении это словосочета ние («мчится шлях») употреблено в стихотворении Бакалдина?

Рассуждая, ребята приходят к выводу: «мчится шлях» - метафора, это и дорога жизни, как след, как память о подвиге тех, кому сы все обязаны жиз нью. Читаются следующие строки стихотворения:

«Старый берег,

Новой жизнью нов,

И растет кварталами бессмертье

Милых Краснодарских пацанов»

Подбираем контекстные синонимы, которые использует поэт, описы вая героев были:: «мальчики - пареньки», «люди неожиданной отваги» - «не мальцы и все же не мужчины», «ополченцы, юные по чину», «хлопцы», «па цаны», «мальчик с винтовкой в руках».

Таким образом, сочетание действующих программ с региональным компонентом способствует приобщению учащихся к самообразовательной

деятельности, повышает потенциал урока, удовлетворяет познавательные потребности, т.к. отбор материала производится в соответствии с интереса ми и психолого-познавательными возможностями школьников.

Нельзя живя на Кубани, не знать художественной литературы об этом крае и его людях.

А региональная литература, как мы в этом убедились, помогает моло дому человеку ориентироваться в изменяющемся социальном мире, позна вать предшествующую жизнь народа, края; она является источником сил для духовного становления личности, способствует выработке мировоззренче ских позиций, нравственных и эстетических норм, формирует культуру чувств читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....

Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).

Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания  способствует  укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли....

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)

Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся...

Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"

Материалы подготовлены для участия  в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой  преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....