Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).
учебно-методический материал по русскому языку

Надежда Петровна Дюжева

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Дюжева Н.П.., учитель русского языка и литературы

ЧОУ «ШКОЛА « ЭВРИКА-ЛИЦЕЙ»    

Приморского  района

г.Санкт-Петербурга

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы

( из опыта работы учителя).

Технология РКМЧП (critical thinkin)  разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

     Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

 Технология развития критического мышления связана с понятием критического мышления. Какого школьника можно назвать критически мыслящим? Такого, который владеет способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способный выделить в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника, умеющего работать с различными типами информации, эффективно использующего разнообразные ресурсы.

 В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

 Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

 Во-вторых, фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в выборе форм и стратегий работы с текстом, организуя дискуссии.

 В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования.

     Принципиальные отличия технологии развития критического мышления от других в более высокой организации проблемного урока, когда учит, развивает и воспитывает не только тематический материал, но и приемы его изучения.     Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

    1. Готовность к планированию.  Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

    2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

    3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость и напряжение ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

    4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои  неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

    5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблю-дать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход  рассуждений.

    6. Поиск компромиссных решений. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала педагогическая технология развития критического мышления посредством  чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична.

              1 стадия – В ы з о в :

-        актуализация имеющихся знаний;

-         пробуждение интереса к получению новой информации;

-        постановка учеником собственных целей  обучения.

2 стадия – О с м ы с л е н и е   с о д е р ж а н и я :

-        получение новой информации;

-        корректировка  учеником  поставленных целей  обучения.

           3 стадия – Р е ф л е к с и я :

-        размышление, рождение нового знания;

-        постановка учеником новых целей обучения.

     Урок, построенный в соответствии с технологией РКМЧП, имеет три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.

     На стадии вызова учащимся дается возможность размышлять, высказывать любые мнения.

•        Как вы думаете, о чем этот рассказ?

        Ю. Казаков «Тихое утро».

•        Любите ли вы басни? А что вы о них знаете? Для чего их создают?

     На стадии осмысления приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, трансформируют, интерпретируют, обсуждают и т.д.

     На стадии рефлексии происходит взвешивание, оценка, выбор.

•        Что на уроке показалось интересным?

•        Какие предположения подтвердились?

•        Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? И т.д.

    Примеры некоторых приемов технологии РКМЧП.

      «Ромашка Блума» (или «Ромашка вопросов»)- это прием постановки вопросов разного типа. Например, в 5 классе при изучении рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» учащимся предлагается поработать в группах. Свои вопросы они записывают на лепестках.      «Чтение с остановками». Выбирается незнакомый рассказ. Намечается 5-6 остановок по ходу чтения. Учащимся задаются вопросы:

•        Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

•        Что вы почувствовали? Какие ощущения у вас возникли?

•        Какие ваши ожидания подтвердились?

•        Что было неожиданным?

•        Как вы думаете, чем закончится рассказ? И др.

     «ПОПС- формула»- прием, который учит лаконично высказывать аргументированное мнение.

     П- позиция «Я считаю, что...»

     О- объяснение «Потому что...»

      П- пример «Я могу это доказать на примере...»

      С- следствие «Исходя из этого, я делаю вывод, что...»

     «Шесть шляп» Эдварда де Боно - это прием шести типов мышления: «белая шляпа»- мыслим фактами, цифрами, без эмоций; «желтая шляпа»- выделяем позитивные стороны; «черная шляпа»- выявляем противоречия, недостатки и их причины; «красная шляпа»- выражаем свои эмоции, чувства; «зеленая шляпа»- ищем новые грани, идеи; «синяя шляпа»- проводим обобщающие параллели, осмысливаем, делаем выводы.

     Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» можно использовать метод «Шести шляп» таким образом: класс делился на 6 групп, каждая группа получала свою шляпу и задание:

•        Белая шляпа- шляпа информации.

- Кратко изложите факты из жизни Емельяна Пугачева, о которых рассказывает Пушкин в повести.

•        Желтая шляпа- шляпа оптимизма.

- Что положительного увидели вы в образе Пугачева?

•        Черная шляпа- шляпа пессимизма.

- Назовите отрицательные черты характера героя.

•        Красная шляпа- шляпа эмоций.

- Какие эмоции испытывали вы, узнавая о жизни Е. Пугачева?

•        Зеленая шляпа- шляпа роста возможностей.

- Может, что-то ускользнуло от нашего внимания при чтении повести? Что еще можно добавить к интерпретации образа Пугачева?

•        Синяя шляпа- шляпа осмысления.

- Выслушав выступления групп, сделайте вывод. Прием «Шести шляп» нравится учащимся. Он помогает рассмотреть проблему с разных точек зрения; развивает творческое, аналитическое и оценочное мышление; значительно повышает мотивацию, особенно это отражается на слабых учениках; учит взаимодействию в группе.

     «Концептуальная таблица». Этот прием полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения.     Такие приемы, как синквейн, диаманта, эссе- это способы синтеза материала, их лаконичная форма учит умению резюмировать информацию, излагать мысль лаконично и емко     Считаю, что использование технологии РКМЧП- оптимальный способ организации учебной деятельности, позволяющий развивать личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности.

Примеры использования приѐмов технологии РКМЧП на уроках   литературы.

Приѐм «Гипотеза на основе ключевых слов»

Фрагмент урока.

Стадия вызова:

-Я хочу вам предложить текст рассказа А.П. Чехова, который имеет заголовок «Хамелеон».

- Какие ассоциации возникают при чтении данного заголовка? Что непо-нятно?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

- Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриго-вывает).

- Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?

- Спрогнозируйте сюжетную канву текста.

- Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов:

Полицейский и городовой – базарная площадь – собачий визг – мастер Хрюкин – окровавленный палец - наказать, истребить ––нет - собака ге-нерала Жигалова – –собака - нет генеральского брата – толпа смеѐтся

Последующее чтение текста рассказа, сопоставление с гипотезой позволяет сохранить интерес к произведению.

   Приѐм «Перепутанные логические цепочки»

На уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Можно предложить ученикам составить, восстановить, дополнить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.

Биография Л. Н. Толстого:

Казань — Москва – Военная служба – Европа- Ясная Поляна — Императорский Казанский университет- Ясная Поляна.

После составления цепочки важно, чтобы ученики могли «расшифровать» каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период. Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.

   Приѐм «Логические задачи на уроке литературы»

Дано:

1. А.С. Пушкин

2.Арина Родионовна

3.«Сказка о золотом петушке»

Найти:

1.Нйти связь между данными именами и названиями.

2.В чем выразилось продолжение этой связи?

Комментарий: объясните ваши способы решения (логическую цепочку, последовательность размышлений).

Составьте кроссворд, используя литературные термины:

Олицетворение, метафора, сравнение, литература, эпитет, аллегория, антите-за, юмор, лирика, род, драма, роман.

   

     Таким образом, опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Пресс-конференция на уроке литературы. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и дост...

Статья по теме «Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики»

Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Это связано с недостаточным уровнем развития мы...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...