Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики
статья по математике

Мерзлякова Наталья Николаевна

реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мерзлякова Наталья Николаевна, учитель математики

ГБОУ школа № 695 «Радуга» Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

Использование инновационных, интерактивных технологий – это возможность сделать образование более эффективным, реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), организовать системно-деятельностный подход в обучении, сформировать универсальные учебные действия (УУД), а также достичь новые цели и решить основные задачи математического образования.[1]

Технология Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо или РКМЧП относится именно к таким инновационным педагогическим технологиям. В России она приобрела известность в конце 90-х годов. В основу РКМЧП положены множество работ: теория Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, работы Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, изучение К. Поппера и Р. Пола основ формирования и развития критического мышления, а также работы Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении.

Критическое мышление, которое находится в центре данной технологии, Л.С. Выготский определил как один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.[2]

Технология формирования критического мышление включает в себя следующие элементы:

  • Цели;
  • Задачи;
  • Принципы построения;
  • Этапы и условия формирования;
  • Методы;
  • Приемы и способы обучения мышлению;
  • Формы организации деятельности обучаемых;
  • Способы оценивания результатов формирования мышления.[3]

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, вне зависимости от предмета, строится в соответствии со следующей технологической цепочкой:

  • Первый этап: вызов – на данном этапе происходит актуализация имеющихся знаний;
  • Второй этап: осмысление – момент, когда проводится непосредственная работа с текстом – чтение;
  • Третий этап: рефлексия – заключительный этап с обобщением информации. На данном этапе возрастает роль письма, которое помогает разобраться в материале, осмыслить его и, возможно, высказать гипотезы, связанные с ним.

Использование технологии РКМЧП помогает развить в учениках логику, которая является непременным условием для критического мышления.

Критическое мышление – это навык, который необходим не только для достижения положительных результатов в процессе обучения, но и в обычной жизни, где оно будет неоценимым подспорьем при работе с различными источниками информации, анализе различных явлений и событий и принятии решений.

Помимо особого упора на развитие критического мышления, РКМЧП позволяет побудить интерес к предмету, а также вовлечь учеников в процесс.

РКМЧП – технология, подходящая для использования на уроках по различным предметам и для различных возрастных групп, но особенно она важна на занятиях в начальной школе, ведь именно тогда закладывается база для дальнейшего обучения. Она позволит научить школьников не просто находить информацию в учебном пособии, но и применять найденные знания на практике, оценивать альтернативные суждения и принимать решения на основе анализа имеющейся информации.

Математика – один из предметов, где технология РКМЧП особенно востребована в силу природы изучаемой науки, основанной на логике и анализе. Существует множество заданий, созданных при применении РКМЧП, которые могут использоваться в классе на занятии по математике. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Практические примеры: упражнения на основе технологии РКМЧП на уроке математики

«Ситуация яркого пятна»

Среди большого количества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено другим цветом или размером. Внимание учеников зрительно концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина подобной обособленности и общие характеристики всех предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.

«Группировка»

Ученикам предлагается сгруппировать ряд слов, цифр, предметов и фигур и обосновать свое решение. Классификация будет основана на внешних признаках, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет поставлен как задача урока.

«Исключение»

 Задание может быть основано как на зрительных, так и на звуковых признаках. Прием такой же, как и в упражнении «Яркое пятно», но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее и обосновать свой выбор. Формулируется учебная цель.

«Интеллектуальная разминка»

Урок начинается с интеллектуальной разминки, например, с двух-трех не слишком сложных вопроса на размышление. Задания разминки могут звучать по-разному:

  • Что лишнее?
  • Что общего?
  • Что пропущено?

Таблички с цифрами, геометрическими фигурами и предметами можно вывесить на доске или же подготовить в формате мультимедийной презентации.

Перечисленные выше методические приемы могут быть дополнены следующими: «Вопросительные слова», «Корзина знаний», «Моя шпаргалка».  


[1] Смолеусова Т.В., «Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании»: https://n-shkola.ru/storage/archive/1431425266-1375170075.pdf;

[2] Старостина Н.Н. СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КОМПЛЕКСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ «ТЕХНИКУМ – БАКАЛАВРИАТ –МАГИСТРАТУРА» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26762 (дата обращения: 19.01.2019).

[3] Шакирова Д.М., «Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"

возможность использовать  технологию РКПЧМ на уроке английского языка...

«Применение технологии РКМЧП на уроках математики в основной школе как подготовительный этап к профильному обучению».

«Применение технологии РКМЧП на уроках математики в основной школе как подготовительный этап к профильному обучению»....

«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.

Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....

Статья по теме «Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики»

Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Это связано с недостаточным уровнем развития мы...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....