Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.
учебно-методический материал по испанскому языку

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чигарёва М.Ю., учитель иностранного языка

ГБОУСОШ№539 Кировского района

с углубленным изучением иностранных языков

Санкт-Петербурга

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека  информационному полю. Цели: 1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений; 2) развитие таких качеств личности, как  критическое мышление;  рефлексивность; коммуникативность;  креативность;  мобильность;  самостоятельность; толерантность;  ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности; 3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации). Задачи: научить школьников

1) выделять причинно-следственные связи;

2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

3) отвергать ненужную и неверную информацию;

4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;

5) выделять ошибки в рассуждениии;

6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;

7) избегать категоричности в суждениях;

8) определять ложные стереотипы;

9) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;

10) отличать факт от предположения или мнения;

11) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

12) отделять главное от несущественного.                                                

Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения. Технология критического мышления имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.

Модель урока в технологии РКМЧП

Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.

1. «ВЫЗОВ» - позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения последующего учебного материала.

2. «ОСМЫСЛЕНИЕ» - восприятие нового, фаза реализации смысла. Дает новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблицы, кластера).

3. «РЕФЛЕКСИЯ»- учащийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Закрепляется материал, проверяется усвоение.

Как и любая другая дисциплина, «Испанский язык» начинается с этапа организации урока, в ходе которого проходят: взаимное приветствие и перекличка на испанском языке, отметка отсутствующих на уроке учащихся, а также рапорт дежурного и запись даты на доске и в тетрадях. Все последующие этапы занятия непосредственно связаны с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. На этапе «фаза вызова» нельзя обойтись без испанских слов и словосочетаний, которые являются ключевыми для темы урока. Но единственным отличием от уроков по другим дисциплинам будет то, что на уроке испанского языка просто необходимо сначала отработать произношение некоторых слов и словосочетаний.

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП на уроках иностранного языка.

  • «Корзина» идей, понятий, имен («вызов», «рефлексия»)

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной теме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям по данной теме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

  • Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы («вызов», «осмысление», «рефлексия»)

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.  

  • Учебный мозговой штурм («осмысление»)

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

  • «Ассоциации» («осмысление», «рефлексия»)

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения, далее помещаются «ветви» третьего порядка с понятиями, уточняющими сведения второго порядка. Надо составить рассказ, используя по возможности большее количество слов.

  • «Перепутанные логические цепочки» («вызов», «рефлексия»)

Учащимся предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; ученики расставляют события в нужном порядке.

  • Пометки на полях (инсерт) («осмысление», «рефлексия»)

Учащиеся читают текст, делая пометки:                                                                                                            «v» -известная информация;                                                                                                                                «+» - новая информация;                                                                                                                                        «?» - непонятная информация;                                                                                                                                « - » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.                      После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

  • Составление маркировочной таблицы «ЗХУ» («осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометками. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

  • Чтение с остановками («осмысление»)

Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации)  (¿Dónde?¿Cuándo? ¿Quién? ¿Qué?)(Где? Когда? Кто? Что?)  уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) (¿Por qué?  ¿Cómo se diferencian..? )(Почему? В чем различия?)

  • Работа в парах /группах («обучение сообща») («осмысление»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на группы, у каждого ученика номер. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста,  составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.  

  • Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») («осмысление», «рефлексия»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

  • Написание синквейна (пятистрочный белый стих) («рефлексия»)

1. Одно существительное – тема синквейна.                                                                                                      2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.                                                                        3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.                                                                                                                                   4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).                                     5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.                                                                                                                                                Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.  

  • Написание эссе («рефлексия»)

Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю…». Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы.

  • Дискуссия («осмысление», «рефлексия»)

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». Фаза рефлексии плавно и логично перетекает в подведение итогов урока. Всем учащимся выставляются отметки.

Это небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста ученика, развивает его ум, индивидуальность. Технология  помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий на уроках иностранного языка.

                   

Список использованной литературы  

1.      Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.

2.      Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.

3.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

4.      Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.

5.      Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление

6.      Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.

7.      Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"

возможность использовать  технологию РКПЧМ на уроке английского языка...

" Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка"

При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе). У детей раз...

«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.

Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....

Статья по теме «Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики»

Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Это связано с недостаточным уровнем развития мы...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....