Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.
учебно-методический материал по испанскому языку

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чигарёва М.Ю., учитель иностранного языка

ГБОУСОШ№539 Кировского района

с углубленным изучением иностранных языков

Санкт-Петербурга

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека  информационному полю. Цели: 1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений; 2) развитие таких качеств личности, как  критическое мышление;  рефлексивность; коммуникативность;  креативность;  мобильность;  самостоятельность; толерантность;  ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности; 3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации). Задачи: научить школьников

1) выделять причинно-следственные связи;

2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

3) отвергать ненужную и неверную информацию;

4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;

5) выделять ошибки в рассуждениии;

6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;

7) избегать категоричности в суждениях;

8) определять ложные стереотипы;

9) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;

10) отличать факт от предположения или мнения;

11) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

12) отделять главное от несущественного.                                                

Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения. Технология критического мышления имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.

Модель урока в технологии РКМЧП

Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.

1. «ВЫЗОВ» - позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения последующего учебного материала.

2. «ОСМЫСЛЕНИЕ» - восприятие нового, фаза реализации смысла. Дает новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблицы, кластера).

3. «РЕФЛЕКСИЯ»- учащийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Закрепляется материал, проверяется усвоение.

Как и любая другая дисциплина, «Испанский язык» начинается с этапа организации урока, в ходе которого проходят: взаимное приветствие и перекличка на испанском языке, отметка отсутствующих на уроке учащихся, а также рапорт дежурного и запись даты на доске и в тетрадях. Все последующие этапы занятия непосредственно связаны с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. На этапе «фаза вызова» нельзя обойтись без испанских слов и словосочетаний, которые являются ключевыми для темы урока. Но единственным отличием от уроков по другим дисциплинам будет то, что на уроке испанского языка просто необходимо сначала отработать произношение некоторых слов и словосочетаний.

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП на уроках иностранного языка.

  • «Корзина» идей, понятий, имен («вызов», «рефлексия»)

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной теме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям по данной теме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

  • Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы («вызов», «осмысление», «рефлексия»)

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.  

  • Учебный мозговой штурм («осмысление»)

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

  • «Ассоциации» («осмысление», «рефлексия»)

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения, далее помещаются «ветви» третьего порядка с понятиями, уточняющими сведения второго порядка. Надо составить рассказ, используя по возможности большее количество слов.

  • «Перепутанные логические цепочки» («вызов», «рефлексия»)

Учащимся предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; ученики расставляют события в нужном порядке.

  • Пометки на полях (инсерт) («осмысление», «рефлексия»)

Учащиеся читают текст, делая пометки:                                                                                                            «v» -известная информация;                                                                                                                                «+» - новая информация;                                                                                                                                        «?» - непонятная информация;                                                                                                                                « - » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.                      После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

  • Составление маркировочной таблицы «ЗХУ» («осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометками. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

  • Чтение с остановками («осмысление»)

Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации)  (¿Dónde?¿Cuándo? ¿Quién? ¿Qué?)(Где? Когда? Кто? Что?)  уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) (¿Por qué?  ¿Cómo se diferencian..? )(Почему? В чем различия?)

  • Работа в парах /группах («обучение сообща») («осмысление»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на группы, у каждого ученика номер. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста,  составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.  

  • Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») («осмысление», «рефлексия»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

  • Написание синквейна (пятистрочный белый стих) («рефлексия»)

1. Одно существительное – тема синквейна.                                                                                                      2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.                                                                        3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.                                                                                                                                   4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).                                     5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.                                                                                                                                                Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.  

  • Написание эссе («рефлексия»)

Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю…». Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы.

  • Дискуссия («осмысление», «рефлексия»)

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». Фаза рефлексии плавно и логично перетекает в подведение итогов урока. Всем учащимся выставляются отметки.

Это небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста ученика, развивает его ум, индивидуальность. Технология  помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий на уроках иностранного языка.

                   

Список использованной литературы  

1.      Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.

2.      Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.

3.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

4.      Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.

5.      Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление

6.      Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.

7.      Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"

возможность использовать  технологию РКПЧМ на уроке английского языка...

" Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка"

При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе). У детей раз...

«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.

Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....

Использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка

Сегодня одним из актуальных является вопрос развития у ребенка устойчивого интереса к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу р...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).

опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....